«Храм не в бревнах, а в ребрах...»

О восстановлении храма в Ропше

0
1049
Время на чтение 7 минут

Мы продолжаем знакомить наших читателей с ситуацией вокруг храма Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Ропша.

Церковь эта служила домовым храмом двум российским государям, и история ее возникновения уникальна и символична. Сам Император Петр Великий, духовно утверждая одержанную над Швецией победу в Северной войне, велел на вновь отвоеванных русских землях некогда выстроенную здесь шведами кирху преобразовать в православную церковь и посвятить ее празднику Благовещения.

Еще не раз Благовещенская церковь становилась свидетелем вероломного нападения на нашу Родину, как принято сейчас говорить, «западных партнеров», и того, как самоотверженно, с полной верой и упованием на помощь Божию сражались с врагом русские люди. Ныне древний ропшинский храм лежит в руинах, как символ забвения исторического преемства и духовного оскудения нашего народа.

Но, слава Богу, все же есть в Ропше верующие люди, сохраняющие память о царском достоинстве этих мест, есть, хоть и временный, переоборудованный из морского контейнера, но полноценный православный храм. Слава Богу, что этот храм уже становится тесным для прихожан, число которых постепенно увеличивается с тех пор, как в декабре прошлого года сюда был назначен новый настоятель - священник Аркадий Петровцев, приехавший вместе со своей большой семьей (у батюшки 12 детей) с Брянщины (см. видео).

Отец Аркадий открыт для прихожан, жизнь прихода - это его жизнь; он опытный строитель - восстановил храм на Брянщине; интересный собеседник - сказывается многолетний опыт миссионерской деятельности. Наш корреспондент побеседовал с отцом Аркадием. Результатом стало несколько статей, в которых священник рассказал об особенностях приходской жизни в глубинке и в столице, о восстановлении древней святыни и поделился опытом обретения истинной веры, поскольку сам прошел духовный путь от «убежденного» протестанта до православного пастыря.

Тема этой статьи - жизнь прихода и ситуация с восстановлением храма, связанного с Царским домом Романовых.

Об истории прихода поведала старейшая прихожанка Светлана Филипповна Бодрова - «управдом храма», как шутливо называет ее батюшка. «Приход в Ропше зародился в 2002 году. Директор рыбного хозяйства Валерий Залманович был инициатором официального оформления прихода и установки здесь храма-контейнера. Приписан он был к Свято-Троицкой церкви Красного Села. Народ дружно принялся ходить в церковь поначалу, но, поскольку постоянного священника не было, службы велись редко, то потихоньку народ поразбрелся, хотя костяк остался. Сейчас, с назначением отца Аркадия, служба в храме совершается почти каждый день и приход оживился, людей становится все больше за литургией», - поделилась радостью Светлана Филипповна.

Действительно, приходская жизнь в Ропше заметно оживилась, ведь новый настоятель принялся за великий труд - воссоздание духовной святыни этого края, древней церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Взялся он за эту задачу не сам по себе, а по послушанию своему духовнику - известному пастырю, митрофорному протоиерею Иоанну Миронову. Но возрождение святыни для отца Аркадия не является самоцелью, главное для него, как для истинного пастыря - возрождение духовной жизни старинного села, расположенного вблизи от блестящей и шумной северной столицы. У отца Аркадия за плечами 18 лет священнического служения в тихой российской глубинке, на Брянской земле, и ему очень хорошо видно, чего лишают себя столичные жители, забывая о своих корнях, равнодушно отмахиваясь от православной веры.

Предоставим слово самому иерею Аркадию Петровцеву:

«Я, конечно потихоньку привыкаю к питерским особенностям, но сначала был ими шокирован. На Брянщине, в глубинке, весь народ воцерковленный. Я жил в деревне 15 лет и потом 2,5 года в райцентре. В деревне все люди крещеные и 90% посещают церковь. В селе директор школы и все учителя не просто считают себя православными, а ходят в храм. Директор дома престарелых, и все сотрудники ходят в храм, директор колхоза - в храм и все в храм. Раз люди воцерковленные, то приглашают стариков соборовать, причащать больных, значит, я у всех побывал дома, со всеми перезнакомился и меня все знают.

Когда я приехал в Питер, то большими глазами смотрел на то, как мало народу здесь ходит в храм. В райцентре на Брянщине - в Севске - 2 монастыря и 5 церквей на 6 тысяч населения. Получается, что в воскресный день 7 храмов служат литургию, и все 7 полны народом! В Ропше летом проживает гораздо больше, чем 6 тысяч, потому что только в Новой Ропше дачных участков около 10 тысяч, а сколько в Ропше, да еще ИЖС вокруг. А в воскресенье все прихожане помещаются в нашем храме-контейнере - это человек 50. После заполненных храмов в глубинке я поражен общей невоцерковленностью жителей северной столицы.

В Ропше 12 лет уже храм существует, а многие, как ропшинцы, так и дачники, даже не подозревают о его существовании. Вот установили мы звонницу 11 июля, под Праздник Петра и Павла, стали звонить в колокола, и тут народ начал интересоваться, почему звон? Хотя бы узнали, что в их поселке церковь есть, и то хорошо!

Наша главная цель - созидание прихода, а строительство храма помогает объединить людей. Когда все хлопочут, когда стройка становится заботой каждого, а не одного состоятельного гражданина, то все жители чувствуют, что это их храм. Как было на Брянщине - церковь возводили 15 лет, но зато каждый вложил в нее силы, время, душу. Я плохо отношусь к тому, чтобы возродить храм за год - все пройдет мимо людей.

В ропшинской ситуации особенность в том, что с момента приезда мне пришлось выдержать большой натиск: все были против восстановления исторического храма, включая богатых людей из местных старожил и администрацию. Говорили, что это невыгодно, легче построить новый храм на другом месте. Я тогда в смущении поехал к батюшке Иоанну Миронову, рассказал, в чем дело, и получил от него ответ, что надо восстанавливать старый храм. А я уже твердо знаю, что надо делать так, как батюшка благословит.

Главная проблема, я считаю, в том, чтобы сформировать положительное общественное мнение по вопросу восстановления исторического храма. Чтобы люди в Ломоносовской и поселковой администрациях, от которых зависит решение этого вопроса и общественность приняли необходимость реконструкции ропшинской святыни. Я уверен, что если древний храм не будет восстанавливаться, а вместо него будет строиться новый на новом месте, то руинированный, значащийся как «памятник архитектуры» окончательно развалится. В администрации в ответ чиновникам я так и сказал: «Вы так меня уговариваете не восстанавливать храм, будто у вас в каждой деревне памятники архитектуры 16 века, которые часто посещались царями - и вам что одним больше, что меньше - все равно!»

Пока вопрос с восстановлением не решен, на территории кладбища, поблизости от старинного храма мы взялись строить домовую церковь. Надеемся возвести ее быстро - это будет недорогое, щитовое строение с фундаментом из камней от древнего храма. Мы решили использовать годные материалы от той постройки, чтобы не выкидывать их и таким образом сберечь преемство. Домовая церковь будет вмещать больше прихожан, чем сейчас помещается в наш храм - морской контейнер. В ней будет еще трапезная и воскресная школа.

Приход наш зарегистрирован как Петропавловский. Это символично, потому что поблизости ропшинский дворец, в котором был домовой храм для государей Петра Первого и Петра Третьего. Но сам ропшинский храм был Благовещенским, и поэтому если новую домовую церковь мы посвятим апостолам Петру и Павлу, и постепенно восстановим Благовещенский храм, то историческая справедливость будет сохранена. А наш теперешний, маленький храм, скорее всего, уедет в Яльгелево - налаживать приходскую жизнь там.

Интересно, как мы место для домового храма выбирали. Я хотел заполучить здание, прилегающее к нашему храму-контейнеру - это ветлечебница. Причем, говорят, что оно принадлежало когда-то храму, косвенным свидетельством чего является то, что это перекошенное, с проваленной крышей строение числится... памятником архитектуры тоже. Когда я стал с администрацией контактировать, они ни в какую не хотели это здание отдавать нам, мы попытались купить эту развалюху - с нас запросили за нее баснословную сумму.

Я переживал, ведь, казалось бы, здание, хоть и плохонькое, но удобно расположено: рядом с действующим храмом, вблизи от разрушенного, имеется удобный подъезд, можно оборудовать стройплощадку. Но глава администрации и поселения привозят меня на другой конец кладбища и показывают участок у дороги, в низинке, почти болото. Ну, я расстроился: участок вдалеке от старого храма, стройплощадку уже не организуешь. Поехал к батюшке Иоанну Миронову, все рассказал, прошу совета. Он и говорит мне: «Сейчас это место не удобное, а потом будет самое удобное». Сейчас, когда стройка уже ведется, мы это поняли. Во-первых, наш участок рядом с главным входом на кладбище - значит, все люди идут мимо домового храма. Во-вторых, там перекресток - и парковка, и строительная база - опять же, место людное. В-третьих, все необходимые коммуникации рядом.

Все хорошо, как батюшка Иоанн сказал, все так и получается. Но одно «но» - администрация никак не может эту землю, на которой уже и храм почти построен, нам выделить официально! Вопрос о подписании Акта о передаче земли затягивается. А ведь без официального владения землей мы даже свет провести в церковь не можем, хотя до линии электропередач рукой подать! Да и под прежним храмом-контейнером земля не оформлена. Я понимаю, что отношения государства и Церкви входят в стадию тесного сотрудничества, поэтому временно построенные храмы, вроде нашего, никто не тронет. Но наша ситуация характеризует отношение местных властей к Церкви на человеческом уровне, когда чиновники приходят в храм лишь перед выборами.

Мы всех привлекаем к строительству, всех приглашаем потрудиться, чем могут, потому что только общее дело сплачивает приход, вокруг него завязываются отношения. А то, бывает так, что богатый человек выстроит храм на свои капиталы, а потому - руки в боки - «я тут хозяин!» Ну, и какая тогда дружная приходская жизнь? А мы никуда не торопимся, строим потихоньку, да людей привечаем. Как говорится, «храм не в бревнах, а в ребрах», главное - это приход».

Подготовила Анна Бархатова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Бархатова
Великорецкий бессмертный крестный ход!
Впечатления паломницы
15.06.2022
«Театр и сказка помогают сделать шаг к исцелению»
О чудесном проекте кукольного театра «Виноград» - «Сказка учит — сказка лечит» для детей с особенностями развития и их родителей
31.12.2021
«Я хочу создать миф: Россия»
В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова
06.04.2018
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
«Нравственные установки – главная характеристика православной молодежи»
В Санкт-Петербурге отмечается Международный день православной молодежи
15.02.2018
Все статьи Анна Бархатова
Протоиерей Аркадий Петровцев
Господь ведёт Россию в правильном направлении
Как относиться к данным Росстата, согласно которым 71,6% женщин хотели бы иметь только одного или двух детей
24.03.2023
Не гонитесь за карьерой и общественным признанием!
О роли женщин в российском обществе
08.03.2023
Я долго ждал этого!
Что принесёт России закон «О пробации в РФ», который предполагает введение института социальной адаптации осужденных лиц?
06.02.2023
Окунаться – хорошо, но недостаточно!
О спорах вокруг Крещенских купаний
18.01.2023
Почему в Церкви не хватает священников?
Нельзя за счёт снижения качества образования решать проблему количества пастырей
22.12.2022
Все статьи Протоиерей Аркадий Петровцев
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 18:59
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:49
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16