К 70-летию Великой Победы выходит новое, существенно расширенное издание книги Юрия ВОРОБЬЕВСКОГО «ТРЕТИЙ АКТ. Третий рейх и Третий Рим». Она посвящена духовным и культурологическим подоплёкам Великой Отечественной войны. Предлагаем вашему вниманию один из новых фрагментов этой книги.
АНТРАКТ ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО АКТА
Шли добрые люди к столице, поднимались, усталые, на холм и, наконец, видели перед собой московские сорок сороков. Золотые купола первопрестольной. Истово крестились, клали земные поклоны. Потом наступил злосчастный день, когда Наполеон безрезультатно ждал на этой же возвышенности ключи от горящей Москвы... Давно это было. И той Поклонной горы уж нет более - срыта в советское время. Нынешняя - в значительной мере насыпная.
Теперь государство воздвигло на этой искусственной горе настоящий пантеон. Вот мечеть. Вот синагога с музеем холокоста. Вот церковь православная, посвященная Неведомому Богу - увы, неведомому для большинства «россиян». К 70-летию Великой Победы хотят и буддийский храм построить.
Святой против, кто «за»?
Возникают, однако, не вполне политкорректные воспоминания. О том, как первый в Европе буддийский храм возвели в Петербурге. И о том, что за этим последовало.
Начнём с того, что святой праведный Иоанн Кронштадтский был против. Причём, он не возражал по поводу строительства в Петербурге синагоги и мечети - их также начали возводить в начале ХХ века. Дело в том, что и синагога, и мечеть не являются храмами - это дома молитвенных собраний, - и только. Храм делают храмом жертвоприношения. В буддийских дацанах они совершаются, и понятно, что жертва там приносится вовсе не Творцу. Св.пр. Иоанн беспокоился о том, что в столице православного Царства будет совершаться жертвоприношение бесам. И Бог может за это наказать народ. Умирая, он завещал своим почитателям бороться с богопротивным делом.
Современные буддисты пишут, что строительство поддержал П.А.Столыпин. Однако пока он был жив, речь шла именно о молельном доме. А после убийства Петра Аркадьевича оказалось, что строят всё-таки дацан. И вроде как никто уже «на самом верху» не против.
Для научного руководства строительством был создан Особый Комитет ученых-востоковедов. В него вошли такие корифеи, как академик Академии наук В.В. Радлов (председатель), доктор санскритской словесности приват-доцент СПб Университета Ф.И. Щербатский, князь Э.Э. Ухтомский, член Технического Строительного Комитета МВД В.Г. Барановский, директор рисовальной школы Общества поощрения художников Н.К. Рерих и другие.
Подоплеку происходившего раскрывают архивные материалы. В частности, РГИА, фонды МВД, ф. 1293.
Первоначально Особый Комитет по сооружению буддийской молельни предполагал следующее: «...Здание молельни предполагается возвести 2-х этажное. В нижнем этаже будет помещаться собственно молельня, а верхний этаж предназначается для жилья. При молельне предполагается устроить школу для молодых людей (студентов СПб-х учебных заведений по образцу школ, существующих при дацанах, с преподаванием на монголо-бурятском языке)».
В 1909-1910 гг. в прессе была развёрнута шумная компания: народ активно выступал против намечавшегося в то время строительства мечети и «буддийского идольского капища». Учитывая мнения прессы и многотысячных писем православных, Правительство (прежде всего министр внутренних дел П.А. Столыпин и Департамент иностранных исповеданий при МВД) запретили строительство храма, разрешив постройку небольшой молельни, не выше 2-х этажей «безо всякого при ней общежития или каких-либо иных учреждений». То же подтвердил и Николай II в своей резолюции.
Под давлением правительства Особым Комитетом вроде как было решено ограничить свою задачу сооружением лишь одной молельни БЕЗ ВСЯКОГО ПРИ НЕЙ ОБЩЕЖИТИЯ ИЛИ ИНЫХ КАКИХ-ЛИБО УЧРЕЖДЕНИЙ». (Выписки из фонда 1293).
Однако уже вскоре представитель Далай-ламы Агван Доржиев с помощью Комитета обошли этот запрет. Проект 4-х этажной постройки был утверждён в Старо-Деревенской Удельной Земской Управе. Быстренько начали строить, причём вначале возвели высокий глухой каменный забор.
Кроме того, Дорджиев прикупил смежный участок для постройки ещё одного дома, якобы для себя. Городская Управа направила инспектора для осмотра начатой втихую постройки.
10.09.1910 года Гражданский инженер П. Петровский осмотрел строящееся здание и отметил, что величественный храм заметно выделяется на фоне скромной православной церквушки, расположенной в ста метрах. Кроме того, он обратил внимание, что на соседнем участке строится принадлежащее Доржиеву каменное 4-этажное здание, причём по характеру постройки видно, что первый этаж предназначен для магазинов.
Автор проекта храма и жилого дома при нём - гражданский инженер Г.В. Барановский. Он, конечно, имел неприятности из-за проектирования дацана в нарушение запрета со стороны правительства. Об этом свидетельствует докладная Председателя Технико-Строительного Комитета МВД от 18.IX.1910 г. N 15: «Действия д. с. с. Барановского формально правильны, по существу же недопустимы. Объявить ему о моём неудовольствии с предупреждением, что при новом проявлении столь слабого понимания чувства служебного долга, дальнейшая его служба станет невозможной.
Председатель ТСК Л.И. Новиков».
МВД. Департамент Духовных Дел. С-Пб-му Градоначальнику
7 октября 1910г. N9533, 1480. (РГИА, фонд 1293).
«Постройка Буддийской молельни по утверждённому Техническим Строительным Комитетом плану, но БЕЗ каких-либо при ней учреждений в виде общежития или школы для буддистов, чего усиленно добивались инициаторы постройки с известным Доржиевым во главе.
Между тем в настоящее время рядом с молельней, на том же участке, не отделённом от строящейся молельни какой-либо изгородью, на месте, принадлежащем Доржиеву возводится с разрешения С-Петербургской Уездной Земской Управы 4-х этажный дом, предназначенный для жительства лам и других лиц буддийского вероисповедания, относящихся к храму.
Таким образом, в обход категорических указаний Правительства организаторы строительства храма предполагают создать буддийское учреждение, тогда как к постройке была разрешена только молельня. В виду изложенного прошу Ваше Превосходительство принять заблаговременные меры по недопущению жительства в этом доме буддистов».
В итоге все эти «недопущения» не состоялись. Молельня всё-таки превратилась в дацан (по замыслу инициаторов, он должен был стать подворьем буддийских монастырей Забайкалья и Астраханской губернии), а дом «для личных нужд» - в кельи для монахов. Сначала сюда въехал Доржиев и в качестве управляющего домом - его сподвижник калмык-буддист Овше Норзунов, прославившийся как первый фотограф Лхасы. Затем здесь поселились шестеро лам - это для 180 буддистов Питера!
Хитрость представителя Далай-ламы в России Агвана Доржиева, использовавшая интерес к мистике, либеральное прекраснодушие и теплохладность «серебряного века», удалась.
В то время как в Бурятии возводились скромные деревянные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге (подобие дворца Потала в Лхасе) построили из колотого гранита. Витражи, изобразившие восемь благих буддийских символов изготовил Николай Рерих. Позолота, дорогая облицовка и сам отвечающий тибетским канонам архитектурный проект потребовали значительных вложений.
Неужели всё это ради 180 человек?!
Негласное расследование на сей счёт провёл чиновник особых поручений при МВД, и.о. вице-директора Департамента полиции Н. Харламов. В своём донесении он пишет: «...как оказалось по собранным негласным путём сведениям, организаторы постройки буддийской молельни имеют намерение вербовать себе адептов из среды высшего общества в достаточной, по мнению местных главарей буддизма, степени зараженных англоманией, а, следовательно, и склонного к буддизму, т.к. их миссионеры в последнее время имели наибольший успех среди англичан...* (Впрочем, мода на буддизм пошла уже тогда по всей Европе, включая Германию. «Буддизм, - говорил Шопенгауэр, - это самая высшая религия. Этические учения буддизма, общеприняты во всей Азии!» Древне буддийские трактаты он называет источником своего философского вдохновения. Из буддийской доктрины он заимствовал концепции описания мира. Основываясь на буддийской философии, Шопенгауэр утверждал, что страдание - это существенная часть всей жизни. И даже такое понятие как «счастье», в философии Шопенгауэра несет в себе природу страдания, поскольку неосуществленное желание приносит боль, а осуществленное - пресыщение, а со временем и отвращение. Следуя философии буддизма, он отрицает существование Бога, а окончательным избавлением от страданий считает «угасание» личности, что в буддизме называется «нирваной» (санскр. «угасать», «потухать»).Эти идеи, наложившиеся на прусскую «волю к смерти», были весьма востребованы во времена Третьего рейха)...
С этой целью предполагается образовать в СПб буддийские общины наподобие лондонских и устроить больших размеров здание дацана, в котором совершались бы торжественные служения с соблюдением всего ритуала индийских буддийских храмов.
Такие торжества, по словам буддистов, производят сильное впечатление на европейцев, в особенности на женщин и способствуют более успешной пропаганде учения Будды» (там же, ф. 821, оп. 133, д 448, л. 43).
В газете «Свет» N 225 за 1910г читаем: «В Петербурге образовалась кучка влиятельных буддистов, отпавших от христианства в язычество. Во главе её стоял профессор санскритского языка Ф.И. Щербатский, близкий свойственник товарища министра внутренних дел Крыжановского».
Первое буддийское служение состоялось 21 февраля 1913 года. Потом - Первая мировая и крушение империи. Подвижник и исповедник Христов - епископ Варнава (Беляев) прямо говорил своим духовным чадам, что одной из причин революции в России было именно возведение буддийского храма в Санкт-Петербурге.
Итак, революция. И вот что характерно. К большевикам у «махатм» отношение было благожелательное. Помните, как у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Все дары Рерих вручил лично наркому Чичерину в июне 1926 года. * (Послание стало известно в 1965 году. Оно было опубликовано в журнале «Международная жизнь»).
Демоны как защитники буддизма
Вот и задумаешься тут: кому уж так захотелось создавать новый дацан в наше, столь напряженное время, когда дух войны витает в воздухе?!
Полноте! - скажут в ответ. Неужели камлания в каком-то маленьком храме могли повлиять на судьбу великой империи?! К тому же, добавит «знающий человек», буддизм - религия сугубо миролюбивая. Кстати, вот и нынешний Далай-лама - лауреат Нобелевской премии мира...
Всё это так. Лауреат - никто не спорит. Однако мало кому известно, какими словами лауреат начинает свой ежеутренний мантраж. Начинает он призывами к демонам: «схватите врагов сетью, пришпильте их гвоздями, перерубите мечами, прострелите стрелами, высосите у них сердце»!.. Имеются в виду враги «жёлтой веры». Борьба с ними - внутренняя суть тибетского буддизма, тогда как участие в экуменических форумах (за что премии и полагаются) - нечто внешнее.
Насчёт демонов надо пояснить. Дело в том, что собственно буддийская проповедь в Тибете оказалась неудачной. Индийский миссионер философ Шантиракшита потерпел поражение в диспуте с языческими жрецами религии бон, и, вернувшись в Индию, посоветовал поехать в Тибет Падмасамбхаве - магу-тантристу.
Итак, прибывши на место, Падмасамбхава начал строить монастырь Самье. Однако, как рассказывает предание, демоны противились стройке. Вступив с ними в оккультную борьбу, Падмасамбхава покорил их и, превратив в слуг, заставил закончить строительство. * (Всё это диаметрально противоположно тому, что известно о строителе афонской Великой лавры - преподобном Афанасии. Мешавшие ему демоны были не «приручены», а изгнаны. (Подробнее в моей книге «Наступить на аспида»). Каждая христианская древняя обитель или храм - памятник не союза, а победы православия над демонами языческого мира).
Основатель ламаизма выдвинул долгосрочное условие для освобождения «побеждённых» демонов. Отныне они были обязаны защищать буддийское правоверие.
Процитируем русского этнографа А.М. Позднеева, книга которого переиздана в 1993 г. в Калмыкии самими буддистами: «Приносящие балинхувараки перед началом служения долженствуют прежде всего созерцать Чжамсарана и представить себе все пространство мира пустым. В пространстве этой пустоты они должны представить себе безграничное море из человеческой и лошадиной крови, в котором треугольником волнуются волны; в самой середине этих волн - четырехугольную медную гору и на вершине ее - солнце, человеческий и конский труп, а на них Чжамсарана».
Мысленно принеся этому и армии иных демонов чашу крови, их призывают уничтожать врагов, а особенно тех, кто ограничивает распространение веры и святости буддийской. Вот вопль, к ним обращенный: «Призываю основавшего свое вечное местопребывание в юго-западной стране трупов владыку жизни, великих красных палачей и шимнусов, не отступающих от повелений Чжамсарана, приидите по силе обещания... Чтобы порадовать Чжамсарана и его сподвижников, чествую их великим морем разной крови. Ом-ма-хум... Все враждебные и силы, и препятствия, согласно своим строгим и жестоким законам, сделайте прахом... Открывший рот и обнаживший клыки, имеющий три глаза на своем страшном лице, завязавший в косу свою темно-желтые волосы, возложивший на себя корону из черепов и чётки, величественный богатырь, одаренный лицом, на которое невозможно смотреть, тебя восхваляю я! Стоящую по правой стороне от тебя Ухин-тэнгри, которая держит в своих руках меч и гвоздь, имеет синеватое тело и красноватое лицо, восхваляю я!.. Царь хранителей-якшасов, мать красноликая, владыка жизни, свирепые восемь меченосцев и вы, страшные палачи, умножьте вашу энергию! Греховным, воздвигающим преграды ламству, всем держащимся еретического учения покажите вашу силу и спасите, о спасительные... Прекратите жизнь этих злобных врагов! Плоть, кровь и кости их вкушайте устами вашими! Примите эту жертву плоти и крови ненавистных врагов! Направьте меня на путь добродетели, но накажите врагов явными знамениями! Уничтожьте врагов ламства и веры вообще, ибо только таким путем вы сохраните веру и священное учение!»«.* (Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПб, 1887, с. 329-338).
Стоп, стоп! - скажет внимательный читатель. Речь-то всего лишь о том, чтобы «представить себе всё пространство мира», чтобы «мысленно принести чашу крови»... Дело-то просто в воображении, в фантазии!
Что ж, не только маска, но и воображение единит актёра и ламу. Для первого - мир театр и люди в нем актеры. А для второго - весь мир, включая демонов, - результат психической энергии человека. Современная западная цивилизация, кстати, которая всё более становится «игровой», «виртуальной», «театральной», не случайно так интересуется буддизмом.
О подобных вещах пишет и архимандрит Рафаил (Карелин): «Тренинг артиста имеет очень большое сходство с оккультными упражнениями йогов. И йог, и артист, оба полагаются на силу воображения, учатся мыслить яркими образами, жить в их иллюзорном мире, верить в их реальность - как бы растворяться в них».
В Тибете существует тантрический обряд под названием тчоэд, или гчод, с чисто шаманской структурой: он состоит в принесении собственного тела в жертву демонам на съедение, что поразительно напоминает расчленение будущего шамана «демонами» и духами предков. Вот его краткое описание, приведенное Бляйхштайнером: "При звуке бубенца, сделанного из человеческих черепов, и трубы, вырезанной из берцовой кости, начинается танец; духов просят прибыть на пир. Сила медитации приводит к тому, что появляется богиня с обнаженной саблей; она прыгает на голову того, кто приносит жертву, отрубывает ему голову и четвертует его; тогда демоны и дикие животные бросаются на эти трепещущие останки, пожирают мясо и выпивают кровь. Произносятся слова с упоминанием о джатаках, которые рассказывают о том, как Будда в предыдущих воплощениях отдавал свое тело голодным животным и человекоядным демонам. Но вопреки буддистскому приукрашиванию, этот обряд, заключает Бляйхштайнер, является только жуткой мистерией, восходящей к более первобытным временам"...
