«Москва - храм, а Кремль ея Алтарь!»
Император Александр II Миротворец
31 Марта мы были в Новом Иерусалиме. Не в том, который выстроил для себя Патриарх Никон на подмосковной Истре, а в настоящем, который завещала созидать Сама Царица Небесная.
Данные заметки не являются строгим церковно-историческим исследованием, к которому я иду долгие годы, но пока не случилось найти достаточно времени на многомесячную читку уже собранного материала, на уже намеченный детальный поиск материалов, прежде мне недоступных. Мне случалось осуществлять эпизодически подходы к теме, например, в материалах - «Вне Чина Мелхиседекова» от 23.02.2007 или «Святые Ключи Русской Державы: иконы Божией Матери «Владимирская», «Спас в Силах Небесных» Феофана Грека, «Пресвятая Троица» Преподобного Андрея Рублева и Царицы Небесной «Державная» как важнейшие источники духовно-государственной идеологии России» от 30.11.2009 . Но по-настоящему углубиться в эту работу не позволяло моё участие в других проектах. Поэтому в данных заметках я буду опираться в основном на когда-то читанное и слышанное почти без отработки ссылок на источники по каждому тезису. Единственное, в чем могу уверить читателя, что ни одна из частных позиций моих заметок не является плодом моего воображения или сочинения. Решился на эту публикацию по двум причинам.
Во-первых, наш с Отцом Александром Фёдоровым и В.В.Архиповым поход в Кремль 31 Марта 2015 года - в 431 годовщину мученической кончины Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного, акафистная молитва у гробницы Государя подняли настрой и пробудили исследовательские воспоминания.
Во-вторых, для нас с Валерием, для наших Соратников Праздник Собора Архангела Гавриила пронизан и светлой скорбью: 8 Апреля 1993 года к Праведникам Иерусалима Небесного отбыл наш Августейший Покровитель Тихон Николаевич Куликовский-Романов - Внук Императора Александра III. Он стал для нас подлинным Благовестником - пробудителем среди верующей молодежи России движения православных царистов... Хотелось ко дню шестидесятилетия моего Соратника и Друга Валерия Владимировича Архипова дать материал по теме, которой он сам посвятил долголетние исследования, о чем, в частности, свидетельствует его материал «Новый Иерусалим и Третий Рим против Вавилона».
В-третьих, давно пора поделиться своими соображениями с другими исследователями данной проблеме. Успею ли я совершить намеченное, ещё вопрос, а кто-то может с пользой для общего дела уже теперь применить мои предварительные наработки.
Княжич Иоанн и Святитель Петр Московский
Когда-то очень давно - в начале XIV столетия Благоверному Княжичу Иоанну Данииловичу (ок. 1283 - +1341), широко потом известному прозвищем Калита, у Северо-Восточного склона Ваганьковского холма, пред которым простиралось Кучково Поле, было явление Приснодевы Марии. Тогда Иоанн княжить ещё не начинал: после блаженной кончины в 1303 году отца - удельного Князя Московского Преподобного Даниила Александровича остался при старшем брате Князе Московском Юрии Данииловиче.
В общем, как-то ещё Княжичу Иоанну в том самом месте было чудесное явление Царицы Небесное, значение которого он сам и не дерзал постичь. Поэтому обратился к Святителю Петру (Ратенскому), Митрополиту Киевскому и всея Руси, духовному Наставнику и державному Сподвижнику старшего брата. Рассказ молодого человека поразил Святителя, и в молитве он со временем изъяснил Княжичу Иоанну значение того явления.
Нет прямых летописных или житийных свидетельств о времени именно той встречи Святителя и Княжича, но частично хронологию событий можно восстановить по данным косвенным. В одном Летописном Сборнике XVII столетия, хранившемся в собрании русского историка И.Е.Забелина, говорится о посещении Святителем Петром града Москова 22 Марта 6816/1308 года. Сам И.Е.Забелин из-за некоторых серьезных неточностей в Сборнике к его сведениям относился скептически, но он приводит оттуда такое пророчество Святителя Петра: «Яко по Божию благословению Всемогущия и Живоначальныя Троицы и Пречистыя Его Богоматери и церквей Божиих будет и монастырей святых безчисленное множество и наречется сей град вторый Иерусалим и многим державством обладает не токмо всею Россиею, но и во вся страны прославится в восточныя и южныя страны и северныя, и пообладает многими ордами до теплаго моря и до студенаго окияна, и вознесется Богом державство десницы его отныне и до скончания миру» (История города Москвы. Сочинение Ивана Забелина, написанное по поручению Московской Городской Думы. Часть Первая. М., 1905. С. 36).
В забелинской Летописи в связи с этим пророчеством ничего не сказано о явлении Божией Матери Княжичу Иоанну, но в других писаниях о Святителе Петре мне доводилось читать, что на месте явления Божией Матери Княжичу Иоанну Святитель Петр благословил устроить монастырь, посвященный Апостолу Петру, которому Господь пророчествовал: И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 18-19). Названа обитель была Высоко-Петровским монастырем.
По историческим источникам, до того в здешних местах было только два монастыря, основанных ещё Князем Даниилом Александровичем. В честь своего Небесного Покровителя Преподобного Даниила Столпника около 1282 года он создал Даниловский монастырь - на реке-Москве за старым градом Московом, что располагался ещё до Князя Великого Юрия Владимировича на Красном Холме (потом наименовался то Швивой Горой, то Холмом Таганским). Второй же Богоявленский монастырь сын Святого Благоверного Великого Князя Александра Ярославича Невского в 1296 году основал неподалеку от новой Крепости, что на Боровицком Холме, которая тогда ещё не именовалась Кремлем. И вот Высоко-Петровский монастырь стал третьей московской обителью.
Было ли это волею Преподобного Князя Даниила или его старшего сына Юрия, но в самой крепости в самом начале XIV века был создан деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы во образ великолепного белокаменного Успенского собора во Владимире на Клязьме, и в отдаленной духовной связи с первообразом Успенским пещерным храмом у подножия Масличной горы, где когда-то была погребена Пресвятая Богородица и откуда таинственно воскресшею Она была взята на Небо в Иерусалим Небесный Своим Сыном.
Само явление Божией Матери Княжичу Иоанну Святитель Петр изъяснил пророчеством о том, что град Москов - есть Новый Иерусалим во образ Иерусалима Небесного и Русь есть Новый Израиль до скончания веков. Святитель Петр предвозвестил и освобождение от татарского ига, и будущее возвышение Москвы как центра всей Руси.
Поскольку в сохранившихся древнерусских источниках Высоко-Петровский монастырь упоминается в связи с 1317 годом уже как существующий, то надо понимать, что всё описанное произошло ранее.
Когда же старший брат Юрий Даниилович стал в 1318 году Великим Князем Владимирским, Княжич Иоанн по наследию вступил на Стол Московского Удела.
Старец Вакула и град Москов
Новый град Москов на Боровицком холме был основан Великим Князем Юрием Долгоруким в 1156 году не только из военных соображения, а, вероятнее всего, из предпочтений духовных. Древний Москов стоял над слиянием реки-Москвы и полноводной тогда Яузы. Его держал суждальский боярин Степан Иванович Кучко - возможно, новгородского происхождения. С военной, стратегической точки зрения старый Москов был хорош, но, видимо, в духовном смысле там оставались следы прежних нехристианских верований и склонные к двоеверию горожане жители посада.
Сохранились смутные предания в позднейших записях, что и сам боярин С.И.Кучко не чуждался прежних славянских обычаев. Ведь по-настоящему самые глухие лесные земли Славян-Вятичей стали просвещать Христовой верой около 1114 года, уже при Святом Благоверном Великом Князе Владимире Всеволодовиче Мономахе.
А это означает, что к 1156 году были живы ещё старики, которые чуть более чем за сорок лет до того - детьми и юношами - могли открыто поклоняться идолам и совершать непотребства. Хотя и христиан в этих краях было немало уже со времен Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича, поскольку при раскопках московских курганов Вятичей той давнишней поры находили либо нательные Кресты, либо нагрудные энколпионы.
Один из крепких христиан Старец Вакула или иначе Букола жил отшельником в убогой хижине-полупещере на вершине Боровицкого Холма, возвышавшегося над слиянием реки-Москвы и Неглинки. К нему обращались верующие за добрым советом и получали духовную помощь. Конечно, такое допустимо только предполагать, но и славный Мономахович - Благоверный Великий Князь Юрий Владимирович Долгорукий Великим Постом 1147 года мог приехать по той же духовной потребности к знаменитому в этих краях Старцу.
Впрочем, о годах жизни Старца Вакулы никаких известий не сохранилось, а из преданий известно только то, что его жилище располагалось в глухом бору на вершине холма над Неглинной. По блаженной кончине Старец был там и погребен, и должно быть, его почитателями здесь была устроена и часовенка. Именно здесь в 1156 году и решил Великий Князь Юрий Долгорукий отстроить новый град Москов, ища духовной поддержки от гробницы Подвижника Благочестия.
Знаменательно: только что взойдя на Московский Стол, Благоверный Князь Иоанн Даниилович в крепости на Боровицком холме над могилою Старца Вакулы устраивает четвертый московский монастырь и возводит в нем деревянный храм Спаса на Бору. Именно в этом монастыре в 1319 году временно пребывало тело убитого в Орде Святого Благоверного Великого Князя-Мученика Михаила Ярославича Тверского и всея Руси.
Святой Благоверный Великий Князь Иоанн Даниилович
В 1325 году Великий Князь Владимирский Юрий Даниилович также был убит в Орде, и престол Великого Княжения перешел к Московскому Князю Иоанну Данииловичу. По благословению и настоянию Святителя Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, Великий Князь Иоанн сразу начинает строительство белокаменного Успенского собора по скромному подобию Успенского собора во Владимире. Притом Святитель Петр завещает похоронить себя в новом храме. И своим последним кафедральным пристанищем он делает град Москов, собственноручно пишет с Апостольского подлинника для нового собора Икону Божией Матери «Владимирская». Начала каменного строительства храма Святитель Петр не дождался, почил в 1326 году и был погребен в фундаменте собора. Так уроженец Галиции не только духовно, но телесно явил себя тем Петром-Камнем, на котором стал возводиться Новый Иерусалим Руси и всея Церкви Христовой.
Святитель Петр, Митрополит Киевский и всея Руси, Московский Чудотворец был прославлен в лике Святых уже через 13 лет после блаженной кончины в 1339 году его преемником Святителем Феогностом. Прославление Святителя Петра сразу было подтверждено специальной грамотой константинопольского патриархата.
Митрополит Феогоност (+ 1353) был по происхождению греком и в силу тех или иных предпочтений мог бы не поддержать в качестве церковного центра тогда ещё «удельную» Москву, выбрав для своего постоянного местопребывания давно уже церковно благоустроенный Владимир или претендующую на всероссийское первенство Тверь. Но приняв в Константинополе в 1328 году Киевский духовный Престол, он продолжил дело Святителя Петра и поселился в Москве, став новым духовным наставником и державным соработником Московского Великого Князя.
По завершении строительства Успенского собора Великий Князь Иоанн Даниилович сразу же строит второй белокаменный храм града Москова - собор Спаса на Бору, строительство которого завершается 10 Мая 1330 года.
На месте деревянной Архангельской церкви Великий Князь возводит каменный собор в честь Архистратига Сил Небесных Михаила, который был освящен Святителем Феогностом 20 Сентября 1333 года. Прежний деревянный Архангельский храм впервые мог быть построен ещё в 1246-1248 годах - во времена Князя Михаила Ярославича Хоробрита (ок. 1229 - +1248), когда тот был удельным Князем Московским.
Позже повелением Великого Князя в Московской крепости был выстроен каменный храм Преподобного Иоанна Лествичника, Синайского Чудотворца, который, видимо, был Небесным Покровителем Русского Государя. Иные полагают, что Преподобный Иоанн Синайский был Небесным покровителем второго сына Калиты - Княжича Иоанна Иоанновича. Именно престол Преподобного Иоанна Лествичника стал исторической и духовной основой для главной звонницы Московских государевых соборов, которая уже в начале XVII столетия возросла в колокольню Ивана Великого.
Стены и башни града Москова Великий Князь полностью перестроил, употребив для этого дорогостоящий, но долговечный дуб. По примеру своего отца, Преподобного Князя Даниила, почувствовав приближение кончины, Великий Князь Иоанна принял монашеский постриг и 31 Марта 1340 года скончался схимонахом.
Старинные Святцы и кремлевские фрески сохранили свидетельства, что церковное почитание памяти Великого Князя Иоанна Данииловича как местного Святого бытовало уже к началу XVI века, но эти свидетельства, очевидно, зафиксировали гораздо более древний русский церковный обычай (Книга глаголемая Описание о Российских Святых. М., 1887. С. 57). В 2001 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II распорядился официально причислить к Собору местночтимых Святых в Москве и Туле Святого Благоверного Великого Князя Иоанна Данииловича. Память его совершается 31 Марта / 13 Апреля, а также во время празднования Собора Московских Святых, который преходяще празднуется в первое Воскресенье перед 26 Августа / 8 Сентября, и дня памяти Собора Тульских Святых 22 Сентября / 5 Октября.
Продолжение следует
1. Сердечная Благодарность "Русской Народной Линии"