Православное государство обязано заботиться как о нравственном, так и социальном благополучии своего народа

Бывший СССР 
0
835
Время на чтение 10 минут

В свое время много говорилось о том, что в аспекте государственного строительства чрезвычайно важна роль наличествующей идеологии. Последняя присутствует в любом случае - де факто или де юре. Воинствующим идеологофобам можно еще раз прояснить, что идеология - это не тотальная промывка мозгов, а некое подобие популярной (народной) философии, которая отвечает обычному человек на вопросы о его государстве, о его народе: кто мы такие, почему мы именно такие, кто наши друзья и почему именно они наши друзья, кто наши враги - и опять же почему. Никакое общество не может жить без соответствующих ответов на данные вопросы (пусть даже и незапротоколированных в каких-то государственных актах). Роль идеологии в области государственного строительства чрезвычайно важна потому, что таковая указывает на некую цель, к которой устремлены умы большинства граждан этого государства. До недавнего времени эта цель (неофициальная идеология) нашего (подчеркнуто) светского общества де факто сводилась к гипертрофированному приобретению материальных благ (идеология массового потребления). Данное мировоззрение мы более чем охотно переняли у наших «партнеров» (США и Европы) в конце 80-х гг.

Однако события последних лет, беспрецедентное внешнее давление на Россию со стороны западных государств (и США в первую очередь) заставило очень многих наших сограждан пересмотреть свои основные взгляды в отношении смысла и цели жизни. Хотя, пожалуй, пересмотреть - громко сказано, скорее речь идет о том, что появилось четкое понимание того, что «мы не такие, как они». А вот понимание того какие именно пока, увы не сформировалось. Тем не менее, официальная государственная система пропаганды (в первую очередь целый ряд телевизионных политических программ) активно развивает идею В. В. Путина о том, что «национальная идея в России - это патриотизм». Однако данное, безусловно, емкое и красивое определение не вполне может удовлетворить ищущие умы. Дело в том, что патриотизм - это любовь к Отечеству, а любовь не может быть абсолютно плюралистичной и даже беспринципной. В истории нашей страны были разные периоды: на протяжении почти тысячелетия Россия создавалась и зиждилась на христианских принципах. В XX веке наступил период, когда в качестве главной цели было поставлено достижение тотального социального равенства, правда в осуществлении оной идеи ее «модельеры» не гнушались террора, уничтожения миллионов инакомыслящих (христиан в частности) и лжи. В 80-е, 90-е гг. XX века идея социальной справедливости была осмеяна, отвергнута и в противоположность ей российское общество с ликованием приняло идейную ориентацию на личное, фактически бесконтрольное обогащение каждого индивидуума.

В связи со всем вышесказанным весьма общие слова о любви к Отечеству не вполне ясно рисуют картину подлинного предмета самой этой любви, ибо история нашего государства демонстрирует наличие взаимоисключающих смысловых и аксиологических (ценностных) направлений. С этим можно «примириться», если рассматривать данную проблему исключительно в исторической ретроспективе («мол, много чего было, все ошибаются, не будем никого судить»), но построить будущее на основании таких «общих ценностей» невозможно. Патриотизм есть составляющая (при этом очень важная) часть идеологии, но не сама идеология, не ответ на все вопросы (в том числе и в сфере государственного строительства). Для человека думающего и ответственного недостаточно просто сказать «Родину нужно любить просто потому что она Родина». Увы, принцип героя романа А. Дюма «Я дерусь... просто потому что я дерусь» в данном случае не работает. Мои оппоненты могут мне возразить: «А как же 22 июня 1941 г.», когда вся страна поднялась на защиту СССР?» Отвечу: во-первых, начало Великой Отечественной Войны было ознаменовано целым рядом катастрофических поражений именно по причине недоверия многих граждан исторической России «генеральной линии партии». Во-вторых: не стоит забывать, какими словами (в этот чрезвычайно опасный для государства момент) обратился «вождь всех времен и народов» к гражданам своей страны: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры!» Сколь удивительна подобная риторика (так во время проповеди священник обращается к прихожанам) в устах воинствующего атеиста, последовательного гонителя христиан?

Однако, уже к 70-м годам восторженный пафос построения общества тотальной справедливости был исчерпан, а сама насущная действительность социальной жизни демонстрировала явную и сильную диспропорцию с той идеалистической моделью, которую рисовали учебники марксизма-ленинизма. Тогда, в конце 80-х гг. появилась достаточно стихийная, но агрессивная идеология монетократии и консуматизма («о, дайте мне вот это, это и это...»), когда в качестве важнейшей доктрины государственного строительства и смысла общественной жизни виделось наличие на прилавках магазинов пятидесяти сортов колбас. Унылые советские граждане восторженно смотрели в телевизоры, когда там показывали прилавки западных супермаркетов и в этом «ветре перемен» была осмеяна и с негодованием отвергнута та самая идеология социальной справедливости - «Долой совок, будем сами для себя богатеть, хватит кормить этих среднеазиатских нищебродов». В итоге в качестве неофициальной общественной идеологии была принята идея неограниченного обогащения каждого гражданина нашей страны. Хочется особо подчернить - неограниченного обогащения - неограниченного де юре никакими нравственными принципами, а де факто и никакими юридическими. Если немного перефразировать легендарную фразу первого Президента Российской Федерации, то эту идею можно выразить следующими словами: «Берите столько денег, сколько сможете поглотить».

В связи с этим следует и несколько слов сказать о пресловутой коррупции. Всякая наша борьба с мздоимством будет терпеть фиаско, если мы четко не определим подлинные социальные и нравственные причины оного явления. Дело в том, что «вороватые чиновники» - это не пришельцы с Марса, это неотъемлемая часть нашего общества, которая в своих действиях руководствуется той же парадигмой тотального неограниченного консуматизма, что и прочие граждане. В случае, если идеология личного обогащения не ограничена какими-то нравственными принципами, те, кто может «хапать» неизбежно будет это делать. Социологи говорят, что на сегодняшний день коррупцию в России можно рассматривать и как набор универсальных стратегий поведения больших социальных групп. Другими словами «брать» и «давать» готовы многие наши сограждане, однако не у каждого есть такая возможность. Все мы прекрасно помним легендарный диалог из фильма «Жестокий романс» (по «Бесприданнице» А. Н. Островского), когда Карандышев заявляет: «А вот я взяток не беру», на что Огудалова ему иронично парирует: «Да вам их и не дает никто. Вот кабы вам давали, да вы не брали - это другое дело...» Согласимся, что ужесточение наказания за взятничество (и фактор неотвратимости оного) способно до некоторой степени поубавить аппетит лихоимцев, однако не стоит забывать, что наши правоохранители тоже не марсиане и, увы, подвержены всем тем социальным недугам, что и прочие граждане.

Вне всякого сомнения, подобная убогая идеология гипертрофированного материализма долго существовать не может и на сегодняшний день (как мне хочется надеяться) со стороны главы государства и политической элиты страны все-таки идеологическое предпочтение отдается именно христианским принципам. Некоторые политические деятели (В. Милонов и Н. Поклонская) прямо заявляют, что видят Россию, как «православную страну», а назначения на ключевые государственные посты О. Васильевой и Т. Кузнецовой позволяют сделать предположение, что таковой нашу страну видят не только новоизбранные депутаты Госдумы. И здесь мы встречаемся и с еще одним ошибочным пониманием существа православного государства. Христианство (Церковь) - это не какая-то культурологическая инерция нашей истории, не какое-то идеологическое обрамление существующего строя, мол «мы не такие, как европейцы, мы православные, а потому все то, что мы делаем правильно, ибо с нами Бог». Христианские принципы государственности подразумевают, во-первых, поставление нравственных ценностей (которые как минимум основаны на десяти заповедях, таких, как «Не убий», «Не укради», «Не лги», а как максимум на евангельском принципе «милосердного самарянина») выше материальных. Православная традиция не против частной собственности и не против приобретения ее носителями материальных благ, но православное сознание подразумевает правильное отношение к оному материальному богатству. Христианство утверждает, что подлинную ценность имеет лишь только то «имение», которое человек заберет с собой в вечность, земное же материальное богатство может послужить достойным средством к приобретению подлинного богатства. Дореволюционная Россия, конечно, не была идеальным государством, в ней были и «свои» коррупционеры и «свои» рейдеры, однако меценатство, благотворительность для многих банкиров и фабрикантов той эпохи являлись буквально образом жизни и чертой характера, чего, увы, нельзя сказать о современных «денежных мешках».

И хотя в своей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Владимир Путин подчеркивает, «приоритет духовного над материальным», однако на сегодняшний день ни один государственный телеканал не имеет в сетке вещания каких-то внятных телепередач, которые (пусть и в дискуссионном ключе) касались бы аксиологических проблем, вопросов общественной и социальной нравственности. К еще большему сожалению эти вопросы практически не затрагиваются системой среднего и высшего образования. Преподаватель одного юридического вуза как-то рассказал автору этих строк, каким недоумением встретили юристы-первокурсники его заявление о том, что «взятничество - это преступление». «А как же тогда жить?» - недоумевая, проговорила одна студентка. В связи с этим становится понятна практическая правота слогана «Коррупция - мать порядка», до тех пор, пока государственная система образования нацелена исключительно на консуматизм. Нет никакой надежды на то, что полицейские меры смогут справиться с коррупцией до тех пор, пока монетократия остается фактической идеологией государственных служащих.

Во-вторых, христианские принципы государственности неминуемо подразумевают насущную и адекватную заботу государства (в первую очередь - в медицинской и социальной сферах) о своих гражданах, внимание к таковым и адекватную реакцию на объективные социальные запросы населения. К величайшему сожалению, но на сегодняшний день государство не только не исполняет должным образом своих социальных обязательств, но даже не делает вид, что данная сфера находится в приоритете его интересов. Деятельность медицинских и социальных государственных учреждений (особенно в провинции) напоминает скорее издевательство в отношении немощных стариков и инвалидов. Положение т. н. среднего класса в более выигрышном положении лишь только потому, что представители оного с трудом, но могут себе позволить обратиться в коммерческие структуры аналогичного плана.

В контексте данного печального положения предложения некоторых одиозных общественников и государственных деятелей назвать 2017 год «годом единства и процветания» выглядит какой-то насмешкой, буквально глумлением над своими согражданами. Видимо дистанция между «правящим классом» и обычными людьми приобретает такую форму, при которой реальная целостность государства может быть утрачена очень быстро. И, к сожалению, власть имущие не до конца понимают всю опасность данной тенденции, когда ориентация на традиционные ценности ими же сознательно и достаточно грубо профанируется. Президент говорит о том, что «национальная идея в России - это патриотизм», в то время, как многие представители государственного аппарата (в том числе и силовых ведомств) имеют двойное гражданство, т. е. «запасные аэропорты» на случай «непредвиденных обстоятельств».

Однако, для Церкви вовсе не характерна «обвинительная риторика», совсем не в традиции Православия заниматься «самобичеванием», т. е. бесконечным сетованием на то, «как все у нас плохо и какие все мы плохие недотепы». Позиция Церкви всегда созидательна: православные христиане всегда готовы помочь окружающим (своим близким), когда государство (в лице своих служащих) не может или не хочет исполнять своих прямых обязанностей. Христианин, когда видит нищего на улице - он берет и кормит нищего, помогает ему, в то время, как социалист-революционер кричит: «Мы построим идеальную справедливую социально-политическую систему, в ней никто не будет страдать, вот только придем к власти и тогда...» И тогда заливают кровью полмира.

Церковь, как Общество Любви, ежедневно, ежечасно, ежеминутно оказывает реальную (а не декларативную, не карикатурно-демагогическую) помощь людям, нуждающимся в помощи или попавшим в беду. Церковь организует социальные гостиницы для людей, лишенных крова, реабилитационные центры для лиц, страдающих различными зависимостями, женщинам, отказавшимся от аборта соответствующие церковные структуры оказывают социальную, материальную, психологическую и духовную поддержку. Другими словами, Русская Православная Церковь совершает колоссальную социальную работу почти по всем направлениям жизни нашего общества. В иных сельских районах именно Православные приходы фактически выполняют функции социальной инфраструктуры, ввиду того, что таковые государственные организации в тех районах или не работают или просто отсутствуют. Верующие люди видят нечто плохое и спрашивают: «Кто виноват?». И отвечают: «Наверное, мы, ибо мы проявляем равнодушие, мы проходим мимо». И исправляют это плохое, делают хорошее.

Когда Церковь (в лице своих активных прихожан) высказывает свое мнение касательно тех или иных культурных или социальных явлений, то антиклирикалы любят «кидаться» одной строчкой из Конституции РФ, мол «Церковь отделена от государства» (хотя данное отделение понимается ими, как поражение в правах, что в корне неверно). Однако, когда Церковь выполняет социальные функции, которые подлежат исполнению государственным органом (и которые их не исполняют, хотя получают соответствующее финансирование), то критики Церкви забывают об этом «отделении». Более того, колоссальная социальная работа Церкви проходит незамеченной для абсолютного большинства (в том числе и федеральных) СМИ. 90% сообщений в прессе о Церкви связано с недостойным поведением отдельных священнослужителей, с какими-то скандальными событиями, которые в социологическом отношении являются буквально ничтожными в сравнении с той социальной, просветительской, психологической и духовной работой, которую Она ведет.

Для того, чтобы России не проиграть в информационной войне ей необходима идеология, однако в не меньшей степени государство должно проявлять и насущную заботу о своих гражданах, об их социальной защищенности, об организованности и обеспеченности их жизни. В противном случае, когда самые высокие и красивые идеи профанируются, то таковая политика вызывает естественное недоверие граждан, как к самим идеалам, так и к их «носителям». Именно недовольство, то напряжение, которое растет в виду неудовлетворенности социальной политикой неминуемо станет обширной питательной средой для разного рода цветных революций. Дистанция (зазор) между идеями тотальной справедливости и реальным положением вещей в СССР привели к деградации государственной системы и к развалу страны (как в территориальном, так и в идейном смысле). Полагаю, что нашим руководителям следует принимать во внимание катастрофические ошибки их предшественников и рассматривать социальную сферу в качестве важнейшей линии государственного делания, не подменяя реальную заботу о людях громкими заявлениями и дешевым популизмом.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Православное государство обязано заботиться как о нравственном, так и социальном благополучии своего народа

Дважды в одну и ту же воду не входят. Не получится все наладить и зажить нравственно. Новые задачи Бог ставит перед человеком. По-старинке не получится!
Василий В.В. / 20.01.2018, 19:22

1. Re: Православное государство обязано заботиться как о нравственном, так и социальном благополучии своего народа

Ни в коем случае нельзя втягивать Церковь в социальное служение.
М.Яблоков / 20.01.2018, 04:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Артемий Сильвестров
В погоне за лайками он утратил чувство реальности
Священник Артемий Сильвестров о деятельности заштатного диакона Олега Рыжкова, распространяющего в Интернете антипрививочные фейки
22.02.2022
Все статьи Священник Артемий Сильвестров
Бывший СССР
День памяти Великого Князя Всеволода III Юрьевича
Сегодня мы также вспоминаем генерала А.М.Дондукова-Корсакова, естествоиспытателя К.А.Тимирязева, летчицу В.С.Гризодубову и генерала А.И.Лебедя
28.04.2024
Америка получала щедрую дань от наследников СССР
Бум в США 90-х годов был порожден такими причинами, как победа Штатов в холодной войне и развал Советского Союза
27.04.2024
День памяти святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
Сегодня мы также вспоминаем князя Д.М.Голицына, географа И.К.Кириллова, философа П.Я.Чаадаева, поэта В.Г.Бенедиктова, композитора А.Н.Скрябина, летчика П.Г.Головина, адмирала Н.И.Виноградова, генерала И.Г.Павловского и актера К.Ю.Лаврова
27.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 03:02
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.04.2024 01:54
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56