itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Что такое художественная литература, и можно ли православным её читать?

Александр Сергеевич Пушкин 
0
3397
Время на чтение 13 минут

В связи с публикацией на РНЛ ряда материалов, вызвавших жаркое обсуждение фигур Пушкина и Достоевского, считаю уместным рассмотреть феномен художественной литературы вообще, определить её основные функции и место, которое она занимает в культуре. В частности, следует ответить на вопрос, допустимо ли чтение художественной литературы людьми православными, или её следует оставить людям исключительно светским, а с точки зрения православия художественная литература не может обладать никакой ценностью? Может быть, человеку, избравшему для себя путь ко Христу, следует сразу же убрать с полок все книги художественного содержания?

Итак, каковы функции художественной литературы?

1. Высказывание

Всякий художественный текст - это, прежде всего, высказывание. За произведением стоит авторский замысел; автор хочет что-то сказать читателю.

Тут можно возразить, что современных авторов не очень-то заботит то, что может получить читатель в результате прочтения их текстов. Их больше волнует другое: деньги, которые они могут получить в результате своего творчества, или слава (громкое имя). Однако парадокс состоит в том, что если автору уж совершенно нечего сказать, ему не приходится рассчитывать на успех. Его произведения будут никому не интересны, и их никто не станет читать. Для того чтобы получить славу и деньги, нужно, чтобы тексты продавались, а значит, автору неизбежно придётся вложить в них какой-то смысл. Т.е. мы возвращаемся к тому, что текст должен быть высказыванием.

Нечистоплотные авторы будут имитировать наличие авторского замысла, создавать его эмуляцию. Для них вложенная в текст функция быть носителем сообщения является глубоко вторичной, но поскольку она для читателя по-прежнему необходима, они будут поддерживать читательскую убеждённость, что текст создавался исключительно ради своего содержания.

Те же, кто пишет не ради коммерции, а в силу призвания, конечно же, искренне формируют послание к читателю. Это не означает, что читатель обязательно получит то сообщение, которое хотел вложить в текст автор. Текст семантически автономен и вступает в диалог с читателем помимо авторской воли. Но это - тема для отдельной статьи.

В качестве адресата текста автор может рассматривать и самого себя (как это часто бывает, когда автор пишет не для публикации, а, как говорится, «в стол»).Тогда произведение становится формой рефлексии, разговором автора с другой стороной своей души (альтер-эго) или со своей совестью.

Сосредоточенность автора на содержании не исключает и коммерческого успеха, поскольку, как заметил Пушкин, «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать».

Однако высказывание не требует обязательно художественной реализации. Высказать свою мысль можно, и оставаясь за пределами художественной литературы. Высказыванием являются философские и богословские тексты, проповеди и публицистика.

2. Иллюстрация

Художественное изложение позволяет не только выразить какую-либо мысль, но и придать ей нужный акцент, показать в необходимом ракурсе, выделив наиболее существенные моменты. Данное выделение может быть сделано с помощью чисто языковых средств (например, фигур речи, тропов, поэтического инструментария - рифмы, ритма, аллитерации, и т.д.), а может осуществляться семантически - с помощью создания умозрительных картин-иллюстраций.

Наиболее прямой аналогией иллюстрации является словесное описание. Можно просто сказать «красивый вид из окна», а можно, как у Пушкина: «Под голубыми небесами/Великолепными коврами,/Блестя на солнце, снег лежит;/Прозрачный лес один чернеет,/И ель сквозь иней зеленеет,/ И речка подо льдом блестит». Описание может быть косвенным. Вместо того чтобы сказать «Раскольников страшно волновался», Достоевский пишет: «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, - обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день». Созданная картинка является отражением внутреннего состояния героя.

Есть и ещё более высокий уровень реализации иллюстративной функции - это сам сюжет. События, происходящие с героем, как раз и нужны для того, чтобы проиллюстрировать авторский замысел. Одно дело просто высказать какую-то мысль, а другое - показать, как это может выглядеть. Череда ситуаций - это последовательный ряд иллюстраций, выполняющих роль и средств выражения, и авторских доказательств. Мысль голая и мысль проиллюстрированная обладают разной убедительной силой.

Но и для иллюстрации необязательно прибегать к художественному слову. Примеры, делающие высказанное суждение более наглядным, можно найти и среди исторических событий (в частности, в священной истории), и в житиях святых. Книга книг - Библия - чрезвычайно богата; в ней достаточно материала, чтобы проиллюстрировать практически любое (в первую очередь, адекватное, истинное) высказывание.

