Крепкий и безтрепетный стоятель за веру Православную

Памяти Виктора Ипатьевича Аскоченского (1/14 октября 1813-18/31 мая 1879)

Новости Москвы  Консервативная классика 
0
976
Время на чтение 44 минут

О Викторе Ипатьевиче Аскоченском (как «обскуранте и мракобесе») написано еще с 1850-х годов столько кривды, что есть насущная потребность хотя бы ко дню его памяти и к приближающемуся 200-летию со дня рождения дать первый краткий очерк его многотрудной жизни и исповеднического служения.

+ + +

В.АскоченскийРодился он 1-го октября[i] 1813 года в Воронеже в семье потомственного священника отца Ипатия Оскошного. Изменение его фамилии заслуживает внимания. И не удивительно, что Виктор Ипатьевич спустя многие годы, уже в Киеве, подробно написал об этом в своём дневнике: «Генеалогия моя вовсе не состоит из тех лиц, которые пузаты и знаменитостью, и богатством. Мой прадедушка был поп; <...> Господь благословил его обзавестись детками; один из сынов его, до имени Иван, родился в селе Аскошном, Землянского уезда, Воронежской губернии. Дедушки мои, которых числом, кажется, было до десятка, под скромным прозванием Поповых, ра­зошлись по разным селам в качестве небольших, весьма небольших сановников церковной иерархии, а родной мой дедушка Иван Иванович остался в том же Аскошном в должности стихарного дьячка. <...> Из благодарности к месту, видевшему рождение как самого о. Ивана, так и детей его, мой дедушка переменил фамилию Поповых на Аскошных и повелел вперед именоваться так всему своему потомству...

Первоначально наша фамилия была Аскошный; но батюшка мой, как человек грамотный, заметил тут слишком неизящную народность, - извините, он не знал настоящих теорий об этом предмете и, следуя правилам правописания, которое тогда иначе и не называли, как ореография, переменил Аскошный в Осконный. Не знаю, как это случилось, только с течением времени батюшка стал подписываться: Отскоченский. С этим громким прозвищем я и брат вступили в школу. Прошло немного времени, и нас стали дразнить «отскочками»; я бранился, ссорился, плакал и дрался, разумеется с кем мог сладить, а избежать насмешек не мог. С досады я решился еще раз изуродовать свое фамиль­ное прозвание - и вследствие такого решения я стал подписываться: Аскоченский. Брат[ii], ни в чем не отстававший от меня, последовал моему примеру. Покой­ник сердился, бранил нас, пачкал наши тетради, нападал на репетиторов, позволяющих нам такую вольность в таком важном деле; но мы, и особенно я, оставались непреклонными. Учители, привыкнув видеть на тетрадях выдуманную мною подпись, отстали от несносного для меня: Отскоченский. Потом и батюшка мало-по-малу приставал к моей стороне, и таким образом, я был последним преобразователем моего фамильного прозвания»[iii].

Как видим, уже с ранних лет «преобразователь» собственной фамилии в важных делах проявлял твёрдость в отстаивании своих убеждений, рос толковым, любознательным ребёнком с немалыми талантами, наблюдательностью и великолепными музыкальными способностями.

По обычаям того времени священно- и церковнослужители грамоте обучали первоначально своих детей сами. Но Виктор и его брат Аристарх учились не только грамоте, но и церковному пению, так как отец Ипатий был наставником в нотном пении всех церковнослужителей Воронежской епархии. Еще с раннего детства Виктор охотно бегал в церковь и громко распевал на клиросе стихиры и его звонкий голос нравился всем.

После домашней подготовки он поступил в Воронежское духовное училище, а затем и в местную духовную семинарию, где не только прилежно изучал обязательные предметы, пел в семинарском хоре, но и пытался писать стихи. Позднее, уже в Киеве, Виктор начнёт заносить в дневник многие оттенки своих меняющихся представлений и по юношескому максимализму немало язвительных страниц посвятит своим наставникам, учёбе, окружению... Этим, кстати, достаточно тенденциозно воспользовались издатели дневника Аскоченского (после его кончины). Сам же он никогда в своей публицистике, воспоминаниях, не повторял юношеских критических высказываний о своих наставниках, товарищах, учении.

Как один из лучших выпускников семинарии, Виктор Аскоченский решил поступать в университет, написав просьбу об увольнении из духовного звания. Но по настоянию тогдашнего ректора Воронежской семинарии архимандрита Евтихиана (Лестева) был направлен в Киевскую духовную академию. Ректором её в то время был известный богослов, проповедник епископ Чигиринский Иннокентий (Борисов)[iv], а среди выдающихся преподавателей были протоиерей Иоанн Скворцов, Я. К. Амфитеатров, иеромонах Димитрий (Муретов)[v].

Вместе с Виктором Аскоченским во время девятого курса (1837-1839 гг.) учился Яков Амфитеатров (впоследствии архиепископ Казанский и Свияжский Антоний), другие будущие епископы (всего ими стало 8 человек), а двумя годами позже - Михаил Булгаков и Георгий Говоров[vi].

В академии Виктор Аскоченский, усердно занимался не только богословскими и церковно-историческими науками, но и церковным пением. Во время обучения его узнали не только в академии, но и в Киеве, как искусного регента академического хора, знатока церковного пения, славившегося и своим голосом[vii]. Как церковный композитор В.И. Аскоченский написал кафизму в Великую субботу, канон архангелу Михаилу и значительное число других церковных сочинений и праздничных кантов [viii].

Его выпускное сочинение «Об обряде погребения в Церкви христианской» рецензировал митрополит Московский Филарет (Дроздов). В его отзыве в частности говорилось: «Сочинение сие написано плавно и с добрыми чувствами; но исторические изложения не везде удовлетворительны, а описания растянуты более, нежели нужно для рассуждения» [ix].

Как вспоминал В.И. Аскоченский: «Мы, претендовавшие на магистерство, трепетали, когда доходили до нас сведения, что курсовое сочинение попало в руки человека, пред ученостью и умом которого мы были пигмеями. Да не одни только студенты, но и руководители и наставники их, произносившие предварительный свой вердикт тому или другому произведению, не без боязни ожидали строгих рецензий московского первосвятителя <...> Но зато, если произведение студенческого пера благополучно проходило через его руки, то студент на целый вершок выростал и в своем собственном, и в общем мнении» [x].

По окончании академического курса (в 1839 г.) со степенью магистра богословия, Аскоченский, был назначен бакалавром академии (адъюнкт-профессором) и сначала преподавал польский и немецкий языки. В марте 1840 г. ему был поручен перевод с греческого языка части рукописного наследия иерусалимского патриарха Анфима. С этой работой он успешно справился к 28 сентября 1840 г.[xi].

В течение 1841 г. бакалавр В. И. Аскоченский безвозмездно с «отличным успехом» (по отзыву ректора Академии епископа Чигиринского Иеремии (Соловьева)) преподавал патрологию, по которой еще не было необходимых учебных пособий. Учитывая такие успехи, на курс патрологии были добавлены учебные часы, а преподавателю повышено жалованье, как и по другим предметам. 28 сентября 1844 г. В. И. Аскоченский представил подготовленную им «Пропедевтику патрологии», но рукопись не была пропущена к напечатанию «по ограниченности прав, предоставленных Киевскому цензурному комитету»[xii].

Первые публикации В. И. Аскоченского появились в новом журнале религиозно-нравственного характера «Воскресное чтение», открывшемся по почину и при деятельном участии епископа Иннокентия (Борисова)[xiii]. В 1841 г. издание «Воскресного чтения» было приостановлено и В.И. Аскоченский (под псевдонимом «Виктор А-ий») начинает публиковаться в только что открытых журналах «Маяк» С.О. Бурачка[xiv], «Москвитянин» М.П. Погодина, а в 1845 г. в журнале Н. В. Кукольника «Иллюстрации, еженедельного издания всего полезного и изящного» (№31).

За такой напряженной учебной, преподавательской, литературной жизнью В.И. Аскоченский не забывал и о родных краях. В 1841 г. он на короткое время приезжал в Воронеж, где навестил А.В. Кольцова, о чем записал в дневнике, и впоследствии более пространно опубликовал на страницах периодики[xv].

Освободившись от 15-летних ученических занятий, В.И. Аскоченский пытается устроить и личную жизнь - в первый раз почувствовал он «истинную, крепкую, как смерть, привязанность к милому, един­ственному в целом мире существу»[xvi]. Немалая часть дневников за 1840-1841 гг., когда В.И. Аскоченский женился, переполнена мыслями, чувствами, тревогами по поводу устройства семейной жизни. Однако продолжалось семейное счастье недолго. 25 января 1844 г. у В.И. Аскоченского от чахотки умирает жена, а за несколько месяцев перед этим - сын-младенец[xvii]. Как потрясла его эта кончина, свидетельствует сделанное одним из студентов академии описание: что происходило тогда с их преподавателем, который бродил как тень, ища своего «ангела - Софью»[xviii].

В 1844 г. В.И. Аскоченский был приглашен генерал-губернатором Юго-Западного края Д. Г. Бибиковым[xix] в качестве преподавателя, «нравственного руководителя» и воспитателя племянника его жены - Сергея Николаевича Сипягина (1826-1856)[xx], который после смерти родителей (в 1828 г.) был взят на воспитание в дом Бибиковых. В.И. Аскоченский оставляет преподавание в Киевской духовной академии, но любовь к ней, многим её выпускникам и наставникам сохранил на всю жизнь.

В это время он много занимается, пишет, заводит знакомство с писателями, поэтами, художникам, в т.ч. с Т.Г. Шевченко[xxi]. Аскоченский продолжает публиковаться в печати (в «Маяке», «Иллюстрации»), преподаёт в одном из киевских женских пансионов. Плодом этих занятий стало издание «Краткого начертания истории русской литературы» (1846 г.[xxii]), состоявшего из отдельных характеристик творчества основных русских писателей, как церковных, так и светских[xxiii]. Автор обращал внимание, прежде всего, на язык «как характеристическую собственность народа», затем переходил к отношению языка, просвещения и литературы. Как на особо благоприятное обстоятельство В.И. Аскоченский указывал на крещение Руси. Лишь в контексте просвещения его и интересовала литература. И опять же в первую очередь не светская, а церковная - духовные писатели. Первыми из них автор называет епископа Луку Жидяту, преп. Феодосия Печерского, митрополита Илариона и др.

Из современных духовных писателей В.И. Аскоченский выше всех ставит митрополита Филарета (Дроздова), утверждая: «Никогда русское духовное витийство не достигало такой силы и величия как в поучениях сего Архипастыря»[xxiv].

Сочинение своего бывшего студента и коллеги вызвало одобрительный отклик архиепископа Иннокентия (Борисова), в то время Харьковского Высокопреосвященного, который в скором отклике (в письме от 31 марта 1846 г.) назвал «Краткое начертание...» «прекрасным плодом» и благословил автора на «продолжение подобных занятий»[xxv].

С иных позиций оценивал сочинение В.И. Аскоченского критик «Отечественных записок» В.Н. Майков. Он был явно неправ, когда обращал внимание читателей на то, что автор не стремился излагать какую-либо историко-литературную концепцию. Более того - рецензент был неприкрыто тенденциозен утверждая, что «внутреннюю жизнь» народа в большей степени выражают «сказки и песни», чем «литература духовная наша». А потому «богословские и исторические сочинения почти вовсе не могут служить памятниками развития ... в первые века существования нашего государства»[xxvi].

В том же году В.И. Аскоченский под своим именем издаёт отдельный том стихотворений, посвященный С.Н. Сипягину[xxvii], также вызвавший отклики в светской печати[xxviii]. В сборник вошли произведения как на религиозную тематику, так и на бытовую, среди которых можно встретить достаточно талантливые стихотворения. Но сам автор был чрезмерно самокритичен, назвав сборник «собранием рифмованных изделий»[xxix].

Пробует себя В.И. Аскоченский и драматургии. «Пансионерка, трагедия нашего времени, в четырех отделениях с эпилогом» (1847 г.[xxx]) будет издана, когда автор уже покинет Киев.

В связи с поступлением С.Н. Сипягина в университет и завершением функции «воспитателя», причинами личного характера (женитьбой в ноябре 1846 г. на Н. Панферовой)) В.И. Аскоченский оставляет Киев и с ноября 1846 г.[xxxi] становится советником Волынского губернского правления в Житомире, который только с 1795 г. вошел в состав Российской Империи.

Еще в академии, в серьёзном товарищеском кружке, он не раз заявлял о своих мечтаниях - «верой и правдой послужить церкви и отечеству»[xxxii]. Такая возможность теперь, казалось, могла осуществиться.

Не оставляя службы, В.И. Аскоченский принимается за редактирование неофициальной части «Волынских губернских ведомостей», где публиковались сведения о промышленности, торговле, статистические обзоры, неофициальная хроника, некрологи, частные объявления, «местные древности». Авторами выступали преподаватели, врачи, краеведы. Новый советник убедил вице-губернатора в необходимости исследования Волыни в историческом, географическом, природоведческом отношении. Вследствие этого на протяжении 1847 г. на страницах «Волынских губернских ведомостей» появился цикл его историко-краеведческих очерков. Позднее они вышли отдельным сборником, где содержались исследования о ряде сел и городов Волыни [xxxiii].

Находясь в Житомире, В.И. Аскоченский в свободное от службы время записывает то, что наблюдает вокруг себя. К концу 1848 г. у него накопилось 8 толстых томов записей. Два из них, как литературное произведение под названием «Панорама» были представлены в цензуру. Но по требованию из столицы публикация не была разрешена. Тогда В.И. Аскоченский уничтожил все тома и «дал себе слово не писать более в этом роде»[xxxiv]. Но черновая рукопись (в обрывках) у него осталась. Она и послужила впоследствии основой для романов «Асмодей нашего времени» и «Панорама или Очерки из современной жизни».

Однако и на новом месте семейное счастье не сложилось. В Житомире скончалась его вторая супруга, оставив младенца-сына. К тому же обострились отношения с местными чиновниками.

В 1849 г. В.И. Аскоченского переводят в Каменец-Подольск совестным судьею[xxxv] с исправлением должности председателя гражданской палаты. Этот городок со знаменитой крепостью, после третьего раздела Польши (в 1793 г.), отошёл к Российской империи, став сначала (в 1795-1797 гг.) центром Подольского наместничества, а затем - Подольской губернии. И насчитывал он к середине ХIХ столетия около 15 тыс. жителей.

Но и на новом месте В.И. Аскоченский прослужил недолго - всего два года и вынужден был выйти в отставку в чине коллежского советника.

Тяжело вспоминал он об этой поре его служебной деятельности: «Не сумев сделать себе никакого состояния ни в звании советника губернского правления, ни в звании совестного судьи и исправляющего должность председателя гражданской палаты, я влачил бедственную жизнь и, к довершению моего бедствия, впутался в дело, кончившееся для меня весьма неблагоприятно. Я должен был оставить службу и - что всего было тяжелее для меня - лишиться доверия и покровительства незабвенного благодетеля моего, Димитрия Гавриловича Бибикова.

Но дело было уже испорчено. Я не мог воспользоваться ни советом благожелательного мне архипастыря, ни переменою ко мне отношений Димитрия Гавриловича Бибикова, увидевшего, наконец, что я сделался жертвою интриги, сплетней и безсовестной клеветы» [xxxvi].

Вышедши в отставку, В.И. Аскоченский переехал в Киев и (по воспоминаниям Н.С. Лескова) поселился у одного из знакомых киевских священников. Однако никаких назначений не последовало, так как Д. Г. Бибиков вскоре был назначен министром и уехал из Киева. В это время В.И. Аскоченский находит поддержку у своего однокурсника, а с 1851 г.- ректора Киевской духовной академии архимандрита Антония (Амфитеатрова)[xxxvii], который предложил ему заняться составлением истории Киевской духовной академии [xxxviii].