В случае с гчод перед нами мистическая переоценка шаманской схемы посвящения. «Жуткий» аспект является скорее чисто внешним: речь идет о переживании смерти и воскрешения, и это ужасает, как и все подобного рода переживания. Индо-тибетский тантризм еще более радикально одухотворил схему «умерщвления» демонами при посвящении. Вот несколько тантрических медитаций, имеющих целью очистку скелета от мяса и созерцание собственного скелета. Йог должен представить себе свое тело как труп, а свой разум как разгневанную Богиню с одним лицом и двумя руками, держащую нож и череп. "Думай, что она отрезает трупу голову, разрезает тело на куски и бросает его в череп как жертву для богов..." Другое упражнение состоит в том, чтобы видеть себя "белым, светящимся огромным скелетом, из которого выходит настолько большое пламя, что оно заполняет собой Пустоту Вселенной". Наконец, третья медитация предлагает йогу созерцание себя, превращенного в разгневанную дакини, которая отрывает кожу от собственного тела. Текст говорит: "Растяни эту кожу, чтобы покрыть Вселенную [...]. Собери на ней все свои кости и мясо. Когда злые духи утешаются головой, представь себе, что разгневанная дакини берет кожу и сворачивает ее [...], и с силой бросает на землю, превращая ее вместе с мясом и костями в мягкую массу, которую вскоре сожрут рожденные в воображении стаи диких зверей...". (Мирча Элиаде "Шаманизм.Архаические техники экстаза").
Тибетские йоги некий образ, создаваемый воображением человека (иногда осязаемый) называют тульпой. В 20-е годы прошлого французская путешественница Дэвид-Ноэль, оказавшись на Тибете, попыталась создать тульпу сама. После нескольких месяцев погружения в глубокую медитацию перед ней появился невысокого роста, толстый добродушный монах или лама. Он то появился, то исчезал в течение длительного времени. «Теперь, - писала она в книге «Магическое и таинственное на Тибете», - мне уже не нужно было думать о нём, чтобы заставить его появиться». Однако со временем лама стал беспокойным и дерзким. Стоило большого труда и времени, чтобы избавиться от него.
Старец Софроний (Сахаров) поясняет: «Мир человеческой воли и воображения - это мир «призраков» истины. И он у человека общий с падшими демонами, поэтому воображение есть проводник демонической энергии».
Не в этом ли причина того, что театрализованные ритуальные действа, а нередко и сам театр (ныне это касается, конечно, в первую очередь кино и компьютерных зрелищ) не столько отражают реальный мир, сколько программируют его на демонический лад?*(О влиянии придуманных кем-то ролей на реальную судьбу актёра подробно рассказывать не буду. Об этом - см. в моей книге «Бумагия»).
Съесть трепещущее сердце
Так всё же ответим на вопрос: только ли в фантазиях лам, только ли в буддийских медитациях льётся кровь?
«Мне, пробывшему... полтора десятка лет среди монголов, казался странным разговор со служителем, буддийским ламой, представителем движения «Щади все живое», - разговор о возможности существования человеческих жертвоприношений», - писал ещё в двадцатые годы прошлого века русский этнограф». *(Бурдуков А.В. Человеческие жертвоприношения у современных монголов// Сибирские огни. 1927, N 3, с. 185). И, однако, в невероятном пришлось удостовериться.
Вот, например, одно из деяний знаменитого Тушегун-ламы (или Джа-ламы), считавшего себя воплощением Махакалы, Великого чернобога, «почти полвека будоражившего степь, вселявшего ужас в кочевников и признанного при жизни святым».
В августе 1912 г. после боя в китайской крепости Кобдо монголы захватили 35 китайских торговцев. Над ними было решено исполнить древний тантристский ритуал «освящения знамен». «Созывая народ в гудящие раковины, ламы вынесли обтянутые человеческой кожей дамары - барабаны, музыкальные инструменты из полых человеческих костей, горшочки с кровью для демонов. Ламы высокого и низкого рангов одинаково с трудом пробирались сквозь толпу... Проворно донага раздели жертвы. Руки и ноги им заломили за спину, голову откинули назад, привязывая косицу к связанным рукам и ногам так, чтобы торчала вперед грудь жертвы. Громче забормотали молитвы и заклинания ламы, поспешнее становилось жуткое пение. Вперед вышел Джа-лама, как все ламы, с непокрытой головой, в красной мантии. Пробормотав слова молитвы, он встал на колени перед первым из связанных китайцев, взял в левую руку короткий серпообразный жертвенный нож. Мгновенно левой рукой вонзив нож в грудь, Джа-лама вырвал правой всё ещё трепещущее сердце. Хлынувшей кровью хайлар-монголы написали на полотнище «формулы заклинаний», которые гарантировали бы монголам помощь докшитов, оценивших их победу. Потом Джа-лама положил окровавленное сердце в приготовленную габалу - чашу, которая на самом деле была оправленной в серебро верхней частью человеческого черепа. И снова крик новой жертвы, пока наконец все пять знамен не были расписаны кровью сердец. Коротким ударом ножа в череп вскрывали его ламы, опуская тут же теплые мозги в габалу к мертвым сердцам. *(Ломакина И. Голова Джа-ламы. Улан-Удэ - СПб., 1993, с. 74-76).
Когда чиновник князя подоспел к месту жертвоприношения и попытался остановить его, утверждая, что по «желтой вере» таких ритуалов не положено, ему возразили: ««Джа-богдо-лама исполняет тантра-приношение по стародавнему обычаю, как передают негласные, тайные предания. Его приказ для нас - главный! Так велит поступать с врагами религии Махакала»«. И в самом деле, что значит слово князя перед авторитетом святого! И он даже больше, чем святой: «Махакала первоначально был одним из образов Шивы как разрушителя мира».
Махакалу «ламы-иконописцы обязаны были изображать всегда с мечом или ножом, на фоне очищающего огня, с широко раскрытым ртом, готовым впиться в сердце врага «желтой веры», выпить его неостывшую кровь. Этот докшит (по-тибетски) и дхармапала (на санскрите) не просто побеждает Зло, но испытывает блаженство при виде мук носителя этого Зла». *(Там же, с. 6-7).
Характерен и облик покровительницы священной столицы Лхасы - богиниЛхамо. Она всегда изображается скачущей по морю крови на муле, покрытом страшной попоной - «тулумом», сделанным из кожи ее сына, которого она сама убила за измену «желтой вере»...*(Ломакина И., Указ.соч., с. 78).
Кстати, в юрте у Джа-ламы висел «тулум» - кожа, содранная в 1913 г. с пленного киргиза без разрезов, мешком, искусно просоленная и просушенная. Это не боевой трофей, но необходимая молитвенная принадлежность. «Есть такие моления лам, когда требуется расстелить на полу перед собой кожу Мангуса, воплощения зла; другое дело, что за неимением ее расстилают кусок белой ткани, символизирующей «тулум» Мангуса. Поскольку Джа-лама начал строить большой монастырь, кожа врага была нужна ему для будущих хуралов, молебствий».*(Интервью Далай-ламы XIV с Дж.Аведоном// Путь к себе. 1995, N 3, с. 9).
(Отступление о Джа-ламе.
Эта голова, волею случая ставшая с 1925 года экспонатом знаменитой Кунсткамеры, лежит в запаснике музея в аквариуме, заполненном раствором формалина. Голова Джа-ламы никогда не выставлялась на всеобщее обозрение и вряд ли будет когда-нибудь выставлена...
Начало славы Джа-ламы положил знаменитый штурм города Кобдо в августе 1912 года. Тогда, согласно легенде, склонившись в седле после сражения, он высыпал из-за пазухи пригоршни деформированных китайских пуль. А на его халате насчитали 28 дыр!
Его называли наследником легендарного ойратского князя XVIII века Амурсаны, признанного в ламаизме воплощением грозного защитника веры Махакалы.
Полное имя Джа-ламы - Лувсан Дамби-жанцан. Он родился в простой калмыцкой кибитке. Пришло время, и он решил, что его призвание - возглавить освободительную борьбу жителей степей за свою независимость, начатую Амурсаной в XVIII веке.
Амурсана поднял в 1755 году восстание против маньчжуро-китайского засилья. Финал Амурсаны был печален: он бежал от преследователей в Россию, - но заболел оспой и умер под Тобольском. Однако в народе жила память о нем, и вся степь ждала, что придет время - и возвратится Амурсана, и поведет монголов на борьбу с китайскими завоевателями. И все знали, что появиться он должен из России...
Существует версия о хождении Джа-ламы в Тибет с экспедицией П. К. Козлова в 1899 - 1901 годах. Джа-лама был там в роли проводника. С именем этого человека связано много легенд. Одно очевидно: по словам Ю. Н. Рериха, 35 лет держал Джа-лама под «гипнозом» всю Монголию. Потом он был арестован и казнен. Причины доставки его головы в Советскую Россию не очень понятны).
Обряды Джа-ламы были не настолько «эзотеричны», чтобы никто другой их не практиковал. Когда один из его сподвижников Максаржа в в 1921 г. совершил переворот, он не просто уничтожил белый гарнизон (отряд атамана Казанцева - часть унгерновской дивизии). Сердце есаула Ванданова (бурята-буддиста) было съедено. «При появлении в лагере Ванданова чеджин-лама сразу же впал в транс, воплотившееся в него божество требовало себе в жертву трепещущее сердце Ванданова. Ванданова расстреляли, а вынутое сердце было поднесено беснующемуся чеджину, который в экстазе его съел. Позднее он говорил, что во время транса действует божество, а не он, оно и съело сердце Ванданова». *(Бурдуков А.В., Указ.соч., с. 188).
Ванданов был принесен в жертву при совершении все того же ритуала «освящения знамен». Но знамя на этот раз было уже - красное, большевистское. И командир красных монголов Максаржав вскоре был награжден советским орденом Красного Знамени...
Вскоре в плен к «красномонголам» попал фельдфебель Филимонов из Бийска. И на этот раз сердце пленного было принесено в жертву красному знамени и съедено. Совершал обряд все тот же бывший при Максаржавечеджин (чойджин)-лама. *(Там же, с. 188; Ломакина И., Указ.соч., с. 210).
Так что речь идет не об эксцессе. Дело в традиции. Естественно, «эзотерической»... В северном буддизме в обиходе «храмовые духовые инструменты из человеческих костей и из этого же материала изготовлены зерна ламских четок... Габала изготавливалась из черепа девственника, умершего естественной смертью и не убившего ни одного живого существа. В нее наливалась кровь жертвенных животных...»*(Юзефович Л. Самодержец пустыни, с. 149).
Однако вернемся к теме дацана на Поклонной горе. Нам скажут: какое отношение все эти монголо-тибетские ужасы имеют к бурятам, калмыкам, тувинцам и прочим буддийским народам, проживающим на территории нашей страны? Ответим. Калмыки исповедуют тибетскую форму буддизма с XVI века. В начале XVII века тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая волна пришла непосредственно из Тибета, из монастыря Лабранг Трашикьил. Наконец, в Тыве тибето-монгольский буддизм сложился в XVIII-XIX веках. Так что от Тибета - никуда.
Нет, я не демонизирую тибетский буддизм. Он демоничен сам по себе.
Гитлер, Джамсаран и прочие «божества»
Итак, теперь буддийским храмом нас хотят порадовать в Москве. Решение принято совсем недавно, неужели успеют к 9 мая? Или, как и при строительстве Лхасы, ввести объект к славной дате помогут демоны?
Ко всему прочему, вот что мне кажется особенно странным. На наших глазах дата Великой Победы увязывается с религиозной традицией, которая вызывала в Третьем рейхе повышенный интерес.
Кстати, как будет решен вопрос со свастикой, которая является традиционным элементом декора в буддийских храмах? В Питерском дацане, где в годы Второй мировой находилась радиостанция, а позже станция, глушившая «вражьи голоса», свастику, выложенную на полу, конечно же, вырубили... Между прочим, российское законодательство запрещает оскорбление исторической памяти нашего народа, в том числе совершаемое путём публичного использования нацистской атрибутики и символики.
Да, найдутся великоумные люди, скажут, что свастика сама по себе злом не является, что это древний солярный символ. Что в христианской традиции её называют гамматическим крестом. Что её можно обнаружить даже в Римских христианских катакомбах. Что есть она и в декоре храма Софии Премудрости Божией в Константинополе... Всё это так. Дело в другом. Историография здесь ни при чем. «При чём» здесь, если угодно, простая человеческая деликатность: неуместна, просто неуместна свастика в том месте, которое посвящается Победе над нацизмом! И туманные слова о том, что в буддизме свастика означает нечто «ясное лишь для посвящённых в учение», *(Цит. По: Багдасаров Р. Свастика: священный символ. М., 2001. С. 107), меня не успокаивают.
И здесь уместно сказать о связях нацизма и Тибета. Они осуществлялись в основном обществом «Аненэрбе», которое со временем вошло в личный штаб рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера.
В 1938 году, когда Тибет был практически недоступен для европейцев, экспедиция «Аненэрбе» прошла. Возглавлял ее штурмбанфюрер СС Эрнст Шеффер. Экспедицию Рерихов, например, в Тибет не пустили, а здесь - такое гостеприимство! И дело было ведь не просто в схожести символов - мертвая голова на эсэсовской фуражке явно «родственна» черепам в ожерелье Чжамсарана. Нет, тут было нечто более важное...
Интересно, что книга А. Гитлера «Mein Kampf» была переведена на тибетский язык. Сделал этот перевод сам Далай-Лама Тхутпэн Гьяцоеще до прихода А. Гитлера к власти. Интересно, что, о ее авторе Далай-Лама выразился следующим образом: «Этому чужеземцу боги предназначили великую судьбу». Далай-Лама также считал, что сходство символики национал-социалистов и тибетских буддистов, свастики - не просто случайность. А вот когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, то он получил и поздравления от Тхутпэна Гьяцо. Позже, когда Э. Шеффер возвратился в Германию, то он привез «господину королю Гитлеру»приветственное послание Квотухту, тибетского регента. Письмо датировано 18 числа первого тибетского месяца, года Земляного зайца (1939 г.).
Судя по всему, посланников фюрера приняли на Тибете как защитников «жёлтой веры» - от Китая, англичан и прочих внешних недругов. Что Гитлер, что Махакала - всё одно. Демоны ведь должны служить...
Эрнст Шеффер, который пережил Вторую мировую войну и даже написал книгу »Праздник белых покрывал: исследовательская поездка через Тибет в Лхасу, святой город в царстве, которым правит божество» (1950), сообщает любопытную подробность. Во время ламаистского праздника, в котором он участвовал, оракул Нечунг предупредил, что, несмотря на сладкие подарки и слова немцев, Тибету следует быть осторожным: вождь Германии подобен дракону.
Впрочем, вернёмся к экспедиции. Кроме сугубо научных целей она имела и духовную: установить контакт с «высшими неизвестными». Мистически настроенные главари рейха, несомненно, читали знаменитого французского философа и традиционалиста Рене Генона: «После катастрофы Атлантиды учителя высокой цивилизации, обладатели Знания, сыны Вешнего Разума, поселились в огромной системе пещер. В сердце этих пещер они разделились на два «пути»: правой и левой руки. Первый «путь» назвал свой центр «Агартхи» («Скрытое место добра») и предавался созерцанию, не вмешиваясь в мирские дела. Второй «путь» основал «Шамбалу», центр могущества, который управляет стихиями и человеческими массами. Маги-водители народов Земли могут заключить договор с Шамбалой, принеся клятвы и жертвы».
Интересно, что экспедиция 1938 года началась с того, что несколько недель провела у подножия горы Канченджанга. Согласно трудам известного специалиста по буддизму Альберта Грюнведеля, именно здесь находится один из входов в таинственную Шамбалу. *(Кранц Г.-У. Аненэрбе. «Наследие предков». Секретный проект Гитлера. С.Пб., 2008. С. 149. Экспедиция пробыла в Тибете свыше двух месяцев и посетила священное место Тибета - Ярлинг.
Кстати, легенды Востока утверждают, что с этими могущественными нечеловеческими сущностями связаны только Далай-ламы.Они (по признанию нынешнего Далай-ламы XIV) с детства связаны с чернобогом Махакалой: «Вскоре после моего рождения на крыше нашего дома поселилась пара ворон. Это представляет особый интерес, поскольку подобные вещи происходили и после рождения первого, седьмого, восьмого и двенадцатого Далай-лам. Позднее, когда Далай-лама Первый вырос и достиг высот в своей духовной практике, он во время медитации установил прямой контакт с божеством-защитником Махакалой. И тогда Махакала сказал ему: «Тот, кто, подобно тебе, утверждает учение буддизма, нуждается в защитнике вроде меня»...
Что же касается экспедиции «Аненэрбе», то её руководитель Шеффер в своей книге «Горы, Будды и медведи» описывал праздник в одном из монастырей не без специфической поэтичности и не без симпатий к Майтрейе (буддийское наименование того, кого мы считаем антихристом): «Монахи в алых праздничных одеяниях в унисон произносили священные тексты. Нарочито низкие, рокочущие голоса сливались в невыразимое журчание, исходившее, как казалось, из обнаженного тела Майтрейи - грядущего Будды. Это была самая грандиозная фигура на высоком, расписанном красным лаком алтаре... Симфонии красок и запахов вторил великолепно отлаженный оркестр. Глухо бухал барабан, свистели флейты, выточенные из человеческих костей. Мартовской капелью рассыпался звон тарелок и золотых колокольчиков.
Майтрейя, которого здесь называют Чампой, был изображен в виде добродушного бритоголового толстяка. Ему ещё не пришло время новым воплощением Будды сойти с небес на грешную землю, и он с грустной улыбкой взирал на происходящее сквозь благовонный дым, сжимая в руке дорожный мешок.
Придет срок, и с победным громом расколется его гора, и он уже в облике принца пойдет по тибетским тропам, возвещая наступление эры счастья и справедливости».
Кинооператор эсэсовской экспедиции Краузе, кстати, снял на Тибете немало впечатляющих кадров. Вот перед нами разворачивается величественная панорама дворцов и храмов Лхасы. Вот - освещенный холодным солнцем тибетской зимы буддийский монастырь. Монах приносит ежеутреннюю жертву демонам-покровителям «желтой веры». Скармливает орлам человеческие останки.
Кинокамера запечатлела свирепые лица каменных изваяний и масок демонов. Не это ли личины тех, с кем искала контакт загадочная экспедиция? Привлечь таких сущностей призван ритуальный танец Цам. Ритм, характер движений и даже частота дыхания танцующих отточены веками. Каждый удар литавров - стук в потустороннее. Вновь и вновь Падмасамбхава побеждает демонов. И этот танец должен как бы напомнить им о подчинении ламам.
Вот на экране «дукпа», «освобожденный». Он что-то возбужденно бормочет. И глядит в иное пространство безумными глазами. Что видит он? «Высших неизвестных»?Да, в таком состоянии, надо полагать, ламы и пожирали человеческие сердца.
Впрочем, нацистам демоны не помогли. Равно как и тысяча тибетцев, которые были найдены мёртвыми во взятом Берлине. Роль их так до конца и не прояснена. Существует, правда, версия, что за тибетцев были приняты калмыкские добровольцы, служившие Гитлеру.
...Кстати, какова нынешняя судьба питерского дацана? - спросите вы. 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР. Сейчас в нем идут не только службы, здесь принимает лекарь. «Тибетская медицина» - бренд, который производит неизменно сильное впечатление на наивных людей. Им невдомёк, что эта «медицина» предписывает использование человеческих органов и других методов целительства, способных привести в оторопь. *(Учебник тибетской медицины. СПб., 1908, с. 356). Но главное - духовное воздействие. Обращение за помощью к смертоносным силам, о которых мы уже говорили. Результаты такого лечения говорят сами за себя.
(Отступление о тибетской медицине.
Бывшие сотрудники реставрационной фирмы ЗАО «Специалист» рассказывали мне на сей счёт душераздирающие истории. Одна из учредителей фирмы (назовём её Эльвирой) начала ходить в буддийский храм, лечиться... Скорей всего она и в буддизм вляпалась, потому что частенько «несла всякую калачакру». Сначала заболел желудком молодой директор ЗАО. Эльвира звала, настаивала, чтобы он стал лечиться у бурятов. Он не соглашался. Тогда она понесла в дацан его фотографии, сама платила. Через два года он умер от рака. На 40-м году жизни. Через два года то же произошло с его замом. Ему было 48 лет. И опять Эльвира носила его фото на заочное лечение. Вскоре та же история повторилась с начальником производственного участка... И это только за несколько лет и только в одной фирме, где завёлся только один почитатель тибетской медицины! Не понимают наши высокообразованные сограждане, что в основе подобного лечения - обращение к духам, которые в тибетской традиции даже не считают нужным скрывать своих жутких личин.
Вот ещё одна история на сей счёт.
Известный скульптор Валентин Григорьевич Козенюк заболел раком горла. Лёг в Военно-медицинскую Академию. Здесь его посетил коллега-бурят и рассказал про чудеса излечения от рака бурятскими шаманами, предложил отвезти к целителю, который «лечит всё». Несчастный Козенюк выписался под расписку из госпиталя ВМА. Врачи предупреждали, что, если он отложит операцию, будет поздно. Не поверил. И вот православный, казак, автор известного памятника Александру Невскому, что установлен напротив Лавры, поверил буддисту и поехал! Шаман лечил его своими травами и при этом взял с него слово, что в православную церковь тот - ни ногой, и что к священникам обращаться не будет, так как православным его средства не помогают. Вернулся Козенюк вроде бы здоровым, голос стал почти нормальным. Всем радостно рассказывал о своём исцелении. А через два месяца болезнь вернулась. Он почти ничего не мог есть, смерть была очень мучительной и скорой. Умер в октябре 1997г).
