Президенту Российской Федерации В. В. Путину
103132, Москва, ул. Ильинка, 23, подъезд 11
Уважаемый Владимир Владимирович!
В Межрегиональное общественное движение в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание» с просьбой о помощи обратились представители родительской общественности Борисоглебского муниципального района Ярославской области, обеспокоенные тем, что Приказом департамента здравоохранения и фармации области от 26.10.2012 предписано сократить акушерские койки ГУЗ ЯО Борисоглебской ЦРБ с 01.01.2013 г. Цель сокращения - оптимизация деятельности центральной районной больницы и «приведение фактической коечной мощности акушерских стационаров к нормативной».
30 января 2013 года мы уже обращались к Вам с обращением по данному вопросу.
К сожалению, на сегодняшний день можно констатировать факт нарушения Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» чиновниками федерального и регионального уровня. Вопросы, которые были поставлены в наших обращениях, направленных в Ваш адрес, так и остались без мотивированных ответов.
29 марта 2013 года нами был получен ответ из прокуратуры Ярославской области, из которого следует, что по поставленным вопросам оснований для применения мер прокурорского реагирования не установлено. В обоснование принятого решения в ответе указывается следующее:
В соответствии с Порядком оказания акушерско-гинекологической помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.10.2009 г. N 808н, издан приказ департамента здравоохранения и фармации от 18.12.2012 г. N 2825 «О реализации Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи в ЛПУ Ярославской области и признании утратившим силу приказа департамента от 09.04.2010 г. N411».
В частности, приказом департамента предусмотрено, что ГУЗ ЯО «Борисоглебская ЦРБ» направляет беременных с низкой и средней степенью риска в ГУЗ ЯО «Ростовская ЦРБ», ГУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» и ГБУЗ ЯО «Клиническая больница N 10» (учреждения 2 группы), беременных с высокой степенью риска - в ГБУЗ ЯО «Областной перинатальный центр» (учреждение 3-й группы).
С принятым по результатам нашего обращения решением не согласны, считаем его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Сотрудники прокуратуры формально подошли к рассмотрению нашего обращения, указав, что сотрудники департамента здравоохранения и фармации Ярославской области правы, поскольку действовали на основании приказа. При этом проверка законности издания данного приказа, а также оценка его соответствия действующему федеральному законодательству, прокуратурой не проводились.
При данных обстоятельствах проверка нашего заявления не может быть признана полной, а значит, и законной, поскольку не содержит мотивированной позиции по следующим существенным вопросам.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», (далее Закон), установлены основные принципы охраны здоровья (ст.4), среди которых:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- доступность и качество медицинской помощи.
Согласно ст.10 Закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Изданные приказы департамента здравоохранения и фармации от 18.12.2012 г. N 2825 «О реализации Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи в ЛПУ Ярославской области и признании утратившим силу приказа департамента от 09.04.2010 г. N411» и от 26.10.2012 г. N 2239 о сокращении с 01.01.2013 г. акушерских коек, в том числе в ГБУЗ ЯО «Борисоглебская ЦРБ», не соответствуют указанным выше положениям закона. При издании данных приказов чиновники руководствовались не приоритетом интересов пациентов, а лишь вопросами оптимизации структуры расходов бюджетных средств. Данные приказы фактически делают недоступной медицинскую помощь необходимого качества некоторым категориям граждан.
Указанные выше приказы вступают в прямое противоречие со ст.10 Закона. Лица, нуждающиеся в медицинской помощи, а это беременные женщины, лишаются возможности получить медицинскую помощь по месту своего жительства, их вынуждают обращаться в ЛПУ, расположенные на большом расстоянии от их дома, что может привести к осложнению родов и негативно повлиять на здоровье мамы и ребёнка. Будущих мам также лишают и возможности выбора медицинской организации и врача тем, что предписывают обращаться в конкретные ЛПУ. Зачастую роды бывают сложными и женщины вынуждены находиться в больнице продолжительное время. В этой ситуации нахождение женщин на значительном расстоянии от дома, приводит к ограничению, возможно, встречаться со своими родными и близкими, лишает матерей и детей возможности получать оперативную помощь от родственников, которая часто является необходимой для сохранения жизни и здоровья малыша и его мамы.
Из ответа прокуратуры Ярославской области от 15.03.13. за N 7-130-2013 (N9944, копия прилагается) следует, что контролирующим органом Минздрава России было установлено, что акушерские отделения, в которых с 01.01.2013 г. сокращены койки, не соответствуют «Порядку оказания медицинской помощи», не имеют лицензии на специализированную помощь по акушерству-гинекологии, не обеспечивают возможность качественного оказания хирургической, анестезиологической медицинской помощи при родовспоможении.
Федеральный закон N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» вступил в действие с 1 января 2013 года.
С 1 января 2013 года, вступили в действия нормы этого закона о передачи полномочий по лицензированию медицинской деятельности из федеральных органов РФ органам государственной власти субъектов РФ, а также передача всей муниципальной собственности (здания, сооружения, транспорт и пр.) в собственность соответствующих субъектов РФ (статьи 15 и 100 N 323-ФЗ).
Из приятого Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» следует, что Минздраву Ярославской области была предоставлена и профинансирована возможность привести все роддома сельской местности к необходимым нормам и условиям для прохождения лицензирования и обеспечения возможности качественного оказания хирургической, анестезиологической медицинской помощи при родовспоможении.
Но, всего этого не было сознательно сделано, по корыстному (продажа за бесценок или списания недвижимого и движимого муниципального имущества) или какому иному умыслу чиновниками Минздрава Ярославской области, что в итоге стало причиной повсеместного закрытия сельских роддомов.
Необходимо разобраться и дать прямой ответ на вопросы:
- почему в результате действия - бездействия или ненадлежащего выполнения своих обязанностей чиновниками Минздрава Ярославской области на протяжении последних лет медицинская помощь оказывалась в таких условиях?
- почему ответственные чиновники Минздрава Ярославской области не приняли мер по лицензированию и обеспечению оказания медицинской помощи соответствующего качества?
- почему сотрудники контролирующего органа Минздрава России, установив подобные вопиющие (а по-другому и не назовёшь) нарушения, пришли к выводу, что в ярославском здравоохранении всё в порядке?
Родительской общественности, как представителям гражданского общества России, теперь уже не надо никаких других доказательств, подтверждающих виновность сотрудников ЛПУ при попустительстве чиновников от здравоохранения местного, регионального и федерального уровня, в гибели детей при оказании (неоказании) им медицинской помощи.
Совершенно кощунственным, глумливым, свидетельствующем о полном пренебрежении к гражданам и общественным институтам гражданского общества, выглядит фраза автора ответа на наше обращение (а в его лице прокуратуры Ярославской области) о том, что оснований для вмешательства органов прокуратуры не имеется.
Мы же считаем, что уже давно назрела необходимость вмешаться надзорным органам в ситуацию, сложившуюся в здравоохранении.
Давно пора надзорным органам поставить перед руководством области и страны вопрос, о соответствии чиновников занимаемым должностям, если они допускают, что уже с первых минут своей жизни юные граждане России сталкиваются с некачественной медицинской помощью.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют, что нет ни одного не то, чтобы законного, но даже разумного (а зачастую наши законы просто противоречат здравому смыслу) основания для принятия решения о закрытии роддома. Проверка, проведенная прокуратурой Ярославской области, это лишь попытка прикрыть незаконные действия чиновников. Мы уверены, что фактическая проверка наших доводов вообще не проводилась, а в основу обжалуемого решения положены результаты проверки комиссии, созданной по поручению Минздрава России.
Владимир Владимирович! Вынуждены апеллировать непосредственно к Вам, поскольку видим, что надзорное ведомство не справляется с возложенной на него функцией. На наш взгляд в регионах произошло сращивание чиновников прокуратуры с чиновниками исполнительной власти. Любая наша жалоба на местных и региональных чиновников наталкивается, мягко говоря, на непонимание со стороны прокуратуры, отсутствие какого-либо желания вникнуть в ситуацию, услышать голос граждан и общественных институтов гражданского общества.
Просим Вас разобраться в ситуации и принять меры, которые будут способствовать внимательному и объективному рассмотрению неравнодушных граждан России.
Прошу дать мотивированный ответ в установленные законом сроки.
N п/п |
Ф. И. О. |
АДРЕС |
ПОДПИСЬ |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
От редакции. См. по теме:
«Кто потом будет отвечать за смерти новорожденных и рожениц?»,
Священник Александр Аниканов «Наши жены хотят рожать детей здесь»
Ольга Аниканова «Роды по-ярославски, или Русская рулетка»