Благодарное слово А.С. Пушкину

По случаю 180-й годовщины его смерти

Александр Сергеевич Пушкин  Пастырская проповедь 
0
850
Время на чтение 4 минуты

В развернувшуюся на РНЛ полемику о пророческом призвании А.С. Пушкина и о месте классической художественной литературы в нашей жизни сама жизнь вносит свой голос. Имею в виду день памяти одного из главных виновников этой полемики.

Известно, что А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года и умер 29 января 1837 года по юлианскому календарю, или старому стилю. Эти дни соответствуют 8 июня и 11 февраля нового стиля; чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любой православный церковный календарь. Однако двухсотлетний юбилей со дня рождения поэта был отпразднован 6 июня 1999 года, а его смерть вспоминается 10 февраля.

По какому календарю жил Пушкин? По юлианскому? Значит, чтобы быть верными почитателями поэта, нужно чтить его память по этому же календарю. В частности, день его смерти отмечать 11 февраля. А те, кто устанавливают другие даты в поминовении поэта, не являются его верными почитателями. Или я не прав?

Извините, что обостряю речь. Но календарный вопрос принципиален для верующих. Почему православные решительно восстают против календарных нововведений? Потому что, желая иметь одну часть со своими предками в веке будущем, они хотели бы и в веке настоящем скорбеть и поститься, праздновать и веселиться в одном временно́м измерении с ними, т.е. по единому календарю. А переходы на другие календарные системы причиняют Церкви, представляющей собой единый организм живых и умерших христиан, непоправимый вред, что можно видеть на примере католической ереси.

Подняв на РНЛ литературный вопрос, мы не можем не обострять его. А иначе зачем было поднимать? Чтобы к завалённым венками могилам классиков добавить свои искусственные венки? Чтобы брошенным от нас словесным прахом закопать их живое слово ещё глубже и дальше? Нет, не таким нам представляется правильное их почитание. А каким?

На форуме РНЛ нас упрекали, что не слышно от вас, ополчившихся на великих писателей и поэтов, слов благодарности в их адрес, научивших вас этому самому слову. Почему же не слышно? Самые статьи, которые мы здесь публикуем, являются такой благодарностью. Самый спор, который мы ведём вокруг их имён, говорит о том, что мы помним их уроки и читаем их произведения заинтересованными глазами. Только бы спор этот шёл по существу, т.е. по текстам классиков и полемистов, а не по их личным свойствам.

Григорий Богослов в Слове первом обличительном на царя Юлиана говорит: «может ли что быть справедливее, как словом воздать за искусство слова словесным наукам»? Чтобы стало понятнее, о чём говорит Богослов, перенесём его риторический вопрос, словно кальку, на другие стороны человеческой деятельности и так же риторически спросим. Чем лучшим, если не прекрасно-возвышенной мыслью, можно возблагодарить тех, кто научил мыслить? Чем лучшим (золотом? зарезанными баранами?), если не любовью, воздать Научившему любить? Точно так и в словесных науках Богослов, полагая, что самое справедливое благодарение за искусство владения словом может быть принесено - словом же, обрушивается на Юлиана, запрещавшего христианам учиться языческой (!) литературе: «Итак, скажи нам, легкомысленнейший и ненасытнейший из всех: откуда пришло тебе на мысль запретить христианам учиться словесности?»

Но какой Юлиан Отступник запрещает христианам учиться словесности теперь, в XXI веке? Разве не мы сами, «банда мракобесов, ополчившаяся на классиков», хотели бы выбросить из школ их книги и портреты? Нет, решительно говорим мы. Это вы, затыкающие несогласные рты ярлыками и криками, препятствуете христианам читать литературу верующими глазами. Это вы, высушившие свои мозги идеологизированным, формализированным, марксистско-ленинизированным подходом к словесности, хотите высушить их другим. Это вы, настолько привыкшие к стереотипам (назовём их так, если вас смущает слово «идолы»), что любое необычное мнение вызывает у вас оторопь и неприязнь, отнимали в советское время и продолжаете отнимать у нас классиков, толкуя их на свой зашоренный взгляд.