В.И. Аскоченский горячо принялся за дело, неутомимо занимался разбором многочисленных архивов академии и за один год написал два фундаментальных тома с огромным количеством ссылок на источники (в т.ч. на различных языках). Собранные и упорядоченные им архивные материалы составили собрание рукописных «Актов Киевской академии» в 4-х томах, которые были оставлены в музее церковно-археологического общества при академии. После ознакомления с материалом заинтересованных лиц и прохождения цензуры двухтомник вышел под названием: «Киев с древнейшим его училищем академией»[xxxix], ставший на тот момент самым фундаментальным исследованием по истории высшей русской православной духовной школы[xl]. Монография начиналась кратким очерком истории Киева, за которым следовало повествование об истории Академии, охватывавшее период с начала XVII до начала XIX века. Второй том был составлен также, главным образом, по архивным материалам[xli].

Сочинение В.И. Аскоченского тепло было встречено преподавателями, выпускниками академии, среди которых немало состояло в епископском сане. Так, архиепископ Варшавский Арсений (Москвин) в письме автору от 11-го января 1857 года писал:

«Возлюбленный о Господе В. И! <...>

Вы желаете узнать о литературных трудах своих мой отзыв? Охотно и откровенно я готов сказать вам о том мое мнение, не выдавая впрочем оного за авторитет безошибочный. Я признаю в вас редкую способность и терпение собирать и подбирать к избранному вами предмету все, что прямо или косвенно к нему относится, - из малых и часто недоконченных данных выводить заключения казистые, хотя отчасти и преувеличенные, исторические пробелы восполнять своими соображениями и догадками, если не всегда, может быть, верными, то всегда правдоподобными, - места опасные и камни подводные удачно обходить искусным молчанием или полунамеком безукоризненным, - рассказу своему, не смотря иногда на скудость содержания, придавать живость и занимательность, языку, по местам, сообщать саркастическую терпкость и едкость, словом, я нахожу, что вы больше можете оказать пользы себе и другим на этом поприще, нежели за столом юридическим хотя бы даже и в звании судии совестного, при безсовестных или малосовестных сотрудниках.

И так, с Богом за новый какой-либо труд в том же роде, и особенно полемическом, к чему я признаю вас наиболее способным. Вот бы хорошо, если бы вы принялись за соседнее нам католичество!»[xlii].

А архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) не только высказал «искреннюю и полную благодарность», но и посоветовал переехать в столицу для издания журнала, а для переезда прислал еще и 100 рублей [xliii].

Кроме основного своего труда В.И. Аскоченский опубликовал массу статей на самые различные темы, главным образом в еженедельных «Киевских губернских ведомостях», под псевдонимами «В. А.» «В.А-ий»[xliv], а также отдельных оттисков статей, брошюр, книг[xlv]. Не оставляет В.И. Аскоченский и собственно-литературные занятия. В своих стихотворных «отголосках» он откликается на события Крымской войны, кончину Государя Императора Николая Павловича и др., мужественно выступает против врагов России[xlvi].

Еще в конце 1857 г. киевская года цензура разрешает печатание его первого романа «Асмодей нашего времени», который будет издан уже в столице под псевдонимом В. Кочка-Сохран (по имени прадеда-казака) и войдёт в историю русской литературы и общественной жизни как предшественник антинигилистических романов. Роман имел немалый успех (разошлось все издание), ибо его автор впервые открыто выступил в роли обличителя безнравственности нигилизма и атеизма в части «прогрессивного» образованного на европейский манер общества. Главный герой романа - «искуситель» с «говорящей» фамилией Пустовцев, сын воспитанного на правилах французских энциклопедистов-богоборцев, сводит в могилу и свою жертву и убивает самого себя. Автор романа прозорливо предупреждал русского читателя об опасности, грозящей традиционной русской жизни и ее христианским ценностям, исходящих от современных нигилистов - «асмодеев-пустовцевых».

В 1858 г. В.И. Аскоченский переехал в С.-Петербург. Не имея средств, «единственно уповая на милосердие Божие и поддержку наших архипастырей», он основывает журнал «Домашняя Беседа для народного чтения», первый номер которого появился в июле 1858[xlvii]. Автором большинства материалов был сам редактор-издатель, который в первом выпуске журнала (в виде «народного листка») так представлял себя читателю: «Я человек православный и со всех сторон русский, учился... на медные деньги, грамоту всякую и церковную и гражданскую смекаю, а главное, искренно желаю добра всем своим соотчичам, пребывающим верными церкви Божией»[xlviii].

Редактор-издатель нового еженедельного (выходил по субботам) журнала для народа (один номер стоил 5 коп.), который ставил цель «крепко стоять на твердой почве святого Православия и народности русской», противостоять «духу века сего», обличал проявления атеизма, маловерия, либерализма, безнравственности в науке, литературе, общественной и государственной жизни.

Издание отличалось открытой защитой православия, острой полемичностью и прямотой, о чём свидетельствовал и эпиграф, который стоял на заглавном листе «Домашней Беседы»: «служить, так не картавить; картавить, так не служить».

Во вводном слове редактор обещал читателям, что будет «вычитывать из книг то, что пригодно» для них, и рассказывать им как умеет. Именно поэтому стали появляться многие назидательные рассказы и поучения («Ангелы-хранители»; «Заповеди Божии»; «Как во славу Божию работать и трудиться»; «Краткое правило для благочестивой жизни»; «Опасно шутить грехом» и мн. др.). Они были столь популярны, что вскоре потребовались и отдельные издания: «Чтение для православного русского народа» (1-е изд. - в 1860 г., второе - в 1862 г.).

До конца 1858 г. вышло 18 выпусков журнала (в 1860 г. они были переизданы в одном томе с указателем статей). С 1859 г. формат «Домашней беседы...» был увеличен, программа расширена, появился библиографический раздел, еще более резко стали критиковаться отступники от православия[xlix].

На журнал сразу обратили особенное внимание те православные читатели, которые были явно неравнодушны к ухудшению духовной атмосферы в российском обществе. Архиепископ Арсений (Москвин) приветствовал с успехом В.И. Аскоченского 9-го апреля 1859 г. следующим письмом:

«Возлюбленный о Господе В. И. От души радуюсь, что вы, наконец, попали в свою сферу и к своему столь сродному вам делу и, поздравляя вас, призываю на вас и работу вашу благословение Божие, споспешествующее и богатящее.

О выписке «Беседы» вашей, как журнала, действительно, весьма полезного, во все монастыри и церкви Варшавской и Волынской епархий и я сделал надлежащее распоряжение, только в виде приглашения, а не в виде повеления, которого я, как не член синода, не имел права давать. Ваш покорнейший слуга Арсений А. Варшавский»[l].

С 1859 по 1876 гг. издавалось неизменно по 52 выпуска журнала в год. А в 20-м номере за 1860 г. впервые появился отдел «Блестки и изгарь», который в продолжение 18-ти лет из-за остроумия и сарказма читался не только сторонниками редактора-издателя, но и его самыми ожесточенными врагами.

В.И. Аскоченский публиковал многочисленные материалы о православии у народов России [li], отрывки из автобиографии ненавидимого либералами знаменитого архимандрита Фотия (Спасского)[lii], пригласил к сотрудничеству испытанного бойца за православное русское дело С. Бурачка[liii], в то же время подвергая острой критике так называемые «прогрессивные» явления и деятелей либерального толка[liv].

Это вызвало глумливую травлю в «Искре»[lv], «Современнике»[lvi], «Свистке» [lvii]. Один из идейных вождей тогдашних богоборцев А.И.Герцен, теряющего популярность «Колокола» уничижительно называл «Домашнюю беседу» «духовным журналом иезуитского православного направления»[lviii].

Но даже и относительно умеренные деятели российской культуры во многом отрицательно отнеслись к безкомпромиссной деятельности В.И. Аскоченского, хотя и отмечали незаурядный талант его.

«Перебиваясь кое-как» со своим изданием, В.И. Аскоченский подвергся притеснениям со стороны двух цензур, духовной и светской, из коих последняя, по его признанию: «строго преследовала каждую мою мысль, каждое слово»[lix].

Были моменты, когда он хотел уже бросить дело и поступить на службу, убеждаемый к тому обер-прокурором Св. синода (в 1856-1862 гг.) графом А. П. Толстым. Нужно было искать себе надёжных защитников, и поиски оказались не напрасными. На помощь пришли русские православные люди: миряне, священники, монахи, епископы... Во всём разделял позицию брата и доктор медицины А.И. Аскоченский, ставший верным сотрудником редактора и активнейшим публицистом.

Вот что писал В.И. Аскоченскому архиепископ Варшавский Арсений (Москвин), в письме от 3-го января 1860 г.: «Возлюбленный о Господе В. И! На поздравление ваше меня с праздником Рождества Христова и Новым годом отвечаю моим поздравлением, столь же искренним и столь же благожелательным, призывая вместе на вас и на дело рук и головы вашей благословение воплотившегося нас ради Христа Бога нашего, ободряющее, укрепляющее и утешающее.

Сожалею я о вашем горе; но, живя в мире, можно ли без горя обойтись? Значит, это в порядке вещей. И потому излишне не скорбите и не унывайте, но вместо того вооружитесь, с одной стороны, христианским великодушием и терпением, а с другой - мудрым правилом, указанным Самою Ипостасною Премудростию: будите мудри, яко змия, и цели яко голубие. Впрочем, если высокопреосвященный митрополит киевский[lx] принял уже вас под свое покровительство, то я не вижу для вас истинной опасности».

Критике в «Домашней Беседе» подвергались не только светские, но и церковно-общественные издания, такие например как «Православное Обозрение» и нек. др. [lxi]. В самом начале 1860-х гг. широкий общественный резонанс получила полемика В. И. Аскоченского с архимандритом Феодором (Бухаревым), который с января 1858 г. был членом столичного комитета цензуры духовных книг и заслужил, там, по словам Н. П. Гилярова-Платонова, репутацию «либеральнейшего из духовных цензоров».

В 1860 г. были изданы несколько сочинений архимандрита Феодора, в том числе «О православии в отношении к современности», в которых автор пытался искать «мерцания Божия света» и в нехристианских явлениях современности, вплоть до сочинений радикально настроенных писателей и критиков. Против такой «изгари современности» и ее защитника архимандрита решительно и выступил В.И. Аскоченский.

Помимо публицистики он продолжает публиковать церковно-краеведческие исследования, сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы, повесть «Записки звонаря» [lxii], многочисленные стихи, басни (которые были подписаны криптонимами или псевдонимом В. Незамай).

Среди такой напряженной деятельности неожиданно произошли и изменения в личной жизни. После пятнадцатилетнего периода вдовства, по благословению архиепископа (тогда) Арсения (Москвина) в 1863 г. В.И. Аскоченский вступает в брак с сиротой, бывшей воспитанницей, а затем и помощницей начальницы Ивановской школы С.-Петербурга[lxiii]. Через несколько лет у В.И. Аскоченского было уже трое детей.[lxiv].

С 1862 г. в «Домашней беседе» активно печатался бывший епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов)[lxv]. Большая часть его трудов публиковалась анонимно, в т. ч. и полемический отклик отрывок из «Слова о смерти»[lxvi].

Всего до кончины Святителя (в 1867 г.) в «Домашней беседе» было опубликовано четырнадцать его произведений различных жанров и еще тринадцать вышли в издательстве В. И. Аскоченского (и типографии И. И. Глазунова) отдельными изданиями. Все они позже будут включены в собрание сочинений святителя Игнатия.

В.И. Аскоченский выступал и как рецензент трудов бывшего епископа Кавказского и Черноморского[lxvii] (а после его кончины напечатал первый биографический очерк о нём)[lxviii]. Неудивительно, что в своём письме от 1 февраля 1864 г. к брату Петру Александровичу святитель Игнатий писал: «Потрудись передать от меня В.И., что он подвижник, как единственный современный голос, противящийся реформационному в деле веры и Церкви началу, и за это подвергающийся скорбям и поношениям, которые поставляют его на почетное и высокое место в глазах Православных. Это не мой отзыв исключительно: это общий отзыв» [lxix].

В «Домашней Беседе» публиковались вероучительные тексты общецерковного значения[lxx], документы и материалы по истории Русской Церкви, русской богословской мысли и подвижничества[lxxi], статьи о церковных памятниках и святынях[lxxii], о монастырях и монашествующих[lxxiii], воспоминания об оптинских старцах и др. подвижниках. Немало места уделялось латинству, особенно его отношению к России и славянству[lxxiv].

Когда большая часть российской интеллигенции сочувствовала преступникам-нигилистам, революционерам, В.И. Аскоченский мужественно обличает их как врагов России и в стихотворной форме («Нигилисту», 1863; «По прочтении высочайшего рескрипта гр. М. Н. Муравьеву», 1865; «Ужасное открытие», 1866 - в связи с выстрелом Каракозова).

Множество статей помещали в «Домашней беседе» издатели подлинно-православного журнала «Душеполезное чтение» [lxxv] прот. Алексий Ключарёв (впоследствии знаменитый епископ Дмитровский, а затем архиепископ Харьковский Амвросий), прот. В. Нечаев (впоследствии епископ Костромской Виссарион), прот. В.В. Лебедев, а также архимандрит Августин (Гуляницкий, впоследствии епископ Екатеринославский), архим. Иосиф (Баженов), впоследствии епископ Балтский, архим. Леонид (Кавелин), свящ. Т. Твердынский, свящ. М. И. Херасков, К. Д. Думитрашко и мн. др.

За десятилетнее существование журнал приобрел репутацию строго-религиозного борца за православное дело. В 1869 г. Св. Синодом и Главным управлением по делам печати была утверждена новая обширная программа «Домашней беседы» с 11 разделами, освещающими «всю сферу человеческих познаний, начиная от нравственно-догматического учения Церкви православной до последних явлений жизни обыденной»[lxxvi].

Однако в этом же году редактор подвергся обвинению и судебному преследованию за перепечатывание в «Домашней беседе» без согласия автора из «Пермских епархиальных ведомостей» статьи магистра Кокшарова «Несколько слов по поводу нищенства».

В это время особенная поддержка была оказана епископом Феофаном (Говоровым), бывшим епископом Владимирским, тогда уже находившемся на покое, в затворе. Особенно активно святитель Феофан начал публиковаться в журнале с 1868 г. и был после редактора-издателя самым часто публикующимся автором до самого прекращения его издания. Помимо крупных сочинений, таких как «Порядок богоугодной жизни», «Душа и ангел не есть нечто телесное, а чистый дух» и др.[lxxvii], ему принадлежали многочисленные передовые статьи.

В 1870-е годы журнал вступал нисколько не растеряв своей основательности и не изменив «православно-патриотическому направлению». Редактору-издателю вслед за отдельным томом басен и отголосков [lxxviii] удалось преодолеть цензуру и опубликовать свою драму «Марфа Посадница» [lxxix], а затем и другие отдельные издания[lxxx].

В «Домашней беседе» постоянно публиковались миссионерские материалы, которые были выделены в специальный «Миссионерский отдел». Рассматривалась деятельность Православного миссионерского общества и его комитетов на местах, внутренней миссии[lxxxi], многочисленные заметки об Алтайской миссии (с 1860 г.) и др., внешней миссии, особенно в Японии (1867-1877).

Значительное число публикаций было посвящено православным праздникам[lxxxii], старообрядчеству, церковной и культурной жизни Киева, малороссийских губерний. Многочисленные материалы были посвящены евреям[lxxxiii].

Среди авторов журнала были Ф. Н. Глинка, А. Н. Майков, гр. М. В. Толстой, Ф. И. Тютчев и др.

Редактору-издателю «Домашней беседы» приходила огромная почта со всех уголков православного мира, от лиц всех сословий и состояний. Так будущий знаменитый архиепископ Никон (Рождественский) в бытность еще студентом писал В.И. Аскоченскому:

«Достоуважаемый Виктор Ипатьевич!

Извините, что так долго задержал деньги, следуемые с меня за «Домашнюю Беседу» сего года <...> Посылаю при сем также начало рассказа с покорнейшей просьбой: прочтите ради Бога и скажите свое мнение: стоит ли продолжить его? <...>

Изменяйте, переделывайте, сокращайте что угодно и как угодно - отдаю в полное ваше распоряжение <...>... Если угодно, помещайте в виде отдельных очерков; или не лучше ли переменить форму рассказа на форму дневника? Ради Бога: скажите свое мнение и дайте совет. Гонорара мне никакого не нужно: не желаю делать добро за деньги. <...> Впрочем, есть и маленькое корыстное желание: уверен, что в удовлетворении его отказа не получу, я страстно желаю иметь у себя вашу драгоценную «Беседу» за все годы, чтобы и самому все прочитать, и другим доставить в том же возможность. <...>

Прилагая при сем почтовую марку, смею надеяться, что вы удостоите меня чести получить от вас ответ, хотя бы и не скоро.

Искренне уважающий вас немножко известный вам ваш новый подписчик,

ученик Моск. Дух. семинарии

Николай Рождественский

Москва, 8 марта 1874 г.»[lxxxiv]

Несмотря на невзгоды, постоянную полемику, неприятности, безденежье, твёрдость характера издателя, оптимизм и поддержка православных позволяли до времени В.И. Аскоченскому переносить все жизненные невзгоды. Но беды сыпались одна за другой: развивается болезнь (ревматизм в обеих ногах), а 30 марта 1876 г. умирает полуторагодовалый сын Владимир[lxxxv].

Тем не менее, В.И. Аскоченский неизменно твердо выступает на защиту православия против усиливающегося в обществе неверия, едко высмеивая все либерально-нигилистическо-западноевропейское в науке, литературе, общественной и государственной жизни.

В журнале продолжали подвергаться критике церковные деятели в сане, со степенями и защита монашества, монастырей[lxxxvi], публикуются записки о международной политике и жизни зарубежного славянства (особенно на Балканах и в Галиции), собственный перевод с польского - трагедия И. Коржениовского «Карпатские горцы» [lxxxvii]. В 1876-1877 гг. постоянно помещались подробные репортажи об освободительном движении балканских славян и о русско-турецкой войне.

И, тем не менее, имевшая немалый успех, «Домашняя Беседа», значительно увеличившая свой объём, всё же вскоре была вынуждена прекратить своё существование.

В № 45 от 5-го ноября 1877 г. неожиданно появилось «Грустное, но необходимое объявление подписчикам, читателям и почитателям «Домашней Беседы», где говорилось: «Редактор-издатель журнала «Домашняя Беседа» Виктор Ипатьевич Аскоченский, 19 лет послуживший верой и правдой общественно литературному делу в издании «Беседы», которая всегда была врагом духа века сего и стояла крепко на твердой почве св. православия и народности русской, вследствие усиленных занятий, 23-го октября поражен нервным ударом (воспалением в мозгу) и на днях отправлен в больницу. Надежда на скорое его выздоровление довольно сомнительна. И потому как выпуск дальнейших номеров «Домашней Беседы» за текущий год, так и подписка на «Домашнюю Беседу» в будущем 1878 году, впредь до поправления здоровья редактора, прекращаются. Жена редактора, Татьяна Владимировна Аскоченская, в глубокой горести о серьезной болезни ее мужа, который жил единственно трудами издания журнала и теперь, кроме значительных долгов, не оставил ей с четверыми детьми никаких средств даже и к дневному пропитанию, покорнейше просит гг. подписчиков извинить ее больного мужа за недоимку номеров «Домашней Беседы» в текущем году и по христианскому братолюбию помолиться о его выздоровлении, для поддержки его бедного семейства и убитой горестью жены его»[lxxxviii].

Троице-Сергиева пустынь под Петербургом

Из Петропавловской больницы В.И. Аскоченский уже не вышел. Пострадав более полутора лет он скончался 18 мая 1879 г. и был похоронен в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, неподалеку от Стрельны, где много лет настоятельствовал святитель Игнатий (Брянчанинов).

Писательская братия предпочла не обращать особенного внимания на кончину того, кто много лет открыто и бесстрашно отстаивал православные ценности. Некрологи появились в «Церковном Вестнике»[lxxxix], в «Церковно-общественном вестнике»[xc], «Волынских епархиальных ведомостях»[xci], в журнале «Древняя и новая Россия»[xcii]. Но даже и те, кто обратил внимание на многострадальную жизнь В.И. Аскоченского, делали порой оговорки, явно не красящие их.

В «Историческом Вестнике» (1882 г., №№ 1-9) были изданы фрагменты дневника В.И. Аскоченского (веденного им с 1835 по 1857 г.) с тенденциозными предисловием и комментариями секретаря комитета иностранной цензуры и Общества любителей древней письменности Ф. И. Булгакова.

Хотя, по его словам, «Дневник» и «представляет целую энциклопедию, какая только доступна силам одного человека», но выбирал издатель для публикации фрагменты критического характера из поры молодости и личной жизни, практически не включив самые важные страницы, упоминание о которых мы можем встретить в опубликованном наследии В.И. Аскоченского.

Н.С.Лесков, живший в Киеве с 1849 по 1857 гг. и принимавший участие в редакционной работе «Исторического вестника» над изданием дневниковых записей В.И. Аскоченского, в письме от 20 августа 1882 г. к своему корреспонденту Ф. А. Терновскому говорил о дневнике В.И. Аскоченского как «о глупейшем и даже в некотором отношении подлом».

И тогда же в своем повествовании «Печерские антики»[xciii] он поместил двусмысленные строки: «Вообще надо жалеть, что никто из знавших Аскоченского киевлян не напишет хорошей беспристрастной заметки о треволненной жизни и трудах этого человека с замечательными способностями, из которых он сделал едва ли не самое худшее употребление, какое только мог бы ему выбрать его злейший враг. Праху его мир и покой, но его жизненные невзгоды и карьерная игра характерны и поучительны»[xciv].

А на помощь к оставшимся без кормильца и средств к существованию вдове и малолетним детям В.И. Аскоченского пришли его верные единомышленники, молитвенники, благотворители, такие как свт. Феофан Затворник.

В начале ХХ вв. споры об В.И. Аскоченском оживились. И связано это было отчасти с публикацией брошюры профессора Казанской Духовной академии П.В. Знаменского «Богословская полемика 1860-х годов об отношении православия к современной жизни» (Казань, 1902). Отметился в данном обсуждении (во многом как осуждении В.И. Аскоченского) и В.В. Розанов, явно не знакомый с содержанием «Домашней Беседы».

Иным был взгляд твёрдо стоявших за православие исповедников, сказавших (как С. Нилус в 1909 г.) «Доброе слово памяти В.И. Аскоченского»: «Сейчас у меня в руках был двадцать первый выпуск журнала «Домашняя Беседа» того же двадцать четвертого мая, что и сегодня, когда записываются эти строки, но только сорок лет тому назад 1869 года. Ровно сорок лет исполнилось сегодня пожелтевшим страницам этим, издававшимся в конце пятидесятых, в шестидесятых и семидесятых годах знаменитым в то время борцом за коренные устои русской жизни, Виктором Ипатьевичем Аскочевским, крепким и безтрепетным стоятелем за веру Православную, за царя самодержавного, за великий верою своею и смирением народ русский. <...>.

Царство Небесное подвижнику русского духа!»[xcv]

Ни клевета, ни хула, ни замалчивание дела и наследия Виктора Ипатьевича Аскоченского не смогли ничего убедительного противопоставить этому заключению.

А потому есть все основания присоединиться к словам-завещанию святителя Игнатия (Брянчанинова) из письма к брату Петру Александровичу от 12 января 1866 г.: «Должно благодарить В.И. Аскоченского и много благодарить!» [xcvi]

Александр Дмитриевич Каплин, доктор исторических наук

г.Харьков



[i] Здесь и далее все даты приводятся по юлианскому календарю.

[ii] Аристарх Ипатьевич Аскоченский (1815-1896) впоследствии стал известным врачом (защитил в 1858 г. докторскую диссертацию в Императорской С.-Петербургской Медико-хирургической академии) и публицистом.

[iii] Дневник В.И. Аскоченского // Исторический вестник. - 1882. - Т.VII.- С.89-90.

[iv] Святитель Иннокентий (Борисов Иван Алексеевич) (1800-1857) в 1823 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра. С 1830 г.- ректор и профессор богословия этой же академии. С 3 октября 1836 г. - епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии, оставаясь в должности ректора Киевской духовной академии. С 1 марта 1840 г. - епископ Вологодский и Устюжский. С 24 февраля 1848 г. - архиепископ Херсонский и Таврический. В 1997 г. причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата).

[v] Впоследствии архиепископ Херсонский и Одесский.

[vi] В 1839 г. Георгий Говоров (будущий святитель Феофан Затворник), как лучший из воспитанников выпускного курса из Орловской семинарии, а Михаил Булгаков (будущий митрополит Московский Макарий) из Курской семинарии были направлены в Киевскую духовную академию.

15 февраля 1841 г. ректором академии, епископом Чигиринским Иеремией (Соловьёвым) Георгий Говоров был пострижен в монашество с именем Феофан, а Михаил Булгаков - с наречением ему имени Макарий.

[vii] Гильтебрандт Петр. Виктор Ипатьевич Аскоченский // Древняя и новая Россия.- 1879.- №6.- С. 172.

[viii] Аскоченский В. И. История Киевской Духовной Академии, по преобразовании ее в 1819 году. - СПб.: Тип. Э. Веймара, 1863.- С. III.

[ix] Материалы для биографии Филарета, митрополита Московского // Домашняя беседа.- 1871.- Вып. 18.- С.559.

[x] Там же. - С.563.

[xi] Аскоченский В. И. История Киевской Духовной Академии, по преобразовании ее в 1819 году. - СПб.: Тип. Э. Веймара, 1863.- С. 221.

[xii] Там же. - С. 227.

[xiii] Еженедельный общедоступный журнал «Воскресное чтение» при Киевской духовной академии издавался с перерывами в 1837-1912 гг. В конце 1836 г., еп. Иннокентий (Борисов) совместно с преподавателями и профессорами академии протоиереем Иоанном Скворцовым, Я. К. Амфитеатровым и бакалавром иеромонахом Димитрием (Муретовым) составил программу первого в Киеве духовно-нравственного журнала. Благодаря поддержке митрополита Евгения (Болховитинова) в начале следующего года было получено разрешение на издание журнала. Первоначальный тираж еженедельника составлял 2500 экз., иногда «Воскресное чтение» выходило и 2-м изданием. В 1837-1839 гг. большинство опубликованных статей были написаны редактором журнала еп. Иннокентием (Борисовым).

[xiv] «Маяк» издавался С. А. Бурачком в 1840-1845 гг. (в 1840-1841 гг. - совместно с П. А. Корсаковым).

[xv] Аскоченский В.И. Мои воспоминания о Кольцове (См.: Русский инвалид.- 1854.- № 244; Киевские губернские ведомости.- 1854.- № 41; Домашняя беседа для народного чтения. - 1861. - Вып. 13.- С.245-250; Исторический вестник. - 1882. - Т.VII.- С.89-90; Аскоченский В.И. Из дневника // Современники о Кольцове. - Воронеж, 1959.- С.165-166).

[xvi] См.: Исторический вестник. - 1882. - Т.VII. - № 2. - С.335.

[xvii] Исторический вестник. - 1882. - Т.VII.- № 3.- С.535.

[xviii] Пройдут годы и один из главных героев романа В.И. Аскоченского «Асмодей нашего времени», под которым угадывается сам автор, получит фамилию «Софьин».

[xix] Бибиков Дмитрий Гаврилович (1792-1870). В 1837 г. назначен киевским генерал-губернатором, а в 1852 г. - министром внутренних дел.

[xx] Его сын, министр внутренних дел, Дмитрий Сергеевич Сипягин, будет убит террористами 2 (15) апреля 1902 г.

[xxi] И мои воспоминания о Т.Г. Шевченке // Домашняя беседа для народного чтения.- 1861. - № 33. - С. 645- 651.

[xxii] Цензурное разрешение от 15 ноября 1845 г. «Начертание» было посвящено киевскому гражданскому губернатору И.И. Фундуклею.

[xxiii] Аскоченский В. И. Краткое начертание истории русской литературы. - К.: Универс. тип, 1846. - 162 с.

[xxiv] Там же.- С. 102.

[xxv] Два письма Преосвящ. Иннокентия, архиепископа Херсонского, к редактору «Домашней Беседы» // Домашняя беседа.- 1870.- Вып. 45.- С. 1224.

[xxvi] Отечественные записки.- 1846.- №9.- С.12.

[xxvii] Аскоченский В. И. Стихотворения. - К.: Тип. И. Вальнера, 1846.- 200, III с. Цензурное разрешение 24 июня 1846 г.

[xxviii] См.: Библиотека для чтения.-1846.-Т.79; Современник.- 1846.- Т.44; Отечественные записки.- 1846.- №10.

[xxix] Аскоченский В.И. Дневник // Исторический вестник.- 1882.- №7.- С.47.

[xxx] Разрешение цензуры было получено 14 июля 1846 г.

[xxxi] Исторический вестник. - 1882.- №6.- С.520.

[xxxii] Павлович А. Виктор Ипатьевич Аскоченский (Некролог) // Церковный вестник.- 1879.- № 21.- С. 14.

[xxxiii] Очерки Волынской губернии в историческом, географическом, статистическом и этнографическом отношениях, издаваемые при «Волынских губернских ведомостях» под ред. В. Аскоченского.- Житомир, 1847. - 163 с.

[xxxiv] Панорама, или Очерки из современной жизни. - Ч. 1-3.- СПб.: Тип. Морск. м-ва, 1875.- С. II.

[xxxv] Совестный суд - губернский суд в Российской империи, созданный по инициативе Екатерины II в 1775 г. для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости». Рассматривал некоторые гражданские дела с целью примирения сторон, например, о разделах имущества между родственниками, и уголовные дела малолетних, невменяемых, глухонемых, а также совершённые при особо неблагоприятном стечении обстоятельств.

Состоял из судьи и шести заседателей - по два от каждого из сословий: дворян, городского и сельского.

[xxxvi] Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосв. Арсение, митрополите Киевском // Домашняя беседа.- 1876.- Вып. 23.- С.616.

[xxxvii] Антоний (Амфитеатров Яков Гаврилович) (1815-1879) - архиепископ Казанский и Свияжский. С 10 января 1851 г. - ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря.

[xxxviii] Первым монографическим исследованием, специально посвященным истории Киевской духовной академии, стала книга бакалавра иеромонаха Макария (Булгакова). В июне 1841 г. он закончил курс академического образования со степенью магистра и был оставлен при академии преподавателем русской церковной и гражданской истории, которые до того времени в академии не читались. Еще на студенческой скамье он увлекся историей своей alma mater. Плодом этого увлечения и стала «История Киевской Академии. Соч. воспитанника ее иеромонаха Макария Булгакова» (СПб.: Тип. Константина Жернакова, 1843. - 226 с.)

[xxxix] Аскоченский В.И. Киев с древнейшим его училищем Академиею. Ч. 1. - К.: Тип. Унив., 1856. - [8], 370 с. - Цензурное разрешение 27 декабря 1855 года; Аскоченский В.И. Киев с древнейшим его училищем Академиею. Ч. 2. - К.: Тип. Унив., 1856. - 566, [1] с. - Цензурное разрешение 30 апреля 1856 года.

[xl] Следующая книга по этой теме вышла годом позже: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. - СПб., 1857. - 456 с.

[xli] В 1863 г. В.И. Аскоченский издал еще одну монографию: «История Киевской Духовной Академии, по преобразовании ее в 1819 году». Книга была посвящена истории Академии после проведения в ней реформы. Повествование здесь доведено до 1851 года.

[xlii] Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосв. Арсение, митрополите Киевском // Домашняя беседа.- 1876.- Вып. 23.- С.616.

[xliii] Два письма Преосвящ. Иннокентия, архиепископа Херсонского, к редактору «Домашней Беседы» // Домашняя беседа.- 1870.- Вып. 45.- С. 1224.

[xliv] Русский композитор А. Л. Веделев // Киевские губернские ведомости.- 1854.- № 10; Моровая язва в Киеве в 1710 и 1770 гг. // Киевские губернские ведомости.- 1855.- № 18; Заложение Троицкой церкви в монастыре Фроловском // Киевские губернские ведомости.- 1855.- № 28; 1624 г. Запорожская [?] запись, данная Яницкими Киево-Братскому училищному монастырю // Киевские губернские ведомости.- 1856.- № 28; Три акта Выдубицкого монастыря 1572 г. // Киевские губернские ведомости.- 1857.- № 2; Документ о Гнилещине // Киевские губернские ведомости.- 1857.- № 5; О гайдамаке Гаркуше: документ 1754 г. // Киевские губернские ведомости.- 1857.- № 33; Наказ игумена Выдубицкого монастыря о посевах и полевых работах // Киевские губернские ведомости.- 1857.- № 34-35; Моровая язва в Киеве в 1710 и 1770 гг. // Киевские губернские ведомости.- 1858.- № 22.

[xlv] Аскоченский В. И. [псевд.: В. А.] Василий Григорьевич Григорович-Барский, знаменитый путешественник XVIII в. - Киев: Тип. Губ. правл., 1854.- 39 с.; Аскоченский В. И. [псевд.: В. А.]. Воспоминания о Я.К. Амфитеатрове, бывшем профессоре Киевской духовной академии.- Киев: Тип. Губ. правл., 1854.- 24 с.; Аскоченский В.И. Сказание о церкви св. Георгия Победоносца, яже пред враты св. Софии в Киеве. - К.: Тип. ун-та, 1856. - [4], 30 с.; Аскоченский В. И. Амфитеатров Яков Косьмич, ординарный профессор Киевской духовной Академии. - К.: Тип. ун-та, 1857. - 155 с.; Аскоченский В. И. [Виктор Аскоченский] Петр Дамьянович Максимович, протоиерей Киево-Подольского Успенского собора: (Некролог).- Киев: Губ. тип., 1857.- 16 с.; Аскоченский В. И. Всенощное бдение на кануне дня успения пресвятой Богородицы и освящение церкви, во имя св. Николая Чудотворца, в Монастыре Киево-Михайловском, бывшее 7 октября 1856 года.- Киев: Губ. тип., 1857.- 30 с.; Аскоченский В. И. Преосвященный Аполлинарий, епископ Чигиринский, викарий Киевской митрополии: (Некролог).- Киев: Унив. тип., 1858.- [2], 46 с.

[xlvi] «Заморским витиям» (1854); «Встреча ополченцев в Киеве» (1854); «Ледюку и его клевретам» (1854); «Англии, союзнице Турции» (1854); «Сэру Непиру» (1854) и др.

[xlvii] В то время в Москве уже два года как издавался славянофильский объёмный журнал «Русская Беседа». Но он выходил раз в квартал и уже в силу этого не мог своевременно реагировать на многие текущие события.

А год назад (в июле 1857 г.) вышла первая революционная газета «Колокол».

[xlviii] Домашняя беседа для народного чтения. - 1858. - № 1. - С.5.

[xlix] См. напр.: Новейшие отступники от Православия // Домашняя беседа для народного чтения.- 1859. - Вып. 9.

[l] Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосв. Арсение, митрополите Киевском // Домашняя беседа.- 1876.- Вып. 23.- С.617.

[li] Иона (Голубцов). Религия, нравы и обычаи амурцев // Домашняя беседа для народного чтения.- 1859. - Вып. 34; Шевляков В. Якуты-христиане // Домашняя беседа для народного чтения.- 1859. - Вып. 46 и др.

[lii] Домашняя беседа для народного чтения.- 1859.- Вып. 42.

[liii] Бурачок С. А. Современные вопросы // Домашняя беседа для народного чтения.- 1859. - Вып. 45.

[liv] См. напр: Аномалии в мире литературном // Домашняя беседа для народного чтения.- 1859. - Вып. 43.

[lv] «Искра», еженедельный сатирический журнал, выходивший в Петербурге в 1859-1873 гг. Издатели - В. С. Курочкин и Н. А. Степанов (вышел из состава редакции в 1864 г.).

[lvi] Руководителем журнала с 1853 г. стал, наряду с Н.А. Некрасовым, Н. Г. Чернышевский и с 1856 года - Н. А. Добролюбов. С 1858 г. журнал вёл резкую полемику с консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это повело к расколу в редакции. В июне 1862 г. журнал был приостановлен на 8 месяцев. В редакцию возобновленного Некрасовым в начале 1863 года журнала вошли М. Е. Салтыков-Щедрин (до 1864), М. А. Антонович, А. Н. Пыпин. В июне 1866 года журнал был закрыт.

[lvii] «Свисток» - сатирическое приложение к журналу «Современник», предпринятое в 1858 году Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым. Приложение состояло из юмористических литературных произведений и критических статей, заметок. Также в нём постоянно печатались карикатуры.

Поскольку издателям «Современника» не удалось получить цензурное разрешение на издание отдельной иллюстрированной сатирической газеты, «Свисток» публиковался внутри «Современника» и был своеобразным «журналом в журнале». Первый выпуск «Свистка» вышел в январе 1859 года («Современник», № 1), последний - в апреле 1863 года (в четвёртом номере «Современника»).

Добролюбову современники ставили в вину «свистопляску» - глумление над авторитетами и чересчур язвительный полемический тон. Через полтора года после смерти Добролюбова выпуск «Свистка» прекратился.

[lviii] Герцен А.И. Собр. соч. В 30-ти тт. - Т. 18: Статьи из «Колокола» и другие произведения 1864-1865 годов. - М., 1959. - С.199.

[lix] Цензором журнала В.И. Аскоченского был назначен поляк по происхождению, а по вероисповеданию католик.

[lx] Исидор (Никольский), митрополит Киевский (с 1 марта 1858 г.), митрополит Новгородский и С.-Петербургский (с 1860 г.).

[lxi] «Православное Обозрение» - богословско-философский журнал, издававшийся ежемесячно в Москве с 1860 по 1891 г. под редакцией свящ. Н. А. Сергиевского, при сотрудничестве священников Г. П. Смирнова-Платонова, П. А. Преображенского и А. М. Иванцова-Платонова. Характер его был преимущественно публицистический. Журнал знакомил публику с лучшими произведениями иностранной богословской литературы. В журнале принимало участие много светских лиц.

[lxii] Записки звонаря // Домашняя беседа для народного чтения. - 1861. - Вып. 6-10; 12-13; 15-16.

[lxiii] Аскоченский В. Мои воспоминания о преосвящ. Арсение, митрополите Киевском // Домашняя беседа.- 1876.- Вып. 23.- С. 618.

См. также: Аскоченская Татьяна. Воспоминания бывшей воспитанницы Ивановской школы // Домашняя беседа.- 1871.- Вып. 50.- С. 1195-1203.

[lxiv] Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосв. Арсение, митрополите Киевском // Домашняя беседа.- 1876.- Вып. 23.- С.617.

[lxv] Мысли о чтении Евангелия // Домашняя беседа для народного чтения. - 1862. - Вып. 43-44 (Подп.: Николо-Бабаевский монастырь. 1847.); Евангельские блаженства // Домашняя беседа для народного чтения. - 1862. Вып. 45-46 (Подп.: Николо-Бабаевский монастырь. 1847 г.); Крест свой и Крест Христов // Домашняя беседа для народного чтения. - 1863. - Вып. 4-5. (Подп.: Сергиева пустынь. 1850 г.) и др.

[lxvi] Отзыв на рецензию сочинений преосвященного Игнатия, сделанную священником Павлом Матвеевским // Домашняя беседа для народного чтения. - 1864. - Вып. 3-5. (Подп.: Православный.)

[lxvii] Аскоченский В. И. [Рец. на книги свт. Игнатия: «Поучения». СПб., 1863, «Чаша Христова». СПб., 1862 (обл. 1863); «Поучение о спасении». СПб., 1862] // Домашняя беседа для народного чтения. - 1863. - Вып.11. - С. 279-280.

Аскоченский В. Указатель книг: «Аскетические опыты» архимандрита Игнатия, ныне епископа, жительствующего на покое в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. - СПб., 1865. Т. 1-2 // Домашняя беседа для народного чтения. - 1865. - Вып. 19. - С. 614-616.

[lxviii] Аскоченский В. И. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов): (Биогр. очерк)// Домашняя беседа. - 1867. - Вып. 24. - С. 654-665; Вып. 25. - С. 678-694.

[lxix] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения.- 2-е изд., испр. и доп. - Т. 7. Письма. - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1886.- С. 419.

[lxx] Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере // Домашняя беседа для народного чтения. - 1865. - Вып. 17-29.

[lxxi] Лев (Наголкин), иеросхим. Вопросы ученика и ответы старца // Домашняя беседа. - 1866. - Вып. 4-8.

[lxxii] Троице-Сергиева пустынь // Домашняя беседа для народного чтения. - 1865. - Вып. 17-30; Лебедев В., прот. Церковь при дворе великого князя Николая Николаевича старшего // Домашняя беседа. - 1866. - Вып. 20-23 и др.

[lxxiii] Леонид (Кавелин), архим. Последние русские православные пустынножители // Домашняя беседа для народного чтения. - 1862. - Вып. 20-26); Леонид (Кавелин), архим. Монашество и монастыри // Домашняя беседа. - 1875. - Вып. 19-26); Иосиф (Баженов), архим. Монастырский вопрос // Домашняя беседа. - 1872. - Вып. 42-47.

[lxxiv] Джунковский Степан Степанович и его энциклика // Домашняя беседа. - 1866. - Вып. 41-49; Думитрашко К.Д. Истинные вселенские соборы в сопоставлении с нынешним мнимо-вселенским собором в Риме // Домашняя беседа. - 1870. - Вып. 17-21.

[lxxv] «Душеполезное Чтение» издавалось в Москве (в 1860-1914 гг.). Инициатором издания был свящ. А. Ключарев, ставший соредактором-издателем вместе со свящ. В. Нечаевым и свящ. В. Лебедевым. Митр. Московский св. Филарет (Дроздов) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о разрешении издания.

[lxxvi] Домашняя беседа.- 1869.- Вып. 17.- С. 483.

[lxxvii] См.: «Покаяние и обращение грешника к Богу» (1868. Вып. 9-15), «Порядок богоугодной жизни» (1868. Вып. 22-47), «Душа и тело не есть нечто телесное, а чистый дух» (1869. Вып. 1-15, 20), «Уроки из деяний и словес Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1870. Вып. 5-8, 13-32), «Письма о духовной жизни» (1870. Вып. 33-51), «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия» (1871. Вып. 6-51), «Как надобно молиться» (1872. Вып. 22-26), «Библия по переводу LXX толковников есть законная наша Библия» (1876. Вып. 20- 23) и мн. др.).

[lxxviii] Аскоченский В. И. [псевд. Незамай В.] Басни и отголоски. - СПб.: Тип. Акад. наук, 1869.- VIII, 222 с.

[lxxix] Сначала в «Домашней Беседе» (1870. Вып. 1-4), а затем отдельным изданием: Аскоченский В. И. Марфа Посадница, или Падение Новгорода: Драм. представление в 4-х карт.- Тип. Морск. м-ва, 1870.- [4], 64 с.

[lxxx] Аскоченский В. И. Концерт Шереметевского хора, данный под управлением г. Ломакина, в зале Дворянского собрания, 5-го апреля 1872 г. - СПб.: Тип. Морск. м-ва, 1872.- [2], 10 с.; Аскоченский В. И. [псевд В.А.] Стрекоза, муравей и пчелка: Комедия для детей [в стихах]: Подарок к празднику умненьким и милым детям. - СПб.: Тип. Морск. м-ва, 1872.- [2], 8 с.; Аскоченский В. И. [псевд. Звонарь] Записки Звонаря. - СПб.: Тип. Нусвальта 1873.- 68 с.; Аскоченский В. И. [псевд. В. А.] Панорама, или Очерки из современной жизнию Ч. 1-3.- СПб.: Тип. Морск. м-ва, 1875.- 730 с.; Аскоченский В. И. [псевд. В. А.] Письма с того света пятилетнего брата к шестилетней своей сестре.- СПб.: Тип. Э. Гоппе, 1876.- 60 с.; Аскоченский В. И. [псевд. Кочка-Сохрана В.] Асмодей нашего времени. 2-е изд. - СПб.: Тип. В. Готье, 1877.- 207 с

[lxxxi] Парфений (Попов), архиеп. Иркутский. Сведения об Иркутской духовной миссии // Домашняя беседа.- 1870. - Вып. 37-39; 41-44; 47-52.

[lxxxii] См. напр. Калинский И. Народные верования в праздник Пасхи // Домашняя беседа.- 1877. - Вып. 14.

[lxxxiii] См: статьи и очерки А. А. Алексеева (Н. Вульфа), постоянно печатавшегося в журнале; «Жизнь и приключения бывшего еврея, а ныне православного христианина» В. Мельникова (1876. Вып. 23-27; 31- 32 и др.)

[lxxxiv] Архиепископ Никон (Рождественский). На страже духа.- М., 2007 (Электр. рес.: http://www.pravoslavie.ru/put/3087.htm)

[lxxxv] Домашняя беседа. - 1876.- №21.- С.550.

[lxxxvi] См.: отзыв о свящ. И. С. Беллюстине «Хульник в рясе» (1877. - Вып. 26, 39), статья «Гранаты под цифрами, начиненные порохом лжи» о книге проф. Д. И. Ростиславова «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» (1877. - Вып. 1) и др.

[lxxxvii] Домашняя беседа.-1877. - Вып. 4, 15-17, 19.

[lxxxviii] Домашняя беседа. - 1877.- №45.- С.1247-1248

[lxxxix] Павлович А. Виктор Ипатьевич Аскоченский (Некролог) // Церковный вестник.- 1879.- № 21.- С. 13-15.

[xc] Некролог [В.И. Аскоченский] // Церковно-общественный вестник.- 1879.- № 60.- 20 мая.- С. 6-7.

[xci] Виктор Ип. Аскоченский (Некролог) // Волынские епархиальные ведомости. - 1879. - № 13. - Часть неофициальная. - С. 510-511.

[xcii] Гильтебрандт П. Виктор Ипатьевич Аскоченский (некролог) // Древняя и новая Россия.- 1879.- №6.- С.172

[xciii] Первая публикация: Киевская старина. -1883.- Т. 5.- №№ 2 -4.

[xciv] Лесков Н.С. Печерские антики // Сочинения в 11 т. - М., 1958. - Т. VII.- С.178.

[xcv] Нилус С. На берегу Божьей реки. - Изд-во Свято-Троицкой Лавры, 1991.- Ч.1.- С.153-154.

[xcvi] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения.-2-е изд., испр. и доп. - Т. 7. Письма. - СПб. Изд. И.Л. Тузова, 1886.- С. 447.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Каплин
«Я про себя знаю только то, что люблю Родину, что я русский человек...»
Заметки к юбилею художника-мыслителя Алексея Балабанова (25.02.1959 - 18.05.2013)
25.02.2024
«Западом и наказывал и накажет нас Господь...»
Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века
22.01.2021
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Будь не с Брёховки, а – с Харасеи
Из записок «По дороге домой»
06.11.2020
Все статьи Александр Каплин
Новости Москвы
Все статьи темы
Консервативная классика
Слово о русской философии.
Протоиерей Сергий Булгаков. Софиология
19.04.2024
Алексей Фатьянов
«Писатель о писателях»
18.04.2024
Александр Твардовский
«Писатель о писателях»
17.04.2024
Слово о русской философии.
Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции
03.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06