Мировая экономика находится на пороге нового кризиса - промышленный сектор и сфера материального производства находятся в кризисном и депрессивном состоянии. Неудивительно, что мы видим всплеск нищеты, бедности и социального неравенства даже в США - оплоте мирового капитализма. По оценкам Минсельхоза США, количество американских домохозяйств, участвующих в программе получения талонов на питание (SNAP), побило очередной исторический максимум, превысив отметку в 23,2 млн. Тогда как средний размер "пайка" с учётом инфляции опустился до своего минимального значения ($274,5). В настоящий момент в США свыше 47,7 млн граждан живут по карточной системе, которую так активно критиковали в СССР. Это превышает общую численность населения Испании (47,3 млн), Украины (44,5 млн), Аргентины (42,6 млн), Польши (38,3 млн), Канады (34,5 млн) и Ирака (31,8 млн).
Хуже того, наблюдается невиданный скачок нищеты - по уровню бедности США достигли показателей 1960-х гг. - более 50 млн людей и 20% всех детей страны находятся за чертой бедности. Одновременно с этим стремительно растёт имущественная поляризация общества - пропасть между доходами 10% самых бедных и самых богатых американцев превысила максимальные отметки со второй половины 1920-х гг. и только по официальным оценкам составила 16 раз. Такой пропасти не наблюдалось со времён "Великой депрессии", когда от голода в США только официально погибло свыше 2 млн человек, а по экспертным оценкам и вовсе 4-5 млн американцев. Если на долю 10% самых малообеспеченных граждан США приходится 2% суммарных доходов американского населения, то на 10% самых обеспеченных - свыше 31%! С учётом скрытых доходов, а также доходов от предпринимательской деятельности и капитала масштабы пропасти становятся откровенно ужасающими - финансово-политическая элита и социальные "низы" живут в разных и не пересекающихся мирах. Богатые богатеют, а бедные беднеют - это и есть результат финансового капитализма и долларовой глобализации.
Более того, в 2012г. 1% самых богатых американцев заработал свыше 19,2% всех доходов в США - столь вопиющей имущественной поляризации общества не наблюдалось аж с лета 1927г. В одном только 2012г. доходы 1% самых состоятельных американцев выросли на 20%, тогда как у 99% остальных граждан доходы выросли лишь на 1%. Весьма показательно, что кризис 2008-2009гг. больнее всего ударил именно по рядовым американцам, тогда как правящие элиты и богема сумели на нём даже разбогатеть - в разгар кризиса доходы 1% богатейших американцев упали на 36%, однако в последующие годы (в период 2009-2012гг.) они выросли на 95%. Тогда как у оставшихся 99% американцев доходы упали на 11,6%, а затем выросли лишь на 25-30%. Как говорится, для кого войны, а для кого мать родная!
За период 1973-2013г. после отмены золотого стандарта и начала неограниченной эмиссии доллара реальные доходы 60% американских семей с учётом инфляции не только не выросли, но даже умудрились упасть на 10-20%. Тогда как доходы 10% самых богатых граждан США выросли в 2,5-3 раза. Если в 1960-1970-х гг. трудовые доходы руководства крупных американских компаний превышали среднюю заработную плату рядовых сотрудников лишь в 15-20 раз, то сегодня эта пропасть расширилась до 150-170 раз! Если на протяжении последних трёх десятилетий падение уровня жизни большей части населения США удавалось компенсировать за счёт стремительного расширения кредитования населения и снижения стоимости кредитов, что обеспечивало рост платёжеспособного спроса, то сегодня эта модель кредитной эмиссии себя исчерпала. За период с 1970 по 2013г. отношение кредитной задолженности американских домашних хозяйств к располагаемому доходу подскочило с 62 до 120%, тогда как ставка рефинансирования ФРС США упала с 18-19% до 0,25% - с учётом инфляции имеет место отрицательная доходность.
Напомним, что после Второй мировой войны, которая за счёт наращивания государственных расходов (ценой беспрецедентного в истории раздувания госдолга) и открытия новых рынков сбыта побеждённых стран и позволила США выйти из "Великой депрессии", наблюдалось снижение уровня имущественной дифференциации. Благодаря силе профсоюзного движения, пролоббировавшего программы социальной поддержки работников и введение минимального уровня оплаты труда на производстве, а также активной перераспределительной бюджетной политике и повышению налоговой нагрузки на богатых (во времена президента Джона Кеннеди предельная ставка налога на доходы самых богатых американцев достигала 90-92%!) удалось сократить разрыв в уровне доходов богатых и бедных американцев до самых низких в истории США отметок. На долю 1% самых состоятельных американцев приходилось всего лишь 7,7% суммарного дохода граждан США.
Совершенно очевидно, что столь жёсткий налоговый пресс на крупный финансовый и промышленный капитал и контроль со стороны государства противоречили коммерческим и личным интересам наиболее богатых семей США. Как результат, после смерти Джона Кеннеди начался процесс снижения налогов, а масштабный вывоз производственных мощностей в слаборазвитые страны (прежде всего, в азиатский регион), развитие аутсорсинга и передача ряда функций компаниям из стран третьего мира, а также наплыв сравнительно более дешёвой и низкоквалифицированной рабочей силы из стран Латинской Америки и Азии способствовал снижению производственных издержек, стремительному росту доходов правящих кругов и расширению имущественной пропасти. Весьма показательно, что за последние 40 лет доля работников, состоящих в профсоюзных движениях, сократилась с 35% в 1960-е гг. до 23,3% в 1983г. и 12,5% в 2012г. Финансово-экономические и политические элиты США живут своей собственной красивой и радужной жизнью и их не очень сильно интересуют проблемы подавляющей части населения США. Они космополитичны по своим взглядам и преследует главным образом свои личные интересы, которые неразрывным образом связаны с коммерческими интересами международных банков, транснациональных корпораций и финансовых спекулянтов. Поэтому в ближайшие годы мы будем наблюдать усиление тенденций по имущественной поляризации общества как в США, так и в других странах мира (в том числе и в России).
С трудом может помочь и государство - на протяжении последних четырех лет с момент разгара кризиса бюджетные дефициты в США стабильно превышают отметку в 11-13% ВВП. В результате чего размер государственного долга практически удвоился - с 64 до 106% ВВП. В 2008-2009гг. в США спасали крупнейшие банки и финансовую олигархию Уолл-Стрит (затраты превысили $2 трлн), которая является акционером американского центрального банка (Федеральной резервной системы США), а также финансировали военные операции по всему миру, в результате чего средств на материальную поддержку населения практически не осталось.
Одновременно с этим растёт пропасть между чёрным и белым населением США - если в 2000 г. средний доход афроамериканского домохозяйства был на 36% ниже доходов белых американцев, то в 2011 г. разрыв вырос до 42%. В 2005г. средняя стоимость имущества чернокожего домохозяйства была в 11 раз меньше, чем у белого населения. Однако 2009г. этот эта пропасть подскочила до 20 раз.
Помимо роста социальной напряжённости это обостряет "дружбу народов" - в последние годы, особенно после кризиса 2007-2009гг., в США зафиксирован беспрецедентный скачок тяжких преступлений, продажи наркотиков, грабежей, насилия и убийств со стороны афроамериканцев и латиноамеркианцев. По мере сползания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии и сокращения производства ситуация будет только ухудшаться.
Однако в России ситуация не намного лучше и радоваться особенно нечему - только по официальным данным Росстата, разрыв в уровне доходов 10% бедных и богатых россиян вырос с восемь раз в 1991г. до 13,5% в начале 2000-х и свыше 16,3 сегодня. Однако это официальные и хорошо "причёсанные" оценки - на самом деле с учётом скрытых доходов (в том числе от коррупции), а также доходов от капитала пропасть между доходами бедных и богатых россиян достигает 45-50, а по некоторым оценкам и вовсе 80-100 раз. Притом что по рекомендациям ООН, предельно допустимой величиной имущественной дифференциации является отметка в 10-12 раз - в России эту планку только официально превысили в 1,5 раза, а неофициально в 5-10 раз. Наряду с этим Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по коэффициенту Джини, который отражает степень имущественной поляризации общества и неравенство в распределении доходов. Со значением коэффициента Джини в районе 0,417 Россия умудрилась уступить по уровню социальной справедливости таким "социально ориентированным" странам, как Кот Дивуар (0,415), Сенегал (0,413), Туркменистан (0,408), Никарагуа (0,405), Мали (0,401), Тунис (0,4), Гвинея (0, 394) и даже Гана (0,393).
Ситуация в России усугубляется крайне низким уровнем жизни подавляющей части населения страны - 75% населения никак не могут вырваться из состояния застойной бедности и нищеты - их доходы не дотягивают до средней заработной платы по России (24,5 тыс. руб.). Они застряли в предбаннике общества потребления. А у 50% россиян средние душевые доходы и вовсе ниже 15 тыс. руб., которые и являются реальным уровнем прожиточного минимума в России, на который можно элементарно физиологически выжить, а не те 6,8 тыс. руб., установленных Правительством. Более того, численность населения России, находящегося за чертой бедности, подскочила с 8,8 млн в четвертом квартале 2012г. и 11 млн в целом по итогам 2012г. до 13,8 млн россиян. В результате чего доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума выросла до 13,8% населения России - худшего показателя за последние годы.
По мере разрастания кризисных явлений в российской экономике, усыхания бюджетных поступлений и попыток проведения секвестра бюджета ситуация с уровнем жизни в России будет только обостряться. Темпы роста российской экономики падают на протяжении 1,5 лет - темпы роста ВВП России обвалились в три раза за последний год - с 4,5% в первом полугодии 2012г. до 1,4% в аналогичном периоде 2013г. Промышленное производство в обморочном состоянии - зафиксирована нулевая динамика, т.е. рост сошёл на нет даже при крайне высоких ценах на нефть ($107 за смесь Urals в январе-июле 2013г.). Дефицит федерального бюджета России вместо 180-200 млрд руб. превысит отметку в 450-500 млрд руб., а по итогам ближайших трех лет Минфин может не досчитаться 1,7-2 трлн руб. Урезание государственных расходов на поддержку экономики и социальной сферы вкупе с продолжающейся политикой скрытой монетизации льгот, а также приватизации и коммерциализации бюджетной сферы лишь усилит масштабы спада в экономике и обострит градус социального недовольства.
2. На пороге нового кризиса
1. Чупакабра бизнеса.