Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!

Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира.Часть 1

 

 

 

Взгляд I. 83-й псалом как основа толкования.

Иносказательное значение львиных образов.

 

Взирая на резное убранство Димитровского собора и пытаясь понять мысли, которыми руководствовались каменотёсы в своей работе, на что нам опираться, из чего исходить? Конечно же, из Священного Писания. Поэтому в название статьи вынесен первый стих 83-го псалма, а самый псалом положен в её основу.

 

Почему этот псалом? В суточном богослужебном круге чтением 83-го псалма начинается так называемый 9-й час, которым завершается весь круг. И в то же время, присоединяясь к вечернему Богослужению, 9-й час начинает этот круг, поэтому в современной церковной практике его можно назвать соединительным молитвословием суточного Богослужебного круга. Взятый же нами 83-й псалом открывает этот час. Впрочем, любой другой псалом мог быть взят за основу при толковании резьбы Димитровского собора, потому что во многих стихах Псалтири слышны её отголоски. Вернее сказать иначе - в резьбе собора нашли выражение и запечатлены в камне стихи Священного Писания.

 

Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Начинается 83-й псалом, и таким же - возлюбленным - предстаёт Димитровский собор.

 

Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Трудно переводима на русский язык, но совершенно понятна мысль Псалмопевца. До скончания души, даже до смерти желает он во дворы Господни.

 

Сердце мое и плоть моя возра́довастася о Бозе жи́ве (Пс. 83:2). Возра́довастася, значит возрадовались. Глаголы в церковнославянском языке имеют помимо единственного и множественного чисел, также форму двойственного числа, и о единении двух главных человеческих сил - душевных и плотских - выраженном в глаголе возрадовастася, следует поговорить особо, чтобы хоть как-то понять непонятные композиции каменного декора. Что, например, значат, и зачем изображены на стенах христианского храма многочисленные улыбающиеся львы, или «кисунчики», как ласково назвала их блогерша ZnichKa http://znichka.com/post114728649/?

 

  Вот одна из таких очаровательных кисок. Обратите внимание на её хвост. Он у льва (или львицы?) ещё только зацветает, и прежде поджат под себя, как у провинившейся собачки, а потом уже из поджатого состояния, взмывает вверх.

 

 А у этой киски хвост не только процвел, но дал целых три отростка. И, может, по причине особо пышного хвоста его руки, т.е. лапы умильно сложены на груди, а улыбка может быть названа блаженной. Со сложенными таким крестом руками изображается на иконах преподобная Мария Египетская, великая грешница, ставшая великой святой, и означает этот крест - предание себя в руки Божии. С руками, сложенными таким крестом, полагается во гробе усопший. В ру́це Твои, Господи, предаю дух мой, Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй мне, аминь. Со сложенными так руками (правая сверху, левая снизу) подходят христиане ко святой чаше Причащения.

 

 

 А этого лёвика улыбку можно назвать игривой. И обратите внимание на положение его лап. Лошади с таким бегом, т.е. с односторонним передвижением ног называются иноходцами.

 

 А здесь нечто неописуемое словами. Радость выше крыши, и хвост больше самого владельца (или владелицы?). И опять нечто игривое, даже, по-моему, чересчур.

 

  А этого как назвать? Довольство написано, вернее, выбито на его мохнатой морде. Мощный, статный, степенный, первостатейный, могучий... Могу́щие, покаряйтеся...... Это слова мефимо́нов. В буквальном переводе с греческого «мефимон» значит «с нами».  Могу́щии, покаряйтеся, яко с нами Бог. А́ще бо па́ки возможете, па́ки побежде́ни будете, яко с нами Бог. И и́же а́ще совет совеща́ете, разорит Господь, яко с нами Бог. И слово, е́же а́ще возглаго́лете, не пребудет в вас, яко с нами Бог. Эти и другие стихи пророка Исаии (гл. 8) поются за богослужением на особо торжественных службах. Могу́щие это могучие. И вельможа означает того, кто «вельми может». Много может вельможа. Но зачем у этого вельможного льва лапа поднята как и у предыдущего? У того правая, а у этого левая?

 

 

 А этот лев улыбается просто от простоты души, и хвост у него знатный. Даже свисает один из побегов, наверное, под тяжестью произросших плодов.

 

 А этот скачет от радости.

 

 А этот, что называется, осоловел от той же радости и тихо поёт. Но пора уже спросить, почему они все такие радостные? Да всё потому же: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Об этом стихе мы хотели поговорить, но отвлеклись на рассматривание барельефов. Затем и отвлеклись, что убедиться, что псалом и резьба перекликаются. О Боге радуются изображенные животные. О Бозе, значит, в Боге, для Бога, ради Бога, через Бога они веселятся. И хвосты у них так замысловато протянуты из-под животов вверх, чтобы указать на что? На их смиренный и покладистый нрав.

 

Но разве бывают у зверей цветущие хвосты? То, что мы видим на барельефах - ветвящиеся и плодоносящие хвосты львов - чудо Божие. И для чего оно нам показано? Не для того ли, чтобы утвердить в мысли, что не своими силами спасается верующий, обретая радость в Господе, но Его чудодейственной силою. Однако, чтобы действовала эта сила в человеке и приносила чудесные духовные плоды любви, радости, мира (ср. Гал. 5:22) ему нужно предоставить Богу сокрушенное и смиренное сердце (ср. Пс. 50:19).

 

Рассматривая львиные изображения, мы несколько раз задавались вопросом: лев? львица? он? она? И совершенно напрасно задавались. Разве только львов и львиц изображали создатели барельефов? Разве только зооморфные картины, как выражаются учёные, хотели нам показать Христовы каменотёсы? Разве не стремились они донести до взирающих на произведения их рук иные смыслы и знания? Разве не хотели они рассказать нам о другой жизни, вход в которую лежит через храм, и в которой, как говорит её Создатель, не женятся и не посягают? Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения  (Лк. 20:34-36).

 

Вообразите себе сложность задачи каменотёсов: донести до тех, кто Евангелия не читал и Псалтири не слышал, эти Христовы слова. И как они её решают? Простите, опять-таки через хвосты. На димитровских барельефах что у львов, что у львиц, без разницы, хвосты поджаты под себя. О чем это говорит? Не о том ли, что мы прочли выше? В воскресение ни женятся, ни посяга́ют, но яко ангели Божии на небеси́ суть (Мф. 22:30).

(Продолжение следует)

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Георгий Селин:
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 5
09.05.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Димитровский собор и Нотр-Дам де Пари
23.04.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 3
12.04.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 2
27.03.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира.Часть 1
25.03.2018
Все статьи автора