Недоученное Покаяние

Делу возрождения Космодамиановской площади в Санкт-Петербурге нужна наша помощь

0
751
Время на чтение 9 минут

Покаянию, как и совестливости, в школе не учат. Этому, как правило, учит жизнь. Иногда, правда, и целой жизни для этого не хватает. Хотя, бывают очень редкие случаи, когда обычная школа может научить своих выпускников покаянию, причем весьма и весьма необычным образом.

Эта загадочная история произошла с вашим покорным слугой спустя много лет после окончания школы. Позади уже были и военная служба, и трудные годы выживания в эпохи перестройки и прихватизации. Среди повседневных хлопот и забот о хлебе насущном душа все реже и реже радовалась трогательным воспоминаниям о родной школе и первых учителях, искренне старающихся посеять в наших сердцах разумное, доброе, вечное... О первом звонке, о первой любви, о первых победах и разочарованиях. И вдруг, ни с того, ни с сего - дивный сон. Один из тех, которые запоминаются на всю жизнь. Привиделось детство, будто бы вновь с учебниками и тетрадями тороплюсь на уроки, вхожу в огромные дубовые двери, прохожу сквозь холл с мраморным полом и массивной колонной. Здесь все знакомо до мелочей: слева - кабинет директора (ох, страшное для разгильдяев место!), справа - раздевалка (сменную обувь в мешочке не забыть!), а прямо передо мной - дверь в кабинет труда, за которой нас встречал замечательный дядька, мастер на все руки, Лев Константинович, и его добрый возглас, через каждые сорок пять минут с одной и той же интонацией возвещавший, словно кремлевские куранты: «Перерыв! Кому куда надо - пожалуйста!». Через кабинет труда, минуя актовый зал, можно было пройти ко входу в огромный спортзал, общий для нашей школы и соседней.

И вот дверь открывается, но вместо привычного ряда верстаков со слесарным инструментом, взору моему во всем великолепии предстает внутреннее убранство прекрасного Храма, чудесные иконы в сияющих золотых окладах, мерцание лампад, слышится тихое молитвенное пение. Признаюсь, в то время почти ничего не смыслил в церковном устройстве и обрядах, поэтому деталей увиденного не воспринял и не разобрал. Показалось лишь, что видел картину, на которой были изображены два монаха. Этот живой образ, а также ощущение необыкновенного света, тепла и восхищения увиденным, - это все, что осталось мне из того сна на всю жизнь. Толковать сновидение я даже и не пытался. Мало ли что привидится... Снам, как известно, доверять нельзя. Но с тех пор, шаг за шагом моя жизнь стала приближаться к Церкви, умом и сердцем я стал пытаться понять ту великую тайну, благодаря которой Христианство тысячи лет, несмотря на гонения безбожников, продолжает исцелять, утешать, спасать и сохранять...

Так бы и не узнал я тайны увиденного во сне Храма, если бы на очередной встрече выпускников (двадцать лет тогда уж минуло с нашего последнего звонка), не открылась мне подлинная история моей «alma mater». В то время уже можно было исповедовать Христа, не опасаясь при этом быть «разобранным» на комсомольском собрании, не переживая за родителей, которых запросто могли лишить работы и членства в «ядре политической системы» за интерес их чада к запретным темам, опровергающим теорию Дарвина. Тогда мы, седеющие и лысеющие ученики 183-й школы, впервые узнали, что десять лет своей жизни мы отсидели за партами в стенах, возведенных на фундаменте и руинах Дома Божиего, славного войскового Храма, освященного в 1760-м году во имя святых мучеников-бессребреников Космы и Дамиана Ассийских. Это открытие не только реанимировало в памяти события описанного сновидения, но и объяснило его тайну. Стало очевидно, что принадлежащее Богу человеком не может быть уничтожено, что все, созданное Духом Святым, вечно в духовном мире, в котором и ныне, и присно, и во веки веков незримо молятся о нас святые. У Бога нет ни мертвых, ни снесенных Храмов. В духовном мире разрушенная людьми святыня невидимо стоит на прежнем месте.

