Западно предрасположенная интеллигенция обычно
предвзято относится к русским сказкам, считая их наивными, способными вызвать интерес разве что
у детей младшего возраста. Но на деле это , конечно, не так. Русские
сказки построены по принципу притч и содержат в себе, как правило,
несколько смысловых пластов. Русские сказки могут быть не только
интересны , но и полезны с точки зрения жизненного опыта и прогнозов на
будущее, юношам, молодым людям, да и даже весьма зрелым людям. Русские
сказки часто наполнены глубокими обобщениями и пророческими смыслами.
Некоторые русские сказки я бы даже рекомендовал для углублённого изучения
в вузах, готовящих дипломатический корпус станы. Ранее на РНЛ желающие
могли познакомиться с обществоведческим осмыслением двух русских сказок в
моих статьях: «Василиса прекрасная» и её обществоведческий смысл»
и «Русская сказка «Два Ивана» и обществоведческие предсказания».
В этот же раз я предполагаю остановить своё и ваше внимание на русских сказках
про дипломатию, как большую, так и малую. В основном наш разговор будет
идти вокруг содержания трёх русских сказок: «Медведь и лиса», « Лиса и
петух» и «Лиса и журавль». Имеющие уши да услышат, имеющие глаза да
увидят, имеющие ум да поймут.
Прежде отметим такую особенность русских сказок о дипломатии и рыночных отношениях:
очень часто обязательным участником сказочных событий, требующим
пристального взора дипломата и социолога, является лиса, зверь хитрый,
корыстный, лукавый с явно выраженной рыночной ориентацией и психологией
поведения. Заметим также, что сказочные звери являются не только олицетворения
звериных телесных и духовных особенностей, но и человеческих особенностей
и даже более крупных живых сообществ , систем и союзов.
Сказка
«Лиса и журавль». Остановимся кратко на содержании сказки.
Лиса: «Приходи, куманёк, приходи дорогой. Уж вот как тебя угощу!» Пришёл журавль
на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует
журавля: «Кушай, куманёк, кушай голубчик! Сама
стряпала». (выразительная характеристика нравственных качеств лисы, как существа,
исповедующего рыночную идеологию).
Журавль
хлоп -хлоп! Носом по тарелке: стучал-стучал - ничего не попадает.
А лиса лижет себе да лижет кашу, - так всю сама и скушала. Съела лиса кашу
и говорит: « Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем»( фраза,
достойная Толерана, Бабамы и Качинского).
«Спасибо, кума, и на этом, - отвечает журавль,- приходи завтра ко мне».
На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, положил
в высокий кувшин с узким горлом, поставил на стол и потчует : «Кушай, кумушка,
кушай милая! Право больше потчевать нечем. Вертится лиса вокруг кувшина:
и так зайдёт, и этак, и лизнёт - то кувшин, и понюхает - всё ничего не
достанет. А журавль стоит на своих длинных ногах да длинным носом из кувшина
окрошку таскает, клевал да клевал, пока всё и съел. «Ну, не обессудь ,
кумушка, больше угощать нечем».
На этом дружба с журавлём у неё и закончилась. Лисья дипломатия не сыграла.
Что особо следует , отметь в этой сказке, имеющее отношение к большой политике.
Что большая политика , как и малая, начинается тогда, когда в отношения
пытаются вступить живые существа и их сообщества очень разной природы,
разной ментальности, нравственности и духовности с разными возможностями.
Именно это и подчёркнуто в сказке образом жуликоватой приземлённой лисы и
длинноногого журавля, снисходительно смотрящего на рыночно-плутоватую лису
сверху вниз. В сказке отчётливо звучит один из краеугольных принципов
уважающей себя дипломатии: Как аукнется - так и откликнется. К сожалению,
современная дипломатия стран ярко выраженной рыночной ориентации
указанный выше принцип дипломатии плохо усвоила, являя миру неприкрытую
корысть и пренебрегая даже элементарным приличием.
Рассмотрим содержание следующей сказки «Лиса и
петух». Первая сказка рассказала нам об отношениях явного представителя
рыночной идеологии с представителем не рыночной идеологии и о дипломатии
между ними. А вторая сказка погружает нас в отношения и дипломатию внутри
рыночно -плутоватого альянса.
