«Она была сама преданность и любовь...»

Матушка Гавриила (Беляева) из Леснинского монастыря

Новости Москвы 
0
560
Время на чтение 15 минут

Фото: монахиня Гавриила (паспортное фото, 1921 г.)

«Она была сама преданность и любовь...»

Из письма великого князя Гавриила Константиновича Романова

Монахиня Гавриила (1854 - 1943; в миру Анна Александровна Беляева) входила в ближайшее окружение Константиновичей и жила до ухода в монастырь в великокняжеском дворе в Петербурге. В 1886 году в Павловске ее приняли на должность няни детей великого князя Константина Константиновича. Это случилось благодаря ее тетe - Екатеринe Ивановнe Есауловой, прислуживавшей камеристкой (т.е. комнатной служанкой) при великой княгине Ольге Константиновне, а затем - императрице Марии Александровне, супруге императора Александра II. Спустя десять лет, когда дети выросли и уже не нуждались в уходе няни , Анне Александровне пришлось покинуть великокняжескую семью и выйти на пенсию. Ее уход из Мраморного и Павловского дворцов, по воспоминаниям великого князя Гавриила Константиновича, был "большим и печальным событием в жизни малолетних князей" [1]. Дети и взрослые ее очень любили и называли ее "тетей Атей" или "Атей" - уменьшительное от Анна. "Она была сама преданность и любовь, была очень религиозная и настоящая монархистка без каких-либо уклонов", - писал о ней ее воспитанник - великий князь Гавриил Константинович [2].

Приблизительно в 1905 году Анна Александровна поступила в Леснинский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Польше, где подвизалась и ее родная сестра, имя которой уже никто и не знает. Настоятельницей этой обители была известная в то время игуменья Екатерина (в миру графиня Евгения Борисовна Ефимовская), она же - основательница монастыря в Лесне. Анну Александровну привлекала концепция этого женского «деятельного монастыря», занимавшийся помимо собственных монашеских трудов, образовательной деятельностью и социальным служением среди местного населения. При поступлении в монастырь Анна Александровна познакомила игуменью Екатерину с кратким описанием своей мирской жизни.

...Родилась Анна Александровна 4/16 февраля 1854 года в зажиточной семье: мать дворянка а отец был купцом, который спустя некоторое время разорился. Дочь Анна получила хорошее воспитание и образование в Москве, где училась во французском пансионате, овладела там французским и немецким языками, научилась играть на рояле. После учебы Анна Александровна поступила в Петербурге на акушерские курсы. По окончании их служила акушеркой, и на ее иждивении некоторое время были родители...
...Послушница Анна 14 сентября 1907 года, в день Праздника Воздвижения Креста Господня, приняла монашеский постриг, получив новое имя Гавриила - в честь своего питомца князя Гавриила Константиновича [3].


Игумения Екатерина поручила ей выполнять в монастыре функции "казначейши". По воспоминаниям князя Гавриила Константиновича, монахиня Гавриила ежегодно на Рождество приезжала из монастыря в Петербург, где останавливалась у своих родственников. Разумеется, "она ездила в Павловск и Мраморный дворец к Великому Князю Константину Константиновичу и к Великой Княгине Елизавете Маврикиевне и их детям, которые очень любили ее" [4]. В 1915 году за полгода до кончины великого князя монахиня Гавриила встречалась с ним. Он "был очень ласков с Матушкой и, провожая ее, просил Матушку молиться за него. Он был уже очень болен" [5].
Как глава семьи великий князь с благодарностью относился к Анне Александровне за воспитание маленьких детей. В 1887 году родился князь Гавриил, а через три года - княжна Татиана. С рождениями этих детей отец семейства выносил их из спальни роженицы Великой княгини Елизаветы Маврикиевны и передавал в руки милой няне Ате. В течение десяти лет она неотлучно находилась при детях Иоанне и Гаврииле, одно время она была также при княжне Татиане и князе Константине [6].
Сохранились воспоминания, что зимой 1890 года заболел брюшным тифом в тяжелой форме маленький князь Гавриил и ребенку грозила смерть. Его няня Анна Александровна послала отслужить молебен в храме святого великомученика и целителя Пантелеимона в Петербурге (ныне ул. Пестеля, 2 а. - Примеч. автора), где находилась почитаемая икона св. Пантелеимона XVIII века. Она просила принести из храма образок св. Пантелеимона и немного масла. Во время чтения молитв к святому Анна Александровна помазала все тело тяжко болящего мальчика. Няню предупредили, что лечащий доктор помимо назначенного им лечения категорически запретил проделывать что-либо над больным, поэтому она очень побаивалась и молила Бога, чтобы доктор не почувствовал запах масла. В ту же ночь у маленького князя наступил кризис и к радости родителей, доктора и самой Анны Александровны он стал поправляться. Со дня чудесного выздоровления небольшой образок св. Пантелеимона неотлучно находился при князе Гаврииле Константиновиче [7].

Жизнь великокняжеской семьи, как известно, была всецело проникнута христианским духом. Тетя Атя помогала юным воспитанникам исповедовать православную веру и благородные чувства. Она помогала детям учить наизусть православные молитвы и Символ веры. По утрам и вечерам в отсутствие родителей няня присутствовала при молитве Иоанна и Гавриила и поправляла мальчиков, когда они ошибались. Кроме того, тетя Атя помогала детям разучивать уроки на рояле.
Вместе с родителями она радовалась, когда княжеские дети с юных лет стали прислуживать священникам, читать евангельские тексты и петь в дворцовой церкви. Анна Александровна была свидетельницей тому, что в Мраморный дворец часто приезжали известные священники, среди них был и отец Иоанн Кронштадтский, почитавшийся уже при жизни как великий молитвенник, чудотворец и прозорливец. К нему подходили под благословение все княжеские дети, а мальчики Иоанн и Гавриил ласкались к нему [8].

Няня следила и за тем, чтобы дети не оставляли молитвы и в загородных имениях, а также на отдыхе в Крыму и заграничных курортах. Несколько раз Анна Александровна ездила с детьми за границу - Швейцарию, Германию, Грецию и во Францию.

...Обо всех этих событиях вспоминала монахиня Гавриила, когда посещала повзрослевших воспитанников в Мраморном или Павловском дворцах и рассказывала им о своей Леснинской обители и о монашеской жизни. Однако монахиня Гавриила подвизалась в Леснинском монастыре всего около десяти лет, вследствие его эвакуации во время Первой мировой войны.
Известно, что игуменья Екатерина эвакуировалась вместе со всей монашеской общиной 31 июля 1915 года. Монастырские здания в Лесне заняли военнослужащие императорской армии. Большая часть сестёр вместе с воспитанниками монастырского приюта отправились в Нижегородскую губернию. Около 140 сестёр и послушниц вместе с игуменьей жили до середины августа 1917 года в Петрограде, расселившись между Леснинским подворьем, Новодевичьем Воскресенским и Свято-Иоанновским монастырями. Монахиня Гавриила после эвакуации Леснинской обители перешла в Шамординский женский монастырь в Калужской губернии, неподалеку от Оптиной пустыни, однако там она никогда не жила. Ее приписали к подворью Шамординского монастыря в имении великого князя Дмитрия Константиновича, "в мызе Стрельне в окрестностях Петербурга" [9].

Монахиня Гавриила продолжила свое служение в миру, помогая Константиновичам поддерживать порядок в их домах. После смерти отца и гибели супруга в 1915 году княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская вместе с "Дяденькой" - великим князем Дмитрием Константиновичем посещала знаменитые монастыри - Оптину пустынь, Шамордино, Саров, Дивеево. К ним присоединялись в паломнических поездках помощник и друг "Дяденьки" - Александр Васильевич Короченцов и монахиня Гавриила, помогавшая по хозяйству овдовевшей княгине и ее двум маленьким детям [10].

С марта 1917 года княгиня с детьми жила в доме великого князя Дмитрия Константиновича на Песочной набережной, дом 24. В одном из своих писем Татьяна Константиновна сообщала, что ей «ужасно приятно» принимать в гостях монахиню Гавриилу. Здесь княгиня и монахиня вместе общались, шили детям куклы из носовых платков, работали в саду, кормили вылупившихся цыплят, вышивали и вязали, учили друг друга кроить и шить. Бытовые заботы отнимали много времени и сил. Все домработницы покинули княгиню, и ей самой приходилось рано вставать, отводить детей в сад, убирать комнаты, заниматься бельем и отдавать его в стирку, штопать, пришивать пуговицы, вязать крючком и спицами, а глажкой одежды занималась монахиня Гавриила [11].

