Мы продолжаем знакомить наших читателей с ситуацией вокруг храма Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Ропша.
Церковь эта служила домовым храмом двум российским государям, и история ее возникновения уникальна и символична. Сам Император Петр Великий, духовно утверждая одержанную над Швецией победу в Северной войне, велел на вновь отвоеванных русских землях некогда выстроенную здесь шведами кирху преобразовать в православную церковь и посвятить ее празднику Благовещения.
Еще не раз Благовещенская церковь становилась свидетелем вероломного нападения на нашу Родину, как принято сейчас говорить, «западных партнеров», и того, как самоотверженно, с полной верой и упованием на помощь Божию сражались с врагом русские люди. Ныне древний ропшинский храм лежит в руинах, как символ забвения исторического преемства и духовного оскудения нашего народа.
Но, слава Богу, все же есть в Ропше верующие люди, сохраняющие память о царском достоинстве этих мест, есть, хоть и временный, переоборудованный из морского контейнера, но полноценный православный храм. Слава Богу, что этот храм уже становится тесным для прихожан, число которых постепенно увеличивается с тех пор, как в декабре прошлого года сюда был назначен новый настоятель - священник Аркадий Петровцев, приехавший вместе со своей большой семьей (у батюшки 12 детей) с Брянщины (см. видео).
Отец Аркадий открыт для прихожан, жизнь прихода - это его жизнь; он опытный строитель - восстановил храм на Брянщине; интересный собеседник - сказывается многолетний опыт миссионерской деятельности. Наш корреспондент побеседовал с отцом Аркадием. Результатом стало несколько статей, в которых священник рассказал об особенностях приходской жизни в глубинке и в столице, о восстановлении древней святыни и поделился опытом обретения истинной веры, поскольку сам прошел духовный путь от «убежденного» протестанта до православного пастыря.
Тема этой статьи - жизнь прихода и ситуация с восстановлением храма, связанного с Царским домом Романовых.
Об истории прихода поведала старейшая прихожанка Светлана Филипповна Бодрова - «управдом храма», как шутливо называет ее батюшка. «Приход в Ропше зародился в 2002 году. Директор рыбного хозяйства Валерий Залманович был инициатором официального оформления прихода и установки здесь храма-контейнера. Приписан он был к Свято-Троицкой церкви Красного Села. Народ дружно принялся ходить в церковь поначалу, но, поскольку постоянного священника не было, службы велись редко, то потихоньку народ поразбрелся, хотя костяк остался. Сейчас, с назначением отца Аркадия, служба в храме совершается почти каждый день и приход оживился, людей становится все больше за литургией», - поделилась радостью Светлана Филипповна.
Действительно, приходская жизнь в Ропше заметно оживилась, ведь новый настоятель принялся за великий труд - воссоздание духовной святыни этого края, древней церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Взялся он за эту задачу не сам по себе, а по послушанию своему духовнику - известному пастырю, митрофорному протоиерею Иоанну Миронову. Но возрождение святыни для отца Аркадия не является самоцелью, главное для него, как для истинного пастыря - возрождение духовной жизни старинного села, расположенного вблизи от блестящей и шумной северной столицы. У отца Аркадия за плечами 18 лет священнического служения в тихой российской глубинке, на Брянской земле, и ему очень хорошо видно, чего лишают себя столичные жители, забывая о своих корнях, равнодушно отмахиваясь от православной веры.
Предоставим слово самому иерею Аркадию Петровцеву:
«Я, конечно потихоньку привыкаю к питерским особенностям, но сначала был ими шокирован. На Брянщине, в глубинке, весь народ воцерковленный. Я жил в деревне 15 лет и потом 2,5 года в райцентре. В деревне все люди крещеные и 90% посещают церковь. В селе директор школы и все учителя не просто считают себя православными, а ходят в храм. Директор дома престарелых, и все сотрудники ходят в храм, директор колхоза - в храм и все в храм. Раз люди воцерковленные, то приглашают стариков соборовать, причащать больных, значит, я у всех побывал дома, со всеми перезнакомился и меня все знают.
Когда я приехал в Питер, то большими глазами смотрел на то, как мало народу здесь ходит в храм. В райцентре на Брянщине - в Севске - 2 монастыря и 5 церквей на 6 тысяч населения. Получается, что в воскресный день 7 храмов служат литургию, и все 7 полны народом! В Ропше летом проживает гораздо больше, чем 6 тысяч, потому что только в Новой Ропше дачных участков около 10 тысяч, а сколько в Ропше, да еще ИЖС вокруг. А в воскресенье все прихожане помещаются в нашем храме-контейнере - это человек 50. После заполненных храмов в глубинке я поражен общей невоцерковленностью жителей северной столицы.
В Ропше 12 лет уже храм существует, а многие, как ропшинцы, так и дачники, даже не подозревают о его существовании. Вот установили мы звонницу 11 июля, под Праздник Петра и Павла, стали звонить в колокола, и тут народ начал интересоваться, почему звон? Хотя бы узнали, что в их поселке церковь есть, и то хорошо!
Наша главная цель - созидание прихода, а строительство храма помогает объединить людей. Когда все хлопочут, когда стройка становится заботой каждого, а не одного состоятельного гражданина, то все жители чувствуют, что это их храм. Как было на Брянщине - церковь возводили 15 лет, но зато каждый вложил в нее силы, время, душу. Я плохо отношусь к тому, чтобы возродить храм за год - все пройдет мимо людей.
В ропшинской ситуации особенность в том, что с момента приезда мне пришлось выдержать большой натиск: все были против восстановления исторического храма, включая богатых людей из местных старожил и администрацию. Говорили, что это невыгодно, легче построить новый храм на другом месте. Я тогда в смущении поехал к батюшке Иоанну Миронову, рассказал, в чем дело, и получил от него ответ, что надо восстанавливать старый храм. А я уже твердо знаю, что надо делать так, как батюшка благословит.
Главная проблема, я считаю, в том, чтобы сформировать положительное общественное мнение по вопросу восстановления исторического храма. Чтобы люди в Ломоносовской и поселковой администрациях, от которых зависит решение этого вопроса и общественность приняли необходимость реконструкции ропшинской святыни. Я уверен, что если древний храм не будет восстанавливаться, а вместо него будет строиться новый на новом месте, то руинированный, значащийся как «памятник архитектуры» окончательно развалится. В администрации в ответ чиновникам я так и сказал: «Вы так меня уговариваете не восстанавливать храм, будто у вас в каждой деревне памятники архитектуры 16 века, которые часто посещались царями - и вам что одним больше, что меньше - все равно!»
Пока вопрос с восстановлением не решен, на территории кладбища, поблизости от старинного храма мы взялись строить домовую церковь. Надеемся возвести ее быстро - это будет недорогое, щитовое строение с фундаментом из камней от древнего храма. Мы решили использовать годные материалы от той постройки, чтобы не выкидывать их и таким образом сберечь преемство. Домовая церковь будет вмещать больше прихожан, чем сейчас помещается в наш храм - морской контейнер. В ней будет еще трапезная и воскресная школа.
Приход наш зарегистрирован как Петропавловский. Это символично, потому что поблизости ропшинский дворец, в котором был домовой храм для государей Петра Первого и Петра Третьего. Но сам ропшинский храм был Благовещенским, и поэтому если новую домовую церковь мы посвятим апостолам Петру и Павлу, и постепенно восстановим Благовещенский храм, то историческая справедливость будет сохранена. А наш теперешний, маленький храм, скорее всего, уедет в Яльгелево - налаживать приходскую жизнь там.
Интересно, как мы место для домового храма выбирали. Я хотел заполучить здание, прилегающее к нашему храму-контейнеру - это ветлечебница. Причем, говорят, что оно принадлежало когда-то храму, косвенным свидетельством чего является то, что это перекошенное, с проваленной крышей строение числится... памятником архитектуры тоже. Когда я стал с администрацией контактировать, они ни в какую не хотели это здание отдавать нам, мы попытались купить эту развалюху - с нас запросили за нее баснословную сумму.
Я переживал, ведь, казалось бы, здание, хоть и плохонькое, но удобно расположено: рядом с действующим храмом, вблизи от разрушенного, имеется удобный подъезд, можно оборудовать стройплощадку. Но глава администрации и поселения привозят меня на другой конец кладбища и показывают участок у дороги, в низинке, почти болото. Ну, я расстроился: участок вдалеке от старого храма, стройплощадку уже не организуешь. Поехал к батюшке Иоанну Миронову, все рассказал, прошу совета. Он и говорит мне: «Сейчас это место не удобное, а потом будет самое удобное». Сейчас, когда стройка уже ведется, мы это поняли. Во-первых, наш участок рядом с главным входом на кладбище - значит, все люди идут мимо домового храма. Во-вторых, там перекресток - и парковка, и строительная база - опять же, место людное. В-третьих, все необходимые коммуникации рядом.
Все хорошо, как батюшка Иоанн сказал, все так и получается. Но одно «но» - администрация никак не может эту землю, на которой уже и храм почти построен, нам выделить официально! Вопрос о подписании Акта о передаче земли затягивается. А ведь без официального владения землей мы даже свет провести в церковь не можем, хотя до линии электропередач рукой подать! Да и под прежним храмом-контейнером земля не оформлена. Я понимаю, что отношения государства и Церкви входят в стадию тесного сотрудничества, поэтому временно построенные храмы, вроде нашего, никто не тронет. Но наша ситуация характеризует отношение местных властей к Церкви на человеческом уровне, когда чиновники приходят в храм лишь перед выборами.
Мы всех привлекаем к строительству, всех приглашаем потрудиться, чем могут, потому что только общее дело сплачивает приход, вокруг него завязываются отношения. А то, бывает так, что богатый человек выстроит храм на свои капиталы, а потому - руки в боки - «я тут хозяин!» Ну, и какая тогда дружная приходская жизнь? А мы никуда не торопимся, строим потихоньку, да людей привечаем. Как говорится, «храм не в бревнах, а в ребрах», главное - это приход».
Подготовила Анна Бархатова