Молитвенное стояние в Молодях 13 Августа 2017 года

В 445-ю годовщину Битвы при Молодях

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
1161
Время на чтение 26 минут

В последнее полтора десятилетия активно возрождается народная память о великой Молодинской битве в эпоху Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Международная общественная организация «Русское Собрание» и «Русская Народная Линия» активно участвуют в этом процессе, на «РНЛ» неоднократно публиковались материалы, посвященные сражению при Молодях. Предлагаем вашему вниманию очерк Леонида Болотина, посвященный 445-й годовщине разгрома Крымско-Турецкой коалиции в 1572 году.

Стояние «Бессмертного Полка» в 445-ю годовщину Битвы при Молодях 13 Августа

Даты Молодинской битвы

Когда-то знаменитое, а ныне полузабытое сражение Русских Вооруженных Сил против колоссального Крымско-Турецкого коалиционного войска при Воскресенском храме подмосковного села Молоди на берегу реки Рожаи состоялось 29 Июля - 2 Августа 1572 года (на исходе 7080-го года от Сотворения мiра), тогда те даты приходились на дни Седмицы Вторник - Пятницу. Так Битва датируется по Православному Юлианскому календарю, а по ныне действующему календарному Григорианскому стилю этим дням соответствуют 11-15 Августа.

Вообще полевое сражение на протяжении почти пяти суток в XVI веке было явлением исключительным, уникальным. Многодневными и даже многомесячными были только осады крепостей и укрепленных городов. Правда, у Молодей в центре сражения на склоне холма под Воскресенским храмом русскими был устроен гуляй-город с небольшим рвом и валом, но назвать это крепостной осадой никак нельзя, а боестолкновения русских с крымчаками и турками проходили на протяжении фронта вдоль реки Рожаи на протяжении нескольких километров.

Из-за неоднозначного восприятия нашими современниками такой календарной разницы некоторые широко «не раскрученные» события Русской Истории отмечаются по датам старого стиля, которые без должного пересчета переносятся на даты Григорианского календаря. Битву при Молодях http://dombyx.ru/history/1572_Bitva_Molodiax.htm некоторые энтузиасты отмечают ближе к 29 Июля - 2 Августа по Григорианскому календарю. Так, например, в 2015 году в Молодях проводился военно-исторический фестиваль https://www.kp.ru/daily/26410.4/3284674/ 25 Июля. В этом году аналогичные торжества были 29 Июля.

Никак не возражаем против такой современной манеры празднования. Чем активнее возрождается в нашем народе память о великом сражении, чем больше дней в году охватываются мемориальными мероприятиями, тем и лучше для народного самосознания! Но православные всё же считают, что дорогие нашему сердцу события в прошлом возлюбленного Отечества приходились в дни памяти тех или иных Святых, в Праздники или в другие знаменательные даты Православного Годичного Круга, а потому они духовно-мистически связаны с церковными чествованиями Православного Календаря.

Например, память Куликовской Битвы мы отмечаем в Двунадесятый Праздник Рождества Пресвятой Богородицы - 21 Сентября по новому стилю, а не 8 Сентября по новому календарю.

Так и Сражение при Молодях в 1572 году началось 29 Июля в день праздника Рождества Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца и его Чудотворного Образа Великорецкого. Ныне этот праздник почти забыт, поскольку во второй половине XVIII века Святейший Синод отменил его общецерковное чествование, но при патриархе Алексие Втором наметилось возрождения празднества, которое в эпоху Царя Иоанна Васильевича Грозного сопровождалось великими торжествами и Крестными ходами. В тот же день совершалась память Святого Мученика Калинника Киликийского https://days.pravoslavie.ru/Life/life4341.htm, Святой Девы-Мученицы Серафимы Римской https://days.pravoslavie.ru/Life/life6829.htm, Преподобномученика Михаила Эдесского https://days.pravoslavie.ru/Life/life1131.htm, Преподобного Константина Старорусского https://days.pravoslavie.ru/Life/life4342.htm, а их память по нынешнему календарю чтится 11 Августа.

Во второй день Молодинской битвы чтилась память Святых Апостолов из Семидесяти - Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника https://days.pravoslavie.ru/Life/life4349.htm, а также весьма чтимого на Руси Святого Мученика Иоанна Воина https://days.pravoslavie.ru/Life/life4350.htm, пострадавшего в царствование Юлина Отступника. Память этих Святых по новому стилю приходится на 12 Августа.

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской https://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm, сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня https://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm, которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост.

Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html, вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня https://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm, а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице https://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm, который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом, так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа.

И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей https://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана https://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm. В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия https://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm, Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

Молитвенное стояние в Молодях 13 Августа 2017 года

Группы православных из Новой Москвы «Безсмертный Полк - Пахра», «Безмертный Полк - Тимохино» из сельской местности Касимовского района Рязанской области, а также представители Московского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание» решили нынешнюю годовщину великой битвы отметить молитвенным стоянием «Безсмертного Полка» 13 Августа. Начало мероприятия в 15:00. Но постепенный сбор участников предполагается часов с 14. В это время будут проводиться пояснительные беседы по истории села Молоди и Молодинской битвы. Само же памятное стояние продлится около часа, и к 16:00 или несколько позже его планируется завершить.

Сам смысл нашего молитвенного и мемориального стояния «Безсмертного Полка» заключается в намерении связать память о всех русских воинах всех эпох существования нашего Отечества. Идея впервые была выражена ещё в трех Июньских беседах 2016 года К.Ю.Душенова и одного из лидеров ООД «Бессмертный Полк» Н.Г.Земцова, который в настоящее время является депутатом Государственной Думы России.

Таким образом, мы хотим почтить память не только героев Молодинского сражения, но и воинов Великой Отечественной войны, поэтому участникам стояния было бы вполне уместно взять на стояние малые транспаранты с именами и фотографиями родственников, с которыми они ходили на шествия «Бессмертного Полка» 9 Мая.

Кстати, со стороны Москвы, не доезжая моста через Рожайку, справа можно увидеть мемориал памяти жителей Молоди, павших на фронтах Великой Отечественной войны. Как нам рассказывала местный старожил, проживающая в Молодях с 1946 года, раньше на этом месте находилась православная часовня, но в пору хрущевских гонений на Церковь она была разобрана, а спустя годы на Святом Месте возвели воинский мемориал. В Царское время в селе Молоди было также два памятника. Один памятник был посвящен воинам Молодинской битвы 1572 года, он располагался на Южном берегу Рожайки неподалеку от моста и современного хозяйства «Шиномонтаж» возле храма. Дальше в сторону Чехова на другом краю усадебного парка был памятник воинам Отечественной войны 1812 года, ведь в этих местах были бои с отступающей из Москвы Наполеоновской армикй, чтобы не позволить оккупантам возвращаться новым путем, а направить их по разоренной ими же Калужской дороге. Так что в нашем молитвенном стоянии мы будем поминать и русских воинов всех антинаполеоновских войн, и героев Первой Мировой войны, и Русско-Японской, и всех Русско-Турецких войн, и Куликовской битвы, и русских витязей, сражавшихся на Стугне, Калке, Сити, и во всех других сражениях, коими богата военная история Руси-России, поминая всех за Веру Православную, Русских Государей и Отечество живот свой положивших.

Местом сбора участников стояния в этом году было решено определить открытую, поросшую травой площадку за территорией храма Воскресения Христова с его восточной стороны.

Проход к площадке нашего стояния, которая находится примерно в 100 метрах от старого Симферопольского шоссе, осуществляется вдоль Южной ограды храма по ухоженной грунтовой дороге - улице Парковой. На самой площадке рядом расположен сельский дом с участком, огороженным металлическим коричневым рифленым забором, ул. Парковая дом 2-Б.

Данное место представляло собой правый фланг центральной обороны Русского Войска, почти самый центр Молодинской битвы. Сам же центр сражения, увы, ещё в послевоенное советское время застроен жилыми домами.

Молодинский Воскресенский Храм расположен на 59 километре от Москвы на левой стороне старого Симферопольского шоссе сразу за мостом через речку Рожайку, в самом селе Молоди участок Симферопольского шоссе именуется улицей Магистральной.

В этом году мемориальное мероприятие не предполагается массовым. Дай Боже, если соберется 30-50 человек наших соратников из Рязанской области, Московского «Бессмертного полка» и «Русского Собрания». Но всё же мы призываем наиболее ревностных православных патриотов Москвы и Московской области присоединиться к нашему стоянию. Однако предупреждаем, что никаких пунктов питания и продмагов поблизости от Воскресенского храма при нашей разведке замечено не было, поэтому водой, безалкогольными напитками и сухим пайком надо запастись заблаговременно. Нет по соседству и мусорных контейнеров, поэтому убедительная просьба мусор от пищевых оберток и пустых бутылок забирать собой. В селе Молоди местными жителями поддерживается сугубая чистота.

Из Москвы до села Молоди можно добраться на междугороднем автобусе «Москва - Чехов», который днем часто отправляется от метро «Южная», если отправиться из Москвы в 13:00, 13:10 или 13:25, успеете к началу сбора или самого мероприятия. Главное, предупредить водителя, чтобы вас высадил в селе Молоди поближе к храму, и внимательно переходите Магистральную улицу с весьма интенсивным движением. Соответственно жители города Чехова до села Молоди могут добраться аналогичным образом.

По железной дороге Курского направления на электричке можно добраться до платформы «Колхозная» (61 километр от Москвы) , оттуда надо спросить, как пройти к Воскресенскому храму на Магистральной улице. Время в пути с Курского вокзала до платформы «Колхозная» составляет приблизительно один час сорок минут.

Из города Подольска в сторону села Молоди на Чехов идет автобус № 61. https://mybuses.ru/podolsk/bus/61/

После стояния желающие могут прогуляться по старинному парку Молодинской усадьбы, где в восточной части и у леса ещё 60-70 лет назад были видны холмики братских могил воинов, сложивших свои головы в Молодинской битве. Такая прогулка позволит немного рассредоточить народ для обратного отъезда, чтобы не оказаться в переполненных автобусах.

Стратегическая цель стояния

В 2022 году будет отмечаться 450-я годовщина Молодинского сражения, великое значение которого в самом выживании и дальнейшем существовании Государства Российской трудно переоценить. Правы те русские историки и образованные патриоты, которые ставят безпримерную Молодинскую баталию на один смысловой уровень с Куликовским, Полтавским, Бородинским сражениями, с битвами за Москву, Сталинград и под Прохоровкой в 1941-1943 годах.

Наши чаяния связаны с тем, чтобы к 2022 году о Молодинской битве стало известно каждому мало-мальски грамотному нашему соотечественнику!

Мы хотели бы постепенными целенаправленными духовными мероприятиями и духовно-просветительской деятельностью в ближайшие пять лет добиться того, чтобы юбилейные Молодинские торжества прошли на высшем государственном уровне, на международном уровне, как это, например, было в 1980 году в связи с 600-летием Куликовского сражения, как героизм наших предков чествуется ежегодно в связи с памятью о победах под Москвой, в Сталинграде и в Курской битве.

Конечно, нужна большая просветительская работа среди современного российского чиновничества, в депутатском корпусе, с действующим офицерским и генеральским составом современных Вооруженных Сил России, с ветеранами армии и вооруженных конфликтов, с казачеством.

Воссоединение Крыма с Россией весной 2014 года, историко-политические стратегии Главы нашего Государства Владимира Владимировича Путина вселяют надежду, что наши чаяния при определенных и достаточных православных общественно-политических усилиях с нашей стороны полностью или хотя бы в значительной части могут быть успешно реализованы за грядущую пятилетку.

В.В.Путин 4 Декабря 2014 года во всеуслышание мiрового сообщества так говорил о значении Крыма в связи с Крещением там Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича: «Наряду с этнической близостью, языком и общими элементами материальной культуры, общей, хотя и не очерченной тогда устойчивыми границами территорией, нарождающейся совместной хозяйственной деятельностью и Властью Князя, Христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой Русской Нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного Восточнославянского мiра. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это даёт нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует Ислам или Иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда».


Почему важен факт Крещения Дружины именно в Крыму? К религиозным нехристианским предпочтениям дружинников апеллировал Великий Князь Святослав Игоревич, когда его мать - Святая Равноапостольная Великая Княгиня Ольга уговаривала сына принять Святое Крещение. После посольства десяти Княжеских дружинников в Константинополь в 986 году они вернулись, покоренные духовным впечатлением от Богослужения в Софийском соборе Царьграда, и Великий Князь Владимир Святославич велел им: «скажите [об этом] пред дружиною»[1]. Именно дружина была для Великого Князя важна в решении вопроса выбора веры, и его волновало не внешнее согласие дружинников, но их внутренняя убежденность, что Христианство есть их собственный выбор. Действия Русского Государя по завоеванию права на Царственную жену совершенно архетипичны с древнейших времен: язык воинской силы всегда был всем понятен, а потому история человечества знает множество подобных примеров совершенно не легендарных, а реальных! Более того, подобное поведение типично и для самого Великого Князя Владимира. Для этого достаточно вспомнить его совсем недавнюю войну против Полоцкого Князя Роговолода ради того, чтобы взять в жены Княжну Рогнедь Роговолодовну!

Победоносная война против крымской колонии Ромейской Империи с целью по праву победителя, а не просителя принять Святое Крещение и вступить в Христианский Брак с Ромейской Царевной Анной Романовной, чудесное исцеление Великого Князя Владимира произвели неизгладимое духовное потрясение, побудившее уже всю Великокняжескую Дружину вслед за своим Государем принять Христианство.

Как минимум с IX столетия Крым входил в зону ближайших геополитических интересов Руси, к тому же в Крыму тогда проживали тысячи русичей.

Но с середины XIII столетия ордынский Крымский Юрт стал основной перевалочной базой для работорговли тысячами русских пленников. А с конца XV века зловещую эстафету в работорговле приняло Крымское ханство. Полная мобилизация давала Крымскому ханству до 150 тысяч воинов, в походах под предводительством хана участвовало практически всё взрослое мужское население Крыма.

Для исторически образованного и национально мыслящего русского человека годы 1480, 1482, 1485-1487, 1489, 1490, 1493, 1494-1499, 1500, 1502, 1503, 1505-1517, 1519, 1521, 1524, 1527, 1531-1537, 1539, 1541, 1542, 1544, 1547, 1548, 1550-1552, 1555, 1557-1574, 1576-1578, 1580-1587, 1591-1596, 1606-1608, 1609, 1611-1616, 1619-1626, 1628, 1629, 1632-1634, 1637, 1640-1645, 1648, 1649, 1651-1665, 1667-1684, 1688, 1691-1694, 1696, 1698, 1711, 1713-1737, 1739, 1756-1763, 1769 - не просто хронологический перечень: каждым годом данного перечня в весенне-летний сезон совершался кровавый крымско-татарский набег на те или иные земли Руси и потом России, включая масштабные походы 1517, 1521, 1537, 1552, 1555, 1571, 1572 и 1591 годов, которые ставили своей целью полное уничтожение нашего государства.

За 290 лет крымско-татарских набегов сотни тысяч мирных русских крестьян и горожан были захвачены в плен и проданы в рабство в страны Европы, Азии и Севера Африки.

Маршал Франции герцог Антуан III де Грамон, с шестнадцати лет неоднократно воевавший в качестве наемника в разных странах, был в польско-татарской армии во время похода в 1663-1664 годов на Русские земли. Он по-французски куртуазно описал обращение крымских татар с русскими пленными:

«Гуляя на вершине лагеря, с королем и множеством офицеров, которые все уверяли, что, так как от татар нет никаких известий, они окружены двумя Московитскими армиями и что из них не спасся ни один, - мы совершенно внезапно услышали поднимающийся в воздух глухой шум, и король нам сказал: "клянусь моею жизнью, это возвращающиеся татары". Четверть часа спустя, мы увидели их, скачущих галопом, с двадцатью тысячами полона всякого возраста, очень довольных успехом своей экспедиции... Они перерезали горло всем старикам свыше шестидесяти лет, по возрасту неспособным к работе. Сорокалетние были сохранены для галер, молодые мальчики - для их наслаждений, девушки и женщины - для продолжения их рода и продажи затем. Раздел пленных между ними был произведен поровну, и они бросали жребий при различиях возраста, чтобы никто не имел права жаловаться, что ему достались существа старые вместо молодых. К их чести я могу сказать, что они не были скупы в своей добыче, и их крайняя вежливость предлагала её в пользование всем, кто к ним заходил. Из-за этого однажды случилось довольно забавное происшествие... Духовник короля, иезуит по своему званию, случайно вошел в дом татарских офицеров, предполагая, что это дом одного из его друзей (ибо мы все перемешались), и увидел дюжину татар, которые один за другим занимались ухаживанием, немного преувеличенно свободным, за очень красивою черкашенкой (так А.Грамон называл русских казачек. - Л.Б.), которая находилась в их комнате... Татары вообразили, что честь и обычаи их нации обязывают их задержать доброго отца и поделиться с ним своею общею любовницей... Каждый из них хватал его за руки и хотел ему в этом услужить»[2].

И только в 1783 году Императрица Екатерина II Великая усмиренный Крым наконец-то присоединила к Российской Империи. Крым и Черноморский флот обезпечили России полный военный контроль на большей частью Черного моря перед лицом постоянной угрозы со стороны Османской империи. Недовольная этим Европа провоцировала и поддерживала Русско-Турецкие войны на суше и на море 1787-1791, 1806-1812, 1828-1829 годов, в которых Россия, к досаде Европы, неизменно выходила победительницей.

Европейские страны напрямую организовали Крымскую войну 1853-1856 годов, завершившуюся поражением России и ликвидацией её Черноморского флота, но Крым тогда остался за Россией. И наконец, именно Европа спровоцировала вновь победоносную для нас Русско-Турецкую войну 1877-1878 годов за независимость братской Болгарии.

Молодинскую битву против крымско-турецких агрессоров наши современники должны увидеть именно в таком обширном историческом и геостратегическом контексте. Без наших собственных терпеливых организационных и просветительских трудов, без деятельных свидетельств с одной надеждой на государственную мудрость Президента подобного добиться невозможно.

Мы хорошо знаем, что чиновничье средостение, взлелеянное и взращенное ещё в горбачевско-ельциновскую эпоху, средостение между народом и Верховной Властью даже в близком приближении к В.В.Путину всеми силами будет не просто сопротивляться, но и активно противодействовать такому росту российского самосознания в народе и особенно среди своих коллег уже новой - «путинской» генерации. «Потребительский» патриотизм, который что-то требует для себя от нынешних властей и возмущается, протестует, как только такие требования остаются без должного внимания, в данной общественно-политической и общественно-церковной стратегии совершенно неуместен и безплоден.

В Москве 21 Июня 2017 года - в Союзе писателей России прошло расширенное заседание Международной общественной организации «Русское Собрание», в ходе которого было предложено создать инициативную рабочую группу по предварительной подготовке празднования в 2022 году 450-летия Молодинской битвы из представителей руководства и участников Московского отделения «Русского Собрания». Получив общее одобрение участников собрания, руководителей региональных отделений, глава «Русского Собрания» А.Д.Степанов с сотрудничестве с членом центрального совета, председателем Московского отделения Иереем Александром Шумским определили состав рабочей группы в лице кандидата исторических наук, члена совета Московского отделения Павла Геннадиевича Петина, вашего покорного слуги, также члена совета Московского отделения, а ещё московских активистов «Русского Собрания» - председателя общественной Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Валерия Владимировича Архипова, оргсекретаря ИИС «Царское Дело» Олега Григорьевича Орлова, рабочего секретаря Н.Г.Болотиной.

Цели деятельности рабочей группы в проведении предварительных информационных и контактных мероприятий, в формировании почвы для создания в будущем - через год или два - Народного Комитета с лицами общероссийской известности для дальнейшей подготовки празднования 450-летия Молодинской битвы на более высоком уровне.

Конечно, на первоначальном этапе такой общественной стратегии необходимо сосредоточить внимание и усилия на работе с властями Московской области и Чеховского района, к которому относится село Молоди.

Естественно, кому-то из сочувствующего нам духовенства надо искать поддержку среди сотрудников Московского епархиального управления и администрации Чеховского благочиния РПЦ, наводить контакты с настоятелем Воскресенского храма священником Дионисием Сениным и служащим там священником Алексием Исаковым, с активистами Воскресенского прихода.

Необходимо налаживать общение и сотрудничество с местными жителями села Молоди, соседних сел Троицкое и Любучаны, которым небезразлична военная и духовная история их малой Родины. Причем такую «челночную дипломатию» нельзя откладывать по времени ближе к следующей годовщине Молодинской битвы в 2018 году, а начинать её уже в ближайшие месяцы.

Несомненно, необходимо развивать сотрудничество с Общероссийским общественным движением «Бессмертный полк» и его сопредседателем, депутатом Госдумы РФ Н.Г.Земцовым. Если в данном направлении мы получим хоть какую-то официальную поддержку, полагаю, легче будет общаться с областным и районным начальством, с церковными структурами.

Разведка на месте

4 Августа 2017 года мы с Олегом Орловым и моей супругой отправились в Молоди для проведения «рекогносцировки» на местности перед стоянием. Поездку эту мы планировали гораздо раньше, но мои неотложные срочные труды и жизненные обстоятельства О.Г.Орлова никак не позволяли выкроить время на поездку, и когда откладывать разведку уже ни под каким видом было нельзя, утром в Пятницу мы отправились в путь.

Честно говоря, выбор буднего дня был связан с тем, что, как граждане законопослушные, мы хотели застать местное начальство и передать ему заявку на проведение в назначенную дату скромного общественного мероприятия на 30-50 человек.

Как выяснили у местной жительницы, раньше какие-то представители местной власти были в Любучанах. Поехали туда. Как оказалось, в местном доме культуры никаких представителей администрации нет. Сама администрация сельского поселения Любучанское, в которое входит село Молоди, находится в селе Троицкое. Отправились туда. В отделе, который по своему профилю должен заниматься контактами с общественными организациями и принимать заявки на проведение общественных мероприятий, нам сказали, что по какому-то новому законодательству полномочия на прием подобных заявок переданы в районную администрацию Чеховского муниципального образования.

Так по произволу современных законодателей официально именуется сам город Чехов, да и не только он. Древнерусские города Суздаль, Юрьев-Польской, Переяславль-Залесский, Ростов Великий и сотни других, которые городами именовались ещё в древнерусских летописях, теперь по воле бездушных депутатов из числа «иванов, родства не помнящих», чуждых исторической, коренной России и безсердечных чинуш с «законодательными инициативами» стали зваться «муниципальными образованиями». Всё это именное, понятийное безобразие творится уже несколько лет. И всё это делается под фальшивыми лозунгами о развитии «местного самоуправления».

Какое там, японский городовой, «местное самоуправление»?! До 2004 года древнее село Молоди, где Воскресенский храм был уже в середине XVI века, где кладбище насчитывает многие тысячи могил только местных жителей, было центром Молодинского сельского округа со своей администрацией (по документам, Молодинский сельсовет во главе Молодинской волости существовал с 1919 года).

С 2004 года село Молоди стало управляться «чужаками» из укрупненной Любучанской администрации. В свою очередь ряд прерогатив и полномочий Любучанской администрации в недавнее время уже передано в администрацию районного центра в Чехове.

Когда местный юридический субъект превращается в управляемый извне объект, когда руководство уже не проживает в управляемом селе, очевидным образом решительно снижается качество жизни в населенном пункте. Тут обычная логика бытия, проявление здравого смысла и шкурных интересов. О снижении качества жизни в селе Молоди наглядно свидетельствует демографическая ситуация. В 2002 году в селе Молоди проживало 1010 постоянных жителей и сотни дачников с поздней Весны до ранней Осени. В 2006 году число постоянных местных жителей насчитывало уже 860 человек, а в 2010-м их было уже всего 676 человек. И динамика снижения населения с той поры только продолжалась...

Характерно и то, что военно-исторический фестиваль, посвященный Молодинской битве, проводится не поблизости от места исторического сражения, а в нескольких километрах от него - по адресу поле села Троицкое (поворот на п. Песоченка, где расположен Антроповский психоневрологический интернат).

Именно в таких ущербных юридических условиях произошла продажа бывших Молодинских сельхозугодий площадью в 54,85 га под строительство производственно-логистического центра с терминалом для «дальнобойщиков», притом в ходе общественных разбирательств в администрации сельского поселения Любучанское подтвердили, что проект строительства действительно затрагивает часть мест, где шли бои 1572 года.

Но таково новое «местное самоуправление» с распродажей исторических земель и прогрессирующей убылью местного населения! А точнее - самоуправство и произвол лиц, страшно далеких от общероссийской исторической славы села Молоди.

Слава Богу, вопрос о строительстве терминала привлек внимание центральных властей. После общественных протестов и обличительного сюжета на центральном телевидении в конце Апреля 2017 года председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И.Бастрыкин дал поручение руководителю Главного следственного управления СК России по Московской области провести процессуальную проверку по факту застройки Санкт-Петербургской коммерческой строительной организацией на Молодинском поле.

Как сообщал СК РФ на своем официальном сайте: «Александр Бастрыкин потребовал в рамках проверки дать всестороннюю правовую оценку действиям представителей коммерческой организации и должностных лиц, которые согласовывали строительные работы на Молодинском поле, а также оценить вопросы, связанные с отчуждением земель в пользу компании. Эти земли имеют историческую значимость для России: победа при Молодях сыграла ключевую роль в сохранении Московского царства, в XVI веке Молодинское поле выдержало натиск войск крымского хана. Именно поэтому важно сохранить эти земли в том виде, в котором их можем сегодня видеть мы, как историческую ценность для будущих поколений». http://sledcom.ru/news/item/1120486 Будем надеяться, что вопиющее кощунство по отношению к священному Молодинскому полю не произойдет...

После посещения Любучанской администрации мы оказались перед выбором: либо ехать в Чехов - в районную администрацию, либо вернуться в Молоди и осуществить запланированную разведку на местности. Посчитали, что в Пятницу после обеда в Чехове мы можем оказаться перед закрытыми дверями и потому решили подавать нашу заявку позже - в Приемную Правительства Московской области по московскому адресу: Садово-Триумфальная улица, дом 10/13, строение 2.

Рассказы ветерана школы

Рассудив так, мы вернулись в Молоди. Ещё до поездки в Троицкое у Воскресенского храма мы познакомились с весьма бодрой местной жительницей - Раисой Николаевной, из разговора с которой узнали, что она родилась в 1933 году, то есть идет 84 год её жизни, что она с мамой поселилась в Молодях в 1946 году, её мама была учительницей в местной школе. По её стопам пошла и Раиса Николаевна: сначала стала учительницей в младших классах, а после окончания вуза стала преподавательницей Русского Языка и Литературы. В школе Раиса Николаевна проработала почти шестьдесят лет - без одного года, была завучем по воспитательной работе, на пенсию ушла 75 лет от роду в 2007 году.

Когда мы осмотрели и сфотографировали с разных сторон площадку с восточной стороны храма снаружи церковной ограды и уже решили именно здесь проводить стояние 13 Августа, мы направились оттуда к реке Рожайка. И тут за сетчатой оградой я снова увидел Раису Николаевну, которая собирала малину на участке рядом со своим домом. Пользуясь случаем, продолжил расспросы о Молодинской старине.

В 1946 году им с мамой дали комнату в каменном двухэтажном усадебном флигеле, с противоположной от её дома площадки. Сейчас от флигеля остались только голые стены с оконными проемами без крыши. Школа располагалась в главном усадебном доме, который тоже уже около десяти лет стоит без крыши и стремительно разрушается. По рассказу Раисы Николаевны, тогда усадебный парк простирался до самой Рожайки. С восточной стороны храма по всему парку были холмы братских могил павших воинов Молодинской битвы. Рядом с флигелем, где они жили, располагалась конюшня. Конюх был болезным и часто просил юную Раису отгонять коня в табун на выпас, и она скакала вдоль этих могильных холмов, однажды конь понес и споткнулся об одну из могил, Раиса упала с коня и после уже опасалась ездить верхом. Во второй половине пятидесятых годов эти земли с большей частью могил распахали под поля свёклы: «Как будто бы не было вокруг Молодей свободной земли!»