Шла лиса на боярский двор (ни мало, ни много), хотела съесть из телятника
телёнка, из курятника курёнка, от овцы ягнёнка, от свиньи поросёнка(
явная агрессия относительно чужих ресурсов и запасов). Лиса очевидно
зазрится на чужое добро, на чужой прок, не имея на то никаких оснований
кроме воровского своего желания. Что весьма свойственно и сегодняшним
сильно рыночным кланам и даже государствам, не связанными христианской
моралью, игрокам глобального рынка. И так мы видим, что лиса по своему
менталитету воровка и плутовка.
Здесь вступает в действо второй субъект плутовского сообщества - петух.
Вор-петух лису увидал, крыльями-перьями замахал и запел - на весь двор зашумел.
( Похоже вор-петух работал в каком-то рекламном агентстве, но недостаточно
хорошо просчитал ситуацию).
Весь народ сбежался: старые старухи с лопатами, с ухватами; старые старики с топорами, с коромыслами; малые ребята с мутовками, с колотовками - хотят лису бить (такая, вполне естественная , у людей реакция на лису, на её суть).
Насилу лиса убралась. Убежала в лес, под ольховый куст пала и три дня там пролежала. Вот петух пошёл в чистое поле, взлетел на высокое дерево, сел и сидит. А лисица отлежалась, пошла по чистому полю. Идёт возле того дерева, взвела око ясное, видит - сидит петух. «Что, вор-петух, по своей ли охоте летаешь или за нами, зверями, наблюдаешь?( на людях эти дети рынка меж собой говорят достаточно уважительно, весело крыльями машут и кукарекают, соблюдают этикет; а наедине, зная цену дуг другу, режут правду-матку в глаза).Но петух понимает, что он рангом ниже воровки- лисы и соблюдает дистанцию. «Э, мать-лисица! Я по своей охоте летаю, ни за кем не наблюдаю» ( рыночное лукавство всё равно проскакивает и у петуха) .
Лиса позволяет себе на правах более главного лица альянса иронизировать. «Что,
вор-петух! Без покаяния на высоком дереве погибнешь. Слезай да покайся,
много ли у тебя грехов на душе.» Тут петух умилился, стал спускаться с
ветки на ветку, с сучка на сучок, с пенька на пенёк.
Спустился на землю и сел перед лисой.( Здесь надо отметить ещё одну
особенность деятелей рынка: они большого мнения о самих себе , о своих
умственных и нравственных возможностях, о своём праве принимать исповедь
грехов от других существ и людей).
Лиса к нему подбегала, крепко петуха в когти хватала, крылышки-пёрышки расправляла
(отношения меж членами рыночного альянса вступили в заключительную фазу).
Начала трепать да приговаривать: «Что, вор-петух!
Когда мне была крайняя нужда, когда я была крайне голодна, к богатому барину
шла, хотела что-нибудь съесть, много ли у него убыло? А тогда ты первый горло
драл!»
Петух на то ответил: «Э, мать-лисица, княгиня-государыня! Тебя люди
знают, купцы да бояре почитают, шубки на тебя шьют и по праздникам носят.
А моё дело маленькое: у одного хозяина живу - двум не служу»( как это всё
похоже на связи в современном рынке! «Вор-петух! Не строй лясы!» И пуще стала
петуха трепать.>
Петух опять: «Э, мать-лисица, княгиня-государыня! Вот у тебя буду жить и тебе верой-правдой служить! Будешь ты просвиры попекать, а я буду их продавать да песенки попевать. Пойдёт про нас добрая слава». Лисица и приослабила когти. Петух вырвался да взлетел повыше на дерево: «Э, мать-лисица, дорогая боярыня-просвирня, сладки ли твои просвиры? А не хочешь ли орехов? Не выломай зубов!»( в свою очередь поехидничал петух). Упустила лиса поживу и пошла прочь не солоно хлебавши.
