Провинциальный монолог

Памяти поэта Виктора Болотова (6.01.1941 - 11.07.1995)

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
790
Время на чтение 23 минут

Если сравнить послевоенное время от 45-46 годов с нашими «послехолодновоенными» - примерно с 85 года и по сей день, включая ельцинский переворот 91 - 93 годы, когда демократы резко заузили национальный вопрос, и в обществе стала наблюдаться сильная растерянность по этому поводу, то мне всё чаще в это время вспоминались стихи пермского поэта Виктора Болотова «Сельсовет сорок шестого». Вспоминаются и сейчас. Насколько же мы тогда были на двух ногах, выдержав страшную войну, твёрдо стоявшими на своей земле, несмотря на то, что кое у кого были с войны протезы. Вот эти стихи.

СЕЛЬСОВЕТ 46-го

Сельсовет послевоенный!

Пламя памятных годов...

Тут огонь семилинейный

жгли до третьих петухов.

Степь да степь

впотьмах лежала,

волки выли во снегах,

но Совету надлежало

всё обдумать,

что и как.

И, считай, что всё на свете

знали в нашем сельсовете!

Не от умных агитпропов

всяк историю постиг,

географию Европы

тоже знали не из книг.

Уцелевшие от смерти -

только их и не взяла -

семь мозгов и семь кисетов,

семь строителей села.

Сельсовет табак курил,

разговоры говорил.

Тут знакомы - раззнакомы,

кровью сроднены вполне,

обсуждались

Жуков,

Конев -

сослуживцы по войне.

Круто и неоднократно

за каких-то пять минут

политическую карту

перекраивали тут!

Одноногий председатель

проницательно молчал,

а его дружок приятель на Америку серчал!

Самосад в кисет сминая,

заикались и про то,

как нагрянет посевная.

Отвергали:

- Это что!

Только в мировой лавине

бились

в тишине сельца

их военно - полевые

воспалённые сердца!

Шли домой,

скрипя протезом,

семь теней

селом ночным -

мировым противовесом

всем буржуям мировым...

Затянув ремень потуже,

в день вступали трудовой.

На краю беды-бедучей.

На своей передовой.

Поэт родился в 41 году. С молоком матери, как говорится, впитал горечь войны, но удивительно! Эта горечь быстро превращалась в праздник...

... Когда - как праздничное действо -

любой летящий лёгкий миг.

О, это детство,

это детство

в сверкание зёрен золотых...

Просторный, терпкий ветер с поля

и гром комбайнов на заре.

И я - как маленькая доля

в мужицкой доле на земле.

И этого вполне было достаточно, что обрести уверенность в твоём правильном существовании на всю жизнь! И поэтому, наверное, поэт Виктор Болотов всю свою творческую жизнь вёл «провинциальный монолог» на самых крутых и высо­ких пределах отечественной поэзии, не ощущая себя, разумеет­ся, провинциалом или деревенщиком в поэтическом смысле.

Провинциальный человек,

по географии и сути -

я пригвожден к тебе навек,

периферия дней и судеб.

Морщины врежут на чело

твои тяжелые секунды...

А водка, право, ничего

взамен какой-то там цикуты.

«Провинциальный монолог»

А мне всегда казалось большой несправедливостью то обстоятельство, что по настоящему талантливый русский поэт, проживший на свете более 50 лет, издавший пять поэтических книг, почти не известен всероссийскому читателю, а лишь об­ластному, пермскому, где был признан и любим, но не понят в полном объёме, не оценён по достоинству... даже и после смер­ти. Дело ещё и в том, что сам поэт не очень-то стремился к популяризациисвоего творчества. Ни один российский жур­нал, ни одна центральная газета не получала от него стихов, за исключением журнала «Сибирские огни» - по просьбе журна­ла. С журналом «Урал» - тоже самое, Болотов считал популя­ризацию своего творчества делом не авторским, а литератур­но-общественным, когда литературный статус автора опреде­ляет литературная критика, но если ей до него нет дела, то сто­ит ли самому лезть на глаза.

