На протяжении долгих лет Уго Чавес целенаправленно проводил курс на выстраивание дружеских отношений с Россией - ему требовалась военно-политическая и экономическая поддержка. За последние 11 лет Каракас стал одним из важнейших стратегических партнеров Москвы на латиноамериканском континенте, который позволяет Кремлю не только держать руку на пульсе в Западном полушарии, но и при необходимости провоцировать США.
Отдельного внимания заслуживает смерть Чавеса - да, обвинять США и «наймитов» Вашингтона в целенаправленном инфицировании президента Венесуэлы и облучении крайне сложно - никаких доказательств в пользу этой теории нет. Однако здоровье Чавеса заметно ухудшилось за последние 2-3 года, протии чего оказались бессильны лучшие врачи. Собственно говоря, он и сам отдавал себе отчёт в том, что спецслужбы США и их союзников, которые уже давно выступают в качестве инструмента экспансии крупнейших американских и европейских ТНК могли предпринять попытку спровоцировать заболевание раком намеренно. «Кому-то удалось выработать метод целенаправленного заражения раковыми болезнями, а известно об этом станет только лет через 50 или даже позже».
Достаточно вспомнить, рак был выявлен у бывшего президента Бразилии Луиса Инасиу Лулу да Силву, действующего президента этой страны Дилмы Роуссефф и экс-президента Парагвая Фернандо Луго. Да, безусловно, вполне возможно, что это чистое совпадение и американские спецслужбы и силовые ведомства (ЦРУ, АНБ и т.д.) не имеют к этоу никакого отношения. Однако череда раковых заболеваний у лидеров «красного движения» в Латинской Америке, которые решили бросить вызов глобальному доминированию США и транснационального капитала, вызывает определённые подозрения - уровень развития биотехнологий, генной инженерии, молекулярной медицины и прочих инструментов воздействия на организм человека достиг таких высот, что исключать вероятность облучения/инфицирования невозможно.
В настоящий момент российские нефтегазовые и прочие сырьевые компании реализуют инвестиционные проекты в Венесуэле на общую сумму в 22-25 млрд. долл. Прежде всего, речь идёт о крупных инвестиционных проектах «Роснефти», которая наряду с «Газпромом» превратилась в руку Кремля про продвижению геоэкономических и политических интересов руководства России. В этом плане наибольший интерес представляет разработка месторождений Хунин-6 в нефтяном поясе Ориноко, где уже началась промышленная добыча. Только в рамках этого проекта российские нефтегазовые гиганты приняли обязательства по инвестированию свыше 20 млрд. долл. в геолого-разведку и разработку наиболее перспективных и богатых углеводородами месторождений.
За счет венесуэльских проектов подконтрольная государству «Роснефть», и без того являющаяся крупнейшей в мире нефтегазовой компанией по объёмам добычи нефти, уже к 2017-2018гг. сможет нарастить объёмы добычи «чёрного золота» приблизительно на 300 тыс. баррелей в сутки, или 110 млн. баррелей нефти в год.
Отдельного внимания заслуживает военно-техническое сотрудничество, которое благодаря Уго Чавесу и руководству России вышло на качественно новый, более высокий уровень. Отметим, что по прогнозу Центра анализа мировой торговли оружием, в 2012-2015 годах Венесуэла в структуре российского экспорта вооружений должна выйти на второе место после Индии с объемом закупок в размере 3,2 млрд. долларов.
Безусловно, смерть Чавеса внесёт определённые коррективы в планы Кремля - в силу возникших политических и экономических рисков крупнейшие российские нефтегазовые компании постараются заморозить реализуемые ими инвестиционные соглашения, так как далеко не факт, что на смену Уго Чавесу придёт его соратник Николас Мадуро. Главному Да, по последним оценкам Чавеса и его курс поддерживает порядка 60-63% населения, подавляющая часть которых относится к бедным, нищим и полунищим слоям общества.
Однако во многом эти результаты объясняются личной харизмой и лидерскими качествами Чавеса, который на деле доказал, что готов в интересах правящего режима и населения страны пойти поперёк воли США и транснационального капитала: ему удалось национализировать нефтегазовую промышленность, вернуть в страну золотой запас и поставить под контроль добычу золота, которое в условиях нарастающей турбулентности на финансовых рынках и сползания мировой экономики в депрессию становится стратегическим активом.
Есть вероятность того, что США и ЕС постараются взять реванш за выдавливание крупных американских и европейских компаний из Венесуэлы и понесённые ТНК убытки - после смерти Чавеса американские и европейские элиты вполне могут предпринять попытку дестабилизировать обстановку в стране, провоцируя разжигание бунтов и социальной нестабильности. Это будет повторение политики целенаправленной хаотизации, которую США испытали на примере «диктаторских режимов» Ближнего Востока, благодаря которой им удалось избавиться от тех лидеров, которые хоть и выражали лояльность США и транснациональному капиталу, но, тем не менее, претендовали, на статус самостоятельного политического и экономического субъекта, с которым нужно было делиться.
Ради имиджа «демократов» либеральное правительство готов Родину продать
Однако справедливости ради надо сказать, что России не стоит переживать по поводу потенциальных потерь в случае прихода к власти губернатора штата Миранда Энрике Каприлес, который сумел объединить вокруг себя до того крайне разрозненную оппозицию и консолидировал всех недовольных социалистической стройкой команданте Чавеса. По крайней мере, не стоит по этому поводу переживать российским высокопоставленным чиновникам и либералам, которые и без всяких усилий извне с удовольствием раздают природные богатства России, по Конституции принадлежащие всем гражданам страны, «иностранным партнёрам».
Достаточно вспомнить случай с передачей России в пользу Норвегии спорного (с точки зрения самой Норвегии) участка Баренцева моря, который отошёл стратегическому конкуренту России в рамках подписанных в 2010г. соглашений о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Напомним, что Россия и Норвегия подписали договор о разграничении примерно 175 тыс. кв. км богатой нефтью и газом приграничной акватории. У Москвы и Осло изначально были диаметрально противоположные юридические подходы к решению вопроса: Норвегия по вполне понятным причинам настаивала на применении принципа средней линии, которого придерживается большинство стран в мире. Россия же предлагала секторальный принцип, который используется в Арктике. В результате было принято «компромиссное» решение, отрезавшее от России огромный кусок арктического шельфа.
Хуже всего того, что Россия спустя 40 лет замороженных переговоров не только согласилась пойти на уступки Норвегии (что отказывался делать СССР), которые отдали в руки конкурентов наиболее богатый природным сырьём участок шельфа. С принятием договора Россия будет вынуждена существенно упростить процедуру допуска иностранных инвесторов к российским месторождениям, так как документ предписывает совместное освоение пограничных запасов углеводородного сырья и биоресурсов. Другими словами, теперь транснациональные нефтегазовые гиганты получили возможность усилить давление на Россию по вопросу допуска к крупнейшим запасам нефтегазового сырья на планете. А это уже обязательство с очень далеко идущими последствиями.
Одновременно с этим на днях Нефтяной директорат Норвегии (NPD) опубликовал свою оценку запасов углеводородного сырья на том участке шельфа, который она получила от России взамен на снятие всех остальных претензий. Согласно опубликованной информации, два года интенсивной сейсморазведки не прошли даром - они продемонстрировали наличие в переданном участке шельфа колоссальных залежей нефтегазового сырья.
Только по предварительным оценкам, речь может идти как минимум о 1,9 млрд. баррелей извлекаемых запасов углеводородного сырья. Из которых порядка 15% пришлось на нефть. Проведённая дополнительная сейсмо- и геологоразведка позволили Норвегии увеличить извлекаемые запасы «чёрного золота» на шельфе сразу же на 11% - до 18,7 млрд. баррелей. Да, пока ещё не известно, какая их часть подлежит извлечению с технологической точки зрения и насколько рентабельным и коммерчески эффективным будет разработка месторождений. Однако совершенно очевидно, что власти Норвегии и СССР (а затем по инерции и «отреформированная» Россия) не зря боролись за тот участок арктического моря - по саамы предварительным оценкам цена вопроса может достигать 100 млрд. долл. Возможно и того выше - 125-150 млрд. долл.
Другими словами, председатель правительства Дмитрий Медведев, превратившийся в центр притяжения либерального клана, собственноручно под псевдо научные лозунги для особо наивных и неискушённых знаниями истории россиян сдал Норвегии от 25 до 40% федерального бюджета России. И сдал абсолютно без боя, объяснив это тем, что «неурегулированность вопросов о территориальном размежевании, разграничении морских пространств, конечно, не давала возможности заниматься крупными энергетическими проектами».
А затем добавил совсем уж наивный пассаж про то, что «заграница нам поможет»: «Это лучший подход, это объединяет и усилия, и деньги, и технологии». О том, в какой степени транснациональные корпорации и промышленные монополии готовы делиться своими производственными и управленческими технологиями, которые являются ключевым фактором их глобального доминирования на мировой арене и позволяет извлекать колоссальную инновационную ренту, наглядно демонстрирует провальный опыт проекта промышленной сборки.
Даже президент Владимир Путин был вынужден признать, что иностранные автомобилестроительные гиганты срывают планы по трансферу технологий и не идут на передачу конкурентам свои ноу-хау, патентов и результатов НИОКР - степень локализации производства как составляла 25-30% в 2004г., так и остаётся на этих уровнях.
Ожидать, что крупнейшие нефтегазовые гиганты США и Евросоюза согласятся своими собственными руками подорвать основу своего глобального доминирования и передадут российским конкурентам ключевые технологии глубоководной разведки и разработки месторождений - граничащая с безумием наивность. Или откровенно злой умысел. Крупные международные нефтегазовые гиганты никогда и ни с кем в своей истории не делились передовыми технологиями - на страже их интересов стоят и Госдеп, и ВТО (соглашения TRIPS), и ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), и Парижская конвенция об охране промышленной собственности и т.д.
Понять Осло можно - Норвегии нужны новые источники углеводородного сырья: добыча нефти и газа страны, особенно в Северном море, из-за старения месторождений неуклонно сокращается и по итогам 2013г. рискует опуститься до минимальных отметок с 1988г. При этом нужно отдавать себе отчёт в том, что именно юго-восточная часть Баренцева моря является наиболее перспективным и инвестиционной привлекательным районом норвежского континентального шельфа. Самое удивительное, что это открытие не стало новостью и уж тем более неожиданностью для самих властей Норвегии и их нефтегазовых компаний. В интервью BarentsObserver Геир Сельесет, менеджер по связям Норвежской нефтегазовой ассоциации, открыто заявил, что власти Норвегии не случайно боролись за демаркацию границ континентального шельфа с Россией и изо всех сил отчуждали наиболее лакомый кусок.
Было бы крайне наивно полагать, что российские чиновники, представители крупнейших нефтегазовых компаний и учёные понятия не имели, какие колоссальные залежи невосполнимого минерального сырья сосредоточены на дне Баренцева моря. Если они об этом не знали, то это проявление вопиющей некомпетентности, профнепригодности и граничащей с уголовной ответственностью преступной халатности.
Если же российские либералы, не стесняясь демонтирующие остатки финансово-экономического суверенитета России и превратившиеся в штурмовой отряд глобального бизнеса по зачистке территории от конкурентов, имели представление об объёме залежей углеводородного сырья, но это не остановило их от безвозмездной передачи стратегическому конкуренту России, то это уже близко к антигосударственной деятельности, подрыву суверенитета страны и незаконному распоряжению государственной собственностью.
В любом случае, чиновник, поставивший свою подпись под указанным Соглашением о капитуляции России и безвозмездной передаче стратегических запасов нефти и газа на шельфе Баренцева моря (не говоря уже о биоресурсах) в руки потенциального агрессора (напомним, что Норвегия является членом блока НАТО аж самого момента его основания в 1949г.), должен быть привлечён кт ответственности за подобного родя действия.
Правительственные чиновники и «либеральные подрабинеки» всех мастей не прекращают заявлять, что Россия с морально и физически изношенным оборудованием и отсутствием необходимых современных технологий глубоководной добычи сырья и его переработки/транспортировки была бы не в силах самостоятельно осуществить разработку своих стратегических запасов углеводородного сырья. В том числе и в силу высокой степени трудоёмкости и капиталоёмкости процесса добычи «чёрного золота» на шельфе.
Однако по какой-то причине американские, британские и норвежские компании умеют самостоятельно добывать нефтегазовое сырьё, а отечественные нефтегазовые гиганты, захлёбывающиеся от притока нефтедолларов и рапортующие о рекордных прибылях, не могут обеспечить добычу сырья. Во-первых, ничто не мешает привлечь ту же самую норвежскую Statoil или британскую BP к разработке шельфовых месторождений в качестве сервисных компаний по запуску проекта.
Во-вторых, ничто (кроме коррупции и хронического нежелания правительственных чиновников исполнять свои служебные обязанности) не мешает России пойти по пути Китая и заняться промышленным шпионажем и так называемым теневым «трансфером технологий».
В-третьих, в федеральном бюджете на счетах в Банке России и коммерческих банках без дела лежит свыше 7,5 трлн. рублей. Даже этих средств государства, не говоря уже о денежных ресурсах крупных нефтегазовых гигантов, вполне достаточно, чтобы полностью или частично профинансировать разработку месторождений на шельфе.
Не меньше изумления вызывает риторика некоторых российских «экспертов» и либералов, которые уже успели договорить то того, что для России, напротив, залежи сырья на шельфовых месторождениях не представляют никакой интерес. Поскольку, якобы, у России и так много природного сырья, а трудоемкость и капиталоемкость добычи на шельфе значительно превышает показатели по другим российским месторождениям. Не говоря уже о доступе к технологиям геологической и сейсмологической разведки, добычи, переработки и транспортировки углеводородов.
Судя по всему, сдача финансово-экономического суверенитета и распродажа стратегически значимых активов оптом и в розницу уже стали смыслом жизни российских либералов и подавляющей части коррумпированной бюрократии. Это хорошо оплачиваемый бизнес, за который Вас признают «лучшими министрами финансов Европы и развивающихся стран», активно поддерживают международные финансовые организации, приглашают выступать на пафосные тусовки и конференции (наподобие Давоса) и закрывают глаза на наворованное имущество, позволяя легализовать его за рубежам в фешенебельных странах.
Другое дело, что уж больно велика цена вопроса - сдача Арктического шельфа и участка крупнейших запасов углеводородов является всего лишь одним из звеньев по колонизации России со стороны глобального бизнеса. В числе прочих втягивание совершенно неподготовленной и деиндустриализированной России на «титаник» ВТО, создание Росфинагентства, втягивание государства и частного сектора в петлю внешних займов, приватизация бюджетной сферы, оффшоризация экономики и т.д. С такими диагнозами долго не живут.