Православная церковь на землях Западной Беларуси в 1921-1939 гг.

Русская цивилизация и Ватикан 
0
859
Время на чтение 7 минут

Уроки истории нельзя забывать. Менее 80 лет назад часть православной белорусской земли на достаточно продолжительный срок оказалась под властью возрожденного польско-католического государства, дав возможность показать подлинное лицо религиозной толерантности постпросвещенческой Европы.

***

В современном обществе в послевоенное время складывалось (во всяком случае, до начала украинских событий) убеждение, что в «цивилизованной» Европе религиозные гонения и даже притеснения остались во мраке «темных веков» прошлого. Исходя из таких убеждений, со стороны ряда общественно-интеллигентских и даже церковных кругов в русских постсоветских государствах стали исходить настойчивые внушения и призывы к тому, что православной Церкви следует забыть «былые обиды», оставить католицизму жуткие грехи прошлого, которые якобы уже не имеют никаких оснований для повторения в наш «прогрессивный» век. И если не признать сестрические межконфессиональные отношения, то смело и решительно выстраивать систему совместной деятельности по богословскому диалогу и «активному противостоянию постхристианской цивилизации». Естественно, данная программа умственного убаюкивания, поддерживаемая частью светских властей и общественности наших государств, индифферентных либо даже враждебных православной вере, предполагает всяческое «забывание» и замалчивание безчисленных случаев и целых исторических эпох всемерных попыток Ватиканской квазиимперии стереть святое Православие с лица земли - непосредственно либо в форме униатского подчинения себе.

Особая роль в этой апокалипсической миссии была отведена государствам, изначально принадлежавших к православно-славянскому миру, а потом отрекшихся от него и покорившихся основанной на насилии и гордыни германо-романской религиозно-политической цивилизации, переняв и гипертрофированно усилив ее самые темные черты и закономерно проникнувшись особой злобой к оставленным и оставшимся верным истине и корням единокровным братьям. И если по отношению к сербам таковыми выступили хорваты и словенцы, то по отношению к русскому народу коллективным Каином выступила, безусловно, Польша. Наибольший удар в этом плане приняла на себя правобережная по Днепру, западнорусская часть русского народа, к которой относятся белорусы. Конечно, нельзя забывать и тех многочисленных поляков, которые отказались следовать по этому позорному историческому шляху вопреки выбору своих элит и политической воли народа в целом.

Получив от Бога на время политическую силу и, тем самым, возможность раскрыть свою национальную идею, сведшуюся к «оцивилизовыванию варварского Востока» и вымышленному «противостоянию натиску восточных орд на просвещенный Запад в качестве его крайнего бастиона», Польша выразила ее в виде крайнего угнетения собственных граждан Речи Посполитой в религиозном, этническом и сословном измерениях. Закономерным итогом такой, основанной на насилии, общности стало ее крушение. Возникает закономерный вопрос: какие уроки извлекли (и извлекли ли) Польша и католическая церковь из своего прошлого - XVIII-XIX вв., когда поляки потеряли свою государственность, понеся заслуженное историческое возмездие за национальное и религиозное угнетение западнорусского народа (белорусов и части малоросов) на протяжении столетий?

Крах Российской империи в результате заговора либеральных масонских политиков и военных против помазанника Божьего Николая II предоставил долгожданный шанс польской шляхте и духовенству на воссоздание своего государства. Первоначально декларировалось на весь мир, что новое государство II Речь Посполитая будет демократическо-правовым государством. Государством, где соблюдаются права человека и народов, в том числе право на свободное исповедание своей религии.

На территории новой Речи Посполитой в дореволюционное время было 20 миллионов 700 тысяч католиков, 3 миллиона 300 тысяч униатов, 3 миллиона 100 тысяч иудеев. Православных насчитывалось от 3 миллионов 800 тысяч по одним данным (Я.Н.Мараш) до 5 миллионов (архиепископ Афанасий (Мартос)). Как видим, за почти полтора столетия «российской оккупации» католицизм в Польше, которая даже имело статус царства, мягко говоря, не был уничтожен, как это физически было сделано с православием на Белой Руси к концу 18 века. На этой земле существовало пять православных епархий: Варшавско-Холмская, Волынская, Полесская, Гродненская и Виленская. В Западной Беларуси было две католические епархии: Виленская архиепископия и Пинская епископия.

Версальский и Рижский мирные договора гарантировали поддержку национальным культурам и языку. Но на практике поляки закрыли почти все белорусские школы. Из четырехсот, существовавших до 1921 г., в 1938 г. на территории Западной Беларуси осталось всего лишь 4 польско-белорусские школы и одна гимназия.

Польские власти закрыли все православные церкви в учебных заведениях и госпиталях. Больше 100 приходских церквей было отнято у православных. Часть из них передали католикам. Церковные земли были конфискованы (за каждой приходской церковью осталось по 33 гектара земли). Из 13 монастырей поляки оставили только 5. Все это происходило на землях с доминирующим по численности православным населением. Постепенно усиливался и прямой террор, направленный на физическое уничтожение православной Церкви. Так, за два месяца 1938 г. только в одном Люблинском воеводстве было разрушено 114 православных церквей. Жалобы верующих при этом не дали никаких результатов.

С 1934 г. поляки ввели преподавание Закона Божия на польском языке в белорусских школах. В 1938 г. власти потребовали от православных священников произносить проповеди на польском. Те священники, что не знали польского языка, вообще перестали произносить проповеди в церквях. Церковное письмоводство также было переведено на польский. Назначения на все церковные должности от самых низших и до епископа не могли производиться без санкции польских властей.

Польские власти видели в католической церкви средство ополячивания белорусов и укрепления своей власти в восточных регионах Речи Посполитой. Крестьянин, желающий купить землю, обязан был предоставить справку о принятии католичества у местного ксендза.

В государственных учреждениях II Речи Посполитой могли работать только католики (что разительно отличалось от «тоталитарной» Российской империи, где даже министрами, послами и генералами могли стать католики и протестанты). Даже на низшие должности на железной дороге брали только католиков.

В 1924 г. по просьбе некоторых православных епископов и польского правительства Православная Церковь в Польше получила автокефалию от Константинопольского патриарха. Московская патриархия не признала законным это решение, поскольку с 1687 г. территория Киевской митрополии находилась в юрисдикции патриарха Московского и всея Руси. Предстоятелем Православной Церкви во Второй Речи Посполитой был Митрополит Варшавский и всея Польши Дионисий Валединский. Вот какие о нем сведения приводит священник Федор Кривонос в своей книге: «Человек умный, но слабохарактерный, упрямый, тщеславный и всегда нуждавшийся в советниках, он почти во всем старался следовать указаниям польских властей». Так польские власти настаивали на проведении реформы в 1924 г. - перевода богослужения на григорианский календарь. Митрополит Дионисий и назначенные им епископы попытались провести эту реформу, но против выступило большинство православного населения и настоятель Жировицкого монастыря архимандрит Тихон (Шарапов). Его выслали за это в Германию. Люди переставали посещать храмы, когда совершалось богослужение по григорианскому календарю. Священники отказывались служить в пустых храмах без хора и чтецов. В таких условиях епископы решили уступить православному народу и отменить нововведение. Противники автокефалии также подверглись репрессиям польских властей: епископ Елевферий был выслан в Литву, епископа Владимира и епископа Сергия выслали в Чехию, ректора Виленской Духовной Семинарии отстранили от должности.

Возобновились попытки применения и более изысканных мер насильственного перевода из православной веры в католическую ересь в виде такой традиционной иезуитской методологии, как уния. Около Слонима был открыт униатский монастырь и школа. Несмотря на большие материальные затраты, усилия католиков и униатов, уния в Западной Беларуси насаждалась со скрипом. Только 20 тысяч человек в начале 1930-х гг. являлись униатами из всего населения Западной Беларуси.

Еще более тяжких и неприкрытых притеснений православных не было лишь потому, что на тот момент приходилось оглядываться на либеральную Западную Европу. А также использовать видимость религиозной терпимости в качестве пропагандистского средства в условиях противостояния с Советской Россией, в пределах которой на тот момент еще бушевали антицерковные погромы и репрессии в условиях господствующей идеологии воинственного атеизма.

Как видим, католическая Польша и ее элиты ничему не научились за прошедшие столетия. И не следует думать, что спустя 80 лет их внутреннее отношение к русским, белорусам претерпело хоть какие-либо изменения в лучшую сторону. Квазирелигия либерального гуманизма и основанная на ней формально-юридическая демократия, определявшие последние десятилетия развитие сознания европейцев, совершенно неспособны «умиротворить» сформированную столетиями духовную враждебность Польши в ее нынешнему виде русскому миру. Действительно, указанные идеологии (в том числе в их социалистической разновидности) значительно подорвали религиозность поляков, серьезно укрепили в них буржуазное безразличие к нравственным понятиям. Однако и в прежние века католицизм служил для Польши скорее средством национального самоутверждения, а не духовного просвещения собственного народа (чего стоит только нравственный уровень польской шляхты, всегда отличавшейся внешней религиозностью). Внешнеполитическая же агрессивность к землям, на которых проживает мизерное количество поляков и католическое меньшинство, но которые Польша считает своими исконными землями («Всходними Кресами»), только нарастает. Что особенно было заметно по украинским революциям 2004-2005 и 2013-2014 годов, самую активную подстрекательскую роль в которых приняли католическая и особенно униатская церкви на Украине. И единственным средством, которое сохраняет Белоруссию от очередной волны неприкрытой польской экспансии и агрессивного окатоличивания на наших землях (мягкая идет непрерывно), является ее политическая независимость от Польши и ее западных покровителей, достигаемая при помощи союза с Россией. Закономерно, что с той стороны делается все, чтобы подорвать это единственное средство - в том числе, по возможности, и руками самих белорусских властей и простых граждан: через соответствующие заманивающие политико-экономические инициативы наподобие Восточного партнерства, работу с молодежью, внедрение и поддержку лживых исторических мифов, подсовывающих белорусам польскую историю и сомнительных польских героев (в том числе, и западнорусского происхождения, что делает их образ еще более отталкивающим) в качестве собственных и родных для белорусов и, тем самым, разрушающих самосознание последних.

Артемий Смирнов, кандидат исторических наук

Дмитрий Куницкий, редактор духовно-просветительского блока электронной газеты «Союзное слово»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Куницкий
Всебелорусское народное собрание: на трудном пути к возрождению русской соборности
Часть 2. ВНС: препятствия и вызовы на тернистом пути к соборности
26.04.2024
Всебелорусское народное собрание: на трудном пути к возрождению русской соборности
Часть 1. Краткий экскурс в отечественную историю соборности
25.04.2024
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Священная война России на Украине
22.04.2024
Симфония Церкви и белорусского государства крепнет, но и выходит к Рубикону
Важен переход от высоких слов к трудным делам
01.04.2024
Встреча Александра Лукашенко с архиереями Белорусской православной церкви
«Государство – это тело народа. Церковь – душа народа»
16.03.2024
Все статьи Дмитрий Куницкий
Русская цивилизация и Ватикан
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Митрополит Пирейский Серафим предостерегает против празднования Пасхи с католиками
17.04.2024
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Почему запрет и объявление Эстонской Церкви Московского Патриархата террористической организацией реально?
16.04.2024
Александр Сосновский не прав
О поцелуе понтификом украинского флага на встрече с детьми из Украины
15.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:17
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:16
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 11:11
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05