Складывается ощущение, что государство продолжает играть в напёрстки с гражданами - в Госдуму внесен пакет законопроектов по пенсионной реформе, которые подразумевают скрытый отказ Правительства от обеспечения достойной старости россиянам.
Похоже, что основная цель уже третьей за последние два десятилетия пенсионной реформы состоит в том, чтобы минимизировать расходы государства на поддержку населения, свалить ответственность на плечи рядовых граждан и максимально запутать саму формулу расчёта пенсий, чтобы никто не смог понять, какой у него будет размер пенсий. Чиновники наводят тень на плетень, вводя в заблуждение как рядовых россиян и их работодателей, так и самих себя и Пенсионный фонд России. Это продолжение политики монетизации льгот и приватизации бюджетной сферы - Минфина сбрасывает с себя балласт «лишних» социальных расходов, предлагая в лучших традициях 1990-х годов «потуже затянуть пояса» и «жить по средствам». Тогда как у государства без дела лежит свыше 7 трлн. рублей - 5,6 трлн. рублей на счетах в американских и европейских банках в виде средств Резервного фонда и ФНБ, 850 млрд. рублей размещено Федеральным Казначейством на счетах в российских коммерческих банках и ещё 300-400 млрд. рублей составляет временно свободный не используемый остаток средств.
Во-первых, чиновники отказались от обещанной идеи повышения уровня замещения выпадающих трудовых доходов пенсией до 40% - в течение 2013-2030гг. этот показатель снизится с 34% до 25%. Притом что в экономически развитых странах он достигает 50%. Для того, чтобы решить эту проблему, законодателям настоятельно требуется ратифицировать статью 102 Конвенции Международной организации труда, в которой закрепляется понятие коэффициента замещения утраченного заработка и обязательство Правительства обеспечить этот доход всем гражданам. Однако российские чиновники категорически отказываются это делать точно также, как они наотрез отказываются ратифицировать 20-ую статью Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, не желая закреплять на законодательном уровне термин «незаконное обогащение».
Во-вторых, повышается минимальный трудовой стаж с 5 до 15 лет - если россиянин проработал меньше, то уплаченный из его кармана работодателем страховые взносы в пользу государства сгорят и ему выплачены не будут - они пойдут в солидарную часть на текущие выплаты пенсий. В-третьих, подразумевается скрытое повышение срока выхода на пенсию - формально пенсионный возраст не пересматривается, однако размер будущей пенсии увязывается с трудовым стажем. Если гражданин проработает менее 35 лет (а желательно более 40 лет), ему светит крайне тяжёлое будущее и голодная старость.
В-четвёртых, размер будущей пенсии увязывается с уровнем доходов россиян - пенсия покроет 25% утраченного заработка только лишь в том случае, если размер трудовых доходов гражданина превышает средний уровень заработной платы в России. По состоянию на апрель 2013г. из 29,9 млн. работающих россиян у 68,1% уровень доходов, даже по данным Росстата, был ниже среднего уровня по стране (29,4 тыс. рублей). Таким образом, как минимум 20,3 млн. работающих граждан окажутся на обочине жизни. У 50% россиян заработок менее 21,2 тыс. рублей - им светит лагерный паек и бедность на старости лет. Их пенсия к 2030г. не превысит 15-20% утраченного заработка.
В-пятых, вводится балльная система расчёта пенсий - для того, чтобы выйти на коэффициент замещения в 25% от утраченного дохода требуется набрать не менее 30 баллов. Однако можно всю жизнь проработать, как раб на галерах на государство, и пропахать, как бобик, и ничего не получить взамен - коэффициент пересчёта и конвертации баллов в рубли будет зависеть от того, есть ли у государства деньги в бюджете и Пенсионном фонде. Страховая часть пенсии будет целиком зависеть от воли государства поделиться с гражданами деньгами. А так как денег становится всё меньше, а экономика находится в депрессивно-коматозном состоянии, то, скорее всего, желания делиться с пенсионерами не будет.
В-шестых, упраздняются льготы и повышенные пенсии за работу на экологически вредных и опасных для здоровья производствах - чиновники сваливают ответственность с больной головы на здоровую, т.е. на плечи самих россиян, которые и должны будут без поддержки государства договариваться с работодателями о льготах и досрочном выходе на пенсию. По сути дела, их бросают на произвол судьбы - договриться с крупными сырьевыми корпорациями и металлургическими комбинатами работникам будет просто невозможно. Тем более в ситуации перманентного и безнаказанного нарушения Трудового кодекса и слабости профсоюзов.
В-седьмых, государство конфисковало накопительную часть пенсию россиян в 2014г. в размере 240 млрд. рублей - т.е. изъяло в пользу распределительной системы те 6% от фонда заработной платы, которые должны отчисляться на накопительную часть. Эти деньги будут направлены на затыкание дыры в Пенсионном фонде России - дефицит ПФР рискует превысить отметку в 550-600 млрд. рублей, притом что Минфин ежегодно выделяет в рамках межбюджетного трансферта порядка 3-3,2 трлн. рублей на финансирование ПФР. Однако далеко не факт, что накопительный компонент вообще будет сохранён после 2014г. - ситуация в российской экономике продолжит ухудшаться, масштабы рецессии и спада в промышленности будут только нарастать и денег в бюджете в 2015-2016гг. больше точно не станет. Велика вероятность того, что в ближайшие годы 2,5 трлн. рублей пенсионных накоплений будут направлены на затыкание дыр в ПФР и выплату пенсий нынешним пенсионерам. На время заморозки средства НПФ и управляющих компаний получит Внешэкономбанк - ему могут достаться пенсионные накопления и за 2013, и за 2014г. За два года в ВЭБ будет передано примерно 500 млрд руб. Притом что в настоящий момент услугами НПФ и УК пользуются примерно 25 млн. россиян, а на рынке действует около 100 НПФ. Тогда как под управлением НПФ и УК находится почти 1 трлн руб. пенсионных накоплений. Вполне возможно, что это «заказ» со стороны госкорпорации развития, т.е. ВЭБа.
Накопительная система так и не заработала, не создав долгосрочные инвестиционные ресурсы в экономике и не обеспечив достойный уровень жизни россиянам - накопленные среднегодовые темпы роста доходности от управления накоплениями со стороны управляющих компаний за период 2004-2012гг. составили 9,6%, у НПФ - 9,2%, тогда как государство индексировало страховую часть пенсий на 15-17%.
В-восьмых, затевается чистка негосударственных пенсионных фондов и их дальнейшее акционирование - ради наведения порядка с НПФ якобы и затевалось замораживание накопительной части пенсий в 2014г. Однако не понятно, чем раньше занималось государство и многочисленные контролирующие органы - НПФ в России существуют уже практически два десятка лет. Кроме того, практически нигде в мире НПФ не регистрируются в форме акционерных обществ - это новация российских бюрократов.
В-девятых, Россия по-прежнему остается, пожалуй, единственной крупной экономикой в мире, где бедные платят за богатых и по сути дела на практике применяется регрессивная шкала страховых взносов. Вплоть до недавнего времени для. И это притом что в России запретительно высокий уровень имущественной дифференциации и колоссальная пропасть между бедными и богатыми - по оценкам швейцарского банка Credit Suisse 110 миллиардеров владеют 35% национального богатства России, тогда как в среднем по миру миллиардеры владеют не более 5-7% богатств. Ещё до недавнего времени россияне с ежемесячным доходом свыше 568 тыс. рублей платили не 22% в Пенсионный фонд России, а лишь 10% - именно из-за них в значительной степени в ПФР и формируется дыра. Со следующего года этот потолок повышается до 1 млн. Однако до сих пор наиболее состоятельная и весьма немногочисленная группа российских граждан оказывается под защитой государства. Более того, самые богатые практически ничего и не платят - львиная доля их капиталов выводится в оффшоры и налоговые гавани, минуя бюджет и внебюджетные фонды России. А те средства, что остаются в России, выплачиваются в виде дивидендов и облагаются по ставке в 9% - в России до сих пор налогообложение капитала ниже, чем труда.
В-десятых, и это не менее важно, очередной раунд пенсионной реформы в России отдан на откуп тем же самым людям, которые с треском провалили предыдущую пенсионную реформу и не смогли решить ни одной из ставившихся задач - коэффициент замещения так и не достиг обещанных в начале 2000-х годов 50%, затем сниженных до 40%, и продолжит снижаться с сегодняшних 34% к 25% к 2030г. Пенсионный фонд России по-прежнему находится в критической зависимости от подачек из федерального центра - без межбюджетных трансфертов он просто развалится. По-прежнему к разработке пенсионной реформы привлекаются только «лояльные» эксперты из Высшей школы экономики, РАНХиГС и РЭШ. Это своего рода квазирелигиозная секта «рыночного фундаментализма» - никто не интересуется мнением учёных РАН, независимых экспертов, малого и среднего бизнеса, профсоюзов и рядовых граждан.
2. Re: О пенсионной системе в России
1. Re: О пенсионной системе в России