Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Пятилетка «православного сталинизма», или «Крещение орды»

Александр  Буздалов, Русская народная линия

Сталин
Православный социализм: pro et contra / 02.09.2016

 

Одним из основных аргументов реабилитации социализма вообще и сталинизма, в частности, в современном церковном сознании является, конечно же, период неожиданного изменения внутренней политики Советского государства в отношении Русской Церкви с предыдущего открытого гонения на покровительство, начиная с 1943 года, и, особенно, одержанная во время существования этого альянса (или - в богословских терминах - благодаря этой «симфонии») победа в Великой Отечественной войне. Казалось бы, историческая значимость последней неопровержимо подтверждает не только возможность, но и исключительную эффективность «православного социализма» как церковно-государственного, идеологически-экономического, сакраментально-социального союза. Между тем, существуют внутренние противоречия в том числе и в этом доводе сторонников «православного социализма» (противоречивого, по определению) и, соответственно, возможность взглянуть на него критически еще и в этом ракурсе.

Прежде всего, основным мотивом изменения отношения к Церкви со стороны власти во время войны стали, разумеется, прагматические расчеты, а не какие-то движения в личной духовной жизни партийного вождя. В частности, важным фактором явилось использование подобной политики (популистской веротерпимости) со стороны нацистской Германии на оккупированных территориях. Однако никому в голову не придет строить на последнем факте теорию «православного нацизма». Но поскольку параллели между отечественным социал- и немецким национал-большевизмом все-таки некорректны (а в контексте Великой Отечественной войны и вовсе кощунственны), оставим это сравнение, заменив религиозную политику «третьего Рейха» более приемлемым примером из русской истории. Тем более что таковой нам подсказывают сами апологеты «православного социализма».

«Первым важным делом [делегации Изборского клуба] на Курской земле стало возложение венков к памятнику святому благоверному князю Александру Невскому, геополитика которого по разрыву с духовно агрессивным Западом и союзу с Востоком и Крещению Орды актуальна для наших дней».[1] Между тем, «актуальность геополитики св. Александра Невского» в данном контексте как раз в том и заключается, что наносит удар по основному аргументу «православного социализма», потому что в этой исторической аналогии Ордой является, разумеется, диктатура большевиков.

Еще уместней эту аналогию делает то, что свой «союз с Ордой» существовал и у Русской Церкви той эпохи, причем лояльность Орды в отношении Церкви, и по продолжительности, и по содержанию, намного превосходит сделанное для нее Сталиным. «Татары не проводили открытого гонения на христианство. Официально они даже брали его под свою защиту. «Веротерпимость монголов обусловливалась прежде всего тем, что они были язычниками, и как таковые, следовательно, должны были считать все религии одинаково истинными, одинаково связующими людей с Богом». Сам Чингисхан не исповедовал ни одной из религий, но признавал существование «высшего разума» [каковым в религии «исторического материализма» является Человеческий Разум. - А.Б.] и старался задобрить богов всех религий. Подобное отношение к религии он устанавливает еще на курулате 1206 г. Это постановление в дальнейшем во многом определит судьбу Русской Церкви. Его будут придерживаться и приемники Чингисхана. Яса, или книга запретов, предписывала ханам с одинаковым уважением относиться ко всем религиям. Преемники великого хана, при своем вступлении на престол, давали клятву в точности следовать Ясе под опасением, в противном случае, лишиться престола».[2] Но, опять же, кому придет в голову на этом основании пропагандировать «православный монголизм»? Между тем, поводов для конструирования «православного социализма», исходя из одного лишь факта подобного государственно-церковного альянса в отечественной истории, не многим больше.

Органически христианской (подлинно церковной) формой такой симфонии могло стать только крещение (или открытое покаяние крещенных) большевиков, говорить о котором можно разве что в жанре дурного квазиисторического фэнтэзи вроде радикальных форм того же «православно-социалистического футуризма».[3] Увеличение действующих храмов в СССР за время «пятилетки православного сталинизма» по сравнению с предыдущим периодом «воинственного атеизма» говорит, конечно, о некотором возрождении исторической памяти советских граждан. И тем не менее, о воцерковлении, как таковом, речь может идти только в отношении отдельных личностей, среди которых представители высшего партийного руководства, разумеется, не наблюдаются (домыслы о криптохристианстве Сталина находятся, опять-таки, на уровне исторических «апокрифов» и околоцерковных мифов). Этот принцип (сугубо личное воцерковление) касается любой эпохи, как прошлого, так и будущего. И в этом отношении эпоха монголо-татарского ига снова не уступает советской или даже дает ей фору. «В 1274 г. во Владимире созывается Собор епископов. Основной целью Собора было наведение должного порядка в Церкви и духовной жизни всего народа. Роль митрополита Кирилла в деле восстановления Церкви трудно переоценить. Ему удавалось не только смягчать положение христианства на Руси, но и проповедовать его в самой Орде. Он был принят ханом Бергаем и рассказал ему о вере Христовой. Позже он излечил ханского сына. Племянник хана был настолько поражен проповедью Кирилла, что бежал из Орды в Ростов и спустя продолжительное время принял крещение с именем Петра. Все это происходит, несмотря на принятие ислама ханом Бергаем и его быстрым распространением в Орде. Кириллу удается добиться учреждения в столице Орды Сарае епископской кафедры. Эта кафедра получила большие полномочия. <...> Первым епископом Сарайским митрополит Кирилл поставил Преосвященного Митрофана. «Некоторые памятники ясно показывают, что пастырь сей епархии жил в самом стане Орды». С этого времени епископы сами должны были заботиться о христианской миссии, и она пошла настолько успешно, что крестились многие татары даже в глухих местах, где трудно было достать воду для крещения. Сарайский епископ Феогност в 1301 г. уже предлагал патриарху вопрос относительно крещения татар и прямо говорил, что из них некоторые изъявляют желание креститься».[4]

А вот и непосредственный вывод из всей этой аналогии (напомним, предложенной самим апологетом «православного социализма»): «Практически на протяжении всего монгольского ига судьба Церкви будет неразрывно связана с судьбой государства. В северных областях Руси, меньше всего пострадавших от нашествия, приоритетными направлениями были борьба с западными завоевателями и папством. Великий русский князь Александр Невский пошел на подчинение Орде, сконцентрировав усилия на отражении угрозы с Запада».[5] Следовательно, аналогичным было и промыслительное подчинение Русской Церкви «орде» коммунистического господства: то есть, оно существовало по принципу выбора меньшего из зол, а не по принципу симфонии властей, синергии воль, желающих одного и того же (блага, совершенного добра).[6] Поэтому как только исторические обстоятельства позволили, Церковь (Промысл Божий) в лице преп. Сергия благословила русский народ покончить и с этим «меньшим злом» (предварительно избежав с его помощью зла бóльшего, то есть «ига» папизма), чего, конечно же, не могло быть в подлинной «симфонии». По аналогичной причине (после победы Христа-Бога и советского народа в войне с фашизмом), еще при жизни Сталина исчерпала себя и «какофония» социализма и РПЦ. [7]

«Несмотря на явное усиление позиций Русской Церкви и всего государства в целом под гнетом ига, христианство на Руси понесло огромный урон. Пошатнулись вековые устои христианской жизни. У целых поколений было выработано рабское сознание [«рабство греху» для нецерковного человека - неизбежность. - А.Б.]. Можно сказать, что произошел определенный отрыв жизни церковной от повседневной. В домонгольский период жизнь русских христиан органически переплеталась с жизнью Церкви. Сейчас же роль Церкви начинает сводиться к сохранению христианских традиций и устоев для будущих поколений, т.к. поколение существующее не способно было в полной мере их принять».[8] То же самое можно сказать и о советской эпохе в жизни Церкви, которая никогда не могла быть органичной, и основная роль ее «сводилась к сохранению традиций для будущих поколений».[9] Поэтому, скажем еще раз, приводить аргумент той «пятилетки торжества Православия» в обоснование грядущего «православного социализма» - это почти такая же натяжка, как утверждать, что монголо-татарское иго - это «золотой век» христианства на Руси и поэтому необходимое условие (обязательный элемент) для формирования «национальной идеи» в настоящем.

Лучше всего крайне негативную роль И.Сталина в истории Русской Церкви характеризует, пожалуй, то обстоятельство, что даже тогда, когда он перестал гнать Невесту Христову и начал ей лукаво благодетельствовать, он преподнес ей такой «дар Пандоры» в виде «благословения» на создание в ней структуры под названием Отдел Внешних Церковных Связей, который по своему разрушительному внутреннему действию в перспективе имеет все шансы затмить сами советские гонения на Церковь. «Начался этот антирелигиозный откат в 1948 году. Его причина в том, что Сталин разочаровался в эффективности использования Русской Православной Церкви в международных делах, после крушения его амбициозного плана созвать в Москве Вселенский Собор и сделать Москву своего рода «православным Ватиканом». Об этом неосуществленном плане Сталина существует прекрасное исследование замечательного историка Ольги Васильевой. Вселенский Собор должен был провозгласить объединение всех православных церквей под началом Патриарха всея Руси в Москве. Таким образом, Сталин считал, что кремлевское руководство, используя церковные каналы, получит в мире уникальные рычаги для трансляции советского (имперского) влияния, то есть в большей мере сможет использовать церковные структуры во внешней политике. Однако план этот был сорван в связи с тем, что ряд восточных церквей отказался прислать в Москву своих представителей. И пришлось объявить несостоявшийся «Вселенский собор» «совещанием»«.[10] Иначе говоря, для своих геополитических целей Сталин воспользовался церковным инструментарием, никак не сообразуясь с собственно христианскими вопросами (душеспасения и вероучения), иначе он не разочаровался бы в итогах Православного Совещания 1948 года, принявшего ряд самых ортодоксальных решений по важнейшим для Церкви вопросам (отношению к экуменизму, в частности), в силу которых его можно считать голосом церковной полноты пусть не по кворуму, зато по духу. Тогда как запущенный с «легкой руки» Сталина механизм нового церковного отдела, как мы теперь можем судить со своей исторической дистанции, немало сделал для того, чтобы превратить Москву в «православный Ватикан», причем уже не в переносном смысле (то есть когда «приоритетным направлением» стала не борьба, но, напротив, стратегический союз с папством). Вот уж где, действительно, «Сталин жив!», или «дело его живет». В этом смысле схожую со сталинской политику осуществляет на наших глазах белорусский президент Александр Лукашенко, где прагматизм «крепкого хозяйственника», поставленный во главу угла, делает интересы Православной Церкви и саму веру не более чем разменной монетой. В общем, как сказал нынешний лидер КПРФ Г.Зюганов в последнем новогоднем поздравлении: «Дорогие братья и сестры, друзья и товарищи! Наступающий год - год Красной Обезьяны... Это своего рода символ Человека Труда... Так, помолимся же Деду Морозу...»



[1] Фролов К. Изборский клуб и православный социализм. http://ruskline.ru/special_opinion/2015/12/izborskij_klub_i_pravoslavnyj_socializm/

 

[2] Матвеев С. И. Церковно-государственные отношения на Руси в период татаро-монгольского завоевания. http://www.bogoslov.ru/text/4701626.html / Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2 тт. М., Наука, 1991. Т.1 С.279 / Тальберг Н. История Русской Церкви в 2 тт. Репринт с изд. 1959г. Изд. Псково-Печерского монастыря, 1994г. С.83.

[3] Ср.: «Александр Нагорный считает, что православный социалистический проект состоится, если у Церкви будет свой образ будущего России. Кирилл Фролов ответил, что такой образ воссоединенной "высокотехнологичной Святой Руси с монастырями на Марсе" есть» (Фролов К. Изборский клуб и православный социализм).

[4] Матвеев С. И. Церковно-государственные отношения на Руси в период татаро-монгольского завоевания / Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. История Русской Церкви. М.,1999. С.197.

[5] Матвеев С. И. Церковно-государственные отношения на Руси в период татаро-монгольского завоевания.

[6] То, что советский социализм был «меньшим злом» (в сравнении с либеральным капитализмом) признают более умеренные представители «православного социализма»: «Да, Советский Союз сталинской модели был по-русски атеистической пародией на православную Российскую империю. Она [пародия] всесторонне исследована классиками русской религиозной философии [Н.Бердяевым, С.Булгаковым]. Да, его [Советского Союза] век был недолгим. Но советский период отечественной истории, безо всяких сомнений, был меньшим злом по сравнению с реальной возможностью необратимой потери Единой России уже в 1917 г. [Февральская революция оставила большевикам только выбирать между великим социальным злом (бесчеловечными методами военного времени) и злом, пагубным для страны]» (Абачиев С. Слово о Верховном Главнокомандующем.  http://ruskline.ru/analitika/2015/08/18/slovo_o_verhovnom_glavnokomanduyuwem/).

[7] Ср.: «Только внешне могло показаться, что коммунистическая власть изменила свое отношение к Церкви. На самом деле несложно подсчитать, что государство было мало причастно к открытию новых приходов. Более того, простой подсчет показывает, что храмов, открытых коммунистической властью в 1940-е годы было намного меньше, чем храмов закрытых той же властью. На самом деле количество приходов в Русской Церкви в 1939-1948 гг. увеличивалось за счет: присоединенных к СССР в 1939 г. западных областей; открытых германскими властями на оккупированных территориях; насильственно присоединенных к Русской Церкви из униатства» (Кострюков А.А Архиепископ Серафим (Соболев). Жизнь, служение, идеология. М., изд-во «ФИВ», 2011. С.186).

[8] Матвеев С. И. Церковно-государственные отношения на Руси в период татаро-монгольского завоевания.

[9] «Первые существенные ограничения деятельности Церкви последовали уже в конце лета 1948 г. 25 августа под давлением Совета Синод был вынужден принять решение о запрещении крестных ходов из села в село (а вскоре были запрещены и все крестные ходы, кроме пасхальных), духовных концертов в храмах вне богослужения, печатания посланий епископов, разъездов архиереев в период сельхозработ, молебствий на полях и т.д. Затем последовал отказ в открытии 28 церквей, уже после получения разрешения на их открытие Советом Министров за подписью К. Ворошилова, в связи с отсутствием подписи И. Сталина. С этого момента и до смерти Сталина ни одна новая православная церковь не была открыта. Более того, в конце 1940-х годов началось массовое изъятие церковных зданий для переоборудования их под клубы. С конца 1940-х гг. возобновились аресты священников. В марте 1949 г. Г. Карпов указал Патриарху Алексию, что "Синоду и патриархии следовало бы продумать сумму мероприятий, ограничивающих деятельность церкви храмом и приходом". С конца 1940-х годов возобновляется и отодвинутая, было, на задний план атеистическая пропаганда. Стали активно преследоваться совершавшие религиозные обряды коммунисты и комсомольцы» (Мановцев А. Сталин-2 и Русская Православная Церковь. http://www.bogoslov.ru/text/4979048.html / Русская Православная Церковь ХХ век. Сретенский монастырь. 2015. С. 407-418).

[10] Курляндский И. Без иллюзий. Сталин и Церковь - история отношений. http://foma.ru/bez-illyuzij.html.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 42

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

42. eka : Ответ на 40., Lucia:
2017-02-20 в 20:07

осталась последняя - демократия, и она рухнет как Вавилонская блудница.это точно.\


демократия держится на голосах и воле избирателей. Один раз не наберут голосов, рухнет мгновенно.....
41. Буздалов А. : Ответ на 39., Иванов Александр:
2017-02-20 в 17:50

Можно ли как-то связаться с автором?


У редакции можно взять адрес моей электронной почты.
40. Lucia : Ответ на 38., М.Яблоков:
2017-02-17 в 21:25

20 век породил три утопии столпотворения: коммунизм, фашизм и демократия. Церковь существовала при всех утопиях и относилась к них как большему или меньшему злу, но отнюдь не как к благословению. Две из них уже рухнули, осталась последняя - демократия, и она рухнет как Вавилонская блудница.




это точно.
\
39. Иванов Александр : Re
2017-02-17 в 17:01

Можно ли как-то связаться с автором?
38. М.Яблоков : Re: Пятилетка «православного сталинизма», или «Крещение орды»
2016-09-19 в 08:08

20 век породил три утопии столпотворения: коммунизм, фашизм и демократия. Церковь существовала при всех утопиях и относилась к них как большему или меньшему злу, но отнюдь не как к благословению. Две из них уже рухнули, осталась последняя - демократия, и она рухнет как Вавилонская блудница.
37. Буздалов А. : Ответ на 33., ерусалимецъ:
2016-09-09 в 21:41

Верная аналогия. Прославление Достоевского стало бы логическим завершением процесса легализации в РПЦ богословского романтизма и модернизма, у истоков которого Ф.М. и стоит вместе с Хомяковым. Я писал об опасности для Церкви «богословия» Достоевского два-три года назад на Богослов.ру, но тогда мало кто воспринимал это всерьез. Без Достоевского и Хомякова не было бы «нового религиозного сознания» (Розанова, Бердяева, Мережковского и др.), «философии всеединства» и «софиологии» Вл.Соловьева и о. С. Булгакова, антиюридизма арх. Илариона (Троицкого) и митр. Антония (Храповицкого), «неопатристического синтеза (возрождения)» протт. Георгия Флоровского и Иоанна Мейендорфа, без которых, в свою очередь, не было бы нынешнего «богословия открытости» и экуменизма, Гаваны и Шамбези, в частности («восприятия в Боговоплощении всего человечества», «единства человеческого рода в Новом Адама»).

А «Деда Мороза» в новогодне-рождественских поздравлениях уважаемого Г.А.Зюганова, разумеется, не было (думал, это будет и так понятно). Прошу считать это официальным опровержением (то есть кавычки закрываются после слов «человека труда»; далее – авторская гипербола, что очевидно). Приношу свои искренние извинения всем, кого это оскорбило.
36. А.В. Сошенко : Ответ на 32., Буздалов А.:
2016-09-09 в 21:22

Уважаемый Андрей Витальевич, Вы правы в том, что в отношении высказываний Г.А. Зюганова я позволил себе не корректный «гротеск», утрировав содержащийся в его различных поздравлениях мировоззренческий эклектизм, продиктованный требованиями политической целесообразности (вот, кстати, первоисточники это гротеска, которые тут просили: «Надо иметь в виду, что это будет год Красной обезьяны. А так как я сторонник красной идеи, справедливости, уважения к человеку труда, хочу, чтобы каждому труженику в новом году повезло, ему способствовала удача» (Россия-1. Новогодний парад звезд. 33 мин. видео. http://russia.tv/vid....9/video_id/1426260/). «Геннадий Зюганов: В год Красной Обезьяны красное знамя должно реять гордо. (http://www.pravda.ru....1287950-zyuganov-0/). «Дорогие братья и сестры, друзья, товарищи, соотечественники! Поздравляю с Рождеством Христовым, праздником света, радости и надежд!» (Геннадий Зюганов 7 янв в 0:10. https://vk.com/wall41362423_269809)). Что же касается Федора Михайловича, то вынужден Вас огорчить. Вы пишите: «"Православие - наш социализм"! Говоря это, Достоевский как раз имел в виду, что не нужно ничего придумывать. В Православии – всё». К сожалению, это не так. «Говоря это», Достоевский именно «придумал Православию» собственное (вернее – общеромантическое) содержание, социал-христианское, или социал-утопическое, в частности. Поэтому представители нынешнего «православного социализма» совершенно законным образом предъявляют свои права на Достоевского как на своего великого предшественника. Надеюсь, мне удастся Вас в этом убедить в будущей публикации, если она состоится (статья мной уже практически закончена).


Уважаемый Александр!
Спасибо. По Зюганову понятно. Я так и понял, говоря о "хулиганстве". Я-то не сужу, а просто говорю, что это не совсем правильно. Человек имеет право в пылу дискуссии на ошибку одну в одном роде.
Насчет Достоевского может получиться серьезнее. Там компиляция уже может получиться не в додумывании слов, но самих мыслей Федора Михайловича. Как известно, "методом цитат и выдержек можно и Библию обернуть против Бога". Почему и говорю, что исходить нужно из всего наследия Достоевского, а не из субъективно выстроенной логики, последовательно и выборочно подобранной цепочке цитат Достоевского с соответствующими субъективными пояснениями и выводами. Сам Достоевский такому его "прочтению" был бы не рад. Очень бы был не рад.
Самое главное, извините, повторяюсь. Обратный эффект по сути. Сотни мелких правд ведут иногда к одной большой неправде. (!!!) Вы даете орудие в руки приверженцам "православного социализма" (!!!). А это уже вещь практическая.
Одно дело, если Вы склонны полагать, что Достоевский в чем-то "«придумал Православию» собственное (вернее – общеромантическое) содержание". Где-то я об этом уже слышал. Не шокирует. Но другое, если Достоевский, по-Вашему, прямо-таки стал "идеологом" "святого святотатства". С чем, по сути, он только и боролся в мировом и мiровом масштабе.
А это - очень неправильно.
Бог в помощь!
35. Буздалов А. : Ответ на 34., Сергей Швецов:
2016-09-09 в 21:12

Интересно, и где же у Достоевского такое содержание? В дневниках?



Везде: в публицистике ("Время", "Дневник писателя", особенно два последних номера: "всечеловек", "всепримирение", "русский социализм"), в романах ("Бр.Кар.", кн.2, гл.V), в записных тетрадях (незаконченная статья "Социализм и христианство" - это вообще "символ веры" Достоевского), в письмах... Везде один и тот же богословский романтизм с претензией на "обновление христианства" и "развитие православия". Если интересуетесь, рекомендую - "Учение Достоевского о всечеловеческом примирение" - это одна из самых удачных моих работ вообще, насколько могу судить. Когда меня линчуют "православные коммунисты", прошу не забыть об ней :-)
34. Сергей Швецов : Ответ на 32., Буздалов А.:
2016-09-09 в 19:55

Достоевский именно «придумал Православию» собственное (вернее – общеромантическое) содержание, социал-христианское, или социал-утопическое, в частности



Интересно, и где же у Достоевского такое содержание? В дневниках?
33. ерусалимецъ : Ответ на 32., Буздалов А.:
2016-09-09 в 17:21

Если Вы правы, то еще более интересна параллель между (уже осуществленной) канонизацией Грузинской ПЦ Ильи Чавчавадзе и (предлагаемой) канонизацией Достоевского.

Поэт Илья Чавчавадзе лежит у истоков современного грузинского национализма, выросшего , как и социализм, во многом из РОМАНТИЗМА.

ПС. А за Деда Мороза Вам отвечать придется перед судом по-любому...
32. Буздалов А. : Ответ на 31., А.В. Сошенко:
2016-09-09 в 14:38

Уважаемый Андрей Витальевич, Вы правы в том, что в отношении высказываний Г.А. Зюганова я позволил себе не корректный «гротеск», утрировав содержащийся в его различных поздравлениях мировоззренческий эклектизм, продиктованный требованиями политической целесообразности (вот, кстати, первоисточники это гротеска, которые тут просили: «Надо иметь в виду, что это будет год Красной обезьяны. А так как я сторонник красной идеи, справедливости, уважения к человеку труда, хочу, чтобы каждому труженику в новом году повезло, ему способствовала удача» (Россия-1. Новогодний парад звезд. 33 мин. видео. http://russia.tv/vid...9/video_id/1426260/). «Геннадий Зюганов: В год Красной Обезьяны красное знамя должно реять гордо.
(http://www.pravda.ru...1287950-zyuganov-0/). «Дорогие братья и сестры, друзья, товарищи, соотечественники! Поздравляю с Рождеством Христовым, праздником света, радости и надежд!» (Геннадий Зюганов 7 янв в 0:10. https://vk.com/wall41362423_269809)).

Что же касается Федора Михайловича, то вынужден Вас огорчить. Вы пишите: «"Православие - наш социализм"! Говоря это, Достоевский как раз имел в виду, что не нужно ничего придумывать. В Православии – всё». К сожалению, это не так. «Говоря это», Достоевский именно «придумал Православию» собственное (вернее – общеромантическое) содержание, социал-христианское, или социал-утопическое, в частности. Поэтому представители нынешнего «православного социализма» совершенно законным образом предъявляют свои права на Достоевского как на своего великого предшественника. Надеюсь, мне удастся Вас в этом убедить в будущей публикации, если она состоится (статья мной уже практически закончена).
31. А.В. Сошенко : Ответ на 18., Буздалов А.:
2016-09-09 в 11:05

На самом деле, альтернативой этой щигалевщине ("животному" социализму "пролетариев") Достоевский и предлагал свой "православный (русский) социализм", (!!!) одним из отцов-основоположников которого он и является (!!!) по преимуществу... если редакция изволит, обнародую на РНЛ, специально с привязкой к учению Н.Сомина, то есть пошагово, как из идеи "русского социализма" Достоевского транзитом через "софиологию" (философию всеединства) Соловьева получается "православный социализм" Сомина и иже. Все то, что прочел здесь из последнего про Достоевского (статьи и комментарии) - это детский лепет (что называется, с точностью до наоборот), вообще люди темой не владеют (что, как всегда, компенсируется гонором).


Уважаемый Александр!
Только сделайте, пожалуйста, чтобы Ваши обороты мысли по Достоевскому не были схожи с "комбинацией" по Зюганову. Не создавайте обратный эффект, короче. Не это ли - "детский лепет"? В данном случае, обратный эффект будет заключаться в том, что Вы на помощь Сомину и т.д. призовете самого Достоевского. Какая радость для приверженцев "святого святотатства"! Они хотели уже натянуть Достоевского на себя. Да по принципу не получается. Нужно смотреть смысл, а не букву. В данном случае смысл всего творчества Федора Михайловича.
"Православие - наш социализм"! Говоря это, Достоевский как раз имел ввиду, что не нужно ничего придумывать. В Православии - всё. Добавить к этому мысли и пророчества Достоевского по нигилизму, надвигающейся революции и ее движущих силах. Таким образом, Достоевский не "один из отцов "православного (русского) социализма"", а предостерегал от увлечения всем этим. Не добавляйте искусственной респектабельности приверженцам "святого святотатства". Прошу!
30. Сергей Швецов : Ответ на 29., Silvio63:
2016-09-07 в 18:51

в КПРФ грамотные юристы...



Если они такие же грамотные, как слив63, автору точно ничего не грозит.
29. Silvio63 : Ответ на 28., М.Яблоков:
2016-09-07 в 17:34

Вы что не понимаете вопроса? Тогда еще раз повторю: с чего вы взяли, что это порочит честь и достоинство гражданина Зюганова?


Я это взял из текста автора данной статьи ,а порочит или же не порочит данное высказывание автора Буздалова честь и достоинство Зюганова Г.А. Содержится в данном тексте клевета или же не содержится ,будет решать суд Яблоков.А в КПРФ грамотные юристы...
28. М.Яблоков : Ответ на 27., Silvio63:
2016-09-07 в 14:06

Вы что не понимаете вопроса?
Тогда еще раз повторю: с чего вы взяли, что это порочит честь и достоинство гражданина Зюганова?
27. Silvio63 : Ответ на 26., М.Яблоков:
2016-09-07 в 12:58

С чего вы взяли, что это порочит честь и достоинство Зюганова? )) Вы судебный эксперт в области лингвистики? )


Вот здесь-
https://kprf.ru/part.../cknews/150257.html
подлинное Новогоднее поздравление Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова.
И теперь сравните это с тем ,что от имени Зюганова Г.А. написал автор статьи Буздалов. Это галимая клевета в отношении Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова.Да еще и накануне выборов в Государственную Думу РФ.
26. М.Яблоков : Ответ на 25., Silvio63:
2016-09-07 в 10:42

С чего вы взяли, что это порочит честь и достоинство Зюганова? )) Вы судебный эксперт в области лингвистики? )
25. Silvio63 : Пятилетка «православного сталинизма»,
2016-09-07 в 09:10

Александр Буздалов-В общем, как сказал нынешний лидер КПРФ Г.Зюганов в последнем новогоднем поздравлении: «Дорогие братья и сестры, друзья и товарищи! Наступающий год - год Красной Обезьяны... Это своего рода символ Человека Труда... Так, помолимся же Деду Морозу...»
-----------------------------------------
Уважаемый автор статьи Буздалов Александр ,Вы не могли бы дать ссылку на это новогоднее поздравление Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова.А в ином случае Вы ,как человек дееспособный и отвечающий за свои поступки должны понимать ,что такие <<шутки>> с вашей стороны попадают под действие статьи 128.1 Клевета. Которая гласит следующее-
1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, -
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.
2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.
24. Иванович Михаил : Ответ на 18., Буздалов А.:
2016-09-07 в 09:09

Все то, что прочел здесь из последнего про Достоевского (статьи и комментарии) - это детский лепет (что называется, с точностью до наоборот), вообще люди темой не владеют (что, как всегда, компенсируется гонором).



Вот это верно. А в чём причина такого низкого уровня обсуждения, Александр - ведь у всех за плечами "лучшее в мире образование"?
23. Сергей Швецов : Ответ на 21., Lucia:
2016-09-07 в 07:19

Сходили бы в Кремль, посчитали бы жен



А Вы сколько насчитываете?
22. М.Яблоков : Ответ на 20., М.Е.:
2016-09-07 в 06:31

Они не могут различить духовное и душевное. Этим же путем давно пошла РКЦ.
21. Lucia : Re: Пятилетка «православного сталинизма», или «Крещение орды»
2016-09-06 в 22:06

мне так нравится, когда кто попало рассуждает о безупречности!

Наслушаются всякой грязи, которой, конечно верят и давай судить и рядить. И император Павел им не нравится, потому что им набрехали всякой дряни, и Распутин, да и Иоанн Грозный, оказывается, многоженец.

Как это низко. Сходили бы в Кремль, посчитали бы жен, что ли.
20. М.Е. : Ответ на 18., Буздалов А.:
2016-09-06 в 21:49

Все то, что прочел здесь из последнего про Достоевского (статьи и комментарии) - это детский лепет (что называется, с точностью до наоборот), вообще люди темой не владеют (что, как всегда, компенсируется гонором).


А ты напиши, Александр, а мы почитаем.
Я лично влез в эту тему только потому, что в отличии от иерея А. Шумского имею однозначное мнение - канонизировать нужно безупречных людей, к которым не относятся ни многоженец царь Иван Грозный, ни царь Павел I, ни Григорий Распутин, ни все наши писатели и поэты...
19. Lucia : Ответ на 18., Буздалов А.:
2016-09-06 в 21:36

На самом деле, альтернативой этой щигалевщине ("животному" социализму "пролетариев") Достоевский и предлагал свой "православный (русский) социализм", одним из отцов-основоположников которого он и является по преимуществу. Ваш покорный, собственно, уже немало писал об этом (на Богослов.ру можно найти кое-что). Хотя давно оставил эту тему, теперь (в связи с известным предложением о канонизации Ф.М.), даст Бог, вернусь к ней и, если редакция изволит, обнародую на РНЛ, специально с привязкой к учению Н.Сомина, то есть пошагово, как из идеи "русского социализма" Достоевского транзитом через "софиологию" (философию всеединства) Соловьева получается "православный социализм" Сомина и иже. Все то, что прочел здесь из последнего про Достоевского (статьи и комментарии) - это детский лепет (что называется, с точностью до наоборот), вообще люди темой не владеют (что, как всегда, компенсируется гонором).



как настоящий гений Достоевский был пророком в своем художественном творчестве. но его официозные выступления - совсем другое дело. Та же речь Пушкина. Разве таков он в своих произведениях? Какой уж там всечеловек!

Надеюсь, Вы это учтете в своем будущем анализе.
18. Буздалов А. : Ответ на 17., Lucia:
2016-09-06 в 17:50

На самом деле, альтернативой этой щигалевщине ("животному" социализму "пролетариев") Достоевский и предлагал свой "православный (русский) социализм", одним из отцов-основоположников которого он и является по преимуществу. Ваш покорный, собственно, уже немало писал об этом (на Богослов.ру можно найти кое-что). Хотя давно оставил эту тему, теперь (в связи с известным предложением о канонизации Ф.М.), даст Бог, вернусь к ней и, если редакция изволит, обнародую на РНЛ, специально с привязкой к учению Н.Сомина, то есть пошагово, как из идеи "русского социализма" Достоевского транзитом через "софиологию" (философию всеединства) Соловьева получается "православный социализм" Сомина и иже. Все то, что прочел здесь из последнего про Достоевского (статьи и комментарии) - это детский лепет (что называется, с точностью до наоборот), вообще люди темой не владеют (что, как всегда, компенсируется гонором).
17. Lucia : Re: Пятилетка «православного сталинизма», или «Крещение орды»
2016-09-06 в 13:38

В ту пору, когда Владимир Ильич Ульянов (Ленин) еще трехгодовалым младенцем Владимиром ходил под стол пешком, русская читающая публика познакомилась с очередным романом Ф.М. Достоевского "Бесы". Один из героев этого романа, некто Шигалев, заявлял: "Посвятив мою энергию на изучение вопроса о социальном устройстве будущего общества, которым заменится настоящее, я пришел к убеждению, что все созидатели социальных систем, с древнейших времен до нашего дня, были мечтатели, сказочники и глупцы, ничего ровно не понимавшие в естественной науке и в том странном животном, которое называется человеком. Платон, Руссо, Фурье – все это годится разве для воробьев, а не для общества человеческого. Но так как будущая общественная форма необходима именно теперь, когда все мы наконец собираемся действовать, чтоб уже более не задумываться, то я и предлагаю собственную мою систему устройства мира. Вот она! – стукнул он по тетради" [5, с. 352].

Вот эта система в изложении другого героя романа Петра Степановича Верховенского: "Шигалев гениальный человек! Он выдумал "равенство"! У него хорошо в тетради – у него шпионство. У него каждый член общества смотрит за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное – равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! Высшие способности всегда развращали более, чем приносили пользы; их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза, Шекспир побивается каменьями – вот шигалевщина! Рабы должны быть равны: без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство... Горы сравнять – хорошая мысль, не смешная!.. Мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство... Слушайте, мы сначала пустим смуту. Я уже вам говорил: мы проникнем в самый народ. Знаете ли, что мы уж и теперь ужасно сильны? Наши не те только, которые режут и жгут... Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают... Но это лишь ягодки. Русский Бог уже спасовал пред "дешевкой". Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты... О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идет..." [5, с. 364-367].

И пришло. И теперь мы имеем то, что имеем.goo.gl/AwgoiV
16. М.Е. : Ответ на 15., М.Яблоков:
2016-09-06 в 10:52

Все в руках Божиих. А Россия - это Дом Пресвятой Богородицы.


Бесспорно.
15. М.Яблоков : Ответ на 14., М.Е.:
2016-09-06 в 09:58

В наше время на каноническую "симфонию властей" и тем более на приход в Россию некоего православного царя-Помазанника надеяться не приходится... ((


Это как сказать. Все в руках Божиих. А Россия - это Дом Пресвятой Богородицы.
14. М.Е. : Ответ на 10., М.Яблоков:
2016-09-05 в 11:21

По Евангелию сейчас тоже мало кто живет, но оно есть. Так и симфония властей есть каноническая норма.


В наше время на каноническую "симфонию властей" и тем более на приход в Россию некоего православного царя-Помазанника надеяться не приходится... ((
13. М.Яблоков : Ответ на 12., В.Рыжков:
2016-09-05 в 08:15

Все это - ересь хилиазма.
12. В.Рыжков : По поводу Православного социализма
2016-09-04 в 23:43

Понятие Православного социализма подразумевает устроение Православного государства на основе социалистических экономических отношений. Вообще любое государство (не только Православное) строится на базе каких-то экономических отношений. Без экономических отношений сообщество людей не может существовать, поскольку людям для жизни просто необходима еда, жилье и одежда. В процессе ее производства и обмена люди вступают в экономические отношения. Всего известно 5 типов экономических отношений: первобытно общинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические. При построении Православного государства в современных условиях (а именно об этом, как мне кажется идет речь) встанет вопрос о выборе основы экономических отношений. И тут у нас появляются 2 ограничения – 1.экономические отношения должны использовать машинное производство и поддерживать технический прогресс (в противном случае государство быстро отстанет в техническом развитии от соседей и вероятнее всего будет завоевано или поглощено ими). 2.экономические отношения и мотивируемое ими поведение людей не должно вступать в противоречие с учением Православной Церкви. Первое ограничение отсекает первобытно общинные, рабовладельческие и феодальные экономические отношения как основу для построения будущего Православного государства. Тогда остается выяснить какие экономические отношения не противоречат (либо противоречат в наименьшей степени) учению Православной Церкви. Хорошо, допустим, вы не можете себе представить Православный социализм. А Православный капитализм вы можете себе представить? Разве может быть Православное ростовщичество? Или знаете вы как можно служить и Богу и моммоне? И как сочетать любовь к ближнему с эксплуатацией чужого труда?
11. М.Яблоков : Ответ на 9., М.Е.:
2016-09-04 в 21:42

Миша, православный, если он не монархист, он не православный.
10. М.Яблоков : Ответ на 9., М.Е.:
2016-09-04 в 21:41

По Евангелию сейчас тоже мало кто живет, но оно есть. Так и симфония властей есть каноническая норма.
9. М.Е. : Ответ на 8., М.Яблоков:
2016-09-04 в 15:21

С автором можно согласится. Все это - икономия в большей или в меньшей степени. Выбор меньшего зла во все времена! Никакой канонической симфонии ни с ханом Золотой Орды, ни Генсеком КПСС, ни с демократическим Президентом быть не может по определению! Те, кто считают по-другом, находятся в состоянии духовной прелести. Каноническая симфония Церкви и Государства возможна только с Православным Самодержавным Царем - Помазанником Божиим.


А если послезавтра ВВП назовут православным царем и п. Кирилл или какой-нибудь "старец" Власий помажет его на царство, то это будет уже "симфония"? Я что-то не припомню, когда эта "симфония" вообще имела место. При патриархах Филарете и Никоне? Ну так это - исключения из правил и очень непродолжительные (на симфонию не тянет) ...
8. М.Яблоков : Re: Пятилетка «православного сталинизма», или «Крещение орды»
2016-09-04 в 13:16

С автором можно согласится. Все это - икономия в большей или в меньшей степени. Выбор меньшего зла во все времена! Никакой канонической симфонии ни с ханом Золотой Орды, ни Генсеком КПСС, ни с демократическим Президентом быть не может по определению! Те, кто считают по-другом, находятся в состоянии духовной прелести. Каноническая симфония Церкви и Государства возможна только с Православным Самодержавным Царем - Помазанником Божиим.
7. М.Яблоков : Re: Пятилетка «православного сталинизма», или «Крещение орды»
2016-09-04 в 08:54

"принятие ислама ханом Бергаем"

Хан Берке.. Однако государственной религией ислам стал в Золотой Орде только 1320 году - хан Узбек.
6. А.В. Сошенко : Re: Пятилетка «православного сталинизма», или «Крещение орды»
2016-09-04 в 07:11

Нет. Вот о чем я и говорил. Автору-то спасибо за материал в целом. Да не "спасибо", с моей точки зрения, за смешение жанров.
Что получается. Один написал, типа, гротескную юморинку вбросил, а второй на полном серьезе рассуждает на основе ее, как на цитате, о "сути явления". Зюганов "разоблачен". Поздравляю!
Я, например, не разделяю "идейной основы" КП РФ, да и самого Г.А. Зюганова, но сам по себе человек и политик он более чем серьезный. Хулиганством по отношению к нему заниматься не стоит. Как минимум - моветон. Я так думаю. Да и приписывание Зюганову околесицы снижает смысл самой статьи. Доказательств абсурдности "православного социализма" предостаточно и без фельетонных (при том неудачных) приемчиков.
Более того. Если говорить именно о "православном социализме", то, как раз Зюганов, в отличие от некоторых постоянных авторов РНЛ или "красных протуберанцев" типа Проханова, или заштатного священника-"идеолога" Всеволода Чаплина, говорящего постоянно о "христианском социализме", прекрасно понимает бесперспективность смешивания святого с т.н. социализмом, не пытается создавать из этого идеологию. Да, можно встретить у Зюганова размышления, что, мол, кодекс коммуниста "списан" с Заповедей и тому подобные натяжки, обеливающие социализм и коммунизм. В этом он не универсален, и не он первый из коммунистов об этом говорит. Да он участвует в тусовках Изборского клуба. А что бы не поучаствовать, исходя из чисто политических и конъюнктурных соображений, если его туда упорно приглашают?! Он же лидер партии, совершенно логично не упускает возможности придать респектабельности КП РФ. Тем более, что усилия прилагают к этому иные, а ему нужно всего лишь навсего присутствовать и говорить общие слова. Вот только он ни разу не употреблял словосочетаний типа "православный социализм" или "христианский социализм". Ни разу, пунктуально и подчеркнуто, не поймался на эти уловки. Потому что он-то всё понимает. Может ошибаюсь? Поправьте тогда, дайте ссылку, где он льет на мельницу "православного социализма".
Можно услышать из уст Зюганова "советский проект", как ретроспектива, на которую по ряду ключевых моментов (экономика, социальные вопросы) можно и должно ориентироваться. Слова Г.А. Зюганова на одном из заседаний клуба: "Я согласен, что идеи православия: социальной справедливости, дружбы народов, соборности и коллективизма, - имеют тысячелетнюю историю, они могут быть главной не только духовной, но и социально-экономической опорой". Обратите внимание: идет перечисление, констатация фактов, но не совмещение православия и социализма.
5. Абазинский : Re: Пятилетка «православного сталинизма», или «Крещение орды»
2016-09-04 в 02:47

Интересно, содержательно, правдиво. Автору спасибо.
Что касается монгольского периода в русской жизни. Почему монголо-татары были так веротерпимы, особенно к православию? В-первых, веротерпимость их была идейным основанием завоевательных походов. Покорив половину Евразии, войдя на территории, где исповедал совершенно разные религии, монголы своей веротерпимостью снимали многие острые вопросы в дальнейшем после военного вторжения сосуществовании с аборигенами.
Во-вторых, в 12-13 вв. в материковой Юго-Восточной Азии получило распространение христианство несторианского толка. Возможно, что это и стало одной из причин благоволения ордынских ханов к русскому православию.
В-третьих, когда хан Узбек начинает в начале 14 в. повальную исламизацию Орды, татары массово исходят в православную Русь. Надо отметить, что монгольские ханы никак не препятствовали, не преследовали исходников, не наказывали их и принимающих их русских князей. При монгольском менталитете всё это очень странно.

Большевизация российского пространства и сознания. Для начала неплохо бы заострить внимание на том, что Российская Империя прошла в 19 веке через острый пиковый подъём общей пассионарности. На этом фоне шла мощная волна централизации государства, всеобщая русификация, унификация российской жизни и сознания. В ответ усиливались внутренние элементы дезинтеграции, стремящиеся к хаосу, что выразилось в революционизации российского общества и сознания.
Во-вторых, есть ещё один важный момент. На общем фоне жизни набирающей мощь РИ в революционизации происходит творческая трансформация. С 1880 г. революционное движение получает идейную основу своей деятельности в виде марксовых социал-коммунистических идей, внутри его происходит самоосознание своей революционной сущности как разрушающей ("Катехизис революционера" Нечаева), движение очень быстро в историческом времени структурируется через партии, в его действиях появляется строгая целенаправленность (всеобщий охват общества от низов до верхов, разнообразие от левых до правых, продвижение с запада на восток), в рев. движение в качестве руководителей и идейных вдохновителей приходят выходцы из еврейской среды, российские революционеры становятся союзниками евро-атлантического Запада и кормятся с его щедрой руки, основным целеполаганием движения становится свержение существующего самодержавного строя.
В-третьих, очень странным выглядит переход власти в начале 1918 г. от право-центристских сил к большевикам. Разыграно словно по нотам.
В-четвёртых, большевизация страны и общества началась с насилия. Уже в августе Ленин требует в своих письмах "массового террора" против населения не желающего подчинятся новой власти. Осенью того же года сверхнасилие становится государственной политикой большевиков. Антирусская, антиправославная суть её прослеживается на протяжении первой четверти советской жизни. Это и гражданская война, и репрессии в её ходе, и голод 1921 г., и взятие курса на расчленение русского этногенетического поля и пространства через украинизацию и белоруссизацию, и грабительская коллективизация со страшным голодом в последствиях, и "безбожные пятилетки", и репрессии 1930-х гг.
В-пятых, не будем забывать, что всем этим в основном руководил товарищ Сталин. Система насилия и репрессий создавалась им, при нём, с его подачи. Это не обвинение, это констатация исторического факта.

Отдельное спасибо Автору за приведённые слова Зюганова в конце. Они как ёмкая, сжатая в несколько слов идейная сущность "православного социализма". Этого откровенного еретического соблазна. Любой верующий человек знает, что большевизм есть бесовщина в чистом виде. И чтобы иметь возможность называться православным необходимо ОТРЕЧЬСЯ! Никаких альянсов между православными и социалистами новых формаций плодящихся на русско-евразийском пространстве быть не может в принципе. Даже в словосочетаниях. Либо они отрекаются и воцерковляются. Либо продолжают водится с бесами.
4. А.В. Сошенко : Ответ на 3., М.Е.:
2016-09-03 в 23:18

Интересно. В конце слова Зюганова: это что? Как-то выбивается из стиля самого материала.Все они (социалисты, ленинцы, троцкисты сталинисты и нынешние коммунисты) одним "миром" мазаны. И пусть сейчас снова вылезет очередной сталинист и скажет, что его правильным миром помазали, но в мозгах его то же самое "миро"... ((Я лично с 1993 беспартийный и ни к каким партиям и политическим движениям симпатий не испытываю. Поэтому и "православный" социализм для меня, м.г., - утопия, которую ...


Я не о том. Материал серьезный. И вдруг в конце - как окончание фельетона какого-то. Непонятно.
3. М.Е. : Ответ на 1., А.В. Сошенко:
2016-09-03 в 18:26

Интересно. В конце слова Зюганова: это что? Как-то выбивается из стиля самого материала.


Все они (социалисты, ленинцы, троцкисты сталинисты и нынешние коммунисты) одним "миром" мазаны. И пусть сейчас снова вылезет очередной сталинист и скажет, что его правильным миром помазали, но в мозгах его то же самое "миро"... ((
Я лично с 1993 беспартийный и ни к каким партиям и политическим движениям симпатий не испытываю. Поэтому и "православный" социализм для меня, м.г., - утопия, которую ...
2. Анна де Бейль : Re: Пятилетка «православного сталинизма», или «Крещение орды»
2016-09-03 в 15:48

Похоже, сейчас тут начнется...
1. А.В. Сошенко : Re: Пятилетка «православного сталинизма», или «Крещение орды»
2016-09-03 в 15:29

Интересно. В конце слова Зюганова: это что? Как-то выбивается из стиля самого материала.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме