«Испытания посылаются, чтобы мы закалялись как христиане...»

О «молодом лице Церкви», Патриаршем подворье на Крутицах, торжестве Православия в Казахстане и о том, как монаху предложили джаз потанцевать


Часть 2

Часть 1 

Продолжение беседы с ключарем домового храма во имя Святителя Николая Чудотворца при Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научно-клинический центр отоларингологии ФМБА России» иеромонахом Серафимом (Петровским)

 

 

Сегодня исполняется десять лет служения о.Серафима в священном сане. Поздравляем батюшку, желаем благодатного вспомоществования Пресвятой Богородицы, доброго здравия на многая и благая лета!

***

- Отец Серафим, мы не раз встречались с Вами на Крутицком Патриаршем подворье в храме Успения Пресвятой Богородицы и в нижнем храме Петра и Павла. В чем уникальность этого подворья?

- На моих глазах совершилась передача уникального верхнего храма - храма Успения Пресвятой Богородицы. В Москве всего в двух храмам горнее место, на котором, символизируя собою Христа, восседает архиерей, вырублено прямо в стене, - это Успенский собор Кремля и Успенский собор на Крутицах. Во время польской оккупации, когда в Кремле находились польские военные отряды, Успенский собор на Крутицах выполнял роль главного храма Москвы. В то время именно с Крутицкого подворья на собор, избравший царем Михаила Романова, выходили казаки - инициаторы этого избрания. Мы знаем, что между боярами были распри, и они никак не могли сесть за стол переговоров, каждый предлагал своего кандидата, и именно народная воля, олицетворенная в казачестве, решающим образом повлияла на избрание царя Михаила на всероссийский престол. Где-то уговорами, где-то даже силой казаки заставили бояр склониться к выбору царя Михаила. Так что первый царь династии Романовых - это действительно народно избранный царь.

О том, как Россия увидела молодое лицо Церкви

- Расскажите, пожалуйста, о том времени, когда председателем Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви был владыка Александр (Могилев), нынешний митрополит Астанайский и Казахстанский.

- В те годы я занимался координацией всей текущей деятельности отдела, организацией крупных общецерковных мероприятий, например, таких как съезды православной молодежи епархий, московские фестивали православной молодежи. Первый Всецерковный общероссийский съезд православной молодежи также проводили мы - команда владыки Александра. Я помню, с какими трудностями мы тогда сталкивались. Но несмотря ни на что, как сказал владыка Александр, «Россия увидела молодое лицо Церкви». До этого съезда церковь в значительной степени ассоциировалась с немощными и больными старушками, которые приходят в храм, чтобы помолиться о грехах своей юности, что никого, кроме старушек нет в храме. Такое восприятие храма, церкви было до того съезда... Нельзя сказать, что именно с него начались возрождение и активная миссионерская деятельность среди молодежи. Она началась и развивалась до съезда и где-то уже приносила довольные успешные плоды. Но именно съезд очень явно продемонстрировал, что у церкви есть молодое лицо, молодежный отряд, искренне верующие молодые люди, успешные студенты престижных вузов, те люди, которые в скором времени займут высокие посты в нашем государстве, в нашем обществе, будут управлять страной. В 2009 году владыка Александр дал благословение начать вашу благотворительную программу «Детская лепта», а я как его заместитель и ответственный секретарь Отдела помогал проводить первые мероприятия в рамках этой программы. В этом году исполнилось 10 лет одной из акций программы - ежегодному благотворительному концерту «Дорогою добра» в помощь онкобольным детям. Слава Богу, что это начинание развивается.

 

О Православии в Казахстане, поселке Ключи и иностранных делегациях

- Решением Священного синода в 2011 году владыка Александр был переведен в Казахстан архиепископом Астанайским и Казахстанским, а затем возведен в сан митрополита в качестве главы Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Вы сразу последовали за ним в Казахстан?

- Нет, не сразу. Некоторое время владыка оставался председателем Отдела по делам молодежи, а я его заместителем, представляющим его в Москве. Поэтому я приехал в Казахстан на место служения владыки самым последним. В течение почти четырех лет, с 2011 по 2014 годы, по благословению владыки я занимался внешними связями Округа и был настоятелем Митрополичьего подворья в поселке Ключи. До меня настоятелем небольшого прихода храма святых Царственных страстотерпцев: императора Николая, императрицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии был протоиерей Вадим Алексеев, замечательный, очень глубокий человек. Я сменил его на должности настоятеля. До назначения на новую должность он еще некоторое время служил на нашем приходе и очень многому меня научил. Вообще, надо сказать, что в Казахстане замечательные священнослужители, внимательные, всегда готовые придти на помощь. Там очень добрая домашняя атмосфера.

Тогда я впервые стал настоятелем, то есть человеком, который не только служит в храме, не только окормляет паству - это самое главное священническое служение, но и человеком, который занимается многими хозяйственными вопросами. Поскольку приход не очень большой, настоятелю приходится не только служить одному без дьякона, но и совмещать много других должностей: завхоза, занимающегося отоплением, электро- и водоснабжением, директора воскресной школы, сочиняющего сценарии детских праздников, и так далее. Это был очень ценный «боевой» опыт.

- Много ли в Казахстане православных христиан?

- Православных до сих пор довольно много. Население Казахстана около 12 миллионов, из них треть, т.е. около 4 миллионов - это православные. Православие в Казахстане - это Православие славянской, греческой и корейской части населения, а не местных жителей с их местным колоритом, как это бывает в иных странах. По выражению лидера нации, президента Н.А. Назарбаева, в Казахстане есть единый казахский народ, мирно исповедующий разные религии. С приездом в Казахстан митрополита Александра отток православных, среди которых были русские, украинцы, белорусы, немцы, к счастью, затормозился. До этого многие уезжали в Россию, а немцы, в том числе православные, естественно, в Германию.

- А бывает, что местные жители переходят в Православие?

- Бывает. Есть даже несколько православных священников-казахов, но, как правило, это встречает сопротивление со стороны родственников. Родные и близкие не принимают этот выбор, и человек оказывается вне социума, вне семьи, только в своей православной общине. Нужно быть очень мужественным человеком, чтобы решиться на это. Нужно и священнослужителю, и приходу поддержать такого человека и создать ему какую-то альтернативу семьи, но это, согласитесь, очень сложно.

- Был ли в вашем храме хор?

- Да, но хором это не назовешь. Мы собирали хор на большие праздники, а регулярно пела одна пожилая прихожанка - раба Божия Любовь. Без ее помощи было бы совсем трудно. Она очень ревностно относилась к службам, присутствовала на каждой службе, за редким исключением. Поэтому я ей очень благодарен. По моему представлению владыка Александр отметил ее церковными грамотами и медалью, как и многих других наших прихожан, которые трудились целыми семьями: супругов Щукиных, Распоповых, Резванов, Щегловых и других. У меня до сих пор самые теплые воспоминания о каждом из них.

На нашем приходе базировалась одна из казачьих общин, которую мне благословил окормлять владыка митрополит. Я тогда впервые познакомился с традициями Семиреченского казачества. Мы служили молебны, панихиды на местах захоронения невинно убиенных, вместе отмечали церковные праздники. Я впервые в жизни участвовал в казачьих кругах, избрании атамана, освящал знамя. Это уникальный опыт, за который я очень благодарен владыке Александру.

- Помимо всех обязанностей настоятеля храма, Вы ведь еще выполняли поручения митрополита Александра по вопросам внешних связей Округа?

- Да, действительно. Это, прежде всего, взаимодействие с католической церковью, с протестантами, которые есть в Казахстане. Один католический епископ как-то пошутил при встрече, что отцом католичества в Казахстане они считают Иосифа Виссарионовича Сталина, который сослал туда значительную часть немцев Поволжья. С момента их переселения и началась полноценная жизнь католической церкви в этих краях.

Большое впечатление на меня произвела личность третьего Апостольского нунция в Казахстане архиепископа Мигеля Маури Буэндиа. (Апостольская нунциатура - это дипломатическая миссия Ватикана высшего уровня, эквивалент посольства. Главой апостольской нунциатуры является нунций (от латинского nuntius - вестник). Папский (Апостольский) нунций является постоянным дипломатическим представителем (главой дипломатической миссии) Святого Престола в стране или международной организации, имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла и, как правило, церковный ранг титулярного архиепископа. Нунций служит связующим звеном между Святым Престолом и католической церковью в конкретном государстве, осуществляет надзор за епархиальными епископами и играет важную роль в выборе епископов. - И.А.)

Это очень образованный и тонкий человек, обладающий огромным жизненным и духовным опытом. Тогда начинался кризис на Украине, и мы в разговорах с ним часто касались этого вопроса. Как-то раз я заметил, что ящик Пандоры открылся в Косово, и он откровенно рассказал мне о чудовищных зверствах албанцев по отношению к сербам. Он знал это из первых уст, поскольку состоял в международной комиссии, которая занималась этими проблемами.

Кроме того, в мои обязанности входило еще и взаимодействие с представительствами иностранных государств, посольствами, консульствами различных стран в Республике Казахстан. Этому была посвящена значительная часть моей жизни. Общение с дипломатическим корпусом очень обогатило мои знания, позволило под другим углом зрения взглянуть на современную геополитическую ситуацию. Вспоминается один интересный случай. В разговоре с японским дипломатом мы коснулись темы русско-японской войны, и я сказал, что Япония выиграла ее. Мой визави ответил: «По крайней мере, не проиграла». Какое чувство такта.

А однажды французский генеральный консул г-н Гийом Наржоле пригласил меня на концерт, посвященный памяти одного известного музыканта. Я пришел в гражданской одежде, чтобы никого не смущать, и обнаружил, что это концерт джаза. Уходить было неловко, т.к. я сидел рядом с дипломатами. В заключение г-н Наржоле предложил всем потанцевать и, увидев меня в костюме, потянул за собой. Мне стоило огромного труда деликатно отказаться.

- Отец Серафим, Вы много путешествовали по Казахстану?

- Можно сказать, что побывал во всех областях Республики. Мне посчастливилось сопровождать митрополита Александра и греческую делегацию, которая доставила в Округ десницу святителя Спиридона Тримифунтского. Мы летали по областным центрам Казахстана на небольшом самолете и приземлялись, как правило, по ночам. В каждом городе, несмотря на ночное время, нас встречали тысячи людей. Приходили, кстати, и казахи с больными детьми. Такая целительная сила исходит от десницы святителя!

Казахстан - это удивительная, очень красивая страна. Дважды я проехал ее на своем автомобиле от северных границ Казахстана до Алма-Аты - это фактически южная граница, и обратно, то есть видел весь Казахстан - его бескрайние степи, многочисленные табуны лошадей и овец, поскольку казахи - это традиционно скотоводы, кочевой народ.

Из России в Казахстан на своей машине я вез частицу мощей св. Царицы Пульхерии, которую в наш храм в Ключах передал Международный католический фонд «Триумф сердца». Мы заезжали во все храмы, которые встречались нам по пути, заранее предупреждая настоятелей. И опять - толпы людей. Такое торжество Православия на Казахстанской земле!

Очень глубокое впечатление оставил прекрасный город Алма-Ата, расположенный почти на километровой высоте над уровнем моря. Он красив, прежде всего, своей природой. Город расположен в центре амфитеатра, скажем так, в окружении горных вершин Заилийского Алатау, предгорья Тибета. Сейчас там в селе Чимбулак реконструирован горнолыжный курорт «Чимбулак», и появилась хорошая европейского уровня канатная дорога, которая приводит прямо на ледник, откуда с высоты 2,5 км открывается потрясающий вид на Алма-Ату.

Горы, конечно, производят очень глубокое впечатление. Я раньше никогда не бывал в таких горах, поэтому для меня в этом смысле тоже открылась новая страница жизни. Много раз мы поднимались на эти горные вершины, в том числе с иностранными делегациями. К нам приезжали предстоятель Чехословацкой Православной Церкви, в то время митрополит Христофор. Были у нас и ныне покойный митрополит Варненский Кирилл из Болгарии с делегацией священнослужителей Болгарской Православной Церкви, и представители Польской Православной Церкви, и многих других наших братских Православных Церквей. Была и делегация католической церкви из Италии из епархии Конверсано Манополи.

- Расскажите, пожалуйста, о личных впечатлениях от общения с католиками.

- Во время той поездки итальянцы были потрясены лагерями для врагов народа и изменников родины, для военнопленных, где они обнаружили на памятнике над братской могилой имена соотечественников и где совершили литию. Они также были настолько удивлены интенсивностью современной православной жизни в Казахстане, что глава делегации, прощаясь, по-итальянски эмоционально сказал мне: «Вот что надо показывать во всех новостях, а не о том, какую подвязку надела сегодня английская королева!»

- Вы общались со многими делегациями, а сами много поездили по миру?

- Помню свое первое посещение Лондона во время летней Олимпиады. По приглашению Апостольского нунция в Великобритании архиепископа Феррентского Антонио Меннини я приехал тогда в Англию в первый раз. Мы дружим с владыкой еще с того времени, когда он был нунцием в Москве. Это удивительный человек, очень открытый и мудрый. Лондон произвел на меня большое впечатление, особенно своими музеями. Не буду рассказывать обо всех, но один мне особенно дорог, это Музей Виктории и Альберта, в котором собрана великолепная восточная коллекция с редчайшими экспонатами, в том числе, из Поднебесной, которую я так люблю.

Во время поездки мне запомнились две встречи. Одна - с Лордом Бренноном, очень верующим католиком, в его имении в Берберри на юге Англии. Мы приехали туда вместе с владыкой Антонио. Нас радушно встретил Лорд со своей супругой и сказал мне, что я второй русский, посещающий его имение. Первым оказался Александр Дмитриевич Жуков. После экскурсии по имению и дому, где мне показали настоящую английскую печь, которую я сначала принял за атомный реактор, и рассказали в подробностях, как ею пользоваться, за трапезой мы естественно разговорились о положении дел в России. Лорд Бреннон стал расспрашивать меня о реакции Церкви на отвратительную выходку известной скандальной группы в ХХС. Как раз в то время скандал и разгорелся. После передовиц об Олимпиаде во всех английских газетах сразу следовали обличительные статьи в адрес нашего государственного и церковного руководства в защиту этих разнуздавшихся девиц. Когда я объяснил нашу позицию Лорду, он спросил, не слишком ли жестоко так наказывать провинившихся. Тогда я рассказал о предыстории, о других подобных акциях этой группы. Бреннон и его супруга были шокированы и откровенно сказали, что никогда и ничего об этом не слышали. Вот такие очевидные двойные стандарты в английской прессе.

Вторая встреча произошла в нунциатуре в Уимблдоне. Владыка Антонио пригласил к обеду семинаристов и молодых католических священников, будущих дипломатов, которые учатся на курсах английского языка. Один из них, с иголочки одетый, с ухоженными ногтями, с аккуратной прической, с прекрасным знанием языков сразу привлек мое внимание. Я даже подумал, что и нашей церковной молодежи не мешало бы так подавать себя. Как оказалось, он был из Литвы. Почти сразу после молитвы и начала трапезы он стал распространяться об империи зла СССР и о том, что русские оккупировали Литву после войны и так далее. Говорил он все это очень эмоционально и с ненавистью лично ко мне. И это священнослужитель! Сгладил ситуацию владыка, он улучил момент и спросил всех, не начали ли собравшиеся изучать шифровальное дело (во всех нунциатурах стоят шифромашины). Некоторые ответили положительно. Тогда владыка махнул рукой и сказал: «Не относитесь к этому слишком серьезно. Священник, который разрабатывал шифры, потерял половину ключей к ним».

- По Вашему впечатлению большинство католиков открыто или скрыто думают так же, как этот падре из Литвы?

- Конечно, нет. Совсем другие католики, например, в общине Бозе в Италии, где мне посчастливилось побывать несколько раз. Это удивительный монастырь, расположенный на севере Аппенин, вдали от крупных населенных пунктов. Он возник так, как возникали монашеские общины в древности. На это место пришел человек, нынешний глава общины Энцо Бьянки, стал молиться. Постепенно вокруг него стала собираться братия. Построили кельи, храм, трапезную, стали заниматься садоводством, огородничеством, гончарным и другими ремеслами. Полностью сами себя обеспечивают. Монастырь разросся. Сейчас это обитель с множеством построек, со своей гостиницей. Здесь проводятся международные встречи по разным богословским вопросам. Вообще в этом месте присутствует аромат древнего христианства, и живут замечательные добрые христиане, с которыми я поддерживаю хорошие отношения.

- Отче, можно спросить Вас о семье? Были ли среди Ваших предков священнослужители?

- Неизвестно, были ли. Точно знаю, что мой дед со стороны матери, Петр Васильевич Феоктистов, пел мальчишкой в церковном хоре. Эту церковь в деревне Осиновка Гагинского района Горьковской (теперь Нижегородской) области я хорошо помню. Он ветеран двух войн - Финской и Отечественной, дошел до Берлина в звании майора, затем служил в Германии, Болгарии, Армении. О войне, правда, никогда ничего не говорил и никогда не надевал свой парадный китель с множеством орденов и медалей.

После войны он с семьей приехал в Дзержинск Горьковской области. Здесь он работал заместителем директора драмтеатра, где очень сдружился с народным впоследствии артистом Петром Вельяминовым. Моя мама вспоминает, как на детских елках в театре Вельяминов был Дедом Морозом, а она снегурочкой. Тогда в нашем театре играли ныне заслуженная артистка РФ звезда Псковского драмтеатра Мирра Горская и ее супруг Михаил Иванов (его замечательный весенний пейзаж до сих пор висит в нашей квартире), заслуженная артистка СССР Екатерина Бекханова и многие другие прекрасные артисты. По воспоминаниям мамы, это была дружная и веселая компания, которая частенько заседала в нашей квартире недалеко от театра.

Отец деда Василий Васильевич также служил, был капитаном судна Волжской флотилии. Мать деда, моя прабабушка Екатерина Сергеевна Горюнова, которую я застал в живых и очень любил, была домохозяйка, а во время войны ее мобилизовали, и она день и ночь работала на заводе им. Свердлова, который выпускал и выпускает взрывчатку, в моем родном городе Дзержинске.

Наш прапрадед Сергей Дмитриевич Горюнов служил распорядителем рядов на Нижегородской ярмарке и был лично знаком с Федором Шаляпиным, который часто пел в Нижнем. В годы разрухи после гражданской войны он возглавил Гагинский райисполком Горьковской области. Его сыновья Андрей и Иван занимали в разные годы ответственные посты в области: председателей крупных колхозов, директоров питомников и МТС. В основном по части сельского хозяйства. Дед Сергей трудился председателем райисполкома до конца войны. Благодаря ему выжила семья моей бабушки Юлии Павловны, урожденной Богдановой. Они бежали из блокадного Ленинграда, где осталась старшая сестра бабушки Евдокия Павловна, и добирались до Гагино то пешком, то на подножках. Бабушка окончила Ленинградский Финансовый институт, успела поработать бухгалтером в воинской части в финском городе Сортавала, где и познакомилась с моим дедом, проходившим там воинскую службу во время Финской войны.

В Гагино она оказалась единственным человеком с высшим экономическим образованием, поэтому прадед назначил ее главным бухгалтером всех колхозов района. Благодаря этому удавалось добывать хоть какое-то пропитание для ее сына, матери, сестер и племянников. Кстати, все они старообрядцы. В Старой Руссе, нашем родовом гнезде, до сих пор сохранился их дом, который стоит прямо напротив старообрядческой церкви.

Упоминавшаяся уже сестра бабушки Евдокия Павловна была замужем за писателем-маринистом шведского происхождения Николаем Полиным. Полин - это творческий псевдоним, его настоящая фамилия Гранстрем. Его предок приехал в Россию во времена Петра Великого и основал в Петербурге типографию. Издательство Гранстрема было хорошо известно в дореволюционной России и специализировалось на детских подарочных изданиях. Ирония судьбы: когда я учился на первом курсе Востфака СПбГУ, я каждый день, по пути из общежития на учебу и обратно, проходил мимо особняка Гранстремов на Васильевском острове.

Дочь Евдокии Павловны и Николая Полина, Нина Николаевна, была замужем за ленинградским архитектором Василием Кузьмичем Петровым. Я помню их квартиру на Пушкинской с огромной ротондой, которую некогда занимала сестра Керенского. Также вспоминается их большая дача в Вырице с яблоневым садом. Семья Василия Кузьмича пережила там оккупацию, они окормлялись у преподобного старца Серафима Вырицкого. Благодаря о. Серафиму они убежали в лес перед прибытием немецкой зондер-команды и так спаслись.

- Ваше родовое гнездо находится в моей любимой Старой Руссе, где в доме-музее Достоевского ежегодно проходят Международные Достоевские чтения. А что знаете о родственниках со стороны отца?

- Дед, тоже Петр, Петр Федорович Петровский был парторгом цеха на заводе «Капролактам» в Дзержинске. Я застал в живых его отца, моего прадеда, который рассказывал, что в 30-е годы они пришли в Дзержинск с низовьев Волги, из Астраханской области. Бабушка, Галина Ивановна Черникова, родом из-под Казани, вспоминала, что отец ее был учителем. Я застал в живых ее мать Валентину Тихоновну, которая жила в Люберцах. Галина Ивановна была депутатом Верховного совета, встречалась в составе делегации горьковских депутатов с Ю.А. Гагариным. Я помню, как она показывала его автограф на делегатском мандате. Она была удостоена высокой государственной награды - ордена «Знак почета».

Отец, Юрий Петрович Петровский - инженер-электрик, занимал должность главного инженера в Дзержинском управлении треста «Верхняя Волга электромонтаж», сейчас на пенсии, преподает в Дзержинском техническом колледже. Мама, Екатерина Петровна Петровская - химик, всю жизнь проработала в секретном до сих пор Дзержинском научно-исследовательском химико-технологическом институте. Сестра Лилия окончила Нижегородский Государственный университет по специальности «русский язык и литература», но работает в компании сотовой связи. Муж сестры Игорь Алексеевич Сорокин - подполковник милиции, спортсмен, призер многих международных соревнований по различным видам борьбы. Любимый племянник и крестник Кирилл учится сейчас на первом курсе на программиста в Нижегородском Государственном технологическом университете.

- Отец Серафим, а были ли в Вашей жизни серьезные трудности?

- Господь не дает Креста сверх меры. За все слава Богу. Сейчас я вспоминаю с юмором, как я зимой приехал в Казахстан. Меня назначили настоятелем сельского храма, где не было ни канализации, ни отопления. Он отапливался углем. Иногда зимой заканчивался уголь, и мы не знали, чем топить. Первая зима запомнилась службами в холодных помещениях, которые еле-еле отапливались электрическими батареями и тепловентиляторами. Приходилось обращаться к прихожанам. Бросали клич, собирали, кто сколько может, чтобы можно было отапливать храм, молиться в нем. Подобные ситуации бывали и со светом. Вдруг повышались тарифы, устанавливались какие-то многотарифные счетчики. Все это, конечно, стоило немалых денег. Бывала угроза, что могут завтра-послезавтра отключить либо свет, либо воду, либо что-то еще. Одним словом, все эти ежедневные заботы, которые не очень видны, отнимали очень много времени и сил.

Но в течение года мы устроили наш быт: провели канализацию и отопление, поставили батареи и сделали душевые комнаты для тех сотрудников подворья, которые там жили. И это почти все своими руками. Сварщик варил трубы, а мы с алтарником Павлом Кетовым их держали. Так что за год я освоил много специальностей, о которых раньше даже не подозревал. И, слава Богу, потому что человек должен освоить в своей жизни как можно больше различных профессий и специальностей, пройти через как можно большее количество трудностей, чтобы стать действительно по-человечески мудрым и духовно опытным.

- Одну зиму мне пришлось жить в деревянном доме воды, другую - без электрического и газового отопления. Топила печку углем, она дымила, к утру дом был ледяным, и я научилась благодарить Бога за то, что люди обычно не ценят, - за свет, тепло, журчащую в кране воду... Тогда казалось, что это были самые трудные времена, а когда дом сгорел, поняла, что была счастлива, ведь у меня был дом, а теперь у нас с дочерью нет своего жилья...

 


 

- И большие серьезные трудности, и мелкие неприятности - это все ступени, которые человек преодолевает не зря. Все эти испытания посылаются нам не просто так, а для того, чтобы мы как христиане закалялись, потому что христианин - это воин. Мы знаем слова, которые священник произносит над крещаемым, слова о том, что мы становимся воинами Христа. Мы в этом мире действительно ведем войну, но не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесных, о чем говорит апостол. Для того чтобы вести эту брань, для того чтобы быть воином Христа, нужно много духовно тренироваться, так же как опытный воин много тренируется в действующей армии. Проходя различные жизненные трудности, мы становимся опытными воинами этой христианской армии, воюющей против дьявола и его приспешников.

Беседовала Ирина Ахундова

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ирина Ахундова:
«Кузнечики» Спиридона
О чудесной помощи святого в пастушьей шапочке
24.12.2019
«Пантанасса» значит «Всецарица»
О срочной помощи онкобольному Мише Плохотнюку
24.12.2019
Подарок Великой княгине Елизавете Федоровне
В Смоленске прошли XIII детско-юношеские Елизаветинские чтения «Белый ангел России»
05.11.2019
О чудесной помощи прп.Гавриила (Ургебадзе)
К 90-летию старца Гавриила Самтаврийского, пятилетию обретения мощей и включения его имени в месяцеслов Русской Церкви
04.11.2019
Все статьи автора
Серафим (Петровский):
«Испытания посылаются, чтобы мы закалялись как христиане...»
О «молодом лице Церкви», Патриаршем подворье на Крутицах, торжестве Православия в Казахстане и о том, как монаху предложили джаз потанцевать
07.04.2016
«Моя самая интересная встреча со святителем Лукой произошла в Алма-Ате...»
О святителе Луке (Войно-Ясенецком), архиепископе Иннокентии (Пустынском), радуге нал монастырем, золотых серьгах мусульманки и любви к китайскому языку
17.03.2016
Крутицкое подворье и начало правящей династии Романовых
К годовщине избрания Земским собором царя Михаила
01.03.2010
"Уча учениям человеческим..."
Главы из книги "В начале было Дао" (М., 2007), изданной по благословению архиепископа Костромского Александра
18.05.2009
Все статьи автора