Мог ли Царь Иоанн Васильевич умереть от отравления и быть прославлен как Великомученик в XVII веке

Иван Грозный 
0
1030
Время на чтение 8 минут

Как многие знают, при вскрытии гробниц в Архангельском соборе Московского Кремля в 1963 году, проводившемся группой Герасимова, и последующем исследовании останков Царя Иоанна Васильевича и его сына Царя Феодора Иоанновича было обнаружено значительное количество ядов, которые, по всей вероятности и вызвали смерть обоих благоверных Царей, местночтимых святых [1]. Этот исторический факт смущает некоторых христиан, которые приводят слова Спасителя, обращенные к ученикам: «аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16:18).

Вначале необходимо сделать небольшую оговорку. Проповедуя в среде язычников, Апостолы часто были вынуждены есть и пить с теми, кто при приготовлении пищи и питья не соблюдал Ветхозаветные Заповеди о том, что пригодно в пищу, а что нечисто (Лев.11), а несоблюдение Заповедей -смертно духовно. Поэтому не только возможность отравления ядами, но и возможность греховного вкушения нечистого с язычниками не могла не волновать учеников. Не случайно Апостолу Петру впоследствии в видении было дано разъяснение этого. (Деян.10:9-17) Но вернемся к теме отравления ядами.

Надо сказать, что слова Спасителя были обращены к Апостолам в конкретной ситуации их великого особого служения - просвещения языков во всей вселенной. Этими словами Учитель укреплял и подбадривал Своих Учеников, давал им не только защиту от покушений, но и еще один аргумент в словах проповеди веры в Истинного Бога. Как мы знаем из Священного Предания, Апостолы получили от Бога разнообразные дары: и дар прозрения, и дар чудотворения, и дар врачевания болезней наложением рук, дар глаголания незнакомыми языками и иные многие дары. Как говорил Апостол Павел, «Разделения же дарований суть, а тойжде дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Комуждо же дается явление духа на пользу: овому бо духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера, темже духом: иному же дарования исцелений, о томже Дусе: другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков» (1Кор. 12:4-10). И далее: «И овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей: потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. Еда вси апостоли? еда вси дарования имут исцелений? еда вси языки глаголют? еда вси сказуют? Ревнуйте же дарований больших» (1Кор. 12:28-31). То есть, какими бы дарами не были одарены святые, все они от одного Духа, и каким быть сему дару, решает Сам Господь.

Действительно, в житиях некоторых святых мучеников, пострадавших во времена Императора Диоклетиана и других языческих Императоров-христоборцев, да и в последующие времена, встречаются повествования о том, как мучители давали христианам-мученикам выпить смертельный яд, не имевший над ними действия. Такие эпизоды есть в житиях Апостола от 70-ти священномученика Ермия, Святого мученика Виктора, священномученика Феопемпта, Патриарха Александрийского Иоакима, преподобномученика Михаила Черноризца, мученицы Фотины и других. Почему же почитаемый с XVII века в Московской земле Святой Благоверный Царь Феодор Иоаннович и его отец, Царь Иоанн Васильевич, почитаемый многими как Святой Великомученик, погибли от ядов? Может ли смерть от яда стать поводом усомниться в святости, в мученическом подвиге?

Святитель Григорий Двоеслов в Гомилиях на Евангелие говорит об этих знамениях, что «они необходимы были в начале Церкви. Ибо для того, чтобы Вера возрастала, надобно было воспитывать ее чудесами; потому что и мы, насаждая дерева, дотоле поливаем их водою, доколе уверимся, что они уже укрепились в земле; и если они пустили уже корень, то мы перестаем поливать. Поэтому и Павел говорит: «языцы в знамение суть не верующим, но неверным» (1Кор.14:22)». Так же и иные внешние дары даются проповедующим Истину для вразумления неверующих.

В большинстве житий смертельный яд подносился мученику открыто, как испытание. И испытание это было настолько серьезным, что язычники (или иноверцы, как, например, султан, мучивший Патриарха Александрийского Иоакима по наущению иудеев) под впечатлением от силы веры мученика, часто сами обращались ко Христу.

К сожалению, в более поздние времена не только в среде языческой, но и в среде тех, кто должен был являть собой пример верности и веры, поселялись зависть, злоба, соперничество, «удобопоползновенность ко греху». Приближенные Христианских Императоров, вместо того, чтобы верно служить им и защищать от врагов, сами становились врагами и замышляли всевозможные козни, вплоть до покушений на убийство, среди которых отравление казалось злодеям наиболее легким в осуществлении.

Именно поэтому большинство православных Ромейских Императоров и Наследников престола (в том числе, прославленных в лике святых) по тысячелетней Ромейской традиции с детства специально регулярно принимали противоядия, способствующие выживанию при возможном отравлении[ http://mordikov.fatal.ru/mitridat.html ]. Из-за этого среди них так мало было случаев смертельных отравлений от врагов. Гораздо больше Ромейских Императоров и претендентов на престол, умерших не своей смертью, погибали в битве, или казнёнными противником, или в тюрьме, от голода. Или их ослепляли, так как, по Ромейскому закону, ослеплённый не мог долее оставаться Императором.

Таким образом, благочестивые христианские греческие Цари следовали словам: «не искушай Господа Бога своего» до такой степени, что, зная о «профессиональной» угрозе своему служению Помазанников Божиих, не готовы были испытывать милость Божию: сохранит их Господь Бог от отравления или нет, и заранее принимали противоядие.

Конечно же, и мы не можем относить слова Спасителя буквально к каждому христианину, пусть даже благочестивому и верному Господу нашему Иисусу Христу и Заповедям Божиим. Не стоит христианину, даже вполне благочестивому, дерзать вкушать недоброкачественную пищу или напитки, не говоря о яде. Нужно помнить, что сказано: «Рече (же) ему Иисус: паки писано есть: не искусиши Господа Бога твоего». (Мф.4:7) Господь не давал обещания всем своим верным, что яды им не повредят.

Многие Святые мученики и исповедники, зная, что им предстоит испытание ядом, готовились к этому испытанию сугубым постом и молитвой, прося у Господа дарования им особой исключительной Милости и спасения от яда для посрамления язычников и неверных и обращения их от зла и беззакония к Господу нашему Иисусу Христу. Молились сами и призывали молиться за них всю Церковь, как, например, делал это Александрийский Патриарх Иоаким, современник Царя Иоанна Васильевича. [http://www.pravenc.ru/text/468909.html]. Надо сказать, что однократное принятие яда святителем Иоакимом не прошло бесследно и нанесло вред его здоровью: как свидетельствуют арабские хроники, он потерял свои волосы, тело его исхудало и все сгорбилось, и хотя он прожил больше ста лет, испытал он много болезней.

Мы можем также вспомнить из истории России, где не было традиции принимать противоядие, что Святой Благоверный Князь Ярослав Всеволодович, местночтимый Святой Владимирской епархии [2], отец Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского [3], в 1246 году совершил долгое путешествие в столицу империи Чингиз-хана Каракорум. Получив уже ярлык на Великое Княжение от хана Гуюка, наследника Чингиз-хана, он по боярским интригам оказался не мил ханше Туракине, которая, пригласив его на трапезу, дала испить из своих рук питье с ядом, после чего Ярослав Всеволодович почувствовал себя плохо и вскоре умер. Тело его все посинело, из чего сопровождавшим его боярам стало ясно, что он умер от отравления. Надо сказать, что его сын, Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский умер так же, во время возвращения из Орды от хана Берке, выполнив свою дипломатическую миссию и защитив Русь от ханской немилости. Он скончался в 1263 году около города Городца на Волге, и многие считают, что его кончина последовала от того, что в Орде ему дали отравленную или недоброкачественную пищу или питье.

Царь Иоанн Васильевич много раз, по слову Спасителя, оставался в живых, даже будучи отравленным. Необходимо вспомнить его тяжелую болезнь, «горячку» 1553 года, весьма похожую на отравление, в результате которой он чуть не умер, отравление его первой супруги Царицы Анастасии в 1560 году, отравление его второй супруги Марии Темрюковны в 1569 году. Царь с Царицей ели и пили вместе, одно и то же, но обе Царицы, видимо, по своей женской немощи, не смогли противостоять яду и умерли от него, а Царь, по Милости Божией, справился с отравлением. Видимо, эти три случая все же нанесли серьезный удар по его телесному здоровью, и когда Царя начали тайно травить четвертый, пятый или десятый раз, его организм уже не смог противостоять совершаемому злодейству. В отличие от описанных случаев из житий святых, где яд давался открыто, демонстративно, поэтому и противостояние яду имело такой сильное вразумляющее действие, Царя травили «ближние», яд предательски давали руки приближенных, и судя по многократным попыткам отравления, вразумить их было непросто. Надо также иметь в виду, что наряду с отравлением, злодеи порой использовали и другой метод - неправильное лечение, когда одновременно с ядом давались лекарства, не способствующие излечению болезни, а наоборот, ускоряющие развитие заболевания.