Так мир детства и мир духовный совершенно непостижимым образом пересеклись в судьбе всех тех, чья жизнь связана со школами № 183 и № 197, на месте которых (Санкт-Петербург, Кирочная улица, дом 28а, до октябрьского переворота - Космодамиановская площадь) столетиями возносилась молитва, покоились останки наших героических предков.

Сегодня, слава Богу, стараниями школьников и краеведов, открываются позабытые страницы истории этого святого места (Подробнее см.: официальный сайт 183 школы, http://183spb.edusite.ru/page/about/history/; а также страничку «Citywalls», http://www.citywalls.ru/house2601.html). Нет необходимости их полностью пересказывать, стоит отметить лишь главное - культурное и историческое значение этого места еще не осознано в полной мере. Нам еще предстоит доучить уроки покаяния, а со временем и отчитаться о сделанном на том самом Суде, где главным обвинителем будет освобожденная от самооправдания и амнезии Совесть...

Итак, в конце 1750-х годов по повелению государыни-императрицы Елизаветы Петровны между 3-ей и 4-ой Артиллерийскими улицами (современными Фурштатской и Кирочной) при Артиллерийском госпитале была возведена деревянная церковь в честь Ассийских целителей-бессребренников Космы и Дамиана. Святые эти жили в III - IV вв. Господь даровал им за искреннюю веру и любовь к людям искусство врачевания и дар чудотворения. Все это, а также отзывчивость и доброта, привлекало к ним множество болящих. Они проводили сложные хирургические операции; лечили не только людей, но и животных. Платы никогда не брали, соблюдая заповедь Христа: «Даром получили, даром давайте», за что их и стали называть бессребрениками. На Руси издревле святые Косма и Дамиан считаются добрыми молитвенниками перед Господом о здравии близких, особенно детей.

27 декабря 1812 г. Высочайшим повелением из «отличнейших офицеров и способнейших и грамотных нижних чинов» всех рот Пионерного полка сформирован лейб-гвардии Сапёрный батальон, на попечение которого и была передана Космодемьяновская церковь. Воинские церкви, со времен указа государя Николая I, являлись и полковыми музеями. В храме лейб-гвардии Саперного батальона хранились и почитались знамена и награды, картины, запечатлевшие знаменитые сражения, мундиры императоров - шефов батальона, бронзовые доски с именами павших офицеров, портреты командиров. Здесь хранились мундиры императоров Николая I, Александра II, Александра III, которые были в разное время шефами батальона. Надо отметить, что правящая династия относилась к гвардейским саперам с большой любовью и почитанием за их многочисленные военные подвиги и верность, сугубо проявленную после известных событий 14 декабря 1825 года, когда вовремя прибывший к Зимнему дворцу саперный батальон помешал бунтовщикам захватить дворец и царскую семью.

В 1885-м году император Александр III перестраивает здание. Большую часть требуемой на строительство суммы дает почетный гражданин Игнатий Петрович Лесников. В результате появилась церковь, внешний вид которой хорошо известен историкам и краеведам благодаря сохранившимся с тех времен изображениям (см. прилагаемые фотографии).

Несмотря на статус батальонной церкви, сюда стремились верующие из разных уголков Петербурга и всей России. Государь-император Александр II 3 марта 1879 года лично посетил новую церковь и распорядился чтобы «выстроенному для л. - гв. Саперного батальона манежу, вместе с церковью, дать исключительное назначение батальонной и вместе приходской церкви». Особенно православными почитался чудотворный образ святых Космы и Дамиана, который по преданию передала в церковь сама Императрица Елизавета Петровна. Украшенная драгоценными камнями икона помещалась на правой стороне резного «орехового иконостаса с прекрасно нарисованными образами святых».

