6 декабря 2019 г. Новосибирское региональное отделение Общероссийской общественной организации Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл» отметило день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского проведением неформальной встречи с представителями православной общественности города в Доме офицеров Новосибирского гарнизона.
Мероприятию предшествовал молебен в часовне святого великомученика Георгия Победоносца Дома офицеров. Во время краткой проповеди протоиерей Димитрий Полушин, руководитель Отдела митрополии по военно-патриотическому воспитанию, отметил, что святой князь Александр Невский представлял собой по-настоящему гармоничную личность: он был одновременно и воином, и политиком, и богословом.
Эту мысль отец Димитрий развил в своём дальнейшем докладе.
– У нас сегодня есть очень хорошие, с изворотливым умом, политики, но чего-то им не хватает... Есть замечательные люди, патриотично настроенные, но у них ничего не получается... Есть воины, которые разбивают о голову кирпичи, гнут железные ломы о шею, но и им чего-то не достает... И вот вам человек, живший в сложнейшее историческое время.
Как личность он формировался в самый разгар этого тяжёлого периода, когда красота и величие Руси, как ее описывал неизвестный нам летописец в «Слове о погибели Русской земли: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!», – обратилось в прах, в ничто.
Но в периоды испытаний происходит некая кристаллизация людей: те, в ком есть тяга к чему-то высшему, становятся лучше, а слабые личности ломаются. Александр слабым не был; он, по сути, заложил основы всей дальнейшей многовековой истории Отечества.
Отец Димитрий привел цитату из интервью с историком Артемием Ермаковым, где тот характеризует личность святого князя:
«Даже те ситуации, в которые он попадает не по своей воле, он превращает в составной элемент своей стратегии. По сути, плен для него превратился в глубокую разведку. Причем он поехал не один, а с братом Андреем. Но брат ощущал это состояние именно как плен и унижение и ничего, кроме унижения, не увидел. Александру же поездка показала, с одной стороны, объективную невозможность вооруженного сопротивления татаро-монгольской военно-государственной машине. В то же время в этом путешествии была выработана долгосрочная союзническая политика. Будучи бесправным, Александр сумел вызвать к себе такое уважение врагов, что они начали рассматривать его как младшего партнера. На тот момент это был минимальный шажок к независимости. Вроде бы очень низко, но уже чуть выше пола. Именно с этой ступеньки его преемники, московские князья, поведут свою партнерскую политику с Ордой, которая шаг за шагом не только опрокинет Орду, но и даст им возможность претендовать на ее политическое наследство.
Не знаю, можем ли мы назвать Александра политическим аналитиком такой высокой пробы? Можно сказать, что он был водим Святым Духом или имел потрясающую интуицию, если так кому-то ближе. Однако он почувствовал перспективы развития России в ту сторону, куда он отправился. Это вообще фантастический момент, но траектория его путешествия стала лет через 600–700 южной границей владений Российской империи. Вектор его движения совпал с вектором развития России как государства и даже с движением русских как народа, которые двигались сюда еще до государственных указов. Принятие князем своей судьбы открыло его потомкам дорогу в этом направлении.
Смирение как победа — вот чему нас учит Александр Невский. Человек вроде бы не видит своей победы. Он получает только поношение от близких, которые разделяют его унижение, не понимая смысла и видя один только срам. Далекие потомки, наоборот, почти не в силах оценить, чем заработано их великое наследие. В данном случае столь длительное народное почитание благоверного князя Александра обусловлено чутьем и верой народа в то, что не сама собой пережила Россия татарское иго и расширилась на восток, не сама собой присоединилась Сибирь. У всего есть первопричина и перводвигатель, свои герои и свои святые». https://litvek.com/br/345316?p=8
В своем выступлении отец Димитрий привел примеры мистического, благодатного влияния святого князя на историю нашего государства. Одним из примеров тому может служить дата 5 декабря 1941 года – начало успешного контрнаступления советских войск под Москвой.
Почитание святого благоверного князя Александра Невского существует не только в России, но и за рубежом. Показатель тому –Александро-Невский кафедральный собор в столице Болгарии Софии. Он был возведен как знак признательности «братушек» императору Александру II за помощь Российской империи в войне Болгарии с Турцией.
Собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, 120-летие которого новосибирцы будут праздновать 29 декабря этого года, стал духовным центром города Ново-Николаевска. Об истории его строительства присутствующим рассказала Ирина Хлебникова, куратор выставок, проводимых «Музеем Новосибирска».
Руководитель регионального отделения Общества «Двуглавый Орёл» Евгений Цыбизов, отметил тонкую духовно-историческую связь между государствообразующей политикой Александра Невского и Сибирью.
– Замыслы Александра Невского о независимости и освобождении Руси от татаро-монгольского ига в формально-историческом плане были завершены в Сибири победой над последним ханом Золотой орды Кучумом в битве, произошедшей на месте современного Новосибирска в 1580 году.
Далее: сибирские полки, прибывшие в столицу в ноябре 1941 года, стали основной ударной силой советских войск, начавшей теснить немцев в результате контрнаступления под Москвой. Произошло это как раз в дни празднования памяти святого князя Александра Невского. Тогда же был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии. Ну и конечно же, то, что первым каменным и главным храмом Ново-Николаевска-Новосибирска, духовно освятившим народ и будущий большой город, стал открытый в 1899 году храм святого благоверного князя Александра Невского, построенный в память об Императоре Александре III стараниями жителей поселения и попечением династии Романовых.
Как было отмечено всеми, кто посетил это мероприятие, оно отличалось какой-то душевной, теплой атмосферой. Этому способствовал не только неформальный стиль подачи материала главным докладчиком протоиереем Димитрием Полушиным, но и чай с пирогами, которыми угощали устроители дня памяти святого благоверного князя Александра Невского своих гостей.
Подводя итог встречи, Евгений Цыбизов сказал о необходимости, важности и регулярности проведения подобных просветительских бесед в городе. При этом, как было отмечено, существует возможность проведения подобных мероприятий и в районах Новосибирской области.