Вслед за известным в прошлом идеологом татарского «суверенитета», а ныне - директором Института истории имени Ш.Марджани Академии наук Татарстана Рафаилем Хакимовым, попытавшимся с помощью топорного метода «избирательного» цитирования «поссорить» Н.И.Ильминского с кряшенами,(2) в охоту на него включились бесы помельче и поизворотливей.
12 февраля на Информационно-аналитическом канале «Ансар.Ru» была размещена статья под названием ««Ильминского в святые!» Опасная провокация исламофобов», подписанная: «Сергей Ласкин, политолог (Санкт-Петербург)».(3) При этом есть веские основания полагать, что под упомянутым «русифицированным» псевдонимом скрывается один из тамошних татарских национал-исламистов, известный своими давними интернет-»подвигами» антиправославного характера.
Причём, на сей раз этот эрзацполитолог (видимо, наивно полагающий, что за его «перевоплощениями» никто не следит) решил выступить в роли защитника «национальной безопасности» России «перед лицом внешней угрозы нашему будущему». Если вы по заголовку его статьи ещё не догадались о том, откуда сегодня исходит эта «смертельная» для страны угроза, поясню - от того самого Николая Ивановича Ильминского, почившего в Бозе ещё в 1891 г.
«Успехи Татарстана, - вопиет «Сергей Ласкин», - дающего пример стабильного развития мусульманской республики, никак не дают покоя силам, враждебным Исламу и федеративному устройству России. Готовится очередная провокация, нацеленная на подрыв межнационального и межконфессионального добрососедства в регионе и вообще в сфере православно-мусульманских отношений во всей стране».
Скромно промолчим и про «успехи Татарстана» (запечатлённые недавно в истории сериями террактов и убийством известного исламского богослова Валиуллы Якупова, массовыми поджогами православных храмов и практически неконтролируемым расползанием по «нефтяным районам» салафитской идеологии), и про «мусульманскую республику» (ибо российский регион, где половину населения составляют христиане, назвать «мусульманской республикой» может только человек с очень больной фантазией). А вот, насчёт «очередной провокации», пожалуй, с автором можно и согласиться.
Только готовят её не мифическое «исламофобское лобби», о котором упорно твердит законспирированный «ансаровец», и, видимо, лишь ему одному знакомые «манипуляторы от религии» с «сугубо политическими целями», а сами анонимные «политологи» с националистической окраской, старающиеся убедить исламскую аудиторию в том, что сбор материалов для канонизации Н.И.Ильминского - это «очередная кампания против Татарстана, федерализма и евразийского православно-мусульманского добрососедства», а попутно ещё раз облить грязью человека, чья память свята для многих тысяч представителей различных национальностей.
При этом в ход вновь бесстыдно пускаются все «подручные средства» - от традиционного передёргивания высказываний Н.И.Ильминского до выстраивания притянутой за длинные провокаторские уши «логической» цепочки: канонизация Н.И.Ильминского - «угроза ассимиляции» («картины взятия Казани Иваном Грозным и всего, что с этим связано, живы в памяти татар Поволжья не меньше, чем ужасы депортации для татар Крыма») - покушение на «право республики называть своего главу президентом» (которое якобы «недавно публично подтвердил» Президент России Владимир Путин) - активизация деятельности структур, «возглавляемых и ведомых известным антиисламским деятелем Романом Силантьевым» - задержание по подозрению в шпионаже и государственной измене в пользу Украины «сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского патриархата», и т.д.
При желании сюда можно добавить ещё много ядовитых «ингредиентов», кои должны «доказать», что сбор материалов для канонизации Н.И.Ильминского - это чугунное звено в цепи чудовищного заговора «исламофобов» против России и её национального лидера, за которым маячат чёрные тени в рясах и тайные агенты националистической «закулисы». Навязчивый «синдром Форрестолла» привёл перепуганного «политолога» к тому, что злокозненные «ильминцевцы» мерещатся ему уже практически повсюду. Например, ему кажется, что «у некоторых из современных исламофобов, в том числе тех, кто в «нулевые» курировал исламское направление в Администрации Президента РФ, портрет Николая Ивановича висит на стене вместо портрета Владимира Владимировича».
Однако бездарные попытки переложить проблему с больной головы на здоровую лишь ещё более обнажают интеллектуально-аналитическую убогость национал-»политолога» и выдают его истинные цели.
Так, восхищаясь митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием (А.М.Меткиным), благодаря которому «выстроена система доверительного диалога епархии РПЦ с властями республики», «Сергей Ласкин» многозначительно намекает: «Складывается впечатление, что за его спиной действуют те, кто хотел бы столкнуть христиан и мусульман, те, кто не доволен успехами Татарстана, его ровными и стабильными отношениями с федеральным центром». Очевиден намёк на то, что «толерантного» и «сладкого» во всех отношениях архиерея принуждают к этому некие «тёмные силы» в Московском Патриархате, ибо кто ещё может надавить на усиленно оберегаемого татарским руководством казанского владыку.
О «достижениях» последнего, к сожалению, давно уже известно всей стране (тем более, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу), и его благословение на сбор материалов для канонизации Н.И.Ильминского - это вовсе не последствие некоего «выкручивания рук» мифическими столичными «исламофобами», а результат многолетних обращений православной общественности (и в особенности кряшен).
Безусловно, никакими глобальными потрясениями возможное прославление Н.И.Ильминского в лике местночтимых святых не грозит и никакой угрозы для царящего в Татарстане официально-протокольного «мира и согласия» не представляет. Как не представляет угрозы, к примеру, почитание давно уже причисленных к лику святых Авраамия Болгарского (этнического булгарина), Феодора Философа Болгарского (Камского), Иоанна Казанского, Петра и Стефана Казанских (этнических татар), известных своими «обличениями ислама», о существовании коих доморощенный «политолог», наверняка, даже и не догадывается.
Тем более, что Н.И.Ильминский не «обличал ислам» в средневековом понимании этого миссионерского действа, а подробно изучал его и требовал того же от студентов Казанской духовной академии (КазДА), за что, кстати, даже пострадал в 1858 г. Его стремление было воспринято руководством академии, а затем и священноначалием Казанской епархии, как пропаганда ислама. Вследствие этого Н.И.Ильминский вынужден был оставить службу в КазДА. Как отмечал историк Е.В.Липаков: «Уход Ильминского был демонстративным - бывший профессор устроился на должность переводчика Оренбургской пограничной комиссии, которая не требовала никакого образования и предполагала лишь знание татарского языка».(4)
Мало того, именно во многом благодаря Н.И.Ильминскому в России появилось и обрело научный вес в качестве самостоятельной дисциплины отечественное исламоведение, специалистом по которому самонадеянно мнит себя «ансаровский политолог». «Необходимо отметить, что Ильминский стоял у истоков изучения стран Ближнего Востока, арабского языка и ислама в КазДА, - указывают в своей монографии «Казанское востоковедение XIX - первой половины XX вв.: П.К.Жузе» историки М.З.Хабибуллин и М.А.Кострюков. - Именно его исследования способствовали превращению академии в крупный востоковедческий и исламоведческий центр России».(5)
Заслуги Н.И.Ильминского в тюркологии и исламоведении не в силах замолчать ни один одиозный «институт истории» и ни один полуграмотный «политолог». Именно Николай Иванович впервые в истории тюркологии подготовил к изданию чагатайский текст «Бабур-наме», в 1859 г. издал в Казани другой важный средневековый памятник - «Кысас ал-анбийа», и т.д.
Вся статья «Сергея Ласкина» наполнена откровенными фальсификациями и передёргиваниями. Так, ничтоже сумняшеся, он утверждает, что прославление Н.И.Ильминского в лике святых «вызовет настороженность у огромного числа людей и дестабилизирует ситуацию», «противопоставит друг другу русских и татар» и «вернёт межнациональные отношения к реалиям XVIII века». Однако вряд ли хитрый «политолог» не знает, что Н.И.Ильминский жил не в эпоху «насильственной христианизации», а в девятнадцатом веке, когда главной заботой православных миссионеров было не обращение татар-мусульман в христианство, а укрепление в нём кряшен (по тогдашней терминологии - «крещёных татар»), подвергавшихся массированному давлению со стороны мусульманских проповедников.
«Реализация системы Н.И.Ильминского, - указывала в своей диссертации историк А.Н.Павлова, - привела к повышению общественно-политической активности восточных народов, усвоению крещёными народами православного учения, налаживанию более тесного общения между различными этносами восточной России».(6)
По её словам, «система Н.И.Ильминского реально способствовала национальному подъёму нерусских народов Востока России, повышению уровня грамотности населения, возникновению и становлению национальной интеллигенции, развитию издательского дела, печати, зарождению и развитию национальной художественной литературы, зачатков музыкального, театрального, изобразительного искусств нерусских народов Востока России».
В изданной в 2008 г. монографии учёного секретаря Института теории и истории педагогики и секретаря научного совета по истории образования и педагогической науки РАО, доктора педагогических наук И.З.Сковородкиной «Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика» Н.И.Ильминский ставится по значению в один ряд с основателем научной педагогики в России К.Д.Ушинским.(7)
В настоящее время значение просветительно-миссионерской деятельности Н.И.Ильминского, его учеников и последователей в значительной мере пересматривается, раскрывается её подлинное содержание, очищенное от зловонных идеологических напластований разных эпох. И любые слабоумные попытки татарских и прочих национал-провокаторов помешать этому и сделать Н.И.Ильминского «фигурой раздора» между православными и мусульманами обречены на провал.
Но это вовсе не означает, что мы должны благодушно относиться к подобным грязным провокациям. «Канонизация кого-либо - это внутренне дело РПЦ», как оговаривается сам «ансаровский политолог», а потому различным ненавистникам православия и русофобам не следует совать в него свой провокаторский нос, надеясь на то, что это мерзкое занятие принесёт им новые политические дивиденды.
Сноски:
(1) См.: Алексеев И. «Верующие кряшены его ещё при жизни называли святым человеком...» (Начат сбор материалов для канонизации миссионера и просветителя Н.И.Ильминского...)// Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:
(2) См.: Варламова П. Мастера фальсификаций (Кто на самом деле политизирует «кряшенский вопрос» в Татарстане...)// Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2015/01/27/mastera_falsifikacij/
(3) См.: Ласкин С. «Ильминского в святые!» Опасная провокация исламофобов// Информационно-аналитическом канале «Ансар.Ru» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.ansar.ru/analytics/2015/02/12/57621
(4) Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. 1555 - 2007. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - С. 233.
(5) Хабибуллин М.З., Кострюков М.А. Казанское востоковедение XIX - первой половины XX вв.: П.К.Жузе: монография. - Казань: Издательство «ЯЗ», 2012. - С. 51
(6) Павлова А.Н. Система Н.И.Ильминского и её реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России: Автореф. дис. канд. ист. наук. - Чебоксары, 2002. - С. 27.
(7) См.: Сковородкина И.З. Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика: Монография. - Москва: ИТИП РАО, 2008. - С. 47 - 48.