Возвращение к Ницше?

Слово пастыря

Пастырская проповедь 
0
1093
Время на чтение 6 минут
После крушения коммунизма всеобщий интерес в мире переместился от Маркса к Ницше. Оба эти противоположные друг другу современника оказали два различных влияния на историю. Что означает сегодняшнее возвращение к Ницше? Сразу приходит мысль об истощении оптимизма эпохи Просвещения, которым до недавнего времени жило человечество, о незаметном восстановлении - по-ницшеански понятой - «иерархии» на руинах равенства, об искусственном повышении цены на телесные страсти, об устремленности к немедленному счастью, об отвержении христианства. Одного этого перечисления достаточно, чтобы увидеть впечатляющий «реванш» и актуальность Ницше.

Постараемся остановиться на этом «симптоме Ницше», на том, что он обнажает (или маскирует) сегодня. Ницшеанское наследие, как известно, может быть истолковано множеством способов, в том числе самых худших, когда, например, он был взят на вооружение гитлеровцами. В наше время появляются новые, «политически корректные» ницшеанцы.

В конце XIX века в борьбе против наследия Просвещения, так называемого сциентизма, «романтики» обращаются к его беспощадной критике Ницше. Но какова главная цель этой критики? Ницше определяет науку «нового благочестия» как «нового идола», прежде чем самому стратегически присоединиться к нему в «Антихристе». Ради чего? Чтобы лучше сражаться с религией. Ницше противопоставит скептицизм науки догмам религии. Хотя наука останется для него неотделимой от идеи прогресса - и в этом значении она тоже иллюзия, - западные интеллектуалы XX столетия, опираясь на Ницше, будут говорить, но более в политическом плане, о вере в прогресс и рационалистическом оптимизме Просвещения. Наиболее яркими во второй половине этого столетия будут труды Сартра, в котором некоторые видят мыслителя XIX века, еще связанного с Гегелем, и прежде всего пленника свободы - «обожествленного человека». Это было время, когда традиция в самом широком смысле слова уже воспринималась как нечто незаконное, как то, что порабощает человека. А был ли когда-либо борец против традиционных ценностей, пламеннее Ницше? Был ли когда-либо более мощный призыв к «переоценке ценностей»? Ницше по-своему освещал наступающие «сумерки истории», возвещая о конце последнего человека и о возможном приходе «нового».

Сегодня, в начале XXI века, сумерки сгущаются - то, что было до этого, представляется бледными тенями. Антропологическая мутация, наступающая на мир, представляет более значительную угрозу. Она еще более жестоко обесценивает культурные и религиозные традиции, все традиции. Ночь длится, а рассвет медлит. Мир все более охватывает смятение и растерянность. Пережив небывалые разочарования и потери в минувшем веке, человечество пытается совершить «переоценку» не только прошлого, но и настоящего. И будущего. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мысль Ницше воспринимается иными среди этого мрака как весть о приближении нового времени. Ницше - пророк?Остается понять - какой и чего? Остается расшифровать то, что реально в его учении оказывает влияние, вернее, продолжает оказывать с нарастающей силой на миллионы умов и сердец. Остается спросить себя, не является ли он мистификатором, за которым проступает профиль самого антихриста. Неслучайно же он когда-то безумно выступил в своем «Антихристе» с его апологией перед всем миром.

Ницше - апологет разрушения назойливой, как он говорит, морали - нравоучений, в которых он видит «тени Бога», идолы, столь же бесполезные, как понятия ценности, истины или прогресса. Когда человек принуждает себя приводить свою жизнь в согласие с этими мнимыми ценностями, он только склоняется перед иллюзиями, созданными им самим, перед действительно «идолами». Только страх полного оскудения и бессилия заставляет его цепляться за эти обесцененные идолы, которые есть не что иное, как пародия на древних богов. Ницше противопоставляет «да» жизни - «нет» морали. «Мораль, пишет он, - отрицательный инстинкт, противоречащий жизни. Надо разрушить мораль, чтобы освободить жизнь». Для Ницше мораль, которую надо укоротить, - «смирительная рубашка», удушающая энергию жизни. Ницше стремится реабилитировать телесные инстинкты и желания. Это дионисическое утверждение он противопоставляет дисциплине духа, этой «комедии идеала». Здесь он отходит от Шопэнгауэра - одного из первых его вдохновителей, для которого человеческая свобода достигается (по-буддистски) через отвержение желания. Желание для Ницше - это правда тела. «Разрушить страсти и желания, - писал он, - только из-за того, что они кажутся глупостью, и ради того, чтобы предотвратить нежелательные последствия такой глупости, - это представляется нам сегодня самым поразительным проявлением глупости».

Равно нелепым ему кажется пытаться подчинить тело разуму, как этому учил Сократ. Ницше видит в этой дисциплине Сократа род «садизма» или «невроза». «Сократ, - повторяет он, - знаменует конец греческой трагедии (такой, например, как у Фукидида, в котором Ницше видел"реалиста", предшественника Макиавелли) и начало упадка эллинизма».Что касается Платона, он, по мнению Ницше, слишком «иудейский», слишком отмечен «иудейским ханжеством», одним словом, слишком «предшественник христиан». Тело, как органическая реальность, - подлинный источник нравственных абстракций, которые лживо связывают с якобы сущностью человека или идеалом. Будучи убежденным в обратном, каждый отдельный человек продолжает быть животным. Человеческая сущность и ценности, определяющие участие в добре или зле, всегда одухотворены только животным началом. Они позволяют удовлетворять инстинкты, но только окольным путем или лицемерно. «Там, где вы видите идеал, - уверяет Ницше, - в "EcceHomo" ("Се, Человек") я вижу только человеческое, увы, слишком человеческое». Иными словами, всякая вера имеет свое происхождение в органической реальности плоти, включающей в себя суеверия, которые управляют ею, и подспудно - философию. Не должно позволять себе быть парализованным верой. «Убеждение - это тюрьма», - напишет он в «Антихристе».

Нельзя не заметить роль Ницше и в утверждении «индивидуальной автономии», которая стремится сегодня освободиться от всяких «связей». Нынешнее возвращение к Ницше продиктовано тем, что в нем усматривают начало «волны индивидуализма», которая с начала промышленной революции и ее культурных извержений проходит по земле до сегодняшнего дня. Индивидуализм Ницше - не просто тенденция, в нем присутствует настоящий «антропологический разрыв», выражающий постисторическое островное положение человека. Этот индивидуализм может заключать временные союзы с современными ему тождественными течениями (феминизм, технофилия или технофобия, гедонизм или аскетизм и т.д.). Но эти союзы всегда непрочны и порочны. Во всяком случае, суверенная автономия, обещанная человеку, приводит Ницше к отвержению всякой идеи «виновности» и высмеиванию понятия «греха». Индивидуализм, согласно Ницше, исходит из дерзновенного сопротивления общественным институтам, Церкви, государству и даже рыночному обществу, которые являются инструментами дрессировки человека. Освобождение человека, «знаменитый смысл истории» (здесь аллюзия, очень точно датированная гегельянством и марксизмом, ясна) - то, что еще требуется завоевать. Каким образом?

Вспомним не менее знаменитое изречение Заратустры: «Надо иметь хаос в себе, чтобы быть способным родить звезду, которая танцует». Не раз уже было замечено, что Ницше извлекает своих врагов из себя, как пороки, которые он обличает. По этой причине почти всегда можно найти у него одну оценку явления и тут же - противоположную ей, так что кажется, что обо всем он имеет два мнения. (Не правда ли, очень знакомый феномен - например, то, что мы можем видеть у русского мыслителя Василия Розанова?) Вот почему в связи с новым возвращением Ницше в культуру можно все чаще встретиться с новым толкованием, и весьма тривиальным, его текстов. Упраздняя центральный вопрос трагического и безумия, всегда сопровождающего его творчество, из Ницше хотят сделать сладкого гедониста нашего времени. Из его афоризмов пытаются создать некийантикатехизис, лишенный напряжения и трагических противоречий. Поэтому и говорят о «салонном ницшеанстве». Совершается превращение Ницше в защитника современного индивидуализма в варианте вседозволенности. Если существует тип человека, противостоящий «свехчеловеку» Ницше, так это слепо подражающий гедонист нашего времени, обслуживаемый медийным и рыночным обществом, манипулируемый «торговцами желаний», гипнотизируемый экранами телевидения и прессой. Это становится особенно смешным, если учесть одну деталь - всем своим существом Ницше ненавидел прессу. В том, что сегодня называют торжественным словом «средства массовой информации», он видел «постоянную ложную тревогу, направляющую слух и смысл в дурном направлении».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: Возвращение к Ницше?

Всему есть свое время. Тогда было время не побеждать... время побеждать началось в 1945. Мог ли Ницше или Толстой или КТО-НИБУДЬ ранее победить Зверя,которому дано было побеждать? Нет,даже святые не могли. Ницше восстал Духом на рассудок Зверя,и был побежден... о чем и засвидетельствовал образом своей смерти:от блудной болезни и в сумасшедшем доме. Бог ему судья. Возможно,что он был настоящим верующим,как и Толстой. Верующим в Господа. Но,они боролись с воззрениями человеческого рассудка ставшего образом Зверя общества. В этом их ошибка :они остались в обществе. Но,в этом и их песня - показать,что со Зверем можно бороться... Мы же,после 1945,должны знать,что зверя победить в борьбе с ним невозможно. Он только получает силу. Войну,как и зверя можно победить только жертвой Богу:то,что зверь вызывает в тебе ты должен укротить в себе,а не демонстративно с этим бороться и побеждать. Вот подвиг советского народа - удержание и сдержание в себе ярости,убиение в себе ярости и ненависти . Но,далеко не все можно проконтролировать рассудком... Сегодня надо понять,что Природа описанная рассудком есть ложь зверя.Просто надо заменить рассудочное описание Природы на логическое. Философия должна опираться на Библию и логику,и научные факты. Рассудок и логика - вообще разные . Рассудок уже содержателен по своей природе. Логика формальна. В рассудке есть уже вписанная первородным грехом ложь в ум :добро и зло на уровне рефлекса,инстинкта. Логика свободна от этого. Логика и есть - чистый разум.И никто из людей им не владеет в совершенстве,хотя отчасти - все. Рассудок - отчасти и есть разум. Надо сверяться с логикой,ее законами.Но,этому нельзя заставить,как нельзя заставить быть добрым...
Бондарев Игорь / 20.10.2013, 05:43

4. Re: Возвращение к Ницше?

Ницше,как и Толстой,можно сказать апологеты примы Духа. Однако ни тот ни другой не опирались на законы логики. Поэтому,будучи яркими и талантливыми личностями пытались интуитивно выразить примат Духа,и вторичность материи...однако,ума не хватило. Того ума,который называется логическим мышлением,логическими законами. Хотя бы основными четырьмя. Потому,что тогда бы мы видели философские доктрины и методы Ницше и Толстого. А так мы видим их ЛИЧНОЕ творчество. Потому,что они сами,личностно противостали невероятному нашествию материализма.Торжественного нашествия воинствующего материализма,перед которым "умолкли" законы логики,ибо "подчинились" "пыткам" рассудка. Все что оставалось этим великим людям - петь о трагедии жизни,пытаясь восторжествовать в ней,как пловец над девятым валом... Не надо их слушать,они были даны для своего времени.Тогда. Тем,кто тонул,чтобы,слыша их голос - не ослабляли воли к жизни... Тогда было нашествие модерна.Только в 1945 оно было остановлено. Сегодня надо побольше оптимизма и обращения к законам логики. Прима Духа в народе есть,ее надо только выразить умом. Спокойно. А тонем мы в постмодерне,хотя постмодернизм - как пол стакана.Кто-то видит в нем падение духа,а кто-то наоборот - ограничение материи. Дело не в постмодернизме,а в классике,в которую надо ввести новые элементы понимания Природы. Например,что Потоп - это и есть т.Эволюции наоборот:дискурс Потопа и т.Эволюции равны с точностью до наоборот...
Бондарев Игорь / 19.10.2013, 20:00

3. Re: Возвращение к Ницше?

В том, что сегодня называют торжественным словом «средства массовой информации», он (Ницше) видел «постоянную ложную тревогу, направляющую слух и смысл в дурном направлении»

Вряд ли сам Ницше направляет слух и смысл в другом, лучшем направлении. Хотя он чрезвычайно талантлив и "романтичен", как Люцифер, в своем разрушении. Ап. Павел:"Поминайте наставников ваших,... и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Ев.13:7) Какую "веру" проповедовал "наставник" Ницше, узнаем из его кончины: зараженный в борделе сифилисом умер в психушке в состоянии полной невменямости. Еще раз подтвердилась истина Писания: "Сказал безумец в сердце своем:„нет Бога" (Пс 13:1) Спасибо батюшке за глубокий и компетентный анализ сегодняшнего смертного, антихристова духа мира сего.
Адриан Роум / 19.10.2013, 17:31

2. Re: Возвращение к Ницше?

Ведь и мода постепенно спускается вниз и достигает закоулков. Да, смешно, что к Ницше обратился человек моргающий.
Lucia / 19.10.2013, 09:46

1. Трезво, как и в других обращениях доброго пастыря

Спаси Господи, отче! Устаёшь одинаково и от бердичевских "апологетов" Ницше, и от малообразованных "обличителей"...
Алексей Шорохов / 19.10.2013, 07:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Слово в пятницу 6 седмицы Великого поста
26.04.2024
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:17
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:16
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 11:11
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05