«Мы сумели сохранить религиозную и этническую идентичность народов» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Мы сумели сохранить религиозную и этническую идентичность народов»

28.11.2017


В Московском государственном лингвистическом университете прошла Международная конференция по вопросам сохранения и развития культуры и языков тюркских народов …

21-24 ноября 2017 года в Московском государственном лингвистическом университете прошла Международная конференция по вопросам сохранения и развития культуры и языков тюркских народов, сообщает наш корреспондент.

Открыла работу и.о. ректора МГЛУ, профессор Ирина Краева, которая поприветствовала участников конференции, выразив надежду на то, что данная конференция будет способствовать сохранению и развитию тюркских языков в России. «Тюркские народы представляют собой вторую группу по численности населения в России, которые безусловно являются неотъемлемой частью поликультурного пространства страны», - отметила Краева. Помимо русского языка, три тюркских языка говорят от 1 млн. до 5 млн. человек – это татарский, чувашский и башкирский. «Когда мы говорим об изучении языков, мы всегда добавляем – и культур», - добавила профессор. Она заметила, что междисциплинарный подход в лингвистике - это основа владения иностранным языком на высочайшем уровне. Студенты-лингвисты МГЛУ не ограничиваются хрестоматийными знаниями об истории и культуре стран изучаемых языков, а знакомятся с языком и ментальностью народа в ключе единого социокультурного сегмента. Это крайне интересно при изучении непосредственно тюркских языков, отметила И.А. Краева, потому как часть тюркской языковой группы представлена именно в составе РФ и странах СНГ, а общее число говорящих насчитывает около двухсот миллионов человек.

Председатель Духовного собрания мусульман России, муфтий Альбир Крганов отметил, что «наша страна богата множеством культур, языков и тем, что мы все сумели сохранить религиозную и этническую идентичность народов». Он остановился на проблеме влияния на молодежь России из-за рубежа, рассказал о книгоиздательской деятельности тюркских народов в прошлом и сегодня. Альбир хазрат зачитал тезисы принятой на богословской конференции в Махачкале резолюции, где говорилось о пагубности глобализации.

Были заслушаны приветствия от Государственной Думы РФ и исполнительного комитета Межрелигиозного совета СНГ.

И.о. директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Евгений Бахревский рассказал о такой политической доктрине как тюркизм, которая зародилась в XIX веке. Огромную роль в ее развитии сыграли российские тюрки Исмагил Гаспринский и Юсуф Акчура. Однако в дальнейшем ее переняли турецкие младотурки. Сегодня в турецком обществе доминируют идеи тюркизма. Бахревский рассказал, что среди современных турецких ученых по отношению к языкам других тюркских народов предвзято: например, казахский или узбекский языки стараются указывать как «казахско-тюркский» и «узбекско-тюркский», что выглядит несколько странно. В постсоветский период идеи тюркизма подняли на щит, как это не странно, не Турция, а Казахстан и Азербайджан. Сейчас турецкие тюркисты идею Турана предлагают воплотить не против России, а вместе с Россией, что приводит к таким нелепым рассуждениям, что, дескать, русские – это не славяне, а тюрки по происхождению.

Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ, первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) Юрий Куприянов выступил с анализом государственной национальной политики по сохранению и развитию языка саха (якутского языка) как одного из тюркских народов. Якутский язык использует кириллический алфавит. 96% якутского населения Якутии владеют якутским языком, при этом 98% якутов знают русский язык. Просветителем Семеном Новгородовым в начале ХХ века была создан букварь якутского языка.

Председатель правления Крымской республиканской организации социально-культурного развития «Милли Фирка» Васви Абдураимов рассказал о роли Крыма и крымских татар в интеграционных процессах в России и Евразии. «Как же скрепить народы нашей страны России? Для этого необходимо учитывать интересы народов не только России, но и всего мира», - стал рассуждать общественный деятель, высказав даже идею создания некой новой международной организации, которая бы объединяла народы.

Научный сотрудник Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета Шамиль Кашаф в своем выступлении отметил, что надеяться, что исламское образование в России будет способствовать укрепление общеевразийских ценностей народов России. Он также призвал использовать опыт дореволюционного казанского исламоведения, пересмотрев его с православно-миссионерских позиций на их просветительский и научный потенциал.

