«О, Русь крестьянская! С тобой я кровно связан...»

Ко дню памяти А.А. Коринфского (1868 - 1937). Статья 1

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1087
Время на чтение 16 минут

10 сентября 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения известного русского бытописателя, поэта, журналиста, критика, переводчика Аполлона Аполлоновича Коринфского.

Эту дату не пропустили на родине - в Ульяновске. Стараниями кандидата филологических наук, доцента ТвГУ А.М. Бойникова отметили в Твери: http://elib.tverlib.ru/150_let_so_dnya_rozhdeniya_aa_korinfskogo; http://www.xn-----6kcalbbrfn0iijf7msb.xn--p1ai/?p=35831 ...

И, тем не менее - для широкого читателя - «потомка православных» - эта веха практически осталась незамеченной.

А жаль. Поэтому спустя четыре месяца после юбилея, теперь уже ко дню памяти (12 января), возвратимся к славному нашему соотечественнику и помянем его (опираясь на труды современных исследователей).

+ + +

Имя и фамилию Аполлона Коринфского во времена его активной литературной деятельности нередко принимали за многозначительный псевдоним в стиле «чистого искусства», не подозревая, откуда в действительности такая звучная фамилия появилась у русского бытописателя, поэта, журналиста, литературного критика, происходившего по прямой линии из мордовских крестьян.

Аполлон Аполлонович Коринфский родился 29 августа[i] 1868 года в Симбирске, в небогатой дворянской семье.

Отец его, Аполлон Михайлович, выпускник Императорского Казанского университета, немало времени прослужил в должности городского судьи и мирового посредника.

Дворянство и достаточно редкую фамилию он унаследовал от отца-архитектора Михаила Петровича Варенцова (1788-1851)[ii], «разыгравшего» (как писал впоследствии внук) «на театре жизни роль маленького Ломоносова».

Мать А.А. Коринфского, Серафима Семеновна Волкова, умерла в день рождения сына, и все заботы о судьбе осиротевшего младенца и его старших братьев Петра и Леонида легли на отца.

Детство будущего писателя прошло в родовом имении, в сельце (даже деревне) Ртищево-Каменский Отколок Симбирского уезда. Это был выселок из Ртищевой Каменки. Во время Генерального межевания в 1796 году, в пределах дачи села Репьевки Космынки, в полу-селе Ртищевой Каменки, у титулярного советника Аполлона Михайловича Коринфского было 186 десятин 352 саженей. Земля эта все время «лежала впусте», вплоть до освобождения крестьян[iii]. В 1863 году А.М. Коринфский отвел наделы своим бывшим крестьянам, проживавшим до того в Ртищевой Каменке.

Благодаря отцу, большому любителю поэзии и музыки, А.А. Коринфский, еще не умея читать, знал наизусть многие стихи А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, ставшими «первыми учителями его в области изящного»[iv].

В пятилетнем возрасте младенец Аполлон, после смерти отца, остался полным сиротой. Его воспитанием занялись родственники и гувернеры. Но грамотой он овладел самостоятельно и рано пристрастился к чтению. В то же время он «с жадностью прислушивался» к народному слову, к сказкам, пословицам, загадкам, песням, преданиям «словоохотливой деревни»[v].

В 1879 году Аполлон Коринфский поступил в Симбирскую классическую гимназию и был зачислен в тот самый первый класс, что и девятилетний Владимир Ульянов (будущий Ленин). «Семь лет волею судеб и в силу землячества, - вспоминал впоследствии А.А. Коринфский, - мне пришлось провести с ним в стенах Симбирской губернской гимназии. Оба мы - волжане симбирцы...» [vi].

В гимназические годы В. И. Ульянов не раз бывал у А.А. Коринфского, пользовался его прекрасной домашней библиотекой, вызывавшей восхищение школьных друзей. Библиотека эта помещалась в так называемом Языковском доме в Симбирске[vii], где когда-то останавливались А.С. Пушкин, П.В. Киреевский и др. знаменитые деятели русской культуры и науки [viii].

У А. Коринфского В. Ульянов мог получить некоторые книги революционных демократов, изъятые к 1880-м годам из общественных библиотек, комплекты старых литературных журналов, произведения классиков мировой литературы и многие редкие книги, которые в Симбирске нелегко было достать[ix].

