«Церковное власовство» как препятствие к миссионерству среди татар

Проблемы церковной жизни  Апология предательства  Миссионерская деятельность  Власов 
0
1091
Время на чтение 9 минут

 

Среди различных негативных явлений, имеющих быть место в нашей церковной жизни, есть явление, которое патриотически настроенные православные христиане назвали «церковным власовством». Под этим термином подразумевается апология (в той или иной степени) предательства генерала Власова и его сторонников в Великую Отечественную войну. Казалось бы, столько времени прошло, но вот кому-то доставать зловещие фигуры прошлого и поднимать их на знамя. На примере Украины мы видим, что это делается не просто так. Хотя это негативное явление не имеет никакого отношения к догматике, и апологеты коллаборационизма могут быть вполне строгими ортодоксами, все же это является искажением Православия, ибо кроме догматического богословия, есть еще богословие нравственное.

 Их, «церковных власовцев», конечно, меньшинство, но они достаточно активны. К ним, кстати, я отношу не только тех, кто прямо воспевает нацистских приспешников, но и тех, кто пытается поставить их на одну доску с защитниками Отечества. Такая «толерантность». На мой взгляд, то же власовство, только неявное. Мне часто приходилось сталкиваться с таковыми на различных православных форумах в Интернете. Эти полемики послужили причиной написания мною статей. См., к примеру, мою статью  "Ошибка» генерала Власова".

 Вопрос о власовцах и попытках их оправдать - это не только вопрос политики. Это прежде всего вопрос морали. И абсолютно справедливо в свое время сказал архимандрит (ныне епископ) Тихон (Шевкунов): «Идея коллаборационизма, психология коллаборационизма - не просто исторический спор, а одна из самых серьезных опасностей, вольно или невольно нагнетаемая в сегодняшней России. Некоторые исторические фигуры, даже давно отошедшие в мир иной, становятся настоящим оружием, обладающим гигантской разрушительной силой, потому что оружие это направлено на слом традиционной духовной идентичности: зло пытается предстать добром, предательство - героизмом, а истинный героизм представляют как неразвитость, отсталость и даже грех. Это сфера той духовной брани, на которую не наложишь мораториев, которая не ограничена никакими договорами. Но пока дети в России, угадывая имя героя войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее».

 Провласовская позиция, демонстрируемая некоторыми церковными деятелями, наносит нашей Церкви огромный вред в том числе и в деле миссионерства.

Хотя сами «церковные власовцы» могут быть пламенными миссионерами, и мне могут указать на огромное количество новообращенных, которых привел к вере тот или иной миссионер, в той или иной степени оправдывающий коллаборационизм. Но подсчитывал ли кто-либо количество тех, кого провласовская позиция того или иного церковного деятеля оттолкнула от Православия? Такой подсчет едва ли ведется. А между тем, враги Православия всячески акцентируют на этом внимание, пытаясь выдать позицию отдельных представителей за позицию Церкви в целом.

 А позиция Церкви на самом деле противоположная: Еще в 1943 году было вынесено «Постановление Собора Русской Православной Церкви 1943 года об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства», в котором сотрудничество с оккупантами называется иудиным предательством. Среди подписавших - св. Лука (Войно-Ясенецкий) в ту пору архиепископ Красноярский. У меня нет никаких сомнений, что он подписал этот документ вовсе не в угоду Советской власти. Конечно, могут указать на РПЗЦ, где позиции «церковных власовцев» довольно сильны (ведь РПЗЦ  в то время окормляла власовцев). Но ведь что характерно - РПЗЦ канонизировала в лике мучеников Александра Шмореля, антифашиста, убиенного нацистами, а вот о канонизации кого-либо из власовцев, «замученных большевиками», история умалчивает. Также неизвестно о канонизации в лике святителей провласовских иерархов, зато прославлен архиепископ Иоанн Шанхайский (Максимович), который молился о победе Красной армии в ту войну.

 Наверное, у большинства из нас деды или прадеды воевали в Великую Отечественную, или же самоотверженно трудились в тылу, поэтому для многих тема последней великой войны является очень важной и попытки принизить подвиг ее героев являются оскорбительными. Поэтому можно с уверенностью сказать, что возрождению Православия в русском народе апология Власова и прочих гитлеровских приспешников отнюдь не способствует, а совсем даже наоборот. Точно также эта апология вредит и христианскому просвещению татар. В чем-то, может быть, еще в большей степени - ведь если для русских Православие - это все-таки вера предков (пусть и утраченная большинством), а вот для большинства татар верой предков является ислам (хотя есть православные татары - кряшены и нагайбаки, к примеру) и понятно, что татары будут более критично относиться к новой для них вере.

