Ко дню памяти православной подвижницы, благотворительницы Т.Б. Потемкиной мы впервые переиздаём статью о ней русского православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813-1879).
Татьяна Борисовна Потемкина (урожденная княжна Голицына) родилась 30-го января/12 февраля 1797 г. (по другим источникам - 1801 г.), скончалась 1/14 июля 1869 г. в Берлине.
Известность она приобрела благодаря своей выдающейся благотворительной деятельности. Отличаясь глубокой религиозностью, она делала щедрые пожертвования на церкви и монастыри. Особенное впечатление на современников произвело восстановление ею находящейся в ее имении Святогорской Успенской обители на реке Северский Донец, упраздненной в 1787 г. (ныне - Лавра).
Татьяна Борисовна весьма часто посещала Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом, неподалеку от Стрельны, много жертвовала туда. Хорошо она была знакома и с настоятелем Пустыни: архимандритом (тогда) Игнатием (Брянчаниновым) (1807-1867).
Замужем она была за А. М. Потемкиным, с которым прожила 55 лет.
Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. [Без подп.] Татьяна Борисовна Потемкина // Домашняя беседа.- 1869.- Вып. 29.- С.762-763) подготовил профессор А. Д. Каплин.
+ + +
Татьяна Борисовна Потемкина
Некролог
В ночь на 1-е июля скончалась в Берлине супруга действительного тайного советника, Александра Михайловича Потемкина, Татьяна Борисовна Потемкина, урожденная княжна Голицына. Довольно произнести одно имя ее, - и этим будет все сказано. Нет человека в обеих наших столицах и даже в дальних окраинах обширной России, где бы имя это не произносилось с благоговением и глубочайшим уважением; нет ни одного благотворительного общества и богоугодного заведения, в котором почившая не принимала бы самого деятельного участия. Это была боярыня в истинном, русском значении этого слова, ибо болела за всех бедствующих и страждущих своею прекрасною душою; это была аристократка в самом лучшем смысле, ибо держалось только того, что было αρισηον то есть, елика суть честна, елика праведна, елика доброхвальна. Самое злословие не смело коснуться ее честного имени, и шипело лишь за порогом ее барских палат. Всегда ровная, всегда спокойная, она одушевлялась непритворным чувством глубокого соучастия к бедствиям ближних своих, без различия их звания и состояния. Истинная ревнительница Церкви Православной и строгая хранительница ее уставов, она служила примером благочестия для всех окружающих ее. Если о ком, то о Татьяне Борисовне можно сказать словами Премудрого: многу славу созда Господь в ней величием Своим от века; правда и милость ея незабвенны будут, и похвалу ея исповесть Церковь...
Тело усопшей привезено было из-заграницы 6-го июля, и 8-го, при многочисленном стечении народа, в одиннадцатом часу вечера, прибыло по петергофскому шоссе в Сергиеву пустынь. На другой день совершена была настоятелем обители, архимандритом Игнатием, Божественная литургия, в присутствии Ея Императорского Высочества, Великой Княгини Александры Петровны, и Их Императорских Высочеств, Евгения Максимилиановича, Александра Петровича и Евгении Максимилиановны Ольденбургских, и многих других знаменитых особ. Обширная монастырская церковь полна была молящегося народа, - говорим: молящегося, потому что все знали кого погребают, все слышали о христианских подвигах усопшей, а многие, весьма многие притекли в храм Божий, вместе со слезною молитвою, сказать последнее «прости» своей благодетельнице... Благоговейное служение, присутствие Высочайших Особ, неподражаемое пение знаменитого Сергиевского хора, простой гроб, без балдахина, усыпанный только венками и цветами и скрывавший в себе бренные останки отлетевшей праведницы - все располагало к теплой и искренней молитве. Духовенство облачено было не в траурные, а в белые ризы, как бы в знамение того, что об усопшей не подобает скорбеть, якоже неимущим упования, что она предстоит теперь пред престолом и пред Агнцем, среди облеченных в ризы белы и имущих финицы в руках своих, - и понятен становился смысл обычного, церковного возглашения: вечная память, ибо праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и утешение их у Вышняго...
Государь Император изволил утешить осиротевшего супруга усопшей следующим Всемилостивейшим рескриптом:
«Александр Михайлович! С душевным прискорбием известясь о внезапной кончине супруги вашей, вменяю себе в сердечную обязанность выразить вам горячее участие, принимаемое Мною в столь неожиданно постигшем вас несчастии. Постоянно питав глубокое уважение к высоким качествам и добродетелям покойной Татьяны Борисовны, я искренне желаю, чтобы вы нашли некоторое утешение в том общем сочувствии к понесенной вами потере, которое вызывается памятью о достойной супруге вашей. Да поможет вам Бог смиренно покориться воле Всевышняго, подвергшей вас столь тяжкому удару.
Пребываю к вам благосклонный
На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою подписано:
Искренно вас любящий
Александр.