Между тем, все областные профес­сиональные поэты, издав книгу в области, её же издавали в Москве. Болотов не воспользовался этой возможностью /тогда это не составляло большого труда/ ни разу. Но для него это было, наверное, всё-таки трудней, потому что случай с изданием второй книги /не издавали 11 лет, хотя она была готова через два года после первой/ наталкивает на мысль, что пре­пятствия были и не пускали его, скорей всего, московские внут­ренние рецензенты: такое было правило - Москва должна была разрешить издаваться даже в области.

Последний сборник стихов Виктора Болотова «Осенняя до­рога к дому» был издан в 1991г. к пятидесятилетию поэта как избранное. Но уже в четвёртой книге « В двадцатом веке, в сентябре», изданной в 1989г. появилась следующая тенденция. Вопреки ожиданиям, имея возможность больших простран­ственных видений, Болотов не пошел далее в глубь и ввысь своих творческих поисков, ощущая, видимо, давление лет, зем­ных забот, сознавая важность близких практических деяний «на огненном поле души», видя себя там, где «деется трезво и люто дело мира и дело войны», поскольку, так или иначе, нрав­ственные, поэтические, технические, наконец, и философские высоты оказались в одном ракурсе проблем- «встали в едином строю и поле и звёздная пустошь». Тянет вниз ещё и эта про­блема: «повседневную ношу неся, положением, собственным весом / мы огрузли и на всём и на вся» И куда деваться от того шумного праздника в природе, когда «...река и женщина в реке»! Одним словом, последние устремления поэта были вовсе не в разъятии горизонтов на пути в пространство, как это замеча­лось ранее, а, скорее, в оконтуривании их. Наряду с итоговым, концептуальным многообразием пятой книги в неё вошли стихи /больше их вошло в четвёртое издание/ написанные дав­но, но ранее не публиковавшиеся - их немного и не они, - как я уже сказал, являются доминантой, но вносят существенный признак лирической манеры поэта.

В них нет крамолы и суда известным временам, они как бы написаны от простой догад­ки, пришедшей внезапно, от психологической неустроенности в этом мире, провоцируя нас по-хорошему на некий сдвиг в сторону будущего.

Полутона, размышления, не более. И всё-таки отклонённые не когда, видимо, теми же внутренними рецензентами.

Тоска - абстракция, но есть

в ней тот торжественный оттенок,

что как неслыханная весть

о неких близких переменах.

/1965г./

Написанная без всякого нажима «неслыханная весть» пропи­талась тогда некоторыми людьми именно как «неслыханная» что в истинно творческих вариантах всегда вызывало беспокойство в людях принадлежащим к формальным или властным струк­турам.

Неброские поэтические сентенции тогдашней музы Болото­ва неумолимы, однако,- к осознанию непрочности той жизни и правды: « Я бреду, обречённо тычась в толпы, в очереди, - к тебе..» к поиску человека среди тупеющей массы:

И странная тяга во мне

к ближайшей душе человечьей,,

опять колыхнулось во мне

случайному лагу навстречу.

Такова обречённость, поэтов всех времён: они всегда о людях думают лучше, чем они есть на самом деле. А быт - он давит и давит... И как сама провинциальная, грубая действительность, не­красивая, но вполне нормальная девушка по прозвищу Камбала находит «своё», предписанное временем и средой, поневоле не­порочную невостребованность:

Пытались парни с ней озоровать,

она лишь озиралась воровато

и в девственную падала кровать,

как в детстве падают с кровати.

Ясно, что поэт и сам порой не находит себе применения, чув­ствует свою не- востребованность:

И с самого утра тоска,

Приятель чувство разделяет,

но эта общность языка

особенно разъединяет.

Попробую - к тебе схожу.

Пожалуюсь на духоту, на скуку.

Прохладную поглажу руку -

« Ох, что за день», - тебе скажу.

И, наконец, поэт срывается до крика, до поэтической эмфазы: ведь его труд, талант, совесть, интеллект - всё невостребованно! И ему кажется, что он добрался до истины

Кряхтит. Вот - грузчик на Парнасе!

При чём тут, право, интеллект,

который, право же, напрасен

в краю ракеты и телег.

...Разъятой жизни животворно

плоть истин, трепетно жива,

сейчас - как в жаркой живодёрне -

до мяса

вся обнажена.

Судьба русских шестидесятников, интеллектуалов были тог­да уже не простыми, хотя и показалось им где-то, что настали те времена открытия истин, когда и сейчас до некоторых из них слишком далеко. Но Болотов был истинным сыном своего времени.

Появление в Перми поэта Виктора Болотова, было несколько необычным. Он сразу смутил ровное течение речек и ручейков поэтического Прикамья. В его стихах не было колорита и при­мет нашего края, что вполне естественно в его положении, но в его стихах не было и его малой родины - Алтая. Мир и при­роду, деревенский человек от рождения, поживши в Новоси­бирске, поучившись в литинституте в Москве, он уже воспри­нимает как-то по городскому глобально, отвлечённо, сосредото­ченный линь на поэтической конкретике.

В тепло вечерних фонарей,

в огонь неоновой рекламы,

в прибой вокзальных площадей,

в плащи, такси, регланы

ты просто, как домой, войдешь,

а сердце - давнее припомнит.

Тебя, как город в долгий дождь,

людские толпы переполнят.

Казалось бы, поэт уходит от своей почвенности, что необхо­дима каждому поэту, но дело в другом. Болотов просто избегал той почвенности, которая была в те времена чуть ли не обяза­тельным атрибутом формально, лишь бы заявлена была, но не была истинной у многих поэтов, что принципиально избегал Болотов, ведая то, что провинциальных, областных поэтов про­воцируют на дешевую стилизацию тутошней жизни и на идей­ный и нравственный стереотип любого масштаба.

Пермский поэт Владимир Радкевич, казалось, этого не заме­чал и настолько овладел местной темой, колоритом, историей, по - настоящему вживаясь во всё, что напутал своих оппонен­тов высшего литературного ранга - такая провинциальная ис­тинность их тоже почему-тоне устраивала. Поэт, в конце гонцов, может вырасти в любой атмосфере, на любом материале, даже на тю­ремном.... И тут остаётся одно - не пущать! Что они и делали, пока была возможность, пока поэты не переросли дозволен­ное, но можно их ещё не заметить или замолчать.

Два разных поэта пошли каждый своим путём, но в одном направлении: путём естественного развития российской сло­весности.

Уже от ранних стихов Болотова веяло неуютностью и сквоз­няком жизненных перекрестков.

Суета вокзального мира,

я люблю тебя, суета.

Сколько миру, ой, сколько миру!

Как домой, прихожу сюда.

О, великое чувство общности!

Я до капельки в нём растворен.

Я - столикий, без имени-отчества,

я пришел с четырёх сторон.

Словно вырвался я на волю,

а меня тут давненько ждут...

Погружаюсь в людские волны -

и крути от меня идут.

«Чувство общности» у Болотова было, действительно, глобальным, даже космическим, в чём нам придется потом убе­диться.

Но тут надо знать, что у настоящих поэтов «родословная» идёт не от фамильной родни, чем любят у нас хвастаться поэты от земли, а по генетический линии отечественной поэзии. И даже у таких «почвенных» поэтов, как Есенин и Клюев, суще­ствовало понятие родства, представляющее собой нацио­нальный поэтический генезис. Есенин мыслил себя от Коль­цова и Некрасова. Клюев писал « К костру готовясь спозаран­ку,* гремел мой прадед Аввакум», И в этом аспекте Болотов тоже почвенник, хотя и почвенник почти языческий; "Стою один на диком бреге /С просторным сердцем дикаря".

Национальная первопроходческая дерзость поэта, близкая лермонтовской, хлебниковской поэтически естественна и под­линна, как и почвенна. И какая бы она не была - она привела поэта впоследствии к большим и грустным размышлениям.

«Вот мельница...»

А.С. Пушкин

Узнаю тебя, милая местность,

несмотря, что за давностью лет

обветшала ты, пала в безвестность -

у тебя даже имени нет.

Поздновато я в гости приехал.

Отгремели гармони твои.

Тут один меня только приветил -

желтый клён в одинокой тени.

Прогрессивные комплексы века

стороною тебя обошли.

Помер кто или кто-то уехал

к городам и дорогам большим.

Только холмики мягко светлеют,

возвышаясь, легко шелестят.

Что ж пристанище не опустеет.

Тут, наверное, душ пятьдесят.

Местность эта имеет привязку - вся Россия! Россия 60-70 г, когда началось движение по ликвидации малоперспективных деревень.

Неординарна концепция Болотова в отношении к искусству: «...есть на холсте и дерево и небо, а шелест, блеск и бездна за холстом». То есть там, где кончается художественная предмет­ность и начинается пространство воображения, которое надо увидеть и понять, и защитить от «строгого принципа отраже­ния». Более же определённо и развёрнуто это выглядит так: «Поля моей заботы ещё совсем белы. Еще ни капли пота, ни крови, ни беды. Еще по сути дела не начаты дела, и судьбы, и пределы - над краешком стола». Поэт соединяет доселе не соединённые вещи: стол и пространство, уподобляясь как бы сочинителю судеб, не делая из себя поэта-творца небожителя и, в то же время, подчёркивая несуетность и возвышенность «пространства», где работает поэт. Близко к Болотову, в этом случае, стоял воронежский поэт Алексей Прасолов с попыткой воссоздания больших пространств - с одной стороны; с другой - с некоторым опытом внутреннего философского зрения бес­сюжетных стихов, лишь от сердца и чувства, но, конечно же, не без ума, как в авангарде.

И не ищи ты бесполезно

У гор спокойные черты:

В трагическом изломе бездна.

Восторг неистовый - хребты.

Здесь нет случайностей нелепых:

С тобою выйдя на откос,

Увижу грандиозный следок

Того, что в нас не улеглось.

Стихи процитированы после их цитирования Владимиром Бондаренко из его статьи « Опалённый взгляд Алексея Прасолова»/ж. «Наш современник», № 7, 2004г./

Этот «авангардизм» двух провинциалов не имел авангардистких целей: это была действительно сколько-то новая реальность, которая в корне отличалась от авангардизма, предложен­ного впоследствии Михаилом Эпштейном в статье «Я назвал бы это - метабола». Он писал: «Метареализм - это не только «метафизический», но и «метафорический» реализм, то есть по­эзия той реальности, которая спрятана внутри метафоры». Итак, вместо традиционной метафоры - расщепление её во имя внут­ренней свободы в никуда. Формальный строчетворчеекий ха­рактер этой поэзии не создал новой возвышенной реальности /заниженной сколько угодно/, разве что вопреки своей же за- данности, оставаясь в принципе формальным явлением.

Появление авангардистов, надо полагать, и отпугнуло Боло­това от поисков другого пространства, но любопытно просле­дить «авангардную» лирику Болотова из его первого сборника « Наедине с людьми», изданного в 1966г., когда авангарда было совсем не слышно, по крайней мере, не было их манифеста.

В любовных стихах «авангардного» толка /они у него все любовные/, прежде всего, нет традиционных встреч и разлук, нет ревности, соперничества, нет обычного весеннего возбуж­дения, нет соловьев: нет укромных скамеек, нет даже поцелуев: стихи эти несут в себе чувство абсолютно не тронутое суетой!..

Как - эти праздники редки -

твои, любимая, сказанья,

касание твоей руки

и взгляда теплое касанье!

Как воздух тяжек!

Дух разлук

и ожиданья в нем витает,

и слово, сказанное вслух,

уж чуть не формы обретает,

Как ощутимы те пласты...

«Как воздух тяжек», «как ощутимы те пласты» и даже - «дух разлук «... В такой любви нет пустою места: любовью насыще­на вся атмосфера. Редчайший дар высокоразвитых натур. От­ношения влюбленных настолько возвышены, что мимолетность встречи, имеющая вселенский обзор, становится, как бы единственной целью побыть на этом высочайшем уровне:

«Зажгут огни проспектов и планет. Присядем двое в тишине планеты: Ни прошлого, ни будущего нет. Минута эта Лишь минута эта». «Чудное мгновение», запечатлённое поэтом, важно в духовном, непотребительском аспекте: узнать лишь чувство, побыв на высоте, в обыкновенной обстановке «проспектов и планет»! Этому любовному стихотворению трудно найти аналогию в отечественной поэзии «Де­мон» Лермонтова - это злой дух! Вселенская любовь Хлебни­кова ограничивалась земным шаром:» Я волосатый реками»! писал он, не обращаясь к мирозданию, чувствуя лишь глобаль- -ность обозрения. Стих Болотова лёгок и прост с высокими ка­тегориями и это - приручение высоких чувств в современном их восприятии. Опрощение без обезличивания, без приниже­ния, но без приземления. Это - новая лирическая информация с удивительными порой, преломлениями высокого и обычно­го:

Я сплю...

Склоняются ко сну

стихи - собратья наших странствий.

Я замечаю кривизну

меж нами лешего пространства.

Кривизна пространства воспринимается поэтом, как неболь­шая размолвка в отношениях любимых. И уж совсем необыч­ный семейный разговор:

Живи, безудержно живи -

как, например, живёт лавина! ..

И ты б со мною жизнь делила уже

не в качестве жены,

а - как ущелье иль долина...

В целом же это выглядит подобным образом:

Мои притязанья вселенски -

пространства и пламя Луны,

и шелесты леса, и всплески

звезду отразившей волны

И странно, тревожно и мило

душе постоянство сторон

совсем уж домашнего мира,

где бездна над самым столом.

Поэт вновь соединяет» казалось бы, несовместимые катего­рии: стол и бездну, но от стола в бездну сейчас вдет вся косми­ческая реальность. Вспоминается Прасоловские - и «бездна», и девушка «на откосе». А так же одомашнивание не здешних ка­тегорий пространства. Но высокое первопроходство Болотова на этом и качается: слишком он землю любил и природу.

А вот сейчас глаза закрою,

и до мурашек по спине

природа женской теплотою

в затылок нежно дышит мне.

А мне хотелось бы привести несколько строки из заострённого чувства Родины.

Я люблю эти толпы, вокзалы,

где снуют, горячатся, галдят

О, какие слова там сказали

и какие глазища глядят!..

И со всех областных территорий,

всех глубинок, что есть на земле,

я там видывал женское горе -

на мужицком хмельном костыле...

О, несметные лица людские,

лица с тихой заботой в глазах.

Едет, едет и едет Россия

и уехать не может никак..

Стихи писались ещё тогда, когда, когда лица людей были всего лишь «с тихой заботой в глазах». Но Россия «доехала»-таки до «перестройки», которая, так или иначе, ускорила смерть поэта...

11 июня 1994г. поэт умирает. 53-х лет. Рак горла. Подробностей я не знаю, но все предыдущие обстоятельства, кажется, мне известны. И они не столько в том, что пил и курил /причастно к этому больше половины российского населения/, и даже не в том, что был Болотов вечно безденеж­ным человеком, сколько в том, что все литературные и полити­чески события последних лет, где преобладали, в основном, отрицательные эмоции, отзывались в нём исключительно бо­лезненно. Он был из тех писателей, кто не стремился ежеднев­но куда-то к кому-то идти, что-то делать, помимо своего кров­ного дела. Дома в окружении своих книг, газет, журналов, зна­комых и близких людей ему было легче сохранить своё поэти­ческое «я». И он принципиально нигде не работал, получив право на это после вступления в Союз писателей.

Но в обыденной жизни Болотов не был нелюдимом. С людь­ми поэт встречался охотно и часто. Но он не любил слово «друг»: он говорил, что есть хорошее слово - «приятель». Лице­действа вообще не терпел. Он умел как-то очень ровно отно­ситься и к известному человеку, и к простому: у него за столом все были равны. И выпивка при этом не всегда была помехой или губительным фактором. Желающих «посидеть» с Болото­вым находилось всегда много, ибо разговор с ним никогда не был рядовым- разговором. Высокие и рискованные темы не казались «перебором» в обществе этого редкого человека. И люди шли к нему не просто поговорить, они шли как на испо­ведь к духовнику, хотя сам Болотов играть подобную роль не стремился. Просто он не умел лгать, заискивать или возвышать­ся, восседать; он никогда не хотел быть выше или ниже собе­седника, умел слушать и понимать больше, чем говорить. Лю­дям как бы представлялась возможность исповедоваться перед понимающим человеком и они исповедовались. Больше или маленькие люди, большие или маленькие проблемы для него не существовали. Каждый был для него дорог.

Болотов сразу выходил из себя, когда доверительность и исповедальность кем- то нарушалась, кто-то начинал лукавить, что кончалось нередко скандалами.

Кто у него только не бывал; и солдаты, и буровики, и строители даже бывший священник не однажды спешил к нему. И, конечно же, вся пишущая братия. И все литературные семинары от московких гостей до кудымкарских заканчивались зачастую в квартире Болотовых. Многих известных и неизвестных литераторов приютил у себя в своё время Болотовы: Виктор и его жена Вера Ефимовна. И даже самый ужасный период известных реформ, и преобразований в э экономике и культуре нравственно не сломил этих людей. Они стали неизмеримо бедней, но души их сделались ещё чище. Считаю уместным привести здесь письмо Веры Ефимовны, адресованное мне - старое письмо. « Дорогой Герман Иванович, выполняю просьбу Вити, высылаю журнал. Витя уехал в Березники читать стихи. Уехал совсем больной и со старыми деньгами. Я места себе не нахожу. У нас тут у всех жизнь идёт сложная и тяжелая. У меня была вчера подруга. Она хотела весной покончить с собой. Я тоже. Зимой. Но, слава Богу, живы мы. Небесные силы нас берегут. Да поможет всем людям наш Спаситель. Пусть всем будет хорошо.. Большой привет от меня и Виктора Гале. Герман, сообщи мне, как дела у сына младшего? По возможности позвони. Или напили. Я молилась за него. Герман, спасибо за всё тебе и Гале. Вера.»

И здесь не различишь: где горе своё, где чужое. Где слабость, где решительность. Такова суть наших женщин, наших людей, которых бьют сейчас в первую очередь, выбивают лучших. И всё ж не к смерти они, наверно, стремились, а к Богу. К кому больше- то? Кто может сейчас защитить? И что, интересно, читал. Болотов в Березниках с больным горлом? Может, вот это:

И где б ты, душа, не бродила -

в потёмках,

средь белого дня,-

работа меня приютила,

работа согрела меня.

Я ей, как щитом, укрывался,

сжимая топор и кайло,

я ею одной согревался -

пудами её и кило.

И я пот ресал кулаками

средь стужи и лютой жары.

Её философские камни

неслыханны и тяжелы. ,

Уж так -

до предсмертного пота,

знать, выпало...

Так и дыши.

И вновь закипает работа

на огненном поле души.

А может, это:

Поле -полюшко!

Поле русское, русское до костей!

До костей, пожелтевших и белых,

безразличных к славе своей...

Не помню... кажется, это была последняя встреча. Приехав к Болотовьм, я застал Веру Ефимовну плачущей: - Витя ушел искать водку, наверно, к нашему базару к барыгам... Я не могла его удержать... Время 10 часов, сейчас там одни жулики! Сходи, Герман, может найдёшь его.

Минут через десять я его встретил на безлюдной широченной улице, припорошенного снегом, идущего к дому как-то размеренно, обречённо. Что-то неизбывно горестное сквозило во всём его облике. Он не удивился, не обрадовался встрече, а лишь слегка потеплел и на мой немой вопрос доверительно сказал:

-Страну жалко... Я хотел посмотреть в глаза всей этой мрази.

-Витя, да они убили бы тебя за один этот взгляд, да и не барыги во всем виноваты.

-Знаю, знаю... Гори они огнём... а убили - я бы спасибо ска зал.

Смерть Болотова часто объясняют именно подобными психологическими эксцессами, вином, куревом, но специалисты- медики вино и курение не упоминают в причинах возникновении рака. Так, в главе «Отношение между раком и личностью» /ж. «Звезда» № 4, 1994г. Геррет Портер, Патрия Норис «Я выбираю жизнь»/ говорится: «До недавнего времени проводилось очень небольшое количество преморбидных исследований, а так же большое количество ретроспективных исследований и наблюдений, подтверждающих ряд свойств, внутренних установок и взглядов личностей, предрасположенных к ним установок и взглядов личностей, предрасположенных к раку. Большинство из них указывают, что самую большую роль /!/ в этом играет депрессия и синдром беспомощности - безнадежности. Наряду с этим, во многих случаях имеет место какая- нибудь значительная потеря в детстве или незадолго до заболевания, а иногда и та и другая ситуации».

«Незадолго до заболевания». Да вся жизнь Болотова, исключая творческие обретения, состояла из потерь, вплоть до самой значительной потери - потери Страны! Эту потерю нынче, как ни когда раньше, ощущают, все униженные и оскорблёные труженики культуры, науки, литературы /бывшие, так сказать, труженики/, среди которых рак сейчас находит свои новые жертвы, новые «личности»; авось их труды и сочинения не выплывут на поверхность российской действительности, не сработают, не дойдут до сознания соотечественников,которых зомбируют тем временем телеэкраном или другими массредствами, что и требуется защитникам «свободы» и «прав человека».

Но я верю, что русский читатель не забудет одного из малозаметных некогда, скромных сокурсников Николая Рубцова и Анатолия Передреева по литинституту - поэта Виктора Болотова, родившегося на Алтае, прожившего в Перми более тридцати лет /самую содержательную часть жизни и творчества/, скромного, но достойного и самых лучших литературных имен,писавшего несколько наособинку, но талантливо и по-русски!..

Когда-то, когда-то

мы скажем -

Какие там даты!

Мы жили, мы были!

Мы больно и страстно любили.

И лес мы рубили,

и горы дробили,

и горькие гимны победно трубили.

И вот мы ушли...

Но остались навеки

рожденные нами

сады,

города,

человеки!

Мы жили, ми были...

Насколько же точен поэт и непререкаемо достоверен, несмотря на этот его журналистско-газетный слог, как и в следующем стихотворении:

И я творил газетный эпос

и в меру силы воспевал,

что и само собою пелось

без восклицаний и похвал.

И что само собою было

твореньем высшим и живым -

без риторического пыла,

а - бытием одним своим.

Индустриальные гиганты,

когда окажетесь вблизи -

Отнюдь не снимок элегантный,

кричащей с первой полосы.

А - сгусток и ума, и страсти,

разумной воли грубых рук,

вот так же

вписанный в пространство,

как поле, небо, дес-вокруг.

И мне сразу вспоминается статья Владимира Бондаренко о Прасолове, о которой я уже говорил.

« Он,/т.е. Прасолов-Г.М/ как никто другой, лучше Заболоцкого, лучше Вознесеноюго мог по-настоящему оживлять, одухотворять индустриальный пейзаж».

А люди в поисках добра-

До сердца добрались руками.

Когда ж затихнет суета,

Остынут выбранные недра,

Огромной пастью пустота

Завоет, втягивая ветры.

И кто в ночи сюда придёт,

Услышит: голос твой не злоба.

Был час рожденья. Вырван плод,

И ноет тёмная утроба.

Скорее всего, это постиндустриальный пейзаж. Бондаренко пишет об этих строках /не полных - Г.М./: « Здесь уже какая-то индустриальная мистика, сакральная пляска дикарей после крушения сильного противника». Да, Прасолов предчувствовал наше «дикарское» время, чуть ли не в планетарном масштабе, ибо от его строк веет вселенской пустотой. Его постиндустриальный пейзаж философски глобальней, глубже и трагичней индустриального пейзажа Болотова. Болотов неисправимый коллективист-государственник Ему и другим легко бьето жить и творить тогда, когда всё «само собою пелось». Коммунисты в большинстве уже задумали, наверно, отречься от власти, но государственная машина всё ещё сама собой крутилась... Он слишком верил государству, которое его предало, чего он не пережил. Чего-то не пережил и Прасолов. Они очень близки в творчестве. Так же оба заядлые газетчики многотиражек, иногда областных газет. Из земных работ они больше ничего, можно сказать, и делать-то не умели. Но Прассолов дважды был в заключении, что сказалось на его грустнейшей философии, на трагических нотах. Болотов служил на флоте и был коллективистом и патриотом в простых, верных и честных солдатских понятиях. Кстати в современной русской литературе было три «старших матроса»!