Если мы остановимся на этой функции литературы, то художественность текста для христианского сознания окажется избыточной.

3. Модель

Но функционал литературы не исчерпывается функциями высказывания и иллюстрации. Они - необходимая база для реализации главной функции, которая и обусловила существование художественной литературы в качестве культурного явления первой величины.

Искусство слова изначально не предполагало вымысла. С точки зрения наших далёких предков, излагать несуществующее, которого никогда не было и никогда не будет, - пустое дело. Кому интересно знать, что происходило с людьми, которых нет ни среди живущих, ни среди живших ранее? Литература началась как способ хранения исторической памяти, повествуя о событиях былых времён, подвигах реальных героев, о которых следует рассказать потомкам.

Откуда же появился вымысел? Распространённое мнение, что выдумывать стали для развлечения, - это мнение человека гораздо более поздней эпохи. Мы, сегодняшние, думаем, что обладаем избытком времени, часть которого можно потратить просто так - ни на что, на пустое времяпрепровождение. Но нельзя же сидеть и плевать в потолок, - скука заест. Поэтому мы убиваем время, пользуясь достижениями технологии и образования: гуляя по интернету, смотря фильмы, играя в компьютерные игры, читая книги. Чем меньше труда требует занятие, тем более оно популярно как способ проведения досуга. Книги по этому критерию, кстати, явно проигрывают.

Но у наших предков чистого досуга не было. Много труда уходило на добывание пищи и обустраиваниежизни. Мир вокруг был более дик, его требовалось окультуривать, а для этого сначала его надо было познать. Опасностей было гораздо больше, - в любой момент болезнь, стихийное бедствие или нашествие врагов могли оборвать жизнь конкретного человека и историю его социума. Чтобы история продолжалась, об этом надо было заботиться особо. Поэтому отдых проводили с пользой - обучаясь и передавая знания. Все фольклорные игры имеют прагматическое измерение. Слушание сказаний или сказок у вечернего костра - тоже было осмысленным действием. Так почему же рядом со сказаниями появились сказки?

Художественная литература рассказывает о жизни вымышленных персонажей. Но они ведут себя как настоящие люди. Ситуаций, в которые попадают герои, в реальности никогда не было, но, в принципе, они могли бы быть. Художественный текст создаёт мир, который, будучи ненастоящим, всё же вполне узнаваем. Литература предлагает модель, на которой можно не только показать проблемы (это ещё - иллюстративная функция), но и попытаться подобрать методы их решения. Мы ставим героя, имеющего такие-то личные характеристики, в такую-то ситуацию. Как он поступит? Как вообще в такой ситуации можно поступить?

Художественный текст имеет свою внутреннюю логику. Если автор её соблюдает, мы ему верим. Это означает, что мы доверяем модели и можем использовать её для мысленного эксперимента. Если автор не выдерживает заданных им самим правил, текст получается слабым. Мы ему не верим, что говорит о том, что качественную модель построить не удалось. Лев Толстой (хрестоматийный пример) не хотел, чтобы его Анна Каренина бросалась под поезд, но не мог нарушить логику поведения, соответствующую характеру и предшествующим обстоятельствам жизни героини. Ценность, таким образом, имеют только те произведения, в которых внутренняя логика не нарушается, то есть качественная художественная литература.

Сложность жизни постоянно увеличивается - это ось, вдоль которой проходит технологическое и социальное развитие цивилизации. Человеческие отношения, не меняясь по существу, всё время меняются по форме. Возникают всё новые и новые аспекты. И человек теряется, не понимая, как ему надо поступать ввиду произошедших изменений. И появление художественного вымысла было способом, с помощью которого стало возможным обработать новые вызовы (новые как по отношению конкретному человеку, так и к обществу в целом). Чем сложнее становилась жизнь, тем большее место в культуре занимала художественная литература.

Конечно, и применительно к функции модели какие-то аналоги подобрать художественному тексту можно. Например, биографический жанр. Разные люди - разные биографии. Ситуацию, которая для тебя внове, скорее всего, кто-то уже прожил. Если его биография записана, то ты можешь подсмотреть в ней какие-то варианты решения собственных проблем. Однако в случае с биографией мы имеем два существенных ограничителя.

С одной стороны, биография показывает нам лишь внешний фасад. Мы не знаем, что происходило у человека в душе, а ведь это - самое главное. Об этом внутреннем измерении событий может поведать автобиография, но особо доверять автобиографиям не следует: человек не может говорить о себе объективно. В результате мы не можем пользоваться биографией как полноценной моделью: мы знаем, что за чем следовало в рассказанной нам истории, но не можем однозначно сказать - почему.

С другой стороны, биография всегда слишком конкретна. И неудивительно, ведь это - история живого человека, а люди всё-таки не повторяются. Как уникальны отпечатки пальцев, также уникальны и человеческие биографии. До определённой степени мы можем проецировать себя на того человека, о котором рассказывается, но лишь какое-то время, а потом его жизненная траектория выпишет такой кульбит, что от нашего сходства не останется и следа. Использовать биографию как модель можно только в том случае, когда под рукой нет лучшего инструмента.

Художественная литература позволяет читателю найти в книге себя. При этом довольно часто это делается сразу на двух уровнях. В произведении, написанном в рамках классического канона, существует главный герой. Он и является основной «стендовой моделью». То, что с ним происходит, находится в центре повествования, к нему приковывается наш интерес. Испытания, которые переносит этот персонаж, и должны стать материалом для выработки нами правильного разрешения жизненных ситуаций. Если главный герой - положительный, он наделяется качествами, которые средний читатель хотел бы у себя обнаружить. Видя в нём эти идеальные черты, читатель отождествляет себя с героем. Он как бы поднимается на уровень идеала, и рассматривает сюжетные перипетии с точки зрения того, как в таких случаях следует поступать. При этом по ходу повествования могут встречаться герои второго плана, обладающие нашими реальными чертами. И, узнавая в их действиях свои поступки, мы можем увидеть их такими, какими они выглядят со стороны.Причём эти действия будут встроенными в цепочку причин и следствий, не составляющими для нас тайны, тогда как в реальной жизни мы погружены в происходящее и, как правило, ничего не видим за пределами того, что творится здесь и сейчас. В результате, мы лучше понимаем, чем мотивировано наше собственное поведение, и какова его реальная цена на суде совести.

Важный момент: герои могут быть отрицательными или совершать плохие поступки. В этих случаях литература позволяет нам отработать ситуации, в которые желательно не попадать. Причём ситуации эти могут быть максимально приближенными к нашей повседневности. Литература может научить не только проводить разграничительную линию между добром и злом в их внешних проявлениях, но и находить ту трудноуловимую грань, что отделяет меня хорошего от меня плохого. Остаётся надеяться, что это поможет мне лишний раз её не переходить.

***

Конечно, литература может быть всякой. В художественную форму может быть облачена любая мысль. Автор может желать читателю только хорошего, а может стараться причинить вред. Иллюстрации, создаваемые словом, не всегда соответствуют канонам эстетики: красивое может быть показано безобразным, и наоборот. Сплошь и рядом моделируется не то, что действительно важно. Создаются модели, навязывающие ложные решения, способствующие духовной и нравственной деградации человека. То, что написано, необязательно нужно читать. От многих текстов следует держаться подальше. И всё же читать современному человеку обязательно нужно.

Сегодня легко обойтись без чтения, поскольку существует кинематограф, выполняющий,на первый взгляд,те же функции. Фильм так же, как и книга, моделирует ситуации. Однако диалог с фильмом менее индивидуален. Написанный текст оставляет деталинепрорисованными, и читатель додумываетих сам, уже в контексте личной истории. Книга по сравнению с фильмом даёт больше места для интерпретаций. Процесс чтения регулируется самим человеком: что-то опускается, что-то перечитывается по нескольку раз. Фильм подобной вольности не допускает. Поэтому польза от книги гораздо выше: те модели, которые мы берём из книги, к нам подходят более точно. Выводы, которые мы делаем над книгой, значительно полезней. Книга учит жить лично меня, фильм способен дать только самые общие рецепты.

Можно не смотреть фильмы, но читать книги. Но можно ли не читать книг? Теоретически допуститьможнои это. Но что это означает практически? Человек, который не читает художественной литературы, не получает материала для моделирования ситуаций. Он будет действовать в соответствии с устоявшимися личными привычками или «как все», то есть используя чужие модели. Довольно быстро он выйдет на ситуацию, в которой привычные методы решения сработают неправильно. Человек, читающий книги, тоже может попасть на подобную «мину», для разминирования которой у него не будет правильного решения. Но если он читал достаточно много хороших книг, вероятность этого не слишком высока.

Избавляет ли православная вера от проблем, связанных с дефицитом моделей жизненных ситуаций, который может возникнуть в результате отказа от чтения художественных книг? Иными словами сохраняется ли необходимость читать книги для православного человека?

Ответ неоднозначен. Если развитие художественной литературы обусловлено нарастанием сложности человеческой жизни, то её упрощение снижает объективную потребность в чтении. Истинная христианская жизнь проста. Человек, у которого земные потребности сведены к минимуму и который общается с Богом больше, чем с людьми, не имеет нужды в моделях незнакомых ему ситуаций. Но многие ли из нас смогли достичь такой жизни? Чтобы выстроить себя таким образом внутри современной цивилизации, надо быть настоящим героем духа.

Можно допустить и ещё один вариант, когда в чтении нет нужды. Настоящая мудрость состоит в том, чтобы видеть истинное положение вещей в любой ситуации. И тогда не нужна модель. Такой человек действует не по модели, а единственно верным для данной ситуации образом. Зачем ему тогда книги с их художественным вымыслом? Он читает раскрытую книгу жизни. Но такая мудрость граничит с прозорливостью. Очевидно, это тоже не может быть опцией, которая открыта для каждого.

И простецу, и прозорливцу книги без надобности. Пусть каждый спросит себя, относится ли он к одной из этих двух категорий. Если же нет, то он уязвим. Без чтения художественной литературы, он будет делать в жизни ошибки, некоторые из них могут быть очень серьёзными. Могут пострадать и окружающие люди, и сам человек. Есть, правда, ещё один вариант, страхующий от ошибок: это полная отдача себя в волю духовно зрячего человека, то есть послушничество. Если ты каждый свой шаг совершаешь по благословению, ты будешь ведом чужою мудростью, и тебе не потребуется ни становится самому прозорливцем, ни пользоваться моделями, почерпнутыми из книг. Опять-таки вопрос: много ли среди православных тех, кто идёт этим путём?

К тому же, следует заметить, отказ читать художественную литературу не приближает человека ни к одному из описанных трёх состояний. Хотя простец и не читает книг, перестав читать, ты не обретёшь и капли душевной простоты, ибо она - в другом. С послушником ещё проще: нужен наставник, а ещё - решимость сделать его волю своей. Не в чтении (или нечтении) дело. Про прозорливость и говорить нечего. Её даёт Бог.

Критики художественной литературы, думается, прочли немало. Они перестали испытывать в ней острую нужду, поскольку литература им уже много дала, и они запаслись моделями на разные ситуации. Имея подобный багаж, можно длительное время не обращаться к художественным тестам. Книги будут казаться скучными, а чтение - пустым, негоднымзанятием. Ведь интерес возникает тогда, когда мы можем взять из книги что-то новое для понимания самих себя и взаимоотношений между людьми. Есть ещё и такая проблема, что современная литература неглубока. Значительный массив художественных текстов последнего времени является или эмуляцией смыслов (эти тексты создавались ради коммерческого успеха, а смыслы попадали в текст лишь как технически необходимый элемент) или прямым высказыванием (что говорит о нежелании или неумении автора работать над текстом). Такие тексты заведомо не могут ничего дать духовно требовательному человеку. Получается, что возникающие новые аспекты человеческих отношений не отрабатываются на модельном уровне, а более фундаментальные вещи уже давно промоделированы в классических текстах. И если ты читал классику, то тебе можно больше ничего не читать.

Эта ненужность чтения является результатом образования и начитки лучших произведений мировой и отечественной литературы. То есть мы говорим об итоге культурного процесса. Это- «ненужность-для-меня». А критики, заявляя о бесполезности художественной литературы, присущей ей по природе, превращают её в «ненужность-для-всех».

Установка, что читать художественную литературу неполезно (а значит - плохо) создаётся не для того, кто уже прочёл всё, что следует, а для тех, кто ещё не брал лучших художественных текстов в руки. Им говорят: и не надо. Не читайте. Это лишь разовьёт у вас привязанность к миру, а, следовательно, отдалит от Христа. При этом мир ведь никуда не девается. Поверившие критикам по-прежнему остаются среди людей. Они оказываются в море человеческих отношений без знания возможных ситуаций и их правильного или неправильного разрешения. Соответственно, вероятность того, что они будут действовать неправильно, возрастает. Почему с некультурным человеком тяжело общаться? Потому что он хуже чувствует окружающих. Его действия неуклюжи, он легко причиняет боль и себе и другим. Он может легко растоптать добро: не позлому умыслу, а случайно. И может дать дорогу злу, не распознав его. Чтение правильных книг растит в человеке чуткость. Что, в конечном счёте, является частью духовного образования.

Мы приходим к следующему выводу: если человек нуждается (или, скажем так, ещё нуждается) в духовном образовании, ему не обойтись без чтения художественной литературы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

259. Ответ на 256., Lucia:

Шпенглер, с его немецкой аккуратностью, не смог систематизировать свое понимание России поэтому так смешно у него получилось.

Ну, может, и так. Эти западные мыслители... Они, с одной стороны, без высокомерия обойтись не могут - мы для них остаёмся дикарями; с другой - они смотрят на нас с (затаённой) надеждой - что в итоге мы поднимем знамя, выпадающее из их рук и их же спасём. Ну, или со страхом - что не спасём, а уроем. Неважно. Дело вкуса, у каждого свой. В общем, тоже неплохо.:)))
Кирилл Д. / 15.02.2017, 10:40

258. Ответ на 255., eka:

Не забудь обмыть своё предложение....

Тебе всё равно не налью, не рассчитывай.
Кирилл Д. / 15.02.2017, 02:02

257. Ответ на 252., Кирилл Д.:

Правда, если дальше ему внимать, у России-то ещё есть шанс. Культура пока не закатилась, и даже ещё не расцвела о конца. А цивилизации у нас и вообще пока на горизонте не видно.:)))

Шпенглер, с его немецкой аккуратностью, не смог систематизировать свое понимание России поэтому так смешно у него получилось. Через индустриализацию наступает каменный век. Поклонение камню – европейская культура и её суррогаты… окаменелые души создают каменных идолов, каменные идеалы. Всё засыхает, увядает, каменеет в реторте европейской вещепоклоннической культуры. Зодчие каменного века – все гуманистические силы Европы», – пророчески писал в 1957 г. преподобный Иустин Попович.Образно-то - да. А буквально, в Европе давно начался дефицит леса, а камень был, так что начали строить из камня.С этим, в общем-то, ещё античное Средиземноморье столкнулось.На Руси наоборот, леса было вдоволь, а с камнем проблемы. Так что наши строения - деревянные. Для здоровья дерево полезнее, но горит. Ну и, предпосылки НТП в Европе в связи с этим оказались получше.

это Вы так шутите?Ну ладно, ха-ха.
Lucia / 14.02.2017, 17:12

256. Ответ на 250., Кирилл Д.:

У меня конструктивное предложение -

Не забудь обмыть своё предложение....
eka / 14.02.2017, 17:11

255. Ответ на 233., Lucia:

А после определенного стажа еще и научную пенсию, которая вкупе с зарплатой позволяла жить вполне сытно, подбрасывая топлива своим балбесам-внукам.

Люсия, снимаю шляпу, в дерьме вы не плохо разбираетесь. Я эту муть первый раз от вас слышу, прочитать не в силах, верю вам на слово, что именно так и есть....
eka / 14.02.2017, 17:10

254. Ответ на 227., Lucia:

Действительно. стали жить как в Европе. Во многом лучше, чем там.

До кучи: http://ruskline.ru/special_opinion/2017/fevral/antisovetizm_put_v_pustotu Это Александр Шумский, а не я. Так что, для меня лично тема закрыта.
Кирилл Д. / 14.02.2017, 12:34

253. Ответ на 248., Lucia:

Через индустриализацию наступает каменный век. Поклонение камню – европейская культура и её суррогаты… окаменелые души создают каменных идолов, каменные идеалы. Всё засыхает, увядает, каменеет в реторте европейской вещепоклоннической культуры. Зодчие каменного века – все гуманистические силы Европы», – пророчески писал в 1957 г. преподобный Иустин Попович.

Образно-то - да. А буквально, в Европе давно начался дефицит леса, а камень был, так что начали строить из камня. С этим, в общем-то, ещё античное Средиземноморье столкнулось. На Руси наоборот, леса было вдоволь, а с камнем проблемы. Так что наши строения - деревянные. Для здоровья дерево полезнее, но горит. Ну и, предпосылки НТП в Европе в связи с этим оказались получше.
Кирилл Д. / 14.02.2017, 12:32

252. Ответ на 246., Lucia:

Цивилизация вторична по отношению к культуре и знаменует отмирание культа, утрату обществом способности к поклонению и уважению, следовательно - исчезновение.

Шпенглер немножко в другом ключе смотрел, но вывод у него точно тот же. Правда, если дальше ему внимать, у России-то ещё есть шанс. Культура пока не закатилась, и даже ещё не расцвела о конца. А цивилизации у нас и вообще пока на горизонте не видно.:))) Интересно, что Шпенглер называл Достоевского апостолом русского христианства, который по-настоящему проявит себя, наверно, в XXI веке. Тем самым, как мы видим, он Фёдора Михайловича несколько подставляет под удары наших культороборцев. Такой компромат!!! С другой стороны, не надо, конечно, понимать Шпенглера буквально, и что для него Достоевский буквально равноапостольный. Но один из духовных лидеров - да, конечно. Короче, мы ещё повоюем, в том числе с помощью Фёдора Михайловича. А Европа - да, закатилась уже, кирдык.
Кирилл Д. / 14.02.2017, 12:22

251. Ответ на 245., Михайлов:

К сожалению, Вы не имеете даже представления, что такое цивилизация.

Эт точно. Где нам, сиволапым!:)))) Лаптем щи хлебаем, сморкаемся на пол, какая уж тут цывилизацыя!:))) Топор, пила, долото – это не цивилизация.

Ага, когда надо - цивилизация, когда не надо - не цивилизация. Между тем, все эти инструменты, заодно с музыкальными инструментами, созданы потомками Каина: //17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. 18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. 19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. 20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. 21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. 22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа.// Так что, без правнука Каина - Тувалкаина, ковчег не получилось бы построить. У меня конструктивное предложение - признать, что он не виноват в грехе своего прадеда (и что мы не детерминированы нашими генами), а наоборот, похвалить за пользу, которую он принёс обществу.
Кирилл Д. / 14.02.2017, 12:14

250. Ответ на 244., Михайлов:

Если все эти докембрии обсуждать - это всё очень надолго. У каждой концепции есть свои сильные и слабые места и просто провалы. Что "креационисту", что "эволюционисту" можно с ходу задать ряд вопросов, которые поставят его в тупик. Об этом взвешенно пишет, например, Александр Лаломов (его статьи и на РНЛ есть) - геолог, серьёзный исследователь. А этой наивно-креационистской протестантской попсой лучше не увлекаться. Тем более, у них там и просто фейки проскакивают. Для себя же я пришёл к выводу, что истина в этом споре лежит несколько в ином измерении. В плоскости "чистой науки" с её инструментарием её вряд ли вообще найти. Конечно же, эволюционизм сам по себе - это мифология или парадигма, а не научная теория. Причём он не мог возникнуть без Библии. Это же изначально Библии, в Шестодневе даётся картина поэтапного творения, причём более-менее с той самой схемой "от неживой природы к живой" и "от простых форм к более сложным". В общем, всё это большая загадка. Пока же я предлагаю таки зафиксировать тот факт, что никаких грандиозных следов великой допотопной цивилизации, вроде огромных сооружений, нигде не обнаружено. Не исключаю, что их и не было, и допотопная цивилизация была другого типа. Разумеется, техника была, но такой роли, как сейчас, не играла. Это у нас сейчас цивилизация технократическая. Мы таким путём компенсируем нашу физическую и умственную слабость. А тогда люди другие были и вообще исполины - потомки "сыновей Божьих и дочерей человеческих", то ли полубоги, то ли полубесы, вот они и рулили. А непосредственные потомки Каина - обычные люди. Ной, насколько я понимаю, тоже был "чистокровным" человеком. То бишь, сам по себе он мог быть и слабее этих исполинов, а они могли смотреть на него как на представителя "низшей расы".
Кирилл Д. / 14.02.2017, 12:06
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«…Стать с веком наравне»
Обзор журнала «Берега» № 6 (58) 2023
16.03.2024
День памяти сподвижника Ломоносова Степана Крашенинникова
Сегодня мы также вспоминаем дипломата М.П.Бестужева-Рюмина, фельдмаршала кн. А.И.Барятинского, профессора Н.Ф.Катанова, разведчика Н.И.Кузнецова и академика О.Н.Трубачева
09.03.2024
Для кадровой революции в России нужен институт комиссаров
Ветераны СВО должны занять должность не прямого начальника над учёными, а «комиссара», надзирателя, задачей которого будет не допустить принятия откровенно враждебных решений, исключить явную ложь и подлог
02.03.2024
День памяти митрополита Макария
Также сегодня мы вспоминаем генерала П.С.Ванновского, публициста В.В.Оловеникова, филолога Ф.Е.Корша и подвиг псковских десантников
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии