Приближается славная дата 30-летия фонда «Возрождение Тобольска». Думается, что многие уже сказали, или еще скажут, добрые слова и о фонде, и о его руководителе.
Что касается моего участия в работе фонда, это было где-то в 2011 г. На одной из научных конференций меня познакомили с Аркадием Григорьевичем Елфимовым, добавив, что этот человек занимается историей Сибири, ее литературой и культурой. Меня это чрезвычайно заинтересовало, ибо в свое время я читал в университете курс, посвященный истории литературы Сибири. Пользуясь случаем, хочу заметить, что наши министерские новаторы в настоящее время убрали этот курс из вузовской программы. И теперь и филологи, и журналисты, получив диплом о высшем образовании, о культуре и литературе Сибири имеют самое смутное представление. Имена Семена Ремезова, Юрия Крижанича, Петра Словцова, Евгения Милькеева, Петра Ершова и многих других им ничего не говорит.
Наше знакомство с Аркадием Елфимовым постепенно переросло в творческую дружбу. По просьбе Аркадия Григорьевича я принимал участие в осуществлении некоторых культурных проектов.
В своих заметках я хотел бы выразить искреннюю признательность председателю фонда Аркадию Елфимову, который на протяжении уже многих лет по крупицам собирает духовную историю сибирского края, издает книги, альбомы, календари. Во многом благодаря ему современный Тобольск превращается в уникальный культурно-исторический центр.
Надо сказать, что уже при первом знакомстве Аркадий Григорьевич произвел на меня самое благоприятное впечатление. Он обладает широчайшим кругозором. Я просто поразился обширности его познаний по истории и культуре Сибири. Мне посчастливилось познакомится с замечательной библиотекой Аркадия Елфимова, которая насчитывает тысячи томов. И практически по каждой книге Аркадий Григорьевич давал необходимый комментарий. Идейное и этическое кредо Аркадия Елфимова – вера в духовное возрождение России. И он делает всё, что отвечает его призванию. Аркадий Григорьевич справедливо считает, что сибирская культура должна служить национальной и мировой культуре.
Яркая личность всегда притягивает единомышленников. Я не ошибусь если скажу, что с фондом связаны сотни людей как в нашей стране, так и за рубежом. И председатель фонда, и его многочисленные соратники – от Владивостока до Калининграда – являются носителями христианских соборных начал, которые являются не формальными, а глубоко личными.
К сожалению, мы подзабыли такое имя, как меценат. А ведь во многом культура России держалась на таких людях, как Рябушинские, Морозовы, Третьяковы. Павел Третьяков в своем завещании писал: «Капитал же в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… Более всех обращаюсь с просьбой к брату Сергею; прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять…». Обратим внимание на последние слова – «не осмеять, но понять». Может быть, именно поэтому отечественному обывателю более понятны деяния наших толстосумов, которые тратят свои миллионы на яхты, машины, дома, а меценатство для него представляется какая-то блажью. Но, к счастью, не перевелись на Руси люди, которые занимаются меценатством не ради рекламных целей, не для раскручивания своего имиджа, а делают все от чистого сердца, создавая великую Россию.
Я думаю, что все те, кто принимает участие в деятельности фонда, понимают, что в настоящее время важно духовное осознание преемственности эпох и поколений. Оно необходимо, чтобы не оторвать искусственно от отечественной культуры культуру современную, ведь культурный процесс – это всегда целостное явление.
Кроме того, важен факт межнационального единения, что противостоит идее разъединения, что свойственно политическим реалиям нашего времени. Знакомясь с изданиями фонда, невольно ловишь себя на мысли, что главную проблему, связанную с культурой Сибири, Аркадий Елфимов решает не только как издатель, но и как философ и художник (подразумевая под этим словом трепетное отношение к сибирской культуре Сибири).
Тридцатилетие фонда – событие, которое я бы назвал эпохальным. О масштабности работы фонда можно судить по многочисленным встречам и конференциям, по его изданиям: книги, альбомы, альманахи, памятные знаки и многое другое. Причем все сделано на высочайшем уровне и по праву может быть отнесено к образцам культуры.
Хочу остановиться на моем первом знакомстве с Тобольском. Это было зимой. Путь от вокзала до Тобольского Кремля был не близкий. Я всегда доверяю своим первым впечатлениям от нового города, в котором я оказался. Мы ехали долго по ночному городу и вдруг впереди на возвышении показался Тобольский Кремль. Все было залито светом и вокруг была такая умиротворяющая тишина и ясность, что показалось – это волшебная сказка спустилась на землю. Это впечатление было настолько сильным, что даже спустя годы оно ничуть не потускнело. И в дальнейшем каждая встреча с Тобольском всегда окрашивалась этой чудесной картиной.
Кстати, именно с Тобольска начался в Сибири прорыв к мировой культуре. Там возник первый в Сибири журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». В 1703 году в Тобольске, по указу Петра I, митрополитом Филофеем (Лещинским) было открыто первое за Уралом учебное заведение — славяно-русская школа, где обучали письму, чтению, русской грамматике, церковному пению, катехизису. Известно, что до ХХ века Тобольск был крупнейшим культурным и духовно-просветительским центром Сибири. Не случайно вплоть до XVIII века на географических картах Тобольск иногда обозначают как «город Сибирь».
Мои впечатления от города созвучны известной легенде о ладони ангела. С.У. Ремезов однажды очень живописно охарактеризовал Тобольск: «Подобен сибирский град Тоболеск - ангелу! Правая его рука - палатный разряд. На длани (ладони) имущий нижний посад, левая рука – соборная церковь и стена каменного столпа, правый бок – яр до Иртыша, левый – увал и река Курдюмка, правое крыло – Тобол до степи, левое – Иртыш. Этот ангел является всей Сибири радожителем и изрядное украшение, и с иноземниками мир и тишина».
Нельзя не согласиться со словами Валентина Распутина, который сказал: «В самые тяжелые и опасные для России 90-е годы минувшего столетия, точно из-под земли вырос в бронзе великий зодчий тобольского кремля – и кремль в те же годы вновь принял в свои стены епархию, а патриарх всея Руси Алексий II дважды навещал Тобольск и назвал его третьим после Москвы и Петербурга духовным центром России.
«Тобольск и вся Сибирь» – это сочетание стало звучать торжественно после того, как подробные очертания всей полунощной страны представил миру сын боярский Ремезов. «Тобольск и вся Сибирь» – так называется свод выпускаемых вот уже несколько лет Фондом «Возрождение Тобольска» книг, отданных самым именитым сибирским городам и землям. В последние 15-20 лет в условиях самовыживания они отдалились друг от друга почти так же, как это было в XVIII веке – и вот, именно Тобольск взял на себя право напомнить им о нашем неотменимом родстве и общей судьбе».
Валерий Хомяков, д. филол. н., проф. ОмГУ им. Ф.М. Достоевского