Доцент Узбекского государственного университета мировых языков Бегам Караева сообщила, что в Узбекистане изучаются западные и восточных языков. Русскоязычная община составляет 500 тысяч человек (из 30 млн.), хотя многие русские покидали Узбекистана, хотя отметила, что никакой дискриминации русского населения нет. Она подчеркнула, что знание русского языка по-прежнему является важным для населения Узбекистана (10 млн. человек владеет русским языком). Из 10 тысяч школ 800 с лишним – с русским языком обучения. Сегодня в Ташкенте есть православная семинария, в республике 2 женских и 1 мужской монастыря. Рассказала о переводах на узбекский язык русской классики, а также переводы с узбекского на русский язык.

На следующий день конференции состоялся круглый стол «Противодействие деструктивному внешнему влиянию на культуру тюркских народов России» (модератор – профессор кафедры мировой культуры МГЛУ, доктор исторических наук Роман Силантьев).

Силантьев отметил, что деструктивное влияние на тюркские народы России может идти как с Запада, так и с Востока, есть и примеры конструирования неоязычества (тенгрианства). Однако наибольшую проблему, по его словам, представляет ваххабизм, который представляет наибольшую серьезную угрозу.

Научный сотрудник Института востоковедения РАН, исполнительный директор фонда «Взаимодействие цивилизаций» Эммин Адилоглы Миришли остановился подробно на проблеме ваххабизма как форме деструктивного влияния на традиционную культуру тюркских народов на примере Азербайджана. «Ваххабиты являются, наверное, единственной группой, не имеющей проблемы с занятостью: им принадлежат кафе, магазины в Азербайджане», - отмечает ученый, добавив, что несмотря на то, что большинство населения в этой стране себя считает шиитами, тем не менее, ваххабизм как явление присутствует в Азербайджане. По его словам, из Азербайджана на «джихад» уехало до 1 тысячи ваххабитов, и есть опасность их возвращения домой.

Эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов выступил с докладом «Копирование зарубежной исламской традиции и ее привнесение в современную религиозную культуру татар Среднего Поволжья». Он привел примеры того, как отучившиеся в странах Ближнего Востока и попавшие под влияние идеологии ваххабизма имамы стараются изменить религиозную традицию татар Среднего Поволжья. Это касалось и их негативного отношения к проведению коранических меджлисов на дому, Мавлид-байрама (дня рождения пророка Мухаммеда, с.г.в.), к почитанию святых родников, посещению Болгара.

Заместитель директора Самарского филиала МПГУ по научной работе, профессор Юлия Гусева рассказала о том, как со стороны Турции и Японии в начале ХХ века проявлялся интерес к тюркским народам России. Алихан Букейханов (один из лидеров казахского движения «Алаш») и татарский панисламист Габдрашит Ибрагимов говорили о том, что японцы и тюрки очень похожи. Она подробно остановилась на теме изучения пантюркизма в советской историографии.

Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Галина Хизриева представила анализ прогноза развития мировых исламистских движений. Здесь она рассмотрела работы западных аналитиков. По их мнению, исламисты будут поддерживать национальные меньшинства в Европе, исламизм воспримет левую идеологию, подменяя ее собой, из-за чего можно ожидать конфликт между исламистами и левыми.

Заместитель председателя Татарского культурного центра Москвы Динара Бухарова выступила с докладом «Современная культура православных татар в России». Она считает, что среди татар много людей не мусульмане, а более близкие к христианству, симпатизирующие им. Не все из них готовы принять крещение, поскольку полагают, что тогда они утратят свою этническую идентичность. По ее мнению, большая часть татар на практике не мусульмане, а просто монотеисты.

Директор Татарского культурного центра Москвы Анвяр Хусаинов поделился опытом функционирования татарской общины российской столицы. В год проходит до 300 мероприятий в Татарском культурном центре, причем в нем проводят свои мероприятия башкиры, гагаузы, народы Северного Кавказа.

Заведующий кафедрой истории МГЛУ Владимир Корнеев рассказал про положение тюркских народов в России в исторической ретроспективе. Он показал, что тюркские народы в России сохраняли самобытность, успешно интегрировались в российский социум, была осуществлена инкорпорация элиты тюркских этносов в правящий класс страны. Экономический прогресс в местах компактного проживания тюркских народов способствовал росту их этнического самосознания.

По итогам конференции была принята резолюция.
 
1 
Программа конференции
 
1 
Альбир Крганов
 
1 
Во время работы конференции
 
1 
Ирина Краева
 
1 
Одна из участниц конференции 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме