От редакции: Сегодня мы вновь обращаемся к теме модернизма в церковной архитектуре, поднятой в статье протоиерея Константина Островского, председателя Московского епархиального отдела по реставрации и строительству «Заметки о модернизме в церковной архитектуре».
21 февраля 2013 г. в храме Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при центре детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве прошел круглый стол «Современная храмовая архитектура: поиск нового образа». Мероприятие было приурочено к презентации второго номера журнала «Храмоздатель», специализированного приложения к «Журналу Московской Патриархии» о храмовой архитектуре и церковном искусстве. В рамках круглого стола были представлены образцы так называемой «современной церковной архитектуры» от создателей творческого объединения «Квадратура круга».
В дискуссии приняли участие архитекторы Михаил Кеслер, Андрей Анисимов, Ектерина Шеко, протоиерей Андрей Юревич, Александр Головкин и Илья Людоговский, искусствоведы Лилия Ратнер и Ирина Языкова и другие. А вот знаменитому зодчему Дмитрию Сергеевичу Соколову возможности выступить не дали. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей текст его доклада, а также стихотворение (Д.С.Соколов - автор пяти стихотворных книг), посвященное архитектуре. И предлагаем нашим читателям, глядя на образцы «современной церковной архитектуры» поразмышлять, хотели ли бы они молиться в таких храмах.
***
Через четыре года будет сто лет с тех пор, как русский народ вступил на путь самоуничтожения. Началось с оскопления алфавита, а значит с попытки уничтожения родной речи, продолжилось изменением времени и борьбой с Богоданной природой земли и человека, и перешло к уничтожению генофонда и борьбе с Самим Богом. Все это, включая и борьбу с церковнославянским языком под предлогом большей понятности для бабушек, продолжается и поныне. Дело в том, что в любом явлении, даже таком, как самоуничтожение, по изобретательности, энергии и широте, русскому народу нет равных. Но не будем уходить в сторону, ибо мы рассматриваем конкретный вопрос, а именно: борьбу с Богом. В ленинско-троцкистско-большевистские времена это было примитивное, но необычайное по широте и жестокости физическое разрушение храмов и уничтожение духовенства. Была, правда, иезуитская попытка введения Церкви в обновленчество, но она оказалась бесплодной, в силу тогдашней генной укорененности русского человека в благодати Православия. Увы, скорбный труд большевизма по изменению русской души, - эта «метанойя» наоборот, - не прошел бесследно. Зуд модернизма у нас теперь перешел в разряд врожденных пороков, но не сердца, а души!
Как же прискорбно видеть этот парадокс у сегодняшнего священства из когорты модернистов, как они сами себя называют. Что такое православный русский менталитет? Это: то, что создано не нами, не нам и менять. Ладно, молодые люди, не испытавшие священного трепета, благоговения и потрясения перед шедеврами древнерусского зодчества, не принявшие их со страхом Божиим в свое сердце, - их можно пожалеть и пожелать им съездить в Вязьму, Суздаль, Плес, Кострому - перечислять можно до бесконечности, а священство, - уж кто-кто, а оно-то должно чувствовать благодать в творениях предков, а творения предков - это и было сотворчество со своим Творцом! Нет, о современном храме говорят именно они, принимающие исповедь, и стоящие у престола Божия! Слово «современный» имеет чисто отрицательное, ругательное значение, ибо никогда еще мир так глубоко не погружался во зло, как сегодня. Современный - это значит вобравший, впитавший в себя грехи всего мира!
И таким должен быть храм?! Еще в 1988 году, в Кемерово, когда я защищал на градсовете проект собора, ко мне подходили архитекторы и спрашивали, почему собор не современен.
Как же далеко мы продвинулись за четверть века от Бога, если теперь уже священство задает нам такие вопросы.
Поэтому даже сама постановка вопроса может считаться некорректной, ибо эффект от постановки проблемы во много раз гибельнее, чем от ее решения.
И поэтому любые попытки осовременить, - читай: модернизировать православный храм, означают намерение его разрушить. Не говорю, что сознательное, часто и бессознательное, ибо «во гресех роди мя мати моя».
Короче говоря: Вам нужны великие изменения и осовременивания, а нам нужна Великая Россия! А Велика она будет, только сохранив и укрепив Православие. То есть речь идет о сбережении Православия, сбережении нации, сбережении России. Поэтому давайте прекратим этот разрушительный разговор. Ему не место в православном храме.
Храм это Православие. Как можно осовременить Православие!? Как может в голову придти Его осовременить, - сделать соль не соленой, сахар не сладким, горечь не горькой, жизнь не живой!? - Убить!
Храм не может быть современным или своевременным, или суевременным. Он должен быть вечным и совершенным!
А вообще-то московским храмоздателям, если уж они себя так именуют, неплохо было бы хоть раз в месяц ходить в Кремль, тем более, что в последнее время в Благовещенском и Архангельском соборах Кремля нашими реставраторами были сделаны потрясающие открытия.
Поэтому предлагаю не путать такие понятия, как современный и совершенный.
А о двух молодых людях, выступавших с фантазиями по поводу православного храма, могу сказать: чему мы научим, то и получим. Сами виноваты. Вот лист с изображением, который я недавно обнаружил в своем архиве. Это работа на звание «ученого рисовальщика», ученика 6 класса (Сергея Устиновича Соловьева) Строгановского императорского училища. Не думаю, что сегодня найдутся академики, которые умеют так рисовать. И заметьте, никому тогда, 100 лет назад не приходило в голову рассуждать о современности или несовременности храма. Была культура, было чувство Родины, было знание и изучение традиций, было уважение своих предков и благоговейное отношение к тому, что они создали. То есть не было большевизма. Так что мне бы хотелось сказать этим молодым людям: дети, учитесь рисовать. Это - то конструктивное предложение, которое напрашивается само собой и относится ко всем храмоздателям! Независимо от сана.
Как говорил Корней Чуковский, в России надо жить долго, тогда что-нибудь получится.
А по поводу движения «вперед» в храмоздательстве могу сказать: вперед - куда? К Богу или от Бога? То, что происходит здесь, это призыв: вперед, от Бога!
Дмитрий Сергеевич Соколов, архитектор, строительно-реставрационная компания «Практика»
***
Русский храм парадоксален
Осиянием теней,
Он зеркален, он хрустален
Благодатию своей.
Он охватит вас с порога
И в руках начнет качать,
Имя Слова, имя Бога
Будет с вами величать.
Русский храм многострадален
Стен наклонностью своей,
Он как Крест парадоксален
От веков до наших дней.
Благодушен, прост как сердце
Русских далей и равнин,
Купол, маленькая дверца,
Но каков христианин!
Золотые в небо взоры
Окон, огненных свечей,
Белый камень и узоры
Разноцветных кирпичей,
Он выводит на просторы
Вашу душу жить горé,
Он и в радости и в горе
На престоле в алтаре.
Русский храм ортодоксален
В небе, в зелени полей,
Он всегда парадоксален
Тихой святостью своей.
В этой стати есть и тайна,
Вот она-то -суть и стать,
От нее как луч кристальный
В русском храме благодать.
Русский храм не идеален,
Не стремясь и вовсе к ней,
Он от века эпохален
Детской сущностью своей.
Русский храм парадоксален
Всею сутью бытия,
Он сусален, он буквален,
Краток он как лития.
Русский храм не одиночка,
Он венец, он апогей,
Он играет роль листочка
В разветвленности ветвей.
Русский храм не однозначен,
Он в полете на земле,
Ширью неба он охвачен,
Но как мир стоит во зле.
Он повсюду, над снегами,
В сердце, в городе, в душе,
Он к Спасителю кругами
Поднимается уже,
Мы вослед ему киваем,
Почитая то за честь,
Оживая, понимаем,
Видно Бог и вправду есть!
Русский храм парадоксален
Кафедральностью своей,
Он кирпичен, деревянен,
Частью сложен из камней,
Русский храм непререкаем,
Он - святыня на планете,
От него мы все сверкаем, -
Взрослые и дети.
Русский храм орнаментален
Мимолетностью своей,
Он пронзителен, пространен,
И чем дальше, тем сильней.
Разойтись, мой храм, с тобой,
Мы теперь не в силах,
Бог с тобой, а мы с мольбой
Будем до могилы.
Русский храм не оболванен
Ни Престолом, ни Ордой,
Он Пожарский, он Сусанин,
Он не Петр, он с бородой!
Русский храм парадоксален
Взором Вседержителя,
Православен и преславен
Как его служители.
Ведь священники, попы, -
Все за нас ходатаи,
Православия столпы,
Бога соглядатаи.
Оттого-то русский храм
Так нам и приволен,
Что цветет он по утрам
Гулом колоколен,
Этот гул с утра встает
И идет равниной,
Сердце за душу берет
Песней соловьиной.
Что я Господу отдам
После жизни тленной?
Век живи наш русский храм,
Богу преклоненный!
***
Образцы модернизма в церковной архитектуре:
8. Re: Может ли храм быть современным?
7. беречь веру православную
6. Re: Может ли храм быть современным?
5. Re: "Может ли быть храм современным?"
4. Re: Может ли храм быть современным?
3. Может ли храм быть современным?
2. Re: Может ли храм быть современным?
1. Вид русского храма выстрадан веками.