Всероссийская акция «Бессмертный полк» 9 мая 2015 г. буквально всколыхнула страну.
Недоброжелатели России поспешили с выводами о заорганизованности, ангажированности, привлечении административного ресурса, и тому подобном.
Как это не редко с ними происходят - просчитались. А, ведь давно известно, что просчитать русскую душу - не по силам самым искусным счетоводам.
Душа же нашего народа, который эти самые недоброжелатели всё хотят списать в ноль - проявилась на этот раз в полной мере, и ключевой смысл этого проявления - собственно, бессмертие.
Акция «Бессмертный полк» наиболее выразительно грянула, конечно, 9 мая в Москве, ведь реально вышли на улицы полмиллиона жителей столицы, да не безоружными - с портретами своих героических предков.
Но из повседневной окружающей жизни видим - не акция это, а скорее состояние души нашего народа. Тихий наш ответ вызовам времени и среды, которые, кажется, не приемлют Настоящей России.
Время, среда, а шире и более размыто - обстоятельства...
Вот, идёшь в очередной раз по коридору на работе, и разве читаешь что там на стендах и планшетах, которые висят по стенам, написано? То же, что год или пять лет назад, думаешь. Но, вот, недавно, чем-то кольнуло боковое зрение во время обычного спешно-суетливого перемещения среди расписаний занятий и наглядной агитации обычного характера.
Остановился, читаю: «Из семейного архива Корневой С.Н.»
Ну, конечно, знаю коллегу Светлану Николаевну, что, интересного поведано, думаю? Понятно, о Великой Отечественной.
«Миронов Александр Андреевич, 1909 года рождения, уроженец деревни Урывкино Пестречинского района ТАССР. Был призван в ряды Советской Армии по мобилизации 23 августа 1941 года в учебную часть г. Бугульма. Воевал пулеметчиком в боях под Москвой. Был ранен и отправлен в госпиталь (город Ташкент ???). Умер в госпитале 22 ноября 1942 года. Похоронка бабушке пришла 18 января 1944 года из воинской части (полевая почта 29138 N 687), в которой было написано, что Миронов А.А. умер в госпитале после продолжительной болезни. В 80-годы я много писала писем в разные архивы, пытаясь найти место захоронения деда, но так и не нашла.
Письма его не сохранились. По рассказам родных он писал, что там, где находился госпиталь, было очень жарко, на песок вставать невозможно, яйцо в песке испекается. Сохранилась фотография из госпиталя, на которой мой дедушка сфотографирован слева от гармониста. На обратной стороне фотографии запись: «Тебе на память от меня и моим дорогим деткам. Они будут помнить, каким был у них отец. Здравствуй, мой дорогой Николай Александрович Миронов».
А Николай Александрович Миронов - это мой папа, он родился в 1939 году, в 1941 году ему было 2 года.»
В общем, обычная история. Обычная - разумеется только в плане счёта, статистики. В человеческом же измерении - она бездонна и бескрайна!
Вот, например, смотрите: сын не видел и не помнил отца, но письменное приветствие воина к сыну - это ли не бессмертие?
Далее смотрю - семейная военная история другой моей коллеги Ирины Петрув, тоже трагичная, нелепая в трагичности.
«Мой дед, Смелов Илья Михайлович ушёл на фронт, оставив в родном селе беременную жену, троих маленьких детей, школу, в которой был директором. Сохранились всего несколько писем.
В январе 1942 г. родилась моя мама, она никогда не видела своего отца...
Дед прошел всю войну и был убит в сентябре 1945 г. в Ровенской области Украины. После победы его считали пропавшим без вести. А потом семья узнала, что он погиб. Вот, что стало известно из письма его знакомого. «В дом зашли 6 человек бандеровцев и открыли по ним огонь. Его товарищ был ранен в руку, выскочил в окно, а его убили или взяли живым, до настоящего времени не найдут труп. Вот что с парнем получилось. Собрался ехать домой, 4 года воевал, остался жив, а бандиты его убили. Звание он имел старший лейтенант.»
Зная нынешнюю украинскую действительность, подумалось, почему же ТОГДА не искоренили бандеровскую заразу, ведь враг в собственном доме - опаснее врага внешнего!
Возвращаясь к мыслям о бессмертии вспомнилось, что в домах у многих православных приходилось замечать близ иконостаса, а иногда - совсем вплотную к святым, фотографии предков в военной форме. Хоть и не по канонам (нельзя же перепутать и обратиться к фотографии вместо святого образа), но не станешь же людей поправлять в их собственном доме. С человеческой же точки зрения символична подобная ценностная иерархия.
Изучаю стенгазету дальше: «Из военного дневника Кривошеева В.В. «От Казани до Берлина». Понимаю, что речь - о дневнике воина, который упоминает сына Сергея. А Сергей Валентинович Кривошеев - профессор нашей кафедры. И снова, из скупых кусочков текста - бесконечность:
«..маленькие деревни, что были на лесных полянках, были все дотла сожжены отступавшими немцами, так, что мы всю зиму ютились в лесах, в шалашах из веток и снега, реже в землянках. Со снабжением было очень плохо.»
Да здесь на шести страницах целая географическая и событийная энциклопедия Великой Отечественной, описанная пером одного воина! А в перерыве:
«Встреча с семьёй была короткая...»
И понимаешь, что сокровенные мысли автора дневника за боевыми буднями и походами - о далёкой семье, в конце же автор дневника так и пишет:
«Ну, вот, дорогой сынок Серёга, война окончилась. МЫ С ТОБОЙ И МАМОЙ (выделено - мною, М.Щ.) победили. Я был на фронте, мама делала боеприпасы в Казани. Да ещё сдавала кровь раненым!»
Почти потрясённый, смотрю на часы - провёл я у этой самобытной кафедральной стенгазеты с малым фрагментом Великой Отечественной почти час. На мобильном телефоне шесть не отвеченных вызовов. Сейчас, включусь, догоню. Но, как же правильно, что я остановился здесь!...
И, конечно, когда голова свободна - думаешь, вспоминаешь. Есть что вспомнить и из человеческих военных историй моей семьи. В моих детях и внуках - останется память? Отвечаешь сам себе: да, конечно!
В день начала той войны 22 июня - вновь просматриваю стенгазету, фотографирую её.
Почему ж наш полк - бессмертен?
У нас всякий воин - в самой ли брани, в полку ли, или в одиночку, в перерывах ли между боями или после победы говорит мысленно, а по сути - всегда молитвенно обращаясь к сыну: «МЫ С ТОБОЙ И МАМОЙ».
Вот, потому и бессмертен наш полк.
Михаил Щеглов, Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, доцент КНИТУ-КАИ
май-июнь 2015 г., г. Казань
Фото:
1- стенгазета; 2 - домашний иконостас
1. Re: Секрет бессмертия нашего полка