Финал этой сказки пророчествует печальный конец рыночному альянсу, отношения
в котором близки к крайним формам противоречий. Сегодня мы знаем также очень
крупное рыночное сообщество, своим циничным отношением к чужой собственности , пожалуй,
перещеголявшего лисью наглость. Своим символом это сообщество выбрало пернатое
существо, но не петуха (вегетарианца), а орла ( хищника).Хотя, мне кажется, им
больше подошёл в качестве символа другой хищник - лиса. К тому же орёл
,как символ, давно, раньше названного выше рыночного сообщества, был
занят другими игроками мировой политики и дипломатии.
Переходим к третьей сказке «Медведь и лиса», в которой субъекты медведь и лиса после приведённых выше пояснений исполнены большего исторического, политологического, дипломатического и нравственного смысла.
Жили-были медведь и лиса. У медведя на чердаке была припасена кадушка мёда (ресурс). Лиса про то сведала. Как бы ей до мёду добраться? Прибежала лиса к медведю, села под окошечко: «Кум, ты не знаешь моего горюшка!»
«Что, кума, у тебя за горюшко?»
«Изба
моя худая, углы провалились, а я и печь не топила. Пусти к себе ночевать.»
«Поди, кума, переночуй». Вот легли они спать на печке. Лиса лежит да хвостом
вертит. Как ей до мёду добраться? Медведь заснул, а лиса - тук-тук хвостом.
Медведь спрашивает: « Кума, кто там стучит?»
«Это за мной пришли, на повой зовут.» «Так сходи, кума.» Лиса ушла. А сама влезла на чердак и почала кадушку с мёдом. Наелась, воротилась и опять легла. «Кума, а кума,- спрашивает медведь,- как назвали?». «Починком». «Это имечко хорошее».
То же повторилось на вторую и на третью ночь с той разницей, что назвали новорожденного поскребышем. «Это имя и того лучше. Теперь давай блины
печь.»,- говорит медведь. Медведь напёк блинов, а лиса его спрашивает: «Мёд-то у тебя, кум, где?» Полез медведь на чердак, а мёду-то в кадушке
нет - пустая. (Дальше начинается дипломатическая перепалка)«Кто его
съел?- спрашивает Медведь - «Это ты, кума, больше некому».
«Нет. кум, я мёд в глаза не видала. Да ты сам его съел, а на меня говоришь».( характерный приём большой политики и не только с мёдом, но и с
хакерами , и с цветными революциями, и со сбитыми самолётами). «Ну, - говорит медведь, - давай пытать - кто съел мёд. Ляжем на солнышко вверх
брюхом. ( В качестве мирового судьи выбрали Солнце). У кого мёд
вытопится, тот, значит, и съел».
Легли они на солнышке. Медведь и уснул. А лисе не спится. Глядь-поглядь - на животе у неё и появился мёдок. Она ну-ко скорее перемазывать его медведю
на живот. «Кум, а кум! Это что? Вот кто мёд-то съел!» Медведь - делать нечего - повинился.
Эта сказка нам говорит, что медведь много
простодушней и добрей лисы и слабее искушен в лживых приёмах мирового рынка и лукавых изыска мировой
дипломатии и мировой политики. Не только сказки, но история отношений Медведя со странами, символами которых являются петухи, хищные орлы,
лисицы
и престарелые львы, свидетельствует о том, что доброму и простодушному русскому Медведю много раз приходилось напрягать свою волю и силу
«отдуваясь» за проделки лживых мировых пройдох, игроков ,проходимцев, жуликов, воров и нелюдей, таких как Чемберлен, Трумен, Наполеон, Гитлер,
Пилсудский, Баторий , Бжезинский и многих других. В этих реальных условиях наш Русский Медведь всегда должен развивать и тренировать свои сильные
стороны: свою волю к жизни, свои мощь и изобретательность, свою выносливость и свои дружеские связи с теми, кто действительно без задних мыслей хорошо к нам относится , и не лукавит и не клевещет, и не подставляет нас подобно лживой лисе.
Литература
Русские сказки. Изд. «Художественная литература», М.,1970 г.
1. Re: Русские сказки о большой дипломатии и рыночных отношениях