Игра и жизнь
Жутковатые маски буддийских церемоний, изображающие защитников «желтой веры», - не театр, не фольклорный фестиваль. Они наглядно показывают изначально культовый характер и театра с его атрибутами, и всякой театральности вообще.
В своей книге «Человек играющий» Йохан Хейзинга пишет: «Аттическая комедия выросла из необузданного космоса дионисийских праздников... во времена Аристофана еще видны черты ее сакрального дионисийского прошлого... Древнейшие его черты - фаллический костюм актёров, переодевание хора, звериные маски».
В игре (как и в популярном ныне жанре фэнтези) нас не удивляет невероятное. То, чего не увидишь в жизни. Для игры нет проблемы пространства и времени. Чудесность, способность к превращениям здесь - обычное дело. В этом тоже - намек на трансцендентное, на мистическое, на то, откуда появилась игра.
И тут мы вновь подходим к одной из главных тем.
Есть две формы существования - жизнь и игра. И, кажется, век за веком реальность всё более вытесняется кажимостью. «Что-то такое» чувствовал и обожаемый Гитлером Вагнер. Во всяком случае, ему принадлежат такие слова: «...если бы у нас была жизнь, мы не нуждались бы в искусстве».
Нынешняя компьютерная игромания - симптом чего-то гораздо более зловещего, чем принято считать. А выражение «играть роль»? Разве случайно оно заполоняет наш язык? «Решающую роль в разгроме немецко-фашистской Германии сыграли...», « Важная роль отведена...». Как будто речь идет о спектакле. Одни политики «сходят со сцены», другие действуют «за кулисами событий». Чувствуете? Хлебные поля и грибные леса превращаются в «театр военных действий».
Жизнь как искусство? Как познавательная игра? Но результатом становятся не подсвеченные красным прожектором декорации оперной гибнущей Вальгаллы, не плюшевый мишка с оторванной лапой, а руины городов и горы трупов. Это - конкретный опыт Третьего рейха, ведомого безумным почитателем вагнеровских опер. И в этом - проявление закономерности, о которой мы уже говорили: воображение становится проводником в наш мир поистине демонических, разрушительных энергий.
А дальше? Что будет после заканчивающегося антракта? Может ли вслед за третьим актом начаться четвёртый?
Ныне война может стать как бы продолжением интернет-игры. Нажал кнопку - и не понятно - то на воздух взлетел виртуальный город, то ли на другой конец света действительно устремились смертоносные ракеты. Игра, ставшая электронной, имплантируется в живую реальность и продолжает лишать человека чувства ответственности, жалости, сострадания.
Многие наши современники уже настолько демоничны сами по себе, что им не требуется маска Джамсарана, не нужен приклеенный нос архетипической бабы-Яги. Лицо, не ставшее ликом во образ Божий, превращается в личину, напоминающую инфернальную нежить.
Может быть, в канун Страшного Суда, глядя на покрытую смертоубийством землю, по которой уже пройдет антихрист (он же Майтрейя), Господь почти не найдёт на земле homosapiens - человека разумного. Останется лишь homoludens - человек играющий. И грустно скажет Творец: заигрались...
PS.В адрес администрации Президента РФ православные люди направили уже немало недоумённых писем, связанных с сооружением дацана. Ответы приходят не по существу. Сотрудник администрации И.Стефанюк напоминает, например, что «РФ - светское государство» и что «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом», - как бы указывая на то, что государственная власть не делает принципиальных различий между верой в Бога и верой в дьявола. Однако: «Что общего у света со тьмою? Какое согласие Христа с Велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? Какая совместимость храма Божия с идолами? (2 Корф. 6, 14-16).»«... *(Князев Н., Поляков Л. Семь шагов к покаянию. Н. Новгород. С. 79).Неужели понятие о важнейшей, духовной составляющей национальной безопасности в Кремле отсутствует напрочь?!
Впрочем, казённые слова «национальная безопасность» - не то. Лучше просто привести пример из нашей истории: «В лавре (Троице-Сергиевой - Ю.В.) есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечён восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И, надо прямо сказать, что отношение к чужеземцам в монастырях было крайне скверное: всё-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам... Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем - это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии - Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрёл статус «бессмертного».
Словосочетание «бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приёмов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путём магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира - демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым...
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом - чтобы ещё до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В.М.Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов - в облачении русского монаха великой схимы и с копьём в руке. Поэтому он и сам получил тяжёлую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть». *(Епископ Митрофан (Баданин).Правда о русском мате». СПб, 2015. С. 30. Стоит вспомнить также сюжет из жизнеописания преподобного Паисия Святогорца - о его схватке с тибетским магом. Всё не закончилось тем, что, казалось бы, немощный старец зашвырнул молодого здорового человека далеко в кусты. Позже, как рассказывали мне святогорцы, бывший колдун стал монахом. Сейчас подвизается в афонском затворе).
«То, чего не может быть», на самом деле происходило в русской православной истории не раз, сколько бы копий ни сломали историки. Так, Бог даст, будет и впредь. Но напомним: для того, чтобы самому взять в руки духовное оружие, каждый из нас должен получить силу через истинное «копьё судьбы» - копие, с помощью которого в алтаре православного храма готовится причастие.
5. Ответ на 4., Наталья Чернавская:
4. Ответ на 3., Лебядкин :
3. Ответ на 2., Наталья Чернавская:
2. Re: Антракт после третьего акта. Дацан
1. Re: Антракт после третьего акта. Дацан