О действиях протодиакона Андрея Кураева

Из интервью корреспонденту телеканала «Союз»

Андрей Кураев  Проблемы церковной жизни 
0
4289
Время на чтение 6 минут
13 января в Варшаве архимандрит Тихон (Шевкунов) выступил на презентации польского перевода книги «Несвятые святые» и другие рассказы». Отвечая на вопросы из зала и в интервью руководителю Восточно-Европейского бюро православного телеканала «Союз», корреспонденту портала sobor.by Артему Махакееву отец Тихон изложил свою позицию по поводу последних публикаций и выступлений протодиакона Андрея Кураева. Публикуем фрагмент интервью архимандрита Тихона.

АРТЕМ МАХАКЕЕВ: Отец Тихон, недавно в информационное пространство, благодаря блогу протодиакона Андрея Кураева, на широкое обсуждение попала информация о якобы имевшем место недостойном поведении ряда наших архиереев. И, поскольку источники этих сообщений анонимны, мы даже не можем судить - достоверная ли это информация или клевета. Тем не менее, среди прихожан, среди верующих она посеяла недоумение. Как относиться верующим к своим архиереям, в адрес которых поступили серьезные обвинения? И если есть такая проблема в нашей Церкви, может, стоило было по-другому её решать, не таким путём, который выбрал отец Андрей?

АРХИМАНДРИТ ТИХОН: В Патерике есть история о том, как ученик идет по полю и вдруг видит своего авву, который вместе с женщиной занимается непотребством. Он подошел, ударил его ногой, сказал: «Что ты делаешь?». И вдруг увидел, что это два снопа, которые лежат рядом. Да, мы все, пожившие какое-то время в Церкви, знаем, что существуют беды в Церкви, в том числе и такая беда, о которой говорит отец Андрей. И это боль всей Церкви, потому что мы все - единое тело.

Все прекрасно понимают, что это совершенно нетерпимо. Это необходимо преодолевать. Но здесь есть еще одна сторона - лжесвидетельство. «Не лжесвидетельствуй» - это заповедь не чья-то, а Божия! И не надо забывать об этой заповеди. И поэтому, каждую конкретную такую проблему в Церкви может решить - и я глубоко убежден в этом - в первую очередь церковный суд. Отец Андрей говорит, что наш церковный суд не совершенен? Значит, надо требовать, чтобы он был совершенен. Но самосудом заниматься - крайне опасная вещь. Избави Бог здесь оклеветать. Избави Бог здесь лжесвидетельствовать.

Да, действительно бывают такие случаи. Я знаю два подобных: лет двенадцать назад к нам пришли два молодых человека из одной семинарии, которые рассказывали о такого рода домогательствах в той семинарии, где они раньше учились. Они попросились перевестись к нам. Мы их приняли. По мере наших сил, не публично, проверили, насколько это все реально. И когда поняли, что это действительно похоже на правду, я пошел к Патриарху Алексию и сообщил то, что два человека свидетельствуют о таких-то вещах. Потому что молчать об этом тоже нельзя. Но у нас есть непосредственное иерархическое руководство. Можно сколько угодно говорить априори, что иерархи ничего не сделают, что они все повязаны и прочее, и прочее, но что мы тогда такое? Что мы тогда за Церковь?

И больше об этой семинарии дурных слухов мы, честно говоря, не слышали. Я не знаю, что сделал Патриарх Алексий, но, видимо, он сделал что-то такое решительное, серьезное. Мы даже не вникали, потому что это не наше дело.

И второй точно такой же случай, уже сравнительно недавний, на ту же самую тему. Когда мы увидели, что мальчишка не врет, я пошел к Патриарху Кириллу и сказал: «Ваше Святейшество, это, конечно, страшно, что молодых ребят... 18-19 лет...» - в общем, что такое происходит. И все в этом втором случае закончилось очень жестко. Очень жестко.

(Ранее, отвечая после презентации книги на этот же вопрос, отец Тихон уточнил, что один из фигурантов этого дела был признан виновным, извергнут из сана и осужден на длительный срок тюремного заключения.

«К нам дважды переходили студенты из других семинарий (один раз - лет 12 назад и второй раз сравнительно недавно. В первый раз два студента, недавно - один), которые говорили, что перешли как раз по причине того, что в их провинциальных учебных заведениях творилось нечестие.

И мы постарались все выяснить. Это ужасно! Ни в коем случае нельзя закрывать на это глаза. Но что могу сделать я, священник, наместник одного из монастырей? Поднимать революцию в Церкви? Нет. Контрреволюцию я поднять могу, а революция мне претит, это мне отвратительно. И мы сделали четко по тому, как должен действовать священник.

Мы нашли свидетельства нескольких человек. Я пошел к Патриарху Алексию. "Вот какие-то страшные факты, которые мне представили. Прошу Вас разобраться!". И Святейший разобрался. И больше в той семинарии и близко не было ничего подобного, никаких подобных сигналов.

Прошло восемь лет, и вот снова у нас появился молодой человек из другой уже семинарии, который рассказал нечто подобное. Мы тоже уточнили, потратили время, выяснили. Похоже на правду. Мы не церковный суд, мы не должны восхищать себе власть, которой мы не обладаем, как бы это ни казалось высшим героизмом, борьбой за правду, и прочее. Чушь это все! Мы собрали сведения, и снова оказалось, что это похоже на правду. И снова я пошел к Святейшему, к Патриарху Кириллу. Мы представили ему документы и сказали: "Мы Вам, как нашему епископу, представляем эти документы и ждем смиренно Вашего ответа".

Ответ последовал. Произошли изменения и в самой епархии, а человек, который в этом был повинен, понес уголовное наказание. У-го-лов-но-е наказание! И после этого говорить, что ничего сделать невозможно? Я не понимаю! Зачем заниматься самосудом, представлять анонимные вещи? Но отец Андрей решил действовать так. Мы действуем по-другому». Из стенограммы встречи. - Прим. редактора).

Я понимаю отца Андрея в чем-то, в смысле того, что он боится, что ничего не будет сделано, он хочет сделать ситуацию необратимой. К тому же отец Андрей просто мой друг, и я от этой дружбы не откажусь, даже если я не согласен с ним, скажем, в методах, которые он избирает. Но я считаю, что так делать нельзя. Есть Церковь. Есть иерархия. Или мы ее отрицаем, или она существует. И есть благодать Божья. Мы можем сколько угодно считать, что бесполезно идти к епископу. Что значит бесполезно? А Господь? А как Он положит на сердце архиерея? И почему мы вообще думаем, что бесполезно с архиереем разговаривать? Тогда где мы? В конторе «Рога и копыта»? На заводе? А Господь Бог? Поэтому я глубоко убежден, что отец Андрей должен написать не в блогах, а Патриарху, или встретиться с ним, если есть возможность. Это его епархиальный архиерей. И решать в первую очередь необходимо через те иерархические институты, которые у нас существуют. И еще раз: ни в коем случае нельзя говорить, мол, ах, эти институты не работают, ах, они что-то там еще!.. Это слова мирского человека.

Что касается самой проблемы. Конечно, она существует, что там говорить. И все об этом что-то слышали. Как написал недавно известный публицист Сергей Худиев: «Я ни разу более чем за двадцать лет с таким не сталкивался, но сплетен об этом слышал много». Но, к сожалению, есть сплетни и есть не сплетни. Перефразируя Сергея Худиева, я за двадцать три года своего священства слышал тоже много, а встретил два случая. Но это - два случая, а совсем не тотальная сеть, как сейчас эту проблему представляют. Такое надо доказать, это слишком серьезные утверждения. Но и два случая - это тоже страшно.

Глубоко убежден, что даже безотносительно того, что сейчас говорит отец Андрей, этот вопрос станет на повестку дня после того, как отец Максим Козлов съездил в семинарию, были предприняты действия, и сейчас, конечно, ситуация уже такова, что все ждут какого-то серьезного разрешения этого вопроса. Но здесь должна быть только церковно-каноническая правовая база. Это каноны и нормальное функционирование церковного суда.


АРТЕМ МАХАКЕЕВ: Наверное, можно говорить и о других последствиях вброса такого рода информации в медиасферу. Это ещё один повод для определенных сил к очередной антицерковной кампании, повод врагам Церкви говорить: как же Вы можете чему-то учить народ и паству, если сами в пороках? Поскольку мы записываем беседу с Вами в Польше, можно привести пример и польского Костела, который недавно был подвергнут активной информационной атаке благодаря подобным процессам. Такие процессы имели место и в других странах Европы и приводили, в том числе, и к оттоку прихожан из Католической церкви.

- Апостол Павел говорит: не давайте повода ищущим повода. Это то, что касается лично меня, лично вас и каждого православного человека. Что касается сфер церковно-административных, что говорить, я думаю, что отец Андрей понимает весь уровень ответственности. Он человек более чем осведомленный, умный, и понимает, насколько это палка о двух концах, и это его ответственность, и думаю, что он ответственность эту с себя нисколько не снимает.

Да уже и сейчас мы чувствуем, какая напряженность возникает в обществе благодаря бурным обсуждениям этой темы. Темы, о которой апостол говорит: об этом даже и говорить срамно, призывая христиан к тому, чтобы и мысли об этом пресекать. У нас же это поднято и поднимается на крупнейших радиостанциях, и на либеральных телеканалах, и в прочих СМИ. Сейчас это все многократно усиливается и распространяется.

При всем том, хочу сказать, что, даже если мы в чем-то не согласны с отцом Андреем (имеются в виду его методики, его напористость не только в отношении этой проблемы, его самосуд, если хотите, который устраивается в интернете), все равно, даже если мы с ним не согласны, надо за него побороться - за отца Андрея. Это не то, чтобы взять его и перевоспитать или сказать «ай-я-яй». Но отец Андрей - человек, который слышит. Он слышит и воспринимает. Я его знаю уже много-много лет. И здесь очень важно как-то всем вместе - и ему и всем - найти правильный подход к разрешению этой задачи, но так, чтобы он был рядом, чтобы он был вместе с нами, и это было общее дело.

Впервые опубликовано на Белорусском православном информационном портале СОБОР.by

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

75. Ответ на 71., Шмелев Михаил:

В Греции, Румынии, Болгарии, Сербии ей уж так тесно... Там население поголовно православное. И как они только выживают без империи? Страдают, наверное, ужасно. Толпами бегут в московско-питерскую жидотатарию - спасаться. К о.Чаплину под крылышко.А Вы, Сергей, зря ёрничаете. Новая вавилонская башня в стадии окончания. Все перечисленные Вами минигосударства уже вмурованы в её стены. И если бы не мощь возродившейся РПЦ, паписты уже сожрали бы патриархаты этих государств с помощью продажных экуменических шавок вроде Вас. Что, достал Вас о.Всеволод? Сожрали бы и его, да зубы редки и ребра тонки. И не надейтесь напрасно, Сергей, что это "до старости" только, а не "всегда". Такие как Вы и в старости не будут производить солидного впечатления.

Экуменических этих самых у нас тоже хватает. Увы.
Lucia / 25.01.2014, 11:18

74. Ответ на 71., Шмелев Михаил:

Что, достал Вас о.Всеволод? Сожрали бы и его, да зубы редки и ребра тонки

Ох, и наивны же Вы, Михаил. Зырк сюда - http://clck.ru/93czA Ну, и кто из нас после этого продажная экуменическая шавка? Я, или Вы с Вашим любимым о.Севой? Сербы с болгарами и греки даже под турками свою идентичность сохранили. И национальную, и религиозную. А мы - под татарами. Так что никто нас не впечатает, в т.ч. и Вы, товарищ комиссар. А солидного впечатления мне и даром не надо. Так то.
Сергей Швецов / 25.01.2014, 11:03

73. Ответ на 69., Сергей Швецов:

В Греции, Румынии, Болгарии, Сербии ей уж так тесно... Там население поголовно православное. И как они только выживают без империи? Страдают, наверное, ужасно. Толпами бегут в московско-питерскую жидотатарию - спасаться. К о.Чаплину под крылышко.

А Вы, Сергей, зря ёрничаете. Новая вавилонская башня в стадии окончания. Все перечисленные Вами минигосударства уже вмурованы в её стены. И если бы не мощь возродившейся РПЦ, паписты уже сожрали бы патриархаты этих государств с помощью продажных экуменических шавок вроде Вас. Что, достал Вас о.Всеволод? Сожрали бы и его, да зубы редки и ребра тонки. И не надейтесь напрасно, Сергей, что это "до старости" только, а не "всегда". Такие как Вы и в старости не будут производить солидного впечатления.
Шмелев Михаил / 25.01.2014, 09:25

72. Ответ на 50., Александр Б.:

ПОЧТИ дословно:- Батюшка, а Святая Русь воскреснет? - спросил кто-то из собравшихся у домика о. Николая Гурьянова.- А она и не умирала! - ответил старец...

о.Николай про Русь Святую, а "Наша Родина-Мать" это памятник.
Савва / 24.01.2014, 20:03

71. Ответ на 68., Шмелев Михаил:

Волки врага рода человеческого мечтают об этом клацая зубами и истекая слюной. В этом мiре выжить и сохранить свою веру может только могучая империя.

Все-то вас сожрать хотят, все-то вам зла желают. И с чего бы это? Ну, конечно, вы же ангелы, а вокруг вас черти - как же иначе? Есть всего три страны с таким мироощущением - Израиль, США и РФ. Метрополия и колонии. Православие - это Вера Великих Просторов. Ей тесно в маленьких клетушках минигосударств

В Греции, Румынии, Болгарии, Сербии ей уж так тесно... Там население поголовно православное. И как они только выживают без империи? Страдают, наверное, ужасно. Толпами бегут в московско-питерскую жидотатарию - спасаться. К о.Чаплину под крылышко. А для убедительности, специально для любителей маленького, добавлю очень мудрую русскую поговорку: "Маленькая собачка всегда щенок."

Плохо Вы знаете наши поговорки, товарищ комиссар. Не "всегда" - а "до старости". И смысл ее в том, что человек маленького роста всегда кажется моложе своих лет, не производит солидного впечатления.
Сергей Швецов / 24.01.2014, 16:17

70. Ответ на 63., Сергей Швецов:

Я не империалист. Я изоляционист. Предпочел бы жить в мононациональном и моноконфессиональном маленьком русском православном государстве.

Чушь! Волки врага рода человеческого мечтают об этом клацая зубами и истекая слюной. В этом мiре выжить и сохранить свою веру может только могучая империя. Асадов сказал просто и точно: "Пусть на пронзительном ветру И зябко, и тревожно. Не лезь в кротовую нору! В норе ослепнуть можно. Не унывай! Не раскисай! Когда бывает трудно. Всё, что имеешь, раздавай, А не храни подспудно. Будь бескорыстен как солдат В прострелянном окопе. Лишь тот действительно богат, Кто ничего не копит." Православие - это Вера Великих Просторов. Ей тесно в маленьких клетушках минигосударств. И люди, идущие под хоругвями Православной Веры несут в храме своего сердце Бесконечность Божественной Любви. Разве удержит такую хоругвь Мальчиш-Плохиш? Руки-то у него медовым пряником заняты. А вместо Веры демагогия бессердечного богословия. А для убедительности, специально для любителей маленького, добавлю очень мудрую русскую поговорку: "Маленькая собачка всегда щенок."
Шмелев Михаил / 24.01.2014, 15:47

69. Ответ на 59., Метафора:

Ни разу не видела лучшего определения холопской свободы. Копирую на память.

Есть примерно такое же универсально либеральное определение “свободы”: – <i>“Родина” – это там, где тепло жопе, а не душе</i>. Для Вашей коллекции ))
Юрий / 24.01.2014, 14:45

68. Ответ на 62., РодЕлена:

А барин как решал, так и решает.

Вы умница, Елена.
Иванович Михаил / 24.01.2014, 13:04

67. Ответ на 62., РодЕлена:

Моя Родина - мааленький такой городок во Владимирской области. Я его никому не продавал и не продам. И с ним все в порядке. А московско-питерская империя мне не Родина. Холопом я был при совке, когда московский барин все за меня решал. А сейчас я сам любому барину могу в рожу плюнуть. Такие дела.А барин как решал, так и решает.

А холоп зато плюет в рожу. Но не барину, а соседу. Формула свободы!
Lucia / 24.01.2014, 11:32

66. Ответ на 62., РодЕлена:

А барин как решал, так и решает

А что он сейчас решает? Читаю, что хочу, смотрю, что хочу, пою, о чем хочу, говорю, что хочу, еду, куда хочу, работаю, где хочу... А не там, где скажут. Нет, есть, конечно, холопы по призванию, которые в любой ситуации найдут себе барина. На крайняк - к жене под каблук залезут. Но это уже из области паталогий.
Сергей Швецов / 24.01.2014, 11:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
Все статьи Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
Андрей Кураев
Церковный суд и горделивые «правдолюбцы»
О нашумевших судебных делах в Русской Православной Церкви и лукавой позиции подсудимых
30.01.2024
Мне странно...
Зачем в наших СМИ пишут о предателях Родины?
07.11.2023
«Верю, что Кураев вернётся в родную гавань»
Человек, щедро наделённый дарами «харизмы обличения» не станет мириться с нравами Евросодома
19.10.2023
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06