Русские сказки о большой дипломатии и рыночных отношениях

0
1105
Время на чтение 8 минут




Западно предрасположенная интеллигенция обычно предвзято относится к русским сказкам, считая их наивными, способными вызвать интерес разве что у детей младшего возраста. Но на деле это , конечно, не так. Русские сказки построены по принципу притч и содержат в себе, как правило, несколько смысловых пластов. Русские сказки могут быть не только интересны , но и полезны с точки зрения жизненного опыта и прогнозов на будущее, юношам, молодым людям, да и даже весьма зрелым людям. Русские сказки часто наполнены глубокими обобщениями и пророческими смыслами. Некоторые русские сказки я бы даже рекомендовал для углублённого изучения в вузах, готовящих дипломатический корпус станы. Ранее на РНЛ желающие могли познакомиться с обществоведческим осмыслением двух русских сказок в моих статьях: «Василиса прекрасная» и её обществоведческий смысл» и «Русская сказка «Два Ивана» и обществоведческие предсказания». В этот же раз я предполагаю остановить своё и ваше внимание на русских сказках про дипломатию, как большую, так и малую. В основном наш разговор будет идти вокруг содержания трёх русских сказок: «Медведь и лиса», « Лиса и петух» и «Лиса и журавль». Имеющие уши да услышат, имеющие глаза да увидят, имеющие ум да поймут.

Прежде отметим такую особенность русских сказок о дипломатии и рыночных отношениях: очень часто обязательным участником сказочных событий, требующим пристального взора дипломата и социолога, является лиса, зверь хитрый, корыстный, лукавый с явно выраженной рыночной ориентацией и психологией поведения. Заметим также, что сказочные звери являются не только олицетворения звериных телесных и духовных особенностей, но и человеческих особенностей и даже более крупных живых сообществ , систем и союзов.

Сказка «Лиса и журавль». Остановимся кратко на содержании сказки.

Лиса: «Приходи, куманёк, приходи дорогой. Уж вот как тебя угощу!» Пришёл журавль на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля: «Кушай, куманёк, кушай голубчик! Сама
стряпала». (выразительная характеристика нравственных качеств лисы, как существа, исповедующего рыночную идеологию).

Журавль хлоп -хлоп! Носом по тарелке: стучал-стучал - ничего не попадает.
А лиса лижет себе да лижет кашу, - так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит: « Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем»( фраза, достойная Толерана, Бабамы и Качинского).

«Спасибо, кума, и на этом, - отвечает журавль,- приходи завтра ко мне».
На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, положил в высокий кувшин с узким горлом, поставил на стол и потчует : «Кушай, кумушка, кушай милая! Право больше потчевать нечем. Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт - то кувшин, и понюхает - всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих длинных ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает, клевал да клевал, пока всё и съел. «Ну, не обессудь , кумушка, больше угощать нечем».

На этом дружба с журавлём у неё и закончилась. Лисья дипломатия не сыграла.

Что особо следует , отметь в этой сказке, имеющее отношение к большой политике. Что большая политика , как и малая, начинается тогда, когда в отношения пытаются вступить живые существа и их сообщества очень разной природы, разной ментальности, нравственности и духовности с разными возможностями. Именно это и подчёркнуто в сказке образом жуликоватой приземлённой лисы и длинноногого журавля, снисходительно смотрящего на рыночно-плутоватую лису сверху вниз. В сказке отчётливо звучит один из краеугольных принципов уважающей себя дипломатии: Как аукнется - так и откликнется. К сожалению, современная дипломатия стран ярко выраженной рыночной ориентации указанный выше принцип дипломатии плохо усвоила, являя миру неприкрытую корысть и пренебрегая даже элементарным приличием.

Рассмотрим содержание следующей сказки «Лиса и петух». Первая сказка рассказала нам об отношениях явного представителя рыночной идеологии с представителем не рыночной идеологии и о дипломатии между ними. А вторая сказка погружает нас в отношения и дипломатию внутри рыночно -плутоватого альянса.


Шла лиса на боярский двор (ни мало, ни много), хотела съесть из телятника телёнка, из курятника курёнка, от овцы ягнёнка, от свиньи поросёнка( явная агрессия относительно чужих ресурсов и запасов). Лиса очевидно зазрится на чужое добро, на чужой прок, не имея на то никаких оснований кроме воровского своего желания. Что весьма свойственно и сегодняшним сильно рыночным кланам и даже государствам, не связанными христианской моралью, игрокам глобального рынка. И так мы видим, что лиса по своему менталитету воровка и плутовка.

Здесь вступает в действо второй субъект плутовского сообщества - петух.
Вор-петух лису увидал, крыльями-перьями замахал и запел - на весь двор зашумел. ( Похоже вор-петух работал в каком-то рекламном агентстве, но недостаточно хорошо просчитал ситуацию).

Весь народ сбежался: старые старухи с лопатами, с ухватами; старые старики с топорами, с коромыслами; малые ребята с мутовками, с колотовками - хотят лису бить (такая, вполне естественная , у людей реакция на лису, на её суть).

Насилу лиса убралась. Убежала в лес, под ольховый куст пала и три дня там пролежала. Вот петух пошёл в чистое поле, взлетел на высокое дерево, сел и сидит. А лисица отлежалась, пошла по чистому полю. Идёт возле того дерева, взвела око ясное, видит - сидит петух. «Что, вор-петух, по своей ли охоте летаешь или за нами, зверями, наблюдаешь?( на людях эти дети рынка меж собой говорят достаточно уважительно, весело крыльями машут и кукарекают, соблюдают этикет; а наедине, зная цену дуг другу, режут правду-матку в глаза).Но петух понимает, что он рангом ниже воровки- лисы и соблюдает дистанцию. «Э, мать-лисица! Я по своей охоте летаю, ни за кем не наблюдаю» ( рыночное лукавство всё равно проскакивает и у петуха) .

Лиса позволяет себе на правах более главного лица альянса иронизировать. «Что, вор-петух! Без покаяния на высоком дереве погибнешь. Слезай да покайся, много ли у тебя грехов на душе.» Тут петух умилился, стал спускаться с ветки на ветку, с сучка на сучок, с пенька на пенёк.
Спустился на землю и сел перед лисой.( Здесь надо отметить ещё одну особенность деятелей рынка: они большого мнения о самих себе , о своих умственных и нравственных возможностях, о своём праве принимать исповедь грехов от других существ и людей).

Лиса к нему подбегала, крепко петуха в когти хватала, крылышки-пёрышки расправляла (отношения меж членами рыночного альянса вступили в заключительную фазу). Начала трепать да приговаривать: «Что, вор-петух!
Когда мне была крайняя нужда, когда я была крайне голодна, к богатому барину шла, хотела что-нибудь съесть, много ли у него убыло? А тогда ты первый горло драл!»

Петух на то ответил: «Э, мать-лисица, княгиня-государыня! Тебя люди знают, купцы да бояре почитают, шубки на тебя шьют и по праздникам носят. А моё дело маленькое: у одного хозяина живу - двум не служу»( как это всё похоже на связи в современном рынке! «Вор-петух! Не строй лясы!» И пуще стала
петуха трепать.>

Петух опять: «Э, мать-лисица, княгиня-государыня! Вот у тебя буду жить и тебе верой-правдой служить! Будешь ты просвиры попекать, а я буду их продавать да песенки попевать. Пойдёт про нас добрая слава». Лисица и приослабила когти. Петух вырвался да взлетел повыше на дерево: «Э, мать-лисица, дорогая боярыня-просвирня, сладки ли твои просвиры? А не хочешь ли орехов? Не выломай зубов!»( в свою очередь поехидничал петух). Упустила лиса поживу и пошла прочь не солоно хлебавши.


Финал этой сказки пророчествует печальный конец рыночному альянсу, отношения в котором близки к крайним формам противоречий. Сегодня мы знаем также очень крупное рыночное сообщество, своим циничным отношением к чужой собственности , пожалуй, перещеголявшего лисью наглость. Своим символом это сообщество выбрало пернатое существо, но не петуха (вегетарианца), а орла ( хищника).Хотя, мне кажется, им больше подошёл в качестве символа другой хищник - лиса. К тому же орёл ,как символ, давно, раньше названного выше рыночного сообщества, был занят другими игроками мировой политики и дипломатии.

Переходим к третьей сказке «Медведь и лиса», в которой субъекты медведь и лиса после приведённых выше пояснений исполнены большего исторического, политологического, дипломатического и нравственного смысла.

Жили-были медведь и лиса. У медведя на чердаке была припасена кадушка мёда (ресурс). Лиса про то сведала. Как бы ей до мёду добраться? Прибежала лиса к медведю, села под окошечко: «Кум, ты не знаешь моего горюшка!»

«Что, кума, у тебя за горюшко?»

«Изба моя худая, углы провалились, а я и печь не топила. Пусти к себе ночевать.»
«Поди, кума, переночуй». Вот легли они спать на печке. Лиса лежит да хвостом вертит. Как ей до мёду добраться? Медведь заснул, а лиса - тук-тук хвостом.

Медведь спрашивает: « Кума, кто там стучит?»

«Это за мной пришли, на повой зовут.» «Так сходи, кума.» Лиса ушла. А сама влезла на чердак и почала кадушку с мёдом. Наелась, воротилась и опять легла. «Кума, а кума,- спрашивает медведь,- как назвали?». «Починком». «Это имечко хорошее».

То же повторилось на вторую и на третью ночь с той разницей, что назвали новорожденного поскребышем. «Это имя и того лучше. Теперь давай блины

печь.»,- говорит медведь. Медведь напёк блинов, а лиса его спрашивает: «Мёд-то у тебя, кум, где?» Полез медведь на чердак, а мёду-то в кадушке
нет - пустая. (Дальше начинается дипломатическая перепалка)«Кто его съел?- спрашивает Медведь - «Это ты, кума, больше некому».
«Нет. кум, я мёд в глаза не видала. Да ты сам его съел, а на меня говоришь».( характерный приём большой политики и не только с мёдом, но и с
хакерами , и с цветными революциями, и со сбитыми самолётами). «Ну, - говорит медведь, - давай пытать - кто съел мёд. Ляжем на солнышко вверх
брюхом. ( В качестве мирового судьи выбрали Солнце). У кого мёд вытопится, тот, значит, и съел».

Легли они на солнышке. Медведь и уснул. А лисе не спится. Глядь-поглядь - на животе у неё и появился мёдок. Она ну-ко скорее перемазывать его медведю
на живот. «Кум, а кум! Это что? Вот кто мёд-то съел!» Медведь - делать нечего - повинился.


Эта сказка нам говорит, что медведь много простодушней и добрей лисы и слабее искушен в лживых приёмах мирового рынка и лукавых изыска мировой
дипломатии и мировой политики. Не только сказки, но история отношений Медведя со странами, символами которых являются петухи, хищные орлы, лисицы
и престарелые львы, свидетельствует о том, что доброму и простодушному русскому Медведю много раз приходилось напрягать свою волю и силу
«отдуваясь» за проделки лживых мировых пройдох, игроков ,проходимцев, жуликов, воров и нелюдей, таких как Чемберлен, Трумен, Наполеон, Гитлер,
Пилсудский, Баторий , Бжезинский и многих других. В этих реальных условиях наш Русский Медведь всегда должен развивать и тренировать свои сильные
стороны: свою волю к жизни, свои мощь и изобретательность, свою выносливость и свои дружеские связи с теми, кто действительно без задних мыслей хорошо к нам относится , и не лукавит и не клевещет, и не подставляет нас подобно лживой лисе.


Литература


Русские сказки. Изд. «Художественная литература», М.,1970 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Русские сказки о большой дипломатии и рыночных отношениях

Последоаватели Проппа Вас приветствуют, это не просто сказки, а древняя теология, в той форме, которая могла быть приемлема для для неолитического сознания
Ник Ликашин / 19.09.2017, 01:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Колдасов
Жизненное пространство и духовная культура
Самомнение не является опорой ума, но является часто гарантом деградации
22.05.2023
Вариации на тему «Россия и Запад»
Американцы и англичане за последние 200 лет морально остались сами собой, теми же англосаксами, мыслящими предельно колониально
01.05.2023
Поиск производственных резервов
Необходимо создавать новую русскую знать, имеющую русский корень и на деле являющуюся широко знающими и хорошо образованными людьми
18.04.2023
Юг и Север
Украина и Финляндия – что у них общего и что их делает непохожими
31.03.2023
Наши общественные недуги
Россия и её общество – живой организм со своей системой слабостей, возникающих как внутри общества, так и приходящих извне
16.03.2023
Все статьи Геннадий Колдасов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06