От случая - к провокации

Размышления по поводу опасностей, связанных с кампанией против о. Андрея Евстигнеева, неосторожно высказавшегося о «жидовских» именах

0
2081
Время на чтение 6 минут

Инцидент случился 6 октября, но широко известно о нём стало на днях. Произошло следующее. Семья пришла крестить ребёнка в кафедральный собор г. Саратова. Священник Андрей Евстигнеев, вероятно, готовясь оформить свидетельство о крещении, поинтересовался, какое имя собираются дать ребенку в крещении. Услышав в ответ - «Манефа», удивился и вопросил: «Зачем вы выбираете жидовские имена?».

Вышло довольно неуклюже. Имя Манефа в православных святцах значится. До недавнего времени в Православной церкви была одна такая святая - Манефа Кесарийская - дева из скифской земли, мученически пострадавшая в 307 (или 308) году. В 2007 году к ней прибавилась прославленная в лике святых в Белорусской церкви преподобная Манефа Гомельская.

Вообще, имён еврейского происхождения в нашей Церкви много (около 30%). Некоторые из них стали привычными, другие - редкие, на слух звучащие непривычно. Манефа в переводе с еврейского означает «данная». И если для русского уха оно кажется странным, то в еврейской среде оно воспринимается естественно, и многие женщины еврейского народа носят это имя. Возможно, о. Андрей пересекался с носительницей имени Манефа, и таким образом закрепилась ассоциативная связь имени с национальной принадлежностью. С другой стороны, в Православной церкви есть практика, когда берутся имена праотцев - лиц из еврейской дохристианской истории-обычно при пострижении в монашество или в схимонашество. Но при крещении таких имён, как правило, не дают. Скорее всего, о. Андрей воспринял желание назвать девочку Манефой как попытку дать ребёнку дохристианское имя, отсюда и его вопрос.

Были бы перед ним другие люди, недоразумение бы быстро разрешилось. Но получилось так, что в роду пришедших крестить ребенка были евреи. И они восприняли бесхитростное определение «жидовские» (имена) как личное оскорбление.

Тут следует сказать, что в церковно-славянском языке прилагательное «жидовский» является регулярной формой, если мы захотим перевести слово «иудейский» на церковно-славянский, то как раз и получим «жидовский». Например - « Бе же человек отфарисеи, Никодим имя ему, князь жидовский» (Иоанна 3:1). Для священника «иудейский» и «жидовский» являются привычными синонимами.

Но не для евреев. Для еврея слово «жид» звучит оскорблением. Знал бы отец Андрей, что перед ним евреи, м.б., и повел бы себя по-другому. А так получилось столкновение двух культурных контекстов. Девочке, которую крестили, было уже три года. Вероятно, Манефой её звали с рождения, поэтому определение имени как жидовского родственники восприняли как прямое оскорбление ребенка. Евгения Кознова, тетя девочки описывает эту реакцию так: «Такую фразу из уст представителя Русской Православной Церкви никто из крестных родителей не был готов услышать. Все присутствующие на данном обряде - родители, крестные родители, бабушка и я, как тетя, - в шоке до сих пор». Стоит обратить на слово «обряд», употребленное Евгенией Козновой там, где следовало бы сказать Таинство. Подобная замена показывает, что тетя далека от христианства. И дальнейшее её поведение это показывает.

Допустим, обозвали бы христианина. Что бы он должен сделать? По заповеди Христовой - простить. Понятно, что мы все грешные, нам простить оскорбителя тяжело. Ну, развернёмся мы и уйдём, чтобы его больше не видеть. В Саратове - не один храм и не один священник. Священники разные бывают. Не понравился тебе этот человек, что же - свет на нём клином не сошёлся. А что делает Евгения Кознова? Она пишет кляузу. 7 октября жалоба поступает в Саратовскую епархию. В жалобе говорится: «Представитель РПЦ - Священник Андрей Евстигнеев разжигает межнациональную рознь, транслируя явный антисемитизм».

Был ли антисемитизм в словах священника? Коли дело дошло до жалоб, то пусть это выявляет экспертиза. Конечно, о. Андрей не мог не знать, что в современной культуре слово «жидовский» отягощено негативными коннотациями. И выбор варианта «жидовские» (имена), а не «иудейские» не был эмоционально нейтральным; определённый смысловой оттенок тут всё-таки прозвучал. Реплику священника нельзя назвать безупречной. Он находился в храме, готовился совершать Таинство; его слышали другие люди. Официальное лицо Церкви высказалось в публичном пространстве. В этих условиях словоупотребление должно было быть особенно выверенным.

Но там, где христианин увидел бы лишь личное несовершенство священника, представители еврейского этноса нашли, что их хотели унизить. Этого не было. Батюшка высказался об именах, а не о стоящих перед ним людях. Но любое уничижительное слово против любого проявления еврейской национальности воспринимается её представителями как личное оскорбление. Подобная защитная реакция, может быть, и заслуживает уважение, поскольку говорит о развитом национальном сознании, однако ощутить это уважение мешают те формы, в которых реакция проявляется. А проявляется она по принципу - «для победы все средства хороши». Человека, наступившего на больную мозоль, надо прихлопнуть, и чем больнее, тем лучше: священник показался нам антисемитом, так давайте сотрём его в порошок;он нам сказал неприятное слово, а мы его уничтожим. Есть понятие соразмерности вызова и ответа, проступка и наказания, так вот оно здесь отбрасывается. И по-человеческиэто понять-то сложно, а христианского в такой реакции уж точно нет ничего.

Вместе с жалобой в епархию пишется обращение в саратовское управление Следственного комитета с требованием привлечь Андрея Евстигнеева к уголовной ответственности по 282-й статье Уголовного кодекса (возбуждение ненависти). Для того чтобы обращение было принято всерьёз пострадавшая (или «пострадавшая»?) семья подключает Российский еврейский конгресс, который делает соответствующее заявление. Российский еврейский конгресс - это официально светская еврейская организация. Первым президентом РЕК был олигарх Гусинский, которого сменил Леонид Невзлин из ЮКОСа. Нынешний президент РЕКне так известен, что, однако, вряд ли делает эту структуру менее значимой.

Церковные власти также отреагировали на происшествие. 7-го числа пришла жалоба, а уже 9-го священник Андрей Евстигнеев был запрещен в служении на 2 месяца с лишением права носить рясу и наперсный крест, преподавать благословение и совершать богослужения и требы. Игумен Нектарий, руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии отозвался о подаче заявления на о. Андрея в Следственный комитет следующим образом: «Наверное, эта женщина имела полное право так поступить. Мы это комментировать не можем. Отцу Андрею придется каким-то образом за свои слова отвечать.»

Т.е. на текущий момент ситуация выглядит так, что епархия считает угрозу, нависшую над о. Андреем, его личной проблемой. Мол, он оступился, теперь пусть искупает вину. Вероятно, таким образом хотят подчеркнуть, что Церковь не имеет ничего общего с нетолерантными речевыми оборотами священника Евстигнеева. Очевидно, это делается для того, чтобы исключить обвинение Церкви в антисемитизме.

Хотя подобная защита Церкви тактически успешна, её нельзя признать стратегически правильной. Отдавая о. Андрея в жертву борцам с антисемитизмом, Церковь становится весьма уязвимой для последующих провокаций. Данная история, будучи сначала лишь казусом, то есть случайным происшествием, сама уже перешла в разряд провокаций; сегодня испытывается наше церковное единство: что для нас важнее - судьба человека (тем более священнослужителя) или мнение светских (еврейских) структур?

Неосторожная фраза о. Андрея не должна стать основанием для уголовного преследования. Иначе будет создан прецедент привлечения священника к уголовной ответственности за высказывания в рамках лексики церковно-славянского языка. Отсюда недалеко до юридического запрета на речевые церковно-славянские обороты, дело может дойти даже до требований пересмотра некоторых вероучительных положений.

С этого случая также может начаться массовое судебное преследование священников по любому надуманному предлогу. Фактически мы стоим перед угрозой начала новых гонений на Церковь. Поэтому очень важно не допустить дальнейшей эскалации событий. Для этого следовало бы дать публичную оценку несоразмерности прегрешения священника и развернутой против него кампании. Также целесообразно было бы заявить, что Церковь считает своим долгом вразумление оступившегося, приносит за него извинения, но будет считать продолжение внешнего давления и преследования о. Андрея действиями, направленными не только против него лично, а против всего церковного организма, то есть антицерковными действиями, со всеми вытекающими последствиями. Полезно также выступить с инициативой замирения сторон, рассматривая это как жест доброй воли и заявив при этом, что отказ от замирения будет рассматриваться как знак неуважения к Церкви.

Только уверенная и твердая позиция поможет избежать неблагоприятных для нас последствий. Враги не дремлют и не преминут воспользоваться случившимся для ослабления Церкви. Надо не дать им такого шанса.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

24. Ответ на 20., Ия :

...Не ходи по церквам, если твое мировоззрение не дозволяет. А уж ежели пришел в храм — веди себя прилично и не задергивай батюшку глупыми замечаниями...

Вот золотые слова! Если не принимаешь традиции нашей церкви- то и нечего тебе в ней делать. А у нас в церкви такая традиция- евреев называть жидами. Любому воцерковленному человеку это известно. И любому жиду это тоже известно. Поэтому прийти в церковь и устроить по этому поводу скандал- типиная жидовская спланированная провокация.

23. Ответ на 4., Андрей Карпов:

Мне кажется, что данный случай -иллюстрация к тезису о необходимости подготовки к крещению.Если бы до крещения батюшка провел несколько бесед с родителями и будушими восприемниками ребенка, то инцидента не было бы. А у нас получается, что к Таинству крещения можно приступить практически с улицы. Что за люди приходят на Таинство - неизвестно. И этим пришедшим также м.б. мало что известно о той Церкви, в которую входит ребенок... Это ненормально...

На самом деле, Вам не кажется - так и есть. "Батюшка нарушил церковные правила" и не только те о которых говорит Серафим в п.19. Господь сказал: "итак идите , научите все народы , крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ", и добавил: "уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Матф. 28, 19-20) Научите, затем крестите! Этот период научения в Церкви именуется оглашением. Практика крестить без оглашения - порочна. Нет нужды в оглашении лишь детей из воцерковленных семей - они, как правило, крестят детей в своих приходах и отцы их знают. А тех, что "с улицы" надо прежде оглашать самих, если ребенок, то его родителей. Проблема в том, что это нарушение сейчас норма. Т.е. его сначала научили нарушать и приобщили к этой коллективной порочной практике, а затем когда эти нарушения вылились в проблему - бросили одного.
Алекс / 26.10.2013, 06:02

22. по поводу имени...

Мою подругу Мирьями (финку) дома зовут просто Мира. Имени Мирьями более соответствует наше имя Мария, нежели Манефа. Быть может, это несоответствие имен Мира -- и Манефа -- и смутило батюшку, который, конечно же (!), хотел добра невинному крещаемому ребенку...
Елена Сергеева / 25.10.2013, 21:03

21. Re: От случая - к провокации

18. А.Карпов "наложение имён" --Точно! "РОЗА-МАРИЯ" М.Зощенко (отрывок) Вот батюшка начал произносить церковные слова. Потом, обратившись к Лебедеву, говорит: — Какое имя мне произносить? Как вы назвали своего ребенка? Лебедев говорит: — Мы ее назвали — Роза. Батюшка говорит: — То есть сколько хлопот вы мне доставили своим посещением. Мало того, что вы меня поддевали, так теперь выясняется, что вы не то имя дали младенцу. Роза — суть еврейское имя, и под этим именем я ее крестить отказываюсь. Заверните ее в одеяло и идите себе из храма. Лебедев, растерявшись, говорит: — Еще того чище. То он на ребенка лихорадку на­гоняет, то он вообще отказывается его крестить. А это имя есть от слова «роза», то есть это есть растение, цветок. А другое дело, например, Розалия Семенов­на— кассирша из кооператива. Там я не спорю: есть еврейское имя. А тут вы не можете отказываться ее так крестить. Батюшка говорит: — Заверните своего ребенка в одеяло. Я его во­обще не буду крестить. У меня в святцах нет такого имени. Родственники говорят священнику: — Слушайте, мы же его в загсе под этим именем записали. Что вы, ей-богу, горячку разводите. Лебедев говорит: — Я же вам говорил. Вот какой это поп. Он против загса идет. И сейчас всем видать, какое у него нахаль­ное политическое мировоззрение. Поп, видя, что родные не уходят и ребенка не уно­сят, стал разоблачаться. Он снял свою парчовую ризу. И тут все увидели, что он теперь ходит в штанах и вы­соких сапогах. И он в таком богохульном виде подходит к обра­зам и гасит свечи. И хочет выплеснуть воду из купели. А в храме, между прочим, находилось одно приез­жее лицо. Оно прибыло сюда по делам, для проверки кооператива. И теперь оно нарочно, просто так, от не­чего делать, зашло в церковь, чтобы посмотреть, что там и как там сейчас бывает. И теперь это лицо взяло слово и говорит: — Я хотя стою против обрядов и даже удивляюсь на темноту местных жителей, но раз ребенка уже раз­вернули и родители горят желанием его окрестить, то это надо исполнить во что бы то ни стало. И чтобы выйти из создавшегося положения, я предлагаю ваше­го ребенка назвать двойным именем. Например;, у вас оно Роза, а тут, например, оно пускай Мария. И вме­сте это дает Роза-Мария. И даже есть такая оперет­ка, которая нам сигнализирует, что это в Европе бы­вает. Поп говорит: — Двойных имен у меня в святцах нету. И я даже удивляюсь, что вы меня этим собираетесь сбить. Если хотите, я ее Марией назову. Но Роза — я даже мыслен­но произносить не буду. Лебедев говорит: — Ну, пес с ним. Пущай он тогда ее Марией назо­вет. А после мы разберемся. Батюшка снова надел свою ризу и быстро, в тече­ние пяти минут, произвел всю церковную операцию. Лебедев беседовал с приезжим лицом и благода­ря этому никаких своих замечаний по поводу действий попа не вставлял. Так что все прошло вполне благо­получно. Но надежды Лебедева — чтобы не было шуму вок­руг этого вопроса — не оправдались. Как видите, сия история попала даже в печать. И не напрасно. Не ходи по церквам, если твое мировоззрение не дозволяет. А уж ежели пришел в храм — веди себя прилично и не задергивай батюшку глупыми замечаниями. (1938) http://www.zoschenko.info/cat/208/98.html
Ия / 25.10.2013, 17:24

20. Попущение Божие

Скорее всего это попущение Божие. Батюшка нарушил церковные правила: В VII веке Церковь, побуждаемая злоупотреблением евреев, притворно иногда принимавших христианскую веру, постановила вводить их в общение с верными в молитвах и Таинствах не прежде, как они покажут искреннюю веру и исповедуют ее от всего сердца, отвергая еврейские обычаи и дела, сближая и исправляя тем самым и других (8 прав. VII Всел. Соб.). «Искреннее желание и благое произволение» всегда являлись одними из важных условий для присоединения к Православию. А сутяжников, которые обращаются к внешним, надо отлучать.
Серафим / 25.10.2013, 17:07

19. Провокационная хлестаковщина

Как легко, оказывается, списать бескультурье, хамство, грубость на "происки врагов" и "очередные провокации". Страшновато становится от с безумной лёгкостью перемещаемых акентах в сфере нравственности - а ведь именно это и есть настоящие происки врага рода человеческого. А последствия - опускание многих душ на уровень сектантства вместо Истины.
Никос / 25.10.2013, 16:51

18. Ответ на 12., Ия:

И всё естественно не так. Девочку назвали МИРА

Девочку не назвали, а звали Мира с рождения... Впрочем, история понятней не стала. Какие-то моменты прояснились, например, почему - "имена" (множественное число). Но как-то не очень верится, что батюшка среагировал, прежде всего на имя Мира, потому что практика иных имен во Крещении, если светское имя - нехристианское, распространена достаточно широко. Скорее всего, реплику вызвало именно наложение имен - одно имя, принятое в еврейской среде, накладывалось на другое.
Андрей Карпов / 25.10.2013, 16:41

17. Ответ на 11., М.Яблоков:

Неужели непонятно?! Это очередная провокация против православного священника и Православной Церкви в целом! Поразительно, что еп.Лонгин это не понял... или же, наоборот, - понял?.. )

Понял,потому и возмутился доверчивостью батюшки./
Lucia / 25.10.2013, 13:15

16. Re: От случая - к провокации

Ах, даже Мира? А почему не Роза? Даже после революции такого не водилось. http://goo.gl/bHgoq7
Lucia / 25.10.2013, 13:14

15. Ответ на 10., Ия:

- http://fn-volga.ru/news/view/id/11633

Прочитал материал по вашей ссылке. Жаль, что отец Андрей не устоял. Извинился! За что? Врагами веры гнушаться надо. Вот это уже по-настоящему обидно. Неужели у нас и среди священников не осталось стойких в истине и вере? Увы, господа, тяжело видеть упадок нашего духа.
Фёдор C/ / 25.10.2013, 13:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 09:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 09:23
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05