Когда большевики отправили великого князя Дмитрия Константиновича в ссылку в Вологду, княгиня с детьми поехала вместе с ним, а монахиня Гавриила со своей келейницей Сашей переехала по приглашению великого князя в его Стрельнинский дворец (Большой Стрельнинский дворец, или Константиновский дворец. - Примеч. автора), расположенный на южном берегу Финского залива на реках Стрелка и Кикенка. Монахиня Гавриила молилась здесь в устроенной во дворце домовой церкви, однако ее условия жизни в 1918 году были очень сложными. По воспоминаниям князя Гавриила Константиновича, когда "настало очень тяжелое время", монахине Гаврииле и ее келейнице "пришлось питаться котлетами из травы, которую они собирали в Стрельнинском парке" [12]. Монахиня голодала, "она даже распухла от голода". Князь Гавриил Константинович, женившийся в апреле 1917 года на балерине Антонине Рафаиловне Нестеровской, пригласил ее переехать к нему в Петроград. Монахиня Гавриила не отказалась и 2/15 августа того же года появилась в квартире князя и его супруги на Каменноостровском проспекте.
В тот же день большевики посадили Гавриила Константиновича в тюрьму, но спустя некотрое время, в ноябре с помощью писателя Максима Горького князю удалось перебраться в Финляндию, куда по причине болезни он был перевезен в специальной инвалидной тележке.

Перед Рождеством монахиня Гавриила легально переехала границу и прибыла к князю Гавриилу Константиновичу и его супруге - Антонине Рафаиловне (супруг звал её Ниной). Из Финляндии все они втроем перебрались во Францию и жили до 1920 года в Болье на юге страны, а затем обосновались в Париже. Здесь монахиня Гавриила на протяжении многих лет хлопотала по домашнему хозяйству, с любовью ухаживала за домашними собачками и частично помогала супружеской паре зарабатывать деньги на жизнь кройкой и шитьем женской одежды в открытом ими ателье. Монахиня Гавриила, твердо решившая разделить с князем Гавриилом все мытарства эмигрантской жизни, молилась дома и посещала богослужения в парижском Соборе Александра Невского.

В архиве Дома русского зарубежья в Москве хранятся 56 писем монахини Гавриилы к князю Гавриилу Константиновичу и 37 писем к его супруге Антонине Рафаиловне Нестеровской, написанных в период с 1921 по 1943 годы. Недавно они опубликованы в Москве кандидатом исторических наук, автором серии "Бумаги Константиновичей Дома Романовых" Лобашковой Т.А. [13].

Некоторые письма монахини начинаются словами "Дорогой мой Князенька Гавриил Константинович", а заканчиваются так: "кланяюсь Вам в ножки и целую ручки Ваши".Находясь в эмиграции, монахиня Гавриила жила заботами князя Гавриила Константиновича и княгини Татьяны Константиновны Багратион-Мухранской и ее детей. Она посильно помогала им в ведении домашнего хозяйства, а в трудных жизненных ситуациях всегда старалась подбодрить и духовно поддержать их. Все ее советы были наполнены жизненной мудростью.В письме монахини Гавриилы из Брюсселя в Париж ( декабрь 1921 года) к князю Гавриилу Константиновичу и его супруге читаем: "Дорогие мои, пишите мне, не унывайте, Господь не без милости, поможет Вам, Ваша доброта к бедным не останется втуне у Господа Бога. Он Вам поможет, конечно, надо будет всем заботиться, как-нибудь устроиться и работать"; "Помолитесь Св. Спиридонию Тримифундскому; он Ваши дела устроит" [14].

