Староверы в Республике Татарстан

Опыт формирования пространства государственно-конфессионального диалога

Новости Москвы 
0
2315
Время на чтение 22 минут

Долгое время старообрядцы (староверы) играли заметную роль в общественной, религиозной и экономической жизни Казанского края. История Казани, Чистополя и других мест тесно связана с именами предпринимателей и благотворителей из числа старообрядцев (В.А.Савинова, И.П.Карпова, М.И.Оконишникова, Я.Ф.Шамова, династий Зиминых, Зориных, Логутовых, Маланьичевых, Свешниковых, Челышевых, Четверговых, Шашиных и др.).(1) Несмотря на ограничения, накладывавшиеся на старообрядцев до начала XX в., состояние их общин отличалось численной и организационной стабильностью.

Заметное оживление в жизни старообрядцев наблюдалось после издания Именного Высочайшего указа Императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», данного Сенату 17 апреля 1905 г. Знаковыми событиями стали: возобновление в 1905 г. религиозной жизни в Прилуцком молитвенном храме (моленной) на «Стекольном заводе» около Казани, принадлежавшем староверам Поморского согласия, и строительство «Казанской старообрядческой общиной древлеправославных русских христиан, приемлющих священство» в 1905 - 1909 гг. «Святого храма во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани».(2)

Богоборческие гонения советской эпохи привели к практически полному затуханию религиозной жизни старообрядческих общин в Татарии. По мере ослабления репрессивного давления со стороны государственно-партийного аппарата в послевоенное время началось её медленное возрождение. Во второй половине 1940-х гг. возобновилась деятельность казанской общины старообрядцев «Белокриницкого согласия» и чистопольской общины староверов старо-поморского согласия.

На полуподпольном положении в Казани действовали и общины «беспоповцев»: по сведениям исследователя казанского староверия И.Г.Султанова, до 1950-х гг. функционировала «Соколова моленная», во второй половине 1950-х гг. была открыта моленная на ул. Астрономической, в 1983 г. куплен дом под моленную в посёлке Борисково. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. на общей волне религиозного возрождения начался процесс возвращения старообрядцам культовых сооружений и легализации «новых» общин.

Дальнейшее формирование пространства государственно-конфессионального диалога проходило в Татарстане под влиянием ряда факторов, обусловленных сложной национально-религиозной спецификой региона и коррелирующим с ней политическим поведением правящих групп. Причём, для старообрядцев значение имели и имеют как «общеправославный фактор», роль которого корректируется здесь в силу предоставления преференций «титульному» исламу, так и приоритетный характер отношений государства с Русской Православной Церковью (РПЦ), задвигающий старообрядцев на «второй план».

В этих условиях выстраивание отношений старообрядцев с государственными структурами осуществлялось, главным образом, на уровне эпизодических контактов (связанных по большей части с требованиями возвращения общинам культовых объектов и просьбами выделения средств на их восстановление), которые, начиная с 2004 г., стали приобретать относительно регулярный характер. Характерно также, что возникавшие время от времени конфликтные ситуации не перерастали в состояние конфронтации, оставляя пространство для дальнейшего развития государственно-конфессионального диалога.

В настоящее время в Республике Татарстан (РТ) имеются старообрядческие (староверческие) общины (религиозные организации) как «поповского», так и «беспоповского» направлений (согласий).

«Поповцы», признающие священство и церковную иерархию, представлены общинами Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) («Белокриницкого согласия»), «беспоповцы» - общинами христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия, принадлежащими к Российской Древлеправославной Кафолической Церкви (старопоморцев-федосеевцев) (РДКЦ), а также малочисленными группами «рябиновцев».

14 октября 1991 г. Исполнительным комитетом Вахитовского районного Совета народных депутатов (г. Казани) был зарегистрирован устав религиозной организации «Старообрядческая община г. Казани Русской Православной Старообрядческой Церкви»,(3) принятый членами общины 18 августа 1991 г. (тогда же был избран Церковный Совет общины в составе 10 человек под председательством А.Г.Четвергова).

Сегодня Казань является центром восстановленной Казанско-Вятской епархии (КВЕ) РПСЦ, которая в 2013 г. объединяла 24 общины (прихода), расположенных, помимо Татарстана, на территории Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Кировской и Ульяновской областей (в епархии имелось 20 храмов, служили 10 священников и 4 диакона).(4) Сейчас в Татарстане действуют 4 зарегистрированные общины РПСЦ - в Казани, Набережных Челнах, Чистополе и в селе Соболевское Верхнеуслонского муниципального района.

Правящим архиереем с 2011 г. состоит епископ Казанский и Вятский Евфимий (Е.Е.Дубинов) (род. в 1959). До него епископами являлись: Андриан (А.Г.Четвергов) (1951 - 2005) (впоследствии - в 2004 - 2005 гг. - митрополит Московский и всея Руси /МиВР/ РПСЦ), и Корнилий (К.И.Титов) (род. в 1947) (нынешний - с 2005 г. - митрополит МиВР РПСЦ).

Точных данных о численности старообрядческих общин в Татарстане не имеется. Оценивая в 2004 г. в интервью газете «Звезда Поволжья» численность казанской старообрядческой общины, митрополит МиВР РПСЦ Андриан (А.Г.Четвергов) отмечал: «В нашем храме в Казани в воскресенье собирается основной костяк - около 150 человек. Всего в общине несколько тысяч».(5) Тогда же в интервью «Новым Известиям» он подчеркнул, что: «[...] в Казани, откуда я родом, среди старообрядцев очень много молодёжи».(6)

В Казани КВЕ РПСЦ принадлежат два храма, расположенных в центре города: Во Имя Казанской иконы Божией Матери (ул. Островского, д. 81), построенный в древнерусском стиле в 1912 г., и Покровский кафедральный собор (ул. Старообрядческая,(7) д. 17), освящённый в 1909 г. Первым - в 1988 г. - Казанско-Вятской епархии РПСЦ был передан храм Во Имя Казанской иконы Божией Матери, до революции принадлежавший старообрядцам Поморского брачного согласия и закрытый в 1931 г.(8) Сейчас это единственный в Казани действующий храм РПСЦ, в котором регулярно проводятся службы.

«Мы просили три храма, в том числе храм на Федосеевской [улице], - вспоминал в 2004 г. митрополит МиВР РПСЦ Андриан (А.Г.Четвергов). - Но нам предложили взять беспоповский храм. Вроде бы не наш, но всё равно родной. Пришлось взять».(9)

1 августа 1996 г. было принято постановление Кабинета министров РТ N 642 «О передаче памятника архитектуры республиканского (Республика Татарстан) значения - здания Покровской Старообрядческой церкви (г. Казань, ул. Старая, 17)» «в пользование зарегистрированному религиозному обществу старообрядцев Белокриницкого согласия» для «удовлетворения религиозных потребностей верующих». В настоящее время решается вопрос о передаче Покровского кафедрального собора в собственность КВЕ РПСЦ.

В прилегающих к нему зданиях (ул. Старообрядческая, д. 15 и д. 15 а) после ремонтно-восстановительных работ предполагается разместить епархиальное управление и причт. Сейчас Покровский кафедральный собор (являющийся памятником архитектуры республиканского значения) (см.: ил. 1) не пригоден для богослужений и нуждается в реставрации, его освящение постоянно откладывается (ранее оно намечалось на 20 июля 2005 г., затем - на 1 ноября 2009 г.).

 

 

4 ноября 1999 г. - в День прославления чудотворной Казанской иконы Божией Матери - в Казани прошёл старообрядческий крестный ход, закончившийся воздвижением креста на реставрируемый собор. Праздничное богослужение совершил митрополит МиВР Алимпий (А.К.Гусев), посетивший столицу Татарстана по случаю 10-летия освящения храма Во Имя Казанской иконы Божией Матери.

В начале 2000-х гг. в отношениях между КВЕ РПСЦ и местными властями возникла конфликтная ситуация, вызванная решением построить в шаговой близости от старообрядческого храма Во Имя Казанской иконы Божией Матери (см.: ил. 2) католический храм Воздвижения Святого Креста. Обращения с протестом против этого направлялись Президенту Российской Федерации В.В.Путину, Президенту РТ М.Ш.Шаймиеву, главе Администрации г. Казани К.Ш.Исхакову и в другие инстанции.

 

 

«Такая близость, - указывал в обращении 31 декабря 2003 г. к главе республики епископ Казанский и Вятский Андриан (А.Г.Четвергов), - не обоснована исторически и выглядит не демонстрацией сотрудничества и толерантности, а нарочитым противопоставлением двух имеющих серьёзные догматические противоречия христианских конфессий, разделившихся ещё в XI веке. [...] Чтобы понять опасность таких «экспериментов», достаточно проследить за развитием взаимоотношений Ватикана и РПЦ в последние годы и, в частности, на Украине».

После ряда критических публикаций в СМИ и имевших место в Казани единичных акций протеста против строительства католического храма(10) проблема в целом была улажена за счёт осуществления благоустройства и ограждения территории, прилегающей к храму Во Имя Казанской иконы Божией Матери.

22 июня 2012 г. в селе Соболевское Верхнеуслонского муниципального района состоялось освящение храма во имя Пресвятой Богородицы, явления чудотворной иконы Ея «Тихвинския». Храм был построен на месте разрушенной моленной, где ещё раньше был старообрядческий женский монастырь. В 2014 г. начались работы по организации здесь «Духовно-учебного подворья Казанско-Вятской епархии с. Соболевское».

21 июля 1997 г. в городе Набережные Челны была зарегистрирована Местная религиозная организация РПСЦ «Старообрядческая религиозная община г. Набережные Челны», духовным центром которой является временный деревянный храм Во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Данная община является региональным центром для гг. Альметьевск, Бугульма, Елабуга, Заинск и Нижнекамск.

В 2013 г. на Освящённом Соборе РПСЦ в Москве епископ Казанский и Вятский Евфимий (Е.Е.Дубинов) охарактеризовал набережночелнинскую общину как «молодую», отметив, что сегодня «возникают многолюдные молодые общины в таких городах, как Набережные Челны и начинают строить старообрядческие храмы там, где их раньше не было».(11) В настоящее время в Набережных Челнах при государственной поддержке ведётся строительство нового храма Во имя пророка Илии, на который 20 мая 2014 г. был торжественно водружён крест.

5 декабря 2014 г. в Чистополе (по адресу: ул. Чехова, д. 25) была зарегистрирована Местная религиозная организация «Чистопольская Православная Старообрядческая Община Русской Православной Старообрядческой Церкви» (председатель - А.Г.Морданшин). Основной заботой членов общины в настоящее время является строительство церкви.

Осуществляется также постепенное восстановление Ризположенской церкви в селе Тихий Плёс Верхнеуслонского муниципального района РТ, переданной старообрядцам в 1990-е гг.

По инициативе РПСЦ с начала 2000-х гг. были налажены личные контакты высшего священноначалия с представителями руководства Татарстана, на которых обсуждаются вопросы дальнейшего сотрудничества и участия в восстановлении старообрядческих культовых объектов. 30 апреля 2004 г. митрополит МиВР РПСЦ Андриан (А.Г.Четвергов) был принят в Кабинете Министров РТ заместителем премьер-министра РТ З.Р.Валеевой.(12) 20 июля 2004 г. в Казанском Кремле состоялась его встреча с Президентом РТ М.Ш.Шаймиевым.(13) 25 июля 2006 г. М.Ш.Шаймиев встретился с новым митрополитом МиВР Корнилием (К.И.Титовым).(14) Помимо прочего, последний вручил главе республики медаль, выпущенную в память 100-летия «распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища». По итогам каждой из встреч М.Ш.Шаймиевым были утверждены протокольные поручения.

21 июля 2013 г. в Казани и Свияжске прошли мероприятия, связанные с празднованием Дня явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери, на которые съехались многие представители старообрядческого духовенства, в том числе - митрополит МиВР РПСЦ Корнилий (К.И.Титов) и предстоятель Белокриницкой митрополии, архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Леонтий (Л.Т.Изотов). Во время совещания духовенства КВЕ РПСЦ епископ Казанский и Вятский Евфимий (Е.Е.Дубинов) сообщил, в частности, что «за последний год были освящены два храма и рукоположены несколько священно- и церковнослужителей».(15)

В 2013 г. получило дальнейшее развитие взаимодействие священноначалия РПСЦ с руководством Татарстана. 29 октября 2013 г. в Казани состоялась встреча Президента РТ Р.Н.Минниханова с митрополитом МиВР РПСЦ Корнилием (К.И.Титовым) и представителями КВЕ РПСЦ,(16) по итогам которой был утверждён перечень поручений главы республики.

В настоящее время основной заботой руководства КВЕ РПСЦ в Казани является восстановление Покровского кафедрального собора. К 1000-летию Казани епархии была оказана помощь в его ремонте на сумму 5 млн. рублей (всего по ценам 2004 г. требовалось 33 млн. рублей, в 2006 г. на завершение работ во всём комплексе было необходимо 123,6 млн. рублей). Планировалось, что к 2009 г. храм будет полностью отремонтирован, и в нём пройдёт «Всемирный Старообрядческий Собор». Выбор места и года его проведения был обусловлен тем, что осенью 2009 г. исполнялось 100 лет со дня освящения Покровского кафедрального собора.

Вопрос о проведении «Всемирного Старообрядческого Собора» был поднят на встрече митрополита МиВР РПСЦ Корнилия (К.И.Титова) с Президентом РТ М.Ш.Шаймиевым 25 июля 2006 г. Собором РПСЦ, состоявшимся 15 - 17 октября 2008 г., было решено: «Одобрить проведение Всемирного Освящённого Старообрядческого Собора в ноябре 2009 г. в г. Казани».(17)

Однако в силу ряда обстоятельств, связанных с затянувшимися в соборе (вследствие недостаточного финансирования) реставрационно-ремонтными работами, от идеи проведения в Казани «Всемирного Освящённого Старообрядческого Собора», переформатированного впоследствии в Освящённый Собор РПСЦ, отказались.

На проходившем 5 - 6 августа 2009 г. заседании Совета Митрополии РПСЦ было принято постановление, в соответствии с которым Освящённый Собор РПСЦ должен был пройти с 20 по 22 октября 2009 г. в Москве, а не с 2 по 4 ноября 2009 г. в Казани, как было решено ранее. При этом относительно Казани было постановлено: «Вернуться к вопросу о проведении Освящённого Собора в г. Казани по мере создания соответствующих условий».(18) Православное информационное агентство «Русская линия» отмечало в связи с этим, что «Митрополия РПСЦ до последнего момента не отказывалась от своего намерения провести в Казани Освящённый Собор, и лишь после долгих «намёков» со стороны местных властей решила отложить его на неопределенный срок».(19)

В рамках реализации Целевой комплексной программы сохранения культурного наследия «Мирас - Наследие» на ремонт собора выделено ещё 15 млн. рублей.(20) За прошедшее время был выполнен значительный объём работ, в том числе за счёт средств самой общины. Во исполнение решений, принятых по итогам встречи митрополита МиВР РПСЦ Корнилия (К.И.Титова) с Президентом РТ Р.Н.Миннихановым, в 2014 г. при содействии главы республики на восстановление собора было направлено 8 млн. рублей. Однако, несмотря на это, работы пока далеки от завершения.

Одновременно с проведением ремонтно-восстановительных работ в Покровском кафедральном соборе прорабатывается вопрос об открытии в его комплексе Музея старообрядчества: в 2014 - 2015 гг. Национальным музеем РТ совместно с КВЕ РПСЦ была разработана концепция музея, который предполагается разместить в цокольном этаже собора после окончания его ремонта.

В последние годы достигнуто также понимание между КВЕ РПСЦ и руководством Татарстана по ряду вопросов, касающихся увековечению памяти известных религиозных деятелей и изменения городской топонимики. В 2014 г. по просьбам старообрядцев часть улицы Старой в Казани была переименована в Старообрядческую.

30 - 31 октября 2012 г. в Казани, в Государственном музее изобразительных искусств РТ, прошла научно-практическая конференция, приуроченная к 400-летию преставления священномученика Ермогена (Гермогена) (ок. 1530 - 1612), Патриарха Московского и Всея Руси, и прославления Казанской иконы Божией Матери, организатором которой выступила КВЕ РПСЦ. Через год - 29 октября 2013 г. - на встрече с Президентом РТ Р.Н.Миннихановым митрополит МиВР РПСЦ Корнилий (К.И.Титов) предложил установить в Казани в сквере перед Покровским кафедральным собором памятник Ермогену (Гермогену), который с 1589 г. являлся митрополитом Казанским и Астраханским и с именем коего было связано обретение в 1579 г. явленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Предложение об установке памятника патриарху Ермогену (Гермогену) было поддержано главой республики и получило одобрение на «Форуме православной общественности Республики Татарстан», проходившем в Казани 13 мая 2014 г. Однако в силу ряда причин (в первую очередь, отрицательного заключения Института истории Академии наук РТ им. Ш.Марджани) было решено «переформатировать» первоначальный проект, установив в ограде Казанского Богородицкого монастыря Казанской епархии РПЦ монумент (монументальную композицию), посвящённую обретению Казанской иконы Божией Матери (с включением в него фигуры патриарха Ермогена /Гермогена/). Планируется провести Всероссийский открытый творческий конкурс на лучший эскизный проект с участием представителей РПСЦ.

В своём обращении к Президенту РТ Р.Н. Минниханову, направленном 4 декабря 2014 г., епископ Казанский и Вятский Евфимий (Е.Е.Дубинов) предложил вместо памятника патриарху Ермогену (Гермогену) установить в сквере перед Покровским кафедральным собором памятник митрополиту МиВР РПСЦ Андриану (А.Г.Четвергову). Данное предложение нашло поддержку: в настоящее время в министерстве культуры РТ подготовлен соответствующий проект постановления кабинета министров РТ.

По разным причинам остались без решения вопросы, касающиеся включения в программу мероприятий по празднованию 1000-летия основания г. Казани на 2005 г. праздничного мероприятия РПСЦ, посвящённого 100-летию «распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища»,(21) а также изготовления и установки большого колокола на Покровский кафедральный собор. Из-за отрицательной позиции Казанской и Татарстанской епархии РПЦ был оставлен без последствий поднимавшийся в 2004 и 2006 гг. вопрос о выделении в пользование КВЕ РПСЦ правого придела в Благовещенском соборе Казанского Кремля «для Богослужения по древнему чину Русской Православной Церкви», размещении там старообрядческих святынь и проведении праздничных служб.

Заметное внимание в деятельности КВЕ РПСЦ уделяется благотворительности. В 2012 г. в органном зале Набережных Челнов с большим успехом прошёл благотворительный концерт епархиального хора. Действуют сайт Казанско-Вятской епархии РПСЦ (http://kve-rpsc.ru/) и открытая группа в социальной сети «ВКонтакте» «Молодёжь Казанско-Вятской Епархии (РПСЦ)» (http://vk.com/club9660559). В селе Тихий Плёс Верхнеуслонского муниципального района РТ одно время функционировал небольшой старообрядческий лагерь.

Помимо общин РПСЦ, в Татарстане - в Казани и Чистополе - действуют две зарегистрированные общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия.

«Казанская Община Христиан Древле-православно-кафолического Вероисповедания и Благочестия Старо-поморского Согласия» - организация староверов старопоморского федосеевского согласия г. Казани - была зарегистрирована в 1990 г. (перерегистрирована в 1999 г.). Высшим органом управления общины является Общинное собрание (в которое входят его учредители, духовный настоятель, попечитель, почётные члены и иные верующие), постоянным органом управления - Общинный совет.

Управление общиной осуществляет председатель Российского совета РДКЦ, старший наставник, настоятель соборной моленной РДКЦ Во имя Казанских чудотворцев Гурия, Варсонофия и Германа в г. Казани о. Александр Евгеньевич Хрычёв (род. в 1961), благословлённый и поставленный духовным отцом А.И. Колесниковым и собранием прихожан. По его оценке, численность общины в 2013 г. составляла «около 300 человек с семьями».(22)

В настоящее время центром общины является моленная (молитвенный дом) (бывшая «Общественная моленная») в Казани на ул. М.Межлаука (бывшей Большой Варламовской), д. 28, переданный в пользование общине в 2000 г. и восстанавливаемый на средства прихожан (см.: ил. 3).

 

 

С 1990 г. община требует передать ей Прилуцкий молитвенный храм (бывшую «Прилуцкую моленную»), здание которого после незаконного изгнания из него в 1937 г. верующих использовалось Казанским отделением Горьковской железной дороги в качестве спортзала ДСО «Локомотив» (в настоящее время оно принадлежит ЗАО «Желдорипотека»), с прилежащим разрушенным кладбищем.(23)

 


 

После обращения в 2013 г. Президента РТ Р.Н.Минниханова к президенту ОАО «Российские железные дороги» В.И.Якунину с просьбой «оказать содействие в деле возвращения общине Прилуцкого молитвенного храма» (являющегося объектом культурного наследия республиканского значения) (см.: ил. 4) начались переговоры между ЗАО «Желдорипотека», службой управления имуществом Горьковской железной дороги и Кабинетом Министров РТ об условиях передачи здания бывшего храма и земли под ним в республиканскую собственность. В 2014 - 2015 гг. рассматривался вариант их обмена на административно-учебный корпус Детской железной дороги, находящийся в республиканской собственности и используемый на правах безвозмездного пользования ОАО «Российские железные дороги».

Кроме этого, святыми местами считаются исторический «старообрядческий участок» на Арском кладбище, с дореволюционной часовней на нём. В 2013 г. члены общины и представители общественности обратились к Президенту РТ Р.Н.Минниханову с просьбой оказать «личную поддержку в деле спасения старообрядческих святынь». По итогам проведённого 9 августа 2013 г. Управлением по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики совещания был принят протокол, содержащий поручения по сохранению и благоустройству старообрядческих святынь и захоронений в Казани.

В настоящее время при поддержке Управления по организации ритуальных услуг исполнительного комитета муниципального образования г. Казани представителями общины и православной общественности проводятся мероприятия по благоустройству старообрядческого участка кладбища, а также решается вопрос о реставрации и закреплении за общиной часовни.

Не решёнными остаются вопросы об установке часовни и памятного знака (креста) на территории бывшего кладбища около Прилуцкого молитвенного храма, о закреплении за общиной захоронений и памятников, находящихся на историческом «старообрядческом участке» Арского кладбища, формировании их перечня (с указанием степени сохранности захоронений и памятников, их исторической и религиозной значимости). Община также неоднократно поднимала вопрос о возвращении изъятых ранее у староверов старо-поморского согласия богослужебных и иных книг, находящихся ныне в государственных книгохранилищах Казани (в частности, в научной библиотеке Казанского /Приволжского/ федерального университета, где хранятся книги со штампами «Книга Общественной моленной Поморского согласия в Казани»).

Представителями общины являются участниками общественно значимых событий в жизни Казани, занимаются благотворительной и волонтёрской работой (в том числе, принимают участие в сборе средств для беженцев с юго-востока Украины и населения Новороссии).

В 1947 г. была легализована деятельность «Старообрядческого Старо-Поморского религиозного общества г. Чистополя ТАССР», председателями исполнительного органа которого («двадцатки») в разное время являлись С.С.Цепелев, А.Г.Зимин и др. По состоянию на 1989 г. в обществе состояло, согласно списку, 57 человек.

24 октября 1990 г. была зарегистрирована (7 декабря 2000 г. перерегистрирована) Местная старообрядческая религиозная организация Чистопольской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия.

 

 

В настоящее время центром её духовной жизни является устроенный в г. Чистополе на ул. К.Маркса, д. 121 (122) в кладбищенской сторожке молитвенный дом (моленная) (см.: ил. 5), прилегающий к старообрядческому кладбищу (духовный настоятель - о. Григорий Иванович Потущев). В 1933 г. сюда были перенесены иконы и книги из ранее закрытого «челышевского молитвенного дома».(24) На протяжении последних десятилетий одной из главных задач общины является восстановление надгробий старообрядческого кладбища.(25)

Кроме пяти зарегистрированных старообрядческих организаций (общин), как явствует из «Татарской энциклопедии», в республике «действуют до 20 незарегистрированных общин, принадлежащих ко всем согласиям, существовавшим в крае к нач. 20 в.».(26) Известно, например, что в XX в. в некоторых сельских населённых пунктах республики (в том числе, в окрестностях Чистополя) сохранялись небольшие группы старообрядцев-»рябиновцев» («согласия по кресту»).

Одним из общих показателей роста общественного статуса старообрядчества в Татарстане является участие представителей их организаций в работе «Форума православной общественности Республики Татарстан», проходившего в Казани 13 мая 2014 г. (см.: ил. 6).

 

 

Таким образом, в целом вектор формирования государственно-конфессионального диалога в отношении старообрядчества (староверия) имеет в Татарстане позитивную направленность.

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук

Тезисы выступления, представленные на Международную научную конференцию «Опыт межконфессионального взаимодействия в пространстве исторической памяти», проводившуюся Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Академией наук Республики Татарстан и Российским исламским институтом (г. Казань, 29 - 30 мая 2015 г.).

Сноски:

 

(1) См., например: Климин А.В., Липаков Е.В. Старообрядчество// Татарская энциклопедия: В 6 т./ Гл. ред. М.Х.Хасанов, ответ. ред. Г.С.Сабирзянов. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2010. - Т. 5: Р - С - Т. - С. 427.

(2) См., например: Алексеева Л.В. «Сей Святый храм воздвигнут лишь благодаря Твоему любвеобильному сердцу...» (Адрес казанских старообрядцев Императору Николаю II по случаю освящения храма Во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани и комментарий к нему специалиста)// Алексеев И.Е. На страже Империи/ Выпуск II: Статьи и документы по истории черносотенного и белого движений. - Казань: ООО «Стандарт Инвест», 2007. - С. 81 - 85.

(3) См.: Свидетельство о регистрации устава религиозной организации N 2, выданное 14 октября 1991 г. Исполнительным комитетом Вахитовского Совета народных депутатов.

(4) См.: Алексеев И.Е., Климин А.В. Развитие Православия в Татарстане на современном этапе. - Казань: Типография Филиала ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК «Идел-Пресс»«, 2014. - С. 61.

(5) Митрополит из Казани// Звезда Поволжья. - 2004. - N 30 (29 июля - 4 августа).

(6) Коровин В., Поздняев М. Митрополит Московский и всея Руси Андриан: «Старообрядцы ждут молодых»// Новые Известия. - 2004. - 23 марта.

(7) До 2014 г. - ул. Старая. - И.А.

(8) См.: Хрычёв А. Казань и старая вера// Старообрядческий церковный календарь на 1991 год. - Рига, 1990. - С. 41.

(9) Митрополит из Казани// Звезда Поволжья. - 2004. - N 30 (29 июля - 4 августа).

(10) В частности, 31 октября 2003 г. церемонию освящения места его строительства пикетировали председатель Регионального отделения политической партии «Партия Национального Возрождения «Народная Воля»« по РТ С.П.Гаврилов и заместитель председателя «Общества русской культуры г. Казани» М.Ю.Щеглов, державшие плакаты с лозунгами «Нет экспансии Ватикана», «Католицизм чужероден России» и др. (См.: Алексеев И.Е. Русское национальное движение в Казанской губернии и Татарстане: конец XIX - начало XXI веков /опыт словаря/. - Казань: Издательство «Мастер Лайн», 2004. - С. 214.)

(11) См.: Собор РПСЦ 2013 года - день первый// Информационный портал о современной жизни старообрядчества «Современное Древлеправославие» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1030

(12) См., например: Игнатьева И. Здесь мирно уживаются все конфессии// Республика Татарстан. - 2004. - N 89 (25165) (1 мая).

(13) См., например: Ксенофонтова И. Кафедральный собор будет восстановлен// Там же. - N 146 - 147 (25222) (22 июля).

(14) См., например: Арсентьева С. Через взаимотерпимость - к созиданию// Там же. - 2006. - N 148 - 149 (25744) (27 июля).

(15) См.: Визит в Россию митрополита Белокриницкого Леонтия// Вестник Митрополии. - 2013. - N 3. - С. 6.

(16) См., например: Встреча с главой старообрядческой церкви// Республика Татарстан. - 2013. - N 163 (27580) (31 октября).

(17) Постановления Освящённого Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (состоявшегося в граде Москве 15 - 17 октября 2008 г. н. ст.)// Русская Православная Старообрядческая Церковь. Московская Митрополия [Электрон. ресурс]. - Режим доступа

(18) Постановления Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Москва, 5 - 6 августа 2009 года)// Там же. - Режим доступа: http://rpsc.ru/news/postanovleniya-soveta-mitropolii/

(19) См.: «Вернуться к вопросу... по мере создания соответствующих условий» (Старообрядцы перенесли проведение своего Освящённого Собора в Казани на неопределённый срок....)// Православное информационное агентство «Русская линия» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=184471

(20) См.: Алексеев И.Е., Климин А.В. Указ. соч. - С. 62.

(21) Празднование 100-летия «распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища» в Москве прошло 15 мая 2005 г. В Казани торжества состоялись 21 июля 2005 г. (в день проведения в возрождённом Благовещенском соборе в Казанском Кремле первой Божественной литургии Патриархом МиВР РПЦ Алексием /А.М.Ридигером/) с участием митрополита МиВР РПСЦ Андриана (А.Г.Четвергова): в храме Во Имя Казанской иконы Божией Матери была совершена Божественная литургия, затем крестный ход к Покровскому кафедральному собору с перенесением иконы великомученика святителя Пантелеймона в часовню около собора. - И.А.

(22) См.: Сидорова Т. Волонтёры от Адама (Старообрядец о бедности, армии и конце света)// Аргументы и факты - Татарстан. - 2013. - N 47 (1724) (20 - 26 ноября). - С. 25.

(23) См.: Алексеев И. Е., Климин А.В. Указ. соч. - С. 63.

(24) См.: Корнилова И.В. Чистопольские традиции религии и веры: православие и старообрядчество// Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://chisto-muzei.ru/chistopolskie-tradicii-religii-i-very-pravoslavie-i-staroobryadchestvo/

(25) См.: Брусницын А. Осколки раскола (Чистопольцы ходят на рынок... по могилам тех, кто основал город)// Восточный Экспресс. - 2001. - N 39 (5 - 11 октября).

(26) См.: Климин А.В., Липаков Е.В. Указ. соч. - С. 427.

 

Иллюстрации:

 

1.     Покровский кафедральный собор КВЕ РПСЦ (г. Казань, 2015 г.).

2.     Храм Во Имя Казанской иконы Божией Матери КВЕ РПСЦ (г. Казань, 2015 г.).

3.       Моленная Казанской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия (г. Казань, 2014 г.).

4.       Бывший Прилуцкий молитвенный храм (моленная) старо-поморского согласия на «Стекольном заводе» (г. Казань, 2013 г.).

5.   Моленная Чистопольской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия (г. Чистополь, 2013 г.).

6.   Представители староверческих общин на «Форуме православной общественности Республики Татарстан» (г. Казань, 13 мая 2014 г.).

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. тест

тест
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Евгеньевич Алексеев
«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери
21.07.2023
Пьянство и эпидемии
Из воспоминаний и наблюдений докторов медицины Н.Ф. Высоцкого, И.В. Годнева, В.П. Первушина и других…
14.09.2021
Пощёчина
Стихотворение
15.08.2021
Все статьи Игорь Евгеньевич Алексеев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Сергей из НН
19.11.2024 11:58
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Александр Волков
19.11.2024 07:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 07:26
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Александр Волков
19.11.2024 06:59
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:39