Антистоличный налог

Новости Москвы 
0
461
Время на чтение 7 минут

Проблема экономической концентрации

Москва, будучи историческим центром нашей страны, некогда превратилась в символ. Через образ Москвы шла репрезентация государства и нации. Говорилось "Москва" - понималось "Россия", а потом - "Советский Союз". Москва была не просто главным городом, а той частицей общности, в которой эта общность узнавала себя.

А что теперь? Функция символа сохраняется, куда же без этого. Но появилось и противопоставление. Сегодня часто можно услышать, что Москва - это не Россия. Страна и нация теперь как бы состоят из двух частей, одна из которых - это столичная агломерация и её жители, а вторая - всё остальное. Было запущено в оборот презрительное словечко "Замкадье" - огромные российские просторы получили статус безнадёжной провинции. Если же смотреть на Москву оттуда, из региональной глубинки, она будет казаться опухолью, тянущей из организма соки и лишающей его здоровых сил. С этой точки зрения Москва выглядит некой концентрацией зла.

Но злая воля тут ни при чём. На самом деле мы имеем дело с ярко выраженным, но вполне объективным процессом экономической концентрации.

Столица привлекает людей. Это место, где всегда что-нибудь происходит. Есть, чем заняться, - это справедливо и в отношении досуга, и в отношении работы. Есть работа - есть доход. Рост доходов столичных жителей притягивает продавцов самых разных товаров. Ёмкость столичного рынка позволяет продавать больше и по более высоким ценам. Значительная часть национальных денег обращается именно в столице. И те, кто хоть как-то участвует в этом обращении, могут урвать свою долю столичного благополучия, несмотря на присущую столице дороговизну. Всё равно на руках останется больше, чем можно заработать в провинции. Люди ругают столицу, но всё равно едут в неё, ещё больше увеличивая ёмкость рынка и подстёгивая процессы концентрации.

Удалённые от столицы регионы теряют людей и нищают, что становится всё более острым вызовом национальной безопасности.

Финансовое регулирование

Перед российской государственностью стоит задача изменить финансовую карту страны. Долю столицы в совокупных финансах необходимо уменьшить, долю регионов - увеличить. Один из возможных вариантов - перекроить финансовые потоки, блокировав переток денег из регионов в столицу.

Но внятного экономического механизма, позволившего бы это сделать, не прослеживается. Бизнес всегда идёт за рынком. Любое успешное региональное предприятие рано или поздно задумывается о том, что неплохо бы продавать свою продукцию и в столицу. Выход на столичный рынок позволит значительно увеличить выручку. В случае удачи столичный филиал быстро приобретает решающее значение, а это значит, что центр бизнеса, а следом за ним и головной офис перемещаются в столицу.

Остановить переток людских, а за ними и финансовых ресурсов в направлении столицы административными мерами нельзя. Как показал советский опыт, это движение можно лишь несколько ограничить, но снять остроту проблемы с помощью запретов и распоряжений не получится. Следовательно, надо рассмотреть возможности финансового регулирования.

Одним из самых удобных финансовых инструментов является налогообложение. Налоговая система чужда субъективности - налоги взимаются, невзирая на лица и по заведомо известным правилам. В то же время, корректируя эти правила, можно добиваться желаемого результата, поскольку участники экономических отношений чутко реагируют на любые изменения в этой сфере.

Однако существующая налоговая система не приспособлена к решению проблемы экономической концентрации. Грубо говоря, у нас есть два типа налогов. Федеральные налоги взимаются на всей территории России одинаковым образом и поступают в федеральный бюджет. Местные (региональные) налоги взимаются на определённой территории и идут в местный бюджет. Регионы, имеющие обширную налоговую базу, могут устанавливать минимальные ставки, - они и так получат достаточно средств. Бедные регионы вынуждены задирать ставки, но и с высокими ставками они будут испытывать финансовый голод. Подобная ситуация ещё больше усугубляет проблему территориального неравенства, стимулируя переток людей и бизнеса из бедных регионов в более богатые (а в конечном счёте - в столицу).

Бедные регионы могут получать какие-то деньги из федерального бюджета (например, в виде бюджетных субсидий). Но сколько бы им не вернулось, теряют они гораздо больше.

Концепция антистоличного налога

Для того, чтобы как-то взломать ситуацию с экономической концентрацией, нужен совершенно особенный налог. Он должен взиматься в столице, а средства должны поступать в провинциальный бюджет. Инициатором введения такого налога может выступить только федеральная власть. То есть мы получаем федеральный налог, работающий в пределах ограниченной территории. Это и нонсенс, и определённое нарушение прав субъекта федерации (столицы), но, пожалуй, без этого не обойтись.

Как взимать налог

Смысл антистоличного налога состоит в том, чтобы создать дополнительную нагрузку на финансы в столичном регионе, сделав операции внутри него менее выгодными. Но что должно быть объектом обложения?

Возможны разные варианты. Во-первых, облагаться могут сделки между предприятиями. Но тут возникает проблема: как отнести ту или иную сделку к столице? Физическое расположение и место реального осуществления бизнеса далеко не всегда совпадают с тем, что написано в бумагах. А с точки зрения налогообложения бумаги важнее. Предприятия могут перерегистрироваться в провинциальный регион и проводить сделки через провинциальные банки, продолжая в то же время работать именно на столичный рынок.

Второй вариант антистоличного налога мог бы выглядеть как дополнительный подоходный налог. Столичный "навесок" к подоходному налогу, в общем-то, неплохо бы смотрелся. Плоская шкала налога считается несправедливой. Ставку антистоличного налога можно было бы дифференцировать в зависимости от величины дохода. Чем больше доход, тем больше удерживается. Однако, очевидно, что самые состоятельные люди сразу же выйдут из числа столичных резидентов. Они зарегистрируются в провинции, хотя жить и работать по-прежнему будут в столице.

Можно взимать антистоличный налог с выплат, производимых именно в столице, независимо от того, где зарегистрировано лицо, получающее доход. Но и в этом случае стоит ожидать формальную миграцию бизнеса за пределы столичного региона. Предприятие, зарегистрированное вне столицы, но продолжающее работать на столичный регион, получит конкурентное преимущество: выплачивая своим работникам на руки столько же, что и столичные резиденты, оно будет нести меньше издержек, что позволит установить более низкую цену и увеличить свою долю рынка либо получать большую прибыль при сохранении среднерыночных цен.

Таким образом, вышеописанные способы организации антистоличного налога не подходят. Пожалуй, самым оптимальным вариантом является налог с продаж. Всякая легальная продажа совершается с применением кассового аппарата, картридера или банкомата, а локализация каждого такого устройства достаточно жёсткая. Если мы хотим обложить дополнительным налогом движение денег именно в столице, то мы можем распознать реальное место сделки по её прохождению через одно из подобных устройств.

Для защиты малоимущих слоёв населения следует предусмотреть минимальный порог, платежи ниже которого облагаться не будут. Таким порогом может быть, например, сумма чека в 20% от МРОТ (минимального размера оплаты труда). Также из-под налога надо вывести оплату коммунальных услуг. Возможно введение прогрессивной шкалы налога: чем выше стоимость покупки, тем больше ставка.

Такая форма организации антистоличного налога создаст необходимую дополнительную нагрузку на столичный денежный оборот. Возможно, люди начнут искать товары за пределами столицы, что позволит оттянуть от неё некоторую часть денежных потоков.

Как использовать полученные средства

Создание нагрузки на обращение денег в столице - это только одна сторона дела. Важно ещё и правильно распорядиться собранными деньгами. Их нельзя оставлять в столице, иначе пропадёт весь смысл нового налога. Они не могут быть зачислены в федеральный бюджет, потому что таким образом деньги обезличатся и могут снова вернуться в столичный регион в виде финансирования тех или иных структур, проектов или программ. Собранные средства должны уйти в провинцию.

Но провинция слишком велика. Если краску размазать по слишком большой плоскости, можно и не заметить, что что-то покрашено. Также и с деньгами. Необходимо не просто потратить собранное, а заставить деньги работать. Переданные в провинцию, они должны притянуть туда другие деньги.

Поэтому всю сумму полученного налога имеет смысл направить в какой-то один регион. Выбор региона должен осуществляться на основании определённого алгоритма, предполагающего, в частности, два важных момента. С одной стороны, следует выбрать действительно проблемный регион. Помощь уместна там, где для развития явно не хватает собственных источников. С другой стороны, вкладываться надо, прежде всего, туда, где это вливание окажется достаточным, чтобы переломить ситуацию.

Передачу средств в регион-донор не стоит сводить к обезличенному зачислению сумм антистоличного налога в региональный бюджет. Иначе деньги могут уплыть из региона в виде выплат по кредитам столичных и иностранных банков, платежей поставщикам из других регионов и другими подобными путями. Деньги, изъятые в момент совершения розничных сделок в столице, должны стать средством розничных платежей в провинции. Грубо говоря, их надо раздать народу - всем жителям региона в равной доле. Как это сделать? Людям, живущим на пенсии или пособия, просто увеличить выплаты. Тем, кто работает, можно компенсировать на эту сумму удерживаемый с них подоходный налог.

Получив в своё распоряжение больше денег, местные жители начнут больше тратить. Они смогут покупать больше и по более высокой цене. В результате вырастет ёмкость местного рынка. Сюда станет выгодно везти товары. Создастся точка притяжения бизнеса, следом за бизнесом потянутся люди. Регион получит новую жизнь.

Для того, чтобы эти процессы смогли стартовать и принести какие-то плоды, требуется время. Поэтому право получать средства, собранные с помощью антистоличного налога, должно быть закреплено за регионом-донором на 3-5, а возможно и 10 лет. По истечении этого срока антистоличный налог перенаправляется в пользу нового региона.

Воспроизводимость модели

Москва - это, конечно, столица из столиц, но понятие столицы применимо не только к Москве. Санкт-Петербург недаром носит имя северной столицы России. Он также притягивает к себе людей и финансы, хотя и в меньшей степени, чем Москва. Антистоличный налог уместно взимать и в Петербурге, может быть, немного снизив ставку по отношению к Москве. Суммы, собранные в Петербурге, должны идти в ещё один провинциальный регион. Эту схему можно распространить ещё на несколько городов, играющих роль крупных региональных центров.

Схема применима и внутри одного региона. У каждой области, края или республики есть своя столица, в которой на местном уровне концентрируются все ресурсы. Люди едут в центр, а глубинка пустеет и нищает. Местный антистоличный налог мог бы работать на выравнивание ситуации. Средства, собранные в столице субъекта Федерации, направлялись бы в тот или иной район, нуждающийся в экономическом стимуле.

Эффективность

Длительное применение вышеописанного механизма обязательно принесёт значимый позитивный результат. Налоговый инструментарий позволяет проводить точную настройку, добиваясь нужной отдачи. Регулируя ставку, можно сделать жизнь в столице менее привлекательной, тогда как жить в провинции-доноре будет ощутимо выгодно. Бизнес получит сигнал, что развитие должно быть распределённым, а не сосредотачиваться исключительно в центре. Лет за 50 данный налог преобразит Россию.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

22. Ответ на 18., Андрей Карпов:

Это командно-административная мера. Она провалится. При нынешней ситуации компании будут стараться при первой возможности вывести по максимуму финансы в Москву.

Ну, положим, ввести новый налог, а потом его раздать бедным - это тоже командно-административная мера. Другой вопрос - она действительно выглядит эффективнее, чем оставлять в бюджете субъекта НДПИ, например.
Кирилл Д. / 16.05.2019, 13:36

21. Ответ на 11., рудовский:

Оставьте часть НДПИ в регионах и переведите некоторые крупные компании опять же в регионы: Русгидро - в Красноярск, Роснефть - в Самару, Алросу - в Архангельск/Якутию...

Первое. А что делать регионам, где этих ПИ нет? ) При том, что, где ПИ есть, живут и так лучше, чем где их нет. Например, ВРП на душу населения в ХМАО >2 млн. рублей, а в Ивановской области - 180 тыс. рублей. Well, how do you like it, Elon Mask? ) Второе. Это увеличивает бюджет субъекта РФ, но уменьшает федеральный. Третье. Это обезличенно оседает просто в бюджете субъекта РФ. Автор же предлагает, грубо говоря, прямо раздать бедным людям деньги - у богатых москвичей отнять, бедным провинциалам раздать. Экономически это будет явно эффективнее.
Кирилл Д. / 16.05.2019, 13:34

20. Ответ на 14., Андрей Карпов:

Предлагаемая механика не оставляет места распилу. Никто не решает, как тратить собранные деньги, они сразу же идут людям.

У нас легко разворовываются любые деньги.
Коротков А. В. / 16.05.2019, 11:11

19. Ответ на 12., рудовский:

охтенский обывательвот вы в Магадан и отправляйтесь, раз вы такой умный и такой честный :)

кто куда поедет решать не Вам, это должны решать компетентные органы. Вы, рудовский, к счастью, к их числу не относитесь. Русь Святая, храни Веру Православную!

18. Ответ на 11., рудовский:

НДПИ в регионах и переведите некоторые крупные компании опять же в регионы:

Это командно-административная мера. Она провалится. При нынешней ситуации компании будут стараться при первой возможности вывести по максимуму финансы в Москву.
Андрей Карпов / 16.05.2019, 08:17

17. Ответ на 10., Кирилл Д.:

а есть постоянно действующие факторы притягательности больших городов. Они никуда не денутся, и потому тенденция может быть смягчена, но не переломлена.

Если все столицы будут обложены подобным перекрёстным налогом в пользу провинции, их притягательность в скором времени поблёкнет. Сейчас есть алгоритм успеха - "еду в город", если это не будет работать какое-то время, то будет выработан алгоритм успеха жизни "на месте". Надо лишь поставить существующий стереотип под вопрос. Подобно тому, как сейчас в московском метро переучивают граждан пользоваться эскалатором. Раньше было - стойте справа проходите слева. Сейчас - занимайте обе стороны эскалатора. Изменится стереотип, изменится ситуация с пассажиропотоком.
Андрей Карпов / 16.05.2019, 08:15

16. Ответ на 9., Кирилл Д.:

Например, это субъект, где темпы роста населения самые низкие (точнее, темпы падения самые высокие).

Не совсем так. Я же писал. Нужен не просто "тонущий" регион, а тот, кому такого вливания будет достаточно, чтобы "всплыть". Не формальный критерий нужен, а математическое моделирование на основании всех имеющихся данных.
Андрей Карпов / 16.05.2019, 08:11

15. Ответ на 9., Кирилл Д.:

Некоторую область осыпают из столицы золотым дождём в течение 3-5-10 лет, а потом всё. Тогда лучше, быть может, не на повышение зарплат и пособий в данной области их потратить (а то через 3-5-10 лет они резко упадут, и в области начнётся восстание), а на какой-нибудь важный для области (инфраструктурный) проект.

В том-то и дело, что не лучше. Этот "золотой дождь" увеличивает ёмкость рынка. И создаёт почву для роста местного бизнеса. Это - стартовый механизм, вроде искусственного дыхания или массажа сердца. Потом сердце запускается и работает самостоятельно. Если центр будет финансово придавлен ВСЕГДА (что следует из концепции данного налога), то регион после переноса с него "золотого дождя" на другой участок, не будет откатываться к прежнему состоянию. Чуть-чуть просядет, но только чуть-чуть. Потому что, то, что в него придёт, уже не откатится в столицу.
Андрей Карпов / 16.05.2019, 08:08

14. Ответ на 8., Коротков А. В.:

Практика такого налога будет способствовать очередному распилу, только и всего.

Предлагаемая механика не оставляет места распилу. Никто не решает, как тратить собранные деньги, они сразу же идут людям. В месяц Т собраны в столице, в месяц Т2 та же сумма распределена в провинции (равными долями между всеми получателями).
Андрей Карпов / 16.05.2019, 08:02

13. Ответ на 7., охтенский обыватель:

Все предлагаемые меры - косвенные

Данная мера предлагается в рамках существующей рыночной системы. Я не уверен, что переход (возврат) к командно-административной системе даст основание для рывка.
Андрей Карпов / 16.05.2019, 08:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52