Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Современная культура православных татар в России

Динара  Бухарова, Русская народная линия

Кряшенский вопрос / 07.12.2017


Доклад на Международной научно-практической конференции по вопросам сохранения и развития культуры и языков тюркских народов России (21-24 ноября 2017 года, г. Москва) …


Как мы сообщали, 21-24 ноября 2017 года в Московском государственном лингвистическом университете прошла Международная конференция по вопросам сохранения и развития культуры и языков тюркских народов. Публикуем доклад, прозвучавший на конференции.

***

К сожалению, иногда в публичном пространстве распространяется неправильный ложный стереотип, что татары, якобы, обязательно по вероисповеданию мусульмане. Под воздействием этой ложной установки тех татар, кто исповедует Христианскую Веру, считают неофитами из ислама обратившимися (хотя есть немало и таких).

В реальности, и это принципиально важно знать, число мусульман среди татар по сравнению с числом самих татар не так велико, а практикующих мусульман среди них ещё меньше, не более 3%.  Часть татар, например, являются этническими христианами, их численность по разным оценкам достигает примерно от 300 до 800 тысяч человек в России (и только около 30 тысяч человек из них при последней переписи населения записались как субэтнос кряшены в составе татар, остальные указали свою этническую принадлежность как просто татары).

Большинство современных татар являются выходцами из советского прошлого, преимущественно живут в городах и в культурно-бытовом плане наиболее близки с этническими русскими (великороссами), чаще всего смешиваются именно с ними. В 80% случаев дети, рождённые в смешанных русско-татарских браках выбирают Православие. При этом, при активном смешении с русскими, идентичности менталитетов, даже в условиях русской языковой среды у татар наблюдается сильное ярко выраженное татарское национальное самосознание, часто татарами себя ощущают потомки татар, смешавшихся с русскими в нескольких поколениях. Татарское национальное самосознание позволяет татарам ощущать себя частью русской нации, русской цивилизации, сохраняя при этом свою этническую и культурную уникальность и самобытность.

Фактически национальное самосознание татар - это не только самосознание второго государствообразующего народа в составе русской (российской) нации, но и самосознание четвёртого народа в составе триединого русского народа (великороссы, белороссы, малороссы и татары), причём татары после великороссов в составе русских, по мнению самих татар, должны идти вторыми. А, если вдуматься, то реалии таковы, что татарская уникальность, самобытность и самосознание в составе русской нации мыслится самими татарами как уникальность, самобытность и самосознание субэтноса в составе этнических русских (великороссов), таких русских неславян, разговаривающих на двух языках и имеющих в прошлом некоторую сословность (служилые татары-йомышлы и ясачные татары), наподобии донских казаков.

Как это не парадоксально, но при отсутствии развития и широкой поддержки культуры православных татар, православной татарской традиции, часть татар, будучи органической и неотъемлемой частью русской цивилизации, желая сохранить свою культурную уникальность в русском мире (самобытность, признание особой исторической роли), не принимают Православия только из-за опасения утраты своих корней. При этом, мусульманами в большинстве своём они не являются. Не христиане и не мусульмане, такие татары всё чаще называют себя монотеистами, потому что в Единого Бога Творца верят, но принципиально не желают жить по исламским канонам и сближаться с другими мусульманами нетатарами, а православное Христианство не принимают по причине опасения утерять свою этническую самобытность.

Даже при отсутствии целенаправленной миссии среди татар со стороны структур Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) в таких условиях наблюдается немалое количество принятия татарами Православия, но, к сожалению, из-за отсутствия поддержки культуры православных татар, православной татарской традиции, для основной массы действует своего рода этническое табу, ложный стереотип, согласно которому, татарин, приняв Крещение, якобы отрекается от своего народа, от той самой культурной уникальности в составе русской нации. Таким образом, есть масса людей, некрещеных, но симпатизирующих Христианству, не принимающих ислам, но находящихся под влиянием ложных стереотипов, что, якобы, все татары - мусульмане, и их Крещение приведёт к утрате родной татарской идентичности. Они ходят в Церковь, держат у себя иконы, читают православные книги, берут святую воду и т.д., оставаясь некрещеными («мы же татары...»). Это огромный электорат и трудно переоценить социальную значимость в современной России православного татарского фактора.

