Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!

Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 2

 

 

Взгляд I. 83-й псалом как основа толкования. Иносказательное значение львиных образов

 

Взгляд II. Трёхчастное деление храма и его пояс.

 

Продолжаем вникать в смыслы каменных и рукописных строк. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бо́зе жи́ве. Вновь читаем этот важный для понимания орнамента Димитровской церкви стих. Его можно назвать онтологическим.

 

Слово «ὀ ὤν», от которого произошло слово «онтологический», непременно должно быть написано на иконе Христа Бога. «Ỏ ὤν» значит Сый, Сущий, истинный единый Бог, Который воплотился. Зачем? Чтобы спасти людей. Не одни только души спасти, но и самые тела людей Он хочет соединить с Собой. Именно эта мысль заключена в стихе, на который мы обращаем особое внимание: сердце мое и плоть моя возра́довастася о Бо́зе жи́ве.

 

Часто в ум приходят мысли, что плоть дана человеку как досадный довесок, как какая-то постоянно искушающая и не находящая себе покоя часть. Не мы, апостол Павел восклицает: ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:18, 19). Точно! И кто всему виной? Она, ненасытная плоть. И, стало быть, Тот, Кто её дал?!  Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? - сокрушается апостол (Рим. 7:24), и тут же, в следующем предложении говорит, как кажется, совсем неуместные в этой ситуации слова: Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим... (Рим. 7:25). За что? Ведь только что горевал: бедный я человек, и уже благодаришь? Почему? Да потому что даровал Господь апостолу Павлу и всем людям избавление от сего тела смерти, т.е. от гнездящегося в плоти греха. Совершается это избавление, конечно, не без труда и молитв, но ведь совершается же и стало возможным благодаря Господу нашему Иисусу Христу.

 

Единая радость плоти и духа уже не враждующих друг против друга, но совместно славословящих Господа, предвозвещена в этом стихе Псалтири. Вот и другой из неё стих, близкий по смыслу: на Него упова́ сердце мое, и помо́же ми, и процвете́ плоть моя, и волею моею испове́мся Ему (Пс. 27:7). Этот стих можно напрямую связать с цветущими львиными хвостами. Хвост как сосредоточение плоти. Хвост как образ инстинктивной животной силы, которую укротить человек не в состоянии, если не поможет ему Бог. Бог помогает, и хвост процветает, и блаженная небесная радость исполняет рассмотренных нами львов.

 

Понятно, что не о львах заботятся создатели храма. О волах ли печется Бог? или, конечно, для нас говорится? (1 Кор. 9:9, 10). Не львам они украшают хвосты. Святитель Афанасий Великий пишет, что стихом и процвете плоть моя - ясно проповедуется воскресение. Вот для чего стараются каменотёсы. Они хотят объяснить нам, что в стенах, украшенными подобными барельефами, проповедуется воскресение. И здесь же оно начинается. Вот именно, в храме Божием начинается вхождение в Небесное Царство.

 

Плоть человека после воскресения будет иной, преображённой, подобна ангельской: ибо сподо́бившиеся достигнуть того века и воскресения /.../ равны ангелам и суть сыны Божии (Лк. 20:35, 36). Но как художнику выразить эту мысль? Как изобразить воскресшую плоть, которую и изобразить-то невозможно? Эту загадку художник разрешает загадкой же -вырезает из камня улыбающихся львов с процветшими хвостами.

 

Плоть человека приближается к ангельской у святых Божиих угодников уже при жизни. Их образы мы тоже видим на барельефах Димитровского собора в оформлении так называемого аркатурно-колончатого пояса. И удивительно, что они помещены ниже рассмотренных нами звериных образов. Чтобы понять причину, по которой церковные зодчие поместили образы святых людей ниже образов зверей, необходимо сказать несколько слов об устройстве православного храма как такового. Откуда взялся наш храм? Почему он имеет такой вид? Почему его хотят уничтожить, а когда уничтожить не получается, переделывают по-своему комиссары нового миропорядка?

 

Вид и устройство православного храма дано нам от Бога. И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеи́ла, сына Ури́ина, сына О́рова, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить [других] вложил в сердце его, его и Аголиава (по-церковнославянскому переводу: Ели́аву), сына Ахисама́хова, из колена Да́нова [1]; он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани (Исх. 35:30-35). Далее в книге Исход говорится, как призванный к архитекто́нству (так по-церковнославянски называется этот род занятий, и другое слово употребляется - древоделатель) Веселеи́л с сотрудниками сооружают Божий храм - скинию свиде́ния[2], или шатёр откровения.

 

Изначальное строение скинии свиде́ния, показанное Богом Моисею на горе Синай и осуществлённое Веселеи́лом с сотрудниками, сохранено в православном храме. Так, трехчастное деление скинии на двор, святилище и святая святых преемственно определило деление православного храма на притвор, собственно храм и алтарь. С одной существенной разницей. Если в ветхозаветные времена во святая святых мог входить только первосвященник, причём однажды в год, то в новозаветное время вход во святая святых, т.е. в алтарь разрешён церковному клиру уже круглогодично. Если в ветхозаветные времена во святилище скинии могли входить только священники, а народ стоял во дворе, то в новозаветное время вход во святилище, т.е. в среднюю часть храма открыт всем христианам. О чём это говорит? Бог приблизился к людям. Приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15). Смертью Христовой и воскресением Его разрушена преграда между Богом и людьми, разодрана завеса, отделявшая святая святых от святилища. Христом примирил Себе Бог всяческая, как пишет апостол Павел: умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою (Кол. 1:20-22).

 

Вертикального членения в ветхозаветной скинии свидения не предусматривалось. Как же поступили Христовы зодчие, решившие распространить храм вверх? Их мысль высока и проста: если скиния состояла из трёх частей по горизонтали, значит, и по вертикали храм должен состоять из трёх частей. Более того, продольное деление храма на притвор, святилище и алтарь увидит не всякий человек, зато, осматривая здание снаружи, он легко выделит три части. Пожалуйста, смотрим на фотографию и видим, что храм имеет верхнюю, среднюю и нижнюю части, из которых две последних разделены аркатурно-колончатым поясом.

 

 

 

Очень удачно названа эта деталь внешнего оформления храма поясом. Храм как будто опоясан вырезанным из камня ремнём. Господь воцари́ся, в ле́поту облеч́еся, облече́ся Господь в силу и препоя́сася (Пс. 92:1). Этот стих Псалтири можно слышать за всенощным воскресным богослужением. Повязанный посередине храма пояс придаёт ему совершенный вид. И одновременно функциональный, поскольку благодаря поясу соблюдён принцип трёхчастного деления храма по высоте. И в людских нарядах, подвязанных поясом, мы видим одновременно красоту и удобство. Красоту - в препоясанных талиях прекрасной половины человечества. А удобство - у Иоанна Крестителя, который был оболче́н власы́ велблу́жди и пояс усме́н о чресле́х своих (Мк. 1:6), т.е. носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих.

 

Взгляд III. Соседство святых ликов и звериных фигур.

 

 

 

Глядя на эту фотографию, мы видим ту часть пояса, которая тянется по южной стене собора. Пояс продолжается по западной и северной стенам, но на восточной стене (где три полукруглых выступа, называемых по-гречески апсидами, т.е. сводами) его нет. Выходит, что пояс не завязан? Как же он держится? Значит, это не пояс? А с другой стороны, выходит, что апсиды храма, неся аркатурно-колончатый фриз[3] в самом своём верху, не разделены на две части. Получается, что в апсидах отсутствует часть, соответствующая святилищу? Погодим с этими вопросами. Давайте разберёмся с тем, почему образы зверей оказались рядом с образами святых людей?

 

Мы отчасти ответили на этот вопрос, назвав вырезанных на стенах Димитровского собора львов блаженными. Некоторых из них мы рассмотрели. Рассмотрим и других, весьма непохожих на виденных нами, имею в виду так называемые «сцены насилия», но те, которых мы видели, отличаются кротким и смиренным нравом. Почему? Жертва Богу дух сокрушен, - говорит Псалмопевец. А прежде этого стиха произносит другой стих: Яко а́ще бы восхоте́л еси́ жертвы, дал бых у́бо: всесожжения не благово́лиши (Пс. 50:18). Не окровавленные груды животных, сжигаемых на огне ветхозаветного жертвенника, нужны Богу. А что? Что Ему нужно от человека? Дух сокрушен. Еда́ ям мяса́ ю́нча или кровь козло́в пию́ (ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?) - говорит Господь,  - пожри́ Бо́гови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы Твоя (принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему молитвы твои (Пс. 49:13, 14).

 

Всё та же задача стоит перед каменотёсами. Не читавшие ни Ветхого, ни Нового Заветов, что будут думать, глядя на орнамент собора? Как до них донести мысль о том, что во внутреннем преображении человека состоит цель и смысл Богослужения? Как вообще показать это преображение? Как вырезать его в камне? Я думаю, что Христовы каменотёсы для того вырезают на стенах храма необычных зверей, чтобы помочь взирающим на них догадаться о необычности происходящего в храме, а именно о преображении. Незлобивые, бесполые, кроткие, радостные звериные фигуры должны наталкивать на мысль, что такими же должны быть и люди, собирающиеся в здании, где подобные животные изображены. О том, что́ каменотёсы говорят резьбой, апостол Павел сказал чернилами: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фесс. 5:16-18). Архитектура - застывшая музыка, изрёк кто-то из поэтов.  Православные храмы - застывшая музыка стихов Священного Писания.

 

 

Взгляд IV. Сдвоенные фигуры и их толкование.

 

Помимо множества одиночных фигур мы видим немногие сдвоенные. Например, такие.

 

И такие.

Что могут значить двойные туловища с одной головой? Почему они сдвоены? Почему не строены и не счетверены? Почему художники не поступили наоборот и не изобразили на одном теле две, три, четыре головы?

 

Вспомним, что нам сказано о Небесном Царстве его Создателем? Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения  (Лк. 20:35, 36). А как же Таинство венчания? Оно не действительно в Небесном Царстве? И если в небесной жизни не женятся и не посягают, зачем венчаться в жизни земной?

 

Само слово «супруг» означает пара. Супру́г воло́в купи́х пять (Лк. 14:19), что значит: я купил пять пар волов. Но если супружеская, или парная жизнь не вечна, зачем венчаться? Зачем хранить верность своему избраннику или избраннице, если продолжение брака на Небе не предусматривается? Кстати, по какой причине Господь сказал об ангельском существовании людей в будущей жизни? Его спросили саддукеи, члены тогдашней религиозно-политической партии: Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? На этот вопрос они получили ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

 

Итак, какая разница, семь ли мужей было у некой женщины или ещё больше, если на Небе всё земное исчезнет, и все будут как ангелы и сыны Божии?  Можно предположить, что в Таинстве венчания наряду с телесным союзом между двумя любящими душами заключается и освящается духовный союз, он-то и продолжится на Небе. Но Господь дал понять саддукеям, что для придуманной ими женщины нет значения, сколько мужей у неё было, потому что по воскресении мертвых ни один из них не будет иметь на неё ни духовного, ни плотского преимущественного права. Значит, предположение о духовном союзе супругов, заключённом в Таинстве венчания и перенесённом на Небо, отпадает? Что же остаётся думать? Ни муж жене, ни жена мужу не будут принадлежать в будущем веке? Они будут принадлежать Христу, став частицами Его Тела? И всё тот же вопрос стоит перед нами: зачем тогда венчаться? В чём смысл соединившего мужа и жену Таинства венчания, если по смерти они вновь разъединятся?

 

Супружеская верность и Таинство венчания, Божественною силою укрепляющее эту верность, необходимы супругам для того, чтобы, будучи испытаны в верности в земном браке[4], они оказались достойными Небесного брака со Христом Женихом. Чтобы, пронеся верность друг другу через всю жизнь, они и по смерти услышали бы от Него желанный глас: ра́бе благи́й и ве́рный, о ма́ле был еси́ ве́рен, над многими тя поста́влю: вни́ди  в радость Господа твоего (Мф. 25:21).

 

По воскресении мертвых верующие супруги, может, и не узнают друг друга именно как супруги. Может, даже интереса друг к другу у них никакого не будет, потому что всё своё внимание они обратят ко Христу и созерцанию Его Божественной славы, но их взаимная верность послужит залогом их духовной верности Христу, ибо, будучи испытаны в семейном союзе, они окажутся достойными вечного союза с Ним. Это одна верность, но есть и другая. О ней, как мне думается, и говорят сдвоенные звериные фигуры. Это та супружеская верность, которая хранилась не столько страхом Божиим изменить Христу, изменив жене или мужу, сколько Божией любовью, дарованной супругам и взращенной ими в Таинстве венчания.

 

Сдвоенных фигур мало по сравнению с общим их количеством, но они есть. Что они значат? Я думаю, то особенное родство, когда двое становятся одним телом навечно. Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепи́тся к жене своей, и будета два в плоть едину (Быт. 2:24). Итак, если многим супругам Таинство венчания помогает сохранить верность Христу через верность друг другу, то супругов, которых символически изображают сдвоенные тела, Таинство венчания соединило навечно. В Писании говорится, что будут два в плоть одну. Почему же видим два тела? Да, тела два, зато голова одна, она-то и говорит, что у двух тел - один дух. Это как у сороконожки. Ног может быть сколько угодно, но поскольку голова одна, постольку все ноги движутся в одну сторону, определяемую головой. Если бы было наоборот, т.е. одно тело с двумя головами, это говорило бы о раздвоенности, о расколе сознания.

 

В связи  с двуглавостью нельзя не вспомнить герб Российской Федерации. Двуглавый орёл, изображаемый на этом и многих других государственных и негосударственных гербах, можно назвать примером нечувствительности к смыслу символических изображений, более того - примером помутнённого здравого смысла, потому как изображать две головы у одного тела, это и значит говорить о двух мыслях, двух решениях, двух волях у этого тела. Каков же путь такого тела?..

 

У одной из сдвоенных фигур мы видим особенность - голову в ногах, вернее, в лапах.

 

 


Читаем толкование этого образа в православной энциклопедии. «На сев. фасаде между лапами 2 львов с одной головой помещена человеческая личина: это лев-антропофаг, символизирующий душу грешника в лапах диавола (по Даркевичу и Вагнеру)». Что сказать на это толкование? Сон разума и незнание Священного Писания порождают чудовищ.

 

У Златоуста в XII-ой Беседе на Послание к Колоссянам можно прочесть любопытное рассуждение, которое мы хотели бы отнести к данному образу. Златоуст говорит, что выражение в плоть едину не равнозначно выражению одна плоть, как, кстати, и переведены в синодальном переводе все стихи, где встречаются эти слова в Библии (Быт. 2:24, Мф. 19:5, Мк. 10:8, 1 Кор. 6:16, Еф. 5:31). То есть везде, где в церковнославянском переводе мы читаем в плоть едину, в синодальном переводе написано - одна плоть.

 

Какова особенность первого выражения? Та, что соединение в плоть едину означает соединение в плоть младенца. Златоуст: Все равно как два города, разделенные рекой, составляют один город, если есть мост, который поддерживает между ними взаимное сообщение, - и здесь тоже (т.е. в браке), или еще больше, так как этот мостик устроен из существа их обоих. (То есть мостик этот - тело рождённого супругами младенца. - Г.С.). /.../ Поэтому-то и выразился [апостол Павел] точно, не сказал: будут одна плоть, а - в плоть едину (Еф. 5:31), то есть, соединятся в плоть младенца.  Что же, если младенца не будет, и тогда они не будут составлять два лица (т.е. и тогда будут едины. - Г.С.)? Конечно. Ведь это единство происходит от совокупления, которое соединяет и смешивает тела обоих. Все равно, как если ты в масло вольешь благовонные капли, у тебя изо всего выйдет оно, - так и здесь бывает.

 

«Лев-антропофаг», - внушает нам православная энциклопедия, начитавшись книг советских исследователей древнерусского зодчества, и хотелось бы особо поговорить о том, почему в то время, как православные храмы по всей Советской стране разрушались и священники уничтожались, таким исследователям храмовой архитектуры как, например, Н.Н. Воронин (1904-1976) эта же власть давала знаки отличия и премии (два ордена Трудового Красного Знамени в 1945 и 1954 гг., Сталинская премия в 1952 г., Ленинская премия в 1965 г.), но поговорим об этом как-нибудь в другой раз. Не антропофаг перед нами - антропоген, если не хотите по-русски. Не пожиратель, но родитель, потому что два туловища с одной головой и с ликом в ногах это символическое изображение супружеской любви и деторождения. В ногах блаженных львов, соединённых навечно, рождённое ими чадо.

 

Однако нельзя не заметить, что в процитированных нами словах Златоуст противоречит сам себе. Сперва говорит, что тело рожденного младенца означает соединение супругов в плоть едину, а потом говорит, что и без рождения детей супруги соединяются в плоть едину. Это первое замечание, а второе состоит в том, что если у супругов не один, но два, три и более детей, как в таком случае приложить к ним выражение в плоть едину? Ведь рождённых ими тел будет уже не одно, но два, три и более. Братья и сёстры, простим Златоусту данную неточность: он своих проповедей не писал. Увлекаемый вдохновением Святого Духа, он иной раз не замечал мелких расхождений в своих словах. Зато этими словами Златоуст по-новому раскрыл известное библейское выражение: оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и бу́дета два в плоть едину (Быт. 2:24), и вышеназванный каменный образ Димитровского собора дал увидеть по-особому.

 

И всё же, есть ли разница в выражениях: «плоть едина» и «в плоть едину»? Зачем понадобилось синодальным переводчикам менять одно на другое? Разница, конечно, есть. Выражение «плоть едина» мне представляется более категоричным, чем выражение «в плоть едину». Последнее предполагает возврат в исходное состояние, а выражение «плоть едина» не допускает такого возврата. Предлог «в» так соединяет две плоти в одну, как, например, скручиваются болт и гайка, с дальнейшей возможностью быть разъединёнными, а выражение «плоть едина» спаивает двоих нерасторжимой спайкой. У католиков не допускаются разводы, православным при определённых условиях разрешается второй брачный союз.

 

У некоторых фигур головы не соединены, но переплетены.

 

На последней фотографии не только головы, но и хвосты соединены в один. Что это значит? Различные степени соединения? Да, похоже на то, что переплетёние фигур говорит о меньшей, чем их слитие, степени единения. Какой степени единения достигнут супруги? Вре́менной? Скоропреходящей? Только плотской? Душевной? Духовной? Вечной? Всё зависит от них самих.

 

Пример полного сопряжения супружеских тел и душ мы читаем в житии святых благоверных Петра и Февронии: Когда приспело время благочестивого преставления (нужно подчеркнуть написание и произношение этого слова - преставление, потому что верующие часто пишут его и произносят неправильно - «представление», с буквой «д». Смерть это преставление, или переставление человека с одного места на другое. Рос на земле, а после кончины переставлен, перенесён, пересажен на Небо. Слово же «представление» искажает это понимание смерти, говорит о ней так, будто усопший представился, то есть показался, явился Богу. Зачем Богу наше представление, если Он каждого из людей видит всегда и насквозь? Поэтому именно преставлением, а не «представлением» нужно называть смерть. - Г.С.) их, умолили они Бога, чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.

 

В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на возду́хе (использумый за Богослужением плат для покрытия святых сосудов. - Г.С.) для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, (житие здесь и далее усиленно подчеркивает новые имена святых, которые они получили в монашестве и делает это потому, что при пострижении в монашество рождается новый человек с новым именем, а прежний умирает, как и прежнее имя его. - Г.С.) послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью возду́́х во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого возду́ха: только у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в возду́х, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И (как послушная мужу жена. - Г.С.) послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня.

 

После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви Пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви Пресвятой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме Пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви Пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, как повелели они сами - в едином гробе, который Бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление.

(Продолжение следует)



[1]  Слова́ об Иудином и Да́новом коленах выделены мной полужирным шрифтом с целью, которая отчасти поясняется в последнем абзаце XVII взгляда.

[2]  Слово «свиде́ние» имеет множество значений, среди которых - «свидание», «собрание», «встреча», «откровение», «свидетельство».

 

[3] Фриз (фр. frise) - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

 

[4]Два брака существуют в русском языке. Первый брак в значении «супружества» происходит от слова «брать». Второй брак в значении «негодность» пришёл из немецкого языка.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Георгий Селин:
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 5
09.05.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Димитровский собор и Нотр-Дам де Пари
23.04.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 3
12.04.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира. Часть 2
27.03.2018
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил!
Опыт истолкования белокаменной резьбы Димитровского собора города Владимира.Часть 1
25.03.2018
Все статьи автора