С названным Храмом связаны судьбы многих великих людей, здесь, к примеру, венчался русский гениальный изобретатель, создатель радио - А.С. Попов. Саперное дело того времени - истинный каждодневный подвиг, оно сугубо почиталось в войсках и в народе. Неизвестные герои ежеминутно рисковали жизнью и здоровьем, в прямом смысле слова голыми руками обезвреживая взрывные устройства противника, и создавая при этом инженерную защиту собственных войск. 3 июля 1899 г. перед церковью был открыт памятник «Подвигам лейб-гвардии Саперного батальона», перевезенный из летнего лагеря под Петергофом, где он стоял с 1853 г.

При церкви традиционно существовало кладбище, на котором покоились останки наиболее почитаемых священнослужителей и прихожан. В 1911 году в церкви был перезахоронен погибший во время Крымской войны Карл Андреевич Шильдер (1786-1854) - боевой генерал, изобретатель подводной цельнометаллической лодки с ракетным вооружением, самый знаменитый командир лейб-гвардии Саперного батальона. На службе в российской армии Шильдер состоял более полувека. Боевое крещение получил у Аустерлица под командованием М.Кутузова. Строитель кронштадтских укреплений Э. Тотлебен считал К. Шильдера своим учителем и очень почитал. В годы Крымской войны генерал отличился при уничтожении турецкой флотилии у Рущука, при переправе наших войск у Браилова. Готовил штурм крепости Силистрия. Шильдер ручался, что сбережет людей, возьмет крепость без штурма, «лопатой и порохом». Но 1 (12) июня 1854 года при обходе траншей генерал был смертельно ранен и не увидел победы. В газете «Петербургский листок» за 1 (14) ноября 1911 есть статья «Перенесение праха ген.-адъют. К.А. Шильдера». Там сообщается: «Останки этого героя, похороненного в Калараше, были извлечены из могилы и доставлены в Петербург. У вокзала построился л.-гв. саперный батальон в полном составе с двумя знаменами и хором музыки... Под звуки похоронного марша процессия проследовала в церковь л.-гв. саперного полка... После заупокойного богослужения саперы опустили тело в могилу в самой церкви. Гроб прикрывает тот крест, что был над могилой героя в Калараше в Румынии».

Пути Господни неисповедимы, в 1918 году богоборческая власть воровски вошла в храмы, музейное собрание батальонной церкви было вывезено и в основном утрачено. Несмотря на это, церковные службы продолжались до 1 ноября 1933 г.

Однако, уже с конца 1923 года, бывшая батальонная церковь была оккупирована печально известной обновленческой церковью, доносами и чекистскими штыками, захватывающей церковные здания, убирающей верных святому Патриарху Тихону священнослужителей. Арестован и сослан на Соловки священник Космодемьяновской церкви Владимир Лозина-Лозинский. В 1937-м году он был расстрелян, а в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Лозина-Лозинский был причислен к сонму святых новомучеников и исповедников Российских.

Но сотрудничество с богоборческой властью не спасло обновленцев от воинствующих материалистов. Что, кстати, весьма назидательно и для нынешних модернистов: попытки пренебречь заветом апостола Павла о невозможности общения света со тьмой и Христа с велиаром во все времена оканчиваются печально. Церковную общину в 1933-м году разогнали, оставшиеся ценности вывезли в неизвестном направлении. И вновь «случайное» совпадение: закрытие Храма совпало по старому стилю с Днем памяти его духовных покровителей, святых Космы и Дамиана Ассийских.

В 1936-м году был варварски уничтожен и памятник героям-саперам. Судьба останков генерала Шильдера, как и судьба других захоронений приходского кладбища доныне неизвестна. Не исключено, что они под спудом до сих пор почивают в основании школьных фундаментов... Само церковное здание, лишенное креста, стало библиотекой. По утверждениям старожилов, оказавшаяся между школами, центральная часть церкви с куполом служила спортивным залом для обеих школ. Сохранившуюся часть церкви снесли в самом начале 1950-х гг. при сооружении наклонного хода станции метро «Чернышевская».

Память Николая Чернышевского, саратовского философа-утописта, революционера-демократа, известного в основном по снам Веры Павловны, и доныне сохраняется в стенах станции санкт-петербургского метрополитена, возведенных на месте бывшей Космодамиановской площади на костях героев и разрушенных алтарях православных Храмов. К сожалению, не нашлось на этой площади, заполненной безчисленными ларьками, даже крохотного уголка для покаянного Креста, или памятной часовни, или просто мемориальной доски, напоминавшей бы всем нам, сегодняшним, о подлинных «духовных скрепах» Отечества. Ведь истинное покаяние обличениями совести требует, по возможности, деятельного искупления содеянных прегрешений. Добрыми делами должны и мы попытаться исправить ужасные деяния наших предков, разрушивших памятники, осквернивших святыни, сровнявших с землей могилы наших родных героев. Иначе мы так и помрем Иванами, не помнящими родства, недоучившими уроки Покаяния...

Очень хочется надеяться, что среди читающих эти строки найдутся люди не теплохладные, в чьих силах будет восстановить историческую справедливость, возродить святой дух Космодамиановской площади, достойно увековечить память героев, павших за Веру, Царя и Отечество.

С просьбой о поддержке, выпускники 183 школы - Максим Лесков и Алексей Бурдаков

 

PS. В сообществе выпускников школы № 183 http://vk.com/spb_school_183 начат сбор подписей с просьбой поддержать необходимость увековечивания памяти героев лейб-гвардии Саперного батальона и установления Покаянного кресте на месте уничтоженных в годы богоборческой власти памятника-героям саперам и батальонной церкви в честь святых Космы и Дамиана, а также присвоения их имени ГБОУ № 183 (в случае переименования будет называться Космодамиановской или Космодемьяновской).

Космодамиановская площадь 

 Космодамиановская площадь

Космодамиановская церковь

Космодамиановская церковь 

Открытие памятника героям-саперам в 1898 г.

Открытие памятника героям-саперам в 1898 г.

 Памятник героям-саперам

 Памятник героям-саперам

Метро Чернышевская

Станция метро "Чернышевская"

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Кстати, информация в тему

Санкт-Петербург. 14 июня. ИНТЕРФАКС - Городской больнице №36 присвоят в пятницу имя святого праведного Иоанна Кронштадтского по случаю дня его прославления, сообщает пресс-служба Смольного. Планируется, что в этот день на здании больницы появится новая вывеска, а в помещениях лечебного учреждения - иконы и фотографии святого. Постановление о переименовании больницы подписал губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Думается, у школы, построенной на месте разрушенного Храма, должно быть не меньше прав и оснований увековечить память чтимых в нем святых, чем у упомянутой больницы...
Секирка / 16.06.2013, 08:39

3. Ответ на 2., Егорий:

Готов учавствовать

Уважаемый Егорий, позвольте поблагодарить Вас за поддержку. «Господь и намерение целует» (ср. Евр.4.12). Просим Ваших молитв.
Секирка / 15.06.2013, 17:48

2. Re: Недоученное Покаяние

Готов учавствовать.Но нельзя это сделать по-русски!По крайней мере то,что содержит ссылка мне НЕ понятно.Да и в поддержку Русской церкви довать ссылку на латинице кажется крайне странно.
Егорий / 15.06.2013, 12:32

1. Анафема и Покаяние

Уместно напомнить Послание святого Патриарха Тихона с анафемой богоборческой власти от 19 января 1918 года (одобрено Поместным Собором 20 января 1918 года), которое сохраняет свою силу и по сей день, распространяется как на прямых потомков, так и на нынешних духовных наследников большевиков: «Опомнитесь, безумцы, - говорится в Послании, - прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной…» Без истинного Покаяния, без пробуждения исторической памяти и самосознания народа, без изменения образа мыслей не изменится и та проклятая жизнь, которой мы сегодня не живем, а существуем…
Секирка / 15.06.2013, 11:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Александрович Лесков
Горящая башня в Лондоне и «пророчества» клана Ротшильдов
Максим Лесков призывает следить за политичеcкой ситуацией в Германии
19.06.2017
Ложный след на мюнхенской крыше и неуместная улыбка Обамы
Максим Лесков о подоплеке последнего громкого теракта в Европе
25.07.2016
Все статьи Максим Александрович Лесков
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06