10 февраля - Собор новомучеников и исповедников Российских, день поминовения пострадавших за веру Христову при советской власти. Среди святых мучеников Нижегородской митрополии особое место занимает Алексей Борисович Нейдгарт.
Крупный деятель Российской империи, Алексей Нейдгарт был расстрелян нижегородскими чекистами 6 ноября 1918 года, в первую годовщину октябрьского переворота. В свои 55 лет он мог принести немало пользы Родине. Но судьба и злая людская воля решили иначе.
Нейдгарты были потомками выходца из Австрии, поступившего на русскую службу в XVII веке. Искренне приняв Православие и обрусев, они талантами, доблестью и верностью добились высоких отличий. Дед Алексея Нейдгарта был героем Отечественной войны, кавалером ордена Святого Георгия двух степеней, генералом от инфантерии и главноуправляющим Кавказа. Его сын Борис Александрович (отец А.Б. Нейдгарта) дослужился до чина действительного тайного советника и обер-гофмейстера Высочайшего Двора. От его брака с Марией Талызиной, правнучкой А.В. Суворова, родились дети Александр, Дмитрий, Алексей, Ольга и Анна. Последняя была замужем за министром иностранных дел С.Д. Сазоновым, а ее сестра - за премьером П.А. Столыпиным.
Алексей Борисович Нейдгарт родился 1 сентября 1863 года в Москве. Следуя по стопам старших братьев, он окончил Пажеский корпус, затем 3-ю Московскую военную гимназию и 3-е военное училище, откуда в 1883 году был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк. Прослужив четыре года, он вышел в запас гвардейской пехоты, а в 1894 году - в отставку с чином поручика.
Еще в середине XIX века Нейдгарты свили себе гнездо в Нижегородской губернии, купив у вдовы инвалида Крымской войны Н.И. Дельвига землю в Княгининском уезде. Имение в Ичалковской волости состояло из нескольких тысяч десятин земли, усадеб, мельниц. В усадьбу на берегу Пьяны под названием Отрада и прибыл Алексей Нейдгарт, покинув Преображенский полк. Женившись на Любови Трубецкой, Нейдгарт-младший мог посвятить себя статской службе и трудам сельского хозяина.
В Княгининском уезде он состоял почетным мировым судьей, участковым земским начальником, избирался гласным уездного земства, а с 1896 года три срока подряд являлся губернским предводителем дворянства.
Служба не мешала тридцатилетнему чиновнику быть рачительным помещиком. Ведомость 1897 года сообщает, что А.Б. Нейдгарту принадлежало имение при с. Ичалках, Троицкое тож, водяная мельница на реке Пелть, такая же на озере Иняве при селе Пилекшево, базарная площадь с постройками в Большой Якшени, а также помещения для бакалейной и калачной лавок и сукновальный завод в Пилекшеве.
В том крепком хозяйстве применяли элитные семена и минеральные удобрения, растили породистый скот, держали пасеки, производили сыр. Работа по найму щедро оплачивалась. Как пишет историк, косцам, кузнецам, камнедобытчикам платили в день по рублю (три рубля стоила дойная корова), выдавали головку сыра, ведро молока, буханку хлеба.
В Отраде Алексей Нейдгарт построил двухэтажный дом в классическом стиле, с колоннами и богатыми интерьерами, домовой церковью и деревянной колокольней. По преданию, в усадьбе не раз гостил шурин Бориса Алексеевича, П.А. Столыпин. Есть версия, что со своей суженой, Ольгой Борисовной Нейдгарт, он венчался в Троицкой церкви соседнего села Анненково.
Неподалёку располагалось имение старшего брата Дмитрия - при деревнях Новой, Козловке и селе Пилекшеве.
Имея доброе сердце, А.Б. Нейдгарт заслужил прочную репутацию благотворителя. Он щедро жертвовал на православные храмы. На средства доброхотов воздвиг Народный дом в Нижнем. Оказывал щедрую помощь ряду школ и приютов. На средства Нейдгартов содержалось народное училище на 90 мест в Ичалках. Они же попечительствовали школе в Пилекшеве. С 1904 года Алексей Нейдгарт - пожизненный почетный член нижегородского Братства Святого Георгия, с 1906-го - ктитор Екатерининского храма при приюте для бедных дворян. Памятником ему до сих пор стоит церковь в селе Сунееве, колокольня в Ичалках.
Дом А.Б. Нейдгарта в Отраде (переименованной в поселок Новый мир, Вадский район) выстоял, пережил все бури XX века. Уцелели и руины дома Д.Б. Нейдгарта - все, что осталось от некогда цветущей усальбы Красный хутор.
В годину смуты Алексей Нейдгарт в гуще общественной жизни. До января 1906 года он губернатор в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), затем избранный член Государственного совета от Нижегородской губернии, один из лидеров «правого центра». Алексей Борисович участвует в Русском окраинном обществе, созданном для борьбы с местечковым сепаратизмом, состоит членом Совета старшин «Всероссийского национального клуба», активно поддерживает политический курс премьер-министра П.А.Столыпина. В 1915 году истекает срок его членства в Госсовете, и Николай II продлевает полномочия царским указом.
Заметную роль играл и старший брат Дмитрий, состоявший в начале XX века губернатором в Плоцке (Польша) и градоначальником Одессы, где проивил волю и мужество в противостоянии революционной анархии. Старший брат Александр скончался в 1907 году в возрасте около 50 лет.
В 1914 году Алексей Нейдгарт удостоен высочайшей благодарности за труды в возведении Феодоровского собора в Петербурге, строившегося в честь 300-летия Дома Романовых, его назначили ктитором этого храма. Вскоре разразилась мировая война, и все силы были направлены на помощь действующей армии. Нейдгарт участвует в Верховном совете по призрению семей воинов, возглавляет Татьянинский комитет помощи пострадавшим. В 1915 и 1916 годах его выдвигали главой кабинета министров, но кандидатура отклонялась. Случись иначе, может, и не было бы катастрофы 1917 года? Не потеряла ли Россия в лице Нейдгарта-премьера нового Столыпина?
Февральский, а затем октябрьский перевороты фактически поставили правых политиков вне закона. Алексей Нейдгарт вернулся в Отраду. В Нижегородской губернии ему уже был уготован мученический венец.
В июне 1917 года вместе с временно управляющим Нижегородской епархией епископом Лаврентием (Князевым) и протоиереем Алексеем Порфирьевым он подписал протест против гонений на Православную церковь. На это губернская чека во главе с бывшим анархокоммунистом и дезертиром Я.З. Воробьевым ответила массовыми арестами и расстрелами духовенства и мирян.
По преданию, троих новомучеников казнили на окраине сада за особняком купца Филитера Кузнецова на Малой Покровке, занятым чекистами под штаб и тюрьму. Сад и расположенный за ним Жандармский овраг служили местом расправ, производимых красными латышами из батальона войск ВЧК. Согласно легенде, привести приговор сначала поручили обычным красноамейцам, но те отказались. И тогда пригнали наемников-латышей. То же предание гласит, что тела убиенных отвезли на Мочальный остров (на Волге, против современной Чкаловской лестницы) и там то ли небрежно закопали, то ли, как часто случалось, сбросили в речную стремнину.
В 1991 году Алексей Борисович Нейдгарт был официально реабилитирован.
В 2000 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых мучеников.
Его вдове Любови Николаевне Нейдгарт (1868-1928), брату Дмитрию (1861-1942) и сестрам Ольге (1859-1944) и Анне (1868-1939) удалось спастись, бежав за границу.
По данным Википедии, сын и одна из трех дочерей А.Б. Нейдгарта были убиты большевиками, но этот факт нуждается в проверке.
Станислав Смирнов, действительный член Историко-родословного общества в Москве
1. Re: Жизнь и смерть Алексия Нейдгарта