Ещё в минувшую в войну на склоне церковного холма, спускающего к берегу Рожайки, были устроены блиндажи, после которых остались глубоки ямы. Когда Раиса Николаевна повзрослела и вышла замуж, в сельсовете ей предложили выбрать участок для дома. И она выбрала этот участок с большой ямой неподалеку от флигеля, где жила мама. Глава сельсовета повертел пальцем у виска и только спросил: «Зачем тебе такой, с ямой?» Она без особых объяснений сказала: «Сама знаю, зачем...» Она не хотела строиться на месте распаханных древних воинских могил, а яма послужила для закладки фундамента для дома. Но потом все места ниже храма и восточнее по берегу Рожайки были застроены домами - прямо на воинских братских могилах. Так что место центральной обороны Русских Вооруженных сил, где был установлен гуляй-город и выкопаны оборонительные рвы и валы, в 1960-1980-х годах было застроено частными домами.

Стал расспрашивать Раису Николаевну о строительстве моста через Рожайку. Если смотреть на мост в сторону Москвы, раньше спуск к реке был левее, и там был деревянный мост, довольно крепкий, его использовали всю войну и первые послевоенные годы. Усадебный парк по берегу тогда продолжался и за мостом. Новый бетонный мост начали строить военнопленные немцы в 1946 году, и строительство длилось несколько лет. Общежитие пленных немцев располагалось возле храма, где сейчас шиномонтаж и мастерская могильных памятников. Ниже к реке и правее над берегом Рожайки, где сейчас растут ветлы, был памятник воинам Молодинской битвы. Раиса Николаевна в детстве видела остатки фундамента воинского памятника, разрушенного вскоре после революции. Потом кирпичи от остатков его фундамента местные растащили на собственное строительство. Мост был в два раза уже нынешнего, его расширили уже к концу шестидесятых годов. Слева за мостом, где теперь памятник воинам Великой Отечественной войны - землякам, павшим за Родину, стояла часовня. «Мой дядя Михаил, он был физиком, говорил мне (по поводу разрушенной часовни): смотри и запоминай, придут другие времена, и всё надо запомнить...».

Другой памятник - воинам Отечественной войны 1812 года находился на противоположном углу усадебного парка в сторону Чехова возле шоссе. Его тоже разрушили ещё до войны, но остатки фундамента Раиса Николаевна ещё в детстве видела.

В самом начале девяностых годов главный усадебный дом полностью отремонтировали для школы, но в одной части крыши как будто нарочно оставили течь, и здание очень быстро стало приходить в негодность. Школу перевели в другое здание, которое хуже, а усадьба стала стремительно разрушаться. Сын Раисы Николаевны 1956 года рождения в девяностые годы был «небольшим начальником» и очень хотел восстановить усадьбу как памятник архитектуры XVIII века, собрал необходимую документацию, писал письма в разные инстанции, вел переговоры. Наконец он договорился о выделении благотворительных средств на реставрацию с Газпромом, тогда компанию возглавлял Рэм Вяхирев, но в Мае 2001 года, его отправили в отставку, а новое руководство Газпрома не поддержало реставрационный проект. Напоследок Раиса Николаевна подарила моей Нине букет своих великолепных садовых цветов...

Вот что мне особенно запомнилось из рассказов многоопытной учительницы Русского Языка и Литературы, надеюсь, их содержание я воспроизвел достаточно точно.

Завершив обход и фотографирование Молодинских окрестностей, мы отправились в обратный путь, я спешил добраться домой и записать впечатления дня, пока в памяти не выветрились детали.

Москва, 4-5 Августа 2017 года

Комментарии



[1] Полное Собрание Русских Летописей. Т. I. СПб., 1846. С. 46.

[2] Грамон А. Из истории Московского похода Яна Казимира. Юрьев, 1929. С. 26-27. По Афонскому преданию, некоторые из дружинников вместе со своими оруженосцами и слугами уже в Константинополе приняли Христианство и даже монашеский постриг на Святой Горе, выстроив там деревянный монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу. Но остальные дружинники и Киевские бояре из этого посольства до поры оставались при своем прежнем исповедании, несмотря на необыкновенный восторг от Христианского Богослужения в Святой Софии.

Фото Нины Болотиной и Олега Орлова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Болотин
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Умер Константин Душенов!
Памяти Друга
13.02.2024
Узник Василий Бойко-Великий ведёт борьбу за правду
На этом фронте перемирия не будет
24.01.2024
«Я не знаю: кому и зачем это нужно?»
«Демарш», которого не было
09.01.2024
Историко-идеологическая конференция
«Государь и государство»
20.11.2023
Все статьи Леонид Болотин
Иван Грозный
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии