По пути святых апостолов

23 августа/5 сентября - память священномученика Иринея Лионского

0
425
Время на чтение 5 минут

Ириней Лионский, один из самых великих учителей Церкви, родился в Малой Азии, в городе Смирна (ныне турецкий город Измир) около 140 года. Он был учеником святого Поликарпа Смирнского, которого связывали дружественные узы с священномучеником Игнатием Богоносцем. Оба епископа - Игнатий и Поликарп - были учениками святого апостола Иоанна Богослова.
Во II веке по Рождеству Христову крупными церковными центрами были Рим, Ефес и Смирна. Св. Поликарп передал своему ученику Иринею многое из того, что сам слышал лично от апостолов.
Провидя свою мученическую кончину, епископ Поликарп послал Иринея в Галлию (на запад), в помощь лионскому епископу Пофину.

Когда в Галлии началось страшное гонение на христиан, епископ Пофин, желая спасти своего ученика для будущего церковного служения, в 177 году отправляет пресвитера Иринея с мирным посланием в Рим, к епископу Римскому Елевферию. В своем письме епископ Пофин называет Иринея своим собратом и сострадальцем.
В Риме Ириней получает страшное известие о чудовищном гонении на Церковь в Лионе, в котором пострадало множество христиан: погиб 90-летний старец епископ Пофин, твердостью в перенесении страданий и героическою смертью прославились 14-летняя девица Блондина и 15-летний юноша Понтик. На улицах Лиона кучами лежали тела убитых христиан, которые потом сожгли и пепел бросили в реку Рону. Лионская Церковь была разгромлена.

Св. Ириней был избран во епископа Лионского и мудро управлял своей паствой почти 25 лет. Он проповедовал христианское учение как в своей области, так и далеко за ее пределами. Благодаря святителю Иринею в Лионе утвердилась греческая традиция, а Лион становится одним из главных церковных центров того времени.
Для II века Лионский епископ был одним из главных борцов за чистоту апостольского учения, и противником различных лжеучений, которые пытались совратить с истинного пути Церковь Божию. А лжеучений в то время было множество: это и гностицизм, и Маркион со своим лжеучением, отрицающим Ветхий Завет и другие.

Успех лжеучителей был связан с тем, что многие из них были строгие аскеты и часто вели внешне примерную жизнь.
Особо опасны были гностики, стремившиеся растворить христианство в язычестве, в мистицизме. Многих верных они прельщали своим лжеименитым знанием, по-своему трактовали Евангелие, апостольские послания. Из всего этого лжеучителя оставляли только то, что им нравится.
Как говорили св. отцы: у еретиков все есть. У них нет только одного -любви.

Священномученик Ириней был автором многих сочинений, но до нас в целости дошло только одно, самое обширное - "Против ересей", которое состоит из пяти книг. В этом сочинении Ириней опровергает гностицизм, основываясь на Священном Писании и предании св.отцов. В подлинности авторства этого сочинения никогда не было никаких сомнений. Известны еще несколько произведений св. Иринея, сохранившиеся в отрывках: "Послание римскому епископу Виктору", "О единоначалии или о том, что Бог не есть виновник зла", " О схизме" и др.

Для нас особенно важно в творениях святителя-это учение о Церкви, о том, что "правило веры"-это Священное Писание и Священное Предание. Говорит он и том, что истинная правая вера и ведение Бога может быть только в Церкви, которая получила эту веру от святых апостолов-учеников Христовых.
Очень большое значение имеет его учение о иерархии. Церковная иерархия - это не просто механическая передача преемственности от апостолов, а это таинственное передавание благодати Св. Духа избранным для священства лицам.
Добавим, что св. Ириней жил в Церкви, любил Церковь и отдал жизнь свою за Церковь

Во времена святителя Иринея возник церковный вопрос о праздновании Пасхи. Существовало две традиции - малоазийская возможно шедшая от св.апостола Иоанна Богослова, когда Пасха праздновалась в определенный день-14 нисана, и римская, переходящее празднование Пасхи, которое утверждено и у нас.
Когда-то, несмотря на авторитет святителя Поликарпа Смирнского, единомыслие в этом вопросе так и не было достигнуто.

И решено было, что каждая церковь держится своей традиции. Это не нарушало Литургических единства поместных церквей. Это очень важно - православное христианство уважает традиции, которые сложились в местных церковных общинах - это не может быть поводом для раскола. Но когда искажали истину, нарушали догматы, основы вероучения, то тогда исповедники православия уже возвышали свой голос. И вот при римском папе Викторе и свт. Иринее вопрос празднования Пасхи возникает вновь.

Римский папа Виктор собирался отлучить от Церкви восточных христиан, не соглашавшихся с западными в вопросе празднования Пасхи. Мы видим, что здесь уже стало зарождаться стремление Рима первенствовать перед другими поместными церквями, которое основывалось на том, что в Риме пострадали апостолы Пётр и Павел и на том, что Рим являлся центром Империи.

Святой Ириней Лионский имел в то время большой авторитет во всем христианском мире, поэтому он и смог обличать нетерпимость и властолюбие папы, и папа Виктор вынужден был прислушаться к его мнению, и мир в Церкви был восстановлен.
Сочинения святителя Иринея, его жизнь доносят до нас ту удивительную любовь, которую имели первые христиане между собой. Какой любовью, живой верой дышат слова священномученика Иринея о своём учителе. Уже в глубокой старости он писал своему другу Флорину: "Я был отроком, когда видел тебя у Поликарпа. Я помню, что происходило... И я теперь могу описать тебе места, где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп. Могу описать образ жизни, вид тела и наставления, которые он говорил народу. Близкое обращение, какое, как говорил он, имел с Иоанном и с прочими, и все, что вспомнил он о сих словах, что слышал от них о Господе... Я слушал это тогда, по милости Божией, с ревностью, и писал не на бумаге, а на сердце".
До нас не дошли исторически точные сведения об обстоятельствах мученической кончины священномученика Иринея. Известно только, что он пострадал в гонение Септимия Севера. Православная Церковь празднует его память 23/5 сентября.
Интересна и судьба его святых мощей. Гробница была разорена во время религиозных войн протестантов-гугенотов, однако в Лионе существуют мощи Лионских мучеников, среди которых есть и частицы мощей святителя.

Священномученик Ириней Лионский является носителем апостольских традиций и борцом за истину православия против различных лжеучений своего времени. Он с поразительной подробностью описал заблуждения гностицизма. Обосновал необходимость Священного Писания и Священного предания, доказал, что истинных Евангелий может быть только четыре. Показал, что критерием истинности для всех и всего является соответствие учению Церкви, переданному святыми апостолами. И самое главное, что он передал нам дух той любви, живыми носителями которой являлись святые апостолы.
Св.апостол Иоанн Богослов, священномученики Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский и Ириней Лионский - звенья одной цепи, которая восходит непосредственно к самому Спасителю. И это преемство существует в Церкви и доныне и не столько во внешнем рукоположении, но, прежде всего, в следовании духу и истине своих богодухновенных учителей и наставников.
Подвиг и пример святителя Иринея так важен для нашего времени. Он помогает нам глубже понять и ценить нашу веру, которую передали нам наши апостолы, святители, преподобные, праведные, св. Царственные страстотерпцы, новомученики и исповедники Российские и древние мученики, пережившие чудовищные гонения, но не отступившие от истинной веры.

Протоиерей Алексий Яковчук, клирик Михаило-Архангельского храма г. Белебея Нефтекамской епархии Уфимской митрополии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Алексий Яковчук
Два святителя
Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Часть 2
06.03.2019
Митрополит Алма-Атинский Николай
Часть 1. Путь исповедника
25.12.2018
В октябре 1993-го...
К 25-летию со дня расстрела Белого дома
03.10.2018
Два служения митрополита Мануила
К 50-летию блаженной кончины
09.08.2018
Все статьи Протоиерей Алексий Яковчук
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28