Словами о тайне заканчивается Пушкинская речь Ф.М. Достоевского: «Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но Бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

О какой тайне говорит Федор Михайлович? Это мы, даст Бог, ещё обсудим на РНЛ. А что нами понимается под «пушкинской тайной», так это внутренние сокровенные отношения Александра Пушкина со Христом. Это, действительно, тайна, и пусть она остаётся для нас за семью печатями до скончания века. Вопрос веры - главный вопрос в жизни каждого человека. Это вопрос его вечного спасения и вечной погибели. Кому, кроме Бога, его решать? Поэтому говоря о писателях, остережёмся переступать черту, отделяющую человеческое от Божьего (ср. Исх. 19:12), и в полемике о литературе остановимся перед этой чертой в трепете, как перед гранью, отделяющую временную жизнь от вечной. Что ждёт Пушкина во всеобщем воскресении мёртвых? Что встретит нас, когда мы разлучимся с нашими телами? Помолимся о рабе Божьем Александре. Молитва - лучшее ему от нас благодарение.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Григорий Богослов в Слове первом обличительном на царя Юлиана

Юлиан отступник, был гонитель Христиан, а не литераторов. Очень не похоже, что-бы Григорий Богослов беспокоился о таких вещах как языческая литература.....
eka / 13.02.2017, 17:28

6. Ответ на 5., Потомок подданных Императора Николая II:

Пушкин нравится ватникам.

жЫгули мерседес не обгонит....
eka / 13.02.2017, 03:48

5. Ответ на 2., eka:

Пушкин был "псалмопевцем" большевицкой власти, как и его другие коллеги. Поэтому тут я с вами соглашусь, Пушкин нравится тем у кого марксистско-ленинские взгляды на жизнь.

) Пушкин нравится ватникам.

4. Ответ на 2., eka:

Ну очень заурядный ( по сравнению с зарубежными аналогами) поэт

Точно, куда ему до Насти Дмитрук (зарубежный аналог). Вот это поэтесса с большой буквы "Б", ой, простите, "П".

3. Ответ на 2., eka:

Пушкин был "псалмопевцем" большевицкой власти, как и его другие коллеги. Поэтому тут я с вами соглашусь, Пушкин нравится тем у кого марксистско-ленинские взгляды на жизнь.

А то как же, член ВКП(б) с 1814 года.

2. Ответ на 1., Иоанна:

Остальные все – не в счет. Все остальные – с „иссушенными, идеологизированными, формализированными марксистско-ленинским подходом к словесности мозгами“ и „зашоренным взглядом“

Пушкин был "псалмопевцем" большевицкой власти, как и его другие коллеги. Поэтому тут я с вами соглашусь, Пушкин нравится тем у кого марксистско-ленинские взгляды на жизнь. Православным Христианам на Пушкина наплевать. Ну очень заурядный ( по сравнению с зарубежными аналогами) поэт, ну словесность и всё такое, в целом ничего особенного кроме того, что если рассматривать Пушкина в качестве идола, то с идолами нужно бороться.....
eka / 12.02.2017, 15:01

1. Re: Благодарное слово А.С. Пушкину

///Это вы, затыкающие несогласные рты ярлыками и криками, препятствуете христианам читать литературу верующими глазами/// Если правильно поняла, под „верующими глазами“ подразумевается взгляд на классику о. Романа Матюшина, о. Георгия Селина и А. Буздалова? Остальные все – не в счет. Все остальные – с „иссушенными, идеологизированными, формализированными марксистско-ленинским подходом к словесности мозгами“ и „зашоренным взглядом“. И это отношение к оппонентам также надлежит причислить к взгляду „верующими глазами“. А можно ли говорить о заткнутых "несогласных ртах", когда подобных этой статей на РНЛ море разливанное?
Иоанна / 11.02.2017, 13:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Георгий Селин
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 5
09.05.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Димитровский собор и Нотр-Дам де Пари
23.04.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 3
12.04.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 2
27.03.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира.Часть 1
25.03.2018
Все статьи Священник Георгий Селин
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Пастырская проповедь
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28