И.В. - Мария Георгиевна, для начала скажу, что имя вашего отца сопровождало меня с детства, еще с тех времён, когда я, деревенский мальчишка играл в войну. Помню, собирал ватагу ребятишек, назначал себя маршалом Жуковым (а в заместители брал «Суворова» и «Кутузова») и шёл «войной» на неприятелей из соседней деревни. Ни тогда, ни потом мне и в голову не могла прийти мысль, что когда-то буду знаком с дочерью великого полководца. Потому я был просто изумлен тем, что именно вы стали редактором моей книги «Сергей Есенин. Путь к Богу», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Расскажите, как вы стали работать в издательстве и почему, насколько я понял, с искренним интересом редактировали мою книгу?
М.Г. - Я родилась в 1957 году в Москве. Закончила Московский Государственный институт Международных отношений, но по специальности не работала, чувствуя, что это не мое. Занималась архивом отца, общественной работой, связанной с его памятью, публикациями. По-настоящему нашла себя только тогда, когда стала писать книги и работать редактором в издательстве Сретенского монастыря.
Желание работать с книгами мне, наверно, передалось от отца. В юности он мечтал работать в типографии (интересно отметить, что Сергей Есенин начинал свою деятельность с работы корректором в типографии Сытина). Мечта отца не осуществилась, но его тяга к книгам передалась мне. Удивительно! Вот уже более 20 лет я работаю редактором.
Что же касается, Игорь Васильевич, вашей книги о Есенине, то она мне показалась не просто интересной, но и нужной, необходимой в наше время, когда искажение истории, более того, нелюбовь к нашей Родине, к ее истории, презрение к прошлому нашего народа открыто проявляются в массовой литературе. А маршал Жуков и поэт Есенин - это же яркие представители русского народа. Великие личности. И чтобы очернить нашу великую историю, противники России пытаются очернить великих людей. Вот уже четверть века против нас ведётся идеологическая война, и мы должны отстаивать свою историю, отстаивать таких личностей, как поэт Есенин и маршал Жуков.
И.В. - И до великого полководца добрались?!
М.Г. - Увы! Ложь, хула, клевета... Как и Сергей Есенин, Георгий Жуков сполна испытал на себе их тяжесть при жизни, не оставили они его и после смерти. Очернители нашей истории сочиняют о нем, как и о Есенине, клеветнические книги, ставят клеветнические фильмы. В современной литературе и современном кинематографе образа маршала Жукова нет. Есть инсинуации, есть дешевые поделки... Фильм «Освобождение», образ, который создал М.А. Ульянов - вот и всё, что можно смотреть. А ещё видео интервью отца Константину Симонову. Кто хочет увидеть, каким был Жуков, надо в первую очередь посмотреть его. Ведь уже по разговору, лицу, глазам, жестам можно судить о человеке... В кадрах этого интервью отец просто прекрасен!
А вот в литературе... Правду об отце ведущие издательства издавать не хотят. Не издаются книги соратников отца, то есть тех, кто хорошо знал его по войне, по ратным трудам. Даже книгу о любви моих родителей с их подлинными письмами я издать не могу, ей просто закрыт ход!
Конечно, не всегда это происходит по идеологическим причинам. О проявлениях хулы и клеветы на великие исторические личности замечательно сказал философ Иван Ильин: «Лакейским душам свойственно поднимать клеветнические сплетни вокруг больших людей. Чем значительнее гениальный человек, чем могущественнее льющийся на него свет, чем большая сила блага, красоты и правды излучается из него - тем нестерпимее становится его облик для натур слепых, тщеславных и зависимых... И бывает так, что чем божественнее луч, который светит сквозь человека, тем сильнее плещут вокруг него страсти злодейских натур».
И.В. - Порой я даже нахожу схожесть фабрикаций клеветнических книг и фильмов о маршале Жукове и поэте Есенине. А была ли у них какая-то схожесть по жизни?
М.Г. - Они были почти ровесниками (Есенин старше Жукова всего на год). У отца с Есениным было одинаковое крестьянское происхождение, похожее детство:
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет...
В то время в русской крестьянской семье только помолясь Богу садились за стол, принимались за работу, решали важные дела, ложились спать.
Вы, Игорь Васильевич, в своей книге пишете о том, как учился Есенин в церковно-приходской школе. Вот и мой отец прошел такое же обучение. В церковно-приходской школе преподавался Закон Божий (фрагменты из Священной истории Ветхого и Нового Завета в доступной детям форме, церковнославянская грамота, краткий катехизис, молитвы, церковное пение). О годах учебы у отца остались самые теплые воспоминания. Георгий учился на «отлично» и окончил школу с похвальным листом. И ведь Есенин точно так же учился и окончил школу, получив «Похвальный лист», который сейчас выставлен в доме-музее села Константиново.
Так же, как и Есенин, отец бывал на церковных службах. В субботние дни ходил на всенощную, а в воскресные - на литургию. «В большие праздники, - вспоминал он, - хозяин (так он называл родного дядю, у которого учился на скорняка) брал нас с собой к обедне в Кремль, в Успенский собор, а иногда и в храм Христа Спасителя».
Архимандрит Кирилл (Павлов) в письме ко мне о вере Жукова в Бога сказал так: «О Георгии Константиновиче я слышал от настоятеля храма Новодевичьего монастыря, что на Большой Пироговке, протоиерея отца Николая Никольского. Маршал Жуков приходил в их храм, и однажды он дал отцу Николаю деньги на поминовение, а отец Николай спросил его: «А кого поминать?» Георгий Константинович сказал: «Всех усопших воинов...»
А вот и другое свидетельство о верующей душе Георгия Константиновича протоиерея отца Анатолия, фамилию его сейчас не помню... Однажды при разговоре он поведал нам, что во время войны был в звании генерал-майора, а когда война кончилась, он ушел в отставку, а затем принял сан и служил клириком Ижевского собора.
Во время войны, говорил отец Анатолий, я как генерал встречался с маршалом Жуковым, беседовал с ним, и однажды во время беседы я его спросил, верует ли он в Бога. «Жуков мне ответил - говорит отец Анатолий, - я верю в Силу Всемогущественную, в Разум Премудрейший, сотворивший такую красоту и гармонию природы, и преклоняюсь перед этим». А отец Анатолий, а тогда генерал-майор, и говорит Жукову Г. К.: «То, что Вы признаёте, и есть Бог».
То, что в душе своей Георгий Константинович чувствовал Бога - это бесспорно. Другое дело, что он, может быть, не мог это свое чувство выразить словами, потому что вера в Бога в то время была в поношении, в загоне, и ему как высокопоставленному начальнику надо было соблюдать осторожность, так как тогда кругом торжествовали атеизм и безбожие...
Печать избранничества Божия на нем чувствуется во всей его жизни. С глубоким уважением и любовью к Вам. Архимандрит Кирилл».
Письмо это я опубликовала в своей книге «Маршал Жуков - мой отец».
И.В. - То, что сказал старец Кирилл о маршале Жукове в полной мере можно отнести и к поэту Есенину. В моей книге приводится много примеров таких же по смыслу цитат авторитетных православных архиереев и священников о вере Есенина в Бога, которую он сохранил до конца жизни, проходя через искушения и падения.
Но вот что еще сближает маршала Жукова и поэта Есенина, так это то, что они оба участвовали в Первой Мировой войне и были на фронтах Великой Отечественной. О значении поэзии Есенина в годы войны 1941-1945 гг. написаны целые книги. Одни их названия говорят сами за себя «В. Сафонов. Есенин на фронтах Великой Отечественной», «Б. Стыркович. С Пушкиным и Есениным по огненным дорогам Великой Отечественной войны». Стыркович, участник войны, пишет о том, что видел сам. Так, в своей книге он рассказывает о том, как политруки читали стихи Есенина бойцам и пред атакой, и после боя, и в госпиталях, и в блиндажах, и в землянках. В музее-заповеднике С.А. Есенина в Константинове выставлены переписанные в солдатские тетради целые сборники Сергея Есенина, которые прошли с бойцами через огонь Великой Отечественной войны. «Иду в бой за Родину! За Есенина!» - такую карандашную надпись можно увидеть на титульном листе одной из есенинских книжек в экспозиции музея в Константинове. Вот насколько есенинская поэзия поднимала дух русских людей. Ветеран Великой Отечественной войны Ф.Г. Канадцев сказал об этом так: «Стихотворения Сергея Александровича были необходимы солдатам, как хлеб, только для души. Он помогал нам оставаться людьми на войне».
Легендарный лётчик, трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин писал: «Сергей Есенин, как патриот родной земли, шел с нами в бой и помогал громить врага. Любовь к родной стране, чудесная лирика, доходящая до самого сердца и ума, сопутствовали в годы войны и послевоенные годы моей трудовой и боевой жизни...»
И таких свидетельств участников Великой Отечественной войны очень много. Да и сама тема значения есенинской поэзии в годы войны достаточно обширна и те, кто ей интересуется могут почитать вышеупомянутые книги.
Здесь же, Мария Георгиевна, хочется спросить о том, как в вашей семье относились к Есенину в мирное время, после войны? Читал ли его стихи ваш отец, маршал Жуков?
М.Г. - Да, читал. У нас дома была большая библиотека, кроме того, отец постоянно выписывал новые, выходившие из печати книги. А тогда Есенина стали издавать массовыми тиражами. Песни на его стихи исполнялись везде и всюду. И у нас дома они звучали, мы слушали пластинки с песнями на стихи Сергея Есенина. Любил отец есенинскую песню: «Не жалею, не зову, не плачу».
Вообще Георгий Константинович много читал, любил произведения Толстого, Шолохова, Твардовского. И мне он постоянно напоминал о необходимости читать классику. Помню, как по вечерам мы с ним читали рассказы Чехова. С большой теплотой вспоминаю эти минуты... Я читаю, а над какими-то шутками мы вместе смеемся... Как прекрасно было это семейное чтение вслух! В последние годы жизни отец с интересом читал стихи Расула Гамзатова.
Георгий Жуков, как и Сергей Есенин, очень хорошо знал и высоко ценил народный язык. Его речь была образной, сочной. Георгий Константинович был немногословен, четко формулировал мысли, точно подбирал слова. С любым человеком он находил нужный язык: с крестьянином или солдатом свой, с академиком - свой, с музыкантом - свой. И никогда не слышала я от него «гнилых» слов или пустых разговоров.
И.В. - Искренне благодарю вас, Мария Георгиевна за беседу и за редакторскую работу над моей книгой «Сергей Есенин. Путь к Богу». Думаю, мы не зря потрудились. И очень важно, что книга получила гриф Издательского совета Русской Православной Церкви. Примечателен и тот факт, что эта книга была подарена настоятелем Константиновского Казанского храма протоиереем Александром Куропаткиным премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву.
А в заключение хочу рассказать про один замечательный случай, произошедший после выхода книги в свет. Один молодой рязанец (не стану здесь называть его имя), долго думал, надо ли ему креститься. Он из семьи творческих интеллигентов, а таковые, как известно, с большим трудом решаются на столь ответственный шаг. Так вот этот молодой человек принял решение покреститься после прочтения книги «Сергей Есенин. Путь к Богу». Он говорил, что на такое решение его подвигла эта книга, вдохновил пример веры в Бога великого русского поэта.
Думается, Мария Георгиевна, что это лучшая оценка наших трудов над книгой о Есенине. Благодарю вас за сотрудничество, благодарю за это интервью.
Источник: ИМ ЗЕРНА