 Антиподом ген. Власова почти каждый, знающий историю Великой Отечественной и ценящий подвиг защитников Родины, назовёт ген. Карбышева, как назвал его в приведенной выше цитате еп. Тихон (Шевкунов). Все ли знают, что советский, русский генерал Дмитрий Карбышев, отказавшийся сотрудничать с нацистами (как крупный военный инженер он представлял для них большую ценность) и принявший мученическую смерть в концлагере (после зверских пыток облит водой на морозе и убит), по национальности был татарин-кряшен? Ведь наверняка те из татар, особенно кряшен, кто знает историю своего народа, дорожащие своими героями, знают и это. Понятно, что были и другие герои из числа татар, проявившие доблесть, но фигура Карбышева особенно символична.

 Были ли среди татар коллаборационисты вроде ген. Власова и власовцев? Да, были. Татары - вовсе не исключение среди других народов. Из советских военнопленных-татар нацистами был создан волжско-татарский легион «Идель-Урал» (кроме татар, туда входили представители других народов Поволжья). И все же татарский (а именно волжско-татарский) коллаборационизм - несколько особое явление. Самым известным татарским «коллаборационистом» является татарский поэт Муса Джалиль. За его «коллаборационизм» поэту был присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно. Ну а немцы «наградили» его гильотиной, также как и других руководителей подполья легиона «Идель-Урал». Собственно, руководителем группы был не Джалиль, а Гайнан Курмашев, но, поскольку он не был известным поэтом (до войны он был директором школы и начинающим писателем), то, к сожалению, его имя оказалось в тени поэта. Даже Героя ему не присвоили, как Мусе Джалилю. Но да не суть. Хорошо, что хоть Джалиля помнят. К тому же он действительно играл большую роль, как весьма авторитетный среди татар человек - крупный поэт все-таки. Чем занимались эти «коллаборационисты» Муса Джалиль, Гайнан Курмашев и другие? А занимались они тем, что склоняли татарских легионеров-коллаборационистов к восстаниям, переходу на сторону партизан. И много в этом преуспели, хотя и не настолько, насколько рассчитывали. А рассчитывали поднять весь легион.

 В результате их деятельности восстал и почти в полном составе перешел на сторону партизан 825-й  батальон, присланный в Белоруссию для проведения карательной операции. Причем восстание произошло, несмотря на то, что немцы узнали о планах «коллаборационистов» через своих агентов и арестовали руководство, готовившее восстание. Были еще случаи перехода на сторону партизан в других батальонах, хотя и не такие громкие и массовые. Волжские татары, как заметил один из историков коллаборационизма, оказались самыми баламутными из восточных легионов. Поэтому немцы решили их перебросить с восточного фронта на западный. Но и там случаи перехода на другую сторону не прекратились.

 В конце концов немцы благодаря своему агенту арестовали несколько десятков участников подполья. Но члены «группы Курмаша», куда кроме Гайнана Курмашева и Мусы Джалиля, входило еще 9 человек, несмотря на пытки, на допросах вели себя  стойко и никого не выдали, поэтому остальных пришлось отпустить.

 Перед казнью курмашецев оставшиеся свободе подпольщики во главе с Амиром Утяшевым связались с французскими партизанами и подняли восстание. Им удалось освободить от фашистов городок Ле-Пуи. Немцы за голову Утяшева назначили награду в 500 000 тыс. франков. За свои заслуги перед французским народом Утяшев получил французский военный крест и звание капитана. Мог остаться во Франции, но решил вернуться на Родине, где его ждал лагерь как коллаборациониста. Лишь после ему удалось добиться реабилитации. И такое случалось часто, увы. Собственно, самого Мусу Джалиля долго считали предателем. Правда открылась позже. Но ведь Джалиль, Курмашев и другие боролись за Родину, а не за славу и признание потомков.

 В свое время святой Иустин Мученик сказал «Эллинская философия - детоводитель ко Христу», подразумевая то, что эллинская философия, при всем ее отличии от христианства все же подготовила почву для принятия Евангелия (а ведь отношения христианства и языческой философии были весьма сложными). Думаю, что в некотором смысле и героев типа Карбышева и Джалиля тоже можно назвать такими же детоводителями. Я ни в коей мере не сравниваю Мусу Джалиля (и его соратников) и Дмитрия Карбышева с христианскими мучениками, но нечто общее в их подвиге есть. Поэтому человеку, который ценит подвиг Дмитрия Карбышева или Мусы Джалиля, легче понять христианских мучеников, легче приять Христа, чем тому, кого этот подвиг оставляет безучастным. И те христианские миссионеры, которые всячески принижают подвиг героев Великой Отечественной войны, и приравнивают к ним коллаборационистов вроде ген. Власова и ему подобных, а то и вовсе возвышают последних, отталкивают от Православия, может быть, наиболее чутких в нравственном отношении людей, а тех, кого привлекают, делают, может быть, худшими.

 У одного историка как-то прочел, что одно из причин, по которой христианство, несмотря на гонения, в конце концов восторжествовало, было то, что воины-христиане по сравнению с язычниками были более надежными воинами, поскольку предательство в христианской среде считалось страшным грехом. Я думаю, что во многом это верно, хотя, бесспорно, главным было все же то, что тут содействовала Божья помощь.

 Об отношении ранних христиан к предательству Родины свидетельствуют каноны, а именно 8-е правило св. Григория Чудотворца, написанное в связи с событиями Скифской (или Готской) войны - войны Римской империи во 2-й половине III века с коалицией варварских племён. Как мы знаем, Римская империя в это время была ещё языческой. Там говорится: «Аще которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане, и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом, или удавлением, такожде указывали не ведущим варварам пути или домы: таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы, и прежде их Дух Святый».

 Речь в правиле св. Григория идет именно о «единоплеменных», а не о единоверных. Заметим также, что не только те, кто убивал единоплеменных, но и указывал «не ведущим варварам пути или домы», подвергаются отлучению. Так что ранние христиане, несмотря на довольно сложные отношения с Римским государством, отдавали себе отчет в том, что предательство соотечественников, кто бы они не были - страшный грех.

 Если мы заинтересованы в том, чтобы обратить в Православие представителей тех народов, для которых Православие не является верой предков, тех же татар, мы ни в коем случае не должны давать повод для нареканий, для обвинения в том, что мы не только живем неправедно (а такие поводы даем нередко), но еще и учим нехорошим вещам.

Апология предательства - именно один из таких поводов. И, кроме того, сами обращенные такими вот церковными власовцами, могут усвоить лжехристианскую мораль. И в этом случае миссионерский успех может оказаться поражением. Тогда могут сбыться слова Христа, сказанные о фарисеях: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф 23:15). Для того, чтобы такого не произошло, необходимо дать жесткую оценку попыткам оправдать предательство и принизить подвиг героев Великой Отечественной войны.

 

Тимур (Сергий) Давлетшин

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тимур Хамзатович Давлетшин
США – «Удерживающий»?
Размышления по прочтении книги «Неизвестный Даниил» (воспоминания о священнике Данииле Сысоеве)
17.12.2024
Славянофилы и «Дом сумасшедших…» графини Евдокии Растопчиной
В защиту честного имени Алексея Степановича Хомякова
15.11.2024
«Небесные граждане» и российские мусульмане
Ближний – не чужой, даже если он не «свой по вере»
12.10.2024
Все статьи Тимур Хамзатович Давлетшин
Проблемы церковной жизни
Готовится провокация против Русской Православной Церкви
Бессарабская митрополия пригласила Предстоятеля Румынской Православной Церкви посетить Молдову
23.01.2025
Сколько украли у малороссов?
Под видом «декоммунизации» церковного календаря у малороссов были украдены Святые Рождественские Дни
20.01.2025
Революционный консерватизм православного социализма
Есть ли у православного социализма «образ будущего»?
20.01.2025
«Виновники разделения "разодрали ризу Христову"»
Митрополит Бачский Ириней поделился размышлениями о трагедии церковного раскола на Украине
15.01.2025
Что же такое начётничество?
Объяснение с автором РНЛ
11.01.2025
Все статьи темы
Апология предательства
«Прежде всего, это пошло»
«Ещенепознер» о Шмемане
07.12.2021
Благодетельная цензура
Книга «церковного власовца» о. Митрофанова «Очерки по истории Русской Православной Церкви ХХ века» не получила гриф Издатсовета РПЦ
02.10.2020
О новых перлах «победобесоборцев»
Ряд клириков Русской Православной Церкви стремятся опорочить нашу Победу в Великой Отечественной войне
14.05.2019
Нерусский дух «Калининградского Собора»
О нестроениях в калининградском отделении ВРНС. Часть 2
20.11.2018
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
«Дух Божий ведёт наших воинов вперёд»
Работа военных священников есть одно из важнейших условий нашей победы
31.01.2025
Россия – «Ноев ковчег» человечества
Тысячи бывших европейцев нашли в России своё пристанище, остаются здесь работать и жить
20.01.2025
«Мы явственно чувствуем, как важны для нас отеческие, семейные традиции»
Владимир Путин поздравил всех граждан России, празднующих Рождество Христово
07.01.2025
Если мы с Богом, то становимся непобедимыми
Святейший Патриарх Кирилл призвал духовенство трудиться с такой отдачей, словно мы живём в трудные времена
19.12.2024
«Русские моряки первое, что сделали – пропели "Отче наш"»
На Сахалине успешно реализуется совместный проект епархии и Общества «Знание»
19.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Взгляд из Белоруссии на будущее славянского единства
Новый комментарий от Elenaelena
01.02.2025 14:40
Опасность того, что к власти придет политическое меньшинство
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
01.02.2025 14:27
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Максим Тихомиров
01.02.2025 13:42
Взятие Киева войсками Андрея Боголюбского в 1169 году
Новый комментарий от учитель
01.02.2025 13:39
«Вучичу не симпатизирует никто»
Новый комментарий от Денис Никонов
01.02.2025 13:35