О древних богослужебных традициях индийских христиан

Новости Москвы 
0
542
Время на чтение 3 минуты

Трудно говорить о том, что не видел своими глазами, а именно о Богослужении Малабарской церкви. Некоторое представление можно получить, посетив армянскую церковь в Москве. Первое, что здесь бросается в глаза православному посетителю - открытые алтари, находящиеся на значительно большем, чем у нас возвышении. Престол - почти вплотную и восточной стороне алтаря. Небольшое количество икон, кстати, в основном подарки Московской Патриархии.

Но было бы ошибкой отождествлять богослужение у армян с богослужением в Малабарской церкви, хотя и те и другие считаются монофизитами.

Отпечаток национальной специфики, влияние местных обычаев и традиций очень заметно в Богослужении Малабарской церкви.

Архитектура и внутренний вид храмов

По своей архитектуре храмы отличаются от наших. Снаружи они напоминают большой дом, крытый красной черепицей и имеющий продолговатую форму, причем крыши - косые, а в стенах имеются стрельчатые окна.

Внутри храмов нет богатых украшений. Обычно в храме имеются одна - две иконы Спасителя, или Божией Матери, или св. Георгия Победоносца. Алтарь открыт, т.е. не имеет иконостаса и во время богослужения временами закрывается завесой. (Нужно отметить, что древних храмов сохранились мало и только в одном из них сохранились древние фрески). Алтарь стоит на несколько ступеней выше основной части храма и отделяется от него невысокой перегородкой. Входя в храм, верующие снимают обувь и оставляют её у входа. В храме на полу постилаются коврики и верующие во время богослужения временами садятся на них.

Мужчины молятся на левой стороне, а женщины - на правой.

Жертвенник отсутствует. Церковные облачения и сосуды - такие же как и у православных (им много дарили). Копия нет; вместо антиминса - каменная доска с высеченными на ней священными текстами.

Богослужение

Богослужебный круг приблизительно такой, как и у православных. Богослужебные книги большей частью рукописные. В основе всех чинопоследований - Псалтырь. Крестное знамение подобно латинскому.

Богослужение весьма торжественно. Имеют место ритуальные танцы, используются духовые оркестры. Песнопения имеют протяженный и гармонический напев. Наших паломников поражала молитвенная сосредоточенность, усугублено минутами сосредоточенного молчания.

Весьма почитается Божия Матерь. Поминаются святые; имеются молитвы за успопших.

16 литургий, в т.ч. апостолов Иакова, Матфея, Марка, Василия Великого, Иоанна Златоуста.

Священник выбирает одну из этих литургий по своему усмотрению, за исключением дней памяти святых, написавших литургию.

Небольшие отличия от нашей литургии. Трисвятое с прибавлением слов «Распныйся за пы», вместо ектений - молитвы. Просфоры в форме лепешки.

Допускается одновременное совершение трёх литургий на трёх престолах - влияние католичества.

Обычно литургия совершается ежедневно, а во время великого поста - лишь в субботу и воскресение.

Запасных Даров нет, т.к. не позволяет климат. В конце каждого Богослужения священник благословляет каждого богомольца. Лишение этого благословения - одна из форм епитимии.

Малабарская церковь также содержит 7 Таинств. Крещение - через троекратное обливание. Воцерковление - мальчиков - на 40 день, а девочек - на 60. Интересная деталь - если православный священник имеет несколько источников материального дохода, то малабарский - только один, а именно - десятину от невесты за венчание.

Праздники Господские и Богородичные - по времени бывают также как и Православной Церкви, а праздники в честь апостолов, пророков и святых первых веков - в ином порядке. Среди святых почитается - Диоскор, Север и Иаков Барадей (для нас они еретики).

Пост - до 190 дней в году. В неделю мытаря и фарисея - ниневийский пост (3 дня).

Об употреблении свечей указаний в источниках нет. Видимо они и не употребляются, если только иерархи Малабарской церкви не последовали примеру эфиопского патриарха, которому весьма понравился этот обычай в Православной Церкви и он начал его вводить у себя в Эфиопии.

