«Церковное власовство» как препятствие к миссионерству среди татар

 

Среди различных негативных явлений, имеющих быть место в нашей церковной жизни, есть явление, которое патриотически настроенные православные христиане назвали «церковным власовством». Под этим термином подразумевается апология (в той или иной степени) предательства генерала Власова и его сторонников в Великую Отечественную войну. Казалось бы, столько времени прошло, но вот кому-то доставать зловещие фигуры прошлого и поднимать их на знамя. На примере Украины мы видим, что это делается не просто так. Хотя это негативное явление не имеет никакого отношения к догматике, и апологеты коллаборационизма могут быть вполне строгими ортодоксами, все же это является искажением Православия, ибо кроме догматического богословия, есть еще богословие нравственное.

 Их, «церковных власовцев», конечно, меньшинство, но они достаточно активны. К ним, кстати, я отношу не только тех, кто прямо воспевает нацистских приспешников, но и тех, кто пытается поставить их на одну доску с защитниками Отечества. Такая «толерантность». На мой взгляд, то же власовство, только неявное. Мне часто приходилось сталкиваться с таковыми на различных православных форумах в Интернете. Эти полемики послужили причиной написания мною статей. См., к примеру, мою статью  "Ошибка» генерала Власова".

 Вопрос о власовцах и попытках их оправдать - это не только вопрос политики. Это прежде всего вопрос морали. И абсолютно справедливо в свое время сказал архимандрит (ныне епископ) Тихон (Шевкунов): «Идея коллаборационизма, психология коллаборационизма - не просто исторический спор, а одна из самых серьезных опасностей, вольно или невольно нагнетаемая в сегодняшней России. Некоторые исторические фигуры, даже давно отошедшие в мир иной, становятся настоящим оружием, обладающим гигантской разрушительной силой, потому что оружие это направлено на слом традиционной духовной идентичности: зло пытается предстать добром, предательство - героизмом, а истинный героизм представляют как неразвитость, отсталость и даже грех. Это сфера той духовной брани, на которую не наложишь мораториев, которая не ограничена никакими договорами. Но пока дети в России, угадывая имя героя войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее».

 Провласовская позиция, демонстрируемая некоторыми церковными деятелями, наносит нашей Церкви огромный вред в том числе и в деле миссионерства.

Хотя сами «церковные власовцы» могут быть пламенными миссионерами, и мне могут указать на огромное количество новообращенных, которых привел к вере тот или иной миссионер, в той или иной степени оправдывающий коллаборационизм. Но подсчитывал ли кто-либо количество тех, кого провласовская позиция того или иного церковного деятеля оттолкнула от Православия? Такой подсчет едва ли ведется. А между тем, враги Православия всячески акцентируют на этом внимание, пытаясь выдать позицию отдельных представителей за позицию Церкви в целом.

 А позиция Церкви на самом деле противоположная: Еще в 1943 году было вынесено «Постановление Собора Русской Православной Церкви 1943 года об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства», в котором сотрудничество с оккупантами называется иудиным предательством. Среди подписавших - св. Лука (Войно-Ясенецкий) в ту пору архиепископ Красноярский. У меня нет никаких сомнений, что он подписал этот документ вовсе не в угоду Советской власти. Конечно, могут указать на РПЗЦ, где позиции «церковных власовцев» довольно сильны (ведь РПЗЦ  в то время окормляла власовцев). Но ведь что характерно - РПЗЦ канонизировала в лике мучеников Александра Шмореля, антифашиста, убиенного нацистами, а вот о канонизации кого-либо из власовцев, «замученных большевиками», история умалчивает. Также неизвестно о канонизации в лике святителей провласовских иерархов, зато прославлен архиепископ Иоанн Шанхайский (Максимович), который молился о победе Красной армии в ту войну.

 Наверное, у большинства из нас деды или прадеды воевали в Великую Отечественную, или же самоотверженно трудились в тылу, поэтому для многих тема последней великой войны является очень важной и попытки принизить подвиг ее героев являются оскорбительными. Поэтому можно с уверенностью сказать, что возрождению Православия в русском народе апология Власова и прочих гитлеровских приспешников отнюдь не способствует, а совсем даже наоборот. Точно также эта апология вредит и христианскому просвещению татар. В чем-то, может быть, еще в большей степени - ведь если для русских Православие - это все-таки вера предков (пусть и утраченная большинством), а вот для большинства татар верой предков является ислам (хотя есть православные татары - кряшены и нагайбаки, к примеру) и понятно, что татары будут более критично относиться к новой для них вере.

 Антиподом ген. Власова почти каждый, знающий историю Великой Отечественной и ценящий подвиг защитников Родины, назовёт ген. Карбышева, как назвал его в приведенной выше цитате еп. Тихон (Шевкунов). Все ли знают, что советский, русский генерал Дмитрий Карбышев, отказавшийся сотрудничать с нацистами (как крупный военный инженер он представлял для них большую ценность) и принявший мученическую смерть в концлагере (после зверских пыток облит водой на морозе и убит), по национальности был татарин-кряшен? Ведь наверняка те из татар, особенно кряшен, кто знает историю своего народа, дорожащие своими героями, знают и это. Понятно, что были и другие герои из числа татар, проявившие доблесть, но фигура Карбышева особенно символична.

 Были ли среди татар коллаборационисты вроде ген. Власова и власовцев? Да, были. Татары - вовсе не исключение среди других народов. Из советских военнопленных-татар нацистами был создан волжско-татарский легион «Идель-Урал» (кроме татар, туда входили представители других народов Поволжья). И все же татарский (а именно волжско-татарский) коллаборационизм - несколько особое явление. Самым известным татарским «коллаборационистом» является татарский поэт Муса Джалиль. За его «коллаборационизм» поэту был присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно. Ну а немцы «наградили» его гильотиной, также как и других руководителей подполья легиона «Идель-Урал». Собственно, руководителем группы был не Джалиль, а Гайнан Курмашев, но, поскольку он не был известным поэтом (до войны он был директором школы и начинающим писателем), то, к сожалению, его имя оказалось в тени поэта. Даже Героя ему не присвоили, как Мусе Джалилю. Но да не суть. Хорошо, что хоть Джалиля помнят. К тому же он действительно играл большую роль, как весьма авторитетный среди татар человек - крупный поэт все-таки. Чем занимались эти «коллаборационисты» Муса Джалиль, Гайнан Курмашев и другие? А занимались они тем, что склоняли татарских легионеров-коллаборационистов к восстаниям, переходу на сторону партизан. И много в этом преуспели, хотя и не настолько, насколько рассчитывали. А рассчитывали поднять весь легион.

 В результате их деятельности восстал и почти в полном составе перешел на сторону партизан 825-й  батальон, присланный в Белоруссию для проведения карательной операции. Причем восстание произошло, несмотря на то, что немцы узнали о планах «коллаборационистов» через своих агентов и арестовали руководство, готовившее восстание. Были еще случаи перехода на сторону партизан в других батальонах, хотя и не такие громкие и массовые. Волжские татары, как заметил один из историков коллаборационизма, оказались самыми баламутными из восточных легионов. Поэтому немцы решили их перебросить с восточного фронта на западный. Но и там случаи перехода на другую сторону не прекратились.

 В конце концов немцы благодаря своему агенту арестовали несколько десятков участников подполья. Но члены «группы Курмаша», куда кроме Гайнана Курмашева и Мусы Джалиля, входило еще 9 человек, несмотря на пытки, на допросах вели себя  стойко и никого не выдали, поэтому остальных пришлось отпустить.

 Перед казнью курмашецев оставшиеся свободе подпольщики во главе с Амиром Утяшевым связались с французскими партизанами и подняли восстание. Им удалось освободить от фашистов городок Ле-Пуи. Немцы за голову Утяшева назначили награду в 500 000 тыс. франков. За свои заслуги перед французским народом Утяшев получил французский военный крест и звание капитана. Мог остаться во Франции, но решил вернуться на Родине, где его ждал лагерь как коллаборациониста. Лишь после ему удалось добиться реабилитации. И такое случалось часто, увы. Собственно, самого Мусу Джалиля долго считали предателем. Правда открылась позже. Но ведь Джалиль, Курмашев и другие боролись за Родину, а не за славу и признание потомков.

 В свое время святой Иустин Мученик сказал «Эллинская философия - детоводитель ко Христу», подразумевая то, что эллинская философия, при всем ее отличии от христианства все же подготовила почву для принятия Евангелия (а ведь отношения христианства и языческой философии были весьма сложными). Думаю, что в некотором смысле и героев типа Карбышева и Джалиля тоже можно назвать такими же детоводителями. Я ни в коей мере не сравниваю Мусу Джалиля (и его соратников) и Дмитрия Карбышева с христианскими мучениками, но нечто общее в их подвиге есть. Поэтому человеку, который ценит подвиг Дмитрия Карбышева или Мусы Джалиля, легче понять христианских мучеников, легче приять Христа, чем тому, кого этот подвиг оставляет безучастным. И те христианские миссионеры, которые всячески принижают подвиг героев Великой Отечественной войны, и приравнивают к ним коллаборационистов вроде ген. Власова и ему подобных, а то и вовсе возвышают последних, отталкивают от Православия, может быть, наиболее чутких в нравственном отношении людей, а тех, кого привлекают, делают, может быть, худшими.

 У одного историка как-то прочел, что одно из причин, по которой христианство, несмотря на гонения, в конце концов восторжествовало, было то, что воины-христиане по сравнению с язычниками были более надежными воинами, поскольку предательство в христианской среде считалось страшным грехом. Я думаю, что во многом это верно, хотя, бесспорно, главным было все же то, что тут содействовала Божья помощь.

 Об отношении ранних христиан к предательству Родины свидетельствуют каноны, а именно 8-е правило св. Григория Чудотворца, написанное в связи с событиями Скифской (или Готской) войны - войны Римской империи во 2-й половине III века с коалицией варварских племён. Как мы знаем, Римская империя в это время была ещё языческой. Там говорится: «Аще которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане, и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом, или удавлением, такожде указывали не ведущим варварам пути или домы: таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы, и прежде их Дух Святый».

 Речь в правиле св. Григория идет именно о «единоплеменных», а не о единоверных. Заметим также, что не только те, кто убивал единоплеменных, но и указывал «не ведущим варварам пути или домы», подвергаются отлучению. Так что ранние христиане, несмотря на довольно сложные отношения с Римским государством, отдавали себе отчет в том, что предательство соотечественников, кто бы они не были - страшный грех.

 Если мы заинтересованы в том, чтобы обратить в Православие представителей тех народов, для которых Православие не является верой предков, тех же татар, мы ни в коем случае не должны давать повод для нареканий, для обвинения в том, что мы не только живем неправедно (а такие поводы даем нередко), но еще и учим нехорошим вещам.

Апология предательства - именно один из таких поводов. И, кроме того, сами обращенные такими вот церковными власовцами, могут усвоить лжехристианскую мораль. И в этом случае миссионерский успех может оказаться поражением. Тогда могут сбыться слова Христа, сказанные о фарисеях: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф 23:15). Для того, чтобы такого не произошло, необходимо дать жесткую оценку попыткам оправдать предательство и принизить подвиг героев Великой Отечественной войны.

 

Тимур (Сергий) Давлетшин

 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Тимур Давлетшин:
Все статьи автора
"Власов"
Предупреждение Всеволода Кочетова
К 50-летию пророческого романа «Чего же ты хочешь?»
08.10.2019
О власовских недобитках
Куртис Юргенс о попытках героизации генерала-предателя в день его казни

01.08.2019
Тихой сапой
В рассказах о дореволюционных или белоэмигрантских кадетских корпусах много сусальных благоглупостей
11.07.2019
Настоящий учитель жизни
Отцу 12 детей и деду 45 внуков протоиерею Александру Ильяшенко исполнилось 70 лет
24.05.2019
О новых перлах «победобесоборцев»
Ряд клириков Русской Православной Церкви стремятся опорочить нашу Победу в Великой Отечественной войне
14.05.2019
Все статьи темы
"Новая апология предательства"
О новых перлах «победобесоборцев»
Ряд клириков Русской Православной Церкви стремятся опорочить нашу Победу в Великой Отечественной войне
14.05.2019
Нерусский дух «Калининградского Собора»
О нестроениях в калининградском отделении ВРНС. Часть 2
20.11.2018
Нерусский дух «Калининградского Собора»
О нестроениях в калининградском отделении ВРНС. Часть 1
16.11.2018
Родить дракона
В год столетия А.И.Солженицына
04.02.2018
Все статьи темы
"Какой должна быть миссия"
«Церковь нужна, чтобы был силен дух нашего народа»
По словам Святейшего Патриарха Кирилла, Церковь призвана возвышать человеческую личность, превращая человека в настоящего героя духа
21.10.2019
«Социальное служение — это и есть наше свидетельство о Христе»
Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что социальное служение должно ориентироваться не на красивую отчетность, не на показуху, а на подлинные результаты
04.09.2019
Давайте не терять рассудок - он еще здорово пригодится
Беседа с настоятелем Успенского храма в крепости Ивангорода о некоторых причинах трудностей христианской миссии в наше время
14.08.2019
Все статьи темы
"Проблемы церковной жизни"
Скандал с архимандритом Александром (Белей)
Фанар пытается рассорить Московскую Патриархию и РПЦЗ?
21.10.2019
«Архиерей призван являть пример любви»
По мнению епископа Пантелеимона (Шатова), на ситуацию в епархии в значительной степени влияет личность самого архипастыря
21.10.2019
Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)
16.10.2019
«Реакция на это событие последует»
О признании Элладской Церковью т.н. «ПЦУ»
16.10.2019
Все статьи темы