Сам А.А. Коринфский подчеркивал, что после гимназии он никогда не встречался с В. Ульяновым и до выступления Ленина с балкона дворца Кшесинской в1917 году не мог даже предположить, что Ленин и Ульянов - одно и то же лицо.

С первых классов гимназии Аполлон начал писать стихи, в 5-м - даже составлял рукописный журнал «Плоды досуга». В старших классах гимназии А.А. Коринфский входил в литературный кружок. Гимназическое начальство довольно настороженно смотрело на эти занятия: из выпускного класса он был исключен «за чтение «недозволенных» книг и знакомство с политическими ссыльными»[x].

Не имея оснований продолжить обучение в университете, А.А. Коринфский в 1886 году попытался стать театральным антрепренером, но разорился, и вынужден был продать доставшуюся ему по наследству небольшую часть имения.

В гимназические и последующие годы А.А. Коринфский продолжает наблюдения за современным бытом крестьянства. Волгу, по его воспоминаниям, он «изъездил вдоль и поперек, на берегах ее провел детство, юность и раннюю молодость», поставившие его «лицом к лицу с народной жизнью, объявшей ... неотразимым дуновением самобытной поэзии ярких преданий прошлого»[xi].

Наблюдения А.А. Коринфского сосредотачиваются преимущественно на нижегородско-самарском Поволжье (Нижегородской, Казанской, Симбирской, Самарской губерниях). Одна за другой стали заполняться его записные тетради - «то пословицами, поговорками и ходячими народными словами, то отрывками деревенских песен, то содержанием подслушанных сказок»[xii].

В то же время он не оставляет других литературных занятий и попыток опубликовать их в местной и столичной печати. Первым в 1886 году за подписью «Борис Колюпанов» увидел свет (почти одновременно в одном из мелких петербургских журналов и в «Самарской газете») его рассказ «Живой покойник».

Вслед за этим в симбирских и казанских газетах он начинает печатать библиографические заметки, а также фельетоны и корреспонденции из симбирской жизни, редактируя также (за подписью «Б.О. Колюпанов») «Журнальное обозрение» «Симбирской газеты».

В 1887 году «Казанский листок» публикует новый рассказ А.А. Коринфского - «Не вынесла!», а в следующем году один из петербургских иллюстрированных журналов поместил его первое стихотворение. С этого времени многочисленные стихотворения, беллетристические и этнографические очерки, фельетоны на общественные темы, критические статьи А.А. Коринфского регулярно печатаются в провинциальной и столичной прессе. В 1887-1888 годах А.А. Коринфский заведовал симбирским отделом «Казанского листка», сотрудничал в местной печати: казанской газете «Волжский вестник», «Самарской газете», «Казанском вестник», а также в столичной: в «Русском курьере», «Современных известиях».

В декабре 1889 года А.А. Коринфский отправляется в Москву, где начинает сотрудничество с «Русским сатирическим листком», который вскоре прекратил существование (издавался последний год). Однако молодой литератор продолжает трудиться: печатается в журналах «Россия», в «Русском богатстве», в только что открытом[xiii] еженедельном иллюстрированном журнале «Гусляр».

Весной 1891 года А.А. Коринфский переехал в С.-Петербург, где становится (в 1892-1894 гг.) помощником редактора еженедельного литературно-музыкального журнала с иллюстрациями «Наше время»[xiv], а также ближайшим сотрудником журнала «Всемирная иллюстрация». В дальнейшем он публикуется в «Мире Божьем», «Северном вестнике», «Русских ведомостях», «Историческом вестнике» и многих других. Продолжает сотрудничество и с поволжскими изданиями. Так в газете «Саратовский листок» появилась статья А. Коринфского «Забытый юбилей», к 25-летию литературной деятельности писателя-народника П.В. Засодимского[xv].

Увлекаясь поэзией, А.А. Коринфский посещал вечера Я.П. Полонского, «пятницы» К.К. Случевского. Многие его стихи этого времени были посвящены деревенской жизни («Исполать тебе, мощь деревенская!.. («В полях», 1892) и др.), истории Руси, былинным героям (сильное впечатление на читающую публику произвело его стихотворение «Святогор» (1893)). В некоторых его произведениях критики отмечали мотивы народничества. И на то были основания: нельзя было не заметить сочувствия к тяжёлой жизни крестьян и бурлаков.

А.А. Коринфский начинает пробовать себя и как переводчик. В последующие годы он много переводил английских, немецких, французских, польских, армянских и др. поэтов. Ему, в частности, принадлежат переводы из Гейне, Колриджа, Мицкевича, Юл. Словацкого, Рунеберга, Роденбаха, других иностранных и российских (переводил Тараса Шевченко, Янку Купалу[xvi]) поэтов [xvii].

Правда, переводы А.А. Коринфского тогдашней критикой зачастую оценивались как малоудачные.

С мая-июня 1894 года А.А. Коринфский заведовал редакцией еженедельного литературно-художественного журнала «Север». Положение его в литературе упрочилось: он издает (и переиздаёт) одну поэтическую книгу за другой: «Песни сердца: Стихотворения.(1889-1893)» (1894, 2-е изд. - 1898), «Черные розы. Стихотворения 1893-1895 гг.» (1896), «На ранней зорьке. Сб. стихотворений для детей » (1896), «Тени жизни» (1897) и другие.

Стихи А.А. Коринфского - пейзажная и любовная лирика, публицистика, «народные сказания», стихотворения для детей - имели читательский успех. Критика начинает всё чаще обращать внимание на его творчество: поэта сравнивают с А.К. Толстым, Л.А. Меем, А.Н. Майковым.

С 1890-х годов на лирические стихи А.А. Коринфского композиторы начинают писать романсы, которые имели немалый успех (со временем А. К. Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Г. Чесноков и др. создали более сорока романсов на его стихи).

В писательской среде творчество А.А. Коринфского получило неоднозначную оценку. Сохранилось письмо И.А. Бунина к А.А. Коринфскому (от 7 сентября 1895 года), где он осведомляется о выходе его ближайшей книги и добавляет: «Вам везет, Аполлон Аполлонович, - Вам нужно работать, потому что это Ваша сфера, говорю серьезно и искренно, именно сфера, потому что Вы свободны в ней»[xviii].

Но спустя два года на четвертый сборник его стихотворений «Тени жизни» И.А. Бунин написал уже критическую рецензию, в которой с иронией писал: «Прочитавши «Песни сердца» и «Черные розы», мы заметим, что г. Коринфский воспевает главным образом русалок, Поволжье, старорусских богатырей на борзых конях или с гуслями-самогудами, приход «Весны-чаровницы» (иначе солнечные заигрыши)...»[xix]

В этой рецензии наряду с другими стихотворениями упоминались «Русалочная заводь», «Микула», «Святогор» и др.

Правда, рецензия И.А. Бунина была опубликована без подписи[xx].

Особенно не нравилось некоторым критикам открытое заявление А.А. Коринфского о своём отношении к подлинному наследию русского народа («...Гряньте песню дружным ладом,// Как певали в старину, - // Русским словом, русским складом // Подпевать я вам начну...»).

Так, революционер-народник, критик П.Ф. Якубович, объясняя его популярность «в одной части публики и литературы», впоследствии писал: «Во второй половине восьмидесятых годов существовало несколько модных увлечений.

Едва ли не главным из таких увлечений был в известных слоях прессы и публики подъем «национального чувства»... Вот в эту-то полосу нашего «общественного сознания»... и расцвели на поле русской поэзии «черные розы» г. Аполлона Коринфского, с первых же шагов начавшего петь в народном духе, народным слогом и складом»[xxi].

Процитировав программное стихотворение «На чужом пиру» (1894), критик далее заключил: «Вот какие задачи ставит себе «простодушная», но обиженная в «праздничных хоромах» литературы муза г. Коринфского. Но легко, видно, захотеть, но нелегко на самом деле запеть настоящим «русским словом» и «русским складом», сделаться действительно народным поэтом, Кольцовым, Шевченком, Бернсом, Беранже...»[xxii].

С конца 1896 по октябрь 1897 года А.А. Коринфский самостоятельно редактирует журнал «Север», выступая в нем (под псевдонимом «Присяжный читатель») также с обзорами «Литература в журналистике», направленными против «тенденции» в литературе и критике, в защиту «чистого искусства»[xxiii] (писал о творчестве В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, М. Горького, М.А. Лохвицкой, К.М. Фофанова, Н.Н. Златовратского).

Одновременно (в 1895-1904 годы) он являлся помощником редактора «Правительственного вестника» К.К. Случевского по историческому отделу. К этому времени у А.А. Коринфского созрела мысль «об изучении русского народоведения - с целью более подробной разработки накопившегося в тетрадях и в памяти материала»[xxiv].

Всестороннему ознакомлению с литературой по этому вопросу, начиная с древних первоисточников и кончая новейшими исследованиями, А.А. Коринфский в немалой степени был обязан В.П. Ламбину, заведующему Русским отделением Императорской Публичной библиотеки.

В конце 1895 года в «Правительственном Вестнике» был напечатан первый очерк А.А. Коринфского, посвященный бытописанию народной Руси; в 1896-м - последовало несколько новых, а с конца 1897-го года они стали публиковаться периодически, постепенно слагаясь в нечто цельное.

Каждый, появлявшийся без подписи очерк, многократно перепечатывался в столичной и провинциальной печати, некоторые переводились на французский и немецкий язык. Это побуждало автора не только продолжать труд, но приводить материал в определённый порядок для издания отдельной книгой. К 1899-му году созрел уже и общий план всего труда.

Этнографические фельетоны А.А. Коринфского в «Правительственном Вестника» были замечены Великой Княгиней Милицией Николаевной, пожелавшей узнать имя автора и запросившей редакцию газеты особым отношением: «Будут ли эти фельетоны изданы отдельной книжкой»[xxv].

Существенную поддержку автору оказал и министр земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолов, который к тому времени уже издал две части своего фундаментального труда «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах»[xxvi]. Будучи постоянным читателем очерков-фельетонов А.А. Коринфского, А.С. Ермолов выразил желание лично познакомиться автором безымянного труда.

Обработав напечатанные фельетоны, дополнив их новыми очерками, также появившимися в «Правительственном Вестнике»[xxvii], к концу 1900 г. А.А. Коринфский закончил составление книги, а в следующем году под своим именем издаёт объёмный труд (ХII + 723 стр.), посвященный А.С. Ермолову - «плод более чем двадцатилетних наблюдений за современным бытом крестьянина-великоросса, дополненных сравнительным изучением всех ранее появившихся в печати материалов по русской и славянской этнографии»[xxviii].

«Чем жива народная Русь - в смысле ее самобытности? На чем зиждятся незыблемые устои ее вековечных связей с древними, обожествлявшими природу, пращурами? Какими пережитками проявляется в современной жизни русского крестьянина неумирающая старина стародавняя? Где искать источники того неиссякаемого кладезя жизни, каким является могучее русское слово - запечатленное в сказаниях, песнях, пословицах и окруженных ими обычаях? Чем крепка безконечная преемственность духа поколений народа-богатыря? Что дает свет и тепло жизни народа-пахаря? Что темнит-туманит и охватывает холодом эту подвижническую-трудовую жизнь, идущую своими заповедными путями-дорогами?»[xxix]

Это семь вопросов, на которые пытался, по его собственному признанию, ответить в своей книге автор. «Внешний мир, обступающий суеверную душу русского крестьянина, и внутреннее бытие этой детски-пытливой, умудренной многовековым жизненным опытом, стихийной души»[xxx], - вот что желал он отразить с большей или меньшей полнотою.

Так как жизнь русского пахаря была красна праздниками (к ним приурочено и огромное большинство простонародных сказаний, поверий и обычаев), то в основу своих очерков А.А. Коринфский положил эти «красные» дни, отведя месяцеслову («круглому году») народной Руси почти две трети своей работы. На общие вопросы жизни, отразившиеся в сказаниях русского народа, пришлась остальная треть (первые семь и десять последних очерков.)

Примечания:



[i] Все даты до февраля 1918 г. даны по юлианскому календарю.

[ii] Талантливый арзамасский крестьянин-мордвин Михаил Варенцов, выучился грамоте у приходского дьячка, поступил в Казанскую гимназию и был послан учиться за казённый счёт в С.-Петербургскую Академию художеств. Выучившись на архитектора, при выпуске он представил проект «в коринфском стиле», за который получил большую золотую медаль. Присутствовавший на торжественном акте Государь Император Александр I заинтересовался личностью автора и, узнав о его судьбе, повелел «именоваться ему Коринфским», собственноручно написав об этом на его конкурсном плане.

[iii] См. подробнее: Селения Симбирского уезда. (Материалы для истории Симбирского дворянства и частного землевладения в Симбирском уезде.) - Симбирск: Изд. Симбирской губернской ученой архивной комиссии, 1903.

[iv] Иванова Л. Н. Коринфский Аполлон Аполлонович // Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. - Т. 3: К-М.- М., 1994. - С. 70.

[v] Там же.

[vi] Вечернее слово.- 1918.- 1 июня. Это едва ли не первые опубликованные воспоминания о гимназических годах В. И. Ульянова-Ленина, содержащие некоторые интересные подробности из жизни Симбирской гимназии 1880-х годов.

[vii] С 1868 по 1886 год особняк сдавался в аренду под «нумера», получившие известность под названием «языковских».

[viii] См. также: Коринфский А.А. За полувековой далью: Отрывки из воспоминаний об ученических годах В.И. Ленина / Подгот. А.М. Бойников // Тверской литературный альманах. Вып. 8.- Тверь, 2009.- С. 116-120.

[ix] См.: Андреев Д. М. В гимназические годы // Звезда.- 1941.- № 6.- С. 7; Трофимов Ж. Здесь каждый камень Ленина помнит... // Наука и жизнь.- 1969.- № 8.- С. 12-13.

[x] Иванова Л. Н. Указ. соч. - С.70.

[xi] Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901.- С. VII.

[xii] Там же.

Часть этих тетрадей А.А. Коринфского впоследствии была утрачена, а уцелевшие послужили ему основой к написанию - во «Всемирной Иллюстрации», «Ниве», «Севере» и других журналах - первых заметок о русских простонародных суеверных обычаях, связанных с различными праздниками и временами года.

[xiii] И вскоре закрытом.

[xiv] В эти годы в нём печатались П. И. Вейнберг, Д. Н. Мамин-Сибиряк и нек. др. известные писатели.

[xv] Саратовский листок.- 1892.- 22 августа (№ 179).

[xvi] А.А. Коринфский был одним из первых переводчиков на русский язык Я. Купалы, с которым встречался и переписывался. См. подробнее: Лиокумович Т. Первый переводчик Янки Купалы // Волга. - 1972. - №7. - С.156-158.

[xvii] «Старый моряк» С.Т. Колриджа (1893; 2-е изд. 1897), «Полное собрание песен Беранже в переводах русских поэтов» (Т.1-4. - СПб., 1904-1905), «Песни Баумбаха» (1906, 1912) и др.

[xviii] Николаева Л. А. А. А. Коринфский // Поэты 1880-1890 годов.- Л., 1972. - С. 417.

[xix] Новое слово. 1897.- № 6 (март).- С. 57. (Рец. на кн.: Коринфский А. Тени жизни: Стихотворения 1895-1896 гг.- СПб., 1897; Он же. Вольная птица и другие рассказы.- СПб., 1897).

[xx] Об авторстве И. А. Бунина см.: Бабореко А. И. А. Бунин. Материалы для биографии. - М., 1967.- С. 61.

После выхода данного номера «Нового слова» в свет писатель, поэт А.М. Федоров (1868-1949) писал И.А. Бунину: «А здорово Вы отделали Коринфского-то в мартовской книжке».

[xxi] Гриневич П. Ф. (П. Ф. Якубович). Очерки русской поэзии. Изд. 2-е.- СПб., 1911.- С. 313.

[xxii] Там же.- С. 314.

[xxiii] Позднее он издаст поэтический сборник «Гимн красоте» (1899).

[xxiv] Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901.- С. VIII.

[xxv] Там же.- С. IХ.

[xxvi] Свой труд А.С.Ермолов посвятил «...всем хлеборобам и сеятелям русской земли. От них он заимствован и на их же потребу предназначен».

[xxvii] Благодаря «исключительно сочувственному отношению» главного редактора - К. К. Случевского, отведшего в газете «широкое поле» замыслам А.А. Коринфского, который посвятил творчеству своего главного редактора специальное критическое сочинение: Поэзия К.К. Случевского: Этюд. - СПб.: П.П. Сойкин,1899. - 87 с.

[xxviii] Коринфский А.А. Народная Русь.- С. VII .

[xxix] Там же.- С. Х-ХI.

[xxx] Там же.- С. ХI.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Каплин
«Я про себя знаю только то, что люблю Родину, что я русский человек...»
Заметки к юбилею художника-мыслителя Алексея Балабанова (25.02.1959 - 18.05.2013)
25.02.2024
«Западом и наказывал и накажет нас Господь...»
Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века
22.01.2021
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Будь не с Брёховки, а – с Харасеи
Из записок «По дороге домой»
06.11.2020
Все статьи Александр Каплин
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27