Два святителя

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Часть 2

0
677
Время на чтение 8 минут


Часть 1

И утешает нас,
Что и тебе Господь дал утешение.

А сердцу нашему благое умиление-

Совсем в недавний час

Послал на место твоего упокоения

Соседа доброго,

С кем вместе ты служил,

И кто преемником твоим

достойным был.

Мы видим Божье в том благословение

Стихи архимандрита Исаакия (Виноградова)

После смерти святителя Николая (Могилевского) Алма-Атинская епархия осиротела, погрузилась во тьму на целых пять лет. Такое уже было в истории нашего Отечества, когда после смерти святителя Алексия, митрополита Московского, начались годы безвременья. Князь Дмитрий Донской, воспитанный святителем, не мог принять другого архипастыря. Святитель предвидел церковную смуту и очень об этом скорбел. Он даже пытался уговорить занять первосвятительскую кафедру преподобного Сергия, но тот сказал, что он никогда не был золотоносцем и отказался от святительства. Митрополит Алексий понимал, что у преподобного Сергия иное служение, не менее важное для Руси, и не стал настаивать.
Что-то подобное происходило и на Алма-Атинской кафедре. Все попытки назначить нового святителя ни к чему не приводили. Доходило до оскорблений и угроз со стороны прихожан. Таким образом, был утерян духовный мир между духовенством и паствой. Алма-Атинская паства... Воспитанная на примере святителя Николая(Могилевского), ревностного архипастыря, молитвенника и исповедника, никакого другого архиерея принять она не могла, так как от нового архипастыря паства требовала такой же духовной высоты. К 1960 году вообще встал вопрос о закрытии Казахстанской митрополии. И тогда Святейший патриарх Алексий I решил предпринять еще одну попытку. Он назначил на Алма-Атинскую кафедру святителя Иосифа (Чернова).

Святитель Иосиф, более 20 лет проведший в тюрьмах и ссылках, жил в это время на поселении, после того, как освободился из Карлага-лагеря для политзаключенных, который находился на территории Казахской ССР. Когда он оказался в Кокчетаве, то долго не мог найти квартиру для поселения, русские люди боялись принять к себе ссыльного епископа. И Господь послал ему людей, которые спасли его. Приютила его простая казахская семья: отец-вдовец с тремя детьми. Владыка нянчил малышей, пел им колыбельные песни, помог им выйти в люди. Он продолжал им помогать и тогда, когда они стали взрослыми. Старший-Сапаргали, благодаря помощи и молитвам святителя Иосифа, выучился и стал врачом. И, хотя он не принял православную веру, всегда с большой любовью и благодарностью относился к Владыке, приходил на службу, когда служил Владыка Иосиф, называл митрополита Иосифа «мой апа» - дедушка. В доме у него на видном месте висел портрет святителя Иосифа.
Да и сам Владыка умел быть благодарным.

В детстве он был странным мальчиком. Любил играть в архиерея и вовлекал в эту игру всех окрестных ребятишек. Служил в маминой черной юбке со складками, а вместо митры надевал ворованную у соседки тыкву. Потом всю жизнь за эту соседку молился.
Митрополит Иосиф молился за всех, кто хотя бы раз сделал ему добро, оказал помощь. При этом он забывал о тех несправедливостях, которые он в то же время мог терпеть от этих людей.
Поступить в монастырь, чтобы молиться с самого детства, было его мечтой, его любовью. Великая сила любви исходила от Владыки, притягивала к нему сердца людей независимо от возраста и профессии.

Владыку Иосифа назначили на архиерейскую кафедру в Алма-Ате, когда в самом разгаре шло хрущевское гонение на Церковь. Это было очень трудное для православных время.
Когда митрополит Иосиф приехал в Алма-Ату, он повел себя очень неожиданно. Он не пошел служить в Никольский кафедральный собор, а отправился в Казанский. Власти специально поддерживали смуту, играли на том, что одной части верующих нравится один архиерей, а иным верующим-другой. Теперь же прихожане Никольского собора испугались, что собор потеряет статус кафедрального. Тогда Владыка приехал в Никольский и спросил прихожан, как они могут судить о нем, если ничего о нем не знают. И предложил им молиться. Постепенно сердца людей оттаяли, народ принес покаяние, а на зачинщиков смуты митрополит Иосиф наложил епитимию-до конца своей жизни рассказывать верующим о том, что произошло в Алма-Атинской епархии.

Управление митрополита Иосифа в Алма-Ате было исключительно мирным и спокойным. Этот город представлял собой духовный оазис, где сохранялись островки православного благочестия посреди мусульманского населения. И даже среди атеистического населения живы были еще традиции восточного гостеприимства, милосердия и нравственности. Также здесь было много людей, переживших голод, лагеря, репрессии, и решивших остаться на многострадальной казахской земле. Такой выбор сделали карагандинский старец Севастьян, митрополит Николай(Могилевский). И теперь такой же выбор сделал митрополит Иосиф(Чернов). Владыка Иосиф стал достойным преемником митрополита Николая Алма-Атинского. Он смог умирить конфликты, заслужить доверие паствы. Он был очень скромным и добрым, с отзывчивой от природы душой.
Не получив духовного образования, владыка Иосиф постоянно работал над собой, читал духовную и художественную литературу. Митрополит Мануил (Лемешевский), хорошо знавший митрополита Иосифа, свидетельствовал: «Проповеди его отличались образностью, поэтичностью и живостью». Как и святитель Николай(Могилевский), Владыка Иосиф особенно почитал Иверскую икону Божией Матери. Была отчетливо видна духовная связь двух святителей. Митрополита Николая Владыка очень уважал, во многом подражал ему, но шел своим, данным ему Богом, путем. Можно сказать, что Владыка Иосиф юродствовал, предсказывая свою судьбу. Например, он говорил, что из этого города он, вероятнее всего, не уедет, и здесь покойному митрополиту Николаю скажет: «Подвинься, брате...»

Когда власти потребовали от митрополита Иосифа сказать проповедь о полете Юрия Гагарина в космос и о том, что тот не видел в своем полете Бога, Владыка не растерялся. В своей проповеди он сказал: «Юрий Гагарин в космос летал и Бога не видел. А Бог его видел и благословил...»
Святитель Иосиф почитал святого праведного Иосифа, имя которого он носил. День его тезоименитства приходился на Неделю святых праотец перед Рождеством Христовым. В этот день в одной из своих проповедей Владыка говорил: «Помолимся святым праотцам, чтобы и они о нас помолились Господу Богу. Святые праотцы жили не по написанному на бумаге закону, а по начертанному на совести каждого человека, на сердце его.»

Очень интересно митрополит Иосиф говорил о богослужении, о его красоте. Великие вселенские учители очень красиво служили, изящно, просто и естественно. И при этом у них не было никакой театральности. По мнению Владыки, богослужение должно отличаться благолепием и молитвенностью.
Очень много времени Владыка уделял молодежи, понимал, что Церкви очень нужны молодые люди-продолжатели православных традиций. Он часто принимал в своем доме молодых людей, которые находились в поисках истинного смысла жизни. Святитель с ними долго беседовал, давал им читать художественную литературу, которая в школьной программе тех лет даже не упоминалась. Сам он также читал книги, слушал музыку, постоянно делал какие-то выписки. Владыка был в курсе интеллектуальной жизни своих современников. В своих проповедях он часто обращался к примерам из художественной литературы. Для Владыки Иосифа была характерна широта взглядов, но все у него было подчинено одной идее-как человеку прийти к Богу. Некоторых молодых людей святитель благословлял учиться в семинарии, других-получать высшее образование, чтобы, пройдя через все искушения жизни, могли потом послужить Церкви. Некоторые вещи Владыка черпал из художественной литературы, другие-чувствовал интуитивно. Он обладал даром прозорливости, предсказал многие события в жизни Алма-Атинской епархии, события в личной жизни своих духовных чад.

Проповеди митрополита Иосифа, высота его духовной жизни, добрые дела привлекали к нему большое количество людей. И, хотя власти в Казахской ССР относились к религии терпимее, чем в других уголках советской страны, деятельность Владыки Иосифа не могла не вызывать их настороженности. Святителю приходилось много страдать, к тому же силы его были подорваны тюрьмами и ссылками. Но Владыка шел тем исповедническим путем, которым прошли и Святейший Патриарх Тихон и тысячи новомучеников и исповедников Российских. Ему приходилось постоянно сталкиваться с грубым вмешательством уполномоченных, отстаивать достоинство Церкви. А уполномоченных он пережил не одного, не двух, а целых 14. Постоянные доносы, преследования, придирки. Своеобразной «валерьянкой» для него была его собака Джерри, которая отвлекала Владыку от страшной действительности, в которой ему приходилось жить и служить. С Джерри он просто отдыхал, собака ему очень помогала. Несмотря на все преследования, доносы и гонения, власти Казахстана, уполномоченные, тем не менее, ценили Владыку Иосифа, отдавали дань его мудрости, рассудительности. И они выдвинули его кандидатом на патриарший престол. Но и здесь Владыко поступил мудро. Он понимал, что у него нет уже сил, прошлое ему не простят, а, самое главное, он понял, что Казахстан-это его удел.

Умер Владыка Иосиф от перитонита. Однажды некая старица предсказала святителю, что он умрет от ножа. Поэтому митрополит всячески избегал хирургического вмешательства. Но на все промысел Божий. На Успение Пресвятой Богородицы 1975 года Владыка служил. После этого была трапеза, и митрополит ел рыбу и проглотил большую рыбью кость. Он прошла по пищеводу, прошла через желудок и воткнулась в кишечник. Владыка испытывал нестерпимые боли. Делать нечего, пришлось подчиниться врачам и согласиться на операцию. Его резали три раза, потом нашли причину, но Владыку уже спасти не удалось. Душа его покинула этот мир. Это случилось 4 сентября 1975 года, в день празднования Грузинской иконы Божией Матери. Провожали любимого святителя Иосифа белыми розами. Цветы... Так много с ними было связано в жизни святителя. Еще в детстве, будучи послушником в монастыре, Ваня Чернов вместе с другими верующими встречал икону Божией Матери Белыничскую. У мальчика было доброе, сострадательное сердце, он любил молиться, любил монастырскую службу, очень любил Божию Матерь. А от любви люди иногда совершают безумные поступки. Ваня набрал полную корзину ландышей, чтобы усыпать ими всю дорогу, по которой крестным ходом несли его любимую чудотворную икону Царицы Небесной. А когда цветы в его корзинке закончились, мальчик начал бросать на дорогу лопухи и крапиву-лишь бы не оставить Пречистую без цветов. Эти цветы вспомнились Владыке во время первого его ареста. Из тюрьмы его отправили в ссылку, и люди, которые очень его любили, бывали на его службах, осыпали весь его путь до вагона белыми астрами. И Владыка Иосиф принял это как подарок, дар от Божией Матери.

Много в жизни пришлось пережить митрополиту Иосифу: гонения, ссылки, немецкий плен, клевету. На руках у него были перебиты все пальцы-так издевались над ним во время допросов. Ноги его тоже были искалечены и плохо сгибались.

Жизнь на земле исполнена горечи, скорбей и болезней. А цветы Владыка считал посланцами рая на земле. Святитель Иосиф умел радоваться жизни. И нес он эту радость окружающим-верующим и неверующим, и тем, которые еще находились в поисках смысла жизни.
А теперь живые цветы украшают его могилку.

Два святителя... Два светильника, которых дал Господь богохранимой Алма-Атинской пастве, а вместе с ними и всем нам. Святитель Николай прославлен в лике святых, святитель Иосиф пока не прославлен. Он взял посох митрополита Николая и продолжил его служение. Мы верим в их молитвенное предстательство, в их ходатайство за свою паству, за всех любящих и почитающих их.

Два Владыки-Николай и Иосиф-это райские цветы Российской земли. Святитель Николай предстательствует также и за многострадальный народ Украины, за свою первую паству. Сейчас на этой земле пытаются внести раскол, посеять вражду между верующими, исказить чистоту православной веры. Да и с Казахстаном теперь нас разделяют государственная граница. Но дай нам Бог, чтобы наша общая вера, наша история, святые православные, наше славное прошлое помогло преодолеть вражду и разделение.
Святителие Николае и Иосифе, молите Бога о нас!
(По материалам книги В. Королевой «Свет радости в мире печали»)
Протоиерей Алексий Яковчук, клирик Михаило-Архангельского храма г. Белебея Нефтекамской епархии Уфимской митрополии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Алексий Яковчук
По пути святых апостолов
23 августа/5 сентября - память священномученика Иринея Лионского
04.09.2019
Митрополит Алма-Атинский Николай
Часть 1. Путь исповедника
25.12.2018
В октябре 1993-го...
К 25-летию со дня расстрела Белого дома
03.10.2018
Два служения митрополита Мануила
К 50-летию блаженной кончины
09.08.2018
Все статьи Протоиерей Алексий Яковчук
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28