Это - Василий Шукшин, Николай Рубцов и Виктор Болотов. И как же они схожи в простом солдатском патриотизме, если копнуть!..

Очень странным могло показаться то обстоятельство, что умирающий поэт Виктор Болотов не выражал, собственно, никакого трагического беспокойства, хотя в жизни своей бывал человеком довольно неуравновешенным, а порою - даже капризным. Но разве каприз это:

- То покурить попросит, но не покурит, - рассказывала его жена Вера Ефимовна, - то выпить попросит /друзья придут/, но не выпьет... Молчит, смотрит... отвернется, опять посмотрит...

Что он видел-не видел? Что слышал-не слышал? Что сказать- не сказать хотел?.. Ни лишних вздохов, ни стенаний, ни просьб. Какое-то странное умиротворение. Пусть простит меня Бог за такое сравнение, умирающего человека в страшной агонии, при медленном задыхании: рак горла. Что Это мужество? Наверно больше, чем мужество. Поэт понимал ещё, что удалось таки дотащить до гроба самый тяжкий на свете груз /вспомните наших святых со своими веригами/ - чистоту собственной души и веру в своё назначение, о чём подлинные поэты очень ревностно заботятся всю жизнь, поскольку без этого не бывает настоящих высоких художников. Не соблюдая, подобного, можно выдать много талантливых стихов, издать много интересных книжек, но так и не поднять единственного сокровенного слова, которое и является поэзией: остальное: суета сует. И совсем не зря «проговорился» некогда поэт Николай Рубцов в одном стихотворении:

Я клянусь: душа моя чиста!

Пусть она останется чиста

до конца, до смертного креста.

А когда это удаётся поэту - он умирает спокойно. Он к этому готовится всю жизнь, едва осознав себя.

Положите меня в русской рубашке

под иконами умирать.

Писал Сергей Есенин, когда до смерти ему было далеко, готовясь умирать достойно: русская рубашка, белая рубашка- символ чисты.

Виктор Болотов написал для себя в двадцатилетнем возрасте эти строки:

Каждый день у меня умирают стихи.

От великой любви умирают.

От высокого горя,

от подлой тоски,

от всего, от чего умирают.

Ясно, свою смерть Болотов /знал, что придёт когда-нибудь/ представлял не иначе, как «высокое горе», где «высота» по - болотовски традиционна, в характере лермонтовской, допустим, космической и нравственной высоты: холод, чистота, отрешенность от быта. В этом суть человека-поэта, живущего не суетно и праведно. И, наверное, не случайно в 94-м году в журнале «Русская провинция» мою небольшую тогда статью о нём озаглавили «На смерть поэта». Хотелось бы добавить, что так спокойно и по деловому даже говорить о смерти мог, наверное, только верующий человек... Но был ли Болотов верующим - я точно сказать не могу: мать его по его же рассказам верующей была...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Герман Митягин
Хотим ли мы разобраться в причинах выстрелов в школах?
Герман Митягин обращает внимание на проблему унижения подростков
07.06.2018
Встречи и проводы
К 9 мая
07.05.2018
Гиперборейский прорыв - 2
О романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил»
24.04.2018
От «Копенгагена» до «Оклахомы»
По мнению публициста Германа Митягина, на Путине заострился вопрос: быть России или нет
29.01.2018
Все статьи Герман Митягин
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин и Пасха
О светлых пасхальных днях в жизни великого русского поэта рассказывает фонд Президентской библиотеки
05.05.2024
День памяти Дениса Давыдова
Сегодня мы также вспоминаем художницу А.П.Остроумову-Лебедеву, а также героев Великой Отечественной войны С.Е.Артеменко и Е.Н.Завалий, православного публициста В.Л.Махнача
05.05.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Новый комментарий от Могилев на Днепре
09.05.2024 12:35
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
09.05.2024 12:29
Обыкновенный эстонский фашизм
Новый комментарий от учитель
09.05.2024 12:24
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Могилев на Днепре
09.05.2024 12:16
День Победы на Светлой Седмице – добрый знак
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
09.05.2024 11:58
К столетию Ю. Друниной
Новый комментарий от Советский недобиток
09.05.2024 08:29