Многие татары, готовые креститься, боятся это сделать из предубеждения, что так они перестанут быть татарами, но уникальность современной ситуации в том, что по сравнению с прошлым, таковых среди современных татар подавляющее большинство, ведь бо`льшая часть татар - не мусульмане, а постсоветские монотеисты, симпатизирующие Христианству. При этом, другая часть татар - этнические православные христиане.

Проблема сохранения татарской культуры и идентичности существует веками, и здесь чисто теоретически возможны следующие конструкты:

1.                    сохранение историко-культурной уникальности татар внутри русской (российской) нации на основе Православия, но с признанием существования комплиментарных к православному Христианству форм ислама и монотеизма,

2.                    сохранение татарской уникальности в противопоставлении русской нации на основе радикальных форм ислама (сепаратистско-исламистский проект, являющийся опаснейшим для российского общества),

3.                    целенаправленное уничтожение татарской идентичности и культуры.

Учитывая особую опасность второго варианта и факт двухконфессиональности татарского народа, вхождение его как базового элемента в русский мир, сложившийся веками, совершенно очевидно, что последние два конструкта категорически неприемлемы, как для русской цивилизации в целом, так и для её органической части - для самих татар. Более того, второй и третий варианты взаимно дополняют друг друга и направлены на расчленение России, межнациональную и религиозную вражду и ненависть.

Наилучшим и единственным решением проблемы сохранения татарской культуры и идентичности всегда был первый вариант - то, что передано нам святыми апостолами и предложено известными просветителями. А именно: интеграция без искусственной ассимиляции, инкультурация, что выражается в развитии культуры православных татар, православной татарской историко-культурной идентичности и расширении использования национального языка и искусства в богослужебной, церковной, общественной и бытовой практике.

Выход мы видим в развитии православной татарской традиции, культуры, искусства. Всё это соответствует концепции миссионерской работы в Русской Православной Церкви, рекомендующей использование национальных языков: «Проповедь Евангелия и совершение миссионерского богослужения на национальных и искусственных (например, разработанных для глухонемых) языках».

Количество носителей татарского языка стремительно сокращается не только в большинстве регионов страны, но и в самом Татарстане. При этом мечеть перестает быть татарской и в основном переходит на русский язык и не выполняет функцию, которую имела в прошлом: сохранение татарской идентичности. В мечетях теперь по большей части используется только русский и арабский языки. Любопытно, что татарский язык активно используют протестантские миссионеры.  Но самое главное, среди татар, как и среди других коренных народов России с той или иной долей мусульман, расширяется влияние учителей и имамов, которые прошли подготовку не в России, а в Турции и арабских странах. Постепенно они меняют настроения среди мусульман, делая их более радикальными.

Также стоит отметить, что при примерном равенстве по численности русских и татар в Татарстане, количество мечетей в 15 раз (!) превышает количество православных храмов (хотя за счёт наличия среди татар большого количества православных по вероисповеданию, численность православных христиан в Республике Татарстан превышает численность мусульман).

Полноценная просветительская работа среди основной массы татар возможна только при условии отказа от этнической русификации и сохранении их национальной идентичности. Для этого необходимо развитие татарской церковной традиции, что пока что существует только в некоторых кряшенских деревнях, и очень ограничено в Казани и Москве. В противном случае мы будем иметь только единичные обращения, а основной массой татар, представляющей значительный электорат, займутся радикальные исламские проповедники, таким образом, произойдёт искусственная исламизация и радикализация второго по численности и по значимости государствообразующего народа в составе русской (российской) нации, русской цивилизации - татар, большинство из которых в настоящий момент просто монотеисты.

Бухарова Д.А., заместитель председателя Татарского культурного центра Москвы, руководитель Московской татарской православно-христианской общины (МТПХО)


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме