Корабль умных (III)

Конспект художественного обсуждения одной идеи

Бывший СССР  Русская цивилизация 
0
546
Время на чтение 10 минут

 

Начало

Продолжение 

 

 

5. «Пропустите меня да на Святую Русь!»

 

Митрополит Иоанн (Снычев) сформулировал - как в золоте отчеканил: «Спасение души - смысл жизни человеческой. Этой главной цели подчиняется, в идеале, вся народная жизнь. Русь не потому "святая", что живут на ней сплошные праведники, а потому, что стремление к святости, к сердечной чистоте ("Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят" (Мф. 5:8) и духовному совершенству составляет главное содержание и оправдание её существования» http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=4143 .

В наших былинах, древних сказаниях, духовных стихах россыпь выражений «святорусский» и «Святая Русь»: «Володимир, князь земли Святорусския!», «...Чтобы ехать вам на Святую Русь»; «Выходил Егорий на Святую Русь», «Если ты богатырь святорусский...», «Пропустите меня да на Святую Русь!» Множество раз. Возникло это имя нашей земной стороны, понимание-удивление, что Русь - святая, в глубинах самого простого народа; не по гордыне рождено, но от любви это чувство. За то и спрос с нас особый, ибо «Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя»... На святорусского имперца Тютчева мы ещё потом оглянемся.

 

Протоиерей Андрей Ткачёв в упоминавшейся заметке «О национальной идее и государственной идеологии» упрощает идеологическую модель, сформулированную двумя годами ранее Всемирным русским народным собором, разделяя историю Отечества только на три периода. Впрочем, цель его, кажется, просто напомнить о конституционной нелепости, фактически возбраняющей установление «государственной или обязательной» идеологии. Нелепость в том, что запрет -идеологичен, этим фактически утверждается либерализм в качестве обязательной доктрины. Итак, три ландшафтных пространства русской истории, три периода, у каждого из которых, так видит Ткачёв, своя идеология: 1) допетровская Русь, где идеалом была святость, это - Святая Русь; 2) петровская - с государственнической идеологией, позже отформатированной графом С.С. Уваровым в триаду: «православие, самодержавие, народность» и её лозунгом: «За Веру, Царя и Отечество». «Это очень хорошо ложилось на сознание человека, - говорит о. Андрей. - И до сегодняшнего дня греет нашу душу». Разумеется, но заметим: святость, как идеал доимперской Руси, не отметается Уваровской триадой «Православие + Самодержавие + Народность» и лозунгом «За Веру, Царя и Отечество». Более того, смысл дарования народу огромных территорий как раз только и может быть в спасении как можно большего числа людских душ... Нет принципиальной разницы между духовными стихами, где "по Святой Руси" скитается Богородица в поисках распятого Христа http://rus-sky.com/history/library/samoderj.htm#2.5 и строками Фёдора Тютчева, это даже словно бы один сюжет: Всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь небесный исходил, благословляя. Написано словно бы в одном пространственно-временном измерении. Российская империя, как давно уже было замечено, - вовсе не империя в традиционном «кровососущем» понимании. Мы создаём алфавиты бесписьменным народам, содействуем развитию литератур, учреждаем университеты, защищаем от истребления и спасем от вымирания, создаём промышленность, присоединяем к мировой культуре и выводим в космос - и вовсе не в обмен на золото или лояльность, а порой точно в ущерб себе - русскому народу... Начиная со святителя Стефана Пермского (†1396), который был одного духа с Сергием Радонежским и его современник (в 1372 году он придумал азбуку для зырян (коми), приобщив языческие племена к христианству), Русь стала превращаться в светоносную империю. Православие распространялось на восток, преодолевая порой самые неожиданные искушения. Вражий глас, например, иронизировал над Стефаном: прожили зыряне тысячи лет без азбуки, проживут и оставшиеся 120-ть: пасхалия митрополита Зосимы была рассчитана до 1492 года, семитысячного со дня творения, когда ожидался конец света. Святитель преодолел, перевёл основные церковные сочинения, спас сколько сумел душ вчерашних язычников. Грядёт ведь ещё и христианизация Китая...

В своём абсолютном значении Российская империя это Святая Русь, перемноженная на Земной шар.

И 3) Третий ландшафт: «Советская Россия, которая поставила своей целью социальную справедливость во главу угла, равенство человека и человека, запрет на эксплуатацию человека человеком». Это локальные цели, а глобальная - построение общества, «которое бы было аналогом некоего рая». Это ложная цель, говорит о. Андрей, она и рухнула.

Увидеть Святую Русь в Советской России, вероятно, сложнее, чем в России имперской. Очевидно, что в советской идеологии не могло быть места святости как цели, такое и подразумеваться не могло. Декларировалась высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей. Духовным, разумеется, именовалось то, что таковым не является. Как эрзац святости подразумевалось некое счастье: Человек создан для счастья, как птица для полёта. (Афоризм безрукого героя очерка В.Г. Короленко «Парадокс», - несчастного хохотуна-афориста. А был бы писатель не революционной крови и не почти меньшевик - назвал бы рассказ «Искушение». Школяры в свой час афоризм переделали, как это водится, когда насаждается что-то с неразумным усердием, заменив в последнем слове литеру «л» на «м».)

Но не стоит село без праведника, а город без святого. Церковь в кровобойные годы обрела огромное число исповедников и мучеников, небывалое прежде; Русь - себе молитвенников...

В метафизическом видении Святая Русь - это как бы базальтовая континентальная платформа. Трагические разрывы в верхних её плодородных слоях, растягивание их или даже счистка до каменного блеска решающего значения не имеют. Её вещественные проявления очевидны во все эпохи. Более того, История СССР без присутствия в ней Святой Руси (если не наоборот) не вся полная. Собственно, доказательств тому множество, как доказательств у теоремы Пифагора... Но есть и простейшее. Это любопытно.

 

История в Комсомольске

На отшибе села Дмитровка, что на речке Псёл, близ молодого города Комсомольск на Днепре, жил дед Андрей. Как он жил - неведомо, но прожил свой век без серой краснокожей книжицы, потому как не признавал власти безбожников и считал грехом расставлять свои подписи в их документах. Таких людей после 1932-го, когда на время ввели единую паспортную систему, было немало. Люди отказывались от паспортов именно по религиозным убеждениям - как теперь от кодов и биопаспортов. На Колыме, например, памятен случай расстрела в 1941 году группы таких отказников. Дед Андрей избежал мученического конца, при этом уклонился он от получения паспорта и в 1974-м, когда уже и колхозники ими разжились. Шутили: холодильник и пылесос с паспортом, а мы без. Бытовал дед Андрей без пенсии. На излёте советского века, когда в Комсомольске появился священник отец Роман (ныне он владыка Филипп, митрополит Полтавский и Миргородский) и начал воцерковлять народ, дед Андрей стал приходить к нему на службы - сначала в сарайчик, где было не разогнуться и где Святая Святых отделялись верёвочкой, потом в новый храм. Морозными зимами от него пахло печной гарью. Причина - житейская. К вечеру в своей хатёнке он протапливал печь, чем Бог пошлёт, и на ночь забирался в золу. Когда дед Андрей отошёл ко Господу, в его хате обнаружили книжку - учебник «История СССР». Поля и пространства под картинками, как и междустрочья были заполнены рукописным текстом - Православным молитвословом. Залп «Авроры», броневик, Чапай, Паша Ангелина, Стаханов, Победа и Гагарин, БАМ и Перестройка в его убогой лачуге наполнилась Божиим присутствием. Вспоминают, что в час отпевания исповедника в воздухе осязаемо ощущалась благодать - радостное тихое волнение коснулось душ. Многим это знакомо...

Но есть другие...

 

6. Liberalis и красные

 

Но есть другие, они не воспринимают...

Русское православие как абсолютная определённость не по сердцу либеральным умам. Поскольку запрос на государственную идеологию «вопреки конституции» существует, носители либеральной идеи (претендующей, как известно, на всемирность; уже почти и добившись своего) проявляют обеспокоенность. Эта тревога ощутима и в патриотическом сегменте публицистики. Политолог Ростислав Ищенко в статье «Вопросы идеологии» https://topwar.ru/98708-voprosy-ideologii.html (в чётком соответствии с колебаниями текущей линии известной пропаганды) остроумно, как ему кажется, вышучивает «разномастных патриотов», которые не видят «смысла жизни без ежеутренней политинформации». Политолог уверяет, что «попытка определить «единственно верное учение» и всей мощью государства причесать всех под одну гребёнку - абсолютное зло». Иначе, мол, «15-20 миллионов сторонников либералов... не смирятся с таким насилием над их совестью... они будут активно протестовать и это дестабилизирует ситуацию». Ищенко встраивает в головы причудливую мысль: вместо дружного единства, которого нет, воцарится полнейший разброд... Здесь упомянем статью Фёдора Папаяни, который в ответке «Идеологии нет и не надо?! Об идеологических заблуждениях Ростислава Ищенко», как бы расслаивает статью «популярного отечественного политолога» на тонкие лепестки, рассматривая их словно бы в микроскоп. В клеточный состав углубляться не будем, лишь вспомним, что политинформации вообще не в нашей традиции. В нашей традиции, как научает своих наследников, - а значит и нас всех, - благоверный великий князь Киевский Владимир Мономах: «Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: "Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй". И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется». Вот и вся политинформация - живи внутри Церковного круга, пространство которого вся Вселенная, другого и не надо.

 

Кроме либеральной есть у нас идеология, которая тоже сливаться в Лету не собирается, «несмотря на конституцию», коммунистическая. Писатель Захар Прилепин в 2016 звонко провозгласил: «Коммунизм - это наша традиция, и наша единственная надежда на прорыв в будущее!»

Увы, мессианская задача стать могильщиком капитализма, действительно пожирающего Земной шар, коммунизмом не могла быть выполнена. Технология по уничтожению монстра, отважно заявленная в «Манифесте» лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», была как бы прицелом, наведённым на цель лишь с учётом двух координат, без фокусировки с чувства трёхмерности пространства. Русский коммунизм (а вместе и мировой) начал зримо сдуваться в тот момент, когда Советы отказались от идеи Мировой революции. По сути, ещё раньше, изначально, когда антилиберальный переворот ноября 1917 во враги себе назначил историческую Россию - Церковь, царя и верующих. Вопрос: «Могло ли быть иначе?» - оставим на рассмотрение ценителей альтернативной истории.)

+++

В сноске скажем. Восторженность «красного» Прилепина основана на некоем соцопросе, согласно которому, «если в 1995 году к Ленину относилось негативно 48% россиян, то спустя двадцать лет ситуация изменилась ровно наоборот: теперь выше половины взрослого населения страны воспринимают Ленина позитивно». Не иначе, в состоянии эйфории сказано. Арифметика такова, что «позитивных», если верить соцопросцу, 52%? А с учётом понимания, что есть статистическая погрешность, можно ли сказать, что и теперь фифти-фифти, 50 на 50? Ещё бы! Во-вторых, тоже занятный пассаж: «Не важно, какое это имеет отношение к реальному историческому Ленину». Нет, очень даже важно, как соотносятся разговоры «под пиво» во дворе с реальностью и в какой мере русские люди солидарны с конкретным ленинским постулатом: «на Россию мне плевать» (ПСС, т.36). У него в повестке дня стояла Мировая революция. Впрочем, песнь о Ленине Захар исполнил, похоже, для того, чтобы понадёжнее привинтить тень Владимира Ильича к железным подошвам фигуры Сталина, популярность которого теперь основана на той крутости, с какой он проводил чистки управленческого аппарата, на его некоторой адекватности эпохе в критический момент, когда он, обращаясь к русскому народу, произнёс в 1941-м кодовые слова: «Братья и сестры!» и когда в 1943, исходя из внешнеполитической расклада, допустил восстановление Патриаршества. При этом упуская, что «братья и сестры» в благодарность за Победу должны были удовлетвориться тостом «За русский народ», оставаясь на селе в «беспаспортном состоянии» ещё много-много лет, утратив после войны ещё 32 тысячи этнических русских - самых умных, талантливых и храбрых, выведенных жуткими фронтовыми дорогами во властные структуры, репрессированных к 1950-му по «Ленинградскому делу», упуская национальную политику с перспективным расчленением исторической России на ворох сочинённых государств... Взял все, да и поделил. Исполнил то, что на Западе сотворила Реформация. Впрочем, по грехам нашим, как понимали русские ещё и во времена Нестора-летописца: «По Божьему повелению принимаем наказание за грехи наши». А по сути: не пожелали русские люди жить при святом Царе, имея мысль о горнем, пожили при горце по упрощённой схеме - без Бога. В той онтологической картине нет Ему места. Заметим, - это картина упрощенная, почти плоская; так мир воспринимает улитка, ползущая по виноградному листу, она не знает неба. Почему так? Почему благодать Святого Духа одних приводит, других не приводит в Церковь?.. В этом тайна высшей свободы.

(Окончание следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Корабль умных (III)

Восторженность «красного» Прилепина основана на некоем соцопросе, согласно которому, «если в 1995 году к Ленину относилось негативно 48% россиян, то спустя двадцать лет ситуация изменилась ровно наоборот: теперь выше половины взрослого населения страны воспринимают Ленина позитивно». Не иначе, в состоянии эйфории сказано. Арифметика такова, что «позитивных», если верить соцопросцу, 52%? А с учётом понимания, что есть статистическая погрешность, можно ли сказать, что и теперь фифти-фифти, 50 на 50? (c) Не понл логики. Есть 4 вариант: - негативно - нейтрально - позитивно - не определился. Прилепин говорит: было 48% негативно и 52% на все остальные варианты. А сейчас 52% на позитивно и 48% на остальные варианты.
рудовский / 12.09.2016, 07:14
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Мономах
Фишки Порошенко
С чем президент «незалежной» идет на выборы?
12.02.2019
«Меня кинули как лоха»
На пресс-конференции Виктор Янукович говорил не о своей вине...
07.02.2019
Пророчества Александра Солженицына
К 100-летию со дня рождения писателя
12.12.2018
Всюду беззаконие...
Читая документы Константинопольского патриархата
24.10.2018
Все статьи Олег Мономах
Бывший СССР
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Из истории антисистем в России
18.11.2024
Россия – Дом Богородицы
О книге Святейшего Патриарха Кирилла «Царица Небесная и Её покров над Россией» (2023)
18.11.2024
Золото Приморья
В Приморском крае по инициативе рыбаков-любителей проходит акция «Любишь рыбачить, люби и рыбку разводить»
16.11.2024
Самодержавие и Самоуправление
Россия – священная наша держава
16.11.2024
О русской литературе
Отклик на доклад И.А. Есаулова: «Н.А.Бердяев о вине русской классической литературы. Сомнения и прозрения» (РХГА, 8.11.2024)
16.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34