Все люди, знавшие монахиню Гавриилу, воспринимали ее как заботливую и искреннюю женщину, покорявшую своей душевной теплотой и преданностью. В годы эмиграции с монахиней переписывалась великая княгиня Елизавета Маврикиевна, обращавшаяся к ней с такими нежными словами: "Атенька, моя Теплушкина!"
Многие письма монахини Гавриилы являются важным источником информации о жизни и деятельности Константиновичей в изгнании. В них встречаются также и фамилии известных в царской России людей, осевших на Западе.Так, в июньских и июльских письмах 1921 года монахини Гавриилы подробно рассказывается о жизни в швейцарской деревне ("на ферме") княгини Татьяны Константиновны Багратион-Мухранской и сопровождавшего ее в эмиграции полковника Короченцова Александра Васильевича, ставшего в ноябре того же года ее вторым супругом. Покинув в 1919 году Петроград, они прибыли в Швейцарию и поселились там в деревенской хате, построенной на подъеме горы недалеко от города Веве. Работали они с утра до ночи, воспитывали маленьких детей и ухаживали за домашними животными. Так, Александр Васильевич, сообщала монахиня Гавриила в Париж, "трудится во всю, сам корову доит, убирает, кормит, и за свиньей ухаживает" [15]; он "и в огороде работает, и дрова колит; целый день в работе. И за курами он же ухаживает; все куры имеют имена, даже есть Нина, и вдруг я слышу дети кричат: "Атя, Атя, Нина поет", оказалось Нина петух, а не курица, есть и Володя, и Николай, это все петухи молодые" [16].

Монахиня Гавриила, пребывая в гостях у Татьяны Константиновны и у Александра Васильевича, посещала вместе с ними и детьми богослужения в православной церкви святой великомученицы Варвары в Веве, где в то время служил женевский священник отец Сергий (Орлов). Монахиня написала, что эта "церковь такая уютная, чистенькая", а служба в ней "была очень хорошая", "батюшка служит хорошо", "здесь очень хороший голос у дьякона (бас)", "пели очень хорошо", "причастников было довольно много", "я от души помолилась..." Однако положение церкви в Веве было " в очень плачевным", потому неизвестные злоумышленники совершили в ней кражу денег: из собранных на ремонт 62 тысяч франков осталось только полторы тысячи.

Княгиня Татьяна Константиновна вела на швейцарской ферме жизнь обыкновенной крестьянки, обремененной многими трудами и домашними заботами. Помимо ухода за девятилетним сыном Теймуразом и семилетней Наталии, приготовления пищи, уборки, стирки и глажки княгиня кормила кур, дворовую собаку, ухаживала за кроликами и вычищала их клетки. В письме князю Гавриилу Константиновичу монахиня Гавриила сообщила такую интересную деталь: "Когда освящали дом, батюшка покропил Св. водой и самку кролика... кролики все родившиеся с черными крестами на голове; как это удивительно" [17]. Она подробно рассказала о распорядке дня похудевшей и изможденной от физического труда княгини Татьяны Константиновны. На ферме княгине приходилось рано вставать и поздно ложиться спать, писала монахиня Гавриила, отметив в тексте, что "...она молодец, умеет делать вкусные сладкие пироги омлет с вареньем и т. п. вкусные вещи; но, бедная, она, конечно, устает..."[18]. На ферме рядом с матерью трудились ее дети - сын Мураз и дочь Наталия: "Детки очень милые, работают очень хорошо, во всем Маме помогают, и дров принесут для плиты, и на огороде помогают горох обрывать и т.п."[19].

В письмах монахини Гавриилы мы находим редкие и ранее неизвестные подробности о том, как начиналась в конце декабря 1921 года в брюссельской гостинице "Саrlton" на Avenue Louise инфекционное заболевание у Александра Васильевича Короченцова - второго супруга княгини Татьяны Константиновны, скончавшегося по причине ослабленного иммунитета в начале февраля 1922 года в Лозанне. Татьяна Константиновна обвенчалась с ним в первой декаде ноября 1921 года и приехала с ним и с детьми на встречу к матери и родными в Брюссель, чтобы там встретить Рождество и Новый год. Сын княгини Теймураз был скрытым носителем болезни и он поселился в одном номере с Александром Васильевичем. Монахиня Гавриила написала: "...сначала хворал Муразик, и у него немного болело горло, он пролежал два дня; потом он, слава Богу, быстро поправился, чувствует себя совсем хорошо. Но со вчерашней ночи ( 22 декабря.- Примеч. автора) заболел у нас А[лександр] В[асильевич] <...> Доктор осмотрел его, нашел у него дифтерит..." [20].

...Шли годы. Теплившиеся надежды князя Гавриила Константиновича на изменение ситуации в России и падение большевистской власти рухнули. Финансовые проблемы становились постоянными спутниками жизни русских эмигрантов, в том числе и княжеской четы. Монахиню Гавриилу поддерживали незыблемая православная вера и молитвы. Ей тоже и с большим трудом пришлось осваиваться в совершенно новой обстановке на французской земле. В конце 30-годов для князя Гавриила Константиновича, неожиданно оказавшемся в клинике на операционном столе, очень остро встал финансовый вопрос. По молитвам матушки Гавриилы большую помощь князю оказывали русские эмигранты, когда узнали о нехватке у него средств на оплату операции аппендицита. В 1938 году деньги князю Гавриилу люди собирали по подписным листам [21]. Через год в мае великий князь Владимир Кириллович пожаловал князю императорской крови Гавриилу Константиновичу титул великого князя.


В ноябре 1938 года матушка Гавриила заболела и оказалась в клинике, где многие ее поздравили с 84-летием. Из Альтенбурга (Германия) матушке написала княжна Вера Константиновна Романова и пожелала ей "всего хорошего" и скорейшего выздоровления: "...Если станет скучно и тоскливо лежать, то вспомни, что бывают операции, после которых необходимо лежать совершенно неподвижно недель 5".

Во Франции князь Гавриил Константинович активно участвовал в общественной жизни русской эмиграции, а также в деятельности эмигрантских военных организаций. Княгиня Антонина Рафаиловна Нестеровская в 1936 году организовала и возглавила во Франции "Комитет по увековечиванию памяти отца Георгия Спасского", участвовала в устройстве "Дома для престарелых имени отца Георгия Спасского" в юго-западном предместье Парижа - Севре, она же стала была председателем "Кружка почитателей памяти отца Георгия Спасского". Когда супружеская чета отправлялась в путешествия по Европе или другие города, состарившуюся монахиню Гавриилу перевозили из парижской квартиры ( адрес: 2, rue des Dardanelles (XVII)e) в Севре и оставляли на попечение в доме для престарелых.

С 1940 года и до конца дней своей жизни матушка постоянно жила в этом доме. Отсюда, несмотря на обострившийся ревматизм и резко ухудшившееся зрение, она продолжала отправлять свои письма князю Гавриилу и княгине Антонине, проживавшим в парижском предместье. Приведем некоторые фрагменты из ее писем 1942 года:

"...я благодарю Бога и Вас дорогих обоих, как я устроена, только бы молиться Господу - вот чего боюсь, только бы мне этого не лишиться, вот что у меня плохо" [22];
"... у нас здесь обворожительно цветы цветут, птицы поют, даже соловей, один - восторг"[23];
"...мы, слава Богу, еще питаемся, хотя с трудом достают провизию...Конечно, порции теперь сократили; конечно, голодновато, но что делать, и за это надо Бога благодарить" [24].

C годами здоровье матушки Гавриилы очень ослабло и силы заметно покидали ее: "...У меня не особенно все благополучно, глаза очень слепнут, ноги не ходят, сердце слабеет, вообще я плохо чувствую, ничего не могу делать, больше лежу, все сплю"; "...Я стала никуда не годная, и от слепоты своей делаю ужасно что, на днях свалила со стола вои на пол...без часов мне очень трудно" [25].
Матушка с трудом самостоятельно или с помощью других спускалась по лестнице в домовую церковь. Молитвы она читала и в своей комнате и просила своих опекунов:
"...может быть, найдутся огарочки свечей, мы наказаны, закрыли электричество, и сижу в потемках, хотела купить свечу, здесь нет свечей, а если бы и были, дорого здесь все стоит, и у меня уже деньги на исходе..." [26].

...25 сентября 1943 года на 90-м году жизни матушка Гавриила отошла ко Господу в "Русском доме имени о. Георгия Спасского" в Севре. Похоронили матушку на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Отец Николай (Сахаров) - протопресвитер и настоятель Св. Александро-Невского собора в Париже вписал в церковную книгу повиновений имя новопреставленной монахини Гавриилы и заверил в письме великого князя Гавриила Константиновича, что "за каждой литургией молимся и будем молиться о упокоении ее души". Письма с соболезнованиями по случаю кончины монахини Гавриилы отправили князю графиня Александра Илларионовна Шувалова, князь Михаил Константинович Горчаков, полковник Николай Дуброва, Елизавета Курлова и др.

В день похорон монахини Гавриилы, вспоминал позже великий князь Гавриил Константинович, иеромонах Сергий сказал ему, "хорошо бы написать о ней статью, но, что для этого нужны данные" [27]. Некоторые сведения о жизни матушки Гавриилы великий князь препроводил в своем письме от 6 октября 1943 года, однако автору этих строк неизвестно, появилась ли в итоге во Франции некролог или статья о почившей матушке...

12 октября того же года княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская, очевидно, еще не зная в Женеве о смерти любимой Ати, неожиданно написала ей письмо, полный текст которого приводится ниже:

"Дорогая моя Атя.

Я получила письмо от Гаврилушки, и от Леки Багратиона, который недавно, наконец, женился. Такое было для меня счастье получить от них письмо. Только грустно было услышать, что ноги твои плохи, и не хотят больше ходить.
Последнее время как-то особенно, я все думала о Гаврилушке, Нине и тебе, и так сильно хотелось что-нибудь успокоительное о всех моих милых и дорогих услышать. Я знаю, что когда тебе и плохо, и больно - ты все-таки, нас не забываешь, и все время о нас молишься. А молитва самая крепкая помощь из всего, что существует на свете. Как бы мне хотелось тебя еще увидать; так было хорошо пять лет назад, когда мы все были вместе, и можно было с тобой разговаривать, и о Папа и Мама вспомнить. Через твоего любимца Леку ты получишь это письмо. Я была так довольна когда он жил у меня в течение шести месяцев в прошлом году, а теперь мы с радостью ждем его приезда сюда с милой женой, а Теймураз с женой тоже хотят познакомиться с молодоженами. Вот только Натуся далеко от нас. Кланяйся от меня той доброй женщине, которая за тобой ухаживает.
Храни Тебя Господь, от болей и от всяких мук и да дает Он тебе тишины духа и спокойствия души, и радости в Нем Самом и утешения Св. Духа.
Крепко-крепко Тебя обнимаю и люблю.

Твоя бебе Татя [28]".

...Монахиня Гавриила, с которой долгие годы дружила Татьяна Константиновна, оказала косвенное влияние на окончательный выбор княгиней в 1946 году монашеского пути. А через пять лет она стала в Иерусалиме игуменьей Тамарой. В ее помянике на Елеоне было записано и имя монахини Гавриилы.


Литература.

[1]. Константиновичи Российского Императорского Дома Романовых в изгнании. 1919 - 1966 гг. Документы / Составитель Т. А. Лобашкова. -М.: ООО "Буки Веди", 2017, Книга I, с. 416 .
[2]. Там же, с. 415.
[3]. Там же, с. 416.
[4]. Там же, с. 415.
[5]. Там же, с. 417.
[6]. Там же, с. 415.
[7]. Там же.
[8]. Холодюк А.Г. Елеонская игуменья Тамара. - Мюнхен: 2017, с.27-28.
[9]. Там же, с. 416.
[10]. Холодюк А.Г. Елеонская игуменья Тамара. - Мюнхен: 2017, с.28.
[11]. Холодюк А.Г. Игуменья Тамара. Жизнь до эмиграции. - См.: Электронный ресурс:
[12]. Константиновичи Российского Императорского Дома Романовых в изгнании. 1919 - 1966 гг. Документы / Составитель Т. А. Лобашкова. -М.: ООО "Буки Веди", 2017, Книга I, с. 417 .
[13]. См.: Константиновичи Российского Императорского Дома Романовых в изгнании. 1919 - 1966 гг. Документы / Составитель Т. А. Лобашкова. -М.: ООО "Буки Веди", 2017, Книга I.
[14]. Там же, с. 265.
[15]. Там же, с. 346.
[16]. Там же, с. 344.
[17]. Там же, с. 347.
[18]. Там же, с. 346.
[19]. Там же.
[20]. Там же, с. 266.
[21]. См.: Лобашкова Т.А. Письма о жизни Константиновичей дома Романовых в эмиграции. - ж. Москва, № Июль, 2017.
[22]. Там же, с. 388-389.
[23]. Там же, с. 393.
[24]. Там же, с. 389.
[25]. Там же, с. 327.
[26]. Там же, с. 392.
[27]. Там же, с. 414.
[28]. Там же, с. 409.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «Она была сама преданность и любовь...»

Вот какие люди были на Руси....
Lucia / 22.03.2018, 05:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:59
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27