В заключение хочется привести слова Святейшего Патриарха Пимена, сказанные им во время посещения Индии в 1977 году. После богослужения в одном малабарском храме Святейший Патриарх сказал: « То, что мы наблюдали сегодня, воистину переносит нас в обстановку древнего богослужения. Прежде всего нас до глубину души тронуло благочестие духовенства, совершающего литургический чин, нас тронуло и благочиние предстоящего народа, который, по обычаю глубокой древности, вошел в храм Божий, сняв обувь с ног своих и затем встал перед алтарем, раздельно мужчины и раздельно женщины. Нас тронули скромные одежды женщин и покрывала на их головах - как у нас на инокинях. Но больше всего тронули ответы на возгласы священников всем народом, обмен рукопожатиями перед чтением Символа веры, минуты сосредоточенного молчания не молитве».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Загадки о количестве природ в ипостаси Христа

Ну вот и зашла речь про монотеизм. Причем именно про тот монотеизм, который исповедует Армянская Апостольская Церковь. Хе-хе... Ну так вот вам, православные, загадки. А если не отгадаете и если не понимаете, о чем тут речь - идет - гореть вам всем в аду вместе с Иудой! :) Шучу-шучу... Но это только я шучу, а не Бог... - помните. Итак: (Перепечатка отсюда: http://iamiskusitel.livejournal.com/110490.htm) Ах да.. Забыл. Что такое совершенная ипостась и что такое несовершенная ипостась. Чтобы меня не обвиняли в ереси. Отдельно и независимо существующий предмет, вещь - вроде автомобиля или человека - это совершенные ипостаси. А части, из которых они состоят - несовершенные. Колеса, двигатель собранного автомобиля - несовершенные ипостаси.Сердце, легкие человека - тоже. В одной совершенной ипостаси Христе есть две несовершенные ипостаси - это те части, из которых Христос состоит, а именно: божественная часть (несовершенная ипостась), имеющая божественную природу и человеческая часть (тоже несовершенная ипостась), имеющая человеческую природу. Именно в смысле соединения этих двух частей - несовершенных ипостасей - и говорят, что в Христе соединились две природы. Соединились, конечно, не природы, а носители этих природ - несовершенные ипостаси. Кроме того, как правило, об этих частях Христа богословы не любят говорить как о несовершенных ипостасях - ведь это может кого-то натолкнуть на мысль о той ерести, что в Христе две совершенных ипостаси. И когда говорят о том, что у Христа одна ипостась, то подразумевают, что речь идет о совершенной ипостаси. А теперь загадки. Загадки в связи с вопросом о количестве природ во Христе. Возьмем отдельного живого человека и упрощенно представим его как состоящего из отдельной души, соединенной с отдельным телом, и из этого самого тела. Мы говорим что этот человек - скажем, Иоанн, - имеет одну природу - природу человека и не говорим, что этот человек имеет две природы - то есть, имеет как природу души, так и природу тела. Этот пример с отдельным человеком, состоящим из соединенных души и тел, часто использовался для того, чтобы объяснить, каким образом "божественная и человеческая природы соединенны в Иисусе Христе". Однако, когда речь заходит об Иисусе Христе, православные не говорят: "Иисус Христос имеет одну природу", подобно тому, как они это говорят в случае отдельного человека, но говорят: "Иисус Христос имеет две природы - божественную и человеческую". <b> Следовательно, когда мы говорим о соединении двух несовершенных ипостасей в одну совершенную </b> (в случае человека несовершенная ипостась тела соединяется с несовершенной же ипостасью души так, что образуется совершенная ипостась отдельного человека) <b> или о соединении несовершенной ипостаси ипостаси с ипостасью совершенной </b> (в случае Христа несовершенная человеческая ипостась возникает в состоянии уже имеющегося соединения с тем, что до соединения было простой совершенной божественной ипостасью; после же соединения образуется сложная совершенная ипостась, а то, что ранее было совершенной божественной ипостасью становится несовершенной божественной ипостасью)<b>, то следует различать два варианта такого соединения: когда соединение идет по первому варианту, то получается совершенная ипостась, имеющая одну природу, а когда соединение идет по второму варианту, то получается совершенная ипостась, имеющая несколько природ.</b> Пока все идет понятно. А теперь внимание! (i) Дайте определение сложной совершенной ипостаси, имеющей одну природу (ii) Дайте определение сложной совершенной ипостаси, имеющей несколько природ. (iii) Основываясь на определениях (i) и (ii) укажите разницу (признаки различия) между одноприродной сложной ипостасью и многприродной сложной ипостасью. Укажите хотя бы один ясный признак, который, как ясно, обязательно должен иметься! Лучше - больше! (iv) Покажите место из Писания или Предания (в виде согласного мнения большинства отцов), которое ясно говорило бы, что в случае Иисуса Христа имеется именно тот признак (iii), который свидетельствует о том, что Иисус Христос имеет две природы. Примечание. Как ясно, (i)-(iv) должны основываться на Писании, Предании, определениях авторитетных соборов и на согласном мнении большинства отцов древности (скажем, примем условно за конец древности 1054 год. Но вы согласитесь, что эта древность должна восходить даже ко временам Вселенских Собров, то есть, на времена, намного более ранние) Ну, наконец, то ли подсказка, то ли дополнительное задание: обоснуйте мнение, что многоприродная сложная совершенная ипостась возможна в принципе в том смысле, что части, долженствующие ее образовать, вообще могут хоть каким-то образом соединиться между собой так, чтобы получилось нечто целостное, состоящее из связанных между собой соединениями частей в виде несовершенных ипостасей различных природ. Чтобы было понятно: опровергните такое мнение (хотя бы применительно к Богу): "Если есть совершенная ипостась из двух частей - несовершенных ипостасей, имеющих различные природы, и также (совершенная ипостась) имеющая две природы, то имеем противоречие: ибо последняя должна существовать так, что между этими частями не должно быть связей (в том смысле, в каком не существует связи между одним человеком и другим человеком, находящимся далеко от первого); но это означает, что такая совершенная двухприродная ипостась не может существовать, ибо между частями, ее образующими нет связи и мы фактически имеем не одну совершенную двухприродную ипостась, а две совершеных одноприродных ипостаси (не связанных между собой)." Если вы найдете решение этим вопросам "из здравых рассуждений", а не учения церкви - то всегда помните: это всего лишь то, что вы взяли из своей головы, а не исходное учение церкви, которого не было. Задайтесь вопросом: если в исходном учении церкви нет ответа на поставленные выше вопросы - то не были ли диспуты о количестве природ во Христе словесным дристом с обоих сторон? P.S. Что касается меня - то, как я думаю и надеюсь, нашел ответы на все вопросы, кроме (iii), из "собственных рассуждений", и, как мне думается, православное учение о двух природах во Хрсте вполне разумно, хотя и требует одного достаточно непривычного для нашего опыта предположения (фактически - постулата), которое нигде православной церковью явно не проговаривается - хотя о нем, хотя бы в связи со спорами с армянской цервью, должно быть давно широко известно и предположение должно бы было присутствовать во всех учениках догматического богословия. Но это ответы "из моего разума". Поэтому я их и не привожу. Что касается мнения церкви - то я не нашел (надеюсь, потому, что плохо и мало искал) у церкви ответа на поставленные выше вопросы. И поэтому меня все равно мучает вопрос: не были ли диспуты о количестве природ во Христе словесным дристом с обоих сторон - как с православной стороны, так и с неправославной? Что касается вопроса (iii) то я над ним попросту по-серьезному не задумывался - пржде всего потому, что для того, чтобы найти, надо знать что искать; а чтобы знать, что искать - надо ответить на вопросы i-iii и на обширный дополнительный вопрос.
the temptator / 17.10.2016, 13:01

5. Re: О древних богослужебных традициях индийских христиан

1207. Вступив в общение с еретиками, ремесленник совершил этим духовный блуд    См. также: Ересь.    Авва Феодор, игумен Старой Лавры, рассказал: “В Константинополе были два брата, серебряники по ремеслу, родом сирийцы. Однажды старший брат говорил младшему: “Пойдем побываем в Сирии и приобретем во владение родительский дом.” — “Зачем уходить обоим? Можно ли нам бросить свое дело?” С общего согласия они решили, чтобы отправился младший брат. Спустя немного времени после его отъезда оставшийся в Константинополе видит сон. Благолепный старец говорит ему: “Знаешь ли, что твой брат впал в блуд с женой корчемника?” Проснувшись, он был очень огорчен и сказал сам себе: “Это я виноват, зачем отпустил его одного?” Спустя какое-то время снова видит во сне того же мужа, который говорит те же слова: “Знаешь ли, что твой брат впал в блуд с женой корчемника?” И снова почувствовал он великую печаль. Но вот в третий раз явившийся говорит ему: “Знаешь ли, что брат твой покинул законную жену и связался с женой корчемника?” Тогда срочно написал он из Константинополя брату в Сирию: “Тотчас же бросай все и возвращайся в Византию.” Получив письмо, тот, оставив все, явился к брату. Он повел его в Соборную Церковь и начал горько укорять: “Хорошо ли это, что ты впал в блуд с женой корчемника?” Тот, выслушав брата, начал клясться именем Бога Вседержителя: “Я не понимаю, что ты говоришь, я не предавался распутству, не вступал ни с кем в незаконную связь и никого не знал, кроме законной жены.” Старший брат, выслушав это, спросил: “Не сотворил ли ты еще чего-либо более тяжкого?” Тот отрекался: “Ничего не сделал я незаконного… Правда, я встретил в нашем селении монахов из секты Севера и, не зная, что это худо, имел с ними общение. Но другого ничего за собой не знаю.” Тогда старший брат понял, что блуд означает измену Святой Кафолической Церкви. Брат впал в ересь акефала Севера, поистине корчемника, опозорил себя и унизил высоту Православия.” (Луг духовный. С. 228).
Фёдор / 16.10.2016, 12:53

4. Re: О древних богослужебных традициях индийских христиан

1205. Чудесное обращение еретички к Святой Церкви    См. также: Богородица; Ересь.    Пресвитер Анастасий, ризничий церкви Святого Воскресения Христа, Бога нашего, рассказывал, что однажды в ночь под воскресенье Космиана, жена патриция Германа, придя одна, желала поклониться Святому и Животворящему Гробу Господа нашего Иисуса Христа — Истинного Бога. Она уже приблизилась к вратам святилища, и вот навстречу ей невидимым образом вышла наша Владычица Пресвятая Богородица в сопровождении других жен. “Ты не принадлежишь к нам, не наша, поэтому и не входи сюда,” — сказала Богоматерь. Космиана действительно принадлежала к секте Севера. На настойчивые мольбы о дозволении войти ко Святому Гробу Богоматерь отвечала: “Поверь Мне, женщина, что ты не войдешь сюда, если не присоединишься к нам.” Поняв, что уклонение в ересь возбраняет ей доступ к святыне, которой она не увидит, пока не обратится к Святой Кафолической и Апостольской Церкви Христа, Бога нашего, Космиана тотчас позвала диакона. Когда диакон пришел со святой Чашей, она причастилась Святого Тела и Крови великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а затем удостоилась беспрепятственно поклониться и Святому Животворящему Гробу Господню. (Луг духовный. С. 63).
Фёдор / 16.10.2016, 12:51

3. Re: О древних богослужебных традициях индийских христиан

1204. Авва Феодул видел над иноком-еретиком черного голубя — свидетеля веры еретика    См. также: Вера; Видение; Ересь.    Авва Феодул рассказывал: “Есть здесь недалеко от Фара, как раз посредине между святой Софией и святым Фавстом, гостиница. При ней был и гостиник. Однажды он просил меня прийти в гостиницу и на несколько дней заменить его. Придя в гостиницу, я встретил остановившегося там инока, родом сирийца. Он не имел ничего, кроме власяницы, плаща и нескольких хлебов. Стоя постоянно в одном углу, он день и ночь проводил в славословии и ни с кем не говорил. Настал воскресный день. Я подошел к нему и сказал: “Брат, не сходишь ли ты к святой Софии, чтобы причаститься Святых и Божественных Тайн?” — “Нет!” — отвечал он. “Отчего же?” — спрашиваю его. “Я принадлежу к последователям Севера и не состою в общении с Церковью.” Услышав, что он не принадлежит ко Святой Кафолической и Апостольской Церкви, а вместе с тем видя его прекрасное поведение и добродетель, я ушел со слезами в свою келию, запер дверь и, упав ниц перед Богом, три дня молился со слезами: “Господи Христе, Боже наш, преклонивый небеса по неизреченному и бесконечному человеколюбию и сошедый нашего ради спасения, воплотивыйся от Владычицы Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, открой мне, кто истинно и право верует, мы ли, чада Церкви, или последователи Севера?” На третий день Кто-то незримый сказал мне: “Иди, Феодул, и увидишь веру его.” Придя наутро, я сел против него, надеясь увидеть что-либо по слову, бывшему ко мне. Я сидел около часа, пристально смотря на него. Он стоял и пел песнопения на сирийском языке. И вот — Бог мне свидетель! — вижу, чада мои, голубя, парящего над его головой, почерневшего как бы от сажи в трубе, истрепанного. Безобразный голубь обозначал их веру.” Вот что, обливаясь слезами и глубоко вздыхая, поведал этот поистине блаженный муж. (Луг духовный. С. 128).
Фёдор / 16.10.2016, 12:48

2. Re: О древних богослужебных традициях индийских христиан

Последователь Нестория по молитвам старца-отшельника сподобился видеть ад и ересиархов, пребывающих в нем    См. также: Ад; Богородица; Вера; Еретик.    Старец, великий перед Богом, по имени Кириак, жил в Лавре Каламонской около священного Иордана. Однажды пришел к нему брат по имени Феофан из страны Дора и спросил старца о блудных помыслах. Старец начал наставлять его речами о целомудрии и чистоте. Брат, получив от этих наставлений великую пользу, воскликнул: “Отец мой, в моей стране я нахожусь в общении с несторианами. Не будь этого — я бы остался с тобой!” Услыхав имя Нестория, старец глубоко опечалился погибели брата и стал убеждать его и молить, чтобы он оставил эту пагубную ересь и присоединился к Святой Кафолической и Апостольской Церкви. “Невозможно спастись, если не будешь право мыслить и веровать, что Пресвятая Дева Мария есть истинная Богородица.” — “Отче, — возражал брат, — да ведь все ереси говорят точно так же: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. Не знаю, как мне, несчастному, и поступить. Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная.” Старец радостно выслушал слова брата. “Оставайся в моей келии, — сказал он. — Я уповаю на Бога, Он по Своему милосердию откроет тебе истину.” И, оставив брата в своей пещере, старец отправился к Мертвому морю и стал молиться о брате. И точно, на другой день, около девятого часа, брат видит, что кто-то явился к нему, страшный по виду, и говорит: “Пойди и познай истину!” Взяв его, повел в место мрачное, смрадное, испускающее пламя, и показывает ему в пламени Нестория и Феодора, Евтихия и Аполлинария, Евагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена и других. И говорит явившийся брату: “Вот это место уготовано еретикам и тем, кто нечестиво учит о Пресвятой Богородице, равно как и тем, кто следует их учению. Если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не хочешь такого наказания, обратись к Святой Кафолической Церкви, к которой принадлежит и наставлявший тебя старец. Я говорю тебе: если бы и всеми добродетелями украсился человек, но коль он неправо верует, то попадет в это место.” При этих словах брат пришел в себя. Когда старец возвратился, брат рассказал ему все, что видел, и в скором времени присоединился к Святой Кафолической и Апостольской Церкви. Оставшись в Каламоне при старце, он прожил с ним несколько лет и скончался в мире. (Луг духовный. С. 32).
Фёдор / 16.10.2016, 12:42

1. Re: О древних богослужебных традициях индийских христиан

"Кто хвалит чужую веру, тот свою хулит, а кто хвалит и свою веру, и чужую разом, — тот двоеверец; и кто тебе скажет, что и ту, и другую веру Бог дал — ты скажи ему «Разве Бог двоеверен? Писание говорит: един Бог, едина вера, едино крещение." (прп. Феодосий Печерский). Монофизиты - еретики, они соборно анафематствованны Церковью. Служат они не Богу, а диаволу. Похоже, игумен Кирилл еще сам не утвердился в вере, если его амплитудно кидает от "старообрядчества" в монофизитство.
М.Яблоков / 15.10.2016, 05:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Взгляд из столицы
Впечатления от пребывания в глубинке на Пасхальной неделе
13.05.2024
Плач на церковном пепелище
Сгорел храм в честь свт. Николы, построенный в 80-е годы XIX века
01.05.2024
«Богатство обязывает»
К 100-летию кончины П.П.Рябушинского
26.04.2024
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Борода расти не хочет
Новый комментарий от Михаил Соловьев
14.05.2024 14:50
«Он мечтал отомстить своему народу»
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.05.2024 14:41
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
14.05.2024 14:10
Иного варианта у нас нет
Новый комментарий от Русский танкист
14.05.2024 13:32
«Катастрофа украинской армии – вопрос времени»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.05.2024 11:07