Затем слово для выступления было предоставлено Бондаренко Валентине Евгеньевне, кандидату юридических наук, руководителю Центрального исполнительного комитета Общероссийского союза в поддержку развития общества и человека «Народное Большинство России». Следует отметить, что согласно информации ряда экспертов, молодой и перспективный юрист в настоящее время работает в теснейшем сотрудничестве с вице-спикером Госдумы, лицером «Социальной платформы» партии «Единая Россия» Сергеем Владимировичем Железняком, который сегодня является одним из наиболее активных политически ангажированных лоббистов деятельности просектантского альянса общественных организаций-ширм в подавляющем большинстве своем неопятидесятников - Национального антинаркотического союза. Подробнее об этом повороте карьеры Валентины Евгеньевны см. здесь. Её доклад осветил некоторые аспекты нормативно-правового регулирования деятельности деструктивных организаций.
Докладчик напомнила присутствующим участникам «круглого стола», что в соответствии со статьёй 28 Конституции Российской Федерации государство гарантирует всем гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, свободу вероисповедания, свободу свободно распространять, иметь любые религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Помимо этого, в соответствии со статьёй 30 Конституции Российской Федерации каждый гражданин, проживающий на территории Российской Федерации, имеет право свободно собираться и объединяться. Таким образом, по мнению выступающего эксперта, основной закон государства предоставляет довольно-таки широкий правовой механизм для реализации основных прав на свободу религии и вероисповедания. А всё, что касается законодательных вопросов и правовых механизмов решения проблемы, которая затрагивается сегодня, как считает эксперт-юрист, должно рассматриваться очень аккуратно. Докладчик высказала предложение: «Прежде чем вводить любые термины и категории, посмотреть на систему права. Потому что, так или иначе, введённая категория в соответствии с юридической техникой должна в дальнейшем использоваться в регулятивном законодательстве. Просто ввести термин, с точки зрения юриспруденции, представляется необоснованным».
Речь шла о том, что термин «секта» не юридический, а бытовой. В докладе В.Е. Бондаренко прозвучала ссылка на определение Конституционного Суда, данное в постановлении от 23 ноября 1999 года, где это понятие используется. Но употребляется оно лишь в деле о защите чести, достоинства и деловой репутации, где выносится решение о том, что данный термин не является оскорблением.
По мнению эксперта, те законодательные изменения, которые неизбежны в сегодняшних условиях, должны быть абсолютно продуманными и при их подготовке и внесении необходим серьёзный экспертный подход. Госпожа Бондаренко уверена, с чем впоследствии при обсуждении не согласился ряд присутствовавших на заседании экспертов, что сегодняшний уголовно-правовой механизм в действующем российском законодательстве УЖЕ выполняет функцию защиты прав граждан. Прозвучала ссылка на 239 статью Уголовного кодекса. По её мнению, уже есть соответствующие законы, прописанные в том числе в уголовном законодательстве, но на практике они не выполняются, поэтому необходим акт толкования этой статьи, поскольку она сложная, «тяжёлая» для сотрудников судебных и правоохранительных структур на местах.
Цитата: «Сегодняшний уголовно-правовой механизм, если его проанализировать, по большому счёту предоставляет все те возможности для охраны безопасности и общественного порядка именно в рамках законодательного механизма уже существующего. Это статья 239 "Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан", которая в диспозиции своей объясняет, что создание некоммерческой организации или религиозной организации, которая посягает на основные права и свободы человека, подлежит уголовной ответственности. Также в соответствии с частью 2 сказано, что деятельность некоммерческой созданной организации, которая побуждает граждан к отказу от исполнения своих гражданских обязанностей или к иным противоправным действиям, также подлежит уголовной ответственности».
Как видится докладчику, проблема состоит в том, что данная статья 239 имеет небольшое применение на практике. Поэтому, судя из всего вышеизложенного, она выразила мнение о том, что необходим, наверное, акт толкования Верховным Судом хотя бы этих статей. Потому что она непопулярна, но охватывает как раз тот механизм, который обсуждался среди прочих вопросов на «круглом столе».
По ее мнению, прежде всего, необходимо понятия [прим. ред. - о традиционных и нетрадиционных религиозных конфессиях, тоталитарных деструктивных культах и т.п.], ввести в регулятивные рамки, для того чтобы потом понимать в рамках охранных отраслей права как этот механизм использовать. Поэтому любые изменения здесь, с точки зрения эксперта, должны быть абсолютно системными и продуманными.
Юрист, представляющий на мероприятии интересы коалиции объединений граждан и «лечебно-реабилитационных» учреждений по большей части нетрадиционной религиозной ориентации, прежде всего из неопятидесятнических структур, а также созданных на их платформе или при содействии общественных организаций - Национального антинаркотического союза, не раз подчеркнула в своем выступлении, что в основу изменений в действующем антисектантском законодательстве должен быть положен не столько религиозный фактор, сколько именно те действия, которые образуют административные составы и уголовные составы, которые и необходимо квалифицировать. То есть, предлагается не создавать общий неблагоприятный для всё более усиливающих своё влияние в России культов «новой волны» юридически грамотно оформленный фон, а довольствоваться уже существующим, как показывает реальная практика, «провально» неработающим российским законодательством.
Валентина Евгеньевна особо подчеркнула еще раз, что лучший выход здесь - это воздействие на процессы деструктивной деятельности организаций в рамках регулятивного законодательства. В качестве показательного примера были приведены законы Белгородской или Псковской области о миссионерской деятельности.
На вопрос Председательствующего на заседании депутата Маркелова, поддерживает ли выступающий эксперт те законы, которые были приняты в Белгородской области, она ответила, что данные законы могут лечь в основу разработки федеральных законов, изменений федерального законодательства, но «с учётом именно применения их на уровне федеральном, а не только региональном со своей спецификой». В целом, позиция В.Е. Бондаренко Председательствующим была отмечена как любопытная и заслуживающая внимания.
Удивил часть присутствующих на заседании экспертов факт допуска к выступлению на столь авторитетном рабочем совещании высокого экспертного уровня Вениамина Вячеславовича Деменко - перебежчика из общероссийской криминально-сектантской группировки «Преображение России», скрывающейся под личиной Общероссийской благотворительной общественной организации, в социальный отдел Новосибирской епархии, впоследствии проворовавшегося и начавшего там вести беспорядочный асоциальный образ жизни с регулярными алкогольными запоями, в конце концов изгнанного и оттуда прочь. Подробности непростой судьбы мигранта из секты в секту через буфер учреждений Русской Православной Церкви опубликованы в начале марта в материалах группы «ЦЗМ-секта» в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Преображения Деменко, или Двуликий Янус ЦЗМ-НАС», см. по ссылкам http://vk.com/czmpravda?w=wall-71006426_4209 - часть 1, и http://vk.com/czmpravda?w=wall-71006426_4210 - часть 2.
В итоге, как выяснилось из доклада выступающего, теперь господин Деменко возглавляет Отдел стратегического планирования Национального антинаркотического союза (НАС), уличённого, ещё раз отметим особо, не раз в содействии неопятидесятническим религиозным объединениям и связанным с ними общественным организациям-ширмам. В частности, об этом см. здесь: - часть 1, часть 2, и здесь. Доклад для знающих все перипетии жизненного пути этого человека, уже дважды предавшего тех, кто в свое время протянул ему руку помощи и доверил управление немаленькими финансовыми потоками, назван весьма цинично: «Пройти через секту. Опыт выхода из сектантского сообщества». Было бы справедливо, если бы данная тема была раскрыта устами человека, спасённого православными миссионерами от психологических и духовных сетей тоталитарного деструктивного культа неопятидесятников типа того же «Преображения России» (далее - ПР), и пребывающего ныне в лоне Русской Православной Церкви. Но слышать даже обрывки этой истории из уст личности, обманувшей не один десяток людей, в том числе православных священников, так и не раскаявшейся в своих злонамеренных деяниях, сбежавшей из принявшего его на поруки православного Новосибирска в Москву от неминуемого возмездия к лоббистам интересов все тех же неопятидесятников, было очень тоскливо, особенно в стенах такого почтенного учреждения как Государственная Дума, российского парламента.
В своем сообщении, сопровождающемся красочными слайдами, докладчиком была рассказана история ликвидации ПР и осуждения за криминальные статьи его руководителей. Была ли та организации сектой, деструктивным культом или сообществом искренне желающих помочь людям в трудной жизненной ситуации людей - у Вениамина Вячеславовича до сих пор, как оказалось, нет ответа на этот вопрос, хотя у экспертного сообщества оно определено уже давно - данная организация причислена к разряду тоталитарных деструктивных культов, предельно цинично эксплуатирующих труд доверившихся им людей (см. часть 1, и часть 2). Сообщение представителя НАС от истории создания и разрушения ПР перешло к положительному описанию достижений её руководства. Несмотря на многие годы, проведенные в структуре ПР, и очень болезненный выход из центрального аппарата организации, докладчик не посчитал нужным вынести в публичное пространство вопрос массовой деградации и морально-нравственного разложения быстро назначаемых в подобных организациях лидеров с небольшими сроками трезвости. По ничем не аргументированному мнению господина Деменко, такие инициативы как проект ПР несут в себе для общества в целом положительный заряд.
Цитата: «Была ли это секта или деструктивный культ, ответ непрост. Организация менялась на протяжении нескольких лет. Но если в начале это была некая христианская община, то в конце она стала корпорацией-монстром. "Преображение России" по ходу десятилетий истории деградировала из-за духовной безграмотности и запущенности, из-за жажды власти, изобилия денег, но был в ней и положительный вектор. Как показала практика, именно "Преображение России" взрастила огромное количество реальных специалистов, умеющих работать на земле и приучать людей к труду».
Как «приучают людей к труду» «умельцы работать на земле» из «Преображения России» и выросших из них организаций аналогичного, криминально-внеденоминационно-фундаментального лжеучения деструктивного характера. После прохождения такой «социальной адаптации» в «восстановительных» центрах выпускники краткосрочных курсов навыков бригадиров на стройподряде, отойдя несколько в сторону от своего прямого руководства в штаб-квартире организации в г. Кемерово, как правило, давали рецидив алкоголизма или наркомании, в зависимости от прошлого опыта злоупотребления тем или иным психоактивным веществом.
Вторую часть выступления докладчик планировал посвятить описанию своей работы с Новосибирской епархией под руководством настоятеля собора святого благоверного князя Александра Невского, протоиерея Александра Новопашина. По крайней мере об этом свидетельствует оставленная в Оргкомитете презентация господина Деменко. См. https://drive.google.com/file/d/0B9ffb-rvZI4ZLTh5Qy1tRFV1V2s/view?usp=sharing Планировал ли докладчик признаться в реализации мошеннических схем, приведших к незаконному обогащению «социального бизнесмена» и асоциальному поведению, неизвестно, но данный запланированный к озвучанию раздел доклада так и остался вне экспертной оценки участников «круглого стола».
Вот как Вениамин Деменко описал в выступлении на «круглом столе» свою историю прихода в сектор оказания социальных услуг лицам в трудной жизненной ситуации: «В недавнем прошлом работал на руководящих постах ныне запрещенной организации "Преображение России", которую в неких кругах считают тоталитарной сектой. Секта не секта, но около пяти лет мне пришлось пробыть в том обществе, которое было достойно, и стать отчасти причиной распада организации. Следующие пять лет ознаменовались работой в новосибирской епархии Русской Православной Церкви, где практически с нуля вместе с единомышленниками, в том числе с бывшими сектантами, создавали первую в Сибири централизованную православную службу социализации бездомных людей. Приехав в Москву, вот уже как два года сотрудничаю с Национальным антинаркотическим союзом. В первой, во второй и третьей организации я оказался неслучайно. Откровенно говоря, "Преображение России", люди, окружающие меня, существенно помогли мне на первом этапе преодолеть определённый кризис, а в дальнейшем заняться социальным бизнесом так называемым, связанным с обеспечением жильём и работой так же, как и я, таких же, как и я людей».
Социальный бизнес, здесь важно отметить - это, видимо, то, чем занимался последние годы Вениамин Деменко с финансовыми потоками, людьми, их родственниками, материальными и духовными ценностями, старательно извращая основополагающие принципы добровольчества, меценатства и социального служения в сфере оказания помощи лицам в трудной жизненной ситуации.
Цитата из аналитической записки «Преображения Деменко, или Двуликий Янус ЦЗМ-НАС» (см. http://vk.com/czmpravda?w=wall-71006426_4210 ) о деятельности данного общественника: «В Новосибирской епархии Вениамину Деменко было поручено курировать направление помощи лицам без определённого жительства, так называемые ночлежки. Эту работу он проводил совместно с новосибирским подразделением вышедшей с большим трудом из «Преображения России» группе местных региональных руководителей и сотрудников, объединившихся в последствии при поддержке протоиерея Александра Новопашина в Межрегиональную благотворительную общественную организацию «Линия Жизни». Вениамину Вячеславовичу доверяли и отец Александр, и руководитель «Линии Жизни» Борис Викторович Кислый, и, соответственно, администрация г. Новосибирска. Он даже получил церковную награду из рук митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Именно с ней на груди он и пришёл на семинар-совещание к депутату Валуеву 21 ноября 2014 года, хотя на тот момент уже не имел права её носить. Несколько ранее, летом того же года он практически сбежал из Новосибирска, поскольку был обличён в крупном мошенничестве. Как выяснили сотрудники епархии и «Линии Жизни», господин Деменко длительное время сдавал в аренду городской администрации два церковных здания, но за получаемые деньги не отчитывался. Таким образом, ежемесячно в карманах мошенника оседало около миллиона рублей...
В своё время Вениамин Вячеславович отбывал наказание в колонии именно за реализацию мошеннических схем. Затем было «Преображение России» и его личное преображение, точнее, научение навыкам лицемерия и примерки «двойных стандартов» в своей жизни - циничная эксплуатация рабского труда безвольных людей, привитие им сектантского духа и зависимости от группы под прикрытием некоей компиляции из традиционного христианства, тенденциозно названного автором, президентом ПР Чарушниковым, Внеденоминационным Фундаментальным. Деменко, как и многие другие, пытался покинуть организацию. Текучка там была колоссальная. Но мотивы у него были связаны не с попыткой покончить с её ритуально-религиозными практиками, как он сообщит после в интервью, а с попыткой создать свой собственный бизнес. Также как и в ПР, он хотел получать немаленькую прибыль, связанную с той же эксплуатацией людей на ниве грузоперевозок, самостоятельно, но не справился с задачей и вернулся обратно в организацию. Там его приняли без проблем, поскольку всегда ощущался дефицит людей с более или менее сохранным интеллектом.
В 2010 году в связи с усиливающимся влиянием представителей Русской Православной Церкви, ведущих просветительскую работу по окормлению и воцерковлению среди руководителей и сотрудников новосибирского филиала ПР, Деменко был направлен президентом ПР Чарушниковым для переговоров с протоиереем Александром Новопашиным. И тут же, буквально за один день изменил свои взгляды, по сути, предав своих покровителей (впоследствии, эта характерная черта проявится еще не раз). В дальнейшем пытался сотрудничать со многими структурами, возникшими на волне ликвидации госорганами и распада ПР («Покров», «Линия Жизни» и др.) Нигде надолго не задерживался и в итоге «всплыл» в качестве сотрудника собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, где, пользуясь безграничным потенциалом доверия настоятеля, отца Александра Новопашина, начал разворачивать бурную деятельность по работе с бездомными. Очень быстро освоившись, Вениамин Вячеславович сумел организовать интенсивный сбор средств (пожертвований, грантов, субсидий), которые в подавляющем большинстве случаев использовал на удовлетворение своих личных нужд и страстей. Таковых было немало и их тяжесть всё возрастала. До определённого времени всё сходило с рук, пока после очередного «пьяного загула» на стол митрополита не легли счета оплаты за V.I.P.-номера отеля (за нанятых проституток чеков не было - водитель после покаялся). Была назначена ревизия, за которой последовало мгновенное увольнение. Раздувать скандал не стали, чтобы не навредить обманутым мошенником людям. Известны далеко не все факты злодеяний афериста, но точно известно три характеризующих его личность момента. За двухлетний период такой своей «работы» в Новосибирске господин Деменко, будучи женатым и имея двух детей, венчался с одной из своих сотрудниц, которую вскоре бросил. Было в его биографии и задержание сотрудниками ДПС в моент нахождения за рулём служебной «Волги» в состоянии алкогольного опьянения. За это он получил 15 суток ареста. Впоследствии этот факт скрыл, сославшись на незапланированный отпуск. Периодически проходил детоксикацию от алкоголя, что также тщательно скрывал.
После увольнения, что называется, «облил грязью» протоиерея Александра Новопашина, правящего архиерея и почти мгновенно оказался в Москве, в рядах лоббистов ЦЗМ-НАС. Всё Православие слетело в один миг, произошло очередное преображение. Правильнее будет сказать, замена одной личины на другую". Конец цитаты. Вот такой социальный бизнес и такой путь «выхода» из секты на самом деле имел место быть в жизни докладчика Деменко, смешавшего в своём выступлении, как это принято у лиц нетрадиционной религиозной или просто искажённой ценностной и смысложизненной ориентации, правду с ложью.
Именно этим: мимикрией под благодетелей и использованием всех возможных механизмов манипуляции для личной наживы и завоевания доверия в органах государственной власти, а также у представителей традиционных религиозных вероисповеданий, занимаются из года в год 99,9% выпускников таких учреждений как Общероссийская благотворительная организация «Преображенние России» и не раз звучащий в выступлениях докладчиков в негативном ключе благотворительный фонд «Центр здоровой молодёжи».
Продолжив своё выступление, В.В. Деменко отметил следующее: «Сегодня мне удается работать с ещё одной организацией, с людьми внутри её. Это Национальный антинаркотический союз. Организация неоднородная, с непростой судьбой, с непростой наследственностью. И я вижу, что здесь присутствуют те представители нашей общественности, которые негативно и категорично относятся к этой организации. Что же, это их мнение и право. Но по демократическим принципам и другие граждане, и группы граждан могут иметь своё неотъемлемое право на мнение. Не стану останавливаться на этом подробно. Но я категорически не могу согласиться с коллегами в том, что Национальный антинаркотический союз, как организация, является деструктивным культом или сектой. Это полнейший и подлейший бред. Так можно обвинить, кого угодно и в чём угодно. Хочу отметить, что во мнении оппонентов есть место неинформированности, некомпетентности и банальной чёрной конкуренции". Чаще всего именно этот аргумент приводят представители интересов нетрадиционных религиозных движений в России - все, кто доказывает их деструктивность, просто хотят занять эту нишу». Исключительно коммерческий интерес и конкурентная борьба стоят за теми личностями и организациями, которые критикуют нечистые на руку структуры - именно так утверждают лоббисты сект, их лидеры и адепты когда кто-либо начинает обличать их в делах откровенно неправедных, опасных как для граждан страны, так и государства в целом. На этом же построил защиту оплачивающей его труд организации и Вениамин Деменко.
Еще одна цитата из его выступления: «Вот есть мнение, что ту или иную общественную кампанию против кого-то можно выстроить на частных случаях. Это ошибка, иногда очень серьезная ошибка, когда вместе с водой можно выплеснуть и ребеночка, перессорив одних с другими... Коллеги, предлагаю разбираться в каждом конкретном случае, не ломать дров».
В связи со значимостью поднятой докладчиком темы о способах выхода из сектантских сообществ, важно особо отметить качество результата на входе человека после секты в условно нормальное, здоровое общество.
В связи со всем вышеизложенным выглядит крайне неуместно фрагмент выступления В.В. Деменко: «Немудрено, что именно бывшие преображенские специалисты сегодня являются флагманами социальной работы в нескольких митрополиях Русской Православной Церкви. А ведь, с точки зрения отдельных личностей, так называемых общественных активистов, этих специалистов нужно было отправить в тюрьму». Всё верно, но здесь речь идёт, скорее, об успешности ведения «миссионерской деятельности» по вербовке новых адептов в секты и полученном в них опыте для заманивания в психологическую ловушку таких организаций неофитов, а не об истинном преображении личностей выпускников таких программ, успешности и качестве «реабилитирующих», «социально адаптирующих» и «ресоциализирующих» их учреждений. Пример В.В. Деменко в этом смысле крайне показателен, поэтому и потребовал детализации в рамках данного отчета о прошедшем «круглом столе». Ведь слово держал уже не рядовой функционер признанной сектантской группировки, а, руководитель Отдела стратегического планирования Национального антинаркотического союза, казалось бы, имеющего высокий кредит доверия у органов власти и экспертного сообщества.
Доклад В.В. Деменко прокомментировал Председательствующий на «круглом столе» депутат Маркелов: «Вот такое мнение, понятно, что оно небесспорно, но мы предоставляем сегодня площадку многим организациям, которые имеют определённый опыт. В том числе Вениамин Вячеславович, в большей степени, конечно, попытался объяснить, почему его организация, в которой он состоит, подвергается нападкам, а потом уже затронул нашу основную тему».
В чем состоял опыт прохождения через секту, и, особенно, ВЫХОДА из нее в жизни докладчика, работающего на вызывающий массу вопросов у религиоведческого, психологического, психиатрического и наркологического экспертного сообщества Национальный антинаркотический союз, для присутствующих осталось непознанной темой.
Далее слово было предоставлено Татьяне Сергеевне Карпачёвой - исполнительному директору Правового экспертно-консультационного центра г. Москвы, кандидату филологических наук, рассказавшей о псевдомедицинских и псевдообразовательных методиках сектантских лидеров. Полный текст доклада см. здесь.
Прежде всего, она обратила внимание присутствующих на то, что наиболее общественно опасным признаком ряда, даже большинства тоталитарных сект, является обещание исцелений и попытка заменить своими практиками медицинскую помощь, то есть в целом ряде деструктивных культов практикуется отказ от медицинской помощи. Практики, используемые в секте, провозглашаются не только сакральными, но и целительскими, способными избавить от любого заболевания.
В итоге такой обработки сознания в надежде на чудесное исцеление последователи сект отказываются от медицинской помощи, и зачастую это заканчивается трагически. Человек несет деньги в секту или какому-нибудь, так называемому, целителю, ждет чудо, болезнь тем временем прогрессирует, что приводит к серьезным осложнениям или даже к смерти.
Стремясь избежать ответственности за подобные события перед законом, сектантские лидеры используют следующие формулировки. Мы, мол, не лечим, но если вы будете соблюдать нашу методику, болезнь сама собой отступит. Разумеется, здесь секта оказывается в выигрышном положении. Мол, человек якобы сам отказался от медицинской помощи, а если методика ему не помогла, значит, он виноват сам: "плохо настроился", "мало жертвовал", "поставил энергетические блоки", "закрыл чакры" и так далее - всё это объясняется в зависимости от направленности секты по-разному.
Чем же сектанты обещают заменить медицинскую помощь? Об этом более подробно рассказала докладчик. Вариантов множество. Самый распространенный - заряженной водой или изображениями "учителя", которые надо прикладывать к больному месту. Так, наиболее многочисленным из псевдомедицинских культов по количеству последователей является культ Сергея Коновалова, который проводит свои сеансы массового целительства в Санкт-Петербурге и в Москве за немалую стоимость. Цена билета - от 6-и до 12-и тысяч рублей.
На сеансах Коновалова, собирающих тысячи последователей, люди впадают в трансовое состояние, во время которого пропагандируется отказ от медицинской помощи. В целях исцеления рекомендуется прикладывать портреты самого Коновалова к больным местам, в результате чего, якобы, болезнь должна пройти. В ходе занятий формируется чувство вины и чувство страха: если человек не выздоравливает, значит, он плохо лечился. Коновалов убеждает, что нужно посещать его сеансы даже в том, случае, если болезнь более не беспокоит, иначе, по его словам, можно умереть. Таким образом, формируется психологическая зависимость адептов от лидера секты, и его личность наделяется сакральными свойствами. При этом он полностью снимает с себя ответственность за последствия своей практики, говоря, что пациентов лечит не он сам, а, мол, они сами себя. И если кто-то из них болен, то это только их вина, они плохо работают с энергией и ленятся. В средствах массовой информации освещались случаи, когда люди, отказавшись от медицинской помощи и следуя методикам Коновалова, умирали. Однако Коновалов продолжает действовать и собирать тысячные аудитории.
Похожий способ исцеления с помощь портретов лидеров практикует запрещенная на территории России, хотя и действующая, секта "Алля-аят". Для исцеления от любого заболевания в секте требуется: отказаться от лечения в медицинских учреждениях, а также от приема всех лекарств, постоянно читать журнал, издаваемый сектой (некоторые номера признаны экстремистскими), и прикладывать его к больным местам. Утверждается, что портрет обладает чудесными исцеляющими свойствами и лечит даже рак 4-ой стадии. При этом рекомендуется произносить магическую формулу заклинания, содержащую имена и даты рождений основателя секты и его жены, а также количество их детей, пить чай с молоком и солью, произнося эту же магическую формулу, и смотреть несколько раз по три минуты, не мигая, на солнце. Таким образом, не говоря уже о наибольшей возможной опасности, смерти пациента из-за пренебрежения обращения к врачу и упущенного времени, методика "Алля-аят" представляет прямую опасность для здорового человека.
Адептам, у которых наблюдается значительное ухудшение зрения вследствие длительных взглядов на солнце, руководители секты объясняют, что, мол, зрение должно сначала уйти, а потом тебе Фархат-ата (то есть основатель секты) даст новое зрение. Деятельность секты, возникшей в Республике Казахстан, в настоящее время и в Казахстане, и в России запрещена законом, однако продолжает осуществляться. К специалистам организации докладчика постоянно обращаются родственники последователей секты. Среди последователей "Алля-аят" были зафиксированы случаи смерти от неоказания медицинской помощи.
Однако, как отметила эксперт, обещания чудесных исцелений характерны и для сект псевдохристианской направленности, казалось бы никак не связанных с целительством и оккультизмом. Так, неотъемлемой частью деятельности неопятидесятнических харизматических культов являются так называемые служения за исцеление. Общей для таких сект практикой на этих служениях за исцеление, помимо харизматической глоссолалии, когда адепт впадает в трансовое состояние, выкрикивает нечленораздельные звуки, является провозглашение исцеления. От адепта требуется провозгласить исцеление, то есть поверить в то, что он уже здоров. В таких организациях утверждается, что болезнь - это территория сатаны, поэтому если неопятидесятник победит болезнь, не обращаясь к врачам, значит, считается, что он победил сатану. Если болезнь не отступает, значит, опять же сам виноват: плохо поверил, мало пожертвовал. Для подобных сект очень характерен особый акцент на сборе денежных средств, это называется на языке сектантов... "пожертвования в небесный банк", а учение, обосновывающее такой подход - "теологией процветания".
Там же пропагандируется идея о том, что к медработнику-врачу обращается слабый, маловерный человек, а сильный духом будет лечиться только провозглашением исцеления. Здесь эксперт поставила особый акцент на том, что такую же пропаганду отказа от медицинской помощи фактически, то есть необходимость провозглашения исцеления и необходимость так называемой победы над сатаной и необращения к врачам она лично слышала в организации "Церковь Божия" в Царицыно, возглавляемой Сергеем Васильевичем Ряховским (прим. ред. - член Общественной палаты РФ, председатель Российского союза христиан веры евангельской (пятидесятников), коротко РосХВЕ(п), член комитета по взаимодествию с религиозными объединениями при Президенте России). То есть, как оказалось, и для него такие практики тоже характерны.
Эксперт дополнительно сообщила, что одним из направлений деятельности неопятидесятнических сект является деятельность, заявляемая ими как реабилитация лиц с алкогольной и наркотической зависимостью. В рамках такой реабилитации нарко- и алкозависимые граждане выполняют различные работы на безвозмездной основе, погрузочно-разгрузочные, строительные и так далее. Притом рабочий день не нормирован, в некоторых учреждениях такого типа люди работают по 12-16 часов в сутки. Реабилитантам запрещёно пользоваться мобильной связью, общаться с родственниками, в подобных центрах отсутствует медицинская помощь. У реабилитантов изымаются документы, ограничивается свобода передвижения.
Более того, в ряде подобных учреждениях применяется физическое и психическое насилие по отношению к реабилитантам. Невзирая на состояние здоровья, их заставляют делать физические упражнения до изнеможения. В случае нарушения режима могут оставить без еды, морально унижают, запугивают, в некоторых центрах были зафиксированы случаи избиения реабилитантов.
Докладчиком была представлена и экономическая составляющая процесса. Денежные средства за пребывание в подобных организациях вносят родственники. Помимо этого, их руководители убеждают и родственников также систематически посещать собрания секты, во время которых необходимо жертвовать значительные суммы денежных средств. Так, например, в СМИ был широко освещён случай, когда в подобном реабилитационном учреждении для наркозависимых, созданном сотрудниками благотворительного фонда «Центр здоровой молодёжи», принадлежащего украинской секте «Царство Бога», реабилитанту, насильно привезённому в этот центр, больному гемофилией, отказывали в медицинской помощи и удерживали на территории арендованного под такую "реабилитацию" здания.
По мнению докладчика, необходим контроль со стороны законодателя за использованием медицинских методик, не прошедших клинических испытаний в установленном порядке, и также за образовательной деятельностью. В частности, согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан», ранее были запрещены сеансы массового целительства - аналогичные тем, которые сейчас проводит Коновалов. В настоящее время этот запрет изъят, однако, как уверена эксперт, необходимость возвращения этого пункта в закон совершенно очевидна.
Поблагодарив за содержательное выступление докладчика, Председательствующий предоставил микрофон следующему эксперту, Марине Мирановне Мчедловой - доктору политических наук, руководителю Центра «Религия в современное обществе» Института социологии Российской академии наук, профессору кафедры сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов. В своем выступлении она отразила обсуждаемую проблему с двух сторон: социологической и с точки зрения осмысления политических и социальных процессов. Далее приводим полный текст её выступления из стенограммы заседания.
«Вы знаете, я с большим удовольствием послушала те конкретные факты, которые приводились, которые действительно иллюстрируют пространство нашей дискуссии. Следует отметить ряд позиций, которые являются ключевыми при обсуждении такой проблемы как секты, деструктивные культы, проблемы духовной безопасности, национальной безопасности и так далее.
Первое, это понятийный аппарат. Я абсолютно согласна с отцом Серапионом о том, что понятие "секта" очень понятийно размыто. И у нас в обыденном сознании и в дискурсах очень часто используют его с негативными коннотациями. Тогда как, наоборот, существует и иная традиция использования понятия "секта", которая является абсолютно приемлемой и для религиоведения, и для церковной традиции как эволюционного этапа становления развития церковных организаций. Поэтому сегодня, когда сегодняшние негативные коннотации этого термина, прежде всего, как «деструктивный культ», как «тоталитарный культ», «секта как угроза национальной безопасности» требуют прояснения, для того чтобы избежать определённой субъективации и той размытости, которая порождает очень болезненные дискуссии, столкновения, как на поле религиоведческих баталий, так и в СМИ, в политических дискуссиях и так далее. Это первый момент. И мне кажется, действительно вопрос в выработке применимого понятия, в том числе и в нормативной практике.
Второй момент, это проблема религиозного сознания и вообще общественного сознания россиян, почему становится возможным расцвет таких организаций, о которых сейчас говорила Татьяна Сергеевна Карпачёва и другие докладчики. Кроме религиозного плюрализма, который закреплён конституционными нормами, вероятно, есть ещё то, что не попадает в поле правового регулирования. Это, прежде всего, религиозное сознание россиян, которое очень размыто, очень не структурировано, очень такое обскурантистское. И вот это размыв религиозного сознания оставляет зазоры, для того чтобы были востребованы различные формы, которые предлагаются институционализированными российскими конфессиями. Но тут я хочу сделать одну ремарку и сказать о том, что у нас в последнее время происходит снижение людей внеконфессионально верующих в пользу увеличения людей, которые становятся приверженцами, прежде всего, православия, ислама и затем других традиционных религиозных конфессий. И тут большое уважение и хочется выразить деятельности, прежде всего, Русской Православной Церкви, особенно в социально значимых проектах, которые во многом нивелируют деструктивную духовную направленность всех тех псевдорелигиозных, религиозных, вы знаете, даже мне трудно подобрать слово, организаций, которые способны нанести вред либо личности, либо обществу, либо государству.
Однако, что привлекает людей? Действительно, мы видим разрастание и диверсификацию форм нетрадиционных религиозных организаций. Что влечёт людей туда и почему происходит вербовка адептов? Прежде всего, мне кажется, что религиозные организации и нетрадиционные формы духовности, структурированные или неструктурированные, они всегда возрастают, их влияние возрастает в пору кризисных перемен. Так, последние данные Института социологии РАН показывают, что сегодняшний эмоциональный фон после года достаточно больших экономических трудностей в России привёл к повышению таких чувств, как апатия и тревога. И апатия, и тревога чреваты оборотной стороной - то, что наши россияне видят в религии, прежде всего, и вере - основные функции утешения и преодоления трудностей. И зачастую за утешением и преодолением трудностей уходят туда, где более чётко и ясно это артикулируют и предлагают различные наиболее удобные формы выполнения этой функции.
Третий момент. Это то, что существуют различные формы вот этой нетрадиционной религиозности. Только что Татьяна Сергеевна говорила о псевдомедицинских практиках, но существуют ещё и гадалки, колдуны, экстрасенсы, астрологи, которые наносят вред и люди искренне в них верят, так же, как и верят одновременно в Бога, в Чёрта, в приметы, в переселение душ и так далее.
И можно сказать о том, что у нас 14 процентов населения обращаются к гадалкам для преодоления трудностей. И как ни странно, это не женщины, которые просят любви и семейного счастья, а мужчины, которые хотят успеха в бизнесе или в увеличении своего властного ресурса. Поэтому кроме гадалок, колдунов, целителей и астрологов, есть ещё параллельный способ или параллельная организация того же, в принципе эксплуатации тех же чувств - это медицинские практики, о которых говорили, это тренинги личностного роста, это тренинги личностного саморазвития и так далее, которые тоже выпадают из-под нормативной регуляции и выпадают из-под пристального внимания психологов, например. А я не думаю, что они наносят и с точки зрения духовной безопасности, если мы говорим о безопасности как о безопасности личности, то они наносят не меньший вред, чем структурированные деструктивные религиозные организации. Мне кажется, что вопрос о религиозных организациях деструктивных, там сектах, культах, опять же повторюсь, мне трудно подобрать правильное слово, хотя мы все понимаем, что такое слово должно быть, вероятно, следует различать его поле деятельности. И, соответственно, степень приложения, прежде всего, права, а затем иных каких-то методик и практик воздействия, либо ограничение, либо запрещение, либо, наоборот, коррекции, должно, наверное, различаться по их политическим деятелям, о чём говорил уважаемый профессор Дворкин, финансово-экономическая деятельность тут уже компетенция в других организациях и сферах личности». Конец цитаты.
Личная безопасность или духовная безопасность, докладчику кажется не менее важной. Поэтому, с её точки зрения, здесь поле приложения совсем уже иных организаций, но она уверена, что без совместного участия государства, институционализированных российских конфессий и гражданского общества мы не добьёмся нужных результатов.
Далее Лункин Роман Николаевич - ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, Центр по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, заместитель главного редактора журнала «Современная Европа», главный редактор портала «Религия и право» рассказал о регистрации религиозных объединений и соблюдении общественной безопасности.
В начале своего выступления он поприветствовал всех собравшихся и подчеркнул особую актуальность темы заседания. Докладчик отметил как социолог, который с 1998 года участвует вместе с коллегами из Института востоковедения Российской академии наук, Института США и Канады и других учреждений Российской академии наук в полевых исследованиях по российским регионам, что стало работать намного сложнее, потому что и верующие плохо идут на контакт, и религиозные организации, и группы становятся более закрытыми. А происходит это, по мнению эксперта, по целому ряду причин. Основная - это, собственно, страх и некоторая запуганность религиозных организаций. Докладчик имел в виду не целителей, экстрасенсов, а указал на именно зарегистрированные религиозные организации и те движения, которые существуют в виде групп.
Далее приводим фрагмент стенограммы выступления Р.Н. Лункина на «круглом столе».
Лункин Р.Н. «Дело в том, что где-то с середины 2000-х годов и до настоящего времени списки Министерства юстиции, фиксирующие зарегистрированные религиозные организации, совершенно перестали отражать реальную картину вообще религиозной жизни России и религиозной жизни каждого отдельного региона. И это не в силу того, что уменьшилось количество религиозных движений, а в силу того, что появился страх, и многие стали уходить в подполье из-за того, что после 2009 года испугались закона "О некоммерческих организациях", отчетности. Этот год был вообще рекордным по изменениям в закон о свободе совести: это и добавки про религиозную группу и финансовый контроль религиозных организаций.
И чиновники, у которых я беру интервью во время исследований, они мне прямо задают вопрос: как это применять? Потому что даются очень широкие определения - так же, как есть широкое определение экстремистской деятельности, что тоже влечет за собой там целый ряд таких негативных последствий, и про религиозную группу.
Вот в июле приняли закон об уведомлении, о том, что религиозная группа должна уведомлять о своем существовании, но там не написано, что они обязаны уведомлять. Кроме того, это орган юстиции или полиция может их принудить уведомлять о своей деятельности и при этом предоставить там списки, как написано опять же вот в этих поправках, списки участников там с фамилиями, именами и так далее, что нарушает российское законодательство. Пока что на практике нет таких случаев, но мы ожидаем появления случаев обращения религиозных групп и верующих в суды.
Безусловно, в регионах прошла такая взрывная регистрация православных приходов, начиная с 2009-2010 годов. Это прекрасно и вполне объяснимо в силу того, что появляются новые епархии и социальная, культурная и иная деятельность православной церкви действительно ширится, множится, и в обществе есть интерес к православию. Но при этом все, все остальные религиозные организации предпочитают оставаться без регистрации. Возникают правовые и моральные противоречия в ходе судебной практики. И опять же это касается, ну, вот самых таких как бы знаковых, новых религиозных движений, как те же самые «Свидетели Иеговы» или сайентологи. Дело в том, что подвергаются репрессиям жертвы сталинских репрессий. Это само по себе просто абсурдно звучит. Потому что у старшего поколения, у "Свидетелей Иеговы", есть вот эти удостоверения жертв политических репрессий сталинских. Зачем сейчас это делать, совершенно логически просто необъяснимо.
Что касается сайентологов... Смотрите, во Франции были прекрасные судебные процессы, вполне как бы в правовом поле, о мошенничестве со стороны церкви сайентологии. Почему у нас мы должны новое религиозное движение признавать нерелигиозным? Это тоже не очень понятно».
Возглас из зала. Почему мы должны признавать религиозным движение, которое не является религиозным? Можно сразу Вам вопрос, уважаемый докладчик?
Докладчик продолжил: «И, безусловно, вот такого рода судебные решения, они оказывают влияние ведь не только на вот эти новые религиозные движения. Они оказывают влияние на вообще как бы всё вот это не православное поле религиозных организаций, которые могли бы быть зарегистрированы, которые могли бы быть под контролем государства и социологов-религиоведов, но они существуют сейчас совершенно бесконтрольно. Всё-таки религиозная организация - это не профсоюз. Если запретить, она не распадётся».
По мнению выступившего эксперта, необходима либерализация процесса регистрации религиозных организаций, их освобождение от проверок. И, собственно, вот такие законы, как белгородские о миссионерской деятельности (и во многих других регионах), такие законы, как показывает практика, как утверждает докладчик, не работают в реальной жизни, они не защищают от миссионеров. Но при этом ужесточение общего контроля - научного, общественного контроля и со стороны органов местного самоуправления - религиозной жизни религиозных организаций, которые должны быть зарегистрированы. От докладчика в Оргкомитет «круглого стола» поступило предложение это сделать через Федеральное агентство по делам национальностей, у которого в полномочиях написано отслеживание вот этого поля и мониторинг религиозной деятельности.
Поблагодарив эксперта за выступление, Председательствующий на «круглом столе» депутат Маркелов подчеркнул, что широкая дискуссия-обсуждение проблематики будет после основных докладов. По его словам, необходимо, чтобы была и юридическая какая-то ясность в отношении высказанных докладчиками мыслей - по крайней мере для прессы, чтобы было понимание. Если группа не зарегистрирована, она не может считаться организацией. Поэтому здесь возникает вопрос: кому что выгодно, а кому невыгодно? Здесь, как считает один из организаторов мероприятия, главный вопрос - выгоды.
Затем слово было предоставлено Андрею Игоревичу Хвыля-Олинтеру, религиоведу, теологу, разработчику математического, инфологического и правового обеспечения автоматизированных информационных систем различного назначения, публицисту, священнослужителю Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Публикуем доклад из стенограммы мероприятия без купюр.
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер. «Большинство из здесь присутствующих изучали сотни различных религиозных движений и у многих уже какие-то концептуальные такие моменты выстроились в восприятии этого явления.
Хочу обратить внимание на связь законности и свободы. Собственно, понятно для нас, что причины появления феномена новых религиозных движений (и традиционных, каких угодно) лежат в объективно существующих духовных потребностях. Это вроде как бы очевидный посыл. Да? То есть, человек не может без этого существовать. И человечество также. Но если человек находится в состоянии духовного невежества и сталкивается с каким-то экзотическим культом, то он может быть очарован им, и дальше включается процесс зомбирования, и возникает как раз секта.
Когда мы разговариваем о свободе, а для современной молодёжи особенно это чрезвычайно соблазнительное понятие - свобода, то, конечно, мы должны иметь в виду, что свобода без информации, компетенции и зрелости превращается в насилие. Следовательно, задача общества и в том числе здесь сидящих - обеспечить жителей России именно этими тремя компонентами: информацией, компетентностью и зрелостью, и тогда, собственно, будет реализована свобода как таковая, иначе обязательны манипулирование и насилие.
Здесь уже говорилось о ситуации на Украине. Прошу обратить внимание на один момент. В первые часы Майдана была законная власть, её можно ругать, то-сё, пятое-десятое, и была хунта. И как распределились религиозные движения? На стороне законной власти оказалось одно-единственное религиозное движение. Это Украинская Православная Церковь Московского патриархата. Всё, больше никаких. Все остальные - на стороне антизаконных течений, хунты. Здесь уже отмечалось, что и сама по себе хунта - это именно представители деструктивных сект. Это достаточно известное понимание ситуации.
Вообще говоря, отношение той или иной религиозной организации к законности и к закону как таковому влечёт и отношение к государственным институтам, общественным институтам, к институту семьи, и к чему угодно. Поэтому, если мы посмотрим, учитывает ли то или иное религиозное движение духовную свободу, а это объективный фактор - духовная свобода, то тогда мы будем сразу знать или на уровне диагностических, прогнозных оценок, или на уровне реальных, будет ли это религиозное движение нарушать всё остальное, в том числе и биологические законы. Например, вопросы однополых семей и так далее, социальные законы, любые другие.
На заседании уже упоминался документ Билла Клинтона об Акте международной религиозной свободы, 1998 года. Но если мы посмотрим, какая духовность в Соединённых Штатах является доминирующей, то выясним чрезвычайно интересные моменты. Оказывается, эта духовность реально есть! С точки зрения духовной структуры в Соединённых Штатах, эту страну никак нельзя назвать демократической и свободной. Стратегия подобных актов заключается в подавлении любых многочисленных традиционных направлений. То есть, разделяй, раздробляй и властвуй - вот, собственно, суть поддержки различных новых религиозных движений.
Итак, игнорирование духовных законов влечёт беззаконие во всём остальном. И весь мировой опыт это показывает. Мы с вами знаем целую массу так называемых неодвижений. Неоязычество игнорирует полностью законы духовные. Возьмите тех же кришнаитов - что такое брахман с точки зрения классического кришнаизма? Это же нонсенс у этих новых направлений кришнаитских! Неохристианство, неопятидесятничество, неопедагогика, неовосточный, неоспортивный и так далее, и так далее, и так далее - бесчисленное множество вот таких "нео". И все они, прежде всего, нарушают духовные законы.
Предложение у меня, соответственно, такое. Здесь уже упоминалось, что существует много направлений проблемных и по ведомствам, и по разным другим направлениям. На мой взгляд, необходимо и чрезвычайно созрело создание Концепции духовной безопасности, которая бы была достаточно кратким, ёмким документом, обозначающим курс государства и общества в этом направлении и дающим возможность создания подзаконных актов в едином ключе. У меня в моей книге ещё в 2002 году был написан проект такой Концепции и, естественно, методики раскрытия и расследования преступлений, совершаемых по религиозным мотивам. Это примерно так же как Концепция общественной безопасности. Она должна быть неотъемлемой частью национальной безопасности, известных нам документов государства, и тогда у нас будет некое системное и направляющее начало в этой, в общем-то, действительно весьма спорной сфере деятельности. И создавать эту концепцию должны все созидательно-традиционные силы общества. Раз мы говорим о религиозных кампаниях, то, конечно, созидательно-традиционные религиозные направления, которые создавали государственность, культуру, язык и всю историю современнной России».
После эксперта-священника Русской Православной Церкви слово для выступления было предоставлено Игорю Викторовичу Иванишко, генеральному директору Правового экспертно-консультационного центра города Москвы, члену Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте Тематика выступления докладчика соответствовала его юридическому образованию и касалась уголовно-правовых аспектов противодействия противоправной деятельности сект. Акцент был сделан на статье 239, так называемой единственной антисектантской статье в Уголовном кодексе.
Далее публикуем полный текст выступления И.В. Иванишко на «круглом столе».
Иванишко И.В. «Упоминали уже о том, что правоохранительные органы привлекают к уголовной ответственности по различным составам, когда не могут применить статью 239 непосредственно, поэтому приходится привлекать лидеров таких организаций по 159-й статье за мошенничество как Грабового или Антоненко, по 282-й статье УК РФ «Экстремистские действия», либо за причинение вреда здоровью. Но статью 239, именно ту статью, которую вменяют за создание религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан, и за участие в нём, крайне сложно применить.
В своем докладе я представлю мнения как практиков, так и теоретиков - представителей кафедр уголовного права Казанского университета МВД, Омской академии МВД, Московского городского юридического университета имени О.Е. Кутафина, Российской правовой академии при Министерстве юстиции Российской Федерации и того университета, который я представляю - кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия совместно с отделом по обобщению судебной практики. То есть, здесь также представлены и мнения судей, которые считают проблематичным применять статью 239 именно в той редакции, в которой она сейчас есть.
Следует отметить, что до 2012 года статья 239 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливала уголовную ответственность только за создание религиозного или общественного объединения, посягающего на личность и права граждан, однако Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" номер 121-ФЗ от 20.07.2012 года внес существенные изменения в статью 239. Часть первая статьи 239 УК РФ была разделена на две части, что считается крайне ошибочным и неудачным со стороны законодателя решением.
Практика применения статьи 239 свидетельствует о том, что деятельность деструктивных религиозных организаций часто сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, одновременно с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий. Однако данные альтернативные действия сейчас законодателем необоснованно разведены по разным частям одной статьи. В итоге получается, что если лицо создаст организацию, которая как причиняет вред здоровью граждан, так и побуждает их к совершению противоправных действий, то в его действиях следует признать наличие идеальной совокупности преступлений, то есть ему должны вменять и часть первую, и часть вторую. Однако с точки зрения доктрины уголовного права, с точки зрения судебной практики это проблематично, а в теории и практике уголовного права существует спор о невозможности идеальной совокупности преступлений по нескольким частям одной статьи, можно смотреть буквальное толкование части 2 статьи 17, которая нам запрещает это делать. Конечно, у нас есть отдельные варианты, например, постановление Пленума Верховного Суда "О судебной практике по делам об убийстве" 1999 года, где разрешается объединить часть первую и часть вторую, но там простой состав и с отягчающими обстоятельствами, но по 239-й это сделать нельзя. Значит, на практике возникает сложность, что невозможно привлечь лицо сразу за несколько действий.
Мы, кстати, в Университете правосудия даем задачки для судей (они повышают у нас квалификацию) и они по-разному решают эту задачку, но в большинстве пишут следующее: «Невозможна идеальная совокупность по статье 239». То есть, если бы в их практике был бы такой пример, они бы его не решили.
Следующее. Статья 239 в действующей редакции именуется теперь как "Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан", но при этом в разных частях статьи используется разная терминология. Коллега-юрист Валентина Евгеньевна [Бондаренко] уже говорила здесь о важности терминологии. Итак, в части первой звучит: "религиозные и общественные объединения", в части второй - "некоммерческие организации, включая некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента" и в части третьей - "некоммерческие организации". При этом определенная рассогласованность обнаруживается в части третьей статьи 239: "участие в деятельности некоммерческой организации", указанных в частях первой и второй, хотя в части первой понятие некоммерческой организации не упоминается вообще. Здесь следует сказать, что таким образом в части первой статьи 239 законодатель необоснованно применяет иную терминологию, которая ограничивает действие части первой. Таким образом, можно отметить, что эта терминологическая путаница также создает проблему применения статьи 239.
Далее. О нарушении правил юридической техники. Рассогласованность видна и на уровне грамматического изложения нормы.
Итак, в части 1 статьи 239 УК РФ: «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которОГО...» Дальше не буду продолжать. А в части 2 статьи 239 УК РФ: «создание некоммерческой организации либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которЫХ...» То есть, в первом случае законодатель, применив союз "или", рассматривает указанное объединение в единственном числе. Во втором случае, применив аналогичный союз, законодатель рассматривает организацию уже во множественном числе.
Эти и другие ошибки свидетельствуют о поспешности работы законодателя по скорейшему изменению законодательных актов России в связи с политико-правовым решением руководства Российской Федерации по ограничению деятельности некоммерческих организаций, являющихся иностранными агентами.
Следующая проблема. Также даём задачки судьям, является ли тот или иной состав преступления формальным или материальным? Пишут: да, формальный, достаточно создания этой организации. Потом мы задаём другую задачку, говорят, нет, необходимо, чтобы наступили общественно-опасные последствия, носили конкретные последствия. Ну как же?! Вроде бы состав-то формальный. А зачем вы тогда ждёте последствий? Чтобы возбудить уголовное дело или чтобы была судебная перспектива? Указывают следующее, что было бы неплохо, как уже коллега говорил, - постановление Пленума Верховного Суда, где чётко и ясно бы разъяснили данный момент.
Теперь что касается субъекта преступления. Вот у нас было дело... В Калининграде были задержаны граждане США Браун и Джареда, которые возле территории военного объекта пытались склонить нескольких военнослужащих к вступлению в религиозное объединение. Мормоны. Итог - отказали в возбуждении уголовного дела, указав на то, что в законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" дано определение, что религиозное объединение - это добровольное объединение граждан России или лиц, постоянно и временно проживающих на территории России на законных основаниях. Так как эти граждане были не на законных основаниях (у них истекли визы), то их не смогли привлечь по статье 239, хотя это является нарушением».
Подводя итог выступлению, Председательствующий отметил значимость содержания замечаний из доклада и попросил предоставить ему все материалы по этому вопросу, особенно в отношении правоприменительной практики статьи 239 УК РФ.
Следующий докладчик, Александр Александрович Александров, методист Духовно-просветительского центра "Во имя Веры, Надежды, Любви и матери их Софии" из города Белгород рассказал о деструктивных культах как системной угрозе российской педагогике. Далее приводим текст его выступления полностью.
Александров А.А. «В последние годы в нашей стране и государство, и общество начали обращать больше внимания на деятельность различных нетрадиционных религиозных организаций. Но проблема взаимодействия с такими организациями (угрозы возможные от них) далека от полного решения. И одна из самых опасных угроз, которую таят для общества деструктивные культы - это угроза самым незащищённым гражданам нашей страны - детям.
Воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач государства. Как отметил Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных и моральных ценностей - основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны. Но насколько возможно воспитание в среде деструктивных культов, такое воспитание? Давайте попробуем разобраться.
Сразу можно отметить несколько ключевых пунктов, в которых секты вредят духовному, физическому и нравственному здоровью подрастающего поколения.
Во-первых, это вред, который наносят секты детям своих адептов. И не стоит забывать об этих людях, о сектантах, которых, по разным оценкам, в нашей стране от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Дети сектантов страдают от деятельности сект в первую очередь, притом угрозе подвергается даже их жизнь. Известно и множество случаев смерти детей, например, от действующего в секте «Свидетелей Иеговы» запрета на переливание крови. Мемориал жертв этой секты в Интернете насчитывает 88 человек, среди которых 22 несовершеннолетних ребёнка. И это только часть жертв, случаи, имеющие твёрдое документальное подтверждение. У детей «Свидетелей Иеговы» нет праздников, нет Нового года, они не отмечают дни рождения. Разрешаются только праздники организации. Во многих других сектах практикуется вегетарианство. И это вовсе не временные посты, а постоянный отказ от пищи животного происхождения. Например, у кришнаитов. И, естественно, что родители-сектанты и воспитывают своих детей в соответствии с учением секты, совсем не в духе патриотизма, как, например, "Свидетели Иеговы", которые учат своих адептов отказываться от службы в армии, от почитания Гимна, Герба, Флага России, которые учат, что спасение только с "Иеговой".
Часто происходят семейные драмы, когда из-за секты распадаются семьи и дети остаются с сектантами, с родителями-сектантами. Известны случаи преступлений со стороны секты в отношении детей в сфере преступлений на сексуальной почве.
В 2012 году в Оренбурге была разоблачена секта бывшего психиатра Вячеслава Веснина. В секту было вовлечено около 300 человек, в том числе, 14 детей. На занятиях в этой школе самосовершенствования детей учили нецензурной лексике и сексуальному раскрепощению, адептами секты числились юристы, учителя, адвокаты, банкиры. Изъятые в ходе обысков фотографии и видеофильмы, свидетельствуют о том, что на сессиях, когда царил разврат, присутствовали дети 2-х, 4-х лет. Всем пострадавшим детям пришлось проходить реабилитацию после закрытия этой секты.
Вряд ли способствует духовному здоровью ребёнка и участие в неопятидесятнических служениях, заканчивающихся массовой истерией, которые адепты секты называют глоссолалией, говорением на языках, но которая выражается в неконтролируемом истерическом смехе, в нечленораздельных выкриках, катании в судорогах по полу. Дети посещают такие собрания вместе с родителями.
Как отмечают исследователи, во многих сектах в два-три раза чаще, чем в среднем по стране, возникают психические заболевания, в два-три раза чаще случаются самоубийства. И жертвами этих трагических случаев нередко становятся дети.
Как я говорил, примерная численность сектантов в России от 500 тысяч до 1 миллиона человек. Не менее 20 процентов этих людей - дети и подростки до 18 лет. Соответственно, не менее 100 тысяч детей в России сейчас находятся в зоне непосредственной угрозы деструктивных культов. Но это лишь один аспект сектантской угрозы в отношении детей. Секты активно пытаются проникать в детские воспитательные образовательные учреждения для того, чтобы вести явно или косвенно пропаганду своего учения. Если им удаётся попасть в такие учреждения, то угроза, исходящая от них, может коснуться каждого гражданина нашей страны. Секта зачастую пытается скрыть свою истинную суть, прикрываясь различными организациями, на первый взгляд непохожими на религиозные, такими, как: различные фонды, в том числе благотворительные, экологические организации, сообщества саморазвития, спортивные секции, и не так-то просто обнаружить, какие цели у этих улыбающихся и вежливых людей, которые предлагают провести совместный праздник или экскурсию со школой. Причем они стремятся проникнуть не только в школы, но и в детские сады, в ВУЗы.
Чтобы противостоять таким угрозам со стороны деструктивных культов, нужно в первую очередь говорить о них: проблемам экологии и пропаганде здорового образа жизни, проблеме абортов уже уделяется внимание, проходят форумы, и есть даже политические партии, которые ставят главным в своих программах решение этих проблем. Наряду с ними, необходимо говорить и о проблеме сектантства, необходимо вести просветительскую работу в школах, в высших учебных заведениях, в том числе, и среди педагогических коллективов, чтобы у сект не было возможности проникать в учебные заведения, чтобы педагоги были предупреждены об их деятельности. Необходимо проводить лекции, форумы, "круглые столы". После сегодняшней встречи, я надеюсь, внимание к этой системной угрозе возрастёт».
Текст стенограммы корректировал Н. Каклюгин, 26.12.2015 г.
(Продолжение следует)