Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Воспроизведение архетипа «Древо жизни» на нумизматических памятниках Золотой Орды (Улуса Джучи)

Игорь  Алексеев, Русская народная линия

15.10.2018


Из материалов Всероссийского круглого стола в рамках Третьей международной научно-практической конференции «Знаки и знаковые системы народной культуры» (13.04.2018 г., Санкт-Петербург) …

 1 часть

 

2 часть

 

 

 

Особо обращает на себя внимание то обстоятельство, что изображения «Древа жизни» и птиц на золотоордынских (джучидских) монетах в ряде деталей обнаруживают, в частности, значительное сходство с изображениями птиц и сирен на средневековых византийских чашах 10 - 12 вв. (рис. 12, 13) [5, обложка, с. 32] и колтах - древнерусских женских украшениях 11 - 13 вв. (рис. 14, 15, 16, 17) [11, 14, 18, 25].

 

 

 

 

 «Византийский бестиарий, - отмечал известный археолог В.П. Даркевич (1934 - 2016), - сложный синтез разнородных элементов. Одни из них восходили к позднеантичным традициям: кентавры, сирены, гиппокампы и другие мифологические существа на костяных ларцах и олифантах 10 - 12 вв. Другим источником было мусульманское искусство Ближнего и Среднего Востока с его сасанидскими пережитками: звери и птицы по сторонам "древа жизни" на тканях и поливной посуде 9 - 12 вв.; терзание хищниками травоядных на каменных рельефах 9 - 11 вв. из Греции и Константинополя, собака-птица Сэнмурв на ларцах» [5, с. 187 - 188].

Изображения «Древа жизни» и двух птиц помещались, в том числе, и на церковных облачениях. Они имеются, например, на дробницах саккоса митрополита Киевского и всея Руси святителя Алексия (Е.Ф. Бяконта) (между 1292 и 1305 - 1378), датируемого 14 в. (закончен в 1364 г.). Согласно церковному преданию (не имеющему, впрочем, документального подтверждения), этот саккос был принесён ему в дар вдовой хана Золотой Орды (Улуса Джучи) Тайдулой, которую святитель исцелил от слепоты.

 

 

Изображения «Древа жизни» и птиц, практически тождественные монетным, присутствуют также на металлических находках, которые одни исследователи считают «булгарскими пломбами-печатями», а другие - весовыми гирьками золотоордынского времени (рис. 18)[11]. Общего мнения о их принадлежности и предназначении в настоящее время не существует; спор по этому вопросу ведётся с 2010 г. [3]. Между тем, на мой взгляд, характер и особенности изображения указывают на то, что данные предметы могут иметь византийское или русское происхождение.

Как отмечено выше, на общем «птичьем» поле несколько выделяется изображение существ, которые помещены на монетах, отнесённых мной к третьему подтипу. Есть основания отождествлять их с птицеобразным воплощением иранского существа индоевропейского «извода» Симурга (Саены), который в зороастризме помещается под «Мировым древом».

Согласно мнению М.А. Васильева «исходным центром иррадиации собак-птиц сэнмурвов в качестве изобразительного мотива в другие страны и регионы» стал «позднесасанидский и особенно постсасанидский Иран», вторым истоком - Византийская империя, вследствие чего: «Благодаря иранским и византийским тканям, а также предметам прикладного искусства изобразительные сэнмурвы стали достоянием культур многих соседних народов и регионов» [4, с. 154].

«С постепенной утратой собакой-птицей Сэнмурвом религиозной зороастрийской семантики, - отмечает М.А. Васильев, - он всё более превращается в искусстве Востока в декоративный мотив, часть "звериного" орнамента, осмысливаясь как апотропей, символ "вооружённого добра" и потому веками репродуцируясь и после утверждения ислама» [4, с. 158].

При этом опять же обращает на себя внимание то обстоятельство, что наиболее близкие к изображениям на золотоордынских (джучидских) монетах «мутации» наблюдаются у «славянизированных» («русифицированных») образов Симурга (Семурва, Саены) - «семарглов».

Так, например, академик Б.А. Рыбаков (1908 - 2001), систематизируя «колты с грифонами, семарглами и птицами», писал, что: «Трудно говорить определённо о географическом распространении колтов этого типа, так как оно подчинено прежде всего географии кладов, т.е. зоне разгрома войсками Батыя. Но всё же создаётся впечатление, что колты с грифонами и семарглами встречены преимущественно в Среднем Поднепровье, в древней "Русской земле" в узком смысле слова, оформившейся около VI в. н.э. Сохраняется и подразделение на два района, наблюдающееся применительно к древностям VI в.: грифоны встречены преимущественно в западной половине (Киев, Чернигов, р. Рось), а семарглы - в восточной, северянской (р. Сейм, Псёл, верховья Оки) и в Старой Рязани.

Кроме мифологических сюжетов на серебряных колтах иногда изображались попарно стоящие птицы, а между ними - свисающий сверху крин как знак заклинания плодородия земли, почвы, корней» [16, с. 620].

При этом, Б.А. Рыбаков писал: «Колты с семарглами, распространённые на восток от Днепра, названы так условно, так как фантастическое существо, изображённое на них, обозначено недостаточно ясно: пёсья голова, две звериных лапы и туловище, превращающееся в очень сложное ременное переплетение, в котором, по всей вероятности, следует видеть сильно усложнённые крылья. Иногда звериная морда заменяется птичьей головой (орлиной?)» [16, с. 621].

 

 

С изображением, помещённом на вышеописанном типе монет, сообразуется мотив с «парными животными», помещённый на монетах (типах монет), чеканенных в том же 796 году хиджры (1393 / 1394 г.) в Азаке. Впервые их описания под № 168 - 170 с общими прорисовками (рис. 19) были помещены в статье Н.М. Фомичёва «Джучидские монеты из Азова» (1981 г.): «Л[ицевая] с[торона]. Чекан / Азака / 697. Очевидно, год перевёрнут, следует читать 796. О[братная] с[торона]. Зверь с двумя головами, повёрнутыми мордами друг к другу. Между ними ветвь» [20, с. 226 (прорисовки монет под №№ 168 - 170), 235].

В каталоге «Медные монеты Золотой Орды, Западная часть Улуса Джучи» Р.Ю. Савоста приводит следующее описание лицевой стороны монеты данного типа (помещённой им в раздел «Чекан Азака» под № 33): «Животные, головы повёрнуты друг к другу», обратной стороны - «Чекан / Азака / 697 (796)» [17, с. 51].

На сайте «Портал нумизматики и истории Крыма» изображение на монете рассматриваемого типа (небрежная прорисовка которой помещена в раздел «Пулы чекан Азак» под № 19) описано как: «Две птицы, между ними ветка» [15].

 

 

 

 

 

Что это за «зверь с двумя головами», «животные» или «птицы», в силу большой обобщённости и слабой проработки деталей изображений, точно определить практически невозможно. Вместе с тем, некое подобие длинных ушей и лап выдаёт в данных существах зайцев (рис. 20, 21), а расположенная над ними по середине «ветвь» - упрощённую часть того же «Древа жизни».

Симметричные изображения двух зайцев по сторонам последнего также хорошо известны в византийском искусстве. При сопоставлении некоторых «типовых» изображений, украшающих медальоны тулов чаш 12 в., с изображением на данном типе монет, помимо прочего, обнаруживается очевидное сходство срединных частей «кроны» «Древа жизни» (рис. 22) [5, с. 30].

 

 

То же самое можно сказать и о «кроне» «Древа жизни», присутствующего на широко известном типе металлических зеркал с двумя парными крылатыми сфинксоподобными существами (рис. 23), которых некоторые исследователи одновременно отождествляют с исламским персонажем Бураком (Аль-Бораком) и Сенмурвом (Симургом).

Такие металлические зеркала были найдены, в том числе, в средневековых городах Поволжья, в Башкирском Приуралье, в Подонье, на Северном Кавказе и в Средней Азии [21, с. 464].

 

 

Весьма интересным в этой связи представляются также изображения подобных существ, сочетающих в себе признаки человека, животного и птицы, симметрично расположенных по сторонам «Древа жизни», которые присутствуют на датированной около 1100 г. части золочёной шёлковой ткани из Андалусии (Испания) (рис. 24) [22, с. 109]. Как предполагается, это произведение, хранящееся в Музее изящных искусств в г. Бостоне (США), имитирует шёлковую продукцию, производившуюся в г. Багдаде [22, с. 108 - 109].

В связи с вышеизложенным обращает также на себя внимание недатированная монета (тип монет) чекана Азака, описанная теми же Н.М. Фомичёвым (под № 173) и Р.Ю. Савостой (под № 35 в разделе «Чекан Азака»). При этом первый охарактеризовал помещённое на ней изображение как «сложный орнамент» [20, с. 226 (прорисовка монеты под № 173), 235], а второй - как «животные у кормушки» [17, с. 51].

 

 

Между тем, представляется, что и здесь имеет место тот же мотив, связанный с «Древом жизни» и симметрично располагающимися по его сторонам парными животными, в данном случае напоминающими козлов (с острыми «рогами» и среднего размера хвостами). Животные изображены стоящими на задних «лапах» (копытах), передние «лапы» (копыта) протянуты друг другу, пасти раскрыты, в них животные держат некое подобие ветви (рис. 25). Сам узор (орнамент), состоящий из нескольких линейных знаков и увенчанный двухлепестковой «кроной», мало напоминает «кормушку», зато в совокупности вполне может претендовать на определение «Древа жизни».          

Весьма показательно, что изображения стоящих на задних копытах козлов у «Древа жизни» также были распространены в искусстве Древнего Востока и, в том числе Ирана [1, с. 142, 172]. При этом в ряде случаев их изображали жующими верхние ветви дерева, чем объясняется вертикальная поза животных (рис. 26).

 

 

Древние изделия с подобными мотивами происходят, в частности, и из местностей современной Украины. Например, один из бронзовых перстней, найденных в 1973 г. при раскопках Сухогомольшанского могильника около раннесредневекового городища, имеет на металической вставке, согласно описанию археолога В.К. Михеева (1937 - 2008), «изображение в виде двух оленей или козлов, стоящих по обе стороны древа жизни» [12, с. 158, 161].    

Таким образом, следует признать, что в монетном деле Золотой Орды (Улуса Джучи) конца 14 в. имело место использование мотива «Древо жизни» с парными птицами и животными. С чем содержательно это было связано, остаётся загадкой. Как и то, почему монеты с означенным изображением чекана разных монетных дворов - Сарая ал-Джадид и Азака - датируются одним 796 годом хиджры (1393 / 1394 г.).

Ответы на поставленные вопросы целесообразно связывать с наследием ирано- и индоариев, скифо-сарматскими древностями, развивая идею связи со славянорусским народным искусством, где накоплен большой материал по «Древу жизни» с «предстоящими», и ныне бытующими в живой русской народной культуре.

Алексеев Игорь Евгеньевич, кандидат исторических наук (г. Казань).

 

            Список литературы

 

1.   Афанасьева В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока. - М: «Искусство», 1976. - 374 с. (Серия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона)

2.   Бронзовое зеркало с Аль-Бораками // Древние зеркала // Культурно-исторический раздел. Сайт. (дата обращения: 12.03.2017).

3.   Булгарские пломбы // Культура и быт // Культурно-исторический раздел. Сайт. (дата обращения: 15.02.2017).

4.       Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. - М.: «Индрик», 1999. - 328 с.

5.   Даркевич В.П. Светское искусство Византии. Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X - XII века. - М.: Издательство «Искусство», 1975. - 350 с.

6.   Дубровский М. Каталог-ценник монет Золотой Орды 14 века, включая наиболее редкие (Price-guide for coins of the Golden Horde /rare items, 14 cent. plus cms./). «Ulus Juchi» [Волгоград]: «The year of Snake» [2013]. - 46 с.

7.          Живанович В.А. Романовское древо жизни на башлыке - головном уборе бабы (по полевым материалам) // Знаковедение. Знаки и знаковые системы народной культуры / Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Знаки и знаковые системы народной культуры». 15-17 декабря 2017 г. С.-Петербург. Доклады, исследования и сообщения в 2-х книгах. - Книга 2. - Санкт-Петербург: Издательство Смольного института РАО, типография ООО Издательский дом «Петрополис», 2018. - С. 54 - 98.

8.   Клоков В.Б., Лебедев В.П. Джучидские монеты с Водянского городища // Степи Европы в эпоху средневековья: Сборник научных статей. Т. 1. - Донецк: ДонГУ, 2000. - С. 303 - 344.

9.   Клоков В.Б., Лебедев В.П. Монетное обращение золотоордынского города Бельджамен // Древности Поволжья и других регионов. Сборник статей. Вып. III. Нумизматический сборник. Том 2. - Н. Новгород:  «Информэлектро», 2000. - С. 56 - 147.

10.Клоков В.Б., Лебедев В.П. Монетный комплекс с Селитренного городища (Золотая Орда, г. Сарай) // Древности Поволжья и других регионов. Сборник статей. Вып. IV. Нумизматический сборник. Том. 3. - Н. Новгород: «Информэлектро», 2002. - С. 73 - 165.

11.Колт. Райское Древо и птицы; Россия. Киевская Русь; XI в.; местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей (MetM) // Русская Икона: сайт. (дата обращения: 27.01.2017).

12.    Михеев В.К. Коньковые подвески из могильника Сухая Гомольша // Советская археология. - 1982. - № 2. - С. 156 - 167.

13.    О весах и гирьках... // Культура и быт // Культурно-исторический раздел: сайт. URL: http://domongol.org/viewtopic.php?f=37&t=21655 (дата обращения: 15.02.2017).

14.    Птицы фланкирующие. Древо жизни. Колт. Древняя Русь. XI век. Золото, эмаль. Местонахождение: США. Миннеаполис. Музей Русского Искусства // Золото Древней Руси /  Исторический дискуссионный клуб: сайт. URL:  (дата обращения: 27.01.2017).

15.     Пулы чекан Азак [Электронный ресурс] // Портал Нумизматики и Истории Крыма: сайт. URL: http://coins.ucoz.ru/index/0-27 (дата обращения: 27.01.2017).

16.       Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: «Наука», 1987. - 782 с.

17.    Савоста Р.Ю. Медные монеты Золотой Орды. Западная часть Улуса Джучи. Каталог. - Луганск: ООО ПЦ «Максим», 2013. - 73 с.

18.     Сирены и Древо жизни. Колт; Россия. Киевская Русь; XI в.; местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей (MetM) // Русская Икона: сайт. (дата обращения: 27.01.2017).

19.    Фёдоров-Давыдов Г.А. Денежное дело Золотой Орды. - М.: «Палеограф», 2003. - 352 с. и 40 с. ил.

20.    Фомичёв Н.М. Джучидские монеты из Азова // Советская археология. - 1981. - № 1. - С. 219 - 241.

21.        Ямилова Р.Р. Семантика зооморфных изображений на тканях и атрибутах костюма эпохи Золотой Орды // Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII - XV вв.)». 17 марта 2009 г. Сб. статей. Вып. 1. - Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. - С. 463 - 471.

22.       The Art of Medieval Spain, A.D. 500 - 1200. - New York: The Metropolitan Museum of Art, New York; Distributed by Harry N. Abrams, Inc., New York, 1993. - XIV, 358 p.   

23.    #10402: Two birds type. ND. Anonymous pul. Hajji-Tarkhan mint // Undated AE puls of 14 - 15th C. // Hajji Tarkhan // Lower Volga // Juchid, ca. 650 - 886 // ISLAMIC WORLD/ ZENO.RU - Oriental Coins Database: сайт. URL:  http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=10402 (дата обращения: 27.01.2017).

24.     #122831: Two birds type. ND. Anonymous pul. Hajji-Tarkhan mint  // Undated AE puls of 14 - 15th C. // Hajji Tarkhan // Lower Volga // Juchid, ca. 650 - 886 // ISLAMIC WORLD/ ZENO.RU - Oriental Coins Database: сайт. URL: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=122831 (дата обращения: 27.01.2017).

25.     [Frantishak]. Silver Adornments of the Vishchyn Treasure Trove [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons: сайт. (дата обращения: 27.01.2017).

 

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме