Русский монархизм в произведениях И.С.Тургенева

К 130-летию со дня кончины русского писателя

Консервативная классика 
0
827
Время на чтение 5 минут

 

И.С.Тургенев
К 130-летию со дня кончины Ивана Сергеевича Тургенева (28 октября/10 ноября 1818 - 22 августа/4 сентября 1883) ниже мы публикуем фрагмент «Из записной книжки русского монархиста» Н.И. Черняева (См. о нём: «Русским стыдно... не быть убежденными монархистами»).

 

Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. Из записной книжки русского монархиста // Мирный труд. -1904.- N1-9; 1905. -N1-4, 6-7) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничная сноска по техническим причинам заменена на концевую.

+ + +

LVI

Можно ли искать каких-нибудь указаний на русский монар­хизм, как русский политический инстинкт, у Тургенева? Опреде­ленных политических убеждений у знаменитого романиста, как из­вестно, не было, но Самодержавию, во всяком случае, он не со­чувствовал. Он не касался его в своих сочинениях прямо, но по намекам, разбросанным в них, нужно думать, что Тургенев плохо понимал и невысоко ценил основные начала русского царизма.

 

Уяснить себе его точку зрения на политические и социальные вопросы положительно невозможно.

Из «Призраков» видно, что Древний Рим и Юлий Цезарь оттал­кивали его от себя и возбуждали невыразимый ужас, как нечто в высшей степени грубое и грозное.

Ужас и отвращение возбуждал в Тургеневе и бунт Стеньки Ра­зина, столь любезный нашим анархистам.

«Человек в серых очках» показывает, как относился Тургенев к декабрьскому перевороту во Франции 1851 г.

Известно изречение Тургенева: «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов французской револю­ции 1789 г.».

Только искусство и красота привязывали Тургенева к жизни, история человечества представлялась ему толкучим рынком («При­зраки») - торжищем, где продавец и покупатель равно обманыва­ют друг друга, где все так шумно, громко - и все так бедно и дрянно («Довольно»).

Политическая и социальная история народов не привлекала Тур­генева. Его мало интересовала политика, он не возлагал никаких надежд на более светлое будущее человечества. По его мнению, как оно выражено в XIV главе «Довольно», в истории во все времена и доныне следует видеть «те же самые грубые приманки, на которые так же легко попадается многоголовый зверь - людская толпа, - те же ухватки власти, те же привычки рабства, ту же естествен­ность неправды - словом, то же хлопотливое беганье белки в том же старом, неподновленном колесе, то же легковерие и ту же жес­токость, ту же потребность золота, грязи, те же пошлые удоволь­ствия, те же безсмысленные страдания». Затем, после этого переч­ня, следует сопоставление «Ричарда III» Шекспира с более совре­менным типом тирана, под которым, очевидно, нужно разуметь Наполеона III.

Пессимизм Тургенева возбуждал в современном ему обществе недоумение и создал знаменитому романисту то нравственное оди­ночество, которым он так тяготился. Тургенев жаждал рукоплеска­ний и популярности, особенно среди молодежи, а «Отцы и дети», «Дым», «Пунин и Бабурин» и «Новь» возбуждали только шумные споры и самые противоположные нарекания.

Тургенев выставлял себя постепенцем и либералом конституцион­но-монархической закваски[i]. Но в чем выразились его симпатии к конституционной монархии? Разве только в осуждении резких выхо­док Добролюбова против Кавура и в убеждении, что нам, русским, не подобает иронизировать над такими конституционными министра­ми, как Кавур, ибо мы еще не доросли даже до конституции.

Тургенев ничего не сделал для русского политического самосозна­ния и для русской политической мысли. Он не отличался ни граждан­ским мужеством, ни политической дальновидностью, ни верным по­ниманием отечественной старины, но он был истинным художником и не мог не касаться того, чем стоит и держится Россия - Самодер­жавия. Он упоминал о нем редко, мимоходом, тоном завзятого запад­ника и отщепенца, но тем не менее и у него можно найти несколько мест, весьма ценных для изучения русского монархизма как чувства и настроения. Укажем на некоторые из этих мест в виде примеров.

Говоря в «Литературных воспоминаниях» о пожаре на море, про­исшедшем в мае 1838 года на пароходе «Николай I», на котором Тургенев впервые поехал за границу, он мастерски передает впе­чатление, произведенное на пассажиров вестью о пожаре. «Совер­шенно справедливо, что ничто не равняется трагизму пожара на море или крушения, кроме их комизма». Перечисляя все подмечен­ные проявления трагического и комического, Тургенев рассказыва­ет, между прочим, о таком эпизоде: «Какой-то генерал с угрюмо растерянным взором не переставал кричать: «Нужно послать курье­ра к государю! К нему послали курьера, когда был бунт военных поселений, где я был, и это спасло хоть некоторых из нас!» Генерал, конечно, заговаривался и под влиянием ужаса, как казалось, пред неминуемой и страшной смертью, был близок к умопомеша­тельству, но характерно, что даже при таких обстоятельствах про­явилась его непоколебимая вера в могущество Императора Николая I! Как типично, что он даже в открытом море хотел спасти себя и других посылкою курьера к Государю! Слова генерала, конечно, были похожи на бред, но в них отражалось обычное политическое настроение старика.

Таким же ироническим тоном, как о генерале, говорит Турге­нев в «Старых портретах» и об отставном гвардии сержанте и до­вольно богатом помещике Алексее Сергеиче, одном из своих при­влекательнейших героев. Алексей Сергеич, конечно, юмористичес­кий тип, но какой честностью, какой добротой и каким теплом веет от этого обломка «времен очаковских и покоренья Крыма»! Тургенев рассказывает о нем с улыбкой, несколько высокомерной, но с явным сочувствием. Да и нельзя не любить милого Алексея Сергеича.

Одной из его особенностей было благоговейное отношение к Екатерине Великой.

В усадьбе дяди Евгения Онегина висели

Царей портреты на стенах, -

а в доме Алексея Сергеича «в гостиной на почетном месте висел портрет Императрицы Екатерины II во весь рост, копия с извест­ного портрета Лампи, предмет особого поклонения, можно ска­зать, обожания хозяина». «Об Императрице Екатерине он говорил не иначе как с восторгом и возвышенным, несколько книжным слогом: «Полубог был, не человек! -Ты, сударик, посмотри только на улыбку сию, - прибавлял он, почтительно указывая на лампиевский портрет, - и сам согласишься: полубог! Я в жизни своей столь счастлив был, что удостоился улицезреть сию улыбку, и во­век она не изгладится из сердца моего!» О своей встрече с Екате­риною Великою Алексей Сергеич вспоминал как о самом крупном событии своей жизни, как о волшебном сне. «Стоял он однажды во внутреннем карауле, во дворце - а было ему лет шестнадцать. И вот, проходит императрица мимо его - он отдает честь... «а она, - с умилением восклицал Алексей Сергеич, - улыбнувшись на юность мою и на усердие мое, изволила дать мне ручку свою поцеловать, и по щеке потрепать, и расспросить: кто я? откуда? какой фамилии? а потом... - Тут голос старика обыкновенно прерывался, - потом приказала моей матушке от своего имени поклониться и поблагода­рить ее за то, что так хорошо воспитывает детей своих. И был ли я при сем на небе или на земле - и как и куда она изволила удалить­ся, в горния ли воспарила, в другие ли покои последовала... по сие время не знаю!»

Очень хорош в бытовом отношении и рассказ Тургенева о князе Л., проживавшем у Алексея Сергеича. Хорош и анекдот Алексея Сергеича о Екатерине II и лейб-медике Роджерсоне.

Как и следовало ожидать, он не позволял себе ни малейшего намека на слабости великой царицы.

«- Ну а Потемкин? - спросил я однажды.

Алексей Сергеич принял важный вид.

- Потемкин, Григорий Александрович, был муж государствен­ный, богослов, екатерининский воспитанник, чадо ее, так надо сказать... Но довольно о сем, сударик!»

Дальше второй половины XVIII века Тургенев в русскую стари­ну не углублялся, но в рассказе «Отчаянный» он влагает в уста П. следующее замечание по поводу Полтева-отца: «Сердца он был доб­рого, обращения приветливого, не без некоторой величавости: я всегда себе таким воображал царя Михаила Феодоровича».

 



[i] См. Ответ «иногороднему обывателю», некролог Н. И. Тургенева и Застольное слово 1879 г.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Иванович Черняев
Все статьи Николай Иванович Черняев
Консервативная классика
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 20:12
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
19.11.2024 18:45
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
19.11.2024 18:04
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 15:51