«Моя самая интересная встреча со святителем Лукой произошла в Алма-Ате...»

О святителе Луке (Войно-Ясенецком), архиепископе Иннокентии (Пустынском), радуге нал монастырем, золотых серьгах мусульманки и любви к китайскому языку

1 часть

2 часть

18 марта 2016 года исполняется 20 лет со дня обретения святых мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и 2 года со дня подписания в Георгиевском зале Кремля договора о вхождении Республики Крым в состав Российской Федерации. 21 марта 2014 года Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон о вступлении Крыма в состав РФ и образовании в стране новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Одновременно был подписан указ о создании Крымского федерального округа. (http://dbelyaev.ru/p/18927/). Конечно, это не совпадение, а промысел Божий. Весь православный Крым молился в те дни Богу и Его угоднику - святителю Луке Крымскому, чьи святые мощи были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя 20 марта 1996 года, а 25 мая того же года архиепископ Симфепопольский и Крымский Лука был причислен к лику местночтимых святых в Симферопольской и Крымской епархии.

Вообще 2016 год можно назвать годом святителя Луки, ведь именно в этом году исполняется 100 лет со дня защиты Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким докторской диссертации «Регионарная анестезия», 95 лет со дня рукоположения врача Войно-Ясенецкого в иереи (в день Сретения Господня), 70 лет со дня получения им Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (это произошло в конце января - начале февраля 1946 года). 26 мая 1946 года, 70 лет тому назад, состоялся перевод владыки Луки на Симферопольскую кафедру, и он был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. А 11 июня 1961 года горячо любившая его паства проводила владыку Луку в последний путь. В этом году в день его памяти и в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, мы будем отмечать 55-летие со дня его кончины.

С разговора о святом враче-архипастыре, который как никто помогает больным людям в исцелении, мы начали наш разговор с ключарем домового храма Николая Чудотворца при Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России» иеромонахом Серафимом (Петровский), отметившим 27 февраля 2016 года свое 45-летие. Он очень почитает святителя Луку и молится ему о своих прихожанах. Отец Серафима знает несколько иностранных языков, обладает большими церковными знаниями, с 2001 года возглавляет Дальневосточный центр при Московской Духовной Академии. Но главное в нем - то, что от него исходит тепло, он располагает к себе добротой и человечностью.

 


 

- Отец Серафим, поздравляю Вас с прошедшим днем рождения. Знаю, что среди поздравивших Вас были митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев), духовенство и прихожане храма Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии, что на Миусском подворье Казахстанского Митрополичьего округа в Москве, представители общественных организаций и творческой интеллигенции. Как давно Вы знакомы с владыкой Александром?

- С 2001 по 2011 год я нес церковные послушания в храме Успения Пресвятой Богородицы на Крутицком Патриаршем подворье, которое по сей день является резиденцией Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви. Владыка возглавлял этот отдел, а я был его помощником, ответственным секретарем. Потом в течение четырех лет проходил свое священническое служение в Казахстане, куда был переведен владыка.

- По промыслу Божьему Ваша личная памятная дата отмечается в год, на который приходится сразу пять круглых дат, связанных с именем святителя Луки. В 2015 году по инициативе директора Центра Николая Аркадьевича Дайхеса в течение трех месяцев здесь экспонировалась фотовыставка «Святитель Лука», подготовленная Фондом Андрея Первозванного (http://www.orthomed.ru/node/434). Что лично для Вас значит имя святителя Луки, икона которого есть в вашем больничном храме?

- Я много слышал о нем еще до момента его прославления и, конечно, читал его книгу «Я полюбил страдание». Святитель Лука Крымский добивался потрясающих результатов в лечении, потому что одновременно был и врачом, который лечит тело, и священником, который лечит душу. Со святителем Лукой жизнь сводила меня несколько раз. Самая интересная моя «встреча» со святым врачом произошла в Алма-Ате. Раньше этот город назывался Верный, а кафедра - Верненская.

Когда я приехал в Алма-Ату, меня очень заинтересовала личность выдающегося архипастыря - архиепископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия (Пустынского). Одно время он был епископом Верненским. Затем он перенес кафедру в Ташкент, где впервые встретился с будущим владыкой Лукой, а тогда Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким. Они были очень близки духовно. В кафедральном соборе Валентин Феликсович произносил очень яркие, глубокие по содержанию проповеди. И первым, кто увидел во враче будущего священника, был именно епископ Иннокентий, человек тоже очень удивительной судьбы.

Он был одним из немногих православных архиереев, кто встречался с президентом Соединенных Штатов Америки Теодором Рузвельтом (Рузвельтом старшим), когда возглавлял Аляскинскую кафедру, находившуюся в городе Ситка на Аляске. В 1903 году он был епископом Алеутским и Аляскинским, первым викарием Северо-Американской епархии с кафедрой в Сан-Франциско (правящим архиереем тогда был ныне прославленный в лике святых святитель Тихон Московский). Затем он занимал Якутскую кафедру, потом Верненскую. После октябрьского переворота и начавшихся страшных гонений на Церковь возвратился на свою малую Родину - в Вологодскую губернию.

После нескольких арестов его отправили в ссылку в Алма-Ату, где расстреляли по приговору «тройки». Он похоронен в братской могиле, на полигоне, где совершались эти расстрелы. Точное место захоронения уже вряд ли удастся найти. Тогда людей, которых расстреливали, хоронили просто во рвах, в общих могилах.

Я несколько раз был на этом полигоне, где сейчас установлен памятник жертвам репрессий. Это недалеко от поселка Ключи под Алма-Атой, где я был настоятелем местного храма, поэтому и занялся его биографией. Он был выдающимся миссионером во всех краях, где ему судил Бог служить. Это всегда не может не импонировать, не может не удивлять. Изучая документы, я обнаружил некоторые разночтения, например, в том, какую семинарию он окончил - архангельскую или вологодскую. Теперь уже совершенно точно в его биографических данных указывается вологодская духовная семинария. Это удалось установить с помощью интернета, где я нашел списки выпускников семинарии за соответствующий год.

Так вот, именно владыка Иннокентий внушил будущему святителю Луке мысль о том, что он должен стать священнослужителем. Слова преосвященного Валентин Феликсович принял как Божий призыв архиерейскими устами и тут же, не думая ни минуты, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу». 95 лет тому назад, в 1921 году, он был рукоположен в диаконы, а через неделю, в день Сретения Господня, совершилось его рукоположение во иерея. В один из первых дней февраля 1921 года врач появился в больнице в рясе священника, с большим крестом на груди. Своим коллегам, которые пережили шок, он сказал, что Валентина Феликсовича больше нет, а есть священник отец Валентин.

- Ваша больница стала первой и пока единственной в Москве, где экспонировалась небольшая фотовыставка «Святитель Лука». (Видели ее и врачи, приезжавшие в Санкт-Петербург). Проявили ли интерес к ней врачи, пациенты и посетители вашей больницы?

- Конечно. Уже на открытии выставки, когда присутствовали епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), директор Центра Николай Аркадьевич Дайхес, его заместители, заведующие отделениями, врачи, сотрудники Центра, пациенты, было видно, что есть живой интерес к личности святителя Луки, выдающегося хирурга. Среди экспонатов выставки было и фото, на котором будущий святитель Лука запечатлен вместе с архиепископом Ташкентским и Туркестанским Иннокентием (Пустынским) в 1920-е годы.

- Есть мнение, что владыка Иннокентий был обновленцем.

- Существует фотография, на оборотной стороне которой есть подпись «митрополит Киевский Иннокентий (Пустынский)». Вместе с рядом косвенных свидетельств это говорит о том, что владыка Иннокентий состоял в обновленческих структурах. Но прямых подтверждений этому нет. Нет ни одной его подписи под официальными бумагами. Я думаю, что в те смутные времена, на фоне массовых расправ с духовенством, в том числе и с епископатом, было не совсем понятно, где церковь настоящая, а где обновленческая. Люди-то все из одной церкви, все вчерашние единомышленники, собратья, сослужители. Только одни оказались волею судеб уже расстрелянными, другие, может быть, не получали никаких официальных документов, не знали, кто теперь Предстоятель церкви и где он находится, где, собственно говоря, официальная церковь. Конечно, некоторые из епископов могли организовывать какие-то свои церковные сообщества. Часть могла совершенно искренне уходить в ряды обновленчества, не понимая, не осознавая еще, кто ими руководит, что это за люди.

Я думаю, что мы вряд ли обнаружим какие-то прямые свидетельства обновленчества владыки Иннокентия. Тем не менее, есть некие сомнения, есть эта фотография с подписью на обороте. Поэтому отношение к нему у нашей официальной историографии сдержанное. А вот святитель Лука отзывается о владыке Иннокентии очень тепло. В его книге «Я полюбил страдание» он не написал ни одного плохого слова о нем - только добрые очень проникновенные слова, и видно, что он был ему очень и очень благодарен.

- Хотя к обновленцам владыка Лука очень сурово относился.

- Да, совершенно верно. Дело в том, что владыка Иннокентий и сам изгонял из своей епархии обновленцев. Но это все были настолько сложные церковные времена, что сейчас не всегда есть возможность восстановить истину. Надеюсь, что она восторжествует.

Двойная радуга над Фатежским монастырем святителя Луки

- Отец Серафим, Вы сказали о нескольких встречах со святителем Лукой в своей жизни...

- Да, памятна еще одна. Летом 2015 года я отправился в паломничество в Курскую Коренную пустынь с замечательными людьми, моими друзьями - председателем Национальной Системы «Интеграция» Александром Сергеевичем Обручниковым и его супругой Людмилой Леонидовной. По пути мы заехали в Фатеж, где святитель Лука трудился в районной больнице. Сейчас на месте этой старой больницы строится женский монастырь в честь Святителя Луки Крымского. Кстати, землю под святую обитель местные власти выделили бесплатно. (http://takt-tv.ru/index.php/takt-novosti/1976-zhenskij-monastyr-v-fatezhe). 11 июня 2013 года, в день памяти святителя Луки, епископ Железногорский и Льговский Вениамин освятил место строительства монастыря.

Один из заброшенных корпусов больницы обжили монахини и послушницы. В монастыре нас радушно встретила матушка Серафима, которую владыка Вениамин благословил быть настоятельницей монастыря, с немногочисленными сестрами. Она показала нам небольшой храм, помещения, где будущий святитель принимал пациентов, операционную, дом, в котором он жил. Чтобы служить в монастыре святителя Луки, одна женщина приехала из Казахстана, привезя в дар обители портрет архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Он стал первым экспонатом будущего музея в честь знаменитого хирурга. Музей планируется обустроить в одном из корпусов. Не раз в монастырь приезжали волонтеры-паломники, чтобы потрудиться во славу Божью на благо монастыря. (https://vk.com/event71484487)

Кто-то положил бусинки и камешки из брошек на цветочные клумбы, разбитые монахинями и послушницами. Увидев, как они переливаются в лучах солнца, дети восклицали: «Мама, смотри, какое сокровище!». Об этом я прочитал на сайте епархии.

После душевного теплого приема и предложенной нам монастырской трапезы мы стали прощаться. Пошел дождь, и над домом владыки засияла двойная радуга. Это было очень трогательно. Когда мы возвращались в Москву, по пути заехали в Ясную Поляну, и я был поражен тем, каким могильным холодом веет от места упокоения графа Толстого. Могила находится в дальнем конце парка, в темном углу на пересечении двух глубоких темных оврагов. Тогда я вспомнил могилку местночтимого старца в монастыре в Рыльске - архимандрита Ипполита. И к одной, и к другой стремятся люди, и та, и другая могилы ухожены, но какой разительный контраст! Второй раз тем же составом мы посетили монастырь святителя Луки осенью, и удивились, какими быстрыми темпами благодаря усилиям энергичной молодой и очень интересной в общении матушки Серафимы он строится. Зимой мои друзья еще раз побывали там и сказали, что опять были удивлены благими изменениями в обители.

О храме Николая Чудотворца, духовном окормлении больных и серьгах, подаренных мусульманкой

- А как Вы попали в больничный домовый храм?

- Мне очень нравилось жить и служить в Казахстане но, к сожалению, мне не подошел местный климат, и по состоянию здоровья владыка Александр перевел меня в Москву. Так все удачно сложилось, что после операции на ноге к моменту моего перевода уже был построен Научно-клинический федеральный центр отоларингологии, где митрополит Александр освятил в 2014 году домовый храм святителя Николая Чудотворца, который приписан к Миусскому подворью - Московскому представительству нашего Округа. Владыка является настоятелем и Миусского подворья, и храма святителя Николая Чудотворца.

После того, как я прошел курс реабилитации, владыка назначил меня ключарем этого храма. Здесь мы каждый день служим два акафиста: акафист святителю Николаю и акафист, который полагается в тот или иной день недели. Минимум раз в неделю совершается Божественная литургия.

- 22 мая прошлого года, в день памяти святителя Николая, я была на престольном празднике в вашем храме. Замечательная была служба!

- В тот день у нас пел хор, что придало службе особую торжественность. Обычно на службах у нас поет один человек. Своих певчих пока нет, но бывают случаи, когда в центре отоларингологии проходят курс лечения церковные люди, в том числе, певчие. Помню, тут лежал один молодой папа с сыном, которые помогали нам во время службы. Довольно часто здесь лечатся мои собратья-священнослужители, которым делают операции. На моей памяти за время моего ключарства здесь проходили курс лечения и посещали наш храм минимум четыре священника, в том числе старец архимандрит Илия - хранитель патриарших покоев в Троице-Сергиевой лавре.

Митрополит Александр освящал храм в сослужении архиепископа Юстиниана, который был тогда управляющим патриаршими приходами в Соединенных Штатах Америки. Сейчас владыка Юстиниан является архиепископом Элистинским и Калмыцким. Недавно, 25 февраля, владыки снова сослужили вместе в нашем храме, а в алтаре молился ректор Московских духовных школ, председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений. Собралось большое количество сотрудников и пациентов Центра, к которым владыки обратились после службы с проникновенными словами о врачебном служении.

- Мы уже беседовали о храме Николая Чудотворца с Николаем Аркадьевичем Дайхесом. А что Вы можете добавить?

- Храм создавался трудами и, можно сказать, руками руководителя Центра Николая Аркадьевича Дайхеса практически на его личные средства. Каждая икона здесь подобрана им при непосредственном участии митрополита Александра, каждая имеет свой смысл. Конечно, в первую очередь, это иконы, которые помогают верующим обрести душевное и телесное здоровье по молитвам тех, кто на этих иконах изображен. Это икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Кроме этой большой иконы у нас есть и маленькая греческая икона с частицей мощей, на которой архиепископ-врач изображен с хирургическими инструментами.

Среди святынь храма, конечно, две иконы святителя Николая: одна с частицей его святых мощей, вторая - большая - с клеймами его жития. Почитаются многими больными и иконы великомученика и целителя Пантелеимона, святого Александра Невского - святого покровителя владыки Александра, детства и молодежи, Феодоровская икона Божией Матери - покровительница молодежи, семьи и материнства.

С этой иконой у меня очень многое связано в жизни. Перед образом Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме меня постригали в монахи и рукополагали в дьяконский сан, так что я чувствую особую тесную духовную связь с ней. В течение почти 20-ти лет хранителем этой иконы был митрополит Александр, поэтому список с этой иконы и находится в нашем храме. Божия Матерь помогает нашим прихожанам - пациентам нашего центра - обрести здравие душевное и телесное. Есть у нас и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и «Всецарица», которая особенным образом помогает тем, кто страдает раком. В центре есть онкологическое отделение, где лечатся взрослые и детки с тяжелыми формами онкологии.

В наш всероссийский федеральный центр приезжают на лечение люди из многих городов России, были даже пациенты из Киргизии, несколько пациентов с Дальнего Востока. Во время прохождения курса лечения запрещено покидать стены нашего лечебного учреждения, а многим, оказавшись в Москве, хочется помолиться блаженной Матроне Московской, которую и я очень почитаю. К счастью, в нашем храме есть ее икона, и люди могут поклониться ей прямо здесь.

- Каковы особенности служения в небольшом больничном храме?

- Главная особенность - это очень ответственный для души священнослужителя момент: здесь ты сталкиваешься с очень конкретным ярко выраженным страданием людей. Здесь лежат люди с разными заболеваниями головы и шеи, в том числе с онкологическими заболеваниями. Когда обходишь перед службой всех больных, которые у нас лежат, заходишь в палату к пациенту и видишь его очень тяжелое состояние, то сердце содрогается от этой жизненной беды, постигшей человека, особенно, если это ребенок.

Бывает, у человека нет глаза или раком съедена практически треть лица. Когда ты видишь ребенка с пластиковой трубкой вместо горла, конечно, ты внутренне содрогаешься, но не имеешь права даже движением хотя бы одного мускула на лице проявить этот твой внутренний трепет. Ни в коем случае нельзя показать, что ты испугался, расстроился или жалеешь человека, потому что со стороны священника ждут не жалости, а действенной поддержки. В священнике видят человека, который молится за тебя Богу, и по молитвам которого Господь дарует тебе исцеление, - такое восприятие у больного. И в этот момент ты должен улыбнуться, сказать какие-то нужные правильные слова, ободрить человека и пригласить его на службу.

Не каждый решается показаться на службе в том виде, в котором он находится. Нужно создать у человека такое настроение, чтобы он безбоязненно пришел, зная, что здесь никто на него косо не посмотрит, что никто не испугается его вида, что он такое же любимое чадо Божие, как и все остальные, что здесь он попадет в семью, в общину.

- А чем отличается община больничного храма?

- Наша община постоянно меняющаяся. Есть несколько постоянных прихожан - это сотрудники Центра и люди, которые неподалеку живут в соседних домах. Вот, скажем, у нас в гардеробе работает православная женщина, которая неподалеку живет. Но в основном на службы приходят люди, которые восстанавливаются после операции в течение одной-двух недель. В каких-то случаях это и месяцы, и более длительный период. Люди друг с другом общаются и рассказывают, что есть вот такой красивый новый замечательный храм с прекрасными иконами, с такой очень теплой атмосферой. Поэтому и приходят.

- Как еще участвует храм в жизни Центра? Какую деятельность, кроме богослужебной, Вы осуществляете?

- На прошлую Пасху на большом экране в притворе нашего храма транслировалось пасхальное богослужение из Храма Христа Спасителя. При этом можно было поставить свечу, подать записку, дежурил сотрудник храма. Планируем сделать так и в этом году. На двунадесятые праздники мы стараемся посещать детские отделения и раздаем сладкие подарки, свечи и детские православные журналы. В храме и в гардеробе Центра всегда в достаточном количестве имеются бесплатные православные газеты и журналы. Есть небольшая библиотека.

- Не хотите в этом году на Пасху организовать принесение Благодатного огня, который можно пронести по всем отделениям больницы? 

- Думаем об этом. Хотелось бы. С разрешения администрации Центра мы активно используем замечательный зал, вместительный, комфортабельный, оснащенный по последнему слову техники. В нем дает представления Семейный театр под руководством Натальи Глебовой. Однажды после спектакля о традициях празднования Рождества и Пасхи в дореволюционной России, очень тепло принятого нашими пациентами, особенно детьми, к Наталье подошла пациентка-мусульманка. Она горячо, со слезами поблагодарила Наталью, сняла с себя золотые серьги и отдала их ей, сказав, что собирается креститься. Вот какова сила слова, сила искусства!

В зале мы показываем фильмы о Православии, о вере, о святых угодниках. 25 февраля после архиерейской службы и обеда показывали фильм о святителе Алексии Московском. Это как раз был день его памяти.

18 марта покажем документальные фильмы о святителе Луке Крымском. Если получится, то покажем и единственный снятый о нем художественный фильм «Излечить страх», получивший несколько наград на разных кинофестивалях.

В нашем храме по воскресеньям студенты Московской духовной семинарии проводят беседы, прежде всего, с детьми, но приходят и взрослые. Это, как правило, ответы на вопросы. Начинается все с рассказа о празднике, либо прошедшем, либо предстоящем, о дне памяти какого-либо святого. Краткий рассказ перерастает в беседу с ответами на многочисленные вопросы, которые есть у каждого верующего. Это полезно как пациентам, так и студентам, готовящимся к пастырскому служению. Кстати, это ребята из Дальневосточного центра при МПДА, который я возглавляю уже 15 лет.

- Расскажите, пожалуйста, что это за центр?

- Я окончил Восточный факультет СПбГУ по специальности «Востоковедение и африканистика со специализацией «Китайская филология». По его окончании старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) благословил меня поступать в Московские духовные школы, что я и исполнил. Я почти сразу стал преподавать «Историю религий» с легкой руки проректора Академии профессора Михаила Степановича Иванова, которому многим в жизни обязан. Тогда же под руководством очень уважаемого мною профессора Алексея Ильича Осипова написал статью об идеях троичности в религиях Китая и Индии в студенческий журнал «Встреча».

На уроках я стал замечать у студентов интерес к китайскому языку, они прислушивались к диковинным китайским словам, некоторые старательно перерисовывали иероглифы с доски в тетради. Тогда я решил попробовать преподавать китайский, не особо надеясь на успех. Тогда и с Китаем отношения были не самые лучшие. Но результаты превзошли мои ожидания. У некоторых ребят язык явно пошел. Через два года решением Совета Академии в мае 2001 года был создан наш Центр. Сейчас понятно, что это было промыслительно.

- В этом году 20 января, когда я была в Троице-Сергиевой Лавре, разговорилась с монахом, который разливал верующим Крещенскую воду. Его зовут Евфросин. Выяснилось, что он Ваш студент, учит китайский язык. Очень хорошо отзывался о Вас. Чему Вы учите студентов в ДВЦ?

- В Дальневосточном центре студенты изучают китайский язык и основы китайской культуры, им предоставляется возможность пройти языковую стажировку на Тайване. Затем, после возвращения, они занимаются научной работой, пишут статьи и доклады, курсовые, дипломные и кандидатские работы по соответствующей тематике.

За 15 лет мы подготовили около 50-ти уникальных специалистов со знанием китайского и других восточных языков. Многие из них стали священниками и служат на Китайском подворье в Москве, в Дальневосточных епархиях, за рубежом, трудятся и преподают в духовных учебных заведениях. Сотрудники и студенты нашего Центра стояли у истоков возрождения миссии Русской Православной Церкви на Тайване. Ее основанию там в свое время оказал огромное содействие святой равноапостальный Николай Японский.

Мы принимаем участие в международных и всероссийских конференциях, конкурсах, на которых работы наших студентов удостаиваются высших наград. Являемся соорганизаторами ряда таких конференций. Один из наших сотрудников Борис Мурзин неоднократно становился победителем всероссийских конкурсов Национальной Системы «Интеграция». Проводим презентации научных трудов наших коллег из других научно-образовательных центров.

Совсем недавно, 4 февраля, в Академии по нашей инициативе прошла презентация книги и фильма профессора Владимира Леонидовича Кляуса «Русское Трехречье» о потомках русских казаков, проживающих на севере китайской Внутренней Монголии и сохранивших традиции предков. Одним словом, у нас насыщенная жизнь и, даст Бог, хорошие перспективы дальнейшего развития.

- Скажите, а у Вас лично есть чисто китайское увлечение? Ну, цигун, например?

- Признаюсь Вам первой. Иногда под настроенье пишу рифмы в китайском стиле.

- Можете что-нибудь прочитать?

- Если не будете смеяться. Я в Алма-Ате жил одно время рядом с храмом свт. Николая Чудотворца, и родилась вот такая зарисовка:

Из окна на третьем этаже

В доме возле храма Никорай До

Я глядел на капли дождевые,

Что о крышу в брызги разбивались.

- Очень поэтично и очень по-китайски, насколько я могу судить, не зная языка.

(Продолжение следует)

Беседовала Ирина Ахундова

Фото автора

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ирина Ахундова:
«Кузнечики» Спиридона
О чудесной помощи святого в пастушьей шапочке
24.12.2019
«Пантанасса» значит «Всецарица»
О срочной помощи онкобольному Мише Плохотнюку
24.12.2019
Подарок Великой княгине Елизавете Федоровне
В Смоленске прошли XIII детско-юношеские Елизаветинские чтения «Белый ангел России»
05.11.2019
О чудесной помощи прп.Гавриила (Ургебадзе)
К 90-летию старца Гавриила Самтаврийского, пятилетию обретения мощей и включения его имени в месяцеслов Русской Церкви
04.11.2019
Все статьи автора
Серафим (Петровский):
«Испытания посылаются, чтобы мы закалялись как христиане...»
О «молодом лице Церкви», Патриаршем подворье на Крутицах, торжестве Православия в Казахстане и о том, как монаху предложили джаз потанцевать
07.04.2016
«Моя самая интересная встреча со святителем Лукой произошла в Алма-Ате...»
О святителе Луке (Войно-Ясенецком), архиепископе Иннокентии (Пустынском), радуге нал монастырем, золотых серьгах мусульманки и любви к китайскому языку
17.03.2016
Крутицкое подворье и начало правящей династии Романовых
К годовщине избрания Земским собором царя Михаила
01.03.2010
"Уча учениям человеческим..."
Главы из книги "В начале было Дао" (М., 2007), изданной по благословению архиепископа Костромского Александра
18.05.2009
Все статьи автора