Предлагаем вниманию читателей небольшое исследование краеведа из Брянска, в котором речь пойдёт не только об одном из старообрядческих храмов одного из уездных городов нашего Отечества, но и о наполненной драматизмом судьбе наших соотечественников в далёком Китае.
Речь пойдёт об истории старообрядческого храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который располагался на Тростанской (ныне Первомайской) улице Новозыбкова. В народе этот храм назывался Петуховским, по фамилии главного устроителя - Василия Петухова. Первые сведения по обозначенной теме я встретил в журнале «Церковь» за 1913 г., который приобрёл в лавке Рогожской слободы в Москве.
Со временем обнаруживались всё новые и новые данные как о самом храме, так и членах его общины. К моменту публикации материал оказался весьма объёмным, поэтому он разделён на десять взаимосвязанных между собой главок, повествующих об истории храма со времени его строительства и освящения до закрытия и утраты, а также о судьбе членов совета общины. Особое внимание уделено фактам из биографии Новозыбковского старообрядческого епископа Флавиана и староверам Новозыбкова в Харбине, поскольку, во-первых, эта информация сама по себе интересна, а во-вторых, малоизвестна широкой публике.
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней»
В жизни христианина образ Царицы Небесной занимает особое место, поскольку Она имеет исключительное отношение к Богу и дерзновение как Матери ходатайствовать пред Ним. При этом в силу одинаковой с человеком природы Дева Мария самый лучший посредник между нами и Спасителем. Её предстательство выше всякого. Именно к Ней единственной, помимо Бога, люди обращаются со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас!».
Почитание Богородительницы имеет ярко выраженный литургический характер. Православное богослужение содержит в себе множество молитвенных обращений к Богоматери. Её имя постоянно звучит в храме наряду с именем Христа.
На Руси храмы в честь Пречистой Девы стали появляться уже в X веке. Одним из первых в 995 г. на берегу Волхова построил епископ Иоаким Корсунянин в честь Рождества Богородицы. Другой Рождество-Богородицкий храм был возведен в скором времени на Новгородской земле преподобным Антонием Римлянином. Из построенных святым древней Руси Андреем Боголюбским каменных храмов первым стал именно храм Рождества Богородицы в Боголюбове (1157).
Наши благочестивые предки строили храмы и в честь других событий, связанных с жизнью Богородицы. Это и знаменитая церковь Покрова на Нерли, Успенский собор Московского Кремля, собор в честь Покрова Божией Матери (храм св. Василия Блаженного) и др.
Однако особым образом при наименовании храмов все же отмечен двунадесятый, т.е. важнейший после Пасхи великий праздник светлого Рождества Пресвятой Марии Девы (21 сентября), празднуемый церковью как день всеобщей радости.
В народной традиции этот праздник - вторая после Преображения Господня встреча осени.
Богородичные храмы в Новозыбкове и уезде в начале XX века
Согласно Трудам Черниговской губернской архивной комиссии за 1906-1908 гг. (Чернигов, выпуск 7) к началу XX столетия в Новозыбковском уезде был построен и действовал 21 Богородичный храм: в Старых Бобовичах - Рождественско-Богородичная церковь (1870 г.); в Деменке - Введения во храм Пресвятой Богородицы (1841 г.); в Замишеве, Хохловке, Манюках, Сачковичах, пос. Злынке - в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в пос. Климове - деревянная в честь Успения Богородицы (1778 г.) и каменная Казанская церковь (1810 г.); в Белом Колодце - деревянная Успенская церковь (1784 г.); в Куршановичах - Благовещенская церковь (1853 г.); в с. Лысые - Успенская церковь (1842 г.); в селах Людкове, Митьковке, Новом Месте, Старом Ропске, Фоевичах, Янжуловке - Рождество-Богородичные церкви; в Семёновке - Соборо-Богородичная (1890 г.) и Казанская (1874 г.) церкви; в Чуровичах - церковь Успения.
В самом уездном центре - городе Новозыбкове - на ул. Тростанской (нынешней Первомайской), там, где сейчас располагается родильный дом, находилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Жители называли ее «Петуховской» - по фамилии главного устроителя.
Церковь была деревянная, с колокольней. По дошедшим до наших дней воспоминаниям и фотографиям, храм этот был одним из красивейших в городе, с уникальным резным иконостасом и древними иконами удивительного письма.
Заложили и обустроили церковь местные старообрядцы в связи с дарованием им религиозной свободы царским Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и в память царствовавшего тогда Императора Николая II. На задней стене храма была установлена мраморная доска с соответствующей надписью.
Общину строивших церковь старообрядцев зарегистрировало Черниговское губернское правление 09 октября 1907 г. (все даты в тексте указаны по старому стилю).
Помимо староверов в строительстве также приняла участие Новозыбковская городская Дума, члены которой единогласно проголосовали за предоставление дарового (бесплатного) материала - леса.
Работы продолжались в течение полутора лет и были завершены к 1913 г. Всего израсходовано 20 260 рублей 38 копеек.
Большую половину денежных средств пожертвовал купец и благотворитель Петухов Василий Ефимович.
О новозыбковских купцах Петуховых
Фамилия Петуховых была известна в городе наряду с Волковыми, Абросимовыми, Осиповыми, Шведовыми и другими представителями деловой элиты уезда.
Вот что пишет Вольный А.Г. о Петуховых в своей книге «Глазами старожила: заметки о разных сторонах жизни г. Новозыбкова за последнее столетие» (Новозыбков, 1996):
Петуховы тоже относились к числу именитых купцов Новозыбкова. В основном же они были известны новозыбковцам зерномольной мельницей, которую в народе называли «Петухова мельница».Находилась эта мельница на улице Чугуновской. Обращала внимание красным петушком, который венчал здание мельницы и как флюгер вращался во все стороны. Мука «петуховская» пользовалась большим спросом. И десятки тысяч пудов ее потребляли не только хлебопеки Новозыбкова, но и разных отдаленных регионов России.
Жили же Петуховы в основном в своем имении недалеко от посада Климово. Там отличались исключительным хлебосольством. То, что в обилии заготавливалось на полях, в садах и огородах Петуховым, в значительной мере отдавалось крестьянам. А многое и продавалось, отличаясь своим качеством.
Все это привело к тому, что когда в гражданскую войну какая-то красногвардейская группа попыталась поджечь имение Петуховых, крестьяне не допустили этого. И в последующие годы, когда в живых оставалась лишь Елена Васильевна, эта дружба с крестьянами поддерживала ее морально и материально. Еще в живых были такие, которые помнили, как родители Елены Васильевны без счета наделяли их копченостями, консервами, фруктами, а детишкам периодически вручали подарки к Рождеству, Новому году, Пасхе и т.д.
На территории бывшей петуховской мельницы ныне развёрнут торговый комплекс, который так и называется - «Мельница»:
Ленина)" width="640" height="411" />
За понесенные труды на благо церкви Петухов В.Е. был избран старостой общины.
Он же состоял в попечительском совете Новозыбковской женской гимназии. Являлся гласным городской Думы.
Совет общины храма
Наряду с Петуховым В.Е. в совет общины входили настоятель Богородично-Рождественской церкви священник Павел (Глухов), Ковалев М.И., Шведов М.И., Абросимов Ф.П., Шишкин Т.Д., Юрченко М.А., Мастюгин В.Ф. Секретарем избрали Кожевникова И.Я.
Названные лица были видными людьми нашего города того времени.
Шведов Михаил Иванович - представитель купеческого рода, известного своим благочестием и щедростью. На личные средства выстроил и содержал школу в с. Добродеевке. Состоял попечителем городской школы им. Петра I. Занимал должность директора общественного банка.
Член совета общины храма Юрченко М.А. был избран гласным городской Думы.
Мастюгин Василий Фёдорович - потомственный старообрядец из с. Шеломы, член Новозыбковской управы и городской Думы.
Его родной брат - Арсений Фёдорович - коллежский советник, служил начальником команды Новозыбковского добровольного пожарного общества. Занимался цветоводством. Владел парниками и теплицами на ул. Набережной. Умер от тифа в 20-х годах прошлого столетия.
Староверы Новозыбкова в Харбине
Харбин (справка)Харбин - город в северо-восточном Китае. Основан русскими в 1898 г.
как железнодорожная станция Трансманьчжурской магистрали. В 1901 г.
являлся штаб-квартирой Заамурского пограничного округа Отдельного
корпуса пограничной стражи Министерства финансов, созданного на базе
Охранной стражи КВЖД. Наряду с китайской в городе была русская
администрация и полиция. К 1917 г. число жителей составляло более 100
тысяч /из них русских - более 40 тыс. человек/. После революции многие
дворяне, офицеры и белогвардейцы оказались в Харбине и внесли большой
вклад в его развитие.
К 1924 г. в городе насчитывалось около ста тысяч русских эмигрантов. В
1935 г. СССР продал долю собственности КВЖД Маньчжоу-го. По окончании
советско-японской войны освобожденный от японских оккупантов город
перешёл под контроль советской военной администрации. После вывода
советских войск с территории Маньчжурии 28 апреля 1946 г. управление
городом перешло к новообразованной народно-демократической
администрации, контролируемой китайскими коммунистами. Во время
гражданской войны 1946-1949 гг. Харбин был центром Маньчжурской
революционной базы, сыгравшей в победе коммунистов важнейшую роль. В
1924-1962 гг. в Харбине действовало Генеральное консульство СССР,
длительное время которым руководил Славуцкий М.М.
Интересна судьба другого брата Мастюгина В.Ф. - Петра Фёдоровича.
Родился он в 1881 году, выпускник Новозыбковского городского двухклассного училища 1897 г.
Принимал участие в строительстве Китайско-Восточной железной дороги. Революцию застал в Харбине (Китай), где работал в железнодорожном депо.
Возвратившись в Новозыбков, Мастюгин П.Ф. свою профессию не сменил и устроился в городское предприятие по обслуживанию паровозов и вагонов. В 1938 г. по доносу был арестован. После отправки к месту отбывания наказания домой не вернулся. В полученном родственниками сообщении было сказано - умер от сердечного приступа. Впоследствии по ходатайству близких его реабилитировали.
Дочь Мастюгина П.Ф. - Клавдия Петровна, 1912 года рождения - окончила Первое Харбинское коммерческое училище для детей граждан СССР (1929 г.), а затем с отличием Первую Харбинскую зубоврачебную школу (1936 г.).
Работала зубным техником и врачом в лечебнице КВЖД, больнице Общества граждан СССР в Харбине (1938-1939 гг.). С 1940 по 1948 гг. - зубной врач медицинского пункта Генконсульства СССР в Харбине.
В 1954 г. вернулась в СССР, проживала с матерью в г. Тогучине Новосибирской области. В ноябре 1958 г. переехала в Новозыбков, где продолжила работать по профессии в городской поликлинике. В 1968 г. вышла на пенсию.
Женщиной она была очень образованной и воспитанной. В обществе держалась с достоинством. За хорошие манеры и умение говорить на красивом русском языке её называли «дворянка». Умерла в 1982 г., похоронена в Новозыбкове.
Вспоминает директор художественной школы Таловерко А.А.:
- Я её помню, когда она приходила к нам в гости. Моя бабушка была двоюродной сестрой Клавдии.Она была очень интересной в общении: правильная русская речь, доброжелательная, культурная.
Я с охотой расспрашивал её о прошлом, и она делилась воспоминаниями о своей жизни в г. Харбине. Подметила моё увлечение рисованием и всегда приносила вырезки репродукций из журналов и конвертов. Мы, близкие, не могли её называть бабушкой Клавой, а всегда обращались к ней - Клавдия Петровна.
Будучи подростком, в музее г. Новозыбкова увидел фотографию Клавдии Петровны на стенде, посвященном работе стоматологической поликлиники.
Клавдия Петровна как-то не вписывалась в советский быт. Она не лечила родственников без очереди, была аскетичной в питании, не участвовала в общественной жизни и не говорила о политике. Она всегда занималась своей стоматологией, как настоящий профессионал.
Я позже по её архиву узнал, что она кроме медицинского образования закончила английскую бизнес-школу в г. Харбине. Она была одинока, семьи не было.
Книги по стоматологии, которые достались нам после её смерти, все в пометках и ссылках, сделанных её рукой.
Достался нам в наследство от Клавдии Петровны столетний самовар. И когда пьем чай с друзьями, я всегда вспоминаю её...
О происшествии с фотографией столетней давности
Сохранилась общая фотография членов совета общины храма, которая представлена в старообрядческом журнале «Церковь» за 1913 г.
Впоследствии оригинал я увидел в экспозиции Новозыбковского краеведческого музея. Каково же было мое удивление, когда я прочитал текст под размещенной в городском музее фотографией - «Члены Новозыбковской Городской Думы».
Я обратил внимание одного из музейных работников на допущенную ошибку, которая заверила, что в ближайшее время (а это был ноябрь 2008 г.) всё будет исправлено. Вот интересно, в каком виде в настоящее время представлено это фото?
Освящение храма
Освятил церковь 21 октября 1912 г. прибывший из Москвы архиепископ Иоанн с диаконом Московского Рогожского кладбища о. Хрусталевым, а также двумя канонархами (канонарх - церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор).
Владыку Иоанна встречали 20 октября епископ Новозыбковский Флавиан, весь состав общины во главе с Петуховым В.Е., священником Павлом (Глуховым) и причтом (духовенством). На вокзале собралось много народу, в городе звонили колокола.
От имени старообрядцев владыку приветствовал Петухов В.Е. Он поднёс
хлеб-соль, а школьный хор мальчиков местной старообрядческой школы
пропел «Тако да просветится свет!».
В церкви к архиепископу на встречу вышел отец Павел (Глухов) и сказал прочувственную речь.
После краткой молитвы архиепископ с прочим духовенством отбыл в дом Аврамова Т.А., где ему были предложены чай и обед.
В 16 часов началось всенощное бдение, которое совершал архиепископ Иоанн в сослужении епископа Флавиана, восьми священников, диаконов и канонархов. На клиросе (клирос - место для певчих в церкви на возвышении перед иконостасом, с правой и левой стороны от Царских врат) пел смешанный хор, организованный товарищем председателя общины Юрченко М.А. Стройное, красивое пение отвечало общему радостному настроению молящихся.
Служба продолжалась до 12 часов ночи. На следующий день в 04 час. 30 мин. утра начался чин освящения храма. Несмотря на раннее время, молящихся собралось так много, что церковь не могла всех вместить. Многим приходилось стоять во дворе. На торжестве присутствовал местный исправник (начальник полиции) Параделов Е.П.
По окончании отслужили божественную литургию. После богослужения диакон Хрусталев провозгласил многолетия Государю Императору, архиепископу Иоанну, епископу Флавиану, жертвователям и строителям храма, всем православным христианам.
Архиепископа пригласили в дом Петухова В.Е., где для духовенства, представителей старообрядческих общин и приходов Новозыбкова, а также других гостей была устроена трапеза. Здесь к владыке обратился Петухов В.Е. со своей супругой.
Выслушав речь, владыка сердечно поблагодарил и благословил всех присутствовавших. Во время обеда Юрченко М.А. составил от имени Новозыбковской общины старообрядцев телеграмму на имя Императора Николая II с «выражением верноподданнических чувств и беспредельной благодарности за дарованную старообрядцам религиозную свободу». Громовое «ура» и гимн «Боже, Царя Храни» покрыли слова телеграммы.
Одновременно отправили сообщение Черниговскому губернатору с
благодарностью за предупредительность и образцовый порядок, проявленные
местной полицией при освящении церкви.
За обедом было произнесено много теплых речей. Особенно выделялись слова
архиепископа, исправника Параделова Е.П., Юрченко М.А. и Кондратьева
А.А.
Отслужив обедню и отобедав в доме Аврамова Т.А., 22 октября вечером архиепископ Иоанн поездом выехал в Москву.
Новозыбковский старообрядческий епископ Флавиан
Отдельно стоит сказать об упомянутом епископе Новозыбковском Флавиане. Вот какие сведения содержатся о нем на интернет-портале «Руская вера».
Епископ Флавиан (Фёдор Кузмич Разуваев), родом из небогатой семьи клинцовских (по других данным новозыбковских) мещан, потомственных старообрядцев белокриницкого согласия. Его отец занимался «колёсным» ремеслом.
С ранних лет Фёдор избрал для себя церковное служение. Он упросил отца разрешить ему поселиться в Красноборском Иоанно-Предтеченском монастыре (находился в Клинцовском районе). Здесь Фёдора заметил епископ Селивестр, на которого произвёл впечатление благочестивый послушник.
Епископ рукоположил Фёдора в иереи в посад Клинцы, где последний прослужил более 20 лет, удостоившись сана протопопа.
Отец Фёдор был бездетен, воспитывал приемных детей. Овдовев, много имущества жертвовал церквам. В Красноборском Предтеченском монастыре на свои средства в 1908 г. выстроил церковь во имя Казанской иконы Богородицы.
Долгие годы тесного сотрудничества с епископом Селивестром сделали о. Фёдора последовательным проводником положений, изложенных в Окружном послании старообрядческих епископов 1862 г. Следует отметить, что Клинцовские старообрядцы твёрдо стояли на позициях этого послания и открыто критиковали любые проявления беспоповского мировоззрения внутри старообрядческой церкви.
В 1911 г., после смерти епископа Михаила, епархиальный съезд просил отца Фёдора, бывшего на тот момент священником клинцовской Покрово-Никольской церкви, принять на себя сан епископа.
В пос. Клинцах 29 июня 1912 г., по пострижении в монашество с именем Флавиан, был хиротонисан (возведён) во епископа Новозыбковского и Гомельского.
26 августа 1915 г. ему была поручена во временное управление Киевская епархия.
Внутренняя культура, глубокие познания епископа Флавиана, природная мудрость, богатый жизненный опыт делали его притягательной фигурой для старообрядцев разных сословий и уровня образования. В Клинцы к епископу приезжали старообрядцы из других епархий, Киева, Одессы, Балты.
Епископ Флавиан участвовал в Освященных соборах 1926 и 1927 гг. на Рогожском кладбище.
После закрытия большевистскими властями Иоанно-Предтечева монастыря в 1928 г. переселился в Клинцы, где последние годы жил в семье священника Леонтия Губарева. Глубоко переживал гонения Церкви, которые по своему натиску и жестокости были намного страшнее преследований старообрядцев в течение последних двух столетий.
С 1932 г. начались частые визиты в квартиру епископа сотрудников ГПУ, сопровождавшиеся унизительными вопросами, обысками и хищением не только книг, но и личных вещей. Сердце епископа Флавиана не выдержало и в 1933 г. он умер. Погребен на Клинцовском городском кладбище.
В нижеследующей корреспонденции 1913 года описывается посещение епископом Флавианом храма Рождества Богородицы в Новозыбкове:
Собрание членов общины храма 1913 г.
В 1913 г. на очередном собрании членов общины, которых к тому времени было более 50-ти, рассматривались различные вопросы. Благодарили братьев Петуховых и Аврамовых за труды, понесенные при приёме епископа Флавиана и прочего духовенства, прибывшего на освящение храма. Утвержден отчет о постройке храма.
Прихожане преподнесли хлеб-соль и высказали следующие благодарственные слова:
Закрытие храма. Судьба членов общины
После прихода к власти большевиков и установления Советской власти церковь спустя несколько лет закрыли. Службы в храме были запрещены.
Достоверные, документально-подтвержденные обстоятельства уничтожения церкви мне установить не представилось возможным. Документы на этот счет я не нашел.
По воспоминаниям местных жителей, храм загорелся и огнём был уничтожен дотла. Случилось это до войны, по полученным мною сведениям - в 1938 г. Прибывшие на пожар сотрудники милиции оцепили территорию и не давали возможности кому-либо приблизиться. От высокой температуры в результате горения жар стоял такой, что в частных домах напротив, где сейчас детский сад, в окнах трескались стёкла.
Был ли это умышленный поджог, неосторожность чьих-то действий или случайное стечение обстоятельств - теперь, пожалуй, не скажет никто. Однако не стоит забывать об отношении властей к религии и церкви в то время, когда поругание народных святынь всячески приветствовалось и было обычным делом.
Теперь ничто не напоминает о том, что в городе был когда-то этот великолепный храм. Нет на святом месте ни поклонного креста, ни даже памятной доски.
Думается, что трагическим образом сложилась и дальнейшая судьба членов общины храма Рождества Пресвятой Богородицы, поскольку эти люди составляли костяк и гордость Российской Империи, являлись, если хотите, её элитой, а их взгляды на устройство общественной жизни явно не соответствовали представлениям власть предержащих.
Напомним, что все прежние звания, титулы и гражданские чины были отменены одним из первых декретов новой власти «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 (23) ноября 1917 г. А уже в 1918 г. после убийства председателя Петроградской ЧК Урицкого М.С. большевики ответили лозунгом: «Они убивают личность, мы уничтожим классы».
Незадолго до смерти в эмиграции И.А. Бунин напишет: «Я был не из тех, кто был революцией застигнут врасплох, для кого ее размеры и зверства были неожиданностью, но всё же действительность превзошла все мои ожидания: во что вскоре превратилась русская революция, не поймет никто, её не видевший. Зрелище это было сплошным ужасом для всякого, кто не утратил образа и подобия Божия...».
Об отношении большевиков и их последователей к представителям ими отменённых и запрещённых в России классов можно судить по чудом сохранившимся на городских кладбищах могилам и захоронениям царских времен.
Старые кладбища буквально стирались с лица земли, а на их месте зачастую возникали парки, скверы, стадионы.
Печальное зрелище. И одновременно всем нам упрёк. Упрёк за равнодушие
и отсутствие памяти смертной. И ведь не важно, что в конкретном месте
покоится не твой предок.
По этому поводу вспоминаются слова академика Лихачёва Д.С. из его «Писем
о добром и прекрасном»: «В Библии сказано: «Чти отца своего и матерь
свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к
отдельному человеку. Это мудро».
Какой пример подаём все мы детям и внукам таким отношением к нашему ВСЕ? Что оставляем потомкам здесь и сейчас? Ответ один - мимо проходим безучастно и смотрим друг другу в глаза.
Так и живём. Вернее, пытаемся жить и надеяться на безграничную Божию милость и заступничество Царицы Небесной.
Автор выражает признательность и благодарность директору Новозыбковской детской художественной школы Таловерко А.А., заслуженному работнику культуры Брянской области Афониной Н.М., а также заведующему отделом краеведения библиотеки № 221 им. Р.И. Рождественского г. Москвы Каменецкому О.Г. за отдельно предоставленные документы из личных архивов и информацию, использованные при написании статьи.
3. Ответ на 1., Ф. Воронов:
2. Спаси Господи!
1. Спаси Господи!