В 1943 году в лесах южнее поселка Вырица действовала 11-я Волховская партизанская бригада.
Недавно, собирая материал по истории немецкой оккупации окрестных мест, краеведами православного прихода Серафима Саровского из пос. Чаща был обнаружен дневник жителя поселка Чаща партизана 11-й Волховской партизанской бригады Виктора Николаевича Шитова, который хранился в его семье.
Дневник охватывает период с 10 октября 1943 года по 1 января 1944 года, день за днем, ни один день не пропущен. Он явно старательно переписан автором убористым почерком.
Судьба Виктора Николаевича Шитова достаточно интересна.
Виктор Николаевич Шитов вырос в семье железнодорожников станции Чаща Витебской железной дороги. В 1943 году Виктору исполнилось 18 лет. Весной 1943 года немцы принудительно набирали молодежь в отряды РОА, так называемой Русской Освободительной армии, где по совету партизан оказался и Виктор Шитов, получив задание собирать для партизан сведения.
А когда в начале октября все отряды РОА посадили в вагоны и повезли на Западный фронт, он решил бежать. Ночью Виктор сумел вырвать в полу вагона несколько досок и выпрыгнуть на ходу поезда.
Вернувшись в Чащу, Виктор, не долго думая, собрал вещи, взял припрятанный автомат и пошел в деревню, где жили его друзья, связанные с партизанами. Автомат у него висел за спиной. Выйдя на дорогу, он наткнулся на немцев, которые его, как партизана, под конвоем повели в полицию СД. В кармане у Виктора был незамеченный немцами пистолет. И, когда до полицейского управления оставалось каких-нибудь 30-40 метров, Виктор выхватил из кармана пистолет, выстрелил в немецкого офицера и сумел убежать за переезд в лес. Вскоре в назначенном месте Виктор встретился с партизанами. Все эти события описаны в его дневнике.
Так Виктор Шитов оказался в партизанах 11-й Волховской партизанской бригады.
11-я Волховская партизанская бригада была переброшена на самолетах в марте 1943 года в количестве 420 человек на лед Черного озера в Оредежском районе. Сейчас это Тосненский район.
Волховская бригада занимала особое место в партизанском движении Ленинградской области. Из всех партизанских бригад Волховская была ближе всех к фронту, поэтому ей приходилось действовать в тяжелейших условиях. В районе действия бригады проходили главные магистрали, по которым немцы снабжали свои войска, стоявшие под Ленинградом. Поэтому территория тщательно охранялась. Во всех деревнях, а где-то и в лесных массивах, стояли немецкие гарнизоны, охранные подразделения. Карательные отряды устраивали засады и следовали буквально по пятам партизан.
В этих условиях, чтобы себя не обнаружить, партизанам приходилось учиться определенному образу жизни. Это был особый партизанский мир.
Интересно первое впечатление 18-летнего Виктора Шитова от встречи с партизанами. Он был очень удивлен их поведением, тем, как они разговаривали, как двигались, их бесшумной походке, как они передавали друг другу сигналы в виде птичьих голосов.
«Меня очень поразила их осторожность в движении, в разговорах и, особенно, странных для меня звуковых сигналах... Шли тихо, осторожно. Это для меня было как-то странно, так как я еще не ходил так, как они».
«Но ни одного голоса нельзя было услышать от этих партизан, кроме двойных свистков и птичьих голосов».
В дневнике есть описание, как партизаны маскировали следы,что было целой наукой.
Читая дневник Виктора Шитова можно достаточно подробно проследить по карте путь следования этой группы партизан, местонахождения партизанских лагерей.
В дневнике есть описание нескольких диверсий на железных дорогах, в которых участвует автор.
В это время осенью 1943 года немцы начали кампанию эвакуации всего местного населения в Германию. Деревни в основном сжигались. В дневнике есть описания об этом. Партизаны видят зарево пожаров горящих деревень, бывает, что вступают уже в пустую догорающую деревню.
Но главной ценностью дневника Виктора Шитова, как исторического документа, является то, что он дает наглядное, зримое представление о том, в каких по-настоящему суровых, экстремальных условиях проходилось существовать партизанам в прифронтовых зонах. В нем можно почерпнуть сведения, которые не найдешь ни в архивных документах, ни в публикациях.
Одной из больших трудностей, с которой столкнулись местные партизаны, являлись огромные массивы труднопроходимых болот, по которым приходилось передвигаться очень медленно. На задания, бывало, ходили и за 70-80 километров от лагеря на 7-10 дней. Шли по колено, а иногда и по пояс в воде, а события, записанные в дневнике, происходили в ноябре-декабре, когда начались уже морозы. Болота далеко не все замерзали. К тому же, тащили на себе и взрывчатку, и оружие, и продовольствие. Особенно было трудно с обувью. У Виктора Шитова были рваные ботинки, в которых пальцы и пятки были на улице.
«Болота, топкие, заполненные водой и грязью места, все это было на нашем пути. К вечеру все выбились из сил. В совершенно рваные ботинки набралось столько грязи, смешанной со снегом, что невозможно было ходить, и уже, чем ближе к цели подходили, тем чаще делали привалы, почти через каждые 500 метров».
«Переправа была до того слабая, что, как только на нее вступали, бойцы проваливались. Лед под ногами ломался и приходилось поневоле погружаться в холодную воду по пояс. Самое трудное было переправлять раненого, который был с нами. Уже стало стемняться, а мы за весь день прошли только пять километров».
Ночевали партизаны на голой земле, подкладывая еловые ветки. Костры ночью не разжигали. Часто приходилось ложиться спать мокрыми, не обсушившись. Одежду сушили у костра только днем. За все время, описываемое в дневнике, мылись только один раз, в лагере бригады, в импровизированной бане без крыши, используя нагретые на костре камни.
И самое тяжелое испытание это голод. У местного населения в деревнях, забитых немцами, достать продукты было невозможно. Продукты и все необходимое доставлялись самолетами, но погода часто была нелетной. В описываемое в дневнике время погода как раз была нелетная. Ели запаренную рожь без соли. С солью вообще было очень трудно. Разведенную муку, пекли блины на лопате, которую прихватили по дороге, за неимением сковороды. Иногда удавалось раздобыть картошку или овощи в опустевших деревнях. Приходилось и по три дня голодать.
Последняя запись дневника была сделана автором под датой «первое января» 1944 года. В этот день группа партизан из десяти человек, возвращаясь с задания по разведке железнодорожной станции Новинка, натыкается на отряд карателей, который всю ночь их преследует и пытается окружить. Только на рассвете группа партизан добирается до лагеря.
Дальше выставлена дата «второе января», под которой нет записи.
Похоже, у оригинала дневника было продолжение.
Закончил войну Виктор Николаевич Шитов в рядах Красной Армии в Германии в качестве командира танка. После войны еще служил до 1951 года. Умер в 1993 году.
Нам кажется, есть необходимость в публикации дневника партизана Виктора Николаевича Шитова, чтобы он нашел свое место в исследованиях историков и краеведов.
Кроме того, дневник мог бы быть использован в целях патриотического воспитания молодежи. Например, в 20-й школе Санкт-Петербурга, где находится музей 11-й Волховской партизанской бригады, созданный в свое время самими партизанами, этот дневник отсканировали и собираются его использовать в педагогической деятельности.
Наталия Александровна Топилина, краевед прихода храма преподобного Серафима Саровского в поселке Чаща Ленинградской области
***
Вы можете оказать посильную помощь в осуществлении публикации, перечислив любую сумму на счет.
Реквизиты:
Банк получателя N9055/0668; Кор/счет 30101810500000000653;
БИК банка 044030653; Счет получателя 42307810455860156801;
Получатель Топилина Наталия Александровна. Тел.: 8 911 167 61 48