Можно вспомнить безвременную кончину Императора Александра III Миротворца. Сегодня, после вскрытия его гробницы в 2015 году, мы точно знаем, что ядом он не был отравлен. Как известно, ему был поставлен неправильный диагноз, назначено неправильное лечение (лечили болезнь почек, а проблема была в сердце), болезнь сердца развивалась, и возможно, это неправильное лечение было назначено докторами вполне сознательно [4].

Поэтому, в случае с Царем Иоанном Васильевичем Грозным речь может идти не только о многократных попытках отравления, но и о неправильном лечении - «залечивании».

Святитель Григорий Великий Двоеслов, толкуя приведенные выше слова Евангелия, говорит о том, что перечисленные дары Духа проявлялись не только среди Апостолов и во времена Апостольские, но и во все времена, но проявления этих даров могут быть иными: «Добрыми своими увещаниями уничтожая злость в сердцах других, они истребляют змиев. А когда, слушая гибельные советы, не увлекаются однако же к нечестивому делу, тогда они, хотя и пьют смертное, но оно не вредит им» (Беседа 29). В этом смысле, безусловно, дар Божий противостояния не только мышьяку и ртути, но и яду духовному проявился в жизни Царя Иоанна Васильевича и его сына сполна. Еще в юные годы Царь Иоанн смог не поддаться дурным советчикам, окружавшим его и стремившимся воспользоваться его молодостью и недостатком опыта. Позже он имел духовную силу выдерживать удары, наносимые клеветником и изменником Андреем Курбским и подобными ему и не поколебался в своём служении Богу. Свидетельством Царя Иоанна о Христе была вся его жизнь, его особое пред Богом Царское стояние, и то, что он терпел многократное отравление ядами и в конце концов принял смерть от рук тех, кто должен был быть ему верен, отнюдь не говорит о том, что Царя нельзя считать Великомучеником, Великим Свидетелем о Христе, как и считала братия Николо-Коряжемского монастыря и многие другие православные в начале XVII века [1,5]. И мы должны проявить духовное разумение, обнаружить в себе дар противостояния духовному яду клеветы, возводимой до наших дней на великих Государей Русской земли.

[1] В. В. Бойко-Великий. «Почитание в XVII веке Государя Иоанна Васильевича Грозного в Николо-Коряжемском монастыре как благоверного Царя и Великомученика», Московские ведомости, Выпуск 10(3), ноябрь 2017, с.72. (http://mosvedi.ru/article/19847.html)

[2] Житие Великого Князя Ярослава Всеволодовича

[3] Житие Великого Князя Александра Невского (http://www.pravenc.ru/text/64418.html )

[4] Сильный, державный. Жизнь и Царствование Императора Александра III/Е.И. Дронов - М.: Русский издательский центр, 2017. - 712 с.

[5] Коряжемские святцы: С комментариями и пояснениями. - М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2015. - 800с.

Президент Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого Василий Бойко-Великий

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Мог ли Царь Иоанн Васильевич умереть от отравления и быть прославлен как Великомученик в XVII веке

Первого Русского Царя отравили те же тёмные силы, которые впоследствии убили Царевича Димитрия, развязали Смуту, отравили Третьего Русского Царя и уничтожили Династию Годуновых.

2. Re: Мог ли Царь Иоанн Васильевич умереть от отравления и быть прославлен как Великомученик в XVII веке

Васидий, если попытка у Вас будет, вернуть на Русь Ченстоховскую - нет, не ту,что в Селигере, а настоящую, рубленую, Русь Вам будет благодарна
Ник Ликашин / 19.12.2017, 22:23

1. Re: Мог ли Царь Иоанн Васильевич умереть от отравления и быть прославлен как Великомученик в XVII веке

Так уже давно доказан факт отравления одним и тем же ядом Великаго Государя Ианна Васильевича и его сына криминалистами МВД РФ.
Ортодоксос / 18.12.2017, 04:57
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Бойко-Великий
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Глава 24 из готовящейся к публикации книги «Расследование цареубийства»
12.04.2024
Кремлевские медики и историки установили, что екатеринбургские останки не царские
Выдержки из 23 главы книги «Расследование цареубийства»
10.04.2024
Я оклеветан
Президенту В.В. Путину от В.В. Бойко-Великого, содержащегося под стражей в ФКУ СИЗО-2 г. Москвы
12.03.2024
Государь Иоанн Васильевич и Иосифо-Волоцкий монастырь
Из готовящегося к печати хронографа царствования Иоанна Васильевича Грозного
30.11.2023
Все статьи Василий Бойко